Коротких Виктория Николаевна
Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Отражение гендерных стереотипов о женщинах-полицейских в современном российском социальном пространстве
В статье рассматриваются проблемы стереотипного восприятия гендерной составляющей профессии полицейского, анализируются основные тенденции восприятия женщин-полицейских социальным пространством, в том числе через призму гендерных стереотипов. Ввиду господствующего в социальной среде деления на «женские» и «мужские» профессии сотрудницы правоохранительных органов зачастую сталкиваются с действием ряда стереотипов о неуместности их профессиональной службы. Эти стереотипы имеют широкое освещение в масс-медиа, тем самым формируя и транслируя общественное мнение и определенные модели действия социальной среды.
Ключевые слова: социальные стереотипы, гендерная принадлежность, правоохранительные органы, социальная среда, женщина-полицейский.
V.N. Korotkikh, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Reflection of gender stereotypes about female police officers in the modern Russian social space
The article deals with the problems of stereotypical perception of the gender component of the police profession, analyzes the main trends in the perception of female police officers by social space, including through the prism of gender stereotypes. Due to the division in the social environment into «female» and «male» professions, female law enforcement officers often face the effect of a number of stereotypes about the irrelevance of their professional service. These stereotypes have wide coverage in mass media, thereby forming and broadcasting public opinion and certain models of the social environment.
Key words: social stereotypes, gender identity, law enforcement agencies, social environment, female police officers.
Понятие тендера в современном обществе представляет собой результат осознания социумом различий между мужчинами и женщинами по социально-психологическим и ролевым критериям. Исследователи различают понятия «пол» и «тендер» следующим образом: «В отличие от понятия "пол", тендер акцентирует внимание не на природных, а на социально-психологических и культурологических характеристиках социализации мужчин и женщин» [1, с. 193-199]. Необходимо обратить внимание на то, что гендерный подход возникает как реакция на социальную необходимость равенства в правах и возможностях для представителей обоих полов.
В рамках терминологического поля понятия «тендер» возникают такие родственные ему социальные явления, как «гендерная педагогика», «гендерное воспитание», «гендерное обучение» и т.п. Эти процессы связаны, в том числе, и с определенными трансформациями человеческого сознания. В первую очередь это
касается самоопределения женщин, что воплотилось в изменении их ценностных ориентиров и норм поведения. Таким образом, возникла необходимость в воплощении этих трансформаций в современном социальном поле. Одним из отражений данного социального феномена стал тот факт, что все больше женщин проявляют себя в рамках профессий, традиционно считавшихся мужскими, в том числе возросло количество представительниц женского пола в системе МВД России. Заместитель главы МВД России Игорь Зубов в одном из своих выступлений отметил: «Соотношение женщин в рядах МВД России в последнее время увеличивается, и мы не препятствуем этому процессу. В некоторых подразделениях их численность доходит до 30-50%. На январь 2016 года в подразделениях МВД России проходили службу 167,3 тысячи женщин» [2].
В качестве основных составляющих гендер-ной идентификации выступают биологический пол, а также социально-психологические мо-
дели, среди которых исследователи выделяют следующие: маскулинность, феминность, андрогинность. Целью гендерного воспитания выступает формирование гармоничной личности, сочетающей половую принадлежность и собственные социальные стремления. Традиционно система профессионального образования в нашей стране была сфокусирована преимущественно на реализацию мужской модели. Это приводило к маскулинизации женского поведения, проявлению мужских черт характера. Однако при правильном гендерном подходе в рамках любой профессии сотрудница имеет возможность сохранить женственность не в ущерб профессиональной самореализации.
Исследователи по-разному трактуют понятие «гендер»: «совокупность профессиональных и личностных качеств мужчин и женщин; отношения субординации между биологическими полами в обществе; набор социальных ролей и стереотипов оценки соответствия им; процесс освоения личностью социальных моделей поведения и др.» [1, с. 193-199]. В то же время отмечается наличие двух необходимых субъектов формирования феномена гендера. В первую очередь это социум, стремящийся к выстраиванию четкой структуры ролей, формирующий таким образом социально-культурные стереотипы, что ограничивает поле деятельности по критерию половой принадлежности. Здесь положительной трансформацией выступает понимание гендера как динамической, культурологической и социальной характеристики, которая позволяет изменить социальный фокус для достижения более гармоничной модели отношений. Другой стороной в процессе формирования социального феномена гендера выступает сама личность, проявляющая волю в стремлении избавиться от навязываемых обществом стереотипов, социальной роли.
В современном мире большинство государств законодательно уравняло права мужчин и женщин. Тем не менее, традиционно в обществе все еще сильны полоролевые стереотипы, что подразумевает необходимость осознания самой личностью потребностей в избавлении от навязываемых обществом моделей.
В России в настоящее время, согласно исследованиям специалистов, все еще высока степень гендерной асимметрии. «Гендерные проблемы, обострившиеся в условиях формирования рыночных отношений, оказались серьезным вызовом российскому социуму со стороны институциональных и обществен-
ных структур. И неудивительно, что в рамках социальных отношений все чаще возникают обострения, связанные с тендерными стереотипами, гендерной асимметрией, гендерной дискриминацией и тому подобными явлениями», - отмечает Н.М. Римашевская [3, с. 7-24]. Гендерный стереотип можно назвать традиционной характеристикой социальных взаимоотношений в России.
Само понятие «стереотип» учеными трактуется по-разному. Наиболее удачными подходами к изучению социального стереотипа, на наш взгляд, стоит считать такие, которые максимально полно анализируют функциональные характеристики рассматриваемого понятия. Тем не менее, не стоит забывать о том, что одним из важных аспектов стереотипа является необходимость изучения влияния окружающей социальной среды, так как сам феномен стереотипа не существует вне социокультурного контекста.
На основании вышеизложенного в качестве наиболее конструктивных подходов к изучению стереотипа можно считать социокультурный и когнитивный. «Когнитивный подход определяет стереотип как когнитивную структуру, которая содержит знания, верования и ожидания реципиента в отношении некой социальной группы. Он, таким образом, акцентирует внимание на двух особенностях стереотипов - обусловленности иррациональной верой и ориентации на определенное отношение» [2]. Более глубокое знание о феномене стереотипа позволяет получить социокультурный подход. «Он [социокультурный подход] декларирует связь между научением стереотипам и социокультурным окружением индивида и акцентирует внимание на культурных корнях стереотипов, а также на том, что они носят характер разделяемых членами группы верований» [4]. Здесь сферой формирования стереотипа выступает социокультурное окружение: сверстники, масс-медиа, авторитеты и т.п., в то время как когнитивный подход представляется более психологическим, социокультурным, полнее отражает интересы социологического аспекта знания.
В конструировании и трансляции гендер-ных стереотипов одну из ведущих ролей играют средства массовой информации. В первую очередь речь идет о так называемых образах «идеальной женщины», «идеального мужчины», «идеальных отношений» и т.д. Как отмечают исследователи, «средства массовой информации воспроизводят и усиливают образы гендерного мира. Они создают однозначно от-
223
носимую к тому или иному полу и заряженную сексуальностью символику... создают диапазон возможных выборов и показывают, каковы шансы мужчин и женщин в управлении порядком» [5, с. 46-65]. Здесь происходит определенный процесс введения в норму стереотипных моделей поведения, посредством которого формируется стереотипное отношение. В само понятие гендерных стереотипов могут входить следующие противопоставления: распределение на мужскую и женскую роли в обществе, маскулинность-феминность, разделение на мужской и женский труд.
Проявление гендерных стереотипов возможно в различных социальных сферах. Например, исследователи Л.А. Бурганова и К.Н. Ахмадеева предлагают следующую классификацию областей воспроизводства гендер-ных стереотипов:
«1) Политико-властное и управленческое измерение: диспозиции в политической элите, ходы политических карьер, механизмы компенсации дефицитов власти за счет ресурсов гендерного маскарада. Построение имиджа политического лидера-мужчины как супермена и использование обаяния как козыря в политической карьере женщины.
2) Экономическое измерение: мир рабочих мест и профессий; мужские и женские сферы занятости. Квалификационная иерархия существует между профессиями и внутри одной профессии. Гендерная стратификация означает различие в количестве и содержании жизненных шансов социальных мужчин и женщин и различия в их стратегиях.
3) Лингвистическое измерение: гендер утверждается вербально. Феминистские культурологи, пытающиеся реформировать "ген-дерно-пораженный'' язык, прослеживают, каким образом он создает и воспроизводит дискриминационный дискурс.
4) Приватное измерение: семья, межличностные отношения дружбы, сексуальность, отношения заботы - это сферы, где феминизм видит квинтэссенцию женского опыта и одновременно источник подавления женщины. Подавление связано с вытеснением женщины в домашний мир. Дом как категория является миром женщины как в традиционном обществе, так и в обществе периода модерна» [3, с. 7-24].
Необходимо также отметить роль так называемого визуального гендерного стереотипа, который используется социумом в качестве контролирующего женщин, тем самым берет на себя функции социальных институтов госу-
дарства, семьи, религии. Речь идет о господствующем стереотипе «идеальной» женской внешности, который предписывает женщине, как она должна выглядеть. Посредством подобной модели женщина превращается социумом в сексуальный объект и лишается прав полноценной реализации как личности. Это, несомненно, способствует усилению гендерных стереотипов. «Мужчины смотрят на женщин. Женщины наблюдают за тем, как смотрят на них. И это определяет не только отношения между мужчинами и женщинами, но и отношение женщин к самим себе... женщины превращаются в объект - точнее говоря, объект взгляда: вид», - отмечает Дж. Бергер [4].
В сфере деятельности правоохранительных органов гендерные стереотипы проявляются в виде так называемого служебного потолка (который представляет собой должность руководителя отдела и звание полковника), гендер-ной асимметрии, а также непосредственных проявлений дискриминации.
Официальный интернет-портал МВД России приводит следующие статистические данные: «В настоящее время в органах внутренних дел Российской Федерации служат более 177 тысяч женщин. Ежегодно этот показатель увеличивается» [6]. В то же время согласно официальной статистике всего в МВД России трудятся 756859 сотрудников [7]. Таким образом, соотношение числа сотрудников полиции женского пола с общим числом сотрудников говорит в пользу серьезной асимметрии.
Кроме того, можно наблюдать и асимметрию внутри профессиональных и служебных категорий, проявляющуюся в превалировании женщин на определенных видах профессиональной деятельности: «На должностях рядового и младшего начальствующего состава в ведомстве состоят свыше 34 тысяч, а на должностях среднего и старшего начальствующего состава -более 143 тысяч человек. 25 женщин являются руководителями управлений в центральном аппарате МВД России, 7 - возглавляют территориальные органы внутренних дел на районном уровне. В подразделениях дознания доля женщин-сотрудников составляет 72%, в следственных подразделениях - 58%, в подразделениях по работе с личным составом почти 77%» [6].
Выявленная гендерная диспропорция вызвана не только объективными причинами, среди которых можно обозначить тот факт, что некоторые виды службы в полиции считаются «неженскими», так как сложны исключительно ввиду физического несоответствия организма.
224
Объективные основания актуальны для специальных профессиональных навыков - речь идет о службе в силовых подразделениях МВД России, таких как ОМОН, спецназ и т.д. Тем не менее, современный опыт демонстрирует, что даже в таких физически сложных областях женщина может проявить себя как профессионал [8].
Однако зачастую подобная гендерная диспропорция наблюдается именно ввиду наличия активных гендерных стереотипов о неспособности женщин к определенным видам деятельности в рамках профессии полицейского. Этот процесс опасен еще и ввиду того, что большинство женщин, как и мужчин, имеют уверенность в их адекватности реальности, тем самым утверждая «справедливость» подобного гендерного распределения в системе правоохранительных органов.
Специалисты выделяют несколько распространенных мифов о женщинах, пытающихся реализоваться в так называемых «неженских» профессиях [4]. Большинство из них также актуальны и для образа женщин-полицейских, сложившегося в социальной среде. В первую очередь это представление о том, что сама по себе профессия полицейского не является женским делом. В большинстве случаев данный стереотип не имеет под собой должной аргументации, кроме исторически сложившихся традиций в обществе. Второй стереотип, транслируемый социальной средой, - это распространенное мнение, что служба полицейского противопоказана женщинам ввиду их медико-биологических особенностей (в основном речь идет о репродуктивном здоровье женщины). Один из самых распространенных стереотипов в общественном мнении гласит о том, что женщина-полицейский ввиду своей деятельности лишается женственности, маскулинизируется. В связи с этим необходимо отметить, что подобные модели должны решаться в рамках гендерного подхода в воспитании будущих сотрудников полиции, о чем было сказано выше. В качестве одного из стереотипных аргументов по поводу неуместности службы женщины в полиции приводится и возросшая требовательность женщины к избраннику, а именно о том, что женщина, получившая специальные навыки полицейского, может ощущать как физическое, так и экономическое превосходство над некоторыми представителями мужского пола. Еще один распрастраненный стереотип, навязываемый социальной средой, -это утверждение о том, что женщина-полицейский противопоставляет семью работе, что ве-
дет к необходимому выбору между эгоизмом и самопожертвованием. И, наконец, в качестве стереотипа выступает утверждение о том, что женщина от природы не создана для служебной деятельности и проявления тех навыков, которые требуются в работе полицейского.
Несомненно, подобные стереотипы имеют под собой реальную почву, однако не являются объективным отражением социальных тенденций. Все перечисленные аргументы можно применить к любой профессиональной сфере, в которой будет стремиться проявить себя женщина. В большинстве случаев именно господство подобных стереотипов отторгает женщин от так называемых «неженских» профессий, что в итоге мешает их личностной самореализации.
Х. Брэдли отмечает, что «согласно распространенному мнению мужчины являются более авторитарными, жесткими и беспощадными, а также склонны к бюрократии и выстраиванию иерархии. Про женщин говорят, что они следуют более мягкому, заботливому и консультативному стилю, поощряют демократию и участие подчиненных в процессах управления» [9]. В то же время анализ подобных стереотипов привел ученого к следующему выводу: «вышеозначенные стили можно определить как "маскулинные" и "фемининные", и ясно, что мужчины и женщины могут выбрать любой из них или даже использовать смешанный стиль» [9]. Вышеизложенное позволяет утверждать отсутствие зависимости стиля профессионального поведения от гендера.
Само деление профессий на «женские» и «мужские» рассматривается исследователями с различных точек зрения. Так, Т. Щепанская призывает разделять количественный и символический смысл подобной классификации: «в первом случае в качестве "женской" рассматривается профессия, где женщины численно преобладают среди работников... В "символическом" смысле под "женской"/"мужской" профессией понимается такая, где "делание работы'' означает одновременно и "делание гендера'', т.е. профессиональная деятельность предполагает демонстрацию качеств и выполнение ролей, приписываемых определенному полу» [10, с. 50-100].
М.Е. Хейлман высказал мнение о том, что само гендерное деление профессий имеет под собой экономический фундамент. Традиционно мужской деятельностью считалась любая хорошо оплачиваемая работа, так как ввиду социально-культурного контекста женщины долгое время не имели возможности рабо-
225
тать и свободно перемещаться. «Несмотря на то, что сейчас ситуация в корне поменялась, образ оплачиваемой работы как мужской деятельности все еще сохраняется», - подытоживает М.Е. Хейлман [11, р. 877-887], отмечая тем самым гендерную асимметрию в распределении экономических благ в обществе.
Стоит также отметить, что само господство гендерных стереотипов в определенной профессиональной сфере представляет собой процесс социокультурный и динамический. По мнению исследователей [4], количественное увеличение числа женщин в определенной сфере (в нашем случае - в сфере правоохранительных органов) приводит к ослаблению гендерных стереотипов. Кроме того, необходимо обратить внимание на важную роль в данном процессе, выделенную работе с ген-дерным образом женщины в профессии, складывающимся в социальной среде, в том числе и посредством работы масс-медиа.
В последнее время в средствах массовой информации все чаще появляются материалы, посвященные женщинам, служащим в правоохранительных органах. В качестве примера можно привести цикл опубликованных на крупнейшем новостном портале РИА-Новости статей «Женщины редких профессий». В рамках данной темы были размещены материалы о
1. Гейжан Н.Ф., Браженская Н.Е. Гендерное воспитание девушек в ведомственных вузах // Педагогическое образование в России. 2011. № 5.
2. В МВД России сообщили, что на службе в ведомстве растет число женщин // РИА-Новости. URL: https://ria.ru/society/20160902/ 1475976531.html
3. Римашевская Н.М. Гендерные стереотипы и логика социальных отношений // Гендер-ные стереотипы в современной России. М., 2007.
4. БургановаЛ.А., Ахмадеева К.Н. Гендерные стереотипы в проблемном поле социогумани-тарного знания //ВЭПС. 2010. № 3. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/gendernye-stereotipy-v-problemnom-pole-sotsiogumanitarnogo-znaniya-1
5. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория //Женщина. Гендер. Культура. М., 1999.
женщинах-полицейских (например: «Женщины редких профессий. Нина Григор. Инспектор ДПС», «Женщины редких профессий. Татьяна Зима. Полицейский-кавалерист», «Женщины редких профессий. Ольга Кириллова. Полковник полиции» и т.д.) [12]. Материалы сопровождаются иллюстративным материалом, придающим личностный характер и формирующим образ конкретного успешного профессионала. Также интересен проект «Женщины в полиции», в рамках которого вышел ряд материалов о женщинах-полицейских в региональных представительствах МВД России (например, проект «Женщины полиции» на сайте ГУ МВД России по Ставропольскому краю [13], Отдел МВД России по Альметьевскому району [14] и т.п.).
Несмотря на то что подобные публикации не всегда раскрывают лишь профессиональные достоинства женщины-полицейского, а зачастую и проецируют стереотипные стороны профессии, все же данные факты следует считать позитивными, так как в социокультурном пространстве и общественным сознании происходит постепенный сдвиг: если ранее профессия полицейского для женщины считалась чем-то недоступным, то в настоящее время подобная ситуация все больше становится социальной нормой.
1. Gejan N.F., Brazhenskaya N.E. Gender education of girls in departmental universities // Pedagogical education in Russia. 2011. № 5.
2. The Ministry of the Interior of Russia reported that the number of women is growing in the service in the department//RIA-News. URL: https://ria.ru/ society/20160902/1475976531.html
3. Rimashevskaya N.M. Gender stereotypes and logic of social relations // Gender stereotypes in modern Russia. Moscow, 2007.
4. Burganova L.A., Akhmadeeva K.N. Gender stereotypes in the problem field of social and humanitarian knowledge // VEPS. 2010. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ gendernye-stereotipy-v-problemnom-pole-sotsiogumanitarnogo-znaniya-1
5. Zdravomyslova E.A., Temkina A.A. Social construction of gender as a feminist theory // Woman. Gender. Culture. Moscow, 1999.
6. Vladimir Kolokoltsev congratulated the women who are serving in the Ministry of the Interior of Russia with the coming holiday //
226
6. Владимир Колокольцев поздравил женщин, проходящих службу в МВД России, с наступающим праздником // Официальный интернет-портал МВД России. URL: httpsZ/мвд. рф/с1оситвп(/2043551/
7. Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации: указ Президента РФ от 20 сент. 2016 г. № 480. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Достойные сотрудники - женщины ОМОН МВД по Удмуртской Республике // Министерство внутренних дел по Удмуртской области. URL: https://18.мвд.рф/nвws/ item/2048065
9. Berger J. Ways of Seeing. L, 2008.
10. Щепанская Т. Конструкция гендера в неформальном дискурсе профессий // Антропология профессий: сб. науч. ст. Саратов, 2005.
11. Heilman M.E. Sex Discrimination and Affirmative Action Remedy: Role of Sex Stereotypes //Women in corporate management / ed. by R.J. Burke. Dordrecht, 1997.
12. РИА-Новости. URL: https://ria.ru/tags/ organization_MVD_Rossii/
13. Проект «Женщины в полиции» //ГУ МВД по Ставропольскому краю. URL: https://26.xn--b1aew.xn--p1ai/press/Nashi_proekti/dam_pol
14. Проект «Женщины в полиции» // Отдел МВД России по Альметьевскому району. URL: http://almetrt.ru/zhenshhinyi-v-politsii/
The official Internet portal of the Ministry of the Interior of Russia. URL: https://mvd.rf/ document/2043551/
7. On amending and recognizing as invalid some acts of the President of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. Sept. 20, 2016 № 480. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
8. Decent employees - women of OMON of the Ministry of the Interior in the Udmurt Republic // Ministry of the Interior in the Udmurt region. URL: https: //18.mvd.rf/news/item/2048065
9. Berger J. Ways of Seeing. L., 2008.
10. Shchepanskaya T. The construction of gender in the informal discourse of professions // Anthropology of professions: coll. of sci. papers. Saratov, 2005.
11. Heilman M.E. Sex Discrimination and Affirmative Action Remedy: Role of Sex Stereotypes // Women in corporate management / ed. by R.J. Burke. Dordrecht, 1997.
12. RIA-News. URL: https://ria.ru/tags/ organization_MVD_Rossii/
13. The project «Women in the police» // Main Directorate of the Ministry of the Interior for the Stavropol region. URL: https: //26.xn--b1aew.xn--p1ai/press/Nashi_proekti/dam_pol
14. The project «Women in the police» // Main Directorate of the Ministry of the Interior of Russia for the Almetyevsky region. URL: http://almetrt.ru/ zhenshhinyi-v-politsii/
227