Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / САМОУВАЖЕНИЕ / АУТОСИМПАТИЯ / САМОИНТЕРЕС / САМОПРИНЯТИЕ / SELF-ATTITUDE / SELF-ESTEEM / AUTOMATE / SEMINARES / SELF-ACCEPTANCE / SAMEINTEREST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Майер В.С., Живаева Ю.В., Стоянова Е.И.

В статье рассмотрена проблема гендерных особенностей самоотношения студента, как формирование психологически здорового эмоционально-ценностного отношения личности к себе. Представлены теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания, социальной установки, как выражение установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я». Представлены результаты эмпирического исследования самоотношения, проведенного на выборке студентов 1курса. Выявлены общие положения в самоотношении студентов. Установлены некоторые различия по факторам самоотношения: самоуважение, самоинтерес, самопринятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF GENDER FEATURES OF SELF-ATTITUDE OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

The article deals with the problem of gender characteristics of the student's self-attitude, as the formation of a psychologically healthy emotional-value attitude of the individual to himself. The theoretical foundations of understanding self-relation as a component of self-consciousness, social attitudes, as an expression of attitudes to certain internal actions addressed to the "I"are presented. The results of an empirical study of self-relation conducted on a sample of 1st-year students are presented.. The General provisions in students ' self-attitude are revealed. There are some differences in self-attitude factors: self-respect, self-interest, self-acceptance.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

УДК 159.923.2

Майер В.С. студент 1 курса «Лечебный факультет» Живаева Ю.В., к.пс.н.

доцент

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Стоянова Е.И., к.пс.н.

доцент

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО

Россия, г. Красноярск ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация: В статье рассмотрена проблема гендерных особенностей самоотношения студента, как формирование психологически здорового эмоционально-ценностного отношения личности к себе. Представлены теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания, социальной установки, как выражение установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я». Представлены результаты эмпирического исследования самоотношения, проведенного на выборке студентов 1курса. Выявлены общие положения в самоотношении студентов. Установлены некоторые различия по факторам самоотношения: самоуважение, самоинтерес, самопринятие.

Ключевые слова: самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самопринятие, самоинтерес.

Mayer V.

a student 1st year of Medical faculty of Krasnoyarsk state medical University. prof. V. F. Voino-Yasenetsky

of the Ministry of health of Russia

Zhivaeva Ju. V. k.pskh.n., assistant professor of clinical psychology and psychotherapy with the course on the GOU VPO "Krasnoyarsk State Medical University. prof. VF Voyno-Yasenetsky "of the

Russian Federation Ministry of Health

Stoyanova E.I. k.pskh.n., assistant professor of clinical psychology and psychotherapy with the course on the GOU VPO "Krasnoyarsk State Medical University. prof. VF Voyno-Yasenetsky "of the

Russian Federation Ministry of Health STUDY OF GENDER FEATURES OF SELF-ATTITUDE OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

Annotation: The article deals with the problem of gender characteristics of the student's self-attitude, as the formation of a psychologically healthy emotional-value attitude of the individual to himself. The theoretical foundations of understanding self-relation as a component of self-consciousness, social attitudes, as an expression of attitudes to certain internal actions addressed to the "I"are presented. The results of an empirical study of self-relation conducted on a sample of 1st-year students are presented.. The General provisions in students ' self-attitude are revealed. There are some differences in self-attitude factors: self-respect, self-interest, self-acceptance.

Key words: self-attitude, self-esteem, automate, seminares, self-acceptance, sameinterest.

Проблема самоотношения не является для психологии новой, однако интерес к ней не ослабевает. Ее универсальность вызвана, в первую очередь, тем, что она относится к разряду смыслообразующих (экзистенциальных). Несмотря на поле избранной профессиональной деятельности, каждый человек сталкивается с определением своего места в жизни, которое определяется тем, насколько личность ценит и уважает себя, принимает и понимает свои поступки, критично оценивает собственные успехи.

Первой сложностью на пути изучения самоотношения является недостаточная разработанность подходов исследователей к данной дефиниции. Под самоотношением понимают самооценку (А. В. Захарова, М. И. Лисина, В. Н. Маркин, М. Розенберг, В. Ф. Сафин, Е. Т. Соколова, А. Г. Спиркин, Е. Ю. Худобина), самоуважение (X. Каплан, И. С. Кон, X. Маркус), самопринятие (Д. Марвел, К. Роджерс, Л. Уэллс), эмоционально-ценностное отношение (С. Р. Пантилеев, О. А. Тихомарницкая, И. И. Чеснокова), систему установок, направленных на себя (Р. Берне, Н. И. Сарджвеладзе, В. В. Столин).

Следствием поставленной проблемы становится определение структурных компонентов самоотношения. 3. В. Диянова, С. Р. Пантилеев, К. Роджерс, В. В. Столин, Т. М. Щеглова в структуре самоотношения выделяют эмоциональный и когнитивный компоненты. Р. Берне, И. С. Кон, М. Е. Кошева, Н. Н. Обозов, Н. И. Сарджвеладзе и др., дополнительно к названным элементам, добавляют поведенческую составляющую. Итог проявляется в возрастании противоречивых точек зрения исследователей на феномен самоотношения.

Одной из наиболее известных и цитируемых концепций, посвященных самоотношению личности, является теория С. Р. Пантелеева. В ней самоотношение определяется через соотнесение с иерархической системой мотивов, предложенной А. Н. Леонтьевым. Отношение личности к себе рассматривается как двухуровневое образование, включающее в себя эмоционально-ценностное самоотношение и самооценку, при этом

доминантное положение в структуре самоотношения, по мнению исследователя, приходится на первое образование. С. Р. Пантелеев предполагает, что ядром самоотношения в раннем юношеском возрасте является аутосимпатия, которая по мере пополнения социального опыта замещается на самоуважение. Следовательно, в иерархической системе мотивов, соотносимых со структурой самоотношения, происходит инверсия, итогом которой является замещение смыслообразующих мотивов на стимульные.

В концепции Р. Бернса самоотношение выступает как самооценка, которая носит субъективный характер и легко трансформируется при изменении ситуации, являющейся для личности субъективно значимой. В то же время положительное самоотношение приравнивается к позитивной Я-концепции, в итоге «стираются» границы между самоотношением, самооценкой и Я-концепцией.

Большинство источников, посвященных самоотношению, анализируют две его разновидности - позитивное и негативное. Позитивное самоотношение рассматривается с позиций интегрированного принятия своей личности, иногда с оттенком самодовольства (А. Ф. Лазурский, С. Р. Пантилеев, Е. Т. Соколова, В. В. Столин и др.). Его антиподом выступает отрицательное самоотношение. В работах В. Н. Мясищева, С. Р. Пантилеева, Е. Т. Соколовой, В. В. Столина делаются ссылки на конфликтное самоотношение. Отдельные характеристики данного самоотношения исследованы в работе О. Ю. Синицыной на выборке подростков.

Несмотря на то, что в последние десятилетия в психологии общеосознанна необходимость учета гендерных различий психических процессов, свойств, личностных образований (И.В. Грошев, И.С. Клецина, О.Г. Лопухова и др.). В диссертацонном исследовании Шарай Татьяны Петровны «Изменение самоотношения личности у женщин в результате многомерного психологического воздействия» показано, что внимание гендерным особенностям самоотношения акцентируется в отечественной и зарубежной психологии недостаточно.

Одним из направлений развития гендерных исследований в психологии является «женская психология». «Женские исследования» (women studies) направлены на решение задачи выявления особенностей женского опыта и чисто «женских» психологических проблем (Р. Хоф). Как отмечает И.С. Клецина, проблема половой дифференциации в рамках этого направления приобрела новый ракурс. В основном исследования «женской психики» ориентированы на психологическую практику, выполняются в контексте психологической помощи женщинам, пострадавшим в результате психического или физического насилия, и, чаще всего, не находят отражения в научных публикациях. Среди немногих авторов, касающихся проблем женской психологии, - Ю.Е.

Алешина, С. Бем, Ш. Берн, И.С. Кон.

В рамках тендерной психологии близкими к теме нашего исследования являются работы, посвященные выявлению особенностей самооценок у мальчиков и девочек, юношей и девушек (Я.И. Михайловский, О.М. Мороз, H.H. Обозов, И.В. Тельнюк), анализу степени выраженности отдельных компонентов самоотношения у мужчин и женщин (Т.Н. Курбатова, Я.В. Куус), взаимосвязи образа тела и самоотношения у старшеклассников (Д.В. Желателев). Обзор литературы показал, что недостаточно изученным остается вопрос об особенностях самоотношения женщин. В настоящее время в психологической практике разрабатываются поло-ориентированные технологии изменения самоотношения методами психологического воздействия.

Таким образом, теоретическая актуальность и практическая актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью исследования специфики самоотношения, детерминирующей отношения личности к самой себе с учетом гендерной специфики и возможности самораскрытия и самореализации студентов мединского вуза.

С целью изучения гендерных особенностей самоотношения студентов медицинского вуза нами было реализовано эмпирическое исследование на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого». В исследовании приняли участие студенты в возрасте 18-19 лет, в количестве 40 человек.

В качестве диагностического инструментария мы использовали: тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) и опросник личностной ориентации (ЛиО) Э. Шострома (адаптированный А.А. Рукавишникова)

Анализируя результаты исследования мы разделили выборку на 2 подгруппы. Анализируя результаты девушек мы имеем возможность отметить следующее:

По шкале самоуважение выявлено, что у 71,4% студенток выявлен средний уровень. Это свидетельствует о том, что такие люди учитывают мнение окружающих, но не слепо доверяют ему. Такие люди имеют потребность в уважении остальных, позволяющем осознать собственную значимость, добиваются целей. У 28,6% выявлен низкий уровень. Это говорит о том, что такие люди не верят в свои силы, способности и не рационально дают оценку своих возможностей.

По шкале аутосимпатии выявлено, что у 85,7% девушек выявлен средний уровень. Средний уровень аутосимпатии показывает, что у личности умеренно выраженная способность ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них, принимать себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и

недостатков. У 14,3% выявлен высокий уровень. Это свидетельствует об одобрении себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку.

По шкале ожидаемого отношения от других выявлено, что у 42,9% студенток средний уровень и у 57,1% высокий уровень. Это говорит о том, что студенты в большей степени ожидают позитивное отношение окружающих к себе.

По шкале самоинтереса выявлено, что у 57,1% девушек средний уровень и у 42,9% высокий уровень. Это показывает, что у таких людей есть интерес к собственным мыслям и чувствам, что они готовы общаться с собой «на равных», уверены в своей интересности для других.

По шкале самоуверенности выявлено, что у 28,6% обучающихся низкий уровень. Это свидетельствует о неуверенности в своих возможностях, о сомнении в своих способностях, не доверии своим решениям, о сомнениях в способностях в преодолении трудности и препятствии, достижении намеченных целей. Возможны избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность. У 71, 4% средний уровень. Для таких люде свойственно увереность в себе и положительное самоотношение.

По шкале отношения других выявлено, что у 42,9% средний уровень и у 57,1% высокий уровень, что указывает на положительное отношение окружающих к себе.

По шкале самопринятия у всех студенток выявлен высокий уровень, т.е. 100%. Это говорит о том, что студентки воспринимают все стороны своего «Я», принимают себя во сей полноте поведенческих проявлений, у них положительный общий фон восприятия себя. Они часто ощущают симпатию к себе, ко всем качествам своей личности, свои недостатки считают продолжением достоинств.

По шкале саморуководства у 14,2% выявлен низкий уровень, который указывает на недостаточный волевой контроль для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Основным источником происходящего с ними признают внешние обстоятельства. Средний уровень выявлен у 42,9% девушек, т.е. они раскрывают особенности отношения к своему «Я» в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях существования, в которых все возможные изменения знакомы и хорошо прогнозируемы, человек может проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям. Высокий уровень выявлен у 42,9% обучающихся. Это означает, что человек чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей, считает, что судьба находится в его собственных руках.

По шкале самообвинения выявлено, что у 42,9% студенток средний уровень и у 57,1% высокий уровень. Эти показатели отражают наличие негативных эмоций по отношению к «Я», также такие люди склонны ставить себе же в вину собственные недостатки, свои ошибки и невезения.

По шкале самоинтереса выявлено, что у 14,3% средний уровень, а у 85,7% девушек высокий уровень. Это свидетельствует о том, что у них есть интерес к собственным мыслям и чувствам, что они готовы общаться с собой «на равных», уверены в своей интересности для других.

По шкале самопонимания выявлено, что у 57,1% средний уровень и у 42,9% высокий уровень, что свидетельствует о процессе наблюдения и объяснения человеком своих мыслей, чувств и мотивов поведения.

По шкале Ба (Принятие себя) у всех студенток был выявлен средний уровень, т.е. 100%. Данное значение отражает избирательность отношения к себе. Человек склонен принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.

По шкале Кс (Природа человека) выявлено, что у 28,6% девушек средний уровень и у 71,4% высокий уровень. Это свидетельствует о склонности испытуемых рассматривать людей как добрых по своей природе.

По шкале Б (Спонтанность) выявлено, что у 57,1% обучающихся средний уровень, а у 42,9% высокий уровень. Данные значения по этой шкале означают, что испытуемые не боятся проявлять свои истинные чувства в поведении.

Тогда как группе юношей мы выявили следующие показатели

По шкале самоуважение выявлено, что у 42,8% студентов выявлен средний уровень. Это свидетельствует о том, что такие люди учитывают мнение окружающих, но не слепо доверяют ему. У 28,6% выявлен высокий уровень, что свидетельствует об уважении себя как человека, личность, профессионала и делают все для того, чтобы продолжать уважать себя и дальше: развиваются, совершенствуются в профессии, духовном и интеллектуальном плане. Такие люди имеют потребность в уважении остальных, позволяющем осознать собственную значимость, добиваются целей. У 28,6% выявлен низкий уровень. Это говорит о том, что такие люди не верят в свои силы, способности и не рационально дают оценку своих возможностей.

По шкале аутосимпатии выявлено, что у 42,5% выявлен низкий уровень. Это говорит о том, что студенты видят в себе по преимуществу недостатки, низкую самооценку, готовность к самообвинению. У 42,5% юношей выявлен средний уровень. Средний уровень аутосимпатии показывает, что у личности умеренно выраженная способность ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них, принимать себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков. У 14,3% выявлен высокий уровень. Это

свидетельствует об одобрении себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку.

По шкале ожидаемого отношения от других выявлено, что у 71,4% студентов средний уровень и у 28,6% высокий уровень. Это говорит о том, что студенты в большей степени ожидают позитивное отношение окружающих к себе.

По шкале самоинтереса выявлено, что у 57,1% юношей средний уровень и у 42,9% высокий уровень. Это показывает, что у таких людей есть интерес к собственным мыслям и чувствам, что они готовы общаться с собой «на равных», уверены в своей интересности для других.

По шкале самоуверенности выявлено, что у 28,6% обучающихся низкий уровень. Это свидетельствует о неуверенности в своих возможностях, о сомнении в своих способностях, не доверии своим решениям, о сомнениях в способностях в преодолении трудности и препятствии, достижении намеченных целей. Возможны избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность. У 71, 4% средний уровень. Для таких люде свойственно увереность в себе и положительное самоотношение.

По шкале отношения других выявлено, что у 14,3% средний уровень и у 85,7% высокий уровень, что указывает на положительное отношение окружающих к себе.

По шкале самопринятия было выявлено, что у 14,3% низкий уровень. Это свидетельствует о негативном фоне восприятия себя, о склонности воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. Негативная оценка себя существует в разных формах: от описания себя в комическом свете до самоуничижения. У 14,3% студентов выявлен средний уровень. Средние значения по этой шкале отражают избирательность по отношению к себе. Такие люди склонны принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки. У 71,4% обучающихся выявлен высокий уровень. Это говорит о том, что студенты воспринимают все стороны своего «Я», принимают себя во всей полноте поведенческих проявлений, у них положительный общий фон восприятия себя. Они часто ощущают симпатию к себе, ко всем качествам своей личности, свои недостатки считают продолжением достоинств.

По шкале саморуководства у 28,6% выявлен средний уровень, который указывает на способность раскрытия особенностей отношения к своему «Я» в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях существования, в которых все возможные изменения знакомы и хорошо прогнозируемы, человек может проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям. Высокий уровень

выявлен у 71,4% обучающихся. Это означает, что человек чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей, считает, что судьба находится в его собственных руках.

По шкале самообвинения выявлено, что у 28,6% юношей низкий уровень. Это свидетельствует о тенденции к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Собственное «Я» они защищают путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих для устранения барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой, сочетания с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед. У 14,3% студентов средний уровень и у 57,1% высокий уровень. Эти показатели отражают наличие негативных эмоций по отношению к «Я», также такие люди склонны ставить себе же в вину собственные недостатки, свои ошибки и невезения.

По шкале самоинтереса выявлено, что у 28,6% средний уровень, а у 71,4% обучающихся высокий уровень. Это свидетельствует о том, что у них есть интерес к собственным мыслям и чувствам, что они готовы общаться с собой «на равных», уверены в своей интересности для других.

По шкале самопонимания выявлено, что у 14,3% низкий уровень. Такой уровень свойственен людям неуверенным, ориентируюимся на мнение окружающих. У 71,4% средний уровень и у 14,3% высокий уровень, что свидетельствует о процессе наблюдения и объяснения человеком своих мыслей, чувств и мотивов поведения.

По шкале Ба (Принятие себя) выявлено, что у 14,3% низкий уровень. Это свидетельствует о негативном фоне восприятия себя, о склонности воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. Негативная оценка себя существует в разных формах: от описания себя в комическом свете до самоуничижения. Средний уровень выявлен у 57,1% студентов. Данное значение отражает избирательность отношения к себе. Человек склонен принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки. У 28,6% был выявлен высокий уровень. Это говорит о том, что студенты воспринимают все стороны своего «Я», принимают себя во всей полноте поведенческих проявлений, у них положительный общий фон восприятия себя. Они часто ощущают симпатию к себе, ко всем качествам своей личности, свои недостатки считают продолжением достоинств.

По шкале Кс (Природа человека) выявлено, что у 42,9% юношей средний уровень и у 57,1% высокий уровень. Это свидетельствует о склонности испытуемых рассматривать людей как добрых по своей природе.

По шкале Б (Спонтанность) выявлено, что у 42,9% обучающихся средний уровень, а у 57,1% высокий уровень. Данные значения по этой шкале означают, что испытуемые не боятся проявлять свои истинные

чувства в поведении.

На основании данных исследования можно сформулировать следующие рекомендации: исследуемым нам девушкам необходимо развивать самоуважение, самоуверенность и саморуководство. В основном по всем шкалам прослеживаются средние и высокие уровни, но преобладает средний. Юношам важно поработать над самоуважением, аутосимпатией, самоуверенностью, самообвинением, самопониманием и принятием себя. Почти во всех шкалах прослеживается и средний, и высокий уровни. У обеих групп прослеживаются проблемы в таких шкалах как, самоуважение и самоуверенность, но преобладает средний уровень, что говорит о достаточном уважении к себе и уверенности в своих силах. Также мы можем заметить, что у обеих групп преобладает высокий уровень по шкале самопринятия. Это указывает на положительный фон восприятия себя.

Использованные источники:

1. Колкова, С.М. Безусловное самопринятие как фактор развития гуманистических качеств личности будущих психологов. диссертация... кандидата психологических наук : 19.00.13 / С.М. Колкова. - Красноярск, 2006.

2. Никифорова С.В., Живаева Ю.В., Стоянова Е.И. Возможности психологического тренинга с использованием блока биомеханической стимуляции мимических паттернов лица в оптимизации самоотношения у женщин зрелого возраста // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание = Modem Science: actual problems of theory and practice. Series: Cognition. - 2020. - №12. - С.77-83.

3. Никифорова С.В., Живаева Ю.В., Стоянова Е.И. Гендерный аспект исследования самоотношения в зрелом возрасте // Теория и практика современной науки = Theory and Practice of Social Development. - 2019. -№5 (47). - С.452-456.

4. Сарджвеладзе, Н.И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности / В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. - Тбилиси, Мецниереба, 1974. - С. 103-107.

5. Столин, В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения / В кн.: Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. Под ред. Бодалева А.А., Карлинской И.М., Столина В.В., Пантилеева С.Р. - М., 1988. - С. 123-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.