ЛЕБЕДЕВА Марина Владимировна,
аспирант ФГБОУ ВО
«Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»
e-mail: [email protected]
ВЕРБИНА Галина Георгиевна,
кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО
«Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»,
e-mail: [email protected]
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются гендерные различия в ценностных ориента-циях. Раскрывается дифференциация понятий «гендера» и «пола». Отмечается, что гендерные различия в ценностных ориентациях исследуются многими учеными, как зарубежными, так и отечественными. Данная проблема имеет серьезное актуальное значение, так как известно, что ценностные ориентации направляют, регулируют, подкрепляют и мотивируют все действия человека.
Ключевые слова: гендер, пол, ценностные ориентации, половая дифференциация.
LEBEDEVA Marina Vladimirovna,
graduate student I.N. Ulianov Chuvash State University
VERBINA Galina Georgievna,
PhD in Psychology, assistant professor I.N. Ulianov Chuvash State University
CERTAINTY OF LAW: CONTENT OF THEORETICAL-LEGAL CATEGORY
Annotation. The paper looks into gender differences in value orientations. The differentiation of the concepts of "gender" and "sex" is revealed. It is noted that gender differences in value orientations are studied by both Russian and foreign scientists. This issue is relevant, since value orientations are known to guide, regulate, reinforce and motivate all human actions.
Key words: gender, sex, value orientations, sexual differentiation.
В последние годы в обществе в большей степени растет интерес к различиям между мужчинами и женщинами и к их жизненным ценностям. Роль мужчины и женщины в социуме в наши дни подвергается серьезным изменениям. Известно, что ценностные ориентации определяют многие цели в жизни человека. Ценностные ориентации являются для человека его личностным смыслом и часто выражают то, что для него особенно важно в данный момент и в перспективе. Личностные смысловые представления также тесно связаны с формированием системы ценностных ориентаций [1]. К важнейшим характеристикам системы ценностных ориентация относят принципы иерархии ценностей и их многоуровневость. «Принятие личностью цен-
ностей автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии» [2].
Проблема гендера настолько актуальна, что находится на одном из ведущих мест в научных исследованиях, как в России, так и за рубежом. Большой вклад в изучение гендерных различий внесли ряд исследователей: Ш. Берн, С. Бем, Е. Игли, И. Броверман, Р. Розеркантц, Р. Ашмор, Д. В. Воронцов, А. Е. Жичкина, О. Н. Арестова, А. Е. Войкунський и др. Изучением ценностных ориен-таций занимались: И.С. Артюхова, Е.К. Киприя-нова, Н.А. Кирилова, В.М. Кузнецов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.С. Шаров А.Ф., Амиров, К.Ш. Ахияров, Е.Н. Белова, Р.Г. Гурова, В.В, Ластовкая, Е.Л. Руднева, Т.Н. Семенова, А.С. Серый, М.С. Яницким и др.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА
Система полоролевых представлений складывалась веками и половая адекватность поведения мужчин и женщин была заложена самой природой. Как известно пол связан с биологическим статусом человека, определяя кем, является данный человек - мужчиной или женщиной. Гендер же определяет социально-психологический статус человека, выполнение ролей с позиций: «маскулинности» или «феминности». Психология пола признает женские и мужские роли равнозначно, но разными по содержанию [3]. А гендерная психология, анализируя проблемы половой дифференциации, делает акцент на иерархичности ролей и позиций мужчин и женщин [4]. Известно, что быть женщиной совсем не означает иметь только феминные характеристики и быть мужчиной не значит обладать только маскулинными характеристиками [5].
Анализ научной литературы показал, что исследователи чаще употребляют термин «ген-дер», чем термин «пол». Многие исследователи считают, что различия между мужчиной и женщиной создаются культурой той местности, где родились и живут мужчины и женщины и подчеркивают, что термин «пол» подразумевает различие следствием биологического пола. [7]. Особенно много исследований в зарубежной психологии посвящено изучению гендерных стереотипов. Полоро-левая стереотипизация в первых исследованиях данной проблемы была связана с вычленением типичных различий в представлениях мужчин и женщин друг о друге и о себе. Подведя итоги данных исследований Дж. Макки и А. Шеррифс в 1957 году, обозначили два профиля: типичный мужской и типичный женский [б]. Под влиянием гендерных стереотипов формируются ценностные ориентации у мужчин и женщин по-разному. Особенно это заметно в период юности, когда происходит профессиональное самоопределение. В этот период, по мнению Н.В. Седовой: «осуществляется более глубокое осмысление человеком своих жизненных планов и позиций, идеалов и путей их достижения, своего рода переоценка ценностей» [8]. Усиленное социальное развитие личности в период взрослости влечет за собой максимальное ее включение в разные сферы социальных отношений, а также профессиональной деятельности. В период взрослости происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что мобилизует все ее ресурсы [9]. В период взрослости мужчины реагируют на достижение середины жизни индивидуально. Многие из мужчин ответственны и берут на себя обязательства и по отношению к профессиональной деятельности и по отношению к семье. Существует много индивидуальных различий в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
реагировании женщин на достижение среднего возраста, но есть и общие тенденции. Большинство женщин видят себя в рамках семьи, но есть и достаточное количество женщин, которые хотели бы преуспеть в профессиональном цикле. К общим тенденциям женщин среднего возраста исследователи относят ролевые конфликты, которые возникают на почве того, что женщинам трудно найти время и для семьи, и для работы [9, с. 321-323].
Результаты исследований Г. Оллпорта показали, что женщины в иерархии ценностных ориен-таций основными считают этические, эстетические, социальные и духовные ценности. Мужчины же выбирают большей частью теоретические, экономические и политические ценности Г. Оллпорт связывает данные результаты с интересом мужчин к абстрактным знаниям, с потребностью в практическом успехе и стремлением к престижу и власти [10].
По результатам многих исследований данной проблемы можно сказать, что сложившийся веками уклад жизни берет свое, поэтому ведущими ценностями как у мужчин, так и у женщин остаются «здоровье», «настоящая дружба» и «семейная жизнь» (последняя имеет больший вес у женщин). Кроме того, для мужчин ведущей ценностью является «свобода действий и поведения», а для женщин — «уверенность в себе». Любимая работа и приятное времяпрепровождение имеют одинаковую значимость, но значительно уступают вышеназванным ценностям. Однако настораживает то, что на последних местах находятся такие ценности, как чувство долга, чистая совесть, развитие своих способностей. Не вселяют оптимизма и результаты, полученные А. И. Пеньковым: например, молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет, которые имеют в основном высшее образование или обучающиеся в вузе, не выбрали такие ценности, как личностный рост, самопознание, саморазвитие, не выбрали также творчество, креативность и реализацию своих возможностей [5, с. 49-50].
Другие ценности и другая их значимость для мужчин и женщин выявлены в работе Т. В. Андреевой. По её данным у мужчин на первом месте выделяются такие ценности, как творчество, работа, познание, а у женщин - познание, друзья, равенство [12, с. 275-279]. По результатам исследования Р. Гумерова ценностные структуры мужчин и женщин достаточно похожие. Наиболее распространенные ценности и их порядок в иерархии ценностей у мужчин и у женщин по многим пунктам совпадает. Но это не говорит о том, что ценностные структуры мужчин и женщин полностью идентичны [13, с. 84-89]. Роль возраста и жизненного опыта показана в работе А.А. Игнатьевой.
Так, если юноши отдают предпочтение среди терминальных ценностей здоровью, и только потом интересной работе, друзьям и любви, то взрослые мужчины приоритет отдают общественному признанию, на втрое место ставят здоровье. Если у девушек первое место занимает любовь, затем друзья, материально обеспеченная жизнь, здоровье, счастливая семейная жизнь, интересная работа и свобода, то у женщин первое место занимает материально обеспеченная жизнь, затем свобода и здоровье. В то время как у юношей выше, чем у девушек, значимость таких ценностей, как здоровье, интересная работа, свобода, жизненная мудрость, творчество, познание, развитие, развлечения, продуктивная жизнь, у взрослых мужчин большую значимость, чем у женщин, имеют такие ценности, как общественное признание, друзья, познание,развитие,творчество. Если для девушек выше, чем для юношей, значимость любви, материально обеспеченной жизни, друзей, счастливой семейной жизни, уверенности в себе, то для женщин, по сравнению с мужчинами, — материально обеспеченная жизнь, интересная работа, свобода и продуктивная жизнь [14].
Таким образом, исходя из результатов теоретического анализа изучаемой проблемы, у юношей и девушек, у мужчин и женщин - различные ценностные ориентации. Результаты многих исследований данной проблемы показали, что сложившийся веками уклад жизни берет свое, поэтому ведущими ценностями как у мужчин, так и у женщин остаются «здоровье», «настоящая дружба» и «семейная жизнь».
Список литературы:
[1] Абульханова-Славская К.А., Брушлин-ский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. - М.,Наука, 1989. - 232 с.
[2] Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерова: Кузбассвузиздат, 2000. - 30 с.
[3] Коннел Р. Современные подходы / Под ред. Здравомысловой Е.А., Темкиной А.А. // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. - 262 с.
[4] Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - 29 с.
[5] Пеньков А.И. Изучение ценностных ори-ентаций // Психология 21 века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции - СПб, 2000. - С. 49-50.
[6] Берн Ш. М. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 320 с.
[7] Ким Л. Гендерные стереотипы // Исследовательский проект «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей». Программа «Центрально-азиатские инициативы исследований». - Ташкент, 2002 // URL: http://www.undp.uz/ uz/download/index.php?type=publication HYPERLINK (дата обращения: 12.07.2019). URL: http://www.undp.uz/uz/download/index.php?ty pe=publication&id=75&parent=1851 &doc=8576»& HYPERLINK (дата обращения: 12.07.2019). URL: http://www.undp.uz/uz/download/index.php?type=pu blication&id=75&parent=1851&doc=8576»id=75 HYPERLINK (дата обращения: 12.07.2019). URL: http://www.undp.uz/uz/download/index.php?ty pe=publication&id=75&parent=1851&doc=8576»& HYPERLINK (дата обращения: 12.07.2019). URL: http://www.undp.uz/uz/download/index.php?ty pe=publication&id=75&parent=1851&doc=8576»par ent=1851 HYPERLINK (дата обращения: 12.07.201 9). URL: http://www.undp.uz/uz/download/index.php?type=pu blication&id=75&parent=1851&doc=8576»& HYPERLINK (дата обращения: 12.07.2019). URL: http://www.undp.uz/uz/download/index.php?type=pu blication&id=75&parent=1851&doc=8576»doc=8576 (дата обращения: 12.07.2019).
[8] Седова Н. В. Решение воспитательных задач в педагогической теории и практике // Вестник ТО-ГИРРО. - 2012. - NoS 1. - С. 186 - 188.
[9] Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. - М.: Издательство «Ось-89». 2003. - 416 с.
[10] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. - 425 с.
[11] Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб.: Издательство «Питер», 2003. - 167 с.
[12] Клецина И.С. Гендерный подход и вну-триличностные конфликты. // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 2-й междунар. конф. Минск.: ООО Энвила, М., 2000. - С. 275-279.
[13] Гумеров Р. Социальная направленность проповеди: Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «ВАЛДАЙ-96» / МЦГИ. М.,1997. -С. 84-89.
[14] Игнатьева А.А. Ценностные ориентации подростков в представлениях взрослых: Дипломная работа.- СПбГУ, факультет психологии, 2001.
x^LX^-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019