ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА КОРАБЕЛЬНИКОВА,
заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]
YULIYA LEONIDOVNA KORABEL'NIKOVA,
Candidate of Law, Associate Professor,
Deputy Head of the Department
of State and Legal Disciplines
Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow,
Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право.
УДК 342.518
Scientific specialty: 12.00.02 — Constitutional Law; Constitutional Judicial Process; Municipal Law.
Дата поступления статьи: 18 мая 2020 г. Дата принятия статьи в печать: 8 декабря 2020 г
232
Гендерный баланс в органах полиции России и зарубежных стран: сравнительно-правовое исследование
Gender Balance in the Police Forces of Russia and Foreign Countries: a Comparative Legal Study
Аннотация
Постановка проблемы: проблема тендерного равенства является предметом широкой научной дискуссии как на международной арене, так и в отдельных государствах. В Конституции Российской Федерации содержится ряд норм, направленных на обеспечение тендерного равенства: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола...», «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
В современный период все больше женщин занимают активную гражданскую позицию, причем не только в экономической, социальной, но и политической сфере. Женщины занимают высокие посты в органах государственной власти, руководят общественными организациями, участвуют в выборных кампаниях. И это становится нормой общественно-политической жизни Российского государства.
В настоящее время существует все больше сфер, профессий, специальностей, в которых женщины по уровню своей компетентности ничем не уступают мужчинам: в правоохранительной сфере, военной и полицейской службе, в бизнесе и космосе, в миротворческих опера-
Annotation
The problem statement: the issue of gender equality is the subject of a broad scientific discussion both in the international arena and in individual States. The Constitution of the Russian Federation contains a number of norms aimed at ensuring gender equality: «The state guarantees equality of human and civil rights and freedoms regardless of gender...», «Men and women have equal rights and freedoms and equal opportunities for their realization».
In the modern period, more and more women are taking an active civil position, not only in the economic, social, but also in the political sphere. Women hold high positions in state authorities, run public organizations, and participate in election campaigns. And this is becoming the norm of the social and political life of the Russian state.
Today, there are more and more areas, professions, and specialties in which women are not inferior to men in terms of their competence: in law enforcement, military and police service, in business and space, in peacekeeping operations and international organizations. Moreover, it should be recognized that, despite active involvement in public life and employment at work, women are as-
циях и международных организациях.
Более того, следует признать, что, несмотря на активную вовлеченность в общественную жизнь и занятость на работе, на женщину возлагается большой объем домашних функций, а также обязанностей по уходу и воспитанию детей.
Именно женская активность по проведению научных и общественных дискуссий по вопросам гендерного равенства во многом определила процесс переосмысления роли и места женщины в системе публичного управления.
Все это обусловливает необходимость преодоления существующего гендерного дисбаланса и более широкого распространения принципа равноправия женщин и мужчин, в том числе на службе в органах полиции, при этом учитывая социальный статус женщин.
Цель исследования: на основе анализа российского и зарубежного опыта обеспечения гендерного равенства на примере службы в органах полиции выявить существующие проблемы в реализации данного принципа.
Методы исследования: методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частнонаучных методов: диалектический, сравнительно-правовой, юридико-техни-ческий анализ, оценочный, статистический.
Результаты и ключевые выводы: в результате исследования автор делает выводы, что Россия, как и большинство государств, стремится к реализации принципа гендерного равенства. Тем не менее в настоящее время в обществе существует достаточно много стереотипов о роли женщин в публичном управлении. С целью их разрушения необходимо предпринимать системные меры посредством формирования гендерных стратегий, принятия общественных мер, широкого обсуждения данной проблематики, применения единых требований и критериев во всех сферах независимо от пола, т. е. реализации конституционных, нормативных положений в полном объеме. Это позволит значительно повысить статус женщин в государстве, снизить проблему насилия, которая является на современном этапе общемировой, и приведет к другим общественно значимым результатам.
При этом, рассматривая вопрос гендерного равенства в полиции, следует учитывать необходимость дополнительных гарантий, предусмотренных для женщин в связи с их социальным статусом, и в то же время важность и востребованность женщин на службе в полиции в обеспечении национальной безопасности.
signed a large amount of household functions, as well as responsibilities for the care and upbringing of children.
It is women's activism in conducting scientific and public discussions on gender equality that has largely determined the process of rethinking the role and place of women in public administration.
All this makes it necessary to overcome the existing gender imbalance and promote the principle of equality between women and men, including in the police service, while taking into account the social status of women.
The purpose of the study: based on the analysis of Russian and foreign experience in ensuring gender equality on the example of service in the police, to identify existing problems in the implementation of this principle.
The research methods: the methodological basis of the research is a complex of General scientific and private scientific methods: dialectical, comparative legal, legal and technical analysis, evaluation, statistical.
The results and key conclusions: as a result of the study, the author concludes that Russia, like most countries, strives to implement the principle of gender equality. Nevertheless, there are currently quite a lot of stereotypes about the role of women in public administration. In order to destroy them, it is necessary to take systematic measures through the formation of gender strategies, the adoption of public measures, a broad discussion of this issue, the application of common requirements and criteria in all areas, regardless of gender, i.e. implementation of constitutional and regulatory provisions in full. This will significantly improve the status of women in the state, reduce the problem of violence, which is currently a global problem, and lead to other socially significant results.
At the same time, when considering the issue of gender equality in the police, it is necessary to take into account the need for additional guarantees provided for women in connection with their social status, and at the same time the importance and relevance of women in the police service in ensuring national security.
Ключевые слова: гендерное равенство; ген-дерная политика; равенство мужчин и женщин; права и свободы; устойчивое мировое развитие.
Keywords: gender equality; gender policy; gender equality; rights and freedoms; sustainable world development.
234
Принцип равенства все глубже проникает в сознание граждан. На современном этапе государство считается демократическим, если признает данный принцип независимо от пола, языка, религиозной и иной принадлежности и прилагает необходимые усилия для его обеспечения. Принцип равенства, в соответствии с которым все члены общества должны быть поставлены в одинаковые условия, всегда был и остается одним из важнейших идеалов справедливого общественного устройства [8, с. 171]. Гендерное равенство является составной частью равенства в целом и сравнительно недавно вошло в содержание всеобъемлющего равенства, которое предполагает отсутствие дискриминации в отношении женщин в различных сферах.
На международном уровне обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек являются одной из целей устойчивого развития мира, сформулированных Организацией Объединенных Наций. Гендерное равенство признается не только одним из основных прав человека, но и необходимой основой для дальнейшего развития и достижения мира и процветания в обществе.
С целью расширения прав и возможностей женщин и девочек мировым сообществом признается необходимость предоставления им равного доступа к образованию, медико-санитарному обслуживанию, достойной работе и участию в процессах принятия политических и экономических решений [1, с. 104]. Все это будет способствовать достижению устойчивости экономики и принесет пользу обществу и человечеству в целом. На международном уровне подчеркивается, что для обеспечения гендерного равенства необходимо активизировать усилия государств, в том числе по укреплению нормативно-правовой базы, устанавливающей равноправие мужчин и женщин в социально-экономической, политической, личной и иных сферах жизнедеятельности.
Тем не менее на современном этапе мировое сообщество лишь стремится к достижению этой цели, поскольку, несмотря на активное участие женщин в политической жизни стран, на их долю сегодня приходится 23,7 % мест в государственных парламентах, что пока не отвечает принципу гендерного паритета [2].
В российской Конституции содержатся гарантии, закрепляющие не только равные права и свободы женщин и мужчин, но и равные возможности для их реализации. На сегодняшний день в России женщины реализуют себя в самых разных сферах, имеют вес в государственном управлении, занимают должности в государственных и муниципальных органах власти, в том числе в органах полиции.
Следует отметить, что на современном этапе общественного развития позиции женщин в органах управления значительно изменились. В России активная гендерная политика стала проводиться в советский период, когда существовало даже квотирование мест в государственных органах. В связи с чем еще в 80-е гг. XX в. количество женщин в парламентах был достаточно высоким: в Верховном Совете СССР — 32,8 %, в РСФСР - 35 %, в союзных республиках — 36,2 %, в автономных — 40,3 % [3, с. 189].
В настоящее время в России нет системы квотирования и соотношение по полу в обоих палатах парламента примерно одинаковое. Так, в Совете Федерации в настоящее время 28 женщин — представители региональных высших органов власти, что составляет лишь 16,5 % от общей численности. При этом следует отметить, что председателем данной палаты Федерального Собрания Российской Федерации является женщина. Что касается Государственной Думы, то депутатскими мандатами наделена 71 женщина, это составляет 15,8 %. Следует согласиться с мнением профессора Г. Н. Ком-ковой о том, что женщины в органах власти необходимы и полезны не только для отстаивания интересов самих женщин, но и всего общества в целом [4, с. 64]. Женщины более внимательно относятся к проблемам в социальной сфере, которые у мужчин зачастую остаются на периферии. Эти вопросы требуют повышенного внимания, так как являются наиболее чувствительными. Результаты социальной политики во многом определяют настроения в обществе, могут привести к спокойствию или, напротив, к социальной напряженности. Наиболее важным результатом гендерного баланса в органах власти видится учет интересов всего населения государства, партнерские отношения женщин и мужчин.
Традиционно служба в полиции считается мужским занятием. Обращаясь к истории, следует отметить, что в царской полиции женщины на службе не состояли. Массовый прием женщин в ряды советской милиции начался в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.), когда создавались детские комнаты милиции. Было необходимо распределять детей, оставшихся без родителей, по детским домам и приемникам. В дальнейшем женщины стали более активно приниматься на службу в различные подразделения: детские комнаты милиции, экс-пертно-криминалистические и информационные центры, финансовые и кадровые подразделения системы МВД России, научно-исследовательские институты и учебные заведения, медицинские учреждения.
В настоящее время число женщин в российской полиции составляет в среднем 25 % от об-
щей численности личного состава МВД России. Так, в 2014 г. на службе в полиции находилось 178 696 женщин, что составило 21,1 % от общей численности личного состава МВД России. При этом на должностях начальствующего состава находилось 145 422 женщины (26,1 %) [6, с. 43— 44]. К 2019 г. даже с учетом проводимой оптимизации численности органов внутренних дел их число возросло до 181 152, что составляет 27,3 % от общей численности личного состава [7, с. 43]. В центральном аппарате МВД России женщины также занимают значительное место. Последние пять лет их количество оставалось на уровне 30 % от общей численности центрального аппарата.
Рассматривая зарубежный опыт, следует обратить внимание, что число женщин в органах полиции зарубежных государств очень разное. Тем не менее следует отметить, что их количество во всех странах мира меньше по сравнению с мужчинами.
Соединенные Штаты Америки, признанные одной из наиболее демократических стран мира, начали прием женщин в полицию с 1972 г. Старт этому набору был дан Демократической партией США. В 1977 г. Министерством юстиции и Департаментом казначейства была создана Межведомственная комиссия по положению женщин в федеральных правоохранительных органах (ICWIFLE), которая впоследствии была преобразована в организацию «Женщины в федеральных правоохранительных органах» (WIFLE) с целью отбора и подготовки женщин для данных органов. В настоящее время организацией предоставляется годовое обучение руководителей и стипендиальные программы. На сегодняшний день в Федеральном бюро расследований США проходит службу примерно 20 % женщин.
В 1979 г. в Национальную полицию Испании впервые были приняты 42 женщины, которые были первопроходцами и смогли сделать этот шаг, реализуя принцип равенства, закрепленный в Конституции Испании, принятой годом ранее, что являлось одним из шагов к прогрессивному развитию страны. В настоящее время в органах Национальной полиции Испании служат более 9 тыс. женщин-полицейских, что составляет почти 15 % от общего количества сотрудников и является самым высоким показателем во всех правоохранительных органах Испании.
В федеральной полиции Аргентины женщины проходят службу с 1978 г. На сегодняшний день на разных должностях проходят службу около 10 тыс. женщин1. В Марокко начался прием на службу женщин с 2002 г., в настоящее время на службе в полиции состоит примерно
5 тыс. женщин (8 %), 65 из которых — на руководящих должностях разного звена2.
В полицию Японии прием женщин начался в 1946 г. В 1990 г. их количество в рядах полиции составляло 4 329 человек (2 %), в настоящее время - 25 540 (9,8 %). В 1994 г. была назначена первая женщина — начальник полиции, в настоящее время на руководящих должностях в полиции состоит чуть более 1 % женщин3.
В колумбийскую полицию впервые женщины были приняты в 1953 г., в 1977 г. был организован набор женщин-полицейских для обучения в образовательной организации. К 2000 г. число женщин-полицейских в органах полиции составляло 4 506 человек, в настоящее время эта цифра увеличилась до 18 833 женщин, что составляет примерно 11 % от общей численности личного состава4.
В полиции Швеции проходят службу 25 % женщин. При этом женщины выполняют те же функции, что и мужчины, вплоть до участия в спецоперациях. С 2007 г. на систематической основе стимулируется служба женщин в полиции, проводятся исследования о причинах увольнения женщин из органов, отмечается повышение спроса женщин на службу в полиции5.
В Афганистане в полиции разделяются женские и мужские подразделения. В настоящее время на службе в полиции состоит 3 % женщин от общего числа личного состава, на руководящих должностях — 5 женщин. Женщины проходят службу в различных подразделениях полиции. При этом заместителем Министра внутренних дел Афганистана является женщина6.
Интересным представляется опыт австралийской полиции, где в 2017 году проведен эксперимент, в ходе которого преимущество при приеме на службу в полицию имели женщины. В результате число женщин в полиции увеличилось на 2 % и в 2019 г. на службе в полиции состоит уже 24% женщин, к 2021 г. планируется достичь гендерного равенства7.
Таким образом, можно сделать вывод, что женщинам предоставлена возможность служ-
1 Выступление заместителя начальника Федеральной полиции Аргентины г-жи Эстер Мэйбл Франко на Международном конгрессе женщин-полицейских «Гендерное равенство в сфере безопасности» 6 ноября 2019 г.
2 Выступление директора по международным отношениям полиции Марокко г-жи Марии Лахдар на Международном конгрессе женщин-полицейских «Гендерное равенство в сфере безопасности» 6 ноября 2019 г.
3 Выступление генерального директора по международным делам Национального полицейского управления Японии г-жи Тоси Танака на Международном конгрессе женщин-полицейских «Гендерное равенство в сфере безопасности» 6 ноября 2019 г.
4 Выступление директора Департамента здравоохранения национальной полиции Колумбии г-жи Жульетты Джомар Куре Парра на Международном конгрессе женщин-полицейских «Гендерное равенство в сфере безопасности» 6 ноября 2019 г.
5 Выступление комиссара шведского полицейского управления Швеции г-жи Энн Мари Орлер на Международном конгрессе женщин-полицейских «Гендерное равенство в сфере безопасности» 7 ноября 2019 г.
6 Выступление заместителя Министра внутренних дел Афганистана г-жи Хусны Джалиль на Международном конгрессе женщин-полицейских «Гендерное равенство в сфере безопасности» 7 ноября 2019 г.
7 Выступление офицера связи Австралии г-жи Кристи-Ли Крес-си на Международном конгрессе женщин-полицейских «Гендерное равенство в сфере безопасности» 6 ноября 2019 г.
236
бы в полиции во многих государствах мира. Тем не менее, в настоящее время количество женщин в органах полиции в лучшем случае составляет примерно четверть. Много это или мало? Сложно дать однозначный ответ на этот вопрос, так как международное сообщество призывает к повсеместному внедрению данного принципа во всех государственных структурах. И с этой точки зрения следует признать востребованность женщин для выявления и раскрытия преступлений, например, связанных с личной неприкосновенностью или совершенных в отношении детей, где женские качества будут способствовать установлению более доверительного контакта с потерпевшим. Это способствует более эффективному обеспечению безопасности граждан.
Кроме того, следует подчеркнуть, что служба в полиции для женщин — одна из мер, которая способна предотвратить совершение в отношении них насилия в связи с получением на службе соответствующей физической подготовки. Но даже не это является главным — служба в полиции позволяет повысить авторитет женщины в обществе. А назначение женщин на высокие, руководящие должности способствует укреплению ее общественно-политической значимости наряду с социальной, которая принадлежит ей, поскольку основные функции по воспитанию и уходу за детьми в большинстве случаев лежат на женщинах.
Существует представление, что женщина, проходя службу в органах внутренних дел, должна делать выбор между семьей и работой. Однако в российской полиции женщины обладают всеми гарантиями, предусмотренными законодательством: оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, выплаты в связи с рождением детей, оплачиваемый в полном объеме листок нетрудоспособности, а также больничный по уходу за ребенком, бесплатное медицинское обслуживание членов семьи, возможность получения лечения в санаториях.
Проведенное исследование показывает, что в России женщины проходят службу во всех подразделениях полиции. Наибольшее количество женщин служат в подразделениях предварительного расследования (дознание — 76,2 %, следствие — 62,2 %), подразделениях по вопросам миграции (71,8 %), штабных подразделениях (65,7%). Наименьшая численность женщин в уголовном розыске (9,5 %), подразделениях по контролю за оборотом наркотиков (10,0 %), ГИБДД (11,2 %), подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией (13,5 %) [7, с. 43—44]. Это представляется вполне логичным и связано с кругом выполняемых обязанностей.
Как видно из приведенной статистики, есть службы, где женщины представлены в большей степени. Эта работа, как правило, связана с общением с людьми, особую категорию составля-
ют несовершеннолетние, или это кропотливая работа по проведению экспертно-криминали-стических экспертиз. Важное направление деятельности, которое осуществляется женщинами-полицейскими, — это работа с личным составом, где женские качества позволяют лучше налаживать контакт с подчиненными, проявлять чуткость, осуществлять работу по подбору кадров, рекомендовать с учетом личных и профессиональных качеств к назначению на ту или иную должность, проводить психо-лого-коррекционные мероприятия [5, с. 169]. В образовательных организациях МВД России на должностях научно-педагогического состава женщины проводят большой объем работы не только по обучению и повышению квалификации сотрудников полиции, но и осуществляют научно-исследовательскую, воспитательную и иную деятельность. В настоящее время двумя подразделениями центрального аппарата руководят женщины (Главное управление по вопросам миграции и Финансово-экономический департамент МВД России).
При объективном рассмотрении вопросов повсеместного внедрения гендерного равенства необходимо обратить внимание на такой важный аспект профессиональной деятельности полицейских, как риск для жизни и здоровья, который в основном характерен для оперативной работы, чем и объясняется столь низкий процент службы женщин в данных подразделениях. И это оправданно именно социальной ролью женщин в обществе, необходимостью обеспечения их безопасности. Конечно, некоторые женщины делают осознанный выбор в пользу таких сфер полицейской деятельности, а если они соответствуют квалификационным требованиям, то могут претендовать на них.
На основании изложенного, подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать вывод, что российское законодательство в целом закрепляет равноправие мужчин и женщин. Тем не менее существующие стереотипы о роли женщины в обществе не всегда позволяют реализовать имеющиеся возможности. К сожалению, и в настоящее время при равных условиях на должность скорее будет назначен мужчина. Причем и сами женщины в большинстве случаев делают выбор в пользу мужчин.
На основании изложенного следует признать, что сегодня назрела необходимость в принятии системных мер с целью изменения сложившейся ситуации путем широкого общественного обсуждения гендерной политики и роли женщин в публичном управлении, активной гражданской позиции самих женщин, формирования государственных гендерных стратегий, фактического применения одинаковых критериев и требований независимо от по-
лового признака при приеме на работу, службу, участия в выборных кампаниях и т. д. Более широкое представительство женщин в публичном управлении призвано повысить социальный статус женщин, направлено на внедрение в сознание людей принципа равноправия по признаку пола и будет обеспечивать не только ген-дерный паритет, но и способствовать повышению эффективности публичного управления.
При этом в органах полиции, где служба сопряжена с риском для жизни и здоровья, требуется не только соответствие квалификационным требованиям, но и определенный уровень физи-
ческой подготовки, необходимо соблюдать баланс. Несмотря на утверждение ряда экспертов, что и в органах полиции необходимо равное представительство мужчин и женщин, видится необходимым учитывать социальный статус женщин и обеспечивать их личную безопасность. На наш взгляд, наиболее важной перспективой реализации данного принципа в органах полиции является обеспечение паритетного представительства женщин и мужчин на равных, в том числе руководящих должностях, отсутствие так называемых «стеклянных потолков» при продвижении женщин по службе в органах внутренних дел.
Список литературы:
References:
1. Громова О. Н, Корабельникова Ю.Л. Междуна- 1. родные переговоры как форма международного сотрудничества МВД России с правоохранительными органами зарубежных государств // Научный портал МВД России. 2019. № 1 (45).
2. Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин 2. и девочек: цель пятая в области устойчивого развития // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https:// www.un.org.ru/ (дата обращения 25.04.2020).
3. Поленика С. В. Женский вопрос и строительство социалистического правового го- 3. сударства. Труд, семья, быт советской женщины. М., 1990.
4. Права женщин и мужчин в России: реа- 4. лизация принципа равенства / под ред.
Г. Н. Комковой. М., 2019.
5. Сердюк Н. В., Грищенко Л. Л., Столяренко 5. А. М. Психолого-педагогические аспекты профилактики экстремизма в молодежной среде // Психология и право. 2018. Т. 8. № 3.
6. Сведения о состоянии работы с кадрами ор- 6. ганов внутренних дел Российской Федерации за 2015 год: сборник аналитических
и информационных материалов. М., 2016.
7. Сведения о состоянии работы с кадрами ор- 7. ганов внутренних дел Российской Федерации за 2019 год: сборник аналитических
и информационных материалов. М., 2020.
8. Эрдниева Л. А. Равноправие мужчин и жен- 8. щин как предмет национального права // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 2.
Gromova O. N, Korabel'nikova Yu. L. Mezh-dunarodnye peregovory kak forma mezh-dunarodnogo sotrudnichestva MVD Rossii s pravoohranitel'nymi organami zarubezhnyh gosudarstv // Nauchnyj portal MVD Rossii. 2019. № 1 (45).
Obespechenie gendernogo ravenstva i rasshirenie prav i vozmozhnostej vsekh zhenshchin i de-vochek: cel' pyataya v oblasti ustojchivogo razviti-ya // Oficial'nyj sajt Organizacii Ob»edinennyh Nacij. URL: https://www.un.org.ru/ (data obrashcheniya 25.04.2020). Polenina S. V. Zhenskij vopros i stroitel'stvo so-cialisticheskogo pravovogo gosudarstva. Trud, sem'ya, byt sovetskoj zhenshchiny. M., 1990. Prava zhenshchin i muzhchin v Rossii: reali-zaciya principa ravenstva / pod red. G. N. Kom-kovoj. M., 2019.
Serdyuk N. V., Grishchenko L. L, Stolyarenko A. M. Psihologo-pedagogicheskie aspekty pro-filaktiki ekstremizma v molodezhnoj srede // Psihologiya i pravo. 2018. T. 8. № 3. Svedeniya o sostoyanii raboty s kadrami organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii za 2015 god: sbornik analiticheskih i informacionnyh materi-alov. M., 2016.
Svedeniya o sostoyanii raboty s kadrami organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii za 2018 god: sbornik analiticheskih i informacionnyh materi-alov. M., 2019.
Erdnieva L. A. Equality of men and women as a subject of national law // Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. № 2.
Для цитирования:
For citation:
Корабельникова Юлия Леонидовна. Гендер-ный баланс в органах полиции России и зарубежных стран: сравнительно-правовое исследование // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). С. 232—237.
Korabel'nikova Yuliya Leonidovna. Gender Balance in the Police Forces of Russia and Foreign Countries: a Comparative Legal Study // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 4 (56). P. 232-237.