Научная статья на тему 'Последние исследования в англоязычной медиевистике: гендерный подход'

Последние исследования в англоязычной медиевистике: гендерный подход Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
910
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ / ИСТОРИЯ ЖЕНЩИН / МЕДИЕВИСТИКА / ИСТОРИОГРАФИЯ / MIDDLE AGES / GENDER HISTORY / HISTORY OF WOMEN / MEDIEVAL HISTORY / HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Когут Е. В.

Рассматривается проблема развития англоязычной медиевистики в последнее десятилетие в аспекте гедерного изучения истории. Прослежено, как гендерные исследования удаляются от истории женщин к более глубокому изучению гендерной структуры общества, поднимаются новые проблемы, такие как третий пол, девиантная сексуальность. Гендерный подход начинает использоваться в медиевистике для негендерной проблематики, что говорит о расширении предметной области гендерных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The last investigations in English-speaking medieval history: gender method

The article examines the problem of in English-speaking medieval history development in the aspect of the gender investigation of history during last decade. The author retraced as the gender investigations went from the history of women to deeper examination of the gender structure of the society. New problems such as third sex, the deviant sexuality brings up in modern historiography. The gender method begins to be used in the medieval history for not gender agenda, what speaks about the expansion of the universe of discourse of the gender investigations.

Текст научной работы на тему «Последние исследования в англоязычной медиевистике: гендерный подход»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 63-69.

УДК 930.1 + 94(100)

Е.В. Когут

ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ МЕДИЕВИСТИКЕ:

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД

Рассматривается проблема развития англоязычной медиевистики в последнее десятилетие в аспекте гедерного изучения истории. Прослежено, как гендерные исследования удаляются от истории женщин к более глубокому изучению гендерной структуры общества, поднимаются новые проблемы, такие как третий пол, девиантная сексуальность. Гендерный подход начинает использоваться в медиевистике для негендерной проблематики, что говорит о расширении предметной области гендерных исследований.

Ключевые слова: Средневековье, гендерная история, история женщин, медиевистика, историография.

Рассмотрение исторической ретроспективы гендерных отношений, которая является предметом гендерной истории, началось в последней трети ХХ в. В наши дни актуальность этой проблематики возрастает. Гендерная история представляет собой огромное междисциплинарное поле, охватывающее социально-экономическое, демографическое, социологическое, культурно-антропологическое, психологическое и интеллектуальное измерения. В данной работе мы попытаемся проследить развитие основных подходов в англоязычной исторической науке конца ХХ - начала XXI в., связанных с гендером, применительно к истории средневековой Западной Европы.

В основе представлений о женщине в Средние века лежала философия Аристотеля, считавшего, что женщину характеризует не столько ее «природа», сколько неспособность существовать внутри «культуры». По средневековым представлениям мужчинам и женщинам следовало находиться в изолированных сферах и исполнять положенные обязанности в своей собственной области. Общественное пространство настолько резко отличалось от домашнего, что такое разделение стало восприниматься как естественное, а через какое-то время - совпадать с различием между мужским и женским началом.

В истории Средних веков особую роль играют идеологемы, вырабатываемые церковью; формирование образа женщины не было тут исключением. Для гендерных исследований Средневековья характерна опора на источники, созданные мужчинами. Кроме того, огромная часть доступных источников, касающихся жизни средневековых женщин, создана духовенством, что ввиду его ограниченного общения с лицами женского пола обусловливает наличие в источниках явных нелепостей. Для изучающих Средние века с точки зрения гендерного подхода важно, что для женщин в эту эпоху, как правило, существовало в жизни два пути: брак или монастырь, но семья и общество не всегда предоставляли женщине выбор.

Говоря о гендерных исследованиях, мы подразумеваем научные труды, основанные на представлении о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

© Е.В. Когут, 2013

Их теоретическую базу впервые обеспечила Джоан Скотт в своей знаменитой статье «Гендер: полезная категория исторического анализа» [1]. Согласно Дж. Скотт, гендер включает четыре взаимодействующих элемента:

1. Культурно доступные символы и образы, которые задействуют многочисленные репрезентации. Например, Ева и Мария как символы женщины в западном христианстве, а также мифы об очищении и осквернении, невинности и порочности.

2. Нормативные концепции, которые дают интерпретации значений символов, пытаются ограничить и удержать их метафорические возможности. Эти концепции выражаются в религиозных, образовательных, научных, правовых, публичных доктринах.

3. Социальные отношения и институты, которые их формируют. Признается, что гендер конструируется, помимо системы родства, в экономике и политике.

4. Конструирование гендерной идентичности. Гендер, понимаемый как аналитическая категория, дает возможность обнаружить, каким образом, с помощью каких способов и механизмов женщинами и мужчинами конструируется гендерная субъективная идентичность в определенные исторические моменты.

Самыми ранними исследованиями, посвященными гендерной проблематике в медиевистике, были труды, рассматривающие брак и семью в Средние века. И несмотря на то, что их авторы, как правило, не используют гендерную терминологию, в своих методах исследования не опираются на гендерный подход, именно их работы положили начало исследованию истории женщин в Средние века, а значит, создали эмпирическую базу для дальнейших гендерных исследований. Одной из таких работ является монография Х. Брука «Средневековое представление о браке» [2]. Два главных вопроса этой книги: что есть брак и что есть христианский брак, что общего у этих явлений в средневековой Европе. Автор обратился к источникам различных видов. Он опирается на исследователей социальной истории, богословия, истории права, художественной литературы. Брук особенно детально изучает П. Абеляра, Дж. Чосера и др., заканчивает работу анализом «портрета четы Арноль-фини» Яна ван Эйка. В целом Бруку удалось представить то, какой была идея брака в Средневековье, на которую, безусловно, огромное влияние оказали римское право и христианская традиция.

Одним из самых ранних трудов, посвященных истории женщин и затрагивающих период Средних веков, стало пятитомное издание «История женщин на Западе» под общей редакцией Жоржа Дюби и Мишель Перро [3]. Оно дало огромный общий им-

пульс для исследований в области истории женщин, в том числе и для средневекового периода. Впервые изданный на итальянском языке в 1990 г. впоследствии этот труд был переведен на многие языки: французский, английский, немецкий, испанский, на данный момент три тома уже переведены на русский [4]. Хронологически данная работа охватывает период от первобытного общества до современности, территориально останавливает свой взор на Западной Европе и частично на Северной Америке. Авторы отмечают, что в ней «раскрывается широкий спектр оценок, которые давались женщинам в различные эпохи в разного рода исторических контекстах» [5].

Второй том «Истории женщин на Западе» посвящен Средневековью. В статьях Ж. Даларена, К. Тамоссе, К. Казагранде, С. Веккьо рассматривается вопрос о том, как Церковь воспринимала женщин. Исследователи приходят к выводу, что Святые Отцы предстают в своих сочинениях как отъявленные женоненавистники, женщины для них являлись созданиями грешными, испорченными. При этом важной частью средневекового представления о женщинах являлись ее функции в семье. Даже проблема средневековой женской одежды и моды показана Д.О. Хьюг через призму греховности, так как именно такой ракурс диктовался источниками и целью исследования. По мнению авторов, средневековый мир стремился контролировать женщин во всем ввиду греховности их как созданий. Статьи С. Фоне-Вампль, П. Л’Эрмит-Леклерк, Ж. Дюби,

К. Опитц посвящены другому аспекту женского бытия: месту и роли женщины в семье, женским занятиям, повседневной жизни женщин Средневековья.

Каждая глава рассматриваемого труда основывается на оригинальном исследовании существующих источников и литературы. Исследователи использовали и мифы, и законодательство, и хроники, и памятники художественной литературы, и изобразительный материал, и массу других источников, изучая их при помощи различных методов, в том числе количественных. Таким образом, мы видим, что авторы данного издания показывали, как гендер влиял на социальную, политическую и экономическую жизнь общества и, в свою очередь, определялся этими категориями, демонстрируя различные методологические и теоретические подходы, которые могут быть использованы при изучении жизни женщины. Этот труд, несмотря на название, не может быть причислен к работам по истории женщин. Скорее, это гендерное исследование, в котором анализируются некоторые аспекты гендерной структуры общества.

После издания этого фундаментального исследования вышло немало работ, посвященных данной теме. 2000-е гг. ознамено-

вались появлением многочисленных работ, посвященных гендерной истории Средневековья. Наиболее распространенной формой стали коллективные монографии, в которых статьи объединены в книгу общей идеей, но каждая имеет своего автора, специалиста в одной определенной области. Одной из них стала монография «Пол и различия в Средние века», изданная Ш. Фармер и К. Пастернак [6].

Опубликованная в названной книге статья Д. Боярина посвящена генезису феномена мускулинности в христианском мире с учетом того, что данный феномен формировался под влиянием античной философии и был тесно связан с Логосом в его философском понимании. Работа Д. Боярина отличается близостью к философским исследованиям в связи с высокой степенью теоретических выкладок [7]. Е. Роусон изучает трансвестизм при багдадском дворе халифов. Как отмечает исследователь, переодевание в одежду другого пола и другое «кросс-гендерное» поведение - известные явления на мусульманском Ближнем Востоке, засвидетельствованные в более или менее институциализированной форме с самого начала исламской истории [8]. В первую очередь подобные переодевания были связаны с организацией развлечений при дворе. Существовало два института: мужской -тик1аппаШ и женский - ghulamIya. Причем в случае с мужским переодеванием речь не идет о полном подражании женщинам. Однако в обратном случае присутствует стремление к копированию мужской идентичности полностью, о чем автор делает вывод на основе изучения средневековой поэзии [8, р. 50].

В своей статье К. Рингроуз рассматривает евнухов как отдельную гендерную идентичность в Византии, обращая особое внимание на конструирование этой идентичности как через особое физиологическое состояние, так и посредством специальных форм поведения и ограничений, связанных в том числе с невозможностью аскетического подвига [9]. Последнее крайне важно для понимания сложностей восприятия византийцами такого библейского персонажа, как пророк Даниил. Именно соединение в нем того, что он был евнухом и аскетическим человеком, позволяет понять конструирование пола в Византии, как пишет Рингроуз. Автор отмечает, что, основываясь на предыдущих римских, а также христианских традициях, Византия в 1У-Х11 вв. конструировала биполярную, а зачастую и полипо-лярную гендерную систему, при этом обе эти системы сосуществовали и сложно взаимодействовали. Важный вывод делает исследователь и о подвижности, динамичности византийского общества [9, р. 98].

Генезису гендера в англосаксонской Англии посвятил свою работу К. Пастернак

[10]. Процесс генезиса был обусловлен принятием христианства этой страной и изменением в социальной идентичности вообще и в гендерной в частности при сохранении определенного конфликта между христианской и языческой гендерными системами. Это привело к тому, что еще в X в. встречалась полигамия, что сохраняло остатки мат-рилинеальной семьи и увеличивало значение матери [10, р. 129]. М. Куефлер разрабатывает проблему мужской дружбы, тесно связанную с гомосексуализмом и изучением мужской интимности [11]. Автор подчеркивает, что в случае, если речь идет о гомосексуализме для Франции XII в., нельзя говорить о формировании концепта «третьего пола» или «сексуального меньшинства», но наблюдается формирование концептуального пространства мужчины как «немужчины» по причине его сексуальной практики [11, р. 172]. Изучая цистерцианских монахов в XIII в., М. Ньюмен отмечает, что они, говоря о религиозных женщинах, не отделяют их от себя по половому признаку, но осознают себя вместе с конверзами некой общностью, посвятившей жизнь Богу. Однако исследовательница подчеркивает формирование самоидентификации образованных монастырских элит [12]. Р. Каррас исследует взаимосвязь между полом и социальным статусом в позднесредневековой Англии, отмечая, что, с одной стороны, все женщины были греховными созданиями и поэтому нуждались в опеке, с другой стороны, степень участия в политической жизни и экономической самостоятельности определялась состоянием и положением в обществе [13]. М. Уебел исследует гендер в Египте XIV в. [14], Ш. Фармер занимается изучением связей физической работы, нищеты с гендерными ожиданиями [15]. В статье Н. Вьетхаус поднимается вопрос о женской гомосексуальности и религии в средневековой культуре Германии [16]. Одним из самых изучаемых источников по гендерной истории Англии являются «Кентерберийские рассказы» Чосера, их исследует в своей статье Е. Робертсон. Автор изучает ненасильственную христианизацию и женское участие в ней, раскрывая особую религиозность Чосера, представленную в «Рассказе Юриста» [17].

Таким образом, мы видим, что коллектив авторов книги «Пол и различия в Средние века» стремился охватить как различные аспекты гендерной истории Средневековья, так и разнообразные регионы, при этом изучение положения женщин начинает охватывать разные области, затрагивая не только статус, но и другие аспекты жизни женщины.

Коллективная монография «Гендер в раннесредневековом мире: восток и запад, 300-900 гг.» [18] интересна тем, что в ней делается попытка сопоставить в отдельных эссе изучение мужчин, женщин и сексуаль-

ности в Западной Европе (в Каролингской империи и англосаксонской Англии), Византии и на мусульманском Востоке. Во введении Дж. Смит рассматривает концепт «гендер» как предмет исследования для раннего Средневековья и историю данной проблемы для средневековых исследований в целом. Смит утверждает, что, вопреки интерпретациям постпросвещения, в раннем Средневековье мораль и физиология были непосредственно связаны, а также то, что идея «третьего пола» не является современной конструкцией, так как евнухи, девственные женщины и мужчины рассматривались как отдельные половые группы в средневековом обществе [19]. А одежда и другие предметы материальной культуры были важны для установления не только пола, но и других типов социального, этнического статуса. Потребность закрепить мужскую гегемонию, по мнению Смит, указывает на ее неустойчивость в ранних средневековых обществах. В. Поль подчеркивает взаимосвязь таких понятий, как гендерная принадлежность и этничность для человека раннего Средневековья. Причина здесь кроется, возможно, в том, что полагаемые как биологические и врожденные характеристики оба этих концепта в определенном смысле являются константными и при этом во многом связаны с самосознанием и самоидентификацией. Конструирование сексуального различия в ранних средневековых обществах - предмет исследования В. Поль [20].

Несмотря на географическое разделение, некоторые статьи в книге рассматривают схожие проблемы, например статья М. Винсон «Вымысел и действительность на византийских показах невесты» [21] и статья Мейк де Жонг об императрице Юдит [22]. Оба автора подчеркивают центральность политической и гендерной риторики в их источниках и демонстрируют, что изображение невест изменилось в зависимости от отношения авторов к мужьям описываемых женщин. Л. Брубэкер, исследуя «Тайную историю» Прокопия Кесарийского, показывает, что описание Юстиниана как неспособного или несклонного выбрать «хорошую» жену и затем управлять ею является частью гендерного осуждения, направленного на Юстиниана [23].

Д. Брей, рассматривая мужчин, женщин и рабов в аббасидском обществе, подчеркивала важность «романтических» рассказов в форме стихов, биографий или других типов прозы. Она показывает, с одной стороны, что «роскошные» женщины-рабыни часто изображались как «задушевный друг». В то же самое время Брей подчеркивает важность таких рабынь как культурных посредников между арабскими Аб-басидами и неарабскими и часто немусульманскими народами империи [24]. Подобная функция женщин-рабынь как культур-

ного посредника показана в статье Д. Нельсон, которая полагает, что христианские жены и аббатисы часто служили агентами изысканной культуры и христианства [25]. Ж. Мушйол исследует существование и снижение полномочий жен епископа и других женщин в пределах Меровингской и Каролингской церквей и значение факта разделения женщин и мужчин в церквях [26]. Ицхак Хен в «Поле и патронаже в Меро-вингской Галлии» показывает, что, как и в империи Аббасидов, женщины функционировали как независимые и сильные патроны, распоряжающиеся в определенной степени своим имуществом, и использовали патронаж так же, как и мужчины, чтобы вознаградить или провести переговоры [27].

Статьи В. Поль, М. Харлоу, Б. Эффроса и Д. Хэдли анализируемого коллективного труда касаются гендерных значений одежды. Статьи Б. Эффроса и Д. Хэдли подвергают сомнению предположения, что одежда и одеваемые на покойника предметы материальной культуры свидетельствуют о половой принадлежности и этническом происхождении погребенного [28].

Серия статей в указанной книге раскрывает аспекты гендерной двусмысленности. Так, статус евнухов в Византийской империи рассматривает С. Тугер [29]. Необходимо отметить, что изучение гендерной истории Византии в подобных сборниках достаточно часто концентрируется именно на этом аспекте. Дж. Мушйол поднимает вопрос о статусе монахинь как промежуточном положении между мужчинами и сексуально активными женщинами [30].

В монографию «Гендер в раннесредневековом мире» вошли материалы далеко не по всем регионам. Тем не менее ее статьи отражают все четыре аспекта концепта «гендер» и являются важным вкладом в исследование конструирования гендера в средневековый период.

Коллективная монография «Гендер в Средние века», изданная П. Стаффорди и А.Б. Мюлдер-Баккер, поднимает различные проблемы, связанные с изучением гендерной истории на протяжении всех Средних веков [31]. Статья К. Купер и К. Лейзера посвящена фактору гендера в проблеме подчинения в Западной Европе в V в. Исследование, основанное на трудах Августина и других Отцов Церкви, посвящено восприятию ими гендерных различий и сексуальности, в том числе в контексте аскетизма

[32]. Дж. Смит рассматривает вопрос об изменениях в положении женщин от античности к Средневековью [33]. Л. Брубакер и Х. Тоблер изучают изображения византийских императриц на монетах в 324-803 гг.

[34]. Е.М. Синек исследует важный вопрос о статусе женщин в раннесредневековом каноническом праве [35]. П. Скиннер рассматривает гендерные аспекты завоевания

норманнами Южной Италии [36]. Р. Воаден и С. Вольф затрагивают проблему детства в Средние века [37]. Кроме того, часть исследований посвящена более узким темам, связанным в первую очередь со святостью, монашеской жизнью и властью.

Пример «Истории женщин на Западе» оказался заразительным, и в середине 2000-х гг. гендерные историки Американской ассоциации историков выпустили трехтомную «Историю женщин» [38], первый том которой посвящен теории гендерной истории, семейной истории, гендерной проблеме в иудаизме, христианстве и исламе, взаимоотношениям таких понятий, как гендер и национальность, а также развитию феминизма. В контексте гендерных исследований по Средневековью большую ценность представляет второй том данного издания, где статья Юдифь Бене посвящена средневековой женщине в современном измерении. Анализируя многочисленные источники, автор рассматривает гендерную идентичность во взаимодействии с другими категориями идентичности, такими как семейное положение, религиозный, правовой и сексуальный статус, этническая принадлежность, а также региональные различия [39].

Помимо вышерассмотренных коллективных монографий, в последнее время вышло немало сборников статей, посвященных этой проблематике. Такие труды, как «Святые, ученые и политики: гендер как метод медиевистических исследований» [40], а также «Конструирование сексуальности в Средние века» и многие другие, свидетельствуют о все увеличивающемся интересе в современной исторической науке, и в частности в медиевистике, к гендерной истории и к применению гендерного подхода для изучения истории Средних веков.

Более того, выходят монографии, касающиеся одной, достаточно узкой проблемы, связанной с гендерной историей, как, например, работа М. Маклафлин, посвященная взаимодействию пола и епископской власти в период реформ 1000-1122 гг.

[41]. Как отмечает автор, его книга затрагивает проблемы пола и политического дискурса, а не политической практики [41, р. 5]. XI - начало XII вв. - время интенсивных дебатов, касающихся духовной реформы в Западной Европе. Как отмечает автор, в данных дебатах, где рассматривается общественная жизнь церкви через частную, «семейную жизнь», изображаются епископы как мужья и в то же время сыновья Церкви-Матери и Папы Римского, так как он в качестве отца епископов изображался в различных интеллектуальных и ритуальных традициях. Таким образом, мы видим, что гендерный поход начинает использоваться не только для исследований, напрямую связанных с половозрастной идентичностью, браком и семьей, но для изучения процес-

сов, на первый взгляд не имеющих тесную сопряженность с гендерной характеристикой. Но тем не менее при исследовании выясняется обусловленность источниками применения данного подхода в рассматриваемом процессе. Именно так М. Маклафлин, изучая церковную реформу, использует гендерный подход, что позволяет открыть новые грани в этом историческом событии.

Гендерные исследования с самого начала были междисциплинарными, что проявляется и сейчас. Коллективная монография под редакцией Е. Триер, исследовательницы английской литературы, посвящена связям между полом и жанрами в английской литературе Средневековья, где изучается зависимость изображений и образов женщины в контексте употребления того или иного литературного жанра, что можно увидеть в эссе М. Свэн, Д. Солтера, Г. Уолкера [42]. Изучением разнообразного изображения женщин в Иберийской поэзии в Средневековье занимается Д. Филиос, в работе которого, согласно поэзии, женщины предстают в комическо-эротических текстах [43]. Для развития гендерных исследований подобные работы важны скрупулезным анализом текста, вживанием в него, что позволяет глубже изучить эпоху и лучше понимать гендерные характеристики того или иного явления.

В начале XXI в. увеличилось количество тематических публикаций источников по истории Средних веков, связанных с гендерными исследованиями. Наиболее ярким примером является издание М. Брозиной «Пол и сексуальность в Средние века», содержащее фрагменты как религиозных, так и светских текстов, посвященных гендерной проблематике, начиная с Библии, канонического права и Корана и заканчивая скандинавскими сагами и «Тайной историей» Прокопия Кесарийского [44]. Безусловно, это свидетельствует о возрастающем интересе к гендерной истории Средних веков.

О достаточно высоком уровне накопления знаний по проблеме гендерной истории говорит появление специальной энциклопедии, посвященной женщине и гендеру в Средние века. Во вступлении к ней отмечается справедливая актуальность данного издания в связи с постоянно возрастающим научным интересом к данной теме и сложностью доступа к специальным монографиям и статьям. Энциклопедия под редакцией М. Шаус охватывает такие вопросы, как положение различных социальных групп, история определенных стран в гендерном контексте [45]. Каждая статья написана специалистом в той или иной области, что позволяет говорить о высокой степени научной достоверности. Список литературы к каждой словарной статье дает возможность познакомиться с основными исследованиями по данной проблематике. В энциклопе-

дии описываются как отдельные явления, например аборты, красота и т. д., так и яркие личности средневековых женщин, к примеру Элеонора Аквитанская. В книге описаны определенные социальные группы женщин, такие как императрицы, аббатисы, показаны особенности положения женщин в различных странах - Византии, Англии, Франции и других, а также связанные с историей женщин такие гендерные понятия, как евнухи, брак, семья и т. д. Энциклопедия «Женщина и гендер в средневековой Европе» охватывает все основные сферы жизни женщины, а также связанные с этим гендерные характеристики средневековой жизни, что говорит как о значительном накоплении эмпирических знаний, так и о существенном продвижении в деле его осмысления и анализа.

Необходимо отметить, что большинство авторов в своих исследованиях ставят гендерный статус в контекст других идентичностей, подчеркивая, что для Средних веков одной из самых важных является вероисповедание и религиозные взгляды, так как именно они во многом влияли в том числе и на гендерную идентичность.

Делая некоторые выводы о развитии гендерных исследований в англоязычной медиевистике 2000-х гг., можно заметить, что в последние годы значительно увеличился объем различных исследований по данной проблематике, причем в формате не только отдельных статей, но и коллективных монографий. Гендерные исследования все больше удаляются от ставшей уже привычной истории женщин к более глубокому изучению гендерной структуры общества, поднимаются новые проблемы, такие как третий пол, девиантная сексуальность и т. д. Кроме того, гендерный подход начинает использоваться для негендерной проблематики, что говорит о расширении предметной области гендерных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Scott J. W. Gender: A Useful Category of Historical Analysis // The American Historical Review Vol. 91. №. 5. P. 1053-1075.

[2] Brooke Chr. The medieval idea of marriage. Oxford, 1989. 352 p.

[3] Histoire des femmes en Occident / ed. G. Duby, M. Perrot Vol. 1. L'antiquite / ed. P. Schmitt Pantel. Paris: Plon, 1991. 736 p.; Vol. 2. Le Moyen age / ed. Chr. Klapisch-Zuber. Paris: Plon, 1991. 704 p.; Vol. 3. XVIe-XVIIIe siècles / ed. N. Zemon Davis, A. Farge. Paris: Plon, 1991. 672 p.; Vol. 4. Le XIXe siècle / ed. G. Fraisse, M. Perrot. Paris: Plon, 1991. 768 p.; Vol. 5. Le XXe siècle / ed. Fr. Thébaud. Paris: Plon, 1992. 896 p.

[4] История женщин на Западе : в 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро; под ред. П. Шмитт Пантель ; пер. с англ.: науч. ред. пер. Н. Л. Пушкарева. СПб., 2005. 600 с. ; Т. 2. Молчание средних веков / под ред. К. Клапиш-

Зубер. СПб., 2009. 507 с. ; Т. 3. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения / под ред. Н. Земон Дэвис, А. Фарж. СПб., 2008. 558 с.

5] История женщин на Западе. Т. 1. С. 8.

6] Gender and difference in the Middle ages / ed. by Sh. Farmer, C.B. Pasternack. L., 2001. P. 387.

7] Boyarin D. On the history of early Phallus // Gender and difference in the Middle ages... P. 344.

8] Rowson E. K. Gender irregularity as entertainment: institutionalized transvestism at the caliphal court in medieval Baghdad // Gender and difference in the Middle ages... P. 45-72.

9] Ringrose K. M. Reconfiguring the Prophet Daniel: gender, sanctity and castration in Byzantium // Gender and difference in the Middle ages... P. 73-106.

10] Pasternack C. B. Negotiating gender in anglosaxon England // Gender and difference in the Middle ages. P. 107-142.

11] Kuefler M.S. Male friendship and suspicion of Sodomy twelfth-century France // Gender and difference in the Middle ages. P. 145-181.

12] Newman M. G. Crucified by the virtues: monks, lay brothers, and women in thirteenth-century Cistercian saints' lives // Gender and difference in the Middle ages. P. 182-209.

13] Karras R. M. «Because the other is a poor woman she shall be called his wench»: gender, sexuality, and social status in late medieval England // Gender and difference in the Middle ages... P. 210-229.

14] Uebel M. Re-orienting desire: writing on gender trouble in fourteenth-century Egypt // Gender and difference in the Middle ages. P. 230-257.

15] Farmer S. Manual labor, begging, and conflicting gender expectations in thirteenth-century Paris // Gender and difference in the Middle ages. P. 261-277.

16] Wiethaus U. Female homoerotic discourse and religion in medieval gemanic culture // Gender and difference in the Middle ages. P. 288-321.

17] Robertson E. Nonviolent Christianity and the Strangeness of Female Power in Geoffrey Chaucer's Man of Law's Tale // Gender and difference in the Middle ages. P. 322-352.

18] Gender in the early medieval world: east and west, 300-900 / ed. by L. Brubaker, J.M.N. Smith. Cambridge, 2004. 346 p.

19] Smith J.M.N. Introduction // Gender in the early medieval world. P. 18.

20] Pohl W. Gender and ethnicity in the early middle ages // Gender in the early medieval world... P. 23-43.

21] Vinson M. Romance and reality in the Byzantine bride shows // Gender in the early medieval world... P. 102-120.

22] Jong de M. Bride shows revisited: praise, slander and exegesis in the reign of the empress Judith // Gender in the early medieval world. P. 257-277.

23] Brubaker L. Sex, lies and texuality: the Secret history of Prokopios and the rhetoric of gender in sixth-century Byzantium // Gender in the early medieval world... P. 83-101.

24] Bray J. Men, women and slaves in Abbasid society // Gender in the early medieval world... P. 121-146.

25] Nelson J.L. Gendering courts in the early medieval west // Gender in the early medieval world. P. 185-197.

[26] Muschiol G. Men, women and liturgical practice in the early medieval west // Gender in the early medieval world. P. 198-216.

[27] Hen Y. Gender and the patronage of culture in Merovingian Gaul // Gender in the early medieval world. P. 217-233.

[28] Effros B. Dressing conservatively: women's brooches as markers of ethnic identity? // Gender in the early medieval world. P. 165-184 ; Hadlet D. Negotiating gender, gamily and status in Anglo-Saxon burial practices, c. 600-950 // Gender in the early medieval world: east... P. 301-323.

[29] Tougher S. Social transformation, gender transformation: court eunuch, 300-900 // Gender in the early medieval world. P. 70-82.

[30] Muschiol G. Op. cit.

[31] Gendering the Middle Ages: A Gender and History Special Issue / ed. by P. Stafford, A.B. Mulder-Bakker. Oxford, 2001. 256 p.

[32] Cooper K., Leyser C. The gender of grace: impotence, servitude, and manliness in the fifth-century // Gendering the Middle Ages. P. 6-21.

[33] Smith J.M.N. Did women have a transformation of the roman world? // Gendering the Middle Ages. P. 22-41.

[34] Brubaker L., Tobler H. The gender of money: Byzantine empresses on coins // Gendering the Middle Ages. P. 42-64.

[35] Synek E. M. «Ex utroque sexu fidelium tres ordines» - The status of women in early medieval canon law // Gendering the Middle Ages ... P. 65-91.

[36] Skinner P. «Halt! Be men!»: Sikelgaita of Salerno, gender and the Norman conquest of southern Italy // Gendering the Middle Ages. P. 92-111.

[37] Voaden R., Volf S. Visions of my youth: representations of the childhood of medieval visionaries // Gendering the Middle Ages... P. 135-154.

[38] Women's History in Global Perspective / ed. by Bonnie Smith. Urbana, 2004.

[39] Bennett J. M. Medieval women in modern perspective // Women's History in Global Perspective / ed. by Bonnie Smith. Urbana, 2004. Vol. 3. P. 139-186.

[40] Saints, scholars, and politicians: gender as a tool in medieval studies / ed. by M. v. Dijk, R. Nip. Turnhout : Brepols, 2005. 262 p.

[41] McLaughlin M. Sex, gender and Episcopal authority in an age of reform, 1000-1122. Cambridge, 2010. 288 p.

[42] Writing Gender and Genre in Medieval Literature: Approaches to Old and Middle English Texts / ed. by E. Treharne. Cambridge, 2002. 142 p.

[43] Filios D. K. Performing Women in the Middle Ages: Sex, Gender and the Iberian Lyric. Basingstoke, 2005. 261 p.

[44] Gender and sexuality in the Middle Ages: a medieval source documents reader / M.A. Brozyna. North Carolina, 2005. 316 p.

[45] Women and gender in medieval Europe / ed. by M. Schaus. N. Y., 2006. 944 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.