ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СТИЛЕЙ ОБЩЕНИЯ
В МОЛОДЕЖНОЙ СФЕРЕ
1 2 Шойимова Ш.С. , Шойимова Ш.С.
1Шойимова Шохиста Санакуловна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, педагогики и психологии, Ташкентский педиатрический медицинский институт;
2Шойимова Шоира Санакуловна - старший преподаватель, кафедра языков,
Академический лицей при Ташкентском педиатрическом медицинском институте, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье представлены психологические характеристики взаимоотношений между юношами и девушками.
Ключевые слова: гендерные различия, общения, эмпатия, дружба, любовь, юношеская сексуальность, психосексуальные трудности.
Стиль общения тесно связан с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности или феминности. Мужской стиль обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие притязания. Женский стиль рассчитан на уменьшение социального расстояния и установление психологической близости с другими.
Среди юношей и девушек наблюдаются различия в коммуникативных чертах и стилях общения. Гендерные различия в общении вызваны как врожденными психологическими характеристиками, соответствующими полу, так и влиянием социализации [2, с. 17 - 27].
Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественны, сколько качественны. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам, обычно присутствует дух соревнования. Мужское общество, как и весь стиль жизни, скорее предметны и инструментальны, чем экспрессивны.
Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах (количественные и качественные различия в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности), с одной стороны, отражают, а с другой - создают и воспроизводят психологические половые различия: в уровне эмпатии (постижение эмоциональных состояний другого человека путем сопереживания ему) и самораскрытия. Девушки в среднем эмоционально чувствительнее и восприимчивее юношей, во всех возрастах превосходят их по потребности и способности к самораскрытию, передаче другим интимной и личностно-значимой информации о себе и своем внутреннем мире.
Конфликты со сверстниками в основном являются проявлением борьбы: у мальчиков - за лидерство, за успехи в интеллектуальной и физической областях или за чью-то дружбу, у девочек - за представителя противоположного пола [4, с. 77 - 83].
Юношеская сексуальность и ее конкретные проявления тесно связаны с коммуникативными чертами личности и специфическими нормами социальной среды, субкультуры. Как субъективные ожидания, так и регулирующие взаимоотношения юношей и девушек нормативные предписания неоднозначны и противоречивы.
Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. Любовь предполагает большую степень
интимности, чем дружба. Юноша 16-18 лет может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша замыкается в себе.
Психосексуальные трудности - одна из главных причин юношеского одиночества. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших. Но одновременно они хотят оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания. В.А. Сухомлинский совершенно справедливо требовал «гнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников. Ни малейшего намека на то, что один пятнадцатилетний подросток назвал «ощупыванием сердца железными рукавицами». Любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим и неприкосновенным» [3, с. 354 - 361].
Несмотря на демократизацию и упрощение взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, во время свидания, как можно выражать свои чувства.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004. 365 с.
2. Кон И.С. Психология юношеской дружбы. М.: Знание, 1973. 96 с.
3. Психология подростка. Учебник / Под ред. А.А. Реана. СПб.: прайм-Еврознак, 2003. 480 с.
4. Ремшмидт X Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. 320 с.
МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ В
СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 2 Шойимова Ш.С. , Шойимова Ш.С.
1Шойимова Шохиста Санакуловна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, педагогики и психологии; 2Шойимова Шоира Санакуловна - старший преподаватель, кафедра языков, Академический лицей, Ташкентский педиатрический медицинский институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена прямым и косвенным методам гашения конфликта в системе высшего образования.
Ключевые слова: гашения конфликта, прямые методы, косвенные методы.
В воспитательной практике конфликт между двумя или несколькими его членами -помеха нормальному общению и совместному труду. Поэтому то, что ссорящимся кажется их «личным делом», в действительности затрагивает всех. И возникает необходимость гашения конфликта.