Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ'

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.Н. Сахарова, Г.Н. Атрощенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The changes in the physical development of frequently ill children (FIC) aged 3-7 years are considered. The rate of an increase in the height and body weight of FIC has been found to differ from that of these indices in occasionally ill children (OIC). By the age of 7 years, FIC are statistically smaller than OIC of the same age. It is also shown that 56.6% of FIC have physical development deviations while the latter are present only in 21.2% of OIC. In both groups, these deviations are more frequently encountered in boys than in girls. Creating the optimum conditions for children’s physical development care and promotion will substantially improve their health status, increase the number of children annually stricken off the register of FIC, and reduce the number of days missed by a child for sickness.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ»

диатров, семейных и подростковых врачей, аспиран- ников в совершенствовании профессиональных зна-тов, ординаторов и интернов) в целях максимального ний на протяжении всей трудовой деятельности, удовлетворения потребностей этих категорий работ- поступила 23.09.05

С И. Н. САХАРОВА, Г. Н. АТРОЩЕНКО. 2006 УДК 613.955:616-053.2]:572.51

И. Н. Сахарова, Г. Н. Атрощенко

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

Нарастающая в современной школе интенсификация учебного процесса предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья и функциональному развитию ребенка. Однако, по данным ряда авторов [1, 6], только 10% учащихся могут считаться здоровыми, 50% детей имеют морфо-функциональные отклонения и 40% — хронические болезни. Корни подобных проблем следует искать в дошкольном возрасте, так как именно на данном возрастном этапе формируются основы здоровья и функционирования всех органов и систем. Даже незначительные воздействия на организм ребенка в этот период онтогенеза могут привести к серьезным нарушениям в его организме [ 1 ]. Известно, что уже в дошкольном детстве отмечается начало формирования некоторых хронических болезней (ревматизм, бронхиальная астма, хроническая пневмония, аллергические и нервно-психи-ческие расстройства). В связи с этим необходима ранняя оценка здоровья детей, включая и их физическое развитие. Это важно еще и потому, что при поступлении в школу больной, ослабленный ребенок встретится с целым комплексом трудностей обучения. По данным М. М. Безруких и С. П. Ефимовой [3], затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% младших школьников. У этих детей отмечается нарушение функционального развития различных систем организма. Особенно неблагоприятное воздействие школьные трудности оказывают на здоровье часто болеющих детей (ЧБД), у которых поломка адаптивных механизмов при поступлении в школу не компенсируется с возрастом. Поэтому проблема ЧБД привлекает внимание не только медиков и гигиенистов, но и педагогов.

Следует отметить высокий уровень ЧБД среди детского населения. Поданным ряда авторов [4, 5], они составляют от 20 до 65% детской популяции. В среднем каждый четвертый ребенок болеет в течение года 3—4 раза. Чрезвычайно высокий уровень заболеваемости приходится на первые 5 лет жизни ребенка.

Контингент ЧБД составляют в основном дети, подверженные острым респираторным заболеваниям. В основе развития повторных ОРЗ у детей лежат социальные и медико-биологические факторы, снижающие адаптационные возможности организма. Среди социальных факторов следует в первую очередь отметить состояние окружающей среды [2, 7], а среди биологических — патологическое течение беременности и родов, аномалии конституции, хронические очаги инфекции у матери, а также отягощенную наследственность по болезням органов дыхания, эндокринной и иммунной систем.

Частые заболевания у детей отрицательно сказываются на состоянии их здоровья. Отмечается, что у ЧБД по сравнению с эпизодически болеющими детьми (ЭБД) значительно чаще встречаются отклонения от нормы функционального состояния организма. Частые заболевания детей являются факторами риска и для их гармоничного физического развития.

Целью нашего исследования было изучение динамики физического развития ЧБД дошкольного возраста. Изучалось физическое развитие 525 детей в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. О физическом развитии судили по длине и массе тела, которые определяли по общепринятой методике. Индивидуальную оценку физического развития проводили путем сопоставления полученных результатов с центильными таблицами. Это позволило выявить детей как с нормальным физическим развитием, так и с его отклонениями.

По медицинским картам было установлено, что из 525 детей к контингенту ЧБД относится 151 ребенок, что составляет 28,8%. Все остальные дети (374 ребенка) были отнесены нами к группе эпизодически болеющих. Среди ЧБД мальчиков больше, чем девочек. Наибольшее количество ЧБД (от 38,9 до 61,1%) выявляется в возрастной группе 5—6 лет. К 7 годам их количество заметно снижается.

Изучение динамики физического развития ЧБД в сравнении с ЭБД показало, что длина тела как часто, так и ЭБ мальчиков закономерно нарастает от 3 до 7 лет (табл. 1). Однако темпы прироста длины тела этих 2 групп детей различны. У ЧБ мальчиков продольный рост начинается раньше и максимальная прибавка в росте приходится на период от 4 до 5 лет. За этот год они вырастают на 7,1 см. У ЭБ мальчиков интенсивный прирост длины тела наблюдается в возрасте от 5 до 6 лет и составляет 11,8 см. После периода "вытягивания" (у ЧБ мальчиков с 5 лет, у ЭБ — с 6 лет) погодовые приросты длины тела заметно снижаются и выравниваются.

Таблица 1

Динамика роста детей в возрасте от 3 до 7 лет

Мальчики Девочки

часто болеющие эпизодически болеющие Р часто болеющие эпизодически болеющие Р

91,31 ± 2,5 89,9 ~ 1,8 > 0,05 90,2 ± 2,6 88,4 ± 2,2 > 0,05

97,2 ±2,1 95,1 + 1,5 > 0,05 98,2 ±2,1 95,1 ± 1,5 > 0,05

104,3 ±3,3 101,8 ±2,1 < 0,05 102,5 ±1,4 105,8 ± 1,2 <0,05

109,1 ± 2,0 113,6 ± 1,2 < 0,05 110,3 ± 1,9 108,6 ± 1,9 > 0,05

112,3 ± 1,9 116,2 ± 1,8 < 0,05 114,2 ± 1,4 117,1 ± 1,1 < 0,05

Таблица 2 Динамика массы тела детей в возрасте от 3 до 7 лет

Мальчики Девочки

часто болеющие эпизодически болеющие Р часто болеющие эпизодически болеющие Р

14,2 ± 1,1 13,3 ± 0,9 >0,05 13,2 ± 0,9 12,2 ± 1,0 >0,05

16,2 ± 1,8 15,0 ± 1,1 >0,05 15,4 ± 1,1 13,1 ± 0,8 >0,05

18,1 ± 1,7 16.5 ± 1,2 >0,05 17,1 ± 0,9 18,6 ± 1,0 >0,05

19,9 ± 0,9 20,5 ± 1,1 >0,05 19,8 ± 0,9 19,0 ± 0,8 >0,05

21,8 ± 1,2 21,7 ± 1,3 > 0,05 20,2 ± 1,0 20,9 ± 1.1 >0,05

Суммарное увеличение роста от 3 до 7 лет составляет у ЧБ мальчиков 21,0, у ЭБ — 26,3 см.

Обращает на себя внимание тот факт, что в возрасте 3,4 и 5 лет ЧБ мальчики опережают в росте своих ЭБ сверстников и только с 6 лет они начинают отставать по данному показателю. В 6 и 7 лет длина их тела на 4,5 и 3,9 см соответственно меньше, чем у ЭБ мальчиков (р < 0,05).

Несколько иная картина погодовых приростов длины тела наблюдается у девочек. У них отмечается два этапа интенсивного роста. У ЧБ девочек это периоды от 3 до 4 лет и от 5 до 6 лет. Длина их тела увеличивается за эти периоды на 8,0 и 7,8 см соответственно. У ЭБ девочек эти периоды несколько смещены. Первый максимум прироста длины тела приходится на период с 4 до 5 лет и составляет 10,7 см; второй наблюдается в возрасте 6— 7 лет, за это время они вырастают на 8,5 см. Общее увеличение длины тела от 3 до 7 лет составляет у ЧБ девочек 24,0 см, у ЭБ — 28,7 см.

Так же, как и мальчики, к 7 годам, т. е. к школьному возрасту, Ч Б девочки отстают в росте от своих ЭБ сверстниц.

Погодовые приросты массы у ЧБ мальчиков равномерны и составляют около 2,0 кг в год (табл. 2). К 7-летнему возрасту их масса увеличивается на 7,6 кг и составляет 21,8 кг. У ЭБ мальчиков погодовые увеличения массы также невелики и колеблются от 1,0 до 1,7 кг. Исключение составляет период с 5 до 6 лет, за это время масса их тела возрастает на 4,0 кг. Следует также отметить, что в возрасте 3,4 и 5 лет ЧБ мальчики имеют несколько большую (на 1,0—1,5 кг) массу тела, чем ЭБ, что коррелирует с их большим ростом. С 6 лет масса тела мальчиков обеих групп практически одинакова.

В отличие от мальчиков, увеличение массы тела девочек происходит неравномерно. Наибольшие прибавки в массе отмечаются у ЧБ девочек в возрасте от 3 до 4 лет (2,2 кг) и от 5 до 6 лет (2,3 кг). У ЭБ девочек периоды максимальной прибавки массы наблюдаются в возрасте от 4 до 5 лет (5,5 кг) и от 6 до 7 лет (1,9 кг). Как видно, у девочек обеих групп максимальное погодовое увеличение массы тела совпадает с максимальными прибавками длины тела. В возрасте 3 и 4 лет Ч Б девочки имеют несколько большую (на 1,0—2,3 кг) массу тела, чем их ЭБ сверстницы, а в 6 и 7 лет масса тела у них практически одинакова. Общая прибавка в массе у ЧБ девочек составляет 7,0 кг, у ЭБ она несколько выше — 8,7 кг.

Таким образом, если по длине тела ЧБД к началу школьного обучения отстают от ЭБ (на 2,9—3,9 см, р < 0,05), то по массе тела статистически достоверных различий не выявлено. Подобное отста-

вание в росте ЧБД должно привлечь внимание и родителей, и педагогов, и врачей, так как это может вызвать задержку общего развития детей.

Индивидуальная оценка физического развития детей по центильным таблицам позволила выявить следующее. Отклонения в физическом развитии в группе ЧБД имеют 89 детей из 151, что составляет 56,6%. Среди ЭБД отклонения в физическом развитии обнаружены у 80 детей из 374, т. е. лишь у 21,4%. Причем среди ЧБД обнаруживаются все виды отклонений в физическом развитии: низкий рост имеют 10 (6,6%) человек, у 32 (21,2%) детей отмечается высокий рост, 5 (3,3%) человек имеют дефицит массы 1 и II степени, а избыток массы I и II степени встречается у 43 (28,5%) детей.

В группе же ЭБД имеются только два варианта отклонений — высокий рост встречается у 15 (17,8%) человек и избыток массы тела I и II степени обнаружен у 3 (3,6%) детей. Следует отметить, что в обеих группах детей отклонения в физическом развитии встречаются чаше у мальчиков, чем у девочек. Так, среди Ч БД это характерно для 37 девочек и 51 мальчика, среди ЭБД — для 7 девочек и 11 мальчиков. Таким образом, есть основание говорить, что частые заболевания у детей являются фактором риска для их гармоничного физического развития.

Дошкольный и младший школьный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда можно скорректировать имеющиеся нарушения в физическом развитии и укрепить здоровье.

Одно из обследуемых нами детских учреждений является специализированным, среди его задач наиболее важная — создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей. В нем оборудованы спортивный зал, кабинет лечебной физкультуры, фитобар, солярий, бассейн, физиотерапевтический, массажный, процедурный кабинеты, имеется спортивная площадка, оснащенная разнообразным оборудованием. Педагогическим коллективом разработана система комплексных физкультурно-оздоровительных мероприятий и отдельно составлена схема по оздоровлению ЧБД. В результате такой целенапраменной работы здоровье детей, посещающих данное детское учреждение, значительно улучшилось. Об этом свидетельствует тот факт, что количество детей, ежегодно снимаемых с учета в группе ЧБ, возросло с 7 человек в 2000 г. до 18 в 2003 г. Количество дней, пропущенных по болезни одним ребенком, снизилось за этот же период с 15,0 до 11,8.

Определение таких характеристик физического развития организма детей, как ловкость, гибкость, быстрота, сила рук и ног, выносливость показало, что большинство детей имеет средние показатели по этим характеристикам, при этом ежегодно повышается количество детей с высоким уровнем развития, и снижается число детей с низким уровнем развития. Таким образом, оздоровительные мероприятия, систематически проводимые среди детей, позволяют улучшить их физическое состояние и снизить заболеваемость.

Литература

1. Антропова М. В. // Материалы конгресса педиатров России. - М., 1999. - С. 13-14.

2. Атрощенко Г. Н., Сахарова И. Н. и др. // Просвещение. - 2002. - № 1. - С. 121-124.

3. Безруких М. М., Ефимова С. П. и др. Почему учиться трудно? - М., 1995.

4. Маркова Т. П., Чувиров Д. Г. // Иммунокоррекция в педиатрии / Под ред. М. В. Костинова. — М., 2001. - С. 91-99.

5. Маркова Т. П., Чувиров Д. Г. // Рус. мед. журн. — 2002. - Т. 10, № 3 (147). - С. 125-130.

6. Пляскина И. В. // Гиг. и сан. - 2000. - Мв 1. -С. 62-65.

7. Сахарова И. Н., Атрощенко Г. Н. // Проблемы модернизации профессиональной подготовки учителя в современной России: Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции. — Пенза, 2002. — С. 223-231.

Поступила 24.11.04

Summary. The changes in the physical development of frequently ill children (FIC) aged 3-7 years are considered. The rate of an increase in the height and body weight of FIC has been found to differ from that of these indices in occasionally ill children (OIC).

By the age of 7 years, FIC are statistically smaller than OIC of the same age. It is also shown that 56.6% of FIC have physical development deviations while the latter are present only in 21.2% of OIC. In both groups, these deviations are more frequently encountered in boys than in girls. Creating the optimum conditions for children's physical development care and promotion will substantially improve their health status, increase the number of children annually stricken off the register of FIC, and reduce the number of days missed by a child for sickness.

О В. П. ЗАЙЦЕВ. 2006

УДК 613.96:616-055.2-057.875:378

В. П. Зайцев

ТЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова

Современная система обучения в высших учебных заведениях предъявляет высокие требования к студенткам-первокурсницам. На них ложится большая ответственность по преодолению физических и психологических нагрузок в связи с изменением образа жизни и требует от них проявления упорства и настойчивости в приобретении знаний, умений и навыков. Здоровье студенток — одна из важных проблем современного общества и самих студенток. Однако о здоровье они сами задумываются лишь тогда, когда появляются те или иные болезни.

В последние 10—15 лет врачи и педагоги стали отмечать негативную тенденцию — все больше молодых людей подвержены различным заболеваниям. Статистика указывает на высокую заболеваемость среди населения России, в том числе среди дошкольниц, школьниц и студенток. Об этом свидетельствуют исследования ученых и педагогов [1, 5—10, 12] и наши собственные исследования. Все это вызывает тревогу и озабоченность работников здравоохранения, образования и физической культуры. Следовательно, без разработки принципиально новых организационных и научно-методических подходов невозможно решить эту проблему. Важное место в учебном процессе студенток, занимающихся физической культурой в специальном учебном отделении, должно отводиться повышению их образованности в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья.

Как известно, классификация людей предусматривает деление их на мужчин и женщин. В последнее время стали уделять больше внимания такому делению, придавая этому другое смысловое значение. Ведь положение женщин в обществе и на производстве по сравнению с мужчинами не всегда бывает равноправным. Такое различие называют тендерным. Тендер в общем значении — это различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу, в социальном значении рассматривается их социальное распределение с точки зрения маскулинности или фемининности (от латин. Гегшпеив — женский; тазсиПпиз — мужской). Такое разграничение понятий не является жестким пра-

вилом, поскольку допускает и пересечение категорий. Ведь половые различия возникают за счет сочетания социальных и биологических факторов. Эти различия позволяют рассматривать социальные и биологические факторы отдельно и независимо друг от друга, а не обязательно в тесном переплетении данных мужчин и женщин, что мы и делаем в своем исследовании. Быть женщиной — еще не значит автоматически обладать фемининными качествами, точно также и принадлежность к мужскому полу нетождественно мускулинности [3]. Таким образом, тендер это новый прогрессивный взгляд на роль женщин и мужчин в современном обществе, который основан на рациональных, равных правах, возможностях и уравнениях социального статуса.

В своих исследованиях мы попытались обобщить результаты обследования только студенток I курса и показать свое отношение к данной проблеме. Ведь первокурсница — будущая мать и бабушка, от ее здоровья зависит здоровье будущих детей и здоровье нации. Естественно, состояние здоровья молодых женщин в современных условиях нуждается в изучении, разработке в плане тендерных исследований и проведения оздоровительных, рекрактивных мероприятий. Исходя из изложенного, целью настоящего исследования явилось изучение состояния здоровья девушек, только что поступивших на I курс университета, и их социального положения в плане тендерных отношений и мероприятий, для чего были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературные источники, отражающие проблему тендерных исследований и состояние здоровья студентов I курса, их поведение в новых условиях жизни.

2. Проанализировать результаты врачебно-педагогического обследования девушек, поступивших на I курс университета, и уточнить их социальное положение во вновь создавшихся условиях.

3. Разработать рекомендации по оздоровлению первокурсниц и улучшению их социального положения в плане тендерных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.