Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИН В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ'

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИН В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЕНДЕР / SELF-ATTITUDE / GENDER ASPECT / INTERPERSONAL RELATIONS / GENDER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никифорова С.В., Живаева Ю.В., Стоянова Е.И.

Актуальность представленного эмпирического исследования не вызывает сомнения, в связи с тем, что характеристика самоотношения одна из наиболее важных в личностной структуре. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования самоотношения у женщин в возрастной категории от 40 до 45 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никифорова С.В., Живаева Ю.В., Стоянова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER ASPECT OF RESEARCH OF SELF-ATTITUDE OF FEMALE AGE

The relevance of the presented empirical research is not in doubt, due to the fact that the characteristic of self-attitude is one of the most important in the personal structure. The article discusses the results of an empirical study of self-attitude in women in the age group of 40 to 45 years.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИН В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9.07

Никифорова С.В. студент очно-заочного отделения специальность «Клиническая психология» Живаева Ю. В., к. психол. н.

доцент

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО

Стоянова Е. И., к. психол. н.

доцент

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО Красноярский государственный медицинский университет

им.проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого Россия, г. Красноярск ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИН В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация: Актуальность представленного эмпирического исследования не вызывает сомнения, в связи с тем, что характеристика самоотношения одна из наиболее важных в личностной структуре. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования самоотношения у женщин в возрастной категории от 40 до 45 лет.

Ключевые слова: самоотношение, гендерный аспект, межличностные отношения, гендер

Nikiforova S. V.

student of the part-time department of the specialty "Clinical psychology" Krasnoyarsk State Prof. Medical University V.F.Voyno-Yasenetsky

Russia, Krasnoyarsk Zhivaeva Yu. V. сandidate of Psychology Associate Professor of the Department of Clinical Psychology and

Psychotherapy with a course in software

Krasnoyarsk State Prof. Medical University V.F. Voyno-Yasenetsky

Russia, Krasnoyarsk Stoyanova E.I. сandidate of Psychology Associate Professor of the Department of Clinical Psychology and

Psychotherapy with a course in software

Krasnoyarsk State Prof. Medical University V.F. Voyno-Yasenetsky

Russia, Krasnoyarsk GENDER ASPECT OF RESEARCH OF SELF-ATTITUDE OF

FEMALE AGE

Annotation: The relevance of the presented empirical research is not in doubt, due to the fact that the characteristic of self-attitude is one of the most

important in the personal structure. The article discusses the results of an empirical study of self-attitude in women in the age group of 40 to 45 years.

Key words: self-attitude, gender aspect, interpersonal relations, gender

Отношение человека к себе является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения, играет важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций (С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, Н.Ю. Хусаинова).

Одним из направлений развития гендерных исследований в психологии является «женская психология». «Женские исследования» (women studies) направлены на решение задачи выявления особенностей женского опыта и чисто «женских» психологических проблем (Р. Хоф). Как отмечает И.С. Клецина, проблема половой дифференциации в рамках этого направления приобрела новый ракурс. В основном исследования «женской психики» ориентированы на психологическую практику, выполняются в контексте психологической помощи женщинам, пострадавшим в результате психического или физического насилия, и, чаще всего, не находят отражения в научных публикациях. Среди немногих авторов, касающихся проблем женской психологии, - Ю.Е. Алешина, С. Бем, Ш. Берн, И.С. Кон.

В рамках гендерной психологии близкими к теме нашего исследования являются работы, посвященные выявлению особенностей самооценок у мальчиков и девочек, юношей и девушек (Я.И. Михайловский, О.М. Мороз, H.H. Обозов, И.В. Тельнюк), анализу степени выраженности отдельных компонентов самоотношения у мужчин и женщин (Т.Н. Курбатова, Я.В. Куус), взаимосвязи образа тела и самоотношения у старшеклассников (Д.В. Желателев). Обзор литературы показал, что недостаточно изученным остается вопрос об особенностях самоотношения женщин. В настоящее время в психологической практике разрабатываются поло-ориентированные технологии изменения самоотношения методами психологического воздействия. На основании вышеизложенного нами было реализовано исследование самоотношения у женщин в зрелом возрасте.

База и выборка исследования. Исследование было организовано и проведено на базе: студия «Экология Красоты». В исследовании принимали участие 20 женщин в возрасте 40-45лет. В качестве диагностического инструментария нами были использованы: Опросник самоотношения направлен на выявление уровня самоотношения испытуемого к самому себе. Разработан В.В. Столиным и С. Р. Пантелеевым. Анализируя результаты исследования по методике «Опросник самоотношения» В.В. Столина, С. Р. Пантилеева мы имеем возможность отметить следующее:

По Шкале «Закрытость» определяющей преобладание одной из двух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубоко осознания себя, внутренней честности и открытости. Высокие значения (3 5 %иссле дуемых) отражают

выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми. Средние значения (40%исследуемых) означают избирательное отношение человека к себе; преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях. Низкие значения (25%исследуемых) указывают на внутреннюю честность, на открытость отношений человека с самим собой, на достаточно развитую рефлексию и глубокое понимание себя. Человек критичен по отношению к себе.

По Шкале «Самоуверенность» выявляющей самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать. Высокие значения (20%исследуемых) характеризуют выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного «Я», высокую смелость в общении. Доминирует мотив успеха. Средние значения (40%исследуемых) свойственны тем, кто в привычных для себя ситуациях сохраняет работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. Низкие значения (40%исследуемых) отражают неуважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях.

По Шкале «Саморуководство» отражащей представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного «Я», либо внешних обстоятельств. Высокие значения (30%исследуемых)характерны для тех, кто основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считает себя. Средние значения (40%исследуемых)раскрывают особенности отношения к своему «Я» в зависимости от степени адаптированности в ситуации. Низкие значения (20%исследуемых) описывают веру субъекта в подвластность своего «Я» внешним обстоятельствам и событиям.

По Шкале «Отраженное самоотношение» характеризующей представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. Высокие значения(40%исследуемых) соответствуют человеку, который воспринимает себя принятым окружающими людьми. Он чувствует, что его любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Средние значения (35%исследуемых) означают избирательное восприятие человеком отношения окружающих к себе. С его точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие личностные проявления способны вызывать у них раздражение и непринятие. Низкие значения (25%исследуемых) указывают на то, что человек относится к себе как к неспособному вызвать уважение у окружающих, как к вызывающему у других людей осуждение и порицание.

По Шкале «Самоценность» опеределяющей ощущение ценности

собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я» для других. Высокие значения (40%исследуемых) принадлежат человеку, высоко оценивающему свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира, человек склонен воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Средние значения (40%исследуемых) отражают избирательное отношение к себе. Человек склонен высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность. Низкие значения (20%исследуемых) говорят о глубоких сомнениях человека в уникальности своей личности, недооценке своего духовного «Я». Неуверенность в себе ослабляет сопротивление средовым влияниям.

По Шкале «Самопринятие» позволяющей судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости. Высокие значения (20%исследуемых) характеризуют склонность воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. Средние значения (40%исследуемых) отражают

избирательность отношения к себе. Человек склонен принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки. Низкие значения (40%исследуемых) указывают на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично.

Шкала «Самопривязанность» выявляющей степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию. Высокие значения (35%исследуемых) отражают высокую ригидность «Я»-концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Средние значения(45%исследуемых) указывают на избирательность отношения к своим личностным свойствам, на стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других. Низкие значения (20%исследуемых) фиксируют высокую готовность к изменению «Я»-концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального «Я».

По Шкале «Внутренняя конфликтность» определяющей наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденций к самокопанию и рефлексии. Высокие значения (45%исследуемых) соответствуют человеку, у которого преобладает негативный фон отношения к себе. Средние значения (35%исследуемых) характерны для человека, у которого отношение к себе, установка видеть себя зависит от степени адаптированности в ситуации. Низкие значения (20%исследуемых) наиболее часто встречаются у тех, кто в целом положительно относится к себе, ощущает баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, доволен сложившейся жизненной ситуацией и собой.

По Шкале «Самообвинение» характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего «Я». Высокие значения (40%исследуемых) можно наблюдать у тех, кто видит в себе прежде всего

недостатки, кто готов поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Средние значения (40%исследуемых)указывают на избирательное отношение к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих. Низкие значения (20%исследуемых) обнаруживают тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного «Я» осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели.

Использованные источники:

1. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь /Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1999. - 512 с.

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розуш С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.

3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер, 1999 - 416 с.

4. СарджевеладзеН.И.Личность и ее взаимодействие с социальной средой. -Тбилиси.: Мецниереба, 1989-160 с.

5. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2001. - 350 с.

6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.: Педагогическое общество России,1999 - 430 с.

7. Столин В.В. Самосознание личности.-М.: МГУ, 1983.-288 с.

8. Дружинин В. Н. Психология. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.

9. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 720с.

10.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.