Научная статья на тему 'Гендерный метод в исследованиях социальной идентичности российских дворян XVIII века'

Гендерный метод в исследованиях социальной идентичности российских дворян XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ МЕТОД / ИСТОРИЯ ЖЕНЩИН / ЖЕНЩИНЫ-ДВОРЯНКИ XVIII ВЕКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Игаева Ксения Владимировна

В данной статье исследуется гендерный метод в изучении социальной идентичности дворян. В большей степени анализируется социальная идентичность женщин-дворянок, в основном в категории «women's studies».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENDER METHOD IN RESEARCHES OF SOCIAL IDENTITY THE RUSSIAN NOBLES THE XVIII CENTURY

This article explores the gender approach in the study of the social identity of the nobles. Social identity of noblewoman is more analyzed, basically in the category «women's studies».

Текст научной работы на тему «Гендерный метод в исследованиях социальной идентичности российских дворян XVIII века»

УДК 94(470)

К.В. ИГАЕВА1

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

ГЕНДЕРНЫЙ МЕТОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКИХ ДВОРЯН XVIII ВЕКА

Аннотация. В данной статье исследуется тендерный метод в изучении социальной идентичности дворян. В большей степени анализируется социальная идентичность женщин -дворянок, в основном в категории «women's studies».

Ключевые слова. Гендерный метод, история женщин, женщины-дворянки XVIII века. K.V. IGAEVA1

1 Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Russian Federation

THE GENDER METHOD IN RESEARCHES OF SOCIAL IDENTITY THE RUSSIAN NOBLES THE XVIII CENTURY

Abstract. This article explores the gender approach in the study of the social identity of the nobles. Social identity of noblewoman is more analyzed, basically in the category «women's studies». Keywords. Gender method, women's studies, noble women XVIII century.

Европеизация Российской империи в XVIII веке отразилась широкомасштабными изменениями во всех структурах общества. Реформы, проводимые государством, по-разному были восприняты мужской и женской половиной русского дворянства XVIII века, что позволяет изучить вопросы социализации мужчин и женщин в новых культурно-исторических условиях через призму тендерных отношений [2].

Решение данной проблемы началось через исследование иденфикации русской женщины дворянского сословия XVIII века в ее социальном аспекте.

Актуальность изучаемой темы определяется ее методологической значимостью в связи с совершившимся в 1980-х годах поворотом к социокультурной истории в исторической науке, с углубленным изучением микроистории [2, 3].

Гендерная история как часть социстории в своем развитие прошла несколько этапов:

• Либерально-феминистское направление.

• Women's Studies и Женская истории.

• Гендер как необходимая категория для научного исследования.

Таким образом, появилась возможность использования в исторических исследованиях более сложного - гендерного - подхода благодаря состоявшейся концептуализации понятия и развития теории гендера [4; 5; 6; 7, с. 90-91].

Но при этом стоит отметить, что, несмотря на практически одновременное появление гендерной истории в России и на Западе, отечественные исследования в изучении социализации дворянского сословия в XVIII веке находятся еще в «начале своего пути» и сводятся в основном к изучению «женской истории», в чем вскрывается основная проблема в изучении данного вопроса [8].

Основная задача в развитии гендерной истории в России, как нам кажется, переход от «women's studies» к «gender studies». Центральным предметом исследований гендерных историков должна стать не история женщин, а история гендерных отношений, т.е. тех самых отношений между мужчинами и женщинами, которые, будучи одним из важнейших аспектов социальной организации, особым образом выражают ее системные характеристики и

структурируют отношения между индивидами (в том числе и внутригрупповые), осознающими свою гендерную принадлежность в специфическом культурно-историческом контексте.

Осознание вышеизложенной проблемы, целью дальнейшего исследования делает изучение мужской иденфикации в новых исторических условиях в XVIII веке, используя аналогичные женской иденфикации социальные маркеры, что позволит изучить взаимоотношения дворян мужского и женского пола в их исторической перспективе, то есть перейти от изучения «women's studies» к категории гендера как такового.

Основными источниками в изучении поставленного вопроса являются мемуары, эпистолярные источники и другие источники личного происхождения, которые содержат информацию о межличностных отношениях, социальных ролях женщин и мужчин в хозяйственно-бытовых отношениях в семье, на государственной службе, в учебных заведениях.

При первоначальном прочтении через эмоциональные упоминания по различным вопросам можно проследить разницу между тем, какие проблемы являлись важными для мужчин и для женщин, как решались эти проблемы, как менялось соотношение важного и неважного на протяжении всего XVIII столетия.

Главной задачей исследования стала необходимость показать, каким именно образом субъективные представления, мысли, способности, интенции индивидов действуют в пространстве возможностей, ограниченном объективными, созданными предшествующей культурной практикой коллективными структурами, испытывая на себе их постоянное воздействие.

Так как исследования проводились в основном в категории «women's studies», то сложно пока определить итоги данной работы, но в контексе микроистории работа принесла некоторые плоды в изучении женской эмоциональности, взаимоотношений в женском коллективе и карьерных потенций женщин-дворянок XVIII века по сравнению с мужской половиной дворянского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Николаи Ф.В., Софронова Л.В., Хазина А.В. От образов власти к власти образов: актуальные проблемы междисциплинарных гуманитарных исследований // Вестник Мининского университета. 2013. №2 (2). С. 29.

2. Pushkareva N. Women in Russian History from the Tenth to the Twentieth Century. London, 1999.

3. Репина Л.П. История исторического знания. Пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004.

4. Scott J. Women in History: The Modern Period // Past and Present: A Journal of Historical Studies. Vol.101, 1983.

5. Scott J. Gender: A Useful Category of Historical Analysis // Scott J. Gender and the Politics of History. New York: Columbia University Press, 1988.

6. Histoire des femmes en Occident. Sous la direction de G.Duby et M.Perrot. V. I-VI. Paris, 1985-1991.

7. Хазина А.В., Николаи Ф.В. Гендерные исследования Дж. Скотт: дискурсивная политика и «воображаемое сообщество» // Научный потенциал. 2012. №2. С. 90-96.

8. Чикалова И.Р., Женская и гендерная история. Состояние и перспективы развития // Летняя школа «Общество и гендер». Рязань, 2003.

REFERENCES

1. Nikolai F.V., Sofronova L.V., Hazina A.V. Ot obrazov vlasti k vlasti obrazov: aktual'nye problemy mezhdisciplinarnyh gumanitarnyh issledovanij [From the images of power to the power of images: current problems of interdisciplinary Humanities research]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 2 (2), p. 29. (In Russian)

2. Pushkareva N. Women in Russian History from the Tenth to the Twentieth Century. London, 1999.

3. Repina L.P. Istorija istoricheskogo znanija. Posobie dlja vuzov [History of historical knowledge . The manual for high schools]. Moscow, Drofa Publ., 2004. (In Russian)

4. Scott J. Women in History: The Modern Period // Past and Present: A Journal of Historical Studies. Vol.101, 1983.

5. Scott J. Gender: A Useful Category of Historical Analysis // Scott J. Gender and the Politics of History. New York: Columbia University Press, 1988.

6. Histoire des femmes en Occident. Sous la direction de G.Duby et M.Perrot. V. I-VI. Paris, 1985-1991.

7. Hazina A.V., Nikolai F.V. Gendernye issledovanija Dzh. Skott: diskursivnaja politika i «voobrazhaemoe soobshhestvo» [Gender studies j. Scott: discursive politics and "imagined community"]. Nauchnyjpotentsial, 2012, no. 2, pp. 90-96. (In Russian)

8. Chikalova I.R. Zhenskaja i gendernaja istorija. Sostojanie iperspektivy razvitija [Women's and gender history. Status and prospects of development]. Letnjaja shkola «Obshhestvo i gender». Rjazan', Ryazan, 2003. (In Russian)

© Игаева К.В., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT AUTHOR

Игаева Ксения Владимировна - аспирант Igaeva Ksenia Vladimirovna - postgraduate student

Нижегородского государственного педагогического Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University,

университета имени Козьмы Минина (Мининский Nizhni Novgorod, Russian Federation, e-mail:

университет), Нижний Новгород, Российская igaeva.ksenia@,vandex.ru Федерация, e-mail: igaeva.ksenia@,yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.