Научная статья на тему 'Гендерные различия социально-коммуникативных навыков и эмоциональных реакций при расстройствах аутистического спектра'

Гендерные различия социально-коммуникативных навыков и эмоциональных реакций при расстройствах аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
231
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / AUTISM SPECTRUM DISORDER / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / GENDER DIFFERENCES / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / SOCIAL AND COMMUNICATION SKILLS / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / EMOTIONAL / FRIENDLY RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филиппова Наталья Валерьевна, Барыльник Юлия Борисовна, Сизов Сергей Владимирович

Согласно современным эпидемиологическим данным, у лиц мужского пола расстройства аутистического спектра (РАС) наблюдаются в 4 раза чаще, чем у женщин. Все больше исследований, сосредоточенных на изучении РАС в женской популяции, ставит под сомнение предположение о гендерной инвариабельности аутистических расстройств. Клинические наблюдения показывают, что женщины с РАС демонстрируют лучшие социальнокоммуникативные навыки и эмоциональные реакции, чем мужчины с аутистическими расстройствами, что может маскировать другие проявления расстройства. Это объясняет более редкую диагностику РАС у лиц женского пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Филиппова Наталья Валерьевна, Барыльник Юлия Борисовна, Сизов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender differences in socio-communicative skills and emotional reactions in autism spectrum disorders

According to current epidemiological data, autism spectrum disorders (ASD) in males are four times as often as in females. A great number of studies of ASD in females, goes contrary with the assumption of gender invariance of autistic disorders. Clinical observations show that women with ASD demonstrate better social communication skills and emotional reactions than men with ASD, which can mask other manifestations of the disorder. This can explain rare cases of autism spectrum disorders diagnosis in females.

Текст научной работы на тему «Гендерные различия социально-коммуникативных навыков и эмоциональных реакций при расстройствах аутистического спектра»

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ

© Коллектив авторов, 2014 УДК 616.896-055.1/.2

Для корреспонденции

Филиппова Наталья Валерьевна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112 Телефон: (8452) 51-15-32 E-mail: [email protected]

Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, С.В. Сизов

Гендерные различия социально-коммуникативных навыков и эмоциональных реакций при расстройствах аутистического спектра

Gender differences in socio-communicative skills and emotional reactions in autism spectrum disorders

N.V. Filippova, Yu.V. Barylnik, S.V. Sizov

According to current epidemiological data, autism spectrum disorders (ASD) in males are four times as often as in females. A great number of studies of ASD in females, goes contrary with the assumption of gender invariance of autistic disorders. Clinical observations show that women with ASD demonstrate better social communication skills and emotional reactions than men with ASD, which can mask other manifestations of the disorder. This can explain rare cases of autism spectrum disorders diagnosis in females. Key words: autism spectrum disorder, gender differences, social and communication skills, emotional, friendly relations

ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России Saratov State Medical University

Согласно современным эпидемиологическим данным, у лиц мужского пола расстройства аутистического спектра (РАС) наблюдаются в 4 раза чаще, чем у женщин. Все больше исследований, сосредоточенных на изучении РАС в женской популяции, ставит под сомнение предположение о гендерной инвариабельности аутистическихрасстройств. Клинические наблюдения показывают, что женщины с РАС демонстрируют лучшие социально-коммуникативные навыки и эмоциональные реакции, чем мужчины с аутистическими расстройствами, что может маскировать другие проявления расстройства. Это объясняет более редкую диагностику РАС у лиц женского пола.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, гендерные различия, социально-коммуникативные навыки, эмоциональность, дружеские отношения

В последние годы появилось много исследований, посвященных изучению тендерных различий в диагностических критериях и поведенческих реакциях при расстройствах аутистического спектра (РАС). Большая часть этих исследований была акцентирована на лицах мужского пола с высофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера. Однако в нескольких работах было проведено изучение указанных особенностей при женском фенотипе, хотя полученные выводы противоречивы [26, 35, 42]. В этих исследованиях было высказано предположение, что лица женского пола с РАС, как правило, демонстрируют более выраженные нарушения, чем мужчины, и часто имеют сопутствующую интеллектуальную недостаточность [30, 35, 42].

Принято считать, что на 1 женщину с диагнозом РАС приходится по крайней мере 4 мужчины с аналогичным расстройством [20],

38

в то время как при более выраженных интеллектуальных нарушениях соотношение мужчин и женщин приближается к 2:1 [19]. По мнению J.N. Constantino и T. Charman, при высокофункциональном аутизме не наблюдается поведенческих, эмоциональных и интеллектуальных различий между лицами мужского и женского пола [13]. Тем не менее в этом утверждении существует фундаментальный недостаток, поскольку предполагаемая половая инвариантность не согласуется с гендерными различиями, проявляющимися у лиц с нормальным психическим развитием, а именно высшими социальными навыками, отмечающимися у женщин, или большей устойчивостью дружеских отношений у молодых мужчин [38]. Кроме того, было установлено, что пол в значительной степени влияет на многие важнейшие аспекты развития; например, в детстве мальчики демонстрируют лучшие моторные навыки, в то время как девочки - более развитые межличностные и эмоциональные отношения [38]. Это позволяет предположить, что гендерные различия будут оказывать значительное влияние и на проявления РАС. В настоящее время работ, посвященных этой проблеме, крайне мало [23].

Трудности диагностики женщин с РАС могут еще более усугублять гендерные различия в эмоциональности, общительности и поддержании дружеских отношений в популяции с нормальным психическим развитием. Поскольку социально-коммуникативные трудности являются ключевыми диагностическими критериями при РАС, можно предположить, что женщины с аутистическими расстройствами, как и при нормальном психическом развитии, могут демонстрировать менее выраженные нарушения в отношении указанных социальных навыков по сравнению с мужчинами [2]. Однако до настоящего времени это предположение не было достаточно изучено. Казалось бы, природа различий социально-коммуникативных навыков и дружеских отношений между мужчинами и женщинами указывает на большую долю вероятности подобных вариаций и при РАС, и анализ этого эмпирического предположения мог бы помочь в разработке более конкретных и чувствительных диагностических критериев, предполагающих зависимость от пола. Это чрезвычайно важно, поскольку точная и своевременная диагностика женщин с РАС может расширить возможности получения ранней и полноценной помощи и поддержки для максимального их развития и благополучия. Полученные в подобном исследовании данные могут также послужить поводом создания специальных коррекционных программ для женщин с РАС в отношении определенных областей социальной коммуникации, в том числе установления и поддержания дружеских отношений.

По современным представлениям, дружба принципиально базируется на 3 компонентах общения: близость, любовь и доверие [6, 7, 34, 37, 40]. Дружба является неотъемлемой частью для выработки навыков социальной поддержки, основных социальных функций и гендерных ролей [17, 27, 37]. Тесные дружеские отношения между мужчинами в популяции с нормальным психическим развитием характеризуются минимальным числом тесных взаимоотношений и большим количеством так называемых друзей-единомышленников, знакомых, приятелей или малознакомых людей [9, 27, 37, 39, 43]. Мужчины с нормальным психическим развитием включают в круг своего общения большее число людей по сравнению с женщинами основной популяции, однако демонстрируют и большую склонность к конфликтному поведению [40, 41]. В противоположность этому, интимные дружеские отношения у женщин характеризуются чувствами общности и близости, основанными на обоюдных интересах, взаимности и любви. Женщины также демонстрируют более развитые навыки социально-когнитивного функционирования по сравнению с мужчинами [16]. Они, как правило, имеют 2-3 близких друзей, а также обширную группу друзей, с которыми они регулярно взаимодействуют [18, 27, 41]. Интересно, что стабильность дружеских отношений у женщин, как правило, ниже, чем у мужчин [37], так как женщины склонны менять друзей или прекращать дружеские отношения с большей готовностью, чем мужчины [39]. Принято считать, что женщины с нормальным психическим развитием демонстрируют социальные навыки, значительно превосходящие аналогичные у мужчин [32].

Однако в популяции лиц с РАС дружеские отношения характеризуются несколько иначе. Например, достоверно установлено, что дети и взрослые с аутистическими расстройствами регулярно сталкиваются с проблемами в общении и поддержании дружеских отношений с другими людьми [12, 36]. С. Кавап и соавт. провели изучение социальных отношений 60 детей с РАС и отметили, что все обследованные дети демонстрируют только формально дружеские отношения [25]. Дети с РАС в большей степени подвержены риску неприятия другими, чем дети с нормальным развитием. В частности при изучении социальных коммуникаций 44 детей с РАС и другими нарушениями авторы пришли к выводу, что дети с аутистическими расстройствами с большей вероятностью будут отклонены сверстниками с нормальным развитием, чем дети с другой патологией [14]. Сообщения о чувстве брошенности или изолированности не являются редкостью у детей с РАС, что скорее всего связано с нарушением интерпретации языка тела и других социальных

Ф

39

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ

сигналов [22]. C. Koning и J. Magill-Evans [27] обнаружили подтверждение этой модели в ходе исследования социального восприятия и социальных взаимодействий среди 42 мальчиков с РАС и без данных расстройств. S. Carrington и соавт. [10] проинтервьюировали 5 детей с РАС и установили общие барьеры для страдающих аутистическими расстройствами детей в развитии и поддержании дружеских отношений. В частности, они отметили, что дети с РАС постоянно говорят о специальных интересах или не желают рисковать, выходя за пределы зоны комфорта, например, идти в новые места или играть в новую игру, также широко описаны барьеры для поддержания дружеских отношений у людей с расстройствами аутистического спектра [10, 24]. L.S. Daniel и B.S. Billingsley [15], основываясь на интервью с 7 мальчиками с аутистическими расстройствами, сообщили, что дружеские отношения у лиц мужского пола с РАС зачастую концентрируются на взаимных интересах и деятельности, и отметили, что в отсутствии этих общих интересов дружба продолжается крайне редко. Такое поведение согласуется и с поведением мужчин с нормальным психическим развитием, в результате чего мужчины с большей вероятностью строят свое общение вокруг общих интересов, таких как конкретный вид спорта или игра, а не социально-эмоциональной деятельности [4].

В настоящее время литература, посвященная этой области, в значительной степени сосредоточена на мужчинах с РАС, в результате чего женщины с аналогичными расстройствами представлены лишь несколькими участниками выборки или исключены вообще [35]. Таким образом, трудно получить четкое представление о навыках дружбы и общения у женщин с аутистическими расстройствами. Подобные ограничения делают еще более актуальным изучение гендерных различий при РАС, для того чтобы лучше понять, как эти 2 группы развивают и поддерживают дружеские отношения [1, 2, 29, 33].

В клиническом описании аутизма T. Attwood [2] отмечает, что женщины с РАС разрабатывают ко-пинг-механизмы или способность маскировать свои социальные недостатки через подражание и запоминание приемлемого социального поведения. Это клиническое описание поддерживает гипотезу камуфляжа, первоначально предложенную L. Wing [42], согласно которой женщины с аутистическими расстройствами развивают социальные навыки и копинг-механизмы, которые позволяют им вписаться в систему или маскировать себя в обществе, камуфлируя вероятный диагноз РАС, хотя это не исключает возможности проявления других признаков расстройства. Несмотря на то что эти навыки не характерны для женщин с нормаль-

ным психическим развитием, у женщин с аутистическими расстройствами они более выражены, чем у мужчин с РАС. Таким образом, женщины с РАС демонстрируют социальный дефицит по сравнению с женщинами с традиционным развитием, однако показывают относительные преимущества в этой области по сравнению с мужчинами с РАС. Гипотеза L. Wing предполагает, что женщины с РАС имитируют соответствующие социальные навыки, что позволяет им ассимилироваться в нейротипических общественных кругах. T. Attwood [2] считает, что женщины с РАС используют когнитивные навыки вместо эмоционального ответа в той или иной социальной ситуации. S. Kopp и C. Gillberg описывают случаи, когда женщины демонстрируют аутичное поведение, но не в полной мере соответствуют критериям РАС по DSM-IIIR, т.е. социальный профиль этих женщин не соответствует традиционным описаниям аутичного социального поведения [28].

Изучение особенностей женщин с РАС было проведено еще в 3 современных исследованиях. K. Dworzynski и соавт. (2012), используя диагностические критерии теста диагностики расстройств аутистического спектра (Childhood Autism Test Spectrum), проводили сравнение мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 12 лет, взятых из более чем 15 000 пар близнецов в Великобритании [19]. Автор установил, что в тех случаях, когда коэффициент интеллекта (IQ) и уровень функционирования эквивалентно высоки, у девочек значительно менее вероятно будут диагностированы РАС, чем у мальчиков. Кроме того, женщины демонстрируют меньше симптомов нарушения социально-коммуникативного поведения, чем мужчины. Аналогичная картина отмечена M.C. Lai и соавт. [30] при изучении 83 рандомизированных по возрасту и коэффициенту интеллекта взрослых мужчин и женщин с РАС. В частности женщины продемонстрировали менее выраженные социально-коммуникативные дефициты, чем мужчины, что подтверждает меньшую вероятность установления у них диагноза аутистического расстройства. В отличие от этих исследований, A.S. Carter и соавт. [11] не обнаружили никаких различий между мужчинами и женщинами с РАС как в сфере социального функционирования, так и в отношении когнитивных и эволютивных функций. Важно отметить, что это исследование было проведено на 100 детях (из них 22 девочки) со средним возрастом 28 мес. Сравнение этих исследований затруднено, поскольку значительно разнятся исследуемые возрастные диапазоны (от младенцев до взрослых), что отражает социально-коммуникативные способности на разных этапах развития.

S. Baron-Cohen и S. Wheelwright [5] также рассматривали возможность того, что лица жен-

40

ского пола с аутистическими расстройствами демонстрируют более развитые социальные навыки, которые ближе по качеству и содержанию к соответствующим показателям женщин с нормальным психическим развитием, чем у мужчин с РАС. Они обследовали 27 взрослых мужчин и 49 взрослых женщин с нормальным развитием по сравнению с 51 взрослым мужчиной и 17 взрослыми женщинами с диагнозом аутисти-ческого расстройства по анкете дружбы (FQ) [31]. Как и ожидалось, женщины продемонстрировали более высокий балл по FQ, чем мужчины, независимо от наличия или отсутствия диагноза. Кроме того, лица с нормальным психическим развитием показывали больший балл, чем лица с РАС, вне зависимости от пола; между мужчинами и женщинами с РАС не выявлено никаких существенных различий.

Хотя эти результаты согласуются с существующими клиническими представлениями о гендерных различиях в коммуникабельности и эмоциональности у лиц с нормальным психическим развитием и РАС, следует проявлять осторожность при обобщении этих данных для популяции с аутистическими расстройствами. Авторы не проводили оценку своих измерений в сопоставлении со сведениями, полученными от родителей или друзей. Это вызывает озабоченность, поскольку люди с РАС склонны переоценивать значимость их дружбы и отношений [8]. Кроме того, возрастной диапазон участников исследования был довольно широким (от 14 до 64 лет). Такой большой возрастной разброс влечет за собой ряд потенциальных проблем. Например, 14- и 64-летние люди вряд ли одинаково оценивают одни и те же отношения и их динамику; стадия их жизни имеет решающее значение для развития социальных навыков и дружеских отношений [18]. Неучтенные S. Baron-Cohen и S. Wheelwright [5] возрастные различия при анализе показателей опросника FQ, возможно, повлияли на достоверность полученных результатов. И, что еще более важно, подобные возрастные различия могут привести к увеличению дисперсии ошибки баллов по FQ, что значительно уменьшает шансы получения математически значимого результата. Более верным было бы ограничение возрастного диапазона, например подростками [23]. В свою очередь это позволило бы составить представление о социальных навыках и эмпатии у лиц с РАС, поскольку в данном возрасте эти навыки еще развиваются и могут быть использованы для диагностики и последующей коррек-ционной работы. Наконец, в большинстве исследований по изучению аутистических расстройств соотношение мужчин и женщин среди участников не было равным. Любая неоднородность дисперсии по половому признаку еще более затрудняет верификацию гендерных различий внутри исследу-

емой группы. Следовательно, выводы, сделанные в отношении женщин с РАС, должны приниматься с осторожностью.

Таким образом, если социальные и эмоциональные преимущества, которыми обладают лица женского пола с нормальным психическим развитием по сравнению с мужчинами этой же группы, достоверно установлены, то у женщин с РАС, как следует из результатов приведенных исследований, различия должны быть очевидны в том, как женщины с РАС ведут себя в социуме по сравнению с мужчинами с аутистическими расстройствами. В соответствии с гипотезой камуляжа L. Wing, женщины с РАС функционируют в социуме иначе, чем мужчины с данным заболеванием, аналогично результатам исследования S. Baron-Cohen и S. Wheelwright [5], согласно которому женщины с РАС показали более высокие баллы по FQ, чем мужчины с аутисти-ческими расстройствами, к тому же независимо от наличия или отсутствия диагноза женщины демонстрируют лучшие результаты по сравнению с мужчинами.

В продолжение исследования S. Baron-Cohen и S. Wheelwright [5] A.M. Head и соавт. [22] провели исследование 101 ребенка в возрасте от 10 до 16 лет (группы сравнения были рандомизи-рованы по гендерному признаку - 25 девочек и 25 мальчиков с диагнозом РАС и 25 девочек и 26 мальчиков с нормальным психическим развитием) с помощью опросника FQ, согласно которому высокие оценки указывают на то, что ребенок имеет тесные, чуткие и благоприятные отношения с окружающими. Для объективизации полученных результатов и установления, существуют ли различия в восприятии дружбы между родителями и детьми, один из родителей каждого ребенка также заполнял этот опросник. Авторами было установлено, что независимо от наличия или отсутствия диагноза девочки демонстрировали более высокие показатели по FQ, чем мальчики. Кроме того, также вне зависимости от пола дети с РАС имели более низкие показатели по сравнению с детьми с нормальным психическим развитием, т.е. наличие социально-коммуникативного дефицита при РАС не зависит от пола. Интересен тот факт, что девочки с РАС и мальчики с нормальным психическим развитием продемонстрировали сходные результаты по FQ. Этот вывод подтверждает полученные в более ранних исследованиях данные о том, что лица женского пола с РАС имеют более развитые социальные навыки, чем мужчины с аналогичными расстройствами. Для изучения основных причин этого явления в целях разработки гендер-специфичных диагностических критериев и реабилитационных мероприятий при РАС необходимы дальнейшие исследования в этом направлении.

Ф

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ

Сведения об авторах

Барыльник Юлия Борисовна - доктор медицинских наук, заведующая кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России E-mail: [email protected]

Филиппова Наталья Валерьевна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России E-mail: [email protected]

Сизов Сергей Владимирович - ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России E-mail: [email protected]

Литература

1. Attwood T. Strategies for improving the social integration of children with Asperser's syndrome // Autism. - 2000. -Vol. 5. - P. 85-100.

2. Attwood T. The Complete Guide to Asperger's Syndrome. -London: Jessica Kingsley Publishers, 2007.

3. Attwood T, Garnett M, Ford L, Bulhak-Paterson D. Hearts and Minds Conference: Girls and Women with Asperger's Syndrome. - Victoria, Australia, 2011.

4. Baines E, Blatchford P. Sex differences in the structure and stability of children's playground social networks and their overlap with friendship relations // Br. J. Dev. Psychol. -2009. - Vol. 5. - P. 743-760.

5. Baron-Cohen S, Wheelwright S. The friendship questionnaire: an investigation of adults with Asperger syndrome or high-functioning autism, and normal sex differences // J. Autism Dev. Disord. - 2003. - Vol. 5. - P. 509-517.

6. Bauminger N, Shulman C. The development and maintenance of friendship in high-functioning children with autism: maternal perceptions // Autism. - 2003. - Vol. 5. - P. 81-97.

7. Bauminger N, Solomon M, Aviezer A. et al. Friendship in high-functioning children with autism spectrum disorder: mixed and non-mixed dyads // J. Autism Dev. Disord. - 2008. - Vol. 5. -P. 1211-1229.

8. Bauminger N, Solomon M, Rogers S.J. Predicting friendship quality in autism spectrum disorders and typical development // J. Autism Dev. Disord. - 2010. - Vol. 5. -P. 751-761.

9. Boyle D.E., Marshall N.L., Robeson W.W. Gender at play: fourth-grade girls and boys on the playground // Am. Behav. Sci. -2003. - Vol. 5. - P. 1326-1345.

10. Carrington S., Templeton E., Papinczak T. Adolescents with asperger syndrome and perceptions of friendship // J. Autism Dev. Disord. - 2003. - Vol. 5. - P. 211-218.

11. CarterA.S., Black D.O., Tewani S. et al. Sex differences in toddlers with autism spectrum disorders // J. Autism Dev. Disord. - 2007. - Vol. 5. - P 86-97.

12. Chamberlain B., Kasari C., Rotheram-Fuller E. Involvement or isolation? The social networks of children with autism in regular classrooms // J. Autism Dev. Disord. - 2007. - Vol. 5. -P. 230-242.

13. Constantino J.N., Charman T. Gender bias, female resilience, and the sex ratio in autism // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. - 2012. - Vol. 5. - P. 756-758.

14. Cook B.G., Semmel M.I. Peer acceptance of included students with disabilities as a function of severity of disability and classroom composition // J. Spec. Educ. - 1999. - Vol. 5. -P. 50-61.

15. Daniel L.S., Billingsley B.S. What boys with an autism spectrum disorder say about establishing and maintaining friendships // J. Autism Dev. Disord. - 2010. - Vol. 5. - P. 220-229.

16. De Goede I.H.A., Branje S.J.T., Meeus W.H.J. Developmental changes and gender differences in adolescents' perceptions of friendships // J. Adolesc. - 2009. - Vol. 5. - P. 11051123.

17. Dunn J., Cutting A.L. Understanding others, and individual differences in friendship interactions in young children // Soc. Dev. - 1999. - Vol. 5. - P. 201-219.

18. Dunn J. Children's Friendships: the Beginnings of Intimacy. -Malden: Blackwell Publishing, 2004.

19. Dworzynski K., Ronald A, Bolton P., Happti F. How different are girls and boys above and below the diagnostic threshold for autism spectrum disorders? // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. - 2012. - Vol. 5. - P. 788-797.

20. Elsabbagh M, Divan G, Koh Y.J. et al. Global prevalence of autism and other pervasive developmental disorders // Autism Res. - 2012. - Vol. 5. - P. 160-179.

21. Harvey G. Asperger Syndrome and Social Relationships: Adults Speak Out About Asperger Syndrome / Eds G. Edmonds., L. Beardon. - London: Jessica Kingsley Publishers, 2008. Social relationships for people with Asperger syndrome: how to help people understand. - P. 41-48.

22. Head A.M., McGillivray J.A., Stokes M.A. Gender differences in emotionality and sociability in children with autism spectrum disorders // Mol. Autism. - 2014. - Vol. 5. - P. 19.

23. Hughes P.J. Asperger Syndrome and Social Relationships: Adults Speak Out about Asperger Syndrome / Eds G. Edmonds, L. Beardon. - London: Jessica Kingsley Publishers, 2008. Making friends is not easy. - P. 125-134.

24. Kasari C, Locke J., Gulsrud A, Rotheram-Fuller E. Social networks and friendships at school: comparing children with

42

and without ASD // J. Autism Dev. Disord. - 2011. - Vol. 5. -P. 533-544.

25. Kirkovski M, Enticott P.G., FitzgeraldP.B. A review of the role of female gender in autism spectrum disorders // J. Autism. Dev. Disord. - 2013. - Vol. 5. - P. 1-20.

26. Ko P.C., Buskens V. Dynamics of adolescent friendships: the interplay between structure and gender // Advances in Social Networks Analysis and Mining. - 2011. - P. 313-320.

27. Koning C., Magill-Evans J. Social and language skills in adolescent boys with Asperger syndrome // Autism. -2001. - Vol. 5. - P. 23-36.

28. Kopp S., Gillberg C. Girls with social deficits and learning problems: autism, atypical Asperger syndrome or a variant of these conditions // Eur. Child Adolesc. Psychiatry. - 1992. -Vol. 5. - P. 89-99.

29. Kozlowski A.M., Matson J.L., Rieske R.D. Gender effects on challenging behaviors in children with autism spectrum disorders // Res. Autism Spectr. Disord. - 2012. - Vol. 5. -P. 958-964.

30. Lai M.C., Lombardo M.V., Pasco G. et al. A behavioral comparison of male and female adults with high functioning autism spectrum conditions // PLoS One. - 2011. - Vol. 5.

31. Leman P.J., Tenenbaum H.R. Practising gender: children's relationships and the development of gendered behaviour and beliefs // Br. J. Dev. Psychol. - 2011. - Vol. 5. - P. 153-157.

32. LordC., SchoplerE., RevickiD. Sex differences in autism // J. Autism Dev. Disord. - 1982. - Vol. 5. - P. 317-330.

33. Maguire M.C., Dunn J. Friendships in early childhood, and social understanding // Int. J. Behav. Dev. - 1997. - Vol. 5. -P. 669-686.

34. Mandy W., Chilvers R., Chowdhury U. et al. Sex differences in autism spectrum disorder: evidence from a large sample

of children and adolescents // J. Autism Dev. Disord. - 2012. -Vol. 5. - P. 1304-1313.

35. MazurekM.O., Kanne S.M. Friendship and internalizing symptoms among children and adolescents with ASD // J. Autism Dev. Disord. - 2010. - Vol. 5. - P. 1512-1520.

36. Poulin F., Chan A. Friendship stability and change in childhood and adolescence // Dev. Rev. - 2010. - Vol. 5. - P. 257-272.

37. Rivet T.T., Matson J.L. Review of gender differences in core symptomatology in autism spectrum disorders // Res. Autism Spectr. Disord. - 2011. - Vol. 5. - P. 957-976.

38. Rose A.J., Rudolph K.D. A review of sex differences in peer relationship processes: potential trade-offs for the emotional and behavioral development of girls and boys // Psychol. Bull. -2006. - Vol. 5. - P. 8-131.

39. UnderwoodM.K. Gender and children's friendships: do girls' and boys' friendships constitute different peer cultures, and what are the trade-offs for development? // Merrill-Palmer Quarterly: J. Dev. Psychol. - 2007. - Vol. 53. -P. 319-324.

40. Vaquera E., Kao G. Do you like me as much as I like you? Friendship reciprocity and its effects on school outcomes among adolescents // Soc. Sci. Res. - 2008. - Vol. 5. -P. 55-72.

41. Wijngaarden-Cremers P.M., Eeten E., Groen W. et al. Gender and age differences in the core triad of impairments in autism spectrum disorders: a systematic review and meta-analysis // J. Autism Dev. Disord. - 2013. - Vol. 5. - P. 1-9.

42. WingL. Sex ratios in early childhood autism and related conditions // Psychiatry Res. - 1981. - Vol. 5. - P. 129-137.

43. ZarbatanyL., McDougallP., HymelS. Gender-differentiated experience in the peer culture: links to intimacy in preadolescence // Soc. Dev. - 2000. - Vol. 9. - P. 60-79.

#

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.