Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕЙ В СЕЛЬСКОЙ ГИМНАЗИИ'

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕЙ В СЕЛЬСКОЙ ГИМНАЗИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ЮНОШЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ / RURAL JUNIOR HIGH SCHOOL / THE ETHNO-CULTURAL PECULIARITIES / UPBRINGING / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринов Федор Федорович

Актуальность исследования обусловлена организацией образовательного процесса в сельской юношеской гимназии Республики Саха (Якутия) (РС(Я)) с учетом специфики этнокультурного воспитания юношей. Проанализированы и обобщены позиции Мюрюнской юношеской гимназии имени В.В. Алексеева, её образовательная и воспитательная деятельность, обращенная на создание условий для формированию физически здоровой, творчески мыслящей, интеллектуально развитой личности, ориентированной на высокие нравственные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL PECULIARITIES OF EDUCATION OF YOUTH IN A RURAL COLLEGE

The relevance of the research is due to the organization of the educational process in the rural youth gymnasium of the Republic of Sakha (Yakutia) (RS(Ya)), taking into account the specifics of ethno-cultural education of young men. The article analyzes and summarizes the positions of the Myuryun youth gymnasium named after V.V. Alekseev, its educational and educational activities aimed at creating conditions for the formation of a spiritually rich, physically healthy, creatively thinking, intellectually developed person focused on high moral values.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕЙ В СЕЛЬСКОЙ ГИМНАЗИИ»

(2005), наиболее распространёнными жалобами преподавателей относительно онлайн-образования являются (1) отсутствие понимания этого метода преподавания; (2) отсутствие институциональной поддержки; и 3) опасаются, что качество образования в онлайновой среде страдает.

Это историческая справка, а современные реалии также наполнены феноменологией стрессоров. При переходе школ на дистанционное обучение учителя столкнулись с определёнными трудностями. Некоторые педагоги жалуются на то, что им непривычно вести уроки, не имея зрительного контакта со студентами и школьниками. Кроме того, возникли проблемы с неустойчивым соединением с интернетом. В результате школы не могут обеспечить комфортные условия для образовательного процесса.

Ранее стало известно о том, что Министерство просвещения России планирует запустить обучающий канал. Идея возникла в рамках решения вопроса о внедрении дистанционного формата обучения школьников в условиях самоизоляции. Оказалось, что дети банально не умеют учиться. А значит, заставлять - уже не только неправильно, но и бесполезно. Нужно выстроить процесс обучения дома правильно. Дети не могут садиться и делать, а также проверять и повторять (одним словом, не в состоянии организовывать учебный процесс). Многие даже не понимают прочитанный в учебнике текст, а задания, которые там написаны, ставят в тупик. Это при том, что многие родители и педагоги обвиняют современные учебники в бедном содержании и излишней простоте. Неумение учиться связано с 3 причинами: у детей не развиты психические процессы (память, внимание, логика) [2]. Когда нет профессионального преподавателя, который удерживает и переключает внимание каждые несколько минут, детям трудно читать, понимать текст и вообще самостоятельно работать; у детей есть пробелы в предыдущем материале (а новые знания почти всегда базируются на терминологии, фактологии уже пройденного материала); у детей нет никаких алгоритмов и технологий самообучения (здесь они абсолютно не виноваты, просто их никто и никогда этому не обучал, а стоило бы).

Столкнувшись со всем этим лицом к лицу, многие родители восприняли карантин как болезнь, которая обязывает ребенка наверстать все. Но усиленно "нагонять" школьную программу смысла не имеет, потому что отстанет весь класс. Дистанционное обучение зачастую ограничивается просто ссылками на электронные уроки по новой теме, не контролируя их выполнения [3].

Выводы. Большинство детей и так не покидает просторы своих гаджетов, поэтому предоставлять им неограниченный доступ, неразумно. В крайности впадать тоже не надо - конфискация гаджетов будет воспринята объявлением войны, и дальнейшие переговоры на тему обучения обречены на провал.

Но поскольку освобождается много школьного времени, можно заключить с ребенком договор. Его общая идея: "Ты делаешь что-то и за это получаешь что-то". Нужно помнить: ребенок не обязан учиться и нагонять школьную программу. Например, если дети хотят коммуницировать в своих гаджетах больше, чем обычно, можно предложить им позанимался 15 минут и получить 30 минут игры в приставку. Выполнять обещанное - непреложный закон. Договор должен быть выгодным для обеих сторон. Ребенок отнесется к нему более серьезно, если вы зафиксируете договоренности письменно.

Не нужно заставлять ребенка учиться. Весь этот процесс, которого не было до карантина, вызывает у родителя массу напряжения, сопротивления, злости, отчаяния. А еще страха, стыда и прочих вещей, которые в нашем обществе «принято» чувствовать в контакте с учителями. А параллельно родителям нужно еще работать, готовить, стирать, справляться с собственными эмоциональными нагрузками. Очень важно помнить, что нагруженный эмоционально человек, стрессующий человек с очень высокой вероятностью будет искать способ снять это напряжение. Психике нужна система очистки, иначе она перегреется. На кого чаще всего сливает напряжение уставший взрослый? На ребенка. Увы, нынешняя ситуация - это стресс для всех. Уязвимы и взрослые, и дети. Поэтому важно сейчас не воевать с детьми, а сотрудничать с ними. Сделать дистанционное обучение общим делом и друг друга поддерживать, помогать и жалеть. Человеку в стрессе важна поддержка. Это самое действенное лекарство.

Литература:

1. Hope Kentnor. Distance Education and the Evolution of Online Learning in the United States. University of Denver. Digital Commons @ DU

2. Мережко Е.А. К проблеме дополнительного дистанционного обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе // КПЖ. 2018. №2 (127). URL: https://cyberleninka.ru / (дата обращения: 15.06.2020).

3. Верхотин Д.Г. Дистанционное обучение в системе Moodle как средство обучения школьников // Вестник науки и образования. 2019. №2-2 (56). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 05.08.2020).

Педагогика

УДК 378.14

аспирант кафедры педагогики Татаринов Федор Федорович

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск), директор

Юношеская гимназия Усть-Алданского улуса (г. Якутск)

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕЙ В СЕЛЬСКОЙ ГИМНАЗИИ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена организацией образовательного процесса в сельской юношеской гимназии Республики Саха (Якутия) (РС(Я)) с учетом специфики этнокультурного воспитания юношей. Проанализированы и обобщены позиции Мюрюнской юношеской гимназии имени В.В. Алексеева, её образовательная и воспитательная деятельность, обращенная на создание условий для формированию физически здоровой, творчески мыслящей, интеллектуально развитой личности, ориентированной на высокие нравственные ценности.

Ключевые слова: сельская юношеская гимназия, этнокультурные особенности, воспитание, традиции. Annotation. The relevance of the research is due to the organization of the educational process in the rural youth gymnasium of the Republic of Sakha (Yakutia) (RS(Ya)), taking into account the specifics of ethno-cultural

education of young men. The article analyzes and summarizes the positions of the Myuryun youth gymnasium named after V.V. Alekseev, its educational and educational activities aimed at creating conditions for the formation of a spiritually rich, physically healthy, creatively thinking, intellectually developed person focused on high moral values.

Keywords: rural Junior high school, the ethno-cultural peculiarities, upbringing, traditions.

Введение. Этнокультурные особенности воспитания юношей в Мюрюнской юношеской гимназии Республики Саха (Якутия) связаны с природно-климатическими условиями Якутии, с традиционной экономикой и системой выживания, с материальной и духовной культурой, которая влияет на этническую принадлежность, самосознание, биофизические характеристики организма северянина, что заключается в адаптации к выживанию в сложных условиях.

С другой стороны, следует отметить, что образовательная сфера региона ставит перед собой задачу воспитания широко высокообразованного гражданина своего общества в богатых традициях материальной и духовной культуры народов своего региона, направлено на формирование духовных ценностей [2].

В данном случае формирование цели нашего исследования исходит из целесообразности воспитание юношей в региональной системе школьного образования с учетом особенности территории, природы, социального обустройства и национальной культуры.

Основное содержание юношеского образования составляет ключевое понятие культуры как целостной системы. Воспитание юноши в якутской семье традиционно протекало на опыте старшего поколения. Его воспитывали как кормильца, хозяина семьи, продолжателя рода. От него зависело благополучие семьи, более того сам факт существования семьи, рода, народа в целом. Гимназия придерживается мудрости народа саха: «Тимир хатарыллан тимир буолар, уол о5о эриллэн эр киhи буолар» (Железо, закаляясь, становится твердым, юноша, проходя испытания, становится мужчиной) [2].

Поставленная педагогическая задача связана с реализацией в современной образовательной среде воспитанию юношей с учетом этнокультурной жизни региона. В этой связи вполне обоснованным является выбор темы исследования, которая направлена на рассмотрение значимости этнокультурного наследия народа саха для осуществления воспитательной работы в Мюрюнской юношеской гимназии имени В.В. Алексеева.

Изложение основного материала статьи. Специфика образовательных организаций с резко сформулированными климатическими или территориальными особенностями обязует необходимость учета региональных особенностей к организации образовательного и воспитательного процесса. Виктора Федоровича Афанасьева-Алданского в своей монографии, опубликованной в 1979 голу «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока» как раз выявляет потенциал народной педагогики и отмечает, что накопленный веками народные традиции, несомненно, должен передаваться из поколения в поколение. Использование этнопедагогического подхода воспитательной работе предполагают передачу молодому поколению социального опыта, норм поведения, общественных традиций народа [1].

Этнопедагогический феномен «Кут-сюр», отраженный в работах И. С. Портнягина, в котором изучаются аспекты воспитания в учении айыы и школы «Кут-сюр», имеет большое значение в региональной образовательной среде. Преподавание в школах айыы и кут-сур предполагает передачу социального опыта, норм поведения, социальных традиций от людей к молодому поколению. Педагогические идеи кут-сур выражаются в устном народном искусстве, традициях, обычаях, ритуалах, играх - во всех ценностях духовной культуры народа. Это коллекция педагогических идей и образовательного опыта включает в себя формирование морально-этических представлений о трудолюбии, единстве и гармонии в семье, патриотизме, человеческих отношениях между членами семьи, народа, нации [6].

В результате общения с окружающей средой у ребенка развивается наблюдение, появляются определенные представления о природе. В условиях суровой природы тундры и тайги люди развили такие качества, как экономичность, точность, настойчивость, изобретательность, всякое безделье и расточительность были обречены. Старшее поколение развило нравственные идеалы у детей посредством постоянных упражнений, где основными и наиболее важными качествами были уважение и любовь к родителям, а через них - к другим.

Важными моральными качествами личности являются: гостеприимство, доброта, честность, послушание, трудолюбие, самообладание, уважение к старшим. Все качества были привиты детям и переданы им с раннего возраста. Великая школа нравственности в семьях северян - это их честность и справедливость: охотники и рыбаки обязательно делят добычу поровну, помогают семьям, которые не могут прокормить себя [3].

Опубликованной в 2017 г. коллективной монографии педагогов и учителей школ Якутии «Этнопедагогика любви и национальное спасение - Ethnic pedagogy of love and national salvation», населенное на сохранение и развитие этнической идентичности, культурного и языкового разнообразия образовательного процесса отражена методология этнокультурного образования и воспитания как педагогики спасения уникальных этнических культур и предлагает инновационные технологии межкультурного диалога в педагогической среде [7]

Как отмечает У.А. Винокурова опубликованной вышеназванной монографии научной статье «Indigenous Methodology - в этнопедагогике», что «этнопедагогика как наука имеет различные аксиологические направления. Г.Н. Волков придал ей гуманистический смысл, соответствующий ценностям ЮНЕСКО. В настоящее время наблюдается структурирование этнопедагогических направлений. Анализ этнопедагогических теорий и практик на российском образовательном пространстве позволяет выделить семь направлений этнопедагогики как науки: экологическое, этнокультурное, социокультурное, физическое, трудовое, творческое и духовное воспитание» [4, с. 25]

Следует отметить, что авторами теории этнопедагогики внесено понятие «национально-региональный компонент», которое принято в Законе РФ «Об образовании» [5].

Образование в современных условиях рассматривается в качестве многомерного и многогранного монопроцесса становления личности, в развития ключевых способностей, как критическое мышление, умение решать проблемы, сетевое сотрудничество, гибкость и адаптивность, инициативность и предпринимательство. Учение происходит непрерывно, общедоустпно, в условиях адаптации системы образования и персонализации.

Сегодня, в связи с переходом на компетентностно - ориентированное образование, перед педагогами встала задача поиска инновационных технологий и методик, способствующих качественному усвоению материала, формированию ключевых предметных компетенций.

Несмотря на вышеуказанные особенности, которые необходимо учитывать при построении систем оценки, общим требованием является обеспечение требований федеральных государственных образовательных стандартов определенного уровня, обеспечивающих единство российского образовательного пространства.

В международной практике сложился подход, в котором ключевые компетенции выпускника общеобразовательной организации декларируются на уровне страны и имеют статус национальных компетенций. В Российской Федерации ключевые компетенции закладываются в соответствующих федеральных государственных образовательных стандартах, и основным требование введения региональных компетенций является их дополнительный характер. В частности, в Республике Саха (Якутия) для успешной социализации выпускник школы должен обладать следующими ключевыми компетенциями:

- усвоение основных ценностей национальной культуры и проявление воли использовать их в своем личном и общем культурном развитии;

- умение анализировать и оценивать исторические события и процессы в развитии своей республики на фоне исторического развития России;

- активное использование родного языка и национального языка на уровне, который предлагает активную жизненную позицию и возможности для дальнейшего развития личности;

- работа с информацией в глобальных компьютерных сетях и локальных информационных системах в условиях сильной территориальной разобщенности учреждений республики;

- сохранение этических ценностей, характеристик образа жизни и здорового образа жизни в природных условиях региона.

Следует отметить, что раздельное обучение мальчиков в Якутии возникло по инициативе практиков образования. В условиях отсутствия научно-теоретической основы образование юношей осуществляется благодаря энтузиазму, активности и работоспособности творчески мыслящего педагогического коллектива. Такой коллектив был создан Валентином Ивановичем Филипповым, основоположником и первым директором такого уникального образовательного учреждения, как юношеская гимназия. Совместно с Т.Е. Дуткиной, учителем энтузиастом, ставшей заместителем директора по научно-методической работе, был сформирован замечательный педагогический коллектив, объединенный единой идеей организации образовательного учреждения нового типа. Научными руководителями работали доктора педагогических наук Е.П. Жирков, Р.Е. Тимофеева, доктор психологических наук А.П. Оконешникова. Так была открыта первая и пока единственная в Республике Саха (Якутия) уникальная школа, где обучаются одни мальчики, -Мюрюнская юношеская гимназия имени В.В. Алексеева.

Показателем творческой работы педагогического коллектива можно считать то, что гимназию в течение 25 лет успешно окончили 428 выпускников из 12 улусов республики и г. Якутска, Нерюнгри, Калининграда, Москвы. Из них 24 золотых, 33 серебряных медалистов. 343 выпускников (80,6%) поступили в технические ВУЗы, 59 (13%) - в гуманитарное, 26 (6,1%) - в естественное направление. Отрадно отметить, что выпускники гимназии продолжают учебу в аспирантурах Москвы, СВФУ имени М.К. Аммосова; работают научными сотрудниками в Научно-исследовательских институтах, Арктическом Инновационном Центре, Институте космофизических исследований и аэронии им. Ю.Г. Шафера СОРАН, СВФУ; являются обладателями Грантов Президента РФ В.В. Путина по научно-проектной деятельности.

Выводы. На протяжении всей истории человечества у всех народов мира главная общественно-политическая роль отводилась мужчинам. Именно от них зависит: быть или не быть народу. Так, якутская мудрость гласит «Мужчина - движущая сила жизни». Природа изначально одарила мужскую половину человечества тягой к новаторству, освоению новых пространств, поисковой деятельности, исследованию неизвестных областей, дала большую сообразительность и изобретательность, склонность к эвристическим решениям. А драйвером научно-технического прогресса преимущественно выступали технические и естественные науки.

Гимназия станет стартовой площадкой и местом создания креатосферы; предоставит юношам новый образ мышления; даст возможность осознанного выбора будущей профессии; научит работать в мультикультурной среде через организацию практико-ориентированной, творческой деятельности. Выпускники гимназии станут основой креатосферы и катализатором экономического развития страны. Открытие гимназии диктовалось социально-экономическими, научно-техническими, духовно-нравственными вызовами которые стояли перед улусом, республикой. Стояла задача организации нового образовательного пространства.

Литература:

1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск: Кн. Изд-во, 1979. 182 с.

2. Барахсанова Е.А. Татаринов Ф.Ф. Воспитание юношей в сельской гимназии на основе гендерного подхода // Образовательный вестник Сознание. 2019. Т. 21. №9. С. 5-10.

3. Барахсанов В.П., Барахсанова Е.А., Голокова В.С., Кронников Н.Д. Этнопедагогические аспекты развития интеллектуальных игр в Республике Саха (Якутия) // Теория и практика физической культуры. 2017. № 7. С. 100-101.

4. Винокурова, У.А. Indigenous Methodology - в этнопедагогике. // Этнопедагогика любви и национальное спасение - Ethnic pedagogy of love and national salvation: монография / М-во образования и науки Респ. Саха (Якутия); под общ. ред. У.А. Винокуровой, д. социал. н. - Якутск: «Медиа-холдинг Якутия». 2017. - С. 25.

5. Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 12.01.1996 г. - № 12, с - ФЗ // Официал. док. в образовании. - 2000. - №14. - С. 2-59.

6. Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут-сур». М.: Academia, 1999. 164 с.

7. Этнопедагогика любви и национальное спасение - Ethnic pedagogy of love and national salvation: монография / М-во образования и науки Респ. Саха (Якутия); под общ. ред. У.А. Винокуровой, д. социал. н. -Якутск: «Медиа-холдинг Якутия». 2017. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.