Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В САМООЦЕНКЕ И ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В САМООЦЕНКЕ И ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
326
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / САМООЦЕНКА / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фадеева Ольга Валентиновна, Белова Татьяна Александровна, Кудашкина Ольга Васильевна

Статья посвящена актуальному вопросу детской практической психологии, связанному с изучением самооценки и тревожности детей дошкольного возраста. Приводиться краткий обзор научных исследований, изучающих гендерные различия в самооценке и тревожности дошкольников. Авторами была выдвинута гипотеза о том, что тревожность у старших дошкольников взаимосвязана с их самооценкой и опосредована гендерным признаком. С целью проверки гипотезы было проведено исследование, которое, во-первых, показало, что самооценка мальчиков и девочек значительных отличий не имеет и находится в рамках возрастной нормы - адекватно завышенная; во-вторых, о достоверно более высокой тревожности девочек по сравнению с мальчиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фадеева Ольга Валентиновна, Белова Татьяна Александровна, Кудашкина Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER DIFFERENCES IN SELF-ESTEEM AND ANXIETY IN PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the topical issue of child practical psychology, related to the study of self-esteem and anxiety of preschool children. A brief review of scientific research that studies gender differences in self-esteem and anxiety in preschool children is given. The authors hypothesized that anxiety in older preschool children is interrelated with their self-esteem and is mediated by gender. In order to test the hypothesis a study was conducted which, firstly, showed that self-esteem of boys and girls did not differ significantly and was within the age norm - adequately inflated, which is the norm for this age; secondly, the girls' anxiety was significantly higher than that of the boys.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В САМООЦЕНКЕ И ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

6. Гасанова, П.Г. Особенности родительско-детских отношений в неполной семье / П.Г. Гасанова, Д.М. Даудова // Психологические науки, известия ДГПУ. - 2015. - №3. - С. 6-11.

7. Захарова, Е.И. Особенности принятия родительской позиции / Е.И. Захарова, А.И.Строгалина. - СПб.: Речь, 2006. - 195 с.

8. Мардахаев, Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности / Л.В. Мардахаев // Вестник Челябинского гос. ун-та. -2014. - № 13 (342). - Выпуск 4. - С. 173-178.

9. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова. - М.: Дрофа, 2001. - 192 с.

10. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - №3. - С. 3-9.

11. Федеральная служба государственной статистики - https://rosstat.gov.ru/folder/12781

Психология

УДК 159.9.07

кандидат педагогических наук, доцент Фадеева Ольга Валентиновна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Белова Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Кудашкина Ольга Васильевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В САМООЦЕНКЕ И ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу детской практической психологии, связанному с изучением самооценки и тревожности детей дошкольного возраста. Приводиться краткий обзор научных исследований, изучающих тендерные различия в самооценке и тревожности дошкольников. Авторами была выдвинута гипотеза о том, что тревожность у старших дошкольников взаимосвязана с их самооценкой и опосредована гендерным признаком. С целью проверки гипотезы было проведено исследование, которое, во-первых, показало, что самооценка мальчиков и девочек значительных отличий не имеет и находится в рамках возрастной нормы - адекватно завышенная; во-вторых, о достоверно более высокой тревожности девочек по сравнению с мальчиками.

Ключевые слова: тревожность, самооценка, гендерные различия, дошкольный возраст.

Annotation. The article is devoted to the topical issue of child practical psychology, related to the study of self-esteem and anxiety of preschool children. A brief review of scientific research that studies gender differences in self-esteem and anxiety in preschool children is given. The authors hypothesized that anxiety in older preschool children is interrelated with their self-esteem and is mediated by gender. In order to test the hypothesis a study was conducted which, firstly, showed that self-esteem of boys and girls did not differ significantly and was within the age norm - adequately inflated, which is the norm for this age; secondly, the girls' anxiety was significantly higher than that of the boys.

Keywords: anxiety, self-esteem, gender differences, preschool age.

Введение. В современных психолого-педагогических исследованиях связь самооценки и тревожности детей старшего дошкольного возраста рассматривается с учетом феноменологии развития этих психических процессов. Рассмотрение их становится актуальным с точки зрения современных условий развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Уровни развития самооценки и уровни проявления тревожности во многом определяют эффективность образовательных услуг в том числе.

Изложение основного материала статьи. Анализируя исследования Л.И. Божович, А.М. Прихожан можно констатировать, что тревожность и самооценка имеют отрицательную двустороннюю взаимную связь. Отмечается, что для детей с высоким уровнем тревожности свойственно проявление неуверенности в собственных силах и способностях, а также они характеризуются неустойчивой самооценкой. В тоже время типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность. Она проявляется в склонности к беспокойству в разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, которых к этому, по объективным характеристикам, не предрасполагают.

Между тем, в некоторых исследованиях отмечаются факты демонстрации тревожными детьми высокой самооценки, а у детей с низкой самооценкой не выявляется повышенной тревожности. Авторы этих исследований отмечают тот факт, что соотношение уровня тревожности и самооценки в старшем дошкольном возрасте опосредовано уровнем притязаний личности. Отличительным является то, что повышение личностной тревожности, как правило, отмечается у детей с низкой самооценкой и высоким уровнем притязаний.

Механизм взаимосвязи повышенной тревожности и заниженной самооценки описан в работах А.И. Захарова, А.М. Прихожан и др. Для детей с высоким уровнем тревожности свойственно формирование к себе отношения как неуспешному, и как следствие это приводит к неуверенности в себе, одним из проявлений которых выступает заниженная самооценка. Возникающий внутренний конфликт порождает у ребенка тревогу, которая отражается в отношение к себе, к окружающим людям.

Результаты обследования тревожных детей города Москвы, позволили А.М. Прихожан [3] сделать вывод о том, что характерной чертой таких детей является заниженная самооценки. Она проявляется в неверии в собственные силы, формировании установки на отношение к себе как неумелому.

В исследовании Н.Н. Смирновой [5] отмечается, что уровень тревожности по рисункам семьи у девочек выше, чем у мальчиков. А по методике «Дом-Дерево-человек» в группе мальчиков тревожность выше, чем в группе девочек. Однако, по двум методикам достоверно значимых различий по уровню тревожности не выявлено.

Анализ работ Л.Э. Семеновой и др. [4] позволил сделать следующие выводы: мальчики ориентируются часто на группу сверстников своего пола, мнения которых становятся основным источником их самооценки. А основу самооценки девочек составляют мнения и оценки значимых взрослых. С позиций принятия себя девочки более послушны и исполнительны, а непринимающие демонстрируют капризность; принимающие себя мальчики проявляют самостоятельность, инициативность, а непринимающие - тревожность и замкнутость. В целом самооценка мальчиков несколько выше самооценки девочек в детском возрасте.

Обобщенный анализ психолого-педагогических исследований показывает, что в настоящее время достаточно подробно рассмотрен вопрос взаимосвязи между самооценкой и уровнем тревожности детей дошкольного возраста, но в этих работах

не рассматривается дифференциация указанной взаимосвязи по гендерному аспекту. На восполнение данного пробела в психологических исследованиях и была направлена наша экспериментальная работа.

Эмпирическое исследование проводилось в 2020-2021 учебном году на базе ДОУ № 20 г. о. Саранск. Выборку составили 28 детей в возрасте от 5 до 7 лет, из них 15 мальчиков и 13 девочек.

В работе была выдвинута гипотеза: тревожность у старших дошкольников взаимосвязана с их самооценкой и опосредована гендерным признаком, то есть самооценка и тревожность у мальчиков и девочек различны как по уровню выраженности, так и по структуре.

Для проверки данной гипотезы нами были отобраны две диагностические методики: «Лесенка» - для измерения самооценки по заданным параметрам, графическая методика «Кактус» - для измерения тревожности.

На основе полученных эмпирических данных нами были проанализированы гендерные различия в уровне выраженности тревожности и самооценки старших дошкольников.

Анализ значимости различий в уровне выраженности тревожности и самооценки у мальчиков и девочек производился с использованием статистического критерия Манна-Уитни (Ц), предназначенного для сравнения показателей несвязанных групп испытуемых. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анализа значимости различий в уровне выраженности тревожности и самооценки у детей

Методика Наименование шкал U P

громкий-тихий 89 0,68

смелый-трусливый 95 0,89

ЛЕСЕНКА хороший-плохой 95,5 0,92

красивый-некрасивый 50,5 0,01**

добрый-злой 72 0,10

веселый-грустный 95,5 0,91

иголки 78 0,37

количество иголок 89,5 0,71

наличие черного цвета 46,5 0,02*

нажим 93,5 0,85

положение на листе 84 0,53

КАКТУС размер 95 0,91

преобладание внутр штриховки 91 0,76

прерывистость линий 67 0,16

горшок 80 0,42

наличие рисунка на обратной стороне листа 92,5 0,82

тревожность (интегральный показатель) 95,5 0,93

самооценка (интегральный показатель) 77,0 0,32

Примечание: * и "выделены шкалы и критерии, достоверно различающие группы мальчиков и девочек

Из представленных в таблице 1 результатов следует, что статистически достоверные различия в уровне выраженности самооценки мальчиков и девочек зафиксированы по шкале «красивый-некрасивый» методики «Лесенка». Это может свидетельствовать о ярко выраженных гендерных проявлениях: стремление девочек соответствовать понятию «красоте», что задается принятыми в обществе женскими гендерными стереотипами «что женщина должна быть всегда красивой» и с помощью механизмов идентификации и подражания привносится в сознание девочек. И это в большей степени культивируется родителями (мамами) девочек и средствами массовой информации. Для мальчиков данная характеристика является не столь значимой в силу вышеуказанных факторов. Соответственно значимость и незначимость той или иной характеристики в сознании ребенка проектируется на рисунок, отражая тем самым его личностные предпочтения и ожидания, установки.

Дальнейшее привлечение для анализа данных описательной статистики, приведенных в таблице 2, позволило сделать вывод о характере обнаруженных различий.

Таблица 2

Данные по уровню самооценки (методика «Лесенка»)

мальчики девочки

Наименование шкал использованных методик (П=15) (П=13)

М SD М SD

громкий-тихий 1,6 0,6 1,8 0,15

смелый-трусливый 4,7 1,3 4,2 2,1

хороший-плохой 4,5 1,1 4,5 1,3

красивый-некрасивый 3,9 0,03 4,9 0,4

добрый-злой 4,6 0,9 4,9 1,2

веселый-грустный 4,6 1,0 4,6 1,1

Из представленных в таблице данных описательной статистики по методике «Лесенка» видно, что самооценка по шкале «красивый-некрасивый» у девочек выше, чем у мальчиков. Так, Настя П. комментирует свой выбор тем, что «девочки должны быть аккуратными, добрыми, заботливыми и еще очень красивыми, потому что красивые люди всем нравятся». Этот выбор у большинства девочек с данными 4,9 свидетельствует, что в ценностных ориентациях детей заданы следующие женские качества - красивый и добрый.

Матвей Л. отмечает, что «мальчики должны быть смелыми, храбрыми, сильными, чтобы защищать своих мам и девочек». Этот выбор, как мы видим по таблице, преобладает у большинства мальчиков, что свидетельствует о превалировании данных качеств как основных мужских ценностей.

Кроме того, представленные выше результаты позволяют проанализировать структурные компоненты самооценки старших дошкольников в целом: средний уровень самооценки как мальчиков, так и девочек по шкалам «смелый-трусливый», «хороший-плохой», «добрый-злой», «веселый-грустный» идентичен и составляет 4,46 у мальчиков и 4,62 у девочек. Такой результат полностью совпадает с данными о нормативном «завышении» самооценки у дошкольников, однако средние значения по шкале «громкий-тихий» резко отличаются от средних значений по описанным шкалам и составляют 1,6 у мальчиков и 1,8 у девочек. Это свидетельствует о незначимости данного качества для детей, так как дети не придают этим характеристики большого внимания и ассоциации у детей связано только с дисциплиной на занятиях, когда как отвечают дети «нужно вести себя тихо, не разговаривать», «а некоторые мальчики громко разговаривают на занятии и воспитатель делает им замечания». Мальчики дают следующие ответы «Можно иногда громко разговаривать, потому, что так нужно играть», но вслед за девочками также отмечают, что «на занятиях нужно вести себя тихо и не выкрикивать ответы».

Таким образом, анализ значимости различий в уровне выраженности самооценки, по данным методики «Лесенка», обследованных групп детей позволяет сделать вывод о том, что самооценка мальчиков и девочек значительных отличий не имеет и находится в рамках возрастной нормы - адекватно завышенная, что является нормой для данного возраста. При этом девочки оценивают себя как более красивые, чем мальчики. Это, на наш взгляд, обусловлено действием гендерных стереотипов.

По данным методики «Кактус» общий уровень тревожности (интегральный показатель) достоверно не отличается у мальчиков и девочек и в целом может быть интерпретирован как средний уровень тревожности. Описанный результат представлен в таблице 3.

Таблица 3

Общий уровень тревожности (интегральный показатель) у мальчиков и девочек (методика «Кактус»)

Уровни девочки (n=13) мальчики (n=15)

Низкий уровень тревоги (показатели 0-3) 2 2

Средний уровень тревоги (показатели 4-7) 10 12

Высокий уровень тревоги (показатели 8-10) 1 1

Из таблицы 3 следует, что у 10 из 13 (76,9%) девочек и у 12 из 15 (80,0%) мальчиков общий уровень тревожности может быть оценен, как средний. Данный показатель можно рассматривать двояко: с одной стороны - наличие уровня тревожности находится в рамках нормы, а с другой стороны такие данные вызывают беспокойство психологов, в силу того, что социальная ситуация развития детей предполагает наличие низкого уровня тревожности, для того, чтобы психическое развитие протекало в наиболее оптимальных условия. Но при этом нужно еще учитывать, следующие моменты: наличие уровня тревожности может быть связано с определенной ситуацией, т.е. быть ситуативной тревожностью, которая по мере разрешения проблемной ситуации исчезнет у детей; с другой стороны - применение проективных методик не всегда дает объективные данные.

Выводы. Таким образом, анализ значимости различий в уровне выраженности тревожности у мальчиков и девочек, по данным методики «Кактус» позволяет сделать вывод о достоверно более высокой тревожности девочек по сравнению с мальчиками.

Таким образом, в результате проведенного анализа можем сделать следующие выводы:

1) Самооценка обследованных старших дошкольников, мальчиков и девочек, в целом находится в пределах возрастной нормы (нормативно «завышена»), при этом девочки оценивают себя, как более красивых, чем мальчики, что, вероятно, связано с действием гендерных стереотипов воспитания.

2) Обследованные девочки продемонстрировали достоверно более высокий уровень тревожности, чем мальчики. У 10 из 13 (76,9%) девочек и 12 из 15 (80,0%) мальчиков общий уровень тревожности может быть оценен, как средний.

3) Существуют гендерные различия в характере связи самооценки и признаков тревожности у мальчиков и девочек: описанные выше результаты анализа связи тревожности и самооценки у девочек-дошкольниц позволяют констатировать тот факт, что тревожность у девочек связана с такими параметрами их самооценки, как хорошее настроение (шкала «веселый-грустный»), внешняя привлекательность (шкала «красивый-некрасивый») и общей оценкой характера (шкала «добрый-злой). У мальчиков такой связи не выявлено. Принимая во внимание эти данные, можно сделать вывод о том, что процесс воспитания мальчиков и девочек в семье должен выстраиваться с учетом гендерных особенностей.

Литература:

1. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. - М.: Каро, 2006. - 672 с.

2. Панфилова М.А. Такие разные кактусы / М.А. Панфилова // Школьный психолог. - 1998. - №19. - С. 18-20.

3. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 324 с.

4. Семёнова Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста / Л.Э. Семёнова // Вопросы психологии. - 2002. - № 6. - С. 271-280.

5. Смирнова Н.Н. Влияние детско-родительского эмоционального взаимодействия на тревожность детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 62. - Ч. 3. - 305-308 с.

Психология

УДК 159.9

Доктор биологических наук, доцент Халфина Регина Робертовна

Башкирский государственный университет (г. Уфа);

кандидат психологических наук Политика Оксана Ивановна

Башкирский государственный университет (г. Уфа);

кандидат педагогических наук, доцент Хахлова Ольга Николаевна

Башкирский государственный университет (г. Уфа)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ

ШКОЛЬНИКОВ С НЕПРЯМЫМ СУИЦИДОМ

Аннотация. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвёртое среди основных причин потенциальной потери жизни. Вопрос о выявлении среди детей и подростков группы риска непрямого суицидального поведения является наиболее актуальным в рамках профилактики реальных суицидов. Одним из факторов непрямого суицидального поведения является школьная дезадаптация. Суицид становится крайним вариантом решения накапливающейся тревоги в следствие нарушенного социального взаимодействия в рамках образовательного учреждения. При всем влиянии в сфере психологической, медицинской, и педагогической практики вопрос о школьной адаптации все еще числится в списке серьёзно заявленных, но не имеющих решения проблем. Главным образом проблема адаптации объясняется с точки зрения возможности ребёнка приспособиться к определенным школьным условиям: медициной - на функциональном уровне, психологией - на социально-коммуникативном уровне, педагогикой - на уровне обучения и дисциплины.

Ключевые слова: школьники, суицид, отклоняющее поведение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. Adolescent suicide ranks third among the leading causes of deaths and fourth among the main causes of potential loss of life. The issue of identifying indirect suicidal behavior among children and adolescents at risk is the most relevant in the prevention of real suicides. One of the factors of indirect suicidal behavior is school maladaptation. Suicide becomes an extreme solution to the accumulating anxiety as a result of disrupted social interaction within an educational institution. With all the influence in the field of psychological, medical, and pedagogical practice, the issue of school adaptation is still on the list of seriously stated, but not having a solution to problems. The problem of adaptation is mainly explained from the point of view of the child's ability to adapt to certain school conditions: medicine - at the functional level, psychology - at the social and communicative level, pedagogy -at the level of training and discipline.

Keywords. schoolchildren, suicide, deviant behavior.

Введение. По данным ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершённых самоубийств среди детей и подростков. Сегодня наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству детских и подростковых суицидов. Средний показатель этих самоубийств превышает мировой коэффициент более чем в три раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток России в возрасте от 13 до 20 предпринимает попытку покончить с собой. Однако в официальную статистику попадают лишь явные случаи суицида. Все летальные исходы, причиной которых стали падение с высоты, дорожно-транспортные происшествия, передозировка лекарственных препаратов, судебные эксперты приравнивают к «несчастным случаям». Следовательно, истинное число суицидов значительно превышает официальные данные.

Выделяют различные виды суицидов, одним из которых является непрямой суицид. Скрытый, или непрямой, суицид (косвенное самоубийство) - это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности своей жизни. Это своеобразная игра со смертью (осознанное употребление в больших дозах алкоголя, никотина, сильных наркотиков, занятие экстремальными видами спорта, самоизоляция). Также непрямой суицид может стать предтечей реальному суициду.

Изложение основного материала статьи. Методы исследования: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел.

Данное исследование проводилось в 2017-2018 гг. В исследовании приняли участие 84 ученика 10-11 классов, из них 48 девушек и 36 юношей. Исследование проводилось в СОШ № 26, Гимназия №5 г. Стерлитамак.

Для диагностики склонности испытуемых к отклоняющемуся поведению использовалась методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел. Анализ полученных данных позволил оценить процентное соотношение групп с различными уровнями по представленным переменным у испытуемых, склонных и не склонных к непрямому суициду (см. Табл. 1).

Таблица 1

Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

Переменные Группа склонных к непрямому суициду Группа не склонных к непрямому суициду

Норма Риск Норма Риск

Преодоление норм 80% 20% 86% 14%

Аддиктивное поведение 78% 22% 81% 19%

Самоповреждающее поведение 46% 54% 62% 38%

Агрессия 72% 28% 78% 22%

Волевой контроль эмоций 50% 50% 62% 38%

Деликвентное поведение 83% 17% 84% 16%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.