Научная статья на тему 'Методы снижения уровня конфликтности в системе высшего образования'

Методы снижения уровня конфликтности в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАШЕНИЯ КОНФЛИКТА / ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ / КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шойимова Шохиста Санакуловна, Шойимова Шоира Санакуловна

Статья посвящена прямым и косвенным методам гашения конфликта в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы снижения уровня конфликтности в системе высшего образования»

интимности, чем дружба. Юноша 16-18 лет может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша замыкается в себе.

Психосексуальные трудности - одна из главных причин юношеского одиночества. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших. Но одновременно они хотят оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания. В.А. Сухомлинский совершенно справедливо требовал «гнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников. Ни малейшего намека на то, что один пятнадцатилетний подросток назвал «ощупыванием сердца железными рукавицами». Любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим и неприкосновенным» [3, с. 354 - 361].

Несмотря на демократизацию и упрощение взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, во время свидания, как можно выражать свои чувства.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004. 365 с.

2. Кон И.С. Психология юношеской дружбы. М.: Знание, 1973. 96 с.

3. Психология подростка. Учебник / Под ред. А.А. Реана. СПб.: прайм-Еврознак, 2003. 480 с.

4. Ремшмидт X Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. 320 с.

МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ В

СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 2 Шойимова Ш.С. , Шойимова Ш.С.

1Шойимова Шохиста Санакуловна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, педагогики и психологии; 2Шойимова Шоира Санакуловна - старший преподаватель, кафедра языков, Академический лицей, Ташкентский педиатрический медицинский институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена прямым и косвенным методам гашения конфликта в системе высшего образования.

Ключевые слова: гашения конфликта, прямые методы, косвенные методы.

В воспитательной практике конфликт между двумя или несколькими его членами -помеха нормальному общению и совместному труду. Поэтому то, что ссорящимся кажется их «личным делом», в действительности затрагивает всех. И возникает необходимость гашения конфликта.

Существуют прямые и косвенные методы гашения конфликта [2]. Прямые методы гашения конфликтов:

1. Руководитель поочередно приглашает к себе враждующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом он пресекает любую попытку очернения одного человека другим и требует только фактов, а не эмоций.

2. Педагог или руководитель предлагает конфликтующим высказать свои претензии друг к другу при группе, на собрании.

3. Если конфликт, несмотря на указанные меры, не утихает, руководитель или педагог прибегает к санкциям в отношении конфликтующих (одного из них либо обоих): от повторных критических замечаний (с глазу на глаз и при группе) до административных взысканий (коль скоро конфликт наносит ущерб учебному процессу).

4. Если и это не помогает, руководитель изыскивает способ развести конфликтующих (по разным группам, факультетам и т.д.).

Очень часто бывают ситуации, когда участники конфликта, студенты или преподаватели будучи людьми самостоятельными и принципиальными, под влиянием прямых мер гашения конфликта меняют или смягчают свои враждебные установки в отношении друг друга, помогая коллективу тем самым вернуться к здоровой «психологической атмосфере» совместной деятельности. Бывают, однако, и обратные случаи, когда прямое давление руководителя или группы на враждующих людей лишь «загоняет вглубь» их взаимное ожесточение. Выражаясь языком медиков, «болезнь» в подобных ситуациях не излечивается, а переходит в хроническую форму. Поэтому более эффективными оказываются подчас косвенные методы гашения конфликта - приемы, в немалом количестве накопленные в практике психотерапевтов и психологов [1; 173].

Косвенные методы гашения конфликтов (психокоррекция общения):

1. Принцип выхода чувств. По наблюдению одного из видных современных психотерапевтов К. Роджерса, если человеку дать беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, то постепенно они «сами собой» сменяются положительными [3]. Действительно, когда специалист предоставляет одному из участников конфликта высказать все, что он думает о своем враге, даже чудовищно обидные и несправедливые, после такого монолога, длящегося иногда час и более, человек начинает вспоминать и хорошее, что есть в его враге. Реализация такого принципа требует от преподавателя профессионального терпения и способности эмоционально поддерживать собеседника [2].

2. Принцип «эмоционального возмещения». Студент, обращающийся к вам с сетованиями на своего недруга, должен рассматриваться как страдающее лицо. Пусть вам совершенно ясно, что поистине пострадавшим является не он, а именно его недруг. Внутренняя картина ситуации, сложившаяся у вашего собеседника, именно его выставляет страдальцем. И чем более он не прав, тем активнее он выгораживает себя перед собственной совестью в качестве «мученика» и «жертвы».

3. Принцип «авторитетного третьего». Состояние конфликта резко искажает взаимовосприятие и делает их ролевые ожидания друг к другу весьма тенденциозными [2]. Примиряющее, доброе мнение одного из противников о другом может теперь быть передано лишь через третье лицо, авторитетное для обоих (однокурсник, преподаватель, ректор и т.д.). Для обиженного человека положительное суждение о нем со стороны обидчика - это толчок его собственным мыслям в направлении поисков межличностного компромисса.

4. Принцип «обнажения агрессия». Педагог намерено предоставляет враждующим возможность выразить свою неприязнь друг к другу. На людях это следует делать исключительно в замаскированном виде: можно «столкнуть» партнеров конфликта в спортивном состязании, в диспуте, игре, трудовом соревновании.

5. Принцип «принудительного слушания оппонента». Обычно при этом обнаруживается, что ссорящиеся не в состоянии правильно воспроизвести реплику

35

друг друга, поскольку каждый слышит в основном себя, а обидчику приписывает тон и слова, которых в действительности не было. Фиксируя на этом внимание конфликтующих (иногда полезно прибегнуть к помощи магнитофона), психолог принуждает их к добросовестному слушанию друг друга. Непривычность такой ситуации уменьшает накал взаимного ожесточения и способствует росту самокритичности спорящих.

6. Принцип «обмена позиций». Педагог останавливает развернувшуюся на его глазах ссору, побуждает конфликтующих взглянуть на ссору глазами оппонента. Казалось бы, такой взгляд «со стороны другого» соответствует элементарным нормам, азбучным истинам общения. Тем не менее, людям, охваченным гневом и обидой, он дает с большим трудом и преимущественно - в ситуации профессионального вмешательства в их конфликт извне. Описанного приема иногда бывает достаточно, чтобы в рамках «семейной» психотерапии примирить месяцами (и даже годами) конфликтующих супругов. Прием обладает универсальной эффективностью, то есть уместен при гашении конфликтов любого типа.

7. Принцип «расширения духовного горизонта» спорящих. Побуждая конфликтующих длительно ссориться в его присутствии, психолог (или лицо, выступающее в этой функции) тем или иным способом протоколирует ссору (желательно использование магнитофона, в некоторых психотерапевтических центрах имеется даже видеомагнитофон для подобных целей). На этом фоне психолог приступает к профессиональному разбору ссоры, беспощадно показывая эгоизм и недобросовестность аргументации каждого из конфликтующих. Этот принцип особенно подходит к группе конфликтов «преподаватель-преподаватель» [2]. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса, во-первых, не шел вразрез с общими этическими нормами, а во-вторых, не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон.

Список литературы

1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.:

Просвещение, 1987. 207 с.

2. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. Международная

Академия Психологических наук», 1997. 48 с.

3. Роджерс К.Р. «Взгляд на психотерапию. Становление человека». Пер. с англ.

Общ. ред. и предисл. Исениной. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.