Научная статья на тему 'Поведение преподавателя в ситуации конфликта'

Поведение преподавателя в ситуации конфликта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1370
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ВИДЫ КОНФЛИКТОВ / ПРИЧИНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ / КРИТИКА КАК ФАКТОР / ПРОВОЦИРУЮЩИЙ КОНФЛИКТЫ / ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ / МЕТОДЫ / ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТА / CONFLICT / KINDS OF CONFLICTS / CAUSES OF CONFLICTS / CRITICISM AS A FACTOR IN PROVOKING CONFLICTS / STAGES OF TEACHING CONFLICT RESOLUTION / METHODS / FORMS AND METHODS OF TEACHING IN THE CONTEXT OF THE CONFLICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисенко С.И.

В статье рассматривается природа конфликтов и в том числе в педагогической деятельности. Будучи разновидностью социальных конфликтов, они имеют свои особенности, специфические причины их вызывающие. Деятельность преподавателя по разрешению конфликта предусматривает выявление их причин, состояние морально-психологической атмосферы в студенческой группе, определение методов, форм и приемов, позволяющих положительно влиять на участников конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER'S BEHAVIORIN CONFLICT SITUATIONS

The article discusses the nature of confl ict and including in the educational activities. As a kind of social confl icts, they have their own characteristics, specifi c reasons for their cause. Teacher activities for the confl ict involves the identifi cation of the causes and moral-psychological atmosphere in the student group, defi ning the methods, forms and techniques to positively infl uence on the parties to the confl ict.

Текст научной работы на тему «Поведение преподавателя в ситуации конфликта»

УДК 159.9 С. И. Денисенко

профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: sergeydenis53@mail.ru

ПОВЕДЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА

В статье рассматривается природа конфликтов и в том числе в педагогической деятельности. Будучи разновидностью социальных конфликтов, они имеют свои особенности, специфические причины их вызывающие. Деятельность преподавателя по разрешению конфликта предусматривает выявление их причин, состояние морально-психологической атмосферы в студенческой группе, определение методов, форм и приемов, позволяющих положительно влиять на участников конфликтов.

Ключевые слова: конфликт; виды конфликтов; причины педагогических конфликтов; критика как фактор, провоцирующий конфликты; этапы деятельности преподавателя по разрешению конфликтов; методы, формы и приемы деятельности преподавателя в условиях конфликта.

Denisenko S. I.

Advanced Doctor (Psychology), Professor, Department Psychology and Pedagogical Anthropology MSLU; e-mail: sergeydenis53@mail.ru

TEACHER'S BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS

The article discusses the nature of conflict and including in the educational activities. As a kind of social conflicts, they have their own characteristics, specific reasons for their cause. Teacher activities for the conflict involves the identification of the causes and moral-psychological atmosphere in the student group, defining the methods, forms and techniques to positively influence on the parties to the conflict.

Key words: conflict; kinds of conflicts; causes of conflicts; criticism as a factor in provoking conflicts; stages of teaching conflict resolution; methods, forms and methods of teaching in the context of the conflict.

Неотъемлемым элементом человеческой жизни являются конфликты. Под конфликтом обычно понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов [2].

По своему содержанию, видам и форме, конечно же, конфликты отличаются друг от друга. Но всё же предпринимаются попытки

их определенным образом классифицировать. Так, конфликты могут различаться по источнику (причине) возникновения, по содержанию (деловые, личные), по тому, какой эффект оказывает конфликт на жизнь группы, личности (разрушающий, созидающий), по широте охвата (межличностные, межгрупповые).

Можно различать конфликты и по глубине возникших противоречий. Конфликты могут быть кратковременными и затяжными, устойчивыми и спорадическими (эпизодическими), острыми и хроническими, явными и скрытыми, внутренними и внешними (внутриличностные и межличностные).

Не является исключением и педагогическая деятельность. В ней также представлены различные конфликты. С учетом того, что область педагогических отношений - это часть реальной действительности, конфликты имеют как общие, так и частные причины. К частным причинам педагогических конфликтов можно отнести следующие:

- недостаточная возможность преподавателя прогнозировать поведение студентов на учебном занятии;

- стремление педагога в конфликтной ситуации сохранить свой социальный статус любыми средствами, поскольку есть свидетели и недопустимо уронить честь мундира;

- субъективная оценка преподавателем конфликтного действия студента, малая информированность о его мотивах, особенностях личности;

- особый характер отношений между преподавателем и отдельными студентами;

- учебно-дисциплинарная модель общения, основанная на излишней строгости;

- отрицательные личностные качества педагога (раздражительность, мстительность, следование настроению);

- низкий педагогический уровень общения и др.

В качестве других причин педагогических конфликтов называют также:

- противоречие между теорией и практикой;

- столкновение противоположных мнений на представленную информацию;

- существование негативной констатации, выраженной во влиянии отрицательного опыта на усвоение информации;

- искаженное усвоение информации [1].

Кроме того, следует иметь в виду, что конфликты в педагогической деятельности могут создаваться и намеренно. Так, конфликт может быть спровоцирован преподавателем с целью достижения определенного поведения студентов в рамках конкретного учебного предмета (чаще всего это можно наблюдать на занятиях по таким дисциплинам, как «Конфликтология», «Педагогическая технология», «Основы педагогического мастерства» и др.).

Определяя стратегию и тактику поведения преподавателя, в ходе конфликта важно оттолкнуться от той педагогической ситуации, которая сложилась в учебной группе. Именно поэтому взоры преподавателя направлены на сложную систему отношений и взаимодействий между студентами, студентами и преподавателями, студентами и другими участниками образовательного процесса. И здесь важно выявить истинные причины конфликта, факторы, способствующие их появлению. Под причиной (лат. causa) понимается явление, действие которого обязательно вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление [6]. Часто неопытные преподаватели путают причины с поводами. Повод является лишь некоторым обстоятельством, способным быть основанием для чего-нибудь, но только при наличии определенных условий. Также важно иметь в виду, что одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые последствия.

Следующий шаг в работе преподавателя в ситуации конфликта -выяснение типа реакции на него и перевод отрицательных реакций в положительные. Это самый сложный этап работы. Выделяют два основных типа реакции на конфликт: отрицательные и положительные. Отрицательные реакции - это разрядка накопившихся эмоций, при которой цель (разрешение конфликта) не достигается, но напряжение снижается. Разрядка может быть в виде агрессивных реакций (обвинения других людей или обвинение себя) и неагрессивных (бегство, избегание неприятных людей или ситуаций, попытка добиться своего любыми средствами, регрессия или подавление реакций). В любом случае конфликт только затягивается, «обрастает» новыми случаями и деталями, вовлекая в себя новых членов.

К положительным реакциям относятся: преодоление препятствия (например, откровенный разговор, результатом которого является выяснение всех причин и недомолвок), обход препятствия

(например, уговор забыть конфликт, перестать обращать внимание на не устраивающие черты характера), компенсирующие действия (например, найти друга, более похожего по характеру), отказ от цели. В любом случае это пути разрешения конфликта, полного устранения вызванного им напряжения.

Задача преподавателя - не просто погасить эмоции, а привести конфликтующих к одному из положительных вариантов реакции. Как это можно сделать?

1. Попытаться овладеть конфликтной ситуацией. Прежде всего - разрядить эмоциональную напряженность самому, приняв спокойную расслабленную позу и проявив выдержку. Если конфликт затяжной или сопровождается слишком бурными эмоциями, то лучше дать время его участникам на разрядку, спокойно за ними наблюдая.

2. Своим поведением повлиять на партнеров. Понять их состояние.

3. Понять причины конфликта и мотивы поведения его участников. Выразить им понимание и передать словами свое состояние («Меня огорчает...»).

4. Согласовать цель дальнейшего разговора. Для этого обсудить со студентами, как они понимают повод и причину конфликта и определить вместе с ними содержание дальнейшего разговора.

5. Закрепить свою позицию уверенностью в возможность продуктивного решения.

6. После завершения конфликта вернуться к нему, проанализировать причины, ход его решения и возможность дальнейшего сохранения стабильной ситуации.

В случае внутриличностного конфликта преподаватель может помочь юноше или девушке разобраться в себе и в своих целях и желаниях. В условиях межличностного конфликта он хочет научить студентов быть терпимыми или, разъединив конфликтующих, минимизирует их контакты.

В конфликте групповых принадлежностей преподаватель стремится перевести споры и ссоры в русло конструктивного обсуждения ценностей и привычек различных социальных групп и слоев. А в условиях межгруппового конфликта - переводит его в здоровое соперничество или сотрудничество или же проводит работу по изменению структур микрогрупп в учебном подразделении.

Одна из возможных причин конфликтов между студентами или между преподавателем и студентами - реакция юноши или девушки на критику и замечания (межличностный конфликт). Критика и замечания - довольно распространенный способ оценивания и воспитания. Порой преподаватель и учащиеся даже не замечают, что они критикуют друг друга. Например, пытаясь повлиять на обучаемого, преподаватель говорит: «И эту бумажку ты называешь отчетом о практике?» или «Ты, как всегда, сделал не то, что надо», - и так далее.

Преподаватель может и должен высказывать обучаемому то, как он относится к тому или иному поступку студента. Без этого процесс обучения и воспитания невозможен. Но оценка поступка, облеченная в критику, - это всё же ошибка со стороны педагога. Как показывает анализ практики, критика наносит удар по личности человека, по его самооценке. Поэтому первая реакция студента -не принять к сведению отношение преподавателя к его поступку, а защитить свое «Я». Замечания, даже сказанные вскользь, без желания обидеть человека, заставляют учащегося обороняться и стремиться оправдать себя. Особенно это актуально сегодня, когда значительная часть студентов отличается завышенной самооценкой, нередко усиливающейся необъективной оценкой со стороны родителей, ближнего социального окружения. Во многом это связано и со стремлением утвердиться в студенческом коллективе любой ценой и отстаивать свой статус во что бы то ни стало.

Опросы студентов и преподавателей о том, какие первые чувства они испытывают в момент критики показывают, что большинство ответов сводится к тому, что это, чаще всего, «злость», «обида», «горечь» и т. д. Но около 20 % опрошенных отвечают, что «ничего не чувствуют», «безразличны к критике». Можно предположить, что у этой категории опрошенных включается защитная реакция, что и снижает негативное воздействие критики. Это в определенной степени плюс. Но минус состоит в том, что защищаясь от критики, они вместе с тем и не слышат, а порой и не хотят вдаваться в смысл сделанных в их адрес замечаний.

Почему же люди пользуются критикой?

Во-первых, потому что уверены, что с помощью критики можно легче управлять другими. Разозлившийся или обиженный студент становится более пассивным в отстаивании собственной точки зрения.

Во-вторых, критиковать легче и быстрее, чем подбирать слова для высказывания своих чувств, вызванных поступком, и аргументы для убеждения в своей правоте.

Конечно, без критики не обойтись, но преподаватель должен помнить, что критика подобна бумерангу. Она порождает желание не исправляться, а критиковать в ответ. В результате отношения между людьми не направлены на оказание помощи и поддержки друг другу, а напоминают состояние затяжной войны с чередованием наступления и обороны.

Чем же можно заменить критику, когда мы обсуждаем с обучаемыми их поступки? В психологии есть понятие «обратная связь на поступок» [3; 5]. Предположим, что учащийся совершил поступок, на который преподаватель считает себя обязанным отреагировать. В этом случае педагог высказывает свое, личное, отношение и разговаривает со студентом о нормах вуза, общества, которые он нарушил. Смысл разговора остается таким же, как и при высказывании критического замечания, но меняются форма и тон разговора.

При критике тон обычно нападающий, агрессивный, едкий или насмешливый. При высказывании обратной связи на поступок -заинтересованный, с желанием действительно разобраться в происшедшем. В связи с этим меняется и форма - разговор начинается не с нападок преподавателя, а с высказывания им желания выслушать и разобраться. Самое же главное в том, что в ходе разговора обсуждается только один поступок, а не личность, характер, деятельность или отношение к миру учащегося в целом.

Стремясь разрешить конфликт, опытные преподавателя определяют для себя круг проблем, на которые следует обратить внимание. Чаще всего это:

- установление действительных участников конфликтной ситуации;

- определение в пределах возможного причин, целей, мотивов, особенностей характера конфликтующих сторон;

- изучение ранее существовавших межличностных отношений участников конфликта;

- изучение намерения конфликтующих сторон и представление о способах разрешения конфликта;

- определение отношения к конфликту не вовлеченных в него членов группы, коллектива;

- принятие решения о наиболее приемлемых способах разрешения конфликта.

В разрешении конфликтных ситуаций используются как прямые, так и косвенные методы. Владение этими методами позволяет педагогу быть более гибким тактиком, учитывая не только собственные возможности, но и множество других факторов, характеризующих особенности ситуации, сопутствующих ей обстоятельств.

В практике руководства коллективами широко распространены прямые методы гашения конфликтов, среди которых индивидуальная беседа, групповое и коллективное обсуждение.

При организации индивидуальной беседы преподаватель поочередно приглашает к себе конфликтующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом необходимо пресекать любую попытку оценочных суждений и требовать привести только факты, избегая эмоций. Как только он, независимо от суждений конфликтующих, приходит к определенному решению, то вызывает обоих и просит их в его присутствии высказать всё, что студенты считают нужным, при этом прерывает любые проявления негативных эмоций и объявляет им свое решение. Оно может быть в пользу одного либо не в пользу обоих; в любом случае педагог говорит прямо, он деловит и опирается на свой авторитет, на этические традиции, существующие в обществе. Это решение служит сигналом, что инцидент исчерпан и возвращаться к нему - отнимать время у занятых людей.

Преподаватель может принять решение прибегнуть к групповому или коллективному обсуждению. Педагог предлагает конфликтующим высказать свои претензии друг к другу в присутствии всей группы на собрании. Последующее решение он принимает на основе выступлений участников обсуждения, и решение объявляется от лица группы. Если конфликт, несмотря на указанные меры, не прекращается, преподаватель прибегает к санкциям в отношении конфликтующих (одного из них, либо обоих): от повторных критических замечаний (с глазу на глаз или при группе) до административных воздействий, коль скоро конфликт наносит ущерб учебному процессу. Если и это не помогает, преподавателю необходимо изыскать способы развести конфликтующие стороны (по разным группам) так, чтобы они реже встречались.

Однако в ситуациях, когда прямое воздействие оказывается малоэффективным и не столько разрешает конфликт, сколько «загоняет его вглубь», конфликт переходит в хроническую форму. Более эффективными в таком случае становятся косвенные методы гашения конфликта. Может использоваться, к примеру, метод «выхода чувств». Реализация данного метода требует профессионального терпения и способности эмоционально поддерживать собеседника. Вполне допустимо в процессе слушания демонстрировать собеседнику сочувственное понимание, которое, однако, еще не гарантирует вашего с ним согласия. По мнению одного из видных современных психотерапевтов К. Роджерса, если человеку дать возможность беспрепятственно выражать свои отрицательные эмоции, то постепенно они меняются на положительные [4].

В случае использования метода эмоционального возмещения важно помнить, что студент, обращающийся к преподавателю с проблемами эмоционального дискомфорта, должен уже рассматриваться как страдающее лицо. При этом страдания не следует игнорировать, если даже оказывается, что они являются неправедными. Показав, что преподаватель считается с этим, он уже эмоционально минимизирует имеющийся у собеседника внутренний дискомфорт. Уместно высказанное в разговоре одобрение действительно имеющимся у собеседника качествам в определенной степени является своеобразным ключом к пониманию ситуации. Не следует льстить конфликтующему, так как лесть легко распознается и вызывает впоследствии открытое или тайное презрение к неискреннему педагогу.

Метод «обнажения агрессии» представляет собой прямую форму вовлечения конфликтующих в спор, без пресечения этих действий со стороны преподавателя. Как правило, при третьем лице конфликт не достигает своих крайностей, не превращается в открытое физическое столкновение. Дав спорящим возможность высказать «наболевшее», необходимо продолжить работу, основываясь на одном из нижеуказанных правил.

«Принудительное слушание оппонента». Останавливая ссору, необходимо поставить условие: «Каждый из вас, прежде чем ответить обидчику, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Обычно обнаруживается, что конфликтующие не слышат друг друга, а обидчику приписываются тон и слова,

которых в действительности не было. Фиксируя на этом внимание конфликтующих сторон (иногда можно прибегнуть к диктофону), преподаватель тем самым принуждает их слушать друг друга. Непривычность такой ситуации снижает накал взаимного ожесточения и способствует росту самокритичности спорящих.

«Обмен позиций». Преподаватель останавливает развернувшуюся на его глазах ссору, просит конфликтующих поменяться местами, на которых они до сих пор сидели, а затем дается следующая инструкция: «Поменявшись ролями, выскажите все обвинения, которые приходят вам в голову». Взгляд со стороны другого -азбучная истина общения. Однако людям, охваченным гневом и обидой, он дается с большим трудом и преимущественно в ситуации профессионального вмешательства в их конфликт извне. Этот прием рассматривают как универсальный в разрешении конфликтов, имеющих разную причину возникновения, т. е. он уместен при гашении конфликтов любого типа.

«Расширение духовного горизонта спорящих». Высказывания спорящих сторон протоколируются или, что лучше, записываются на диктофон или видеомагнитофон. Остановив ссору, преподаватель воспроизводит сделанную запись. Как правило, конфликтующие подавлены тем, что услышали, поскольку начинают понимать, что вели себя недостойно либо, по крайней мере, некрасиво. На этом фоне целесообразно приступить к профессиональному разбору ссоры, показывая эгоизм и недоброжелательность аргументации каждого из конфликтующих. Далее разоблачается всё мелкое, непринципиальное, что сопровождало конфликт. В беседе с конфликтующими важно раскрыть им смысл жизненных ценностей более высокого порядка, определить духовные цели, в стремлении к которым они, по существу, едины, а не взаимно враждебны.

Уменьшение количества конфликтных ситуаций - серьезная практическая проблема, стоящая перед преподавателем, руководителями как студенческих, так и кафедральных коллективов.

Следует признать, что в процессе профессиональной деятельности преподавателя происходит взаимное влияние субъектов взаимоотношений, непрерывное их воздействие и преобразование. Исследованиями доказано, что каков педагог, таковы и его обучаемые. Имеются статистически достоверные различия ряда личностных свойств учащихся у конфликтных и неконфликтных

преподавателей. Так, подопечные конфликтных преподавателей характеризуются большей тревожностью, враждебностью, агрессивностью.

Различная степень конфликтности преподавателей влияет на структуру личностных свойств обучаемых, определяет разные тенденции их личностного развития. Следовательно, для преподавателя, стремящегося уменьшить количество конфликтов в руководимом им коллективе, весьма актуальна работа по самосовершенствованию. Не менее для него важна профессиональная помощь психолога по психокоррекции и оптимизации взаимоотношений с обучаемыми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова Е. Е. Педагогические основы использования конфликта в образовательном конфликте: автореф. ... дис. канд. пед. наук. -Нижний Новгород, 1999. - 22 с.

2. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. -СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

3. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. - М. : Когито-центр, 2011. - 600 с.

4. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 256 с.

5. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 112 с.

6. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. -840 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.