Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

3. Безруких М. М., Ефимова С. П. и др. Почему учиться трудно? - М., 1995.

4. Маркова Т. П., Чувиров Д. Г. // Иммунокоррекция в педиатрии / Под ред. М. В. Костинова. — М., 2001. - С. 91-99.

5. Маркова Т. П., Чувиров Д. Г. // Рус. мед. жури. — 2002. - Т. 10, № 3 (147). - С. 125-130.

6. Пляскина И. В. // Гиг. и сан. - 2000. - Мв 1. -С. 62-65.

7. Сахарова И. Н., Атрощенко Г. Н. // Проблемы модернизации профессиональной подготовки учителя в современной России: Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции. — Пенза, 2002. — С. 223-231.

Поступила 24.11.04

Summary. The changes in the physical development of frequently ill children (FIC) aged 3-7 years are considered. The rate of an increase in the height and body weight of FIC has been found to differ from that of these indices in occasionally ill children (OIC).

By the age of 7 years, FIC are statistically smaller than OIC of the same age. It is also shown that 56.6% of FIC have physical development deviations while the latter are present only in 21.2% of OIC. In both groups, these deviations are more frequently encountered in boys than in girls. Creating the optimum conditions for children's physical development care and promotion will substantially improve their health status, increase the number of children annually stricken off the register of FIC, and reduce the number of days missed by a child for sickness.

О В. П. ЗАЙЦЕВ. 2006

УДК 613.96:616-055.2-057.875:378

В. П. Зайцев

ТЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова

Современная система обучения в высших учебных заведениях предъявляет высокие требования к студенткам-первокурсницам. На них ложится большая ответственность по преодолению физических и психологических нагрузок в связи с изменением образа жизни и требует от них проявления упорства и настойчивости в приобретении знаний, умений и навыков. Здоровье студенток — одна из важных проблем современного общества и самих студенток. Однако о здоровье они сами задумываются лишь тогда, когда появляются те или иные болезни.

В последние 10—15 лет врачи и педагоги стали отмечать негативную тенденцию — все больше молодых людей подвержены различным заболеваниям. Статистика указывает на высокую заболеваемость среди населения России, в том числе среди дошкольниц, школьниц и студенток. Об этом свидетельствуют исследования ученых и педагогов [1, 5—10, 12] и наши собственные исследования. Все это вызывает тревогу и озабоченность работников здравоохранения, образования и физической культуры. Следовательно, без разработки принципиально новых организационных и научно-методических подходов невозможно решить эту проблему. Важное место в учебном процессе студенток, занимающихся физической культурой в специальном учебном отделении, должно отводиться повышению их образованности в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья.

Как известно, классификация людей предусматривает деление их на мужчин и женщин. В последнее время стали уделять больше внимания такому делению, придавая этому другое смысловое значение. Ведь положение женщин в обществе и на производстве по сравнению с мужчинами не всегда бывает равноправным. Такое различие называют тендерным. Тендер в общем значении — это различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу, в социальном значении рассматривается их социальное распределение с точки зрения маскулинности или фемининности (от латин. ГетшеиБ — женский; тазсиПпиз — мужской). Такое разграничение понятий не является жестким пра-

вилом, поскольку допускает и пересечение категорий. Ведь половые различия возникают за счет сочетания социальных и биологических факторов. Эти различия позволяют рассматривать социальные и биологические факторы отдельно и независимо друг от друга, а не обязательно в тесном переплетении данных мужчин и женщин, что мы и делаем в своем исследовании. Быть женщиной — еще не значит автоматически обладать фемининными качествами, точно также и принадлежность к мужскому полу нетождественно мускулинности [3]. Таким образом, тендер это новый прогрессивный взгляд на роль женщин и мужчин в современном обществе, который основан на рациональных, равных правах, возможностях и уравнениях социального статуса.

В своих исследованиях мы попытались обобщить результаты обследования только студенток I курса и показать свое отношение к данной проблеме. Ведь первокурсница — будущая мать и бабушка, от ее здоровья зависит здоровье будущих детей и здоровье нации. Естественно, состояние здоровья молодых женщин в современных условиях нуждается в изучении, разработке в плане тендерных исследований и проведения оздоровительных, рекрактивных мероприятий. Исходя из изложенного, целью настоящего исследования явилось изучение состояния здоровья девушек, только что поступивших на I курс университета, и их социального положения в плане тендерных отношений и мероприятий, для чего были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературные источники, отражающие проблему тендерных исследований и состояние здоровья студентов I курса, их поведение в новых условиях жизни.

2. Проанализировать результаты врачебно-педагогического обследования девушек, поступивших на I курс университета, и уточнить их социальное положение во вновь создавшихся условиях.

3. Разработать рекомендации по оздоровлению первокурсниц и улучшению их социального положения в плане тендерных мероприятий.

Следует отметить, что фундаментальных работ, посвященных состоянию здоровья девушек в плане тендерных отношений, очень мало, а в имеющихся работах не уделено внимание формированию оздоровительной культуры среди них с точки зрения тендерных понятий.

Исследования осуществлялись на кафедре физического воспитания и спорта БГТУ им. В. Г. Шухова в 2002—2004 гг. Автором были проведены клиническое обследование, анкетирование, изучена медико-педагогическая документация и использован многолетний опыт. Обследованы 362 первокурсницы, занимающиеся физической культурой в специальном учебном отделении (в специальных медицинских группах). По возрасту студентки распределились следующим образом: 16 лет — 8 (2,2%), 17 лет - 276 (76,2%), 18 - 51 (14,1%), 19-21 год — 27 (7,5%) человек. Социальное происхождение: из рабочих — 10,3% обследованных, крестьян — 1,8%, служащих — 65,2%, военнослужащих — 7,3%, бизнесменов — 15,4%.

До поступления в университет проживали в Белгороде 145 (40,1%), в районах Белгородской области — 162 (44,1%), в других регионах России — 47 (13%), странах СНГ - 8 (2,2%) человек.

Определяющая роль во взаимоотношении повседневного поведения первокурсниц связана с изменением их жизненного уклада. Условия жизненной обстановки в той или иной мере повлияли на поведение студенток как во время учебного процесса, так и после его окончания. Немаловажное значение в этом имели состояние их здоровья, материально-финансовое обеспечение, социально-демографические данные, семейно-бытовые факторы. Естественно, на повседневное поведение студенток во многом оказывали влияние их привычки, организация питания, двигательная активность и культурно-развлекательные мероприятия. Прямое влияние на их психику оказывал сам факт учебы в высшем учебном заведении.

В работе, по данным анонимных анкет, мы попытались изложить социальные аспекты поведения первокурсниц, занимающихся физической культурой в специальных медицинских группах. Ведь их ответы, по мнению С. С. Фролова [11], помогли нам глубже проникнуть в мир их социальных отношений, взглянуть на окружающие нас явления с других позиций, увидеть многообразие окружающей действительности.

Среди обследуемых замужем были 4 (1,1%) девушки, трудовой стаж имели 11 (3%). В БГТУ большинство поступило по совету родителей (38,3%) и согласно своей мечте (45,6%). Семейную традицию продолжили только 16,1% студенток. Поступлением в вуз остались довольны 88,7% обследованных.

Выяснилось, что 28 (7,7%) студенток курят, 58 (16,0%) пробовали курить, 29 (8,0%) курили. Алкоголь не употребляют 68 (18,8%) девушек, остальные 294 (81,2%) употребляют только по праздникам и семейным торжествам, иногда и по другим причинам. Наркотики не употребляют и только 8 (2,2%) пробовали их с курением. Среди других вредных привычек можно выделить: чтение по ночам — 51,3%, любят "плотно" покушать — 74,4%, чтение во время еды — 25,3%, принятие пищи перед сном — 48,6%. Со своими вредными привычками пытаются бороться только 62,3% девушек.

На момент обследования 52,8% студенток проживают с родителями (в том числе в пригороде 7,7%), 23,4% — в общежитии, 17,1% — снимают комнату, остальные 6,7% живут у родственников. Условиями проживания и быта недовольны 18,6% обследованных. Материально-финансовую помощь студенткам оказывают родители (98,1%). В этом благородном деле принимают участие также бабушки и дедушки (47,3%), редко братья и сестры.

К студенческой жизни за 2 мес полностью адаптировались 262 (72,4%) первокурсницы, не адаптировались 15 (4,1 %). У остальных 85 (23,5%) адаптация протекает с большими трудностями.

На дорогу в университет 68% студенток тратят до 30 мин, 23,5% — 30—60 мин, остальные 8,5% — более 1 ч. Добираются они разными видами транспорта: троллейбусом, автобусом, маршруткой, попутной машиной.

Домашнее задание все выполняют по месту проживания, а при необходимости посещают библиотеку (21,4%). На подготовку учебного задания тратят 1 ч - 9,9%. 2-3 ч - 48,3%, более 3 ч - 35,4%, когда как — 6,4%.

Соблюдают режим питания 28,2% обследованных, пытаются его соблюдать 4,3%, остальные 67,5% не придерживаются режима питания. Два раза в день питаются 25,4% девушек, три раза — 42,1%, четыре раза — 9,8%, когда как — 22,7% (2— 4 раза). Больше половины (51,9%) студенток считают, что они питаются полноценно, 19,3% — неполноценно, остальные 28,8% в графе анкеты не ответили на поставленный вопрос.

Жидкую пищу 1 раз в день употребляют 77,5% респонденток, 2 раза — 12,2%, когда как (1—3 раза)

— 5,8%, не употребляют 4,5%. Среди них: перед уходом на занятия завтракают 80,2%, когда как — 2,1%, не завтракают — 17,7%; обедают — 90%, не обедают — 10%; ужинают почти все. Обедают в разное время — с 12 до 18 ч, но большинство (68,2%)

— в 13—15 ч. Ужин также растянут во времени: с 18 до 24 ч, но 61,3% студенток ужинают в 19—21 ч. С родителями питаются 52,5% студенток, сами себе готовят 42,8%, когда как — 4,7%. В столовых, комбинатах питания университета кушают 16,4% обследованных, 82,1% — не посещают, 1,5% — берут еду с собой.

Большинство (62,4%) студенток занятия по физической культуре посещают с желанием, меньшая часть (37,6%) — без желания. Некоторые из них за прошедшие 2 мес начали заниматься в спортивных секциях: плаванием (4,8%), теннисом (2,0%), волейболом (1,9%), баскетболом (1,8%), танцами (2,7%), аэробикой (2,9%). До поступления в университет 14,3% обследованных увлекались спортом, 14 (3,9%) имели спортивные разряды. Свою физическую активность в выходные дни они повышают на дискотеках, в парках города, на пляже, в походах, на работе по хозяйству и на даче. На вопрос, достаточно ли они заняты физической нагрузкой, 35% девушек ответили "нет", 36,7% — "не совсем", 28,3% — "да". Половина (66,3%) студенток считает, что активность следует повысить посредством посещения спортивных и оздоровительных секции, тренажерных залов, самостоятельных занятий физическими упражнениями. Они также мечтают заниматься дозированной ходьбой, бальными танцами, шейпингом, оздоровительной гимнастикой.

Радио слушают 80,4% студенток, изредка — 14,5%, не слушают — 5,1%. Телевизор смотрят 73,7% девушек, изредка — 19%, не смотрят — 7,3%. По радио и телевидению обследуемые студентки желают слушать или смотреть разнообразную тематику: культурно-развлекательную (36%), кинофильмы (15,7%), политическую (10,2%), о здоровье и любви (по 9,7%), социальную, спортивную, экономическую, приключенческую, военную, молодежную, об искусстве, криминальную (по 2,9%), всего понемногу (16,8%). Газеты и журналы постоянно читают 46,4% девушек, изредка — 46,1%, не читают — 7,5%.

Художественную литературу читают систематически 64,6% первокурсниц, иногда — 2,9%, не читают — 32,5%.

За 2 мес студенческой жизни девушки посетили кинотеатры (66,7%), театры (51,8%), горпарки (65,3%), дискотеки (68,6%). Следует заметить, что из приехавших в город на учебу за 2 мес адаптиро-вались к нему 46,3% обследуемых, не совсем — 42,9%, не адаптировались — 10,8%.

Располагая свободным временем, они используют его по-разному: сидят дома (18,9%), гуляют (56,3%), любят шумные компании (42,6%) или предпочитают выше изложенное вместе 44,3%. Самые любимые занятия на досуге: чтение книг (26,4%), игра на музыкальных инструментах и прослушивание музыки (25,6%), вязание, шитье (12,1%), танцы (8,7%), рисование (4,8%), плавание (7,1%). Отдельные студентки увлекаются фотографированием, спортом, компьютерами, стихами, изготовлением пряностей, прогулками за город, выращиванием цветов, сбором монет и др.

По поводу учебного процесса 65 (18%) девушек ответили, что у них нет проблем, 78 (21,5%) считают, что для них учиться в вузе — большая нагрузка, 219 (60,5%) испытывают только незначительные трудности. Самыми тяжелыми предметами студентки назвали начертательную геометрию (5,7%), химию (19,1%), математику (7,7%), информатику (5,1%). Среди других трудностей некоторые из них записали: отсутствие усидчивости, лень заниматься, много писанины, мало времени, сложность с преподавателями, не хватает книг.

В личной жизни, как выяснилось, 185 (51,1%) обследуемых не имеют проблем, 42 (11,6%) обеспокоены непониманием родителей, 17 (4,8%) — скучают по родителям, 32 (8,7%) — беспокоятся о нормализации отношений со своими парнями. Отдельные девушки испытывают одиночество и отсутствие духовного общения, часто влюбляются, хотят выйти замуж, иметь ребенка и т. д.

Графа в анкете о проблеме "общественной жизни" была, по-видимому, для первокурсниц непонятной или же они отнеслись к ней с легкостью. Так, 56,7% студенток в общественной жизни проблем не имеют, 14,7% графу с этим вопросом не заполнили, 18,4% записали, что мало культурно-массовых развлечений, плохо работает общественный транспорт, вокруг завистливые люди, а 10,2% считают, что не знают, как ответить на поставленный вопрос.

Проблем по месту проживания у 50% обследуемых нет, 9,4% не заполнили данную графу. Возникшие проблемы по данному вопросу связывают с малой площадью проживания (8,5%), семейными неурядицами (3,9%), плохими соседями (2,8%),

удаленностью от университета и центра города (5,3%), различными неудобствами (6,7%), отсутствием в городе родителей (3,7%) и другими причинами.

Среди обследуемых 77,4% студенток обеспокоены своим здоровьем, 9,5% девушек считают, что проблем со здоровьем у них нет, а 13,1% графу с данным вопросом не заполнили. Обеспокоенность за свое здоровье они связывают с заболеваниями внутренних органов, нервной системы, нарушениями в опорно-двигательном аппарате, дефектами в развитии, с недостаточной физической подготовкой и организацией оказания медицинской помощи.

На вопрос: "Испытывали ли вы как лицо женского пола при поступлении и во время 2 мес учебы дискриминацию или ограничения по сравнению с юношами?" абсолютное большинство (93,4%) ответили "нет". И только 6,6% обследованных эту графу оставили незаполненной.

Анализ заболеваемости у 212 студенток, занимающихся физической культурой в специальных медицинских группах, показал (табл. 1), что одно заболевание имели 31,6% обследуемых, а абсолютное большинство (68,4%) — от 2 до 5 и более заболеваний.

Нами также проведен анализ структуры заболеваемости у этих же студенток (табл. 2). Как видно из таблицы, у них выявлен широкий спектр заболеваний. Самыми распространенными были заболевания и нарушения опорно-двигательного аппарата, 2, 3 и 4-е места занимали болезни органов зрения, эндокринные заболевания и заболевания внутренних органов.

Среди нозологических заболеваний 1-е место занимал сколиоз (39,1%), 2-е — плоскостопие (34%), 3-е — миопия (29,2%). Далее наблюдались: пороки сердца (10,4%), хронический тонзиллит (8,5%), вегето-сосудистая дистония (6,6%) и др.

Полученные результаты обследования студенток нашли практическое применение: ими пользовались преподаватели физической культуры при разработке плана построения и проведения занятий в специальных медицинских группах, а также при использовании комплекса физических упражнений с учетом половой принадлежности.

Выделить оздоровительно-рекреативные мероприятия, проводимые только для студенток БГТУ, тем более для первокурсниц, не представляется возможным. Ведь все они предназначены для студентов и этими правами одинаково пользуются и юноши, и девушки. Следует только добавить, что в переводе с латинского языка на русский "recreo" означает восстанавливать, отдыхать, выздоравливать. Рекреация — собирательное понятие и оно включает в себя разные функции: социально-культур-

Таблица 1

Заболеваемость обследованных студенток I курса БГГУ, занимающихся физической культурой в специальных медицинских группах

Число обсле- Число заболеваний и дефектов в развитии у студентки

дованных 1 2 3 4 5 и более

212 67 (31,6) 68 (32,1) 53 (25) 18 (8,5) 6 (2,8)

Примечание. Здесь и в табл. 2: в скобках указан процент.

Таблица 2

Структура заболеваемости у студенток 1 курса БГТУ, занимающихся физической культурой в специальных медицинских группах

Наименование заболеваний

Внутренние болезни 48 (22,6)

Заболевания сердечно-сосудистой системы 46 (21,7)

Вегето-сосудистая дистония 14

Гипертоническая болезнь I стадии 6

Пороки сердца 10

Пролапс митрального клапана 12

Варикозное расширение пен нижних конечностей 4

Заболевания органов дыхания 10 (4,7)

Хронический бронхит 8

Бронхиальная астма 2

Заболевания органов пищеварения 30 (14,1)

Хронический гастрит, гастродуоденит 8

Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки 2

Вирусный гепатит 8

Хронический панкреатит 2

Другие заболевания 10

Заболевания почек и мочевыводящих путей 14 (6,6)

Хронический гломерулонефрит 10

Нефроптоз 4

Эндокринные заболевания 50 (23,6)

Ожирение 8

Гипотрофия 10

Болезни щитовидной железы 32

Патология опорно-двигательного аппарата 123 (58)

Сколиоз 83 (39.1)

I степени 50

II степени 31 III—IV степени 2

Нарушение осанки 68 (32,1)

Сколиотическая осанка 58

Лордотическая осанка 8

Кифотическая осанка 2

Плоскостопие 72 (34)

1 степени 54

I—II степени 10

III степени 8 Другие заболевания и дефекты 16 Заболевания органов зрения 72 (34,0) Миопия 62

слабой степени 36

средней степени 18

высокой степени 8

Астигматизм 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спазм аккомодации 4

Заболевания уха, горла, носа 24 (11,3)

Хронический фарингит 4

Хронический тонзиллит 18

Хронический гайморит 2

Заболевания других органов и систем 12 (5,7)

ные (в том числе и культурно-развлекательные), медико-биологические, экономические, осуществляемые в свободное от работы (учебы) время [4].

В оздоровительно-рекреативной системе, проводимой для студенток университета, важное место отводилось повседневной работе здравпункта, са-натория-профилактория, комбината питания, кафедры физического воспитания и спорта, спортивно-оздоровительного лагеря и дворца культуры. Все эти мероприятия обобщены и представлены в разработанной нами схеме (см. рисунок). Данная система включала валеологические и рекреативные разработки для студенток и решала воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

• овладеть современными знаниями о здоровье человека, в том числе здоровье женщин;

• привить студенткам мотивационно-ценност-ное отношение к укреплению и сохранению своего здоровья;

• получить знания по организации оздоровительной службы в учебных заведениях и в оздоровительно-культурных учреждениях;

• овладеть знаниями, навыками и умениями по использованию средств, форм и методов оздоровления в оценке здоровья и проведению профилактических мероприятий;

• приобрести опыт по воспитанию и образованию населения, в том числе женщин, в вопросах валеологии и рекреации.

Одним из важнейших критериев эффективности оздоровления студенток является уровень их двигательной активности, которая предполагает и реактивную деятельность, охватывающую различные виды занятий, проводимых в свободное от учебы время. Спектр задач, решаемых в процессе рекреативной деятельности, как замечает Г. В. Виноградов [2], достаточно разнообразен: активный отдых, восстано&тение сил, переключение с одного вида деятельности на другой, получение удовольствия от занятий, эмоциональная разрядка и т. п. Умение отдыхать заключается в умении выбрать правильные, наиболее полезные и привлекательные формы активного отдыха. Однако не существует модели оптимального проведения свободного времени, которая годилась бы для каждого. В связи с этим содержание активного отдыха каждой первокурсницы должно содействовать ее гармоничному развитию: это не только восстановление сил, забава, развлечение, но и развитие творческого начала ее личности.

Для поддержания нормального уровня умственной и физической работоспособности в вузе студентка должна придерживаться следующих мероприятий:

1. Выполнять ежедневно по утрам гигиеническую гимнастику в течение 10—15 мин, а потом принимать слегка теплый душ.

2. Посещать клубы здоровья или оздоровительно-спортивные секции 2—3 раза в неделю или самостоятельно заниматься физическими упражнениями по своей разработанной программе.

3. На занятия в университет и с занятий ходить пешком: 3,5—4 км в одну строну в темпе 90—120 шаг/мин. Маршрут ходьбы — вне движущегося транспорта.

4. Ежедневно подниматься на 5—6-й этажи пешком 3—4 раза вдень, скорость подъема — одна ступенька в 1 с, можно быстрее.

5. Выходной день проводить на лоне природы: поездка за город, прогулка в лесу (зимой на лыжах), купание в реке, пруду (май—сентябрь), физическая работа на даче, участие в играх, турпоходах и экскурсиях по живописным местам, можно сочетать приятное с полезным — игры, рыбная ловля, сбор трав, грибов и т. д.

6. В свободное от учебы время участвовать в культурно-развлекательных мероприятиях: смена деятельности всегда благоприятно действует на психику студентки.

7. Прогулки перед сном в любую погоду.

Мышечная система студентки нуждается не

только в физических тренировках. Ею надо еще

Схема мероприятий по формированию и укреплению здоровья студенток

научиться управлять и давать возможность полноценно отдыхать. В этом помогает слово, обращенное к самой себе, — самовнушение. Благодаря самовнушению укрепляется воля и эмоциональная настойчивость. Практика показывает, что первокурсница может самостоятельно овладеть приемами воздействия словом на свой организм, развить в себе механизмы саморегуляции (аутогенная тренировка). Аутогенную тренировку рекомендовали проводить ежедневно по 7—10 мин в положени сидя на стуле или лежа на спине (на диване, полу).

Проведенный анализ литературных источников показал, что проблема гендерных исследований здоровья первокурсниц ни в медицинской, ни в педагогической литературе не нашла должного отражения. А жаль. Если в целом состояние здоровья студентов с их заботами привлекает внимание исследователей, то первокурсница с ее проблемами осталась наедине с собой. Она пользуется теми же условиями и благами, которые организуются в вузе одинаково для юношей и для девушек без учета особенностей ее физиологических процессов и психики.

Важность изучения тендерной специфики первокурсниц состоит в том, что, во-первых, в настоящее время в обществе и в жизни людей изменяются социальные ценности, нормы, культура поведения и действия; во-вторых, в законодательных актах признается тендерное равенство, а в практической жизни функционирует асимметрия политических, общественных, семейных и других ролей, формируются тендерные правила поведения и стереотипы.

Исследования показали, что первокурсницы являются нездоровыми. С их особыми физиологическими и психическими данными они нуждаются в разработке для них оздоровительно-правовых мероприятий. Без знания механизма их образа жизни на первых порах учебного процесса и структуры, образующих положительные и негативные факторы, без понимания их проблем в адаптационном периоде будет трудно в них разобраться и найти комплекс превентивных мер, направленных на формирование, укрепление и сохранение здоровья в плане гендерных аспектов.

Изучение данной проблемы необходимо не только студенткам, но и государству. Ведь они в будущем будут обеспечивать здоровье и интеллект нации в производственных условиях, организациях, учреждениях, в семье и обществе. Однако здоровье первокурсниц, их образ жизни и мыслей с трудноразрешимыми проблемами нуждаются в научном тендерном подходе в масштабах ведомств здравоохранения, образования, физической культуры, молодежных организаций, научных учреждений. А это позволит определить цель и объекты социального и гуманитарного планирования на разных уровнях, облегчит разработку тендерных методов достижения поставленной цели, даст возможность найти критерии эффективности и тем самым получить положительный и обнадеживающий результат. Проблема здоровья первокурсницы в ген-дерном отношении должна привлекать все большее внимание и приобретать теоретическую и практическую значимость в жизни общества.

Таким образом, первокурсницы с ослабленным здоровьем на первых порах учебного процесса в вузе представляют собой разноликий состав со своими многочисленными беспокойствами и проблемами, для разрешения которых нужна целенаправленная тендерная программа медицинской, физической, социальной реабилитации и рекреации. При их проведении в вузе необходимо комплексное сотрудничество кафедры физического воспитания и спорта, медпункта, санатория-профилак-тория, комбината питания, оздоровительно-спортивного лагеря, культурно-восстановительного центра, профкома и деканатов. Важное место в этой тендерной программе должна занимать "Комплексная авторская программа здоровья первокурсницы", составленная студенткой под руководством преподавателя физической культуры и врача кафедры.

Для разработки более конкретных мер по тендерной проблеме следует привлечь ученых, педаго-

гов (в том числе по физической культуре), врачей (в том числе гинекологов), физиологов, социологов, психологов, философов и самих студентов. При проведении лекционных и практических занятий по формированию, укреплению и сохранению здоровья в предмете "Физическая культура" на I курсе больше уделять внимания анатомо-физиоло-гическим и психологическим особенностям женского организма и девушек в частности. А в медпункте и санатории-профилактории вуза предусмотреть для первокурсниц дни профилактического приема психологами, гинекологами, социологами.

Л итература

1. Виленский М. Я., Горшкова А. Г. Основы здорового образа жизни студентов. — М., 1995.

2. Виноградов Г. В. // Педагогические и социально-фи-лософские аспекты физической культуры и спорта: Сборник науч.-метод, работ. — Харьков, 1996. — С. 307-310.

3. Джин X. Блок // Практикум по социальной психологии. - СПб., 2001. - С. 168-181.

4. Журавлев В. А., Зайцев В. П., Зайцева //. В., Куликов А. Ф. Природные факторы оздоровления и физическая рекреация. — Харьков, 1990.

5. Зайцев Г. К. Школьная валеология. — СПб., 1998.

6. Кучма В. Р. Школы, содействующие укреплению здоровья: Европейский проект ВОЗ в Российской Федерации. — М., 2002.

7. Латышевская Н. И., Клаучек С. В., Москаленко Н. П. // Гиг. и сан. - 2004. - № 1. - С. 51-54.

8. Медик В. А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения. — М., 2003.

9. Оншценко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. — М., 2004.

10. Рахманин 10. А., Новиков С. М., Русаков Н. В. // Гиг. и сан. - 2004. - № 5. - С. 4-5.

11. Фролов С. С. Социология: Учебник. — М., 2001.

12. Ямпольская /О. А. // Гиг. и сан. — 1997. — № 3. — С. 29-30.

Поступила 30.12.04

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2006 УЛК 613.955:612.24-053.5

М. Ф. Сауткин, Г. И. Стунеева, В. А. Кирюшин

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ЖИЗНЕННОЙ ЕМКОСТИ ЛЕГКИХ У ШКОЛЬНИКОВ РЯЗАНИ

Рязанский государственный медицинский университет

При изучении физического развития детей и подростков, как правило, ограничиваются измерением длины тела, массы тела и обхвата грудной клетки в состоянии паузы. Конечно, такое сужение параметров физического развития дает неполную его характеристику, а в случаях ожирения масса тела и обхват грудной клетки получают завышенную, т. е. ошибочную оценку у конкретного индивида.

Исходя из сказанного, исследование физического развития обязательно должно включать методы, позволяющие получать информацию о динамометрических, спирометрических и других функциональных показателях организма.

Одним из таких показателей является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Жизненная емкость легких в известной мере предопределяет потенциальные возможности системы внешнего дыхания

при выполнении продолжительных мышечных нагрузок циклического характера. Она имеет достаточно высокую корреляцию с длиной тела человека.

По нашим данным, коэффициент корреляции между ростом и ЖЕЛ у мальчиков в возрасте 10 лет составил +0,67, 11 лет +0,68, 12 лет +0.68, 13 лет +0,76, 14 лет +0,77, 15 лет +0,75, 16 лет +0,68. У девочек — соответственно — +0,49, +0,79, +0,73, +0,75, +0,54, +0,33 и +0,49 [1]. Следовательно, начиная с 14 лет, связь между длиной тела и ЖЕЛ у девочек заметно слабеет.

Еще большую физиологическую значимость имеют отношение ЖЕЛ (в сантиметрах кубических) к массе тела (в килограммах) и так называемый жизненный индекс (ЖИ), характеризующий возможности обеспечения организма кислородом в расчете на 1 кг массы тела. Однако

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.