Научная статья на тему 'Последние исследования в англоязычной медиевистике: гендерный подход'

Последние исследования в англоязычной медиевистике: гендерный подход Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
338
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ / ИСТОРИЯ ЖЕНЩИН / МЕДИЕВИСТИКА / MIDDLE AGES / GENDER HISTORY / HISTORY OF WOMEN / MEDIEVAL HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Когут Екатерина Викторовна

В статье рассматривается проблема развития англоязычной медиевистики в последнее десятилетие в аспекте гедерного изучения истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LAST INVESTIGATIONS IN ENGLISH-SPEAKING MEDIEVAL HISTORY: GENDER METHOD

The article examines the problem of in English-speaking medieval history’s development in the aspect of gender investigation of history during last decade.

Текст научной работы на тему «Последние исследования в англоязычной медиевистике: гендерный подход»

УДК 930.2 ББК 63.3

Когут Е.В.

ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ МЕДИЕВИСТИКЕ:

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД

Kogut E V.

THE LAST INVESTIGATIONS IN ENGLISH-SPEAKING MEDIEVAL HISTORY:

GENDER METHOD

Ключевые слова: Средневековье, гендерная история, история женщин,

медиевистика.

Keywords: Middle ages, gender history, history of women, medieval history.

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития англоязычной медиевистики в последнее десятилетие в аспекте гедерного изучения истории.

Abstract

The article examines the problem of in English-speaking medieval history’s development in the aspect of gender investigation of history during last decade.

Гендерный подход в медиевистической исторической науке появился не так давно, в 1980-е гг., поэтому информация о жизни средневековых женщин во многом фрагментарна. В основе представлений о женщине в Средние века лежит философия Аристотеля, считавшего, что женщину характеризует не столько ее «природа», сколько неспособность существовать внутри «культуры». По средневековым представлениям мужчинам и женщинам следовало находиться в изолированных сферах и исполнять положенные обязанности в своей собственной области. Общественное пространство настолько резко отличалось от домашнего, что такое разделение стало восприниматься как естественное, а через какое-то время стало совпадать с различием между мужским и женским началом.

В истории Средних веков особую роль играют идеологемы, вырабатываемые церковью; формирование образа женщины не было тут исключением. Для гендерных исследований Средневековья характерна опора на источники, созданные мужчинами. Кроме того, огромная часть доступных источников, касающихся жизни средневековых женщин, создано духовенством, что, ввиду его ограниченного общения с лицами женского пола, обусловливает наличие в источниках явных нелепостей. Для изучающих Средние века с точки зрения гендерного подхода важно, что для женщин в эту эпоху, как правило, существовало в жизни два пути: брак или монастырь, однако семья и общество не всегда предоставляли женщине выбор.

Говоря о гендерных исследованиях, мы подразумеваем научные труды, основанные на представлении о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Самыми ранним исследованиями, посвященными гендерной проблематике в медиевистике, были труды, рассматривающие брак и семью в Средние века. И несмотря на то, что их авторы, как правило, не используют гендерную терминологию, в своем методе не опираются на гендерный подход, именно их работы положили начало исследованию истории женщин

в Средние века, а значит создали эмпирическую базу для дальнейших гендерных исследований. Одной из таких работ является монография Х. Брука «Средневековое представление

о браке»1. Два главных вопроса этой книги: что есть брак и что есть христианский брак и, что общего у этих явлений в средневековой Европе. Для решения поставленных задач автор обратился к источникам различных видов. Он опирается на исследователей социальной истории, богословия, истории права, художественной литературы. Брук особенно детально изучает П. Абеляра, Дж. Чосера и других, заканчивает работу анализом «портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка. В целом Бруку удалось представить то, какой была идея брака в Средневековье, на которую, безусловно, огромное влияние оказали римское право и христианская традиция.

Одним из самых ранних трудов, посвященных истории женщин и затрагивающих период Средних веков, стало пятитомнное издание «История женщин на Западе»2 под общей редакцией Жоржа Дюби и Мишель Перро. Оно дало огромный общий импульс для исследований в области истории женщин, в том числе и для средневекового периода. Впервые изданный на итальянском в 1990 г., впоследствии этот труд был переведен на многие языки: французский, английский, немецкий, испанский, на данный момент три тома уже переведены на русский3. Хронологически данная работа охватывает период от первобытного общества до современности, территориально останавливая свой взор на Западной Европе и частично на Северной Америке. Авторы отмечают, что в ней «раскрывается широкий спектр оценок, которые давались женщинам в различные эпохи в разного рода исторических контекстах»4. Второй том данного издания целиком посвящен Средневековью. Статьи Ж. Даларена, К. Тамоссе, К. Казагранде, С. Веккьо разбирают вопрос о том, как Церковь воспринимала женщин, приходя к выводу о том, что Святые Отцы предстают в своих сочинениях как отъявленные женоненавистники, и женщины для теологов того времени являлись созданиями грешными и испорченными. При этом важной частью средневекового представления

о женщинах являлись ее функции в семье. Даже проблему женской одежды и моды рассматривается Д.О. Хьюг через призму греховности, т.к. именно такой ракурс диктовался источниками и целью исследования. По мнению авторов, весь средневековый мир стремился контролировать женщин во всем ввиду греховности их как созданий. Статьи С. Фоне-Вампль,

П. Л’Эрмит-Леклерк, Ж. Дюби, К. Опитц посвящены другом аспекту женского бытия, а именно ее месту и роли в семье, женским занятиям, повседневной жизни женщин Средневековья. Таким образом, мы видим, что авторы данного издания показывали, каким образом гендер влиял на социальную, политическую и экономическую жизнь общества, и в свою очередь определялся этими категориями, демонстрируя различные методологические и теоретические подходы, которые могут быть использованы при изучении жизни женщины. Каждая глава этого издания основывается на оригинальном исследовании существующих источников и литературы. Исследователи использовали и мифы, и законодательство, и хроники, и памятники художественной литературы, и изобразительный материал, и массу других источников, изучая их при помощи различных методов, в том числе количественных. Этот труд, несмотря на название, не может быть

1 Brooke Chr. The medieval idea of marriage. Oxford: Oxford university press, 1989.

2 Histoire des femmes en Occident / ed. G. Duby, M. Perrot Vol. 1 L'antiquite / ed. P. Schmitt Pantel. Paris. Plon, 1991. Vol. 2. Le Moyen age/ ed. Chr. Klapisch-Zuber. Paris, Plon, 1991. Vol. 3 XVIe-XVIIIe siècles / ed. N. Zemon Davis, A. Farge. Paris. Plon, 1991. Vol. 4. Le XIXe siècle / ed. G. Fraisse, M. Perrot. Paris. Plon, 1991. Vol. 5. Le XXe siècle / ed. Fr. Thébaud. Paris. Plon, 1992.

3 История женщин на Западе. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / под ред. П. Шмитт Пантель. -СПб.: Алетейя, 2005. Т. 2. Молчание Средних веков / под ред. К. Клапеш-Зубер. - СПб.: Алетейя, 2009. Т. 3. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения / под ред. Н. Земон Дэвис, А. Фарж. - СПб.: Алетейя, 2008.

4 История женщин на Западе. Т. 1. - С. 8.

причислен к работам по истории женщин. Скорее, это гендерное исследование, в котором анализируются только некоторые аспекты гендерной структуры общества.

После издания этого фундаментального исследования вышло немало работ, посвященных этой теме. А 2000-е годы ознаменовались появлением многочисленных работ, посвященных гендерной истории Средневековья. Наиболее распространенной формой стали коллективные монографии, в которых статьи объединены в книгу общей идеей, но каждая имеет своего автора, специалиста в одной определенной области. Одной из них стала монография «Пол и различия в Средние века», изданная Ш. Фармер и К. Пастернак.5 В ней статья Д. Боярин посвящена генезису феномена мускулинности в христианском мире с учетом того, что данный феномен формировался под влиянием античной философии и был тесно связан с Логосом в его философском понимании. Данная статья отличается близостью к философским исследованиям в связи с высокой степенью теоретических выкладок6. Е. Роусон изучает трансвестизм при багдадском дворе халифов. Как отмечает исследователь, переодевание в одежду другого пола и другое «кросс-гендерное» поведение - известные явления на мусульманском Ближнем Востоке, засвидетельствованные, в более или менее институциализированной форме с самого начала исламской истории7. В первую очередь подобные переодевания были связаны с организацией развлечений при дворе. Существовало два института - мужской muklannath и женский ghulamTya. Причем в случае с мужским переодеванием речь не идет о полном подражании женщинам. Однако в обратном случае присутствует стремление к копированию мужской идентичности полностью, о чем автор делает вывод на основе средневековых поэм8. К. Рингроуз в своей статье рассматривает евнухов как отдельную гендерную идентичность в Византии, обращая особое внимание на конструирование этой идентичности как через особое физиологическое состояние, так и посредством специальных форм поведения и ограничений, связанных в том числе с невозможностью аскетического подвига9. Последнее крайне важно для понимания сложностей восприятия византийцами такого библейского персонажа, как пророк Даниил. Именно соединение в нем того, что он был евнухом и аскетическим человеком позволяет понять конструирование пола в Византии, как пишет Рингроуз. Автор отмечает, что, основываясь на предыдущих римских, а также христианских традициях, Византия в IV-XII вв. конструировала биполярную, а зачастую и полиполярную гендерную систему, при этом обе эти системы сосуществовали, сложно взаимодействовуя. Важный вывод делает исследователь и о подвижности, динамичности византийского общества10. К. Пастернак посвящает свою статью генезису гендера в англосаксонской Англии11. Процесс генезиса был обусловлен принятием христианства этой страной и изменением в социальной идентичности вообще, и в гендерной в частности, при сохранении определенного конфликта между христианской и языческой гендерными системами, что приводит

к тому, что еще в X в. встречается полигамия, что сохраняло остатки матрилинеальной семьи и увеличивало значение матери12. М. Куефлер разрабатывает проблему мужской

5 Gender and difference in Middle ages / ed. By Sh. Farmer, C. B. Pasternack. London, 2001. Medieval culture. T. 32.

6 Boyarin, D. On the history of early Phallus // Gender and difference in Middle ages / ed. By Sh. Farmer, C. B. Pasternack. London, 2001. P. 3-44.

7 Rowson, E. K. Gender irregularity as entertainment: institutionalized transvestism at the caliphal court in medieval Baghdad // Gender and difference in Middle ages / ed. By Sh. Farmer, C. B. Pasternack. London, 2001. P. 45-72.

8 Ibid. P. 50.

9 Ringrose, K. M. Reconfiguring the Prophet Daniel: gender, sanctity and castration in Byzantium // Gender and difference in Middle ages / ed. By Sh. Farmer, C. B. Pasternack. London, 2001. P. 73-106.

10 Ibid. P. 98.

11 Pasternack, C. B. Negotiating gender in anglo-saxon England. Gender and difference in Middle ages / ed. By Sh. Farmer, C. B. Pasternack. London, 2001. P. 107-142.

12 Ibid. P. 129.

дружбы, тесно связанную с гомосексуализмом и изучением мужской интимности13. Автор подчеркивает, что в случае, если речь идет о гомосексуализме для Франции XII в., нельзя говорить о формировании концепта «третьего пола» или «сексуального меньшинства», но наблюдается формирование концептуального пространства мужчины как «немужчины» по причине его сексуальной практики14. Изучая цистерцианских монахов в XIII в., М. Ньюмен отмечает, что монахи, говоря о религиозных женщинах, не отделяют их от себя по половому признаку, но осознают себя вместе с конверзами некой общностью, посвятившей жизнь Богу. Однако исследовательница подчеркивает формирование самоидентификации образованных монастырских элит15. Р. Каррас исследует взаимосвязь между полом и социальным статусом в позднесредневековой Англии, отмечая, что, с одной стороны, все женщины были греховными созданиями и поэтому нуждались в опеке, с другой стороны, степень участия в политической жизни и экономической самостоятельности определялась состоянием и положением в обществе16. М. Уебел исследует гендер в Египте XIV в.17 Ш. Фармер занимается изучением связей физической работы, нищеты с гендерными ожиданиями18. В статье Н. Вьетхаус поднимается вопрос о женской гомосексуальности и религии в средневековой культуре Германии19. Одним из самых изучаемых источников по гендерной истории Англии является «Кентерберийские рассказы» Чосера, их и исследует Е. Робертсон в своей статье. Автор изучает ненасильственную христианизацию и женское участие в ней, раскрывая особую религиозность Чосера, представленную в рассказе «Юриста20». Таким образом, мы видим, что коллектив авторов стремился охватить как различные аспекты гендерной истории Средневековья, так и разнообразные регионы, при этом изучение положения женщин начинает охватывать разные области, затрагивая не только статус, но и другие аспекты жизни женщины.

Коллективная монография «Гендер в раннесредневековом мире: восток и запад, 300900 гг.»21 интересна тем, что в ней делается попытка сопоставить в отдельных эссе изучение мужчин, женщин и сексуальности в Западной Европе (в Каролингской империи и англосаксонской Англии), Византии и на мусульманском Востоке. Во введении Дж. Смит рассматривает концепт «гендер» как предмет исследования для раннего Средневековья и историю данной проблемы для средневековых исследований в целом. Смит утверждает, что вопреки интерпретациям постпросвещения, в раннем Средневековье мораль и физиология были непосредственно связаны; а также то, что идея «третьего пола» не является современной конструкцией, так как евнухи, девственные женщины и мужчины рассматривались как отдельные полы в средневековом обществе22.

13 Kuefler M. S. male friendship and suspicion of Sodomy twelfth-century France / Gender and difference in Middle ages / ed. By Sh. Farmer, C. B. Pasternack. London, 2001. P. 145-181.

14 Ibid. P. 172.

15 Newman, M. G. Crucified by the virtues: monks, lay brothers, and women in thirteenth-century Cistercian saints’ lives // Gender and difference in Middle ages / ed. By Sh. Farmer, C. B. Pasternack. London, 2001. P. 182-209.

16 Karras, R. M. “because the other is a poor woman she shall be called his wench”; gender, sexuality, and social status in late medieval England // Gender and difference in Middle ages / ed. By Sh. Farmer, C. B. Pasternack. London, 2001. P. 210-229.

17 Uebel, M. Re-orienting desire: writing on gender trouble in fourteenth-century Egypt // Gender and difference in Middle ages / ed. By Sh. Farmer, C. B. Pasternack. London, 2001. P. 230-257.

18 Farmer, S. Manual labor , begging, and conflicting gender expectations in thirteenth-century Paris // Gender and difference in Middle ages / ed. By Sh. Farmer, C. B. Pasternack. London, 2001. P. 261-277.

19 Wiethaus, U. Female homoerotic discourse and religion in medieval gemanic culture // Gender and difference in Middle ages / ed. By Sh. Farmer, C. B. Pasternack. London, 2001. P. 288-321.

20 Robertson, E. Nonviolent Christianity and the Strangeness of Female Power in Geoffrey Chaucer’s Man of Law’s Tale // Gender and difference in Middle ages / ed. By Sh. Farmer, C. B. Pasternack. London, 2001. P. 322-352.

21 Gender in the early medieval world: east and west, 300-900 // ed. by L. Brubaker, J. M. N. Smith. Cambridge, 2004.

22 Smith. J. M. N. Introduction // 22 Gender in the early medieval world: east and west, 300-900 // ed. by L. Brubaker,

J. M. N. Smith. Cambridge, 2004. P. 18.

А одежда и другие предметы материальной культуры были важны для установления не только пола, но и других типов социального, этнического статуса. Потребность закрепить мужскую гегемонию, по мнению Смит, указывает на ее неустойчивость в ранних средневековых обществах. В. Поль подчеркивает взаимосвязь таких понятий, как гендерная принадлежность и этничность для человека раннего Средневековья. Причина здесь кроется, возможно, в том, что полагаемые как биологические и врожденные характеристики, оба этих концепта в определенном смысле являются константными, и при этом во многом связаны с самосознанием и самоидентификацией. Конструирование сексуального различия в ранних средневековых обществах - предмет исследования Поль23. Несмотря на географическое разделение, некоторые статьи рассматривают схожие проблемы, например статья М. Винсон «Вымысел и действительность на византийских показах невесты»24 и статья Мейк де Жонг об императрице Юдит25. Оба автора подчеркивают центральность политической и гендерной риторики в их источниках и демонстрируют, что изображение невест изменилось в зависимости от отношения авторов к мужьям описываемых женщин. Л. Брубэкер, исследуя «Тайную историю» Прокопия Кесарийского показывает, что описание Юстиниана как неспособного или несклонного выбрать «хорошую» жену и затем управлять ею впоследствии является частью гендерного осуждения, направленного на Юстиниана26. Д. Брей, рассматривая мужчин, женщин и рабов в аббасидском обществе, подчеркивал важность «романтических» рассказов в форме стихов, биографий или других типов прозы. Она показывает, с одной стороны, что «роскошные» женщины-рабыни часто изображались как «задушевный друг». В то же самое время Брей подчеркивает важность таких рабынь как культурных посредников между арабскими Аббасидами и неарабскими и часто немусульманскими народами империи27. Подобная функция женщин-рабынь как культурного посредника показана в статье Д. Нельсон, что христианские жены и аббатисы часто служили агентами изысканной культуры и христианства28. Ж. Мушйол исследует существование и снижение полномочий жен епископа и других женщин в пределах Меровингской и Каролингской церквей и значение факта разделения женщин и мужчин в церквях29. Ицхак Хен в «Поле и патронаже в Меровингской Галлии» показывает, что в империи Аббасидов, женщины функционировали как независимые и сильные патроны, распоряжающиеся в определенной степени своим имуществом, и использовали патронаж так же, как и мужчины, чтобы вознаградить или провести переговоры30. Статьи Поль, Харлоу, Эффроса и Хэдли касаются гендерных значений одежды. Статьи Эффроса и Хэдли подвергают сомнению предположения, что одежда и одеваемые на покойника предметы материальной культуры свидетельствуют о поле и этническом происхождении погребенного31. Другие

23 Pohl, W. Gender and ethnicity in the early middle ages // 23 Gender in the early medieval world: east and west, 300-900 / ed. by L. Brubaker, J. M. N. Smith. Cambridge, 2004. P. 23-43.

24 Vinson, M. Romance and reality in the Byzantine bride shows // Gender in the early medieval world: east and west, 300-900 / ed. by L. Brubaker, J. M. N. Smith. Cambridge, 2004. P. 102-120.

25 Jong de M. Bride shows revisired: praise, slander and exegesis in the reign og the empress Judith // Gender in the early medieval world: east and west, 300-900 // ed. by L. Brubaker, J. M. N. Smith. Cambridge, 2004. P. 257-277.

26 Brubaker, L. Sex, lies and textuality: the Secret history of Prokopios and the rhetoric of gender in sixth-century Byzantium // Gender in the early medieval world: east and west, 300-900 / ed. by L. Brubaker, J. M. N. Smith. Cambridge, 2004.

27 Bray J. Men, women and slaves in Abbasid society // Gender in the early medieval world: east and west, 300-900 / ed. by L. Brubaker, J. M. N. Smith. Cambridge, 2004. P. 121-146.

28 Nelson J. L. Gendering courts in the early medieval west // Gender in the early medieval world: east and west, 300-900 / ed. by L. Brubaker, J. M. N. Smith. Cambridge, 2004. P. 185-197.

29 Muschiol, G. Men, women and liturgical practice in the early medieval west // Gender in the early medieval world: east and west, 300-900 / ed. by L. Brubaker, J. M. N. Smith. Cambridge, 2004. P. 198-216.

30 Hen, Y. Gender and the patronage of culture in Merovingian Gaul // Gender in the early medieval world: east and west, 300-900 / ed. by L. Brubaker, J. M. N. Smith. Cambridge, 2004. P. 217-233.

31 Effros, B. Dressing conservatively: women’s brooches as markers of ethnic identity? // Gender in the early medieval world: east and west, 300-900 / ed. by L. Brubaker, J. M. N. Smith. Cambridge, 2004. P. 165-184; Hadlet

статьи рассматривают аспекты гендерной двусмысленности. Так, статус евнухов в Византийской империи рассматривает Тугер32, необходимо отметить, что изучение гендерной истории Византии в подобных сборниках достаточно часто концентрируется именно на этом аспекте. Мушйол поднимает вопрос о статусе монахинь как

33

промежуточном между мужчинами и сексуально активными женщинами33. К сожалению, в коллективную монографию вошли статьи не по всем регионам. Тем не менее статьи, в нее включенные, отражают все четыре аспекта концепта «гендер» и являются важным вкладом в исследование конструирования гендера в средневековый период.

Коллективная монография «Гендер в Средние века», изданная П. Стаффорди и А.Б. Мюлдер-Баккер, поднимает различные проблемы, связанные изучения гендерной истории на протяжении всех Средних веков 34. Статья К. Купер и К. Лейзера посвящена фактору гендера в проблеме подчинения в Западной Европе в V в. Исследование, основанное на трудах Августина и других Отцов Церкви, посвящено восприятию ими гендерных различий и сексуальности, в том числе в контексте аскетизма35. Дж. Смит рассматривает вопрос о изменениях в положении женщин от античности к Средневековью36. Л. Брубакер и Х. Тоблер изучают изображения византийских императриц на монетах в 324-803 гг.37 Е.М. Синек исследует важный вопрос о статусе женщин в раннесредневековом каноническом праве38. П. Скиннер рассматривает гендерные аспекты завоевания норманнами Южной Италии39. Р. Воаден и С. Вольф затрагивают проблему детства в Средние века40. Кроме того, часть исследований посвящена более узким темам, связанным в первую очередь со святостью, монашеской жизнью и властью.

Пример «Истории женщин» на Западе оказался заразительным, и в середине 2000-х гг. гендерные историки Американской ассоциации историков выпустили трехтомную

41

историю женщин41, первый том которой посвящен теории гендерной истории, семейной истории, гендерной проблеме в иудаизме, христианстве и исламе, взаимоотношениям таких понятий, как гендер и национальность, а также развитию феминизма. В контексте гендерных исследований по Средневековью большую ценность представляет второй том данного издания, где статья Юдифь Бене посвящена средневековой женщине в современном измерении. Анализируя многочисленные источники, исследовательница рассматривает гендерную идентичность во взаимодействии с другими категориями

D. Negotiating gender, gamily and status in Anglo-Saxon burial practices, c. 600-950. // Gender in the early medieval world: east and west, 300-900 / ed. by L. Brubaker, J. M. N. Smith. Cambridge, 2004. P. 301-323.

32 Tougher, S. Social transformation, gender transformation: court eunuch, 300-900 // Gender in the early medieval world: east and west, 300-900 / ed. by L. Brubaker, J. M. N. Smith. Cambridge, 2004. P. 70-82.

33 Muschiol, G. Men, women and liturgical practice in the early medieval west Gender in the early medieval world: east and west, 300-900 / ed. by L. Brubaker, J. M. N. Smith. Cambridge, 2004. P. 198-216.

34 Gendering the Middle Ages / ed. by P. Stafford, A. B. Mulder-Bakker/ Oxford: Blackwell, 2001.

35 Cooper K., Leyser C. The gender of grace: impotence, servitude, and manliness in the fifth-century // Gendering the Middle Ages / ed. by P. Stafford, A. B. Mulder-Bakker/ Oxford: Blackwell, 2001. P. 6-21.

36 Smith, J. M. N. Did women have a transformation of the roman world?// Gendering the Middle Ages / ed. by P. Stafford, A. B. Mulder-Bakker/ Oxford: Blackwell, 2001. P. 22-41.

37 Brubaker, L., Tobler H. The gender of money: Byzantine empresses on coins // Gendering the Middle Ages / ed. by

P. Stafford, A. B. Mulder-Bakker/ Oxford: Blackwell, 2001. P. 42-64.

38 Synek E. M. “Ex utroque sexu fidelium tres ordines” - The status of women in early medieval canon law // Gendering the Middle Ages / ed. by P. Stafford, A. B. Mulder-Bakker/ Oxford: Blackwell, 2001. P. 65-91.

39 Skinner, P. “Halt! Be men!”: Sikelgaita of Salerno, gender and the Norman conquest of southern Italy// Gendering the Middle Ages / ed. by P. Stafford, A. B. Mulder-Bakker/ Oxford: Blackwell, 2001. P. 92-111.

40 Voaden, R., Volf S. Visions of my youth: representations of the childhood of medieval visionaries // Gendering the Middle Ages / ed. by P. Stafford, A. B. Mulder-Bakker/ Oxford: Blackwell, 2001. P. 135-154.

41 Women's History in Global Perspective. 3 vols. / ed. by Bonnie Smith. Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 2004

идентичности, такими как семейное положение, религиозный, правовой и сексуальный

42

статус, этническая принадлежность, а также региональные различия .

Помимо вышерассмотренных коллективных монографий, в последнее время вышло немало сборников статей, посвященных этой проблематике. Такие коллективные монографии, как «Святые, ученые и политики: гендер как метод медиевистических исследований»43, а также «Конструирование сексуальности в средние века» и многие другие свидетельствуют

о все увеличивающемся интересе в современной исторической науке, и в частности в медиевистике, к гендерной истории и к применению гендерного подхода для изучения истории Средних веков.

Более того, выходят монографии, касающиеся одной, достаточно узкой проблемы, связанной с гендерной историей, как, например, работа М. Маклаулин, посвященная взаимодействию пола и епископской власти в период реформ 1000-1122 г.44 Как отмечает автор, книга затрагивает проблемы пола и политического дискурса, а не политической практике45. XI - начало XII вв. были временем интенсивных дебатов, касающихся духовной реформы в Западной Европе. Как отмечает автор, в данных дебатах, где рассматривается общественная жизнь церкви через частную, «семейную жизнь», изображаются епископы как мужья и в то же время сыновья Церкви-Матери и Папы Римского, так как он в качестве отца епископов изображался в различных интеллектуальных и ритуальных традициях. Таким образом, мы видим, что гендерный поход начинает использоваться не только для исследований, напрямую связанных с половозрастной идентичностью, браком и семьей, но для изучения процессов, на первый взгляд, не имеющих тесную сопряженность с гендерной характеристикой. Но, тем не менее, при исследовании выясняется обусловловленность источниками применения данного подхода в рассматриваемом процессе. Именно так М. Маклаулин, изучая церковную реформу, использует гендерный подход, что позволяет открыть новые грани в этом явлении.

Гендерные исследования с самого начала были междисциплинарными, что проявляется и сейчас. Коллективная монография под редакцией Е. Триер, исследовательницы английской литературы, посвящена связям между полом и жанрами в английской литературе Средневековья, где изучается зависимость изображений и образов женщины в контексте употребления того или иного литературного жанра, что можно увидеть в эссе М. Свэн, Д. Солтера,

Г. Уолкера46. Изучением разнообразного изображения женщин в Иберийской поэзии в Средневековье занимается Д. Филиос, в работе которого, согласно поэзии, женщины предстают в комическо-эротических текстах47. Для развития гендерных исследований подобные работы важны скрупулезным анализом текста, вживание в него, что позволяет глубже изучить эпоху и лучше понимать гендерные характеристики того или иного явления.

Кроме того, в 2000-х гг. увеличилось количество тематических публикаций источников по истории Средних веков, связанных с гендерными исследованиями. Наиболее ярким примером является издание М. Брозиной «Пол и сексуальность в Средние

42 Bennett, J. M. Medieval women in modem perspective // Women's History in Global Perspective.Vol 3. / ed. by Bonnie Smith. Urbana, Chicago: University of Illinois Press, 2004. P. 139-186.

43 Saints, scholars, and politicians: gender as a tool in medieval studies: Festschrift in honor of Anneke Mulder-Bakker on the occasion of her sixty-fifth birthday / ed. by M. v. Dijk, R. Nip. Turnhout: Brepols (Turnhout), 2005.

44 McLaughlin, M. Sex, gender and Episcopal authority in an age of reform, 1000-1122. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

45 Ibid. P. 5.

46 Writing Gender and Genre in Medieval Literature: Approaches to Old and Middle English Texts. Ed. by

E. Treharne. Cambridge: Brewer. 2002.

47 Filios, D. K. Performing Women in the Middle Ages: Sex, Gender, and the Iberian Lyric (The New Middle Ages). New York, Basingstoke, 2005.

века», содержащее фрагменты как религиозных, так и светских текстов, посвященых гендерной проблематике, начиная с Библии, канонического права и Корана и заканчивая скандинавскими сагами и «Тайной историей» Прокопия Кесарийского48. Безусловно, это свидетельствует о возрастающем интересе в гендерной истории Средних веков.

Появление отдельной энциклопедии, посвященной женщине и гендеру в Средние века, говорит об достаточном накоплении знаний по этому вопросу. Во вступлении к ней отмечается справедливая актуальность данного издания в связи с постоянно возрастающим научным интересом к данной теме и сложностью доступа к специальным монографиям и статьям. Энциклопедия под редакцией М. Шаус охватывает такие вопросы, как положение различных социальных групп, история определенных стран, в гендерном контексте49. Каждая статья написана специалистом в той или иной области, что позволяет говорить о высокой степени научной достоверности. Список литературы к каждой словарной статье дает возможность познакомиться с основными исследованиями по данной проблематике. В энциклопедии описываются как отдельные явления, например, аборты, красота и т.д., так и яркие личности средневековых женщин, к примеру, Элеонора Аквитанская. Кроме того описаны определенные социальные группы женщин, такие как императрицы, аббатисы, особенности положения женщин в различных странах, таких как, Византия, Англия, Франция и другие, такие связанные в историей женщиной гендерные понятия, как евнухи, брак, семья и т.д. Таким образом, можно сказать, что данная энциклопедия охватывает все основные сферы жизни женщины, а также связанные с этим гендерные характеристики средневековой жизни, что говорит как о значительном накопление эмпирических знаний, так и существенном продвижении в деле его осмысления и анализа.

Необходимо отметить, что большинство авторов в своих исследованиях ставят гендерный статус в контекст других идентичностей, подчеркивая что для средних веков одной из самых важных является вероисповедание и религиозные взгляды, так как именно они во многом влияли, в том числе, и на гендерную идентичность.

Делая некоторые выводы о развитии гендерных исследований в англоязычной медиевистике 2000-х гг., можно заметить что в последние годы значительно увеличился объем различных исследований по данной проблематике, при чем, в формате не только отдельных статей, но и коллективных монографий. Гендерные исследования все больше удаляются от ставшей уже привычной истории женщин к более глубокому изучению гендерной структуры общества, поднимаются новые проблемы, такие как третий пол, девиантная сексуальность и т.д. Кроме того, гендерный подход начинает использоваться для негендерной проблематике, что говорит о расширении предметной области гендерных исследований.

48 Gender and sexuality in the Middle Ages: a medieval source documents reader Авторы: Martha A. Brozyna. North Carolina. 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49 Women and gender in medieval Europe / ed. by M. Schaus. New York, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.