Научная статья на тему 'Личность в профессиональной деятельности'

Личность в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1021
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шойимова Шохиста Санакуловна, Бижанова Асема Бауржановна

В статье рассматриваются проблемы формирования личности в профессиональной деятельности. Изложенный материал о структуре, психологических факторах профессиональной деятельности основан на достижениях в области психологии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шойимова Шохиста Санакуловна, Бижанова Асема Бауржановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личность в профессиональной деятельности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЛИЧНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 2 Шойимова Ш.С. , Бижанова А.Б.

1Шойимова Шохиста Санакуловна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, педагогики и психологии;

2Бижанова Асема Бауржановна - студент, медико-педагогический факультет, Ташкентский педиатрический медицинский институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования личности в профессиональной деятельности. Изложенный материал о структуре, психологических факторах профессиональной деятельности основан на достижениях в области психологии личности.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональная деятельность, объективные и субъективные факторы, психологические признаки.

Профессионализм - это интегральная характеристика человека, проявляющаяся в профессиональной деятельности и в общении, а также, в той или иной мере, в поведении человека, в том числе вне профессии. Профессионализм - это не только достижение человеком высоких объективных показателей в труде (объективированных результатов), но и особенности его профессиональных мотиваций, система его устремлений, ценностных ориентацией, смысла самой деятельности для человека. При таком подходе профессиональная карьера может рассматриваться как многолетняя профессиональная деятельность, нацеленная на достижение высоких результатов, успеха и связанная с самосовершенствованием человека в избранной профессии [2].

Современная психология рассматривает деятельность человека как систему, включенную в систему отношений общества. Основным видом деятельности человека является социально обусловленная, осознанная профессиональная деятельность. Исходя из этого, у субъекта труда можно выделить следующие свойства: личностные, психологические, физиологические, анатомические, индивидуально-типологические. Каждое из этих свойств имеют характеристики, представленные в целом ряде психологических, физиологических, медицинских и социологических исследований.

Другие, так называемые объективные признаки трудового процесса (предмет, задачи, орудия и условия труда), также обладают разнообразными свойствами, обусловливающими конкретную профессиональную деятельность человека. Этими свойствами являются: размеры, форма, фактура, нормативные характеристики предмета и результата труда; характер специфических действий и точность их исполнения, заложенные в профессиональной задаче; пространственные, временные, информационные характеристики орудий труда; санитарно-гигиенические, социально-психологические и морально-правовые характеристики условий труда, зафиксированные в документации технической, технологической, инструкционной и правовой.

При изучении профессиональной деятельности познание предмета, средств и условий труда является лишь необходимым объективным ориентиром, позволяющим понять сущность субъекта труда как личности и как профессионала, так как субъективное отражение человеком заданной объективной реальности является регулятором его поведения в деятельности. Для психологии наиболее важным является изучение характера, формы и динамики отражения объективной реальности субъектом труда и факторов, обусловливающих конкретные типы этого отражения и профессиональной деятельности.

Среди факторов четко выделяются две самостоятельных, но взаимодействующих группы: объективные факторы; субъективные (субъектные) факторы. К первой группе относятся: социальные, производственно-технические, экономические, организационные и санитарно-гигиенические характеристики профессионального труда. Вторая группа факторов включает: личностные, профессионально -психологические, психофизиологические и индивидуально-типологические качества субъекта труда. Изучение последних должно раскрыть, как в сознании субъекта труда преломляется заданная объективная реальность и каково ее влияние на его трудовое поведение и на результаты труда. Для этой цели можно использовать психологические признаки труда и их градации, разработанные Е.А. Климовым [3].

Первый признак - это осознание социальной ценности результата труда. Уровень данного осознания определяется на основании:

а) степени представленности у субъекта труда знаний о требованиях к результату труда;

б) характера познания социальной ценности предвидимых результатов труда для себя и для общества (отношение к делу);

в) эмоциональных проявлений субъекта труда в деятельности и их адекватности его представлениям и знаниям.

Второй признак - сознание обязательности выполнения порученного дела в заданных нормах. Уровень представленности данного признака определяется на основании:

а) оценки характера сознания необходимости и ответственности выполнения работы в строго заданных рамках;

б) оценки адекватности эмоционального состояния субъекта труда уровню его сознания.

Третий признак - сознательное применение орудий и средств достижения профессиональных целей.

Четвертый признак - осознание межличностных отношений. Оценка уровней данного признака осуществляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества, которые он использует в своей профессиональной деятельности в целях создания новых общественно значимых ценностей. А также и на основании характера эмоционального переживания отношений к людям труда ценностям, которые они создали [1, 3].

Изучение представленных психологических признаков профессиональной деятельности раскрывает обусловленность взаимосвязей мотивационных, когнитивных, операторных и аффективных компонентов деятельности субъекта труда его социальными установками, профессиональной направленностью и подготовленностью и в некоторой мере индивидуально-типологическими особенностями.

Список литературы

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.. ПЕР СЭ. 511 с. (Современное образование),. 2001.

2. Дружилов С.А. Влияние особенностей профессиональной деятельности на формирование профессионализма человека // Современные научные исследования и инновации. № 1, 2015.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ. Академия, 2004.

4. Шойимова Ш.С., Пулатхонова Д.Т. Основные этапы становления личности профессионала // Международный научно-практический журнал «Мир педагогики и психологии». № 2 (7), 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.