ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЛУКЬЯНОВА Л.Н.
Какие принципы поведения должен соблюдать учитель в общении с учеником? Что такое конфликтоустойчивость? Какие методы саморегуляции помогут восстановить эмоциональное здоровье? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в данной статье.
What principles of behavior the teacher in dialogue with the pupil should observe? What is the stability to the conflict? What methods of self-control will help to restore emotional health? On these and other questions you will find answers in given article.
История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития.
Эрих Фромм
Процесс общения относится к разряду искусства. Люди постигают эту науку на протяжении всей жизни. Но, к сожалению, в силу различных индивидуальных особенностей, ОТСТАИВАЯ СВОИ ПОЗИЦИИ, попадают в ловушку конфликтных ситуаций.
Пожалуй, самым распространённым является - конфликт поколений. А если его рассматривать с позиции школьной жизнедеятельности, то к возрастным различиям прибавляются и статусные - учитель-ученик. Различное понимание событий и их причин тем и объясняется, что конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному.
Прочитайте эту старинную индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
МУДРЕЦЫ И СЛОН
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов.
Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». - «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». - «Нет, на веревку!» - «Змея!» - «Стена!» -«Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Вы, наверное, смеялись, когда читали эту сказку. В чем же было дело?
Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.
Если Вы никогда не ссорились, то вы не просто счастливый, а уникальный человек! Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, несомненно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство, а нередко и муки доставляет такая ситуация. Эмоциональные пережива-
ния конфликта могут быть настолько сильны, что и через много лет, вспоминая те события, человек испытывает отрицательные эмоции такого же накала, какими они были в момент конфликта.
Иногда между учителем и учеником возникают ситуации, которые приобретают характер устойчивой неприязни. Ситуация, в которой не могут помочь ни посредники, ни сами участники конфликтующих сторон. В таких случаях родители бывают вынуждены перевести ребёнка к другому учителю или в другую школу. Конечно, любая рана сначала сильно болит, но потом оказывается, что в других условиях в ребёнке открываются новые резервы и способности, которые не были востребованы прежде. Зато воспоминания о старой школе остаются негативными надолго.
В 1942г. американский учёный М. Фоллет замечает, что сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки, следовательно, поскольку конфликта не избежать, надо его использовать.
Современные взгляды на проблему конфликта можно сформулировать в нескольких тезисах:
— конфликт - это распространённая черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни.
— конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям, напротив, при определённых условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.
— конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: «Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведёт к изменению, изменение ведёт к адаптации, адаптация ведёт к выживанию» (Goddard, 1986, p.8). Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнём относиться к нему, как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займём более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт - это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции.
— в китайском языке иероглиф «конфликт» образован сочетанием двух иероглифов. Один из них означает «риск», «опасность», а другой - «благоприятная возможность». В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений. В конфликте потенциально заложено мощное конструктивное начало.
— конфликт, может быть управляем, причём управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные возможности усилены.
Конфликты, возникающие в педагогическом процессе, имеют целый ряд особенностей:
— ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
— участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
— разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
— различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребёнка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
— присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает
воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
— профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы ученика.
— всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются другие ученики.
Причин для конфликтов может быть великое множество, но движущими факторами являются:
— борьба за внимание;
— борьба за власть;
— желание отомстить за причинённые обиды;
— неадекватная самооценка - завышенная или заниженная (соответственно излишняя амбициозность или избегание).
Причём эти факторы одинаково относятся к любым возрастным категориям, т. к. в конфликте каждый старается достичь той или иной цели.
В общении между учителем и учеником ролевые отношения значительно преобладают над личностными. За несколько лет работы в школе интерес и новизна в работе заменяются опытом: учителей меньше удивляет неожиданность поступков учеников, чаще раздражает оригинальность их поведения, а поиск контактов через «душевные» разговоры с ними заменяется отработанными профессиональными мерами воздействия, вырабатываются определённые стереотипы в отношениях с учащимися. Эти “ролевые" противоречия являются постоянным источником конфликтов в отношениях учитель-ученик.
Личностные отношения с учителем пробуждают у ученика надежду на внимание, когда он из «учащегося» становится в глазах учителя «индивидуальностью», что в какой-то мере обеспечивает адекватное разрешение конфликтов в образовательном процессе.
По данным психологических исследований за 2007г. 35-40% всех детских неврозов - являются следствием деструктивных конфликтов в отношениях между учителями и учащимися. И результатом является то, что большинство школьников неохотно учатся, всячески избегают любой деятельности в классе под руководством учителя, прогуливают уроки. Вероятно, поэтому большинство участников образовательного процесса относятся к конфликтам отрицательно. Факторами негативного восприятия конфликтов преподавателями и учащимися являются: личный жизненный опыт, влияние семьи, школы, окружения, средств массовой информации и т.д.
В процессе общения немаловажную роль играют возрастные особенности детей и педагогов, влияющие на их поведение в конфликте. Чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития.
В процессе развития личности при переходе от одной возрастной ступени к другой могут возникать возрастные кризисы, характеризующиеся резкими изменениями личности.
Школьное детство начинается с критического, или переломного периода, который традиционно называется кризисом семи лет. К семи годам возникают такие сложные новообразования, как оценка самого себя, самолюбие, появляются новые противоречия между восприятием самого себя, отношением к себе и оценками окружающих, взрослых и сверстников. Детям начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего учителя, ведь он выступает как эталон мудрости и поведения. В конфликтной ситуации ребенок ждет от педагога помощи, поддержки. Но, к сожалению, в работе с детьми крайне редко возможна гармония (совпадение) между проблемой, созданной поведением ребёнка, и тем, что взрослый предпринимает ради её эффективного преодоления. Тем сильнее потрясение ребёнка, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя он получает проти-
воположное, и вынужден искать самостоятельное решение неадекватными способами (агрессия, гнев, раздражение, стыд, угрызения совести, тревога и т.п.).
Изливая на ребёнка раздражение, взрослые навешивают ему «оценочные» ярлыки: лентяй, потребитель, хулиган... Незрелая, легко ранимая психика ребёнка подвержена суггестивным (внушающим) воздействиям. То, что в сознании взрослого представлено как опасение, в голове ребёнка уже выглядит как свершившийся факт.
Вот учитель, увидев, как ученик ударил соседа по парте, кричит: «Ты что? Хулиганом хочешь стать?!» А в голове ребёнка это преобразуется в клеймо: «Я - хулиган!»
В этом случае психологи и психиатры говорят, что происходит невротическая фиксация неблагоприятного поведенческого стереотипа. Вместо торможения возникает возбуждение -навязчивое стремление к повторению осуждаемых действий. Ребёнок, которому нужно понять, кто он есть, ответ на этот вопрос находит в оценках и репликах окружающих его людей. Давая ему оценки и навешивая ярлыки, взрослый неосознанно показывает ему своего рода сценарий его поведения. И если нет никакого другого сценария, кроме негативного, ребёнок и будет ему следовать вопреки возмущённым жестам, окрикам, запретам и лишениям.
Поторопились окрестить ребёнка неряхой - и вот он всё разбрасывает. Поторопились назвать его рассеянным - и вот он всё забывает. Взрослые люди, иногда не понимая этого, надевают на ребёнка маски, которых сами же и страшатся, и которыми потом тяготятся дети. Как потом на этой почве не «цвести» конфликтам махровым цветом?
В подростковом возрасте расхождение между внешним и внутренним становится глобальным: собственное «Я», каким его представляет ребенок, и весь остальной мир разделены пропастью, которую ему сложно преодолеть. Активное самоутверждение сопровождается ломкой отношений с взрослыми. Прежде безропотно принимаемые суждения учителя могут вызвать протест, сопротивление. Внутренний мир становится для подростка реальностью, которая затмевает настоящую действительность.
В отличие от младших школьников, способных в конфликте применять в основном лишь тактику избегания или приспособления, а протест проявлять в форме слез и жалоб родителям, подростки уже могут, открыто противостоять педагогу. Возможны ситуации, когда конфликтующие стороны доводятся до нервных срывов и в состоянии аффекта могут не давать отчета своим поступкам. Конфликты подростков и преподавателей могут достигать уже стадии организации, когда субъектом конфликта выступает класс, или группа учащихся. Иллюстрациями к данному утверждению могут послужить примеры массовых уходов с уроков, невыполнений заданий учителя, нарушения дисциплины, срывов уроков и т. д.
Главным препятствием взаимопониманию учителей и учеников является абсолютизация ролевых отношений - «учебоцентризм». Учитель, озабоченный, прежде всего учебной успеваемостью и дисциплиной, не видит за отметками индивидуальности учащегося.
Да, конечно, очень трудно понимать и любить подростка. Но, поверьте, ему и самому не сладко жить и справляться с эмоциональными бурями, депрессиями, чувствами безысходности и одиночества, непонятости миром!
Очень легко спровоцировать у подростка эмоциональный срыв - косой взгляд, небрежная реплика, претензионный или повелительный тон и многое другое может послужить искрой для разгорания конфликтного пламени. Подросток, нападая или защищаясь, действует не раздумывая. Прозрение приходит с опозданием.
Тестирование причин агрессивности, проведённое с учащимися 6-8 классов показало, что высокие баллы выпали на обидчивость, подозрительность, косвенную и физическую агрессию. А в 9-11 классах - чувство вины, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальную агрессию. Полученные данные указывают на повышенную ранимость и чувствительность учащихся, а осознанность и чувство вины проявляются несколько позже. Хотя этот факт мож-
но трактовать двояко: излишнее чувство вины свидетельствует о низкой самооценке, которая складывается не без участия взрослых.
Не только учащиеся, но и учителя находятся под влиянием возрастных кризисов. Мало того, к ним ещё могут присоединяться кризисы семейных отношений, профессиональных, различных бытовых и социальных проблем. И уже трудно сказать, какая из причин является дирижёром разыгравшейся бури.
Таким образом, одним из условий конструктивного разрешения конфликтов в отношениях между учителем и учеником является учёт возрастных особенностей участников образовательного процесса, основных противоречий и кризисов в их развитии и жизнедеятельности.
МОДЕЛИ СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
Межличностные взаимодействия осуществляются в рамках пяти стилей поведения в конфликте, выделенных американскими учёными У.Томас и Х Килмен.
1. Избегание или уход от конфликта. - Если учитель физически или эмоционально уходит от конфликта, то он теряет возможность участвовать в дальнейшем развитии ситуации.
Дети довольно часто пользуются этим стилем во взаимоотношениях с учителями и родителями, им обусловлено появление вторых дневников, имитация болезни, пропуск занятий.
2. Приспособление (соглашательский стиль поведения), - предполагает либо акт смирения, либо необходимость измениться самому.
3. Конфронтация (доминирование, желание изменить ситуацию) - стремление подчинить себе, настоять на своем. Это любимый способ взрослых в общении с детьми - демонстрировать своё превосходство.
4. Компромисс (изменить ситуацию и измениться самому) - достижение соглашения взаимными уступками.
5. Сотрудничество (изменить отношение к ситуации и изменить ситуацию) - стратегия «выиг-рать-выиграть». Типичные правила действий в этом варианте предполагают, что участники, прежде всего, стремятся победить проблему, а не друг друга. В основу данной стратегии положен закон толерантности (терпимости), любой участник конфликта имеет право «быть другим».
Что НЕЛЬЗЯ делать учителю:
— отвечать на агрессию агрессией (это принизит и Ваше достоинство), не затрагивать личности ребёнка, а давать оценку только его действиям (но и не давать общую оценку по конкретному поводу);
— обращать внимание на национальный признак детей. - Без комментариев!
— оскорблять детей. - Нужно соблюдать грань между «отругать» и «оскорбить».
— прилюдно ругать родителей ребенка. - Обсуждать чьих-то родителей при посторонних - недопустимо!
— сравнивать детей. - У каждого есть положительные и отрицательные стороны.
— унижать личностное достоинство. - Это отнюдь не укрепляет авторитет взрослого.
Что НУЖНО делать учителю:
— контролируя свои эмоции, постараться быть объективным, попросить учащегося обосновать свои претензии, дать ему «выпустить пар»;
— постараться взглянуть на проблему глазами ученика; не приписывать ученику своё понимание его позиции, перейти на я-высказывания, например, не «вы меня обманываете», а «я чувствую себя обманутым»;
— соблюдать вежливость и тактичность (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);
— избегать соблазна наказать, отомстить или обвинить, а также упрёков и критики (это вызовет ответную обиду и агрессию);
— если конфликт состоялся при классе, то взять тайм аут и продолжить разговор после урока при меньшем количестве слушателей или без них (после небольшой остановки спадёт накал,
а, лишившись поддержки в лице одноклассников, ребёнок не будет «работать на публику»);
— не бояться извиниться, если чувствуешь, что виноват (к извинению способны только уверенные в себе педагоги);
— умело использовать юмор и смекалку (это всегда спасает в любой ситуации);
— независимо от результатов разрешения противоречия необходимо постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу возникших трудностей, выразить свое расположение к ученику).
В начале нашей беседы мы говорили, что конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям, напротив, при определённых условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости личности. Конфликт - это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции.
Так в одной из анкет ученица описывает свой конфликт с учителем литературы: «Учителя не устраивала моя точка зрения на одно из литературных произведений, которую я обосновала в домашнем сочинении. После этого я перестала выполнять домашние задания. Мое положение стремительно ухудшалось. В конфликт был подключён классный руководитель. В результате беседы с его участием я многое поняла и пересмотрела. Наладились отношения с учителем литературы, повысилось прилежание и интерес к предмету. И на экзамене получила отметку «хорошо»».
Позитивными последствиями многих конфликтов являются успехи в учёбе, нормализация поведения, регулярное посещение занятий и т.д.
Малоизученными являются психотерапевтическая функция и функция защиты и поддержки учащихся.
Психотерапевтическое воздействие педагога - это всякого рода воздействие, которое оказывается в целях содействия наилучшему состоянию человека для его личностного развития в данный ситуативный момент жизни, функции педагогики и психотерапии настолько сблизились, что эффективное влияние педагога имеет косвенным результатом психотерапию, а умелое действие психотерапевта служит перевоспитанию пациента.
Общение - великое мастерство, но создаётся оно мельчайшими нюансами. Можно об одном и том же сказать разными словами, при этом одни - могут расстроить или оскорбить, а другие - поддержать.
Не говорите: «Вы ничего в этом вопросе не понимаете и никогда не поймёте». Подразумевается: «Вы глупы всерьёз и надолго».
Лучше: «Мне кажется, что в вашем подходе к решению этой проблемы можно сделать некоторые улучшения».
В качестве иллюстрации хочу воспользоваться психотерапевтическим приёмом и рассказать старинную восточную притчу.
Однажды восточный властитель увидел страшный сон, будто у него один за другим выпали все зубы. Это считается дурным предзнаменованием, и властитель сильно обеспокоился. В волнении он призвал толкователя снов. Тот выслушал его и сказал с тревогой:
— Владыка, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь, подобно зубам во сне, одного за другим всех своих близких.
Такое объяснение вызвало гнев повелителя. Он приказал бросить в тюрьму несчастного толкователя снов и позвать другого. Тот выслушал сон и сказал:
— Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты переживёшь всех своих родных.
Властелин обрадовался и щедро наградил его за эти слова.
Придворные недоумевали:
— Ведь ты сказал то же самое, что и твой несчастный предшественник. Но почему же тот был наказан, а ты вознаграждён?
На что толкователь ответил:
— Мы оба одинаково объяснили сон. Но дело не только в том, ЧТО сказать, но и в том, КАК сказать.
Таким образом, подойдя к любому явлению с позитивной стороны, легче справиться с возникающими трудностями.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ?
Любой конфликт - это видимая часть процесса, который зарождается непроизвольно в глубинных структурах психики человека.
Способность контролировать своё эмоциональной состояние - важное качество личности педагога. В результате исследований установлена зависимость эффективности деятельности в трудных ситуациях от уровня конфликтоустойчивости и уровня профессионального мастерства. Оказалось, что с ростом трудности ситуации эффективность деятельности всё больше и больше начинает зависеть от конфликтоустойчивости, а не только от профессионального мастерства.
Стендаль говорил: «Нельзя называть себя учителем, если не обладаешь терпением и способностью сдерживать гнев».
Конфликтоустойчивость личности связана с факторами, которые отражают различные характеристики человека.
Психофизиологические факторы - показывают особенности человека, обусловленные наследственными факторами, проявляющими индивидуальность развития. Так, эмоциональное реагирование, чувствительность к внешним воздействиям неразрывно связаны с особенностями темперамента. Одинаковое воздействие на людей разных типов темперамента может вызвать неоднозначную реакцию. Например, критическое замечание в адрес холерика вызывает раздражение, сангвиника подталкивает к активным действиям, меланхолика выбивает из колеи, а флегматика оставляет равнодушным. Необходимо учителям учитывать характеристики и своего темперамента в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями, чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций.
Когнитивные факторы (познавательные) - Умение адекватно реагировать на разные ситуации, не провоцировать самому нежелательные конфликты, во многом связано с той информацией, которая имеется у человека по разным аспектам взаимодействия. Не случайно постоянное стремление к получению знаний о правилах эффективного общения, о саморегуляции поведения позволяет обходить проблемные ситуации с людьми.
Мотивационные факторы - Здесь большую роль играет направленность личности и её конкретные мотивы поведения. В частности, ярко разграничиваются «коллективисты» и «эгоцентрики». Для них в процессе взаимодействия характерны противоположные ориентиры: на других или на себя. Мотивы действия связаны с уровнем развития личности, с её системой потребностей.
Социально-психологические факторы - Здесь большую роль играют характерологические особенности, имеющиеся у человека мыслительные и поведенческие стереотипы.
Характер человека проявляется отношением к людям: коллегам, ученикам, родным, хорошо знакомым и малознакомым (здесь могут проявляться общительность или замкнутость, откровенность или скрытность, чуткость, тактичность, справедливость или грубость, чёрствость, лицемерие); к самому себе (сюда относятся чувство собственного достоинства или неуверенность в своих силах, застенчивость, эгоизм); к миру вещей; к делу, труду.
Особое место в характере человека занимают волевые черты, такие как целеустремлённость, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность и исполнительность.
Различные бытовые, социальные, экономические, производственные проблемы, ухудшение настроения, переутомление влекут за собой преодоление внешних и внутренних трудностей. Существует много профессий, которые связаны с необходимостью человека силой воли управлять своим настроением - это относится, прежде всего, к профессиям сферы «Человек -Человек». А профессия педагога не только связана с общением, но непосредственно с воспитанием человека.
СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩЕГО - ДЕЛО РУК САМОГО УТОПАЮЩЕГО!
Конфликтоустойчивость не является врождённым свойством личности, а формируется одновременно с её развитием и зависит от уровня сформированности навыков эмоциональной саморегуляции.
Саморегуляция - воздействие личности на саму себя с целью приведения собственного функционирования в нормальное состояние.
Известны разнообразные методы саморегуляции:
1. Метод «отреагирования» применяется, например, в тех случаях, когда взволнованный педагог буквально «не находит себе места», стремится «излить душу» в разговоре даже с посторонним человеком.
Многие врачи утверждают, что физические заболевания имеют психологическую подоплеку. Сердечные приступы, инсульты, раковые заболевания, даже обычная простуда - все они могут быть реакцией на эмоциональную перегрузку.
Чтобы не носить в себе груз невыраженных эмоций, можно найти подходящее время и место для их разрядки вне ситуации, которая вызвала их. Например, высказавшись в кругу своих друзей, в спортивных играх, во время пробежки, устроив истерику наедине, ломая карандаши, разрывая на клочки старые журналы, колотя матрац кулаками и т. п. В японских городах сооружены с этой целью балаганчики “отведи душу". Заплатив мелочь, посетитель входит в тёмное помещение, отгороженное от улицы занавеской. Ему дают несколько простых тарелок. Он бьёт их по одной о землю и удаляется.
Психотерапевты считают, что большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Подобные упражнения дают возможность высвободить часть мышечного напряжения. Разрядка подавленных чувств должна приводить к ощущению облегчения.
2. Метод расслабления (релаксации) применяется для снятия напряжённых, стрессовых состояний и реализуется посредством:
— изометрических упражнений, основанных на чередовании напряжения и расслабления отдельных групп мышц в равномерном ритме;
— аутогенной тренировки, основанной на определённой зависимости между состоянием мышечной и сосудистой систем, с одной стороны, и психической - с другой; вызывая, например, чувства тяжести и тепла в теле, можно достичь состояния психического покоя;
— медитации (от лат. meditatio - размышление) - интенсивного, проникающего вглубь размышления, мысленного погружения в предмет, идею и т.д.
— имаго терапии - мысленного воспроизведения положительных образов с целью вытеснения неблагоприятных переживаний (образов людей для подражания, приятных моментов из прошлой жизни, своего благополучного будущего и т.д.);
— зоотерапии - размещения, например, в учебных комнатах аквариумов с декоративными рыбками, созерцание которых помогает избавиться от стрессов, снижает артериальное дав-
ление;
— юмора, который превращает потенциально-отрицательную энергию в её противоположность, в источник положительных эмоций.
3. Метод подкрепления:
— положительное воздействие на самочувствие оказывает чашка чая, в зависимости от способа его приготовления - он может стимулировать организм (побольше заварки и почти не дать настояться) или же успокаивать (поменьше заварки и дать хорошенько настояться), чай хорошо утоляет жажду, мягко тонизирует психику. Если же ещё и красиво обставить церемонию чаепития, то положительный эффект будет несомненным;
— если есть такая возможность неплохо бы выйти из помещения на свежий воздух, немного пройтись, набраться кислорода, что позволит снова обрести бодрость тела и духа.
4. Метод внешних изменений - Сюда относятся такие варианты поведения людей, как тяга к перемене мест, изменения привычных маршрутов на работу, домой или куда-то ещё, перестановки мебели в квартире, в кабинете, изменение имиджа (причёски, стиля одежды, цветовой гаммы, макияжа) и т.п.
5. Метод «сравнительной терапии» основан на изменении сравнительного фона, на котором человек осознаёт и переживает свои неудачи. «... Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, - писал А.Чехов в шуточном рассказе «Жизнь прекрасна!», - даже в минуты скорби и печали нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию того, что «могло быть и хуже»».
6. Метод предвосхищения означает предварительное «проигрывание» в уме возможной неудачи и её последствий. Превентивное осмысление возможной неудачи позволяет избежать возникновения стрессового состояния.
7. Метод эмоционального сдерживания (улыбка) можно сформулировать так: делать вид, что всё хорошо, и действительно станет лучше. Ничто так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие, оно может стать щитом для учителя, которым он ограждает себя от отрицательного эмоционального воздействия со стороны ребёнка, и инструментом воздействия на него.
Используя методы саморегуляции, педагог получает возможность спокойно и рационально проанализировать ситуацию.
Обнаружение скрытых причин конфликта и многочисленных подспудных интересов может потребовать от него некоторого времени, но затраты эти необходимы, так как именно разнообразие источников и причин предоставляет множество возможностей разрешения конфликта с обоюдной выгодой.
Жизнь, полностью лишённая негативных эмоций, невозможна. Отрицательные эмоции в определённом сочетании с положительными могут быть не вредны, а даже полезны. И это ещё раз говорит о том, что конфликты содержат конструктивный потенциал, необходимый для развития человека. Но чтобы не раскачивать понапрасну «маятник конфликта», очень важно вести себя вежливо, тактично, соблюдая правила приличия. Как отметил французский писатель Франсуа де Ларошфуко (1613-1680), «приличие - это наименее важный закон из всех законов общества и наиболее чтимый».
Конфликтность может в определённой степени «встраиваться» в структуру личности, вызывая болезненное восприятие жизни и приводя к стрессу. Вам предлагаются тесты, которые помогут оценить своё состояние, ситуацию с точки зрения конфликта и возможности его преодоления.
МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ НЕВРОЗА К. ХЕКА И X. ХЕССА
Ознакомившись с вопросом или суждением, надо ответить «да» или «нет».
1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?
2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.
3. Я чувствую себя легко ранимым.
4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?
6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
7. Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться?
8. Я довольно нервный.
9. Мне кажется, что меня никто не понимает.
10. Я довольно раздражительный.
11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
14. У меня были очень странные и необычные переживания.
15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?
16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
17. Легко ли изменить Ваше настроение?
18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.
20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?
22. Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?
23. Критика или выговор меня очень ранят.
24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.
25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?
26. Я часто испытываю недовольство.
27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
29. Большей частью я счастлив.
30. Я недостаточно уверен в себе.
31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.
32. Часто я чувствую себя просто скверно.
33. Я много копаюсь в себе.
34. Я страдаю от чувства неполноценности.
35. Иногда у меня все болит.
36. У меня бывает гнетущее состояние.
37. У меня что-то с нервами.
38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.
39. Самая тяжелая борьба для меня - это борьба с самим собой.
40. Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Надо подсчитать количество утвердительных ответов: если получено более 24 баллов — это говорит о высокой вероятности невроза. Но хотелось бы подчеркнуть, что методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подробного изучения личности.
Душевное равновесие - качество драгоценное во многих отношениях. Предлагаемый тест поможет вам ответить на следующий вопрос: «Действительно ли вы раздражительны или про-
сто не хотите сдержаться?»
В каждой из ситуаций теста вам предстоит ответить на один и тот же вопрос: «Раздражает ли вас...?», указывая при этом один из возможных вариантов ответа: очень раздражает; не особенно раздражает; ни в коем случае не раздражает.
Ситуации:
- смятая страница газеты, которую Вы хотите прочитать.
- женщина «в годах», одетая как молоденькая девушка.
- чрезмерная близость собеседника.
- курящая на улице женщина.
- когда какой-то человек кашляет в вашу сторону.
- когда кто-то грызёт ногти.
- когда кто-то смеётся невпопад.
- когда кто-то пытается учить Вас, что и как нужно делать.
- когда кто-то постоянно опаздывает.
- когда в кинотеатре сидящий перед вами человек все время вертится и комментирует сю-
жет фильма.
- когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть.
- когда вам дарят ненужные предметы.
- громкий разговор в общественном транспорте.
- слишком сильный запах судов.
- человек, который слишком сильно жестикулирует во время разговора.
- коллега, который слишком часто употребляет слова-паразиты.
Обработка результатов: З балла - вариант «а», 2 балла - вариант «б», 1 балл - вариант «в». Анализ результатов.
Если в сумме вы набрали ЗО и более баллов, то это говорит о том, что вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя, чем могут воспользоваться ваши недруги. К тому же это слишком расшатывает вашу нервную систему, вследствие чего страдают и окружающие вас люди. Вам следует научиться сдерживать себя.
12-29 баллов. Вас можно отнести к самой распространенной группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драмы. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.
11 и менее баллов. Вы весьма спокойный человек, реально смотрите на жизнь. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого можно легко вывести из равновесия.
Библиографический список:
1. Александров А.А. Конфликт как социальное явление // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 11З. С. 246-250.
2. Белых Т.В., Козловская Н.В. Психология конфликта: учебное пособие// Современные проблемы науки и образования. 2009. № 1. С. 78-79.
Ключевые слова: причины возникновения конфликтов, конфликтоустойчивость, методы саморегуляции, пути решения конфликтов.
Keywords: the reasons of occurrence of conflicts, stability to the conflict, methods of selfcontrol, a way of the decision of conflicts.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ