Гуманитарная информатика. 2017. № 13. С. 39-44
УДК 304.2; 004.896 DOI: 10.17223/23046082/13/5
ГЕНДЕРНЫЕ ТЕОРИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ
Л.Е. Танких
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия e-mail: lyubovtankikh@yandex.ru
В настоящее время в дискурсе гендерных исследований обсуждаются негативные последствия гендерных стереотипов, появившихся в условиях традиционной гендерной системы. Гендер как важная составляющая человека используется при разработке социальных роботов. Так, проблемы гендера, возникшие в обществе, переносятся в сферу робототехники. Внедрение социальных роботов в повседневные практики требует подхода в разработке интерфейсов и программного обеспечения, а именно пересмотра бинарной гендерной системы. Разработчики могут применить уже имеющиеся результаты гендерных исследований в области социальной робототехники, повлияв на изменение гендерных стереотипов, сложившихся в социуме.
Ключевые слова: пол, гендер, социальная робототехника, робот, гендерные теории.
GENDER THEORIES IN THE CONTEXT OF SOCIAL ROBOTICS
Lyubov E. Tankih
National research Tomsk State University, Tomsk, Russia e-mail: lyubovtankikh@yandex.ru
At present, the discourse of gender studies discusses the negative consequences of gender stereotypes that have emerged in the context of a traditional gender system. Gender, as an important component of man, is used in the development of social robots.
So the problems of gender that have arisen in society are transferred to the sphere of robotics. The introduction of social robots into everyday practice requires an approach in the development of interfaces and software, namely the revision of the binary gender system. Developers can apply the already available results of gender studies in the field of social robotics, influencing the change in gender stereotypes that have evolved in the society.
Key words: sex, gender, social robotics, robot, gender theories.
В современных исследованиях активно обсуждается вопрос о внедрении и адаптации социальных роботов в обществе [1]. Взаимодействие людей и таких машин осуществляется с помощью социального интерфейса [2], который включает, например, внешность роботов. В подавляющем большинстве роботы имеют антропоморфную форму. Человек лучше воспринимает именно человекоподобную форму, потому что это сокращает период распознавания робота и позволяет сразу определить его функционал [3].
Стремление создавать «по образу и подобию» отчасти просматривается еще во времена мифотворчества, когда человек в какой-то степени «примерял на себя роль бога» и пытался сотворить нечто, максимально похожее на него самого. Например, миф о Пигмалионе, скульпторе с острова Крит, который вырезал статую из слоновой кости и полюбил ее, а Афродита оживила скульптуру [4]. В художественной литературе примерами реализации этого стремления могут служить такие произведения, как «Франкенштейн, или Современный Прометей» М. Шелли, «Песочный человек» Э. Гофмана, «Голем» Г. Майриника. Частое использование антропоморфных интерфейсов говорит нам о том, что человек стремится видеть в машинах свое отражение.
Перенос человеческих черт на машины распространен в сфере социальной робототехники. Помимо внешней формы роботов разработчики занимаются наполнением платформы, которая содержит в себе набор поведенческих компонентов. Часть из них связана с такими важными компонентами, как пол и гендер. Традиционно под полом понимается биологическая характеристика человека, определяющая отличительные признаки мужчин и женщин на анатомическом, генетическом, репродуктивном уровнях. Позднее появился термин «гендер», который определяется как социально-психологическая характеристика человека, конструкт, формирующийся в зависимости культуры, социальных норм, социализации и т.д. Термин «гендер» впервые был употреблен сексологом Джоном Мани в 1955 г. [5], а широкое распространение концепция тендера получила в 1970-е гг. благодаря развитию феминистского движения.
Исследования привели к формированию полного представления о тендере, его важных составляющих. Основными его компонентами мы можем считать:
1) пол, который определяет принадлежность к биологическому полу с рождения, учитывая строение гениталий;
2) сексуальную ориентацию - социально или индивидуально принятые образцы сексуальных желаний, чувств, практик и идентификаций;
3) гендерную идентичность, определяющую половую принадлежность индивида;
4) гендерную структуру личности - образцы социально признанных эмоций, организованных структурой семьи и родительства, установленные индивидом;
5) гендерные процессы, которые включают в себя социальные практики обучения, ролевые реплики, определяющее гендерно приемлемое поведение и развитие гендерной идентичности;
6) гендерные убеждения - приверженность или отрицание гендерной идеологии;
7) гендерный дисплей как презентацию индивида в качестве представителя определенного типа гендерной личности с помощью одежды, косметики и других маркеров [6].
Каждый из компонентов просматривается в гендерных моделях: маскулинной и феминной. Маскулинная свойственна мужчинам и характеризуется набором таких качеств, как стремление к власти, храбрость, сила, уверенность. Феминными качествами принято считать такие, как терпеливость, верность, отсутствие эгоизма. Это послужило основой для формирования гендерных стереотипов - распространенных в обществе представлений об особенностях и поведении представителей разных гендеров. В случае со стереотипами мы можем наблюдать преимущество мужчин над женщинами, а также принижение последних. Д. Стокард и М. Джонсон в своей работе «Пол и гендер в обществе» пришли к выводу, что различие социальных ролей мужчин и женщин происходит посредством использования образов-символов, таких как жена-хранительница очага, мужчина-добытчик и др. СМИ транслируют эти образы, которые превращаются в стереотипы [7]. Гендерные модели в обществе, как правило, асимметричны: чаще «мужское / маскулинное» считается первичными, значимыми и доминирующими, а «женское / фемининное» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Исследователь Берн Шон считает, что гендерные стереотипы могут быть обобщенными и резистентными к новой информации, что мешает обществу пересмотреть свои взгляды на современный социум [8]. Поло-
жение вещей усугубляет склонность человека к систематизации знаний: ассоциативное мышление не позволяет индивиду размышлять о поступках мужчин и женщин, абстрагируясь от гендера, что укореняет в сознании гендерные стереотипы.
На данный момент бинарная система маскулинность-феминность находит свое отражение в любой сфере деятельности человека. Социальная робототехника не является исключением и также следует ей, в большей степени разделяя роботов сугубо на мужских и женских. Компоненты гендера просматриваются в таких элементах дизайна, как цвет, форма, имитация половых признаков во внешности, голос машины и др. Использование бинарной гендерной системы переносит гендерные стереотипы в сферу робототехники, что определяет сферу деятельности робота, его место в социуме. Люди во взаимодействии с роботами применяют к ним традиционные стереотипы. В исследовании Билефельдского университета мужеподобных роботов с короткими волосами респонденты определяли как более деятельных, чем женоподобные роботы с длинной прической. Машины с женскими гендерными признаками в строении признали более коммуникабельными. Также респонденты четко разделили «мужские» и «женские» обязанности роботов с мужским и женским интерфейсами [9].
Безусловно, роботы не проходят мужскую или женскую гендерную социализацию, во время которой смогли бы получить полный набор компонентов. Соответственно, задействованные компоненты могут проявляться как в интерфейсе и дизайне робота, так и в поведении и функционале. Например, в университете Осаки разрабатывается модель андроида Geminoid F (F от female), в программу поведения которого пытаются заложить гендерную идентичность [10]. Пол и гендерный дисплей используются в секс-робототехнике. Хармони, секс-робот компании Abyss Creations, может менять поведение по желанию владельца, а также имеет женские гениталии [11]. Как правило, компоненты гендера закладываются в роботах с учетом опыта самих робототехников.
Действие гендерных стереотипов в обществе особенно просматриваются в профессиональной сфере. Они становятся причиной разрыва в заработной плате между мужчинами и женщинами, создания списка запрещенных профессий, дискриминации по половому признаку в IT, бизнес-сферах и др. [12]. Мы можем предполагать, что использование традиционной гендерной системы в робототехнике будет способствовать закреплению неравенства в профессиональной среде. Внешность робота разрабатывается согласно закрепленным стереотипам, несмотря на универсальность программного обеспечения и многофункциональность машины. Так, роботы с маскулинными качествами сегодня предлагаются для работы в сфере полиции, строительства, управления транспортом и в
ряде других, а роботы с ярко выраженными феминными качествами должны быть нянями, официантами, горничными. В перспективе использование традиционной гендерной системы в интерфейсах социальных роботов, по сути, закрепляет в сознании человека гендерные стереотипы, что оказывает серьезное влияние на развитие определенных отраслей и структур.
Сегодня многие движения предлагают пересмотреть гендерную систему и выступают против гендерных стереотипов. Одним из них является трансгуманизм [13], поддерживающий использование науки и технологий для расширения возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые мешают развитию человечества и созданию улучшенной цивилизации: болезней, старения, смерти.
Трансгуманизм и феминизм стали основой для постгендеризма - нового общественного и политического движения. Его представители выступают за устранение гендера и пола у людей на добровольной основе с помощью биотехнологий. Его сторонники утверждают: разделение на гендерные роли негативно влияет на жизнь отдельных людей, что формирует негативное будущее для нашего общества.
Одной из первых, кто сформировал идеи постегендеризма, была Сула-мифь Файрстоун. В своей книге «Диалектика пола» она писала, что необходимо устранить само разделение по половой принадлежности, и гени-тальные различия между людьми больше не будут иметь культурного значения [14]. У обоих полов будут равные возможности для рождения детей, иными словами, ни один из них не будет зависеть от другого. Донна Ха-руэй в эссе «Манифест киборгов», пишет, что женщины могут стать полностью свободными после становления постгендерными организмами [15]. Эти же революционные идеи поддержала Элисон Джаггер. Она утверждает, что конечная трансформация человеческой природы предполагает возможность трансформации природных возможностей человека, которые до сих пор считались биологически присущими только одному полу [16].
Новый взгляд предполагает радикальный пересмотр физической составляющей человека, однако мы не можем игнорировать и социальную, которой является гендер. Для постгендеристов отказ от гендера, переход к агендерности и упразднение гендерной идентичности видятся как шаг вперед в развитии социума и технологий: исчезает барьер между мужским и женским, индивид становится представителем человеческого рода, его характеризуют лишь собственные поступки и достижения.
Инженеры могут либо значительно доработать идеи постгендеризма, предложив новую гендерную систему, либо попытаться полностью от них отказаться. Последний вариант может оказаться гораздо более продуктивным. Отказ от гендерной системы в целом приведет к значитель-
ным изменениям не только в сфере социальной робототехники, но и в обществе в целом.
Результаты гендерных исследований дают возможность предполагать, что гендерная парадигма в скором времени будет изменена. Отказ от ген-дера кажется возможным, и создание гендерно-нейтрального робота может послужить толчком к становлению нового общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Breazeal C. Social Robots: From Research to Commercialization // HRI '17 Proceedings of the 2017 ACM / IEEE International Conference on Human-Robot Interaction. P. 1-2.
2. Зильберман Н.Н., Стефанцова М.А. Социальный робот: подходы к определению понятия // СИСП. 2016. № 11 (67). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ sot-sialnyy-robot-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 04.10.2017).
3. Duffy B.R. Anthropomorphism and the social robot // Robotics and autonomous systems. 2003. Т. 42, № 3. С. 177-190.
4. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М. : Гос. учеб.-пед. изд-во м-ва просвещения РСФСР, 1954. 451 с.
5. Money J. Gendermaps: Social Constructionism, Feminism, and Sexosophical History. New York, 1955.
6. Шишлова Е.Э. Гендер как инновационный научный и философский дискурс // Вестник МГИМО Университета. Философия. 2013. № 1 (28). С. 148-152.
7. Stockard J., Johnson M. Sex and gender in society. Upper Saddle River, NJ : Prentice Hall, 1992. 384 р.
8. Берн Ш. Гендерная психология М. : Прайм-Еврознак, 2004. 320 с.
9. Eyssel F., Hegel F. (S)he's Got the Look: Gender Stereotyping of Robots // Journal of Applied Social Psychology. 2012. Vol. 49 (2). P. 2213-2230.
10. У роботов уже есть гендер, а не только интеллект. URL: http://nr.news-republic.com/Web/ArticleWeb.aspx?regionid=14&articleid=52794251 (дата обращения: 04.10.2017).
11. Больше, чем робот: секс-кукла, с которой можно и поговорить URL: http://www.bbc.com/russian/features-39921659 (дата обращения: 04.10.2017).
12. Сокол Ю.В. О дискриминации женщин по половому признаку // Вестник КРУ МВД России. 2015. № 1 (27). С. 139-143.
13. Report on the 2003 Interests and Beliefs Survey of the Members of the World Transhumanist Association. URL: https://ieet.org/archive/WTASurvey03Report.pdf (дата обращения: 03.10.2017).
14. Firestone S. The Dialectic of Sex: The Case for Feminist Revolution. New York : Morrow, 1970. 274 р.
15. Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х гг. // Гендерная теория и искусство : антология : 1970-2000 / под ред. Л.М. Бредихиной, К. Дипуэлл. М. : Рос. полит. энциклопедия, 2005. С. 322-377.
16. Jaggar A.M. Feminist Politics and Human Nature. Totowa, NJ : Rowman & Allanheld, 1983. 408 р.