Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ (К 80-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИМ. И.М. СЕЧЕНОВА)'

ОБУЧЕНИЕ ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ (К 80-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИМ. И.М. СЕЧЕНОВА) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.Р. Кучма, Н.Л. Ямщикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ (К 80-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИМ. И.М. СЕЧЕНОВА)»

ток ионы калия. Это сопровождается небольшим увеличением pH среды и значительным изменением осмотических свойств клеток [3]. Нами были проведены специальные опыты по установлению действия ионов серебра (Ag+) на наши индикаторные штаммы и штамм Е. coli М-17, который является основой для колибактерина — препарата, используемого для профилактики и лечения дисбак-териоза. Оказалось, что все изученные микробы погибали при очень низких концентрациях AgN03. МИ К (минимальная ингибирующая концентрация) равнялась 0.004 мкг/мл. Поэтому нужно быть очень осторожным при использовании для регулярного питья воды, очищенной в аппаратах до-очистки, содержащих в фильтрах серебро. Вопреки заверениям создателей аппарата "Георгий" (реклама на радио "Россия") серебряная вода уничтожает все микробы, в том числе и полезные. Применение ее оправдано в период заболевания инфекционными болезнями, но затем во избежание дисбактерио-за необходима терапия пробиотиками типа бифи-думбактерина, лактобактерина, колибактерина и им подобными биопрепаратами.

Для того чтобы выяснить, какое воздействие оказывает на наши индикаторные штаммы жидкость при меньшем времени выдерживания в ней серебряных и алюминиевых ложек, были поставлены опыты в своеобразной динамике. Ложки, изготовленные из того или другого металла, выдерживали последовательно в дистиллированной воде и физиологическом растворе в течение 1 ч, 30 и 15 мин.

Как видно из табл. 2, только 15 мин выдерживания серебряных ложек в жидкости было достаточно, чтобы получилась "серебряная вода", губительная для наших индикаторных штаммов. В тех же условиях алюминиевая ложка оказалась фактически безвредной, особенно для R-штамма, в течение 15 мин, 30 мин и 1 ч. Более низкая выживаемость чувствительного S-штамма в дистиллированной воде может быть объяснена ее осмотическим воздействием из-за низкой ионной силы. Создается впечатление, что чем дольше длится контакт жидкости с алюминиевой посудой и чем больше поверхность взаимодействия, тем она становится более безвредной для живого организма.

Таким образом, наши исследования свидетельствуют в пользу экологической безопасности алюминиевой посуды при приготовлении и выдерживании в ней жидкой пищи со значениями рН, близкими к нейтральному (рН = 6—8). Влияние слишком кислых продуктов на защитную пленку окиси алюминия в этой посуде требует дальнейшего изучения. Однако, по нашему мнению, подозрения ее возможной вредности при сдвиге рН в кислую сторону не являются веской причиной для полного от нее избавления. Надо лишь очертить круг заведомо безопасного применения алюминиевых емкостей и не использовать их, например, для хранения квашеной капусты или кислого молока, тем более что и любая другая металлическая посуда не пригодна для этих целей.

Литература

1. Акопян В. // ЗОЖ. - 2004. - № 1. - С. 23.

2. Ершов Ю. А., Плетенева Т. В. Механизмы токсического действия неорганических соединений. — М., 1989.

3. Иванов А. Ю., Фомченков В. М. // Микробиология. - 1992. - Т. 61, № 3. - С. 464-471.

4. Леванова Г. Ф., Юшин А. С., Кашников С. Ю. // Гиг. и сан. - 1999. - № 2. - С. 77-79.

5. Леванова Г. Ф., Кашников С. 10. // Гиг. и сан. — 2002. - № 4. - С. 68-70.

6. Онищенко Г. Г. // Гиг. и сан. - 2003. - № 1. - С. 3-13.

7. Сынзыныс Б. И., Шарецкий А Н., Харламова О. В. Ц Гиг. и сан. - 2004. - № 4. - С. 70-72.

8. Харламова О. В., Анохин А. Н., Сынзыныс Б. И. // Гиг. и сан. - 2004. - № 3. - С. 73-75.

9. Toxicological Profile for Aluminium U. S. Departanient of Health and Human Services. Agency for Toxic Substances and Disease Registry. — Atlanta, 1997.

Поступила 30 12 0-1

Summary. The determination of the integral toxicity of a liquid after its contact with different metallic wares could provide a comparative assessment of the hazards of this ware to living organisms. The distilled water and physiological solution exposed to silverware even for a short period of time (15 min) proved to be deleterious to the specially selected bacterial strains differing in their resistance to different chemical substances while aluminum ware was quite harmless to them after their long (4-day) standing of liquids.

Гигиена детей и подростков

С В. Р. КУЧМА, Н. Л. ЯМЩИКОВА, 2006 УДК 613.95:378.661(470)

В. Р. Кучма, //. Л. Ямщикова

ОБУЧЕНИЕ ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ (К 80-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИМ. И. М. СЕЧЕНОВА)

Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова

Старейшая в России кафедра гигиены детей и Однако преподавание гигиены детей и подрост-

подростков Московской медицинской академии ков зародилось в недрах Московского университе-

им. И. М. Сеченова основана в 1926 г. на медицин- та гораздо раньше. Основатель университета

ском факультете Московского государственного М. В. Ломоносов впервые придал государствен-

университета. ное значение вопросам охраны здоровья детей.

В своем трактате "О размножении и сохранении российского народа" он писал:"... начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением Российского народа, в чем состоит могущество и богатство государства...". Отсутствие медицинской помощи М. В. Ломоносов рассматривал как одну из основных причин детской смертности.

Наиболее четко идеи профилактической медицины получают свое развитие в работах отечественных педиатров. Ярким представителем профилактического направления в педиатрии был первый профессор клиники детских болезней Московского университета Н. А. Тольский. Он уделял большое внимание изучению гигиены детей школьного возраста. В своем докладе "О значении гигиены в общественной жизни и в особенности в применении ее к нашим учебным заведениям" он указал на огромное значение общественной гигиены для оздоровления населения. Одна из его актовых речей в стенах Императорского Московского университета была посвящена проблемам школьной гигиены и называлась "О влиянии школы на здоровье ее воспитанников".

Однако определение гигиены детства (школьная гигиена, гигиена воспитания) как науки было дано не педиатрами, а отечественными гигиенистами, в частности Ф. Ф. Эрисманом, его последователями и учениками.

Со второй половины XIX века в соответствии с университетскими уставами 1863 и 1884 гг. гигиена стала предметом преподавания. В 1881 г. Совет Московского университета пригласил читать доцентский курс гигиены молодого, но уже известного своими трудами и учебными руководствами Ф. Ф. Эрисмана. В первой лекции 1 декабря 1882 г. Ф. Ф. Эрисман не только изложил цели и задачи гигиены, но и сформулировал концепцию данной науки.

В 1884 г. в Императорском Московском университете открылась кафедра гигиены. Преподавание гигиены на медицинском факультете утверждало эту науку в равных правах с клиническими дисциплинами в образовании врача.

С 1886 г. в Московском университете учеником Ф. Ф. Эрисмана В. Е. Игнатьевым читался приват-доцентский курс школьной гигиены.

Ф. Ф. Эрисман занимает главенствующее место и по праву считается основоположником отечественной школьной гигиены.

Значительная часть научных трудов Ф. Ф. Эрисмана посвящена проблемам гигиены детства: вопросам школьной близорукости и физического развития учащихся, проблеме освещения и вентиляции школьных зданий, проблеме школьного оборудования и физического воспитания, проблеме школьного утомления и гигиены умственного труда учащихся. Однако не количество научных работ определило место Ф. Ф. Эрисмана в отечественной школьной гигиене, а то направление, которое он придал ей как науке.

Главным объектом исследований для школьной гигиены Ф. Ф. Эрисман считал растущий организм ребенка и основную задачу данной науки видел в разработке гигиенических и оздоровительных мероприятий, обеспечивающих воспитание здорового подрастающего поколения.

Основной тезис Ф. Ф. Эрисмана как ученого-гигиениста сводится к тому, что в научных исследованиях критерии для оценки внешней среды выбираются, исходя из влияния фактора или комплекса факторов внешней среды на организм человека, в частности ребенка. Он писал, что все явления окружающей среды интересуют гигиениста лишь настолько, насколько они могут отражаться на здоровье человека. Он указывал на необходимость связи гигиены с физиологией и стремился к тому, чтобы при исследовании влияния факторов внешней среды на организм ребенка изучалось прежде всего их влияние на физиологическое состояние организма, а также на морфологические показатели.

Ф. Ф. Эрисман подчеркивал, что достоверность и убедительность гигиенических рекомендаций должна базироваться на данных эксперимента с использованием объективных методик оценки изучаемого фактора и путем статистических исследований.

После отъезда Ф. Ф. Эрисмана из России школьную гигиену стал развивать Г. В. Хлопин, который в последующем в 1904—1905 гг. руководил впервые организованными при Министерстве просвещения "Врачебной санитарной частью учебных заведений" и "Школьно-гигиенической лабораторией".

В 1922 г. на объединенной конференции профессоров и преподавателей кафедры социальной гигиены 1-го и 2-го МГУ по инициативе профА. В. Молькова ставится вопрос о выделении курса гигиены воспитания в самостоятельный раздел. Курс состоял из 6 лекций (12 ч) и 3 практических занятий (6 ч).

Организатором и первым заведующим кафедрой школьной гигиены (гигиены детей и подростков) был видный санитарный врач, заслуженный деятель науки, проф А. В. Мольков, возглавлявший ее с 1926 по 1947 г. С 1947 по 1953 г. кафедрой заведовал доцент П. М. Ивановский. С 1953 по 1962 г. кафедру возглавляла проф. М. Д. Большакова, а с 1962 по 1974 г. — крупный организатор здравоохранения доцент А. 3. Белоусов. С 1974 по 1992 г. кафедрой руководила проф. В. Н. Кардашенко. С 1992 г. по настоящее время кафедрой заведует доктор мед. наук, проф. В. Р. Кучма.

Основателем кафедры проф. А. В. Мольковым был определен круг проблем, разработаны первая программа и учебник по школьной гигиене. Методологической основой курса школьной гигиены явилось положение о тесной взаимосвязи ребенка с окружающей его средой. А. В. Мольков подчеркивал, что новая профилактическая наука — гигиена детства — призвана разрабатывать гигиенические рекомендации не только применительно к внешним факторам среды, но и к условиям воспитания (учебный процесс, физическое воспитание, трудовое обучение и т. д.) подрастающего поколения.

Первый лекционный курс был написан А. В. Мольковым в 1926 г. и выпущен Московским Университетом как первое учебное пособие по школьной гигиене. На практических занятиях отрабатывались вопросы обследования, оценки физического развития и состояния здоровья школьника, условий обучения и воспитания ребенка в школе и дома. В первые годы студентам препода-

вали следующие основные разделы: ребенок как предмет изучения; биологические особенности детского возраста; основы педагогики; гигиена детских учреждений; физическая культура; врач как педагог; дети, уклоняющиеся от нормы, и пионерское движение. Гигиена воспитания преподавалась на IV курсе медицинского факультета университета в объеме 18 лекций (36 ч) и 18 практических занятий (54 ч). После реорганизации высшей школы страны в 1930 г. преподавание гигиены воспитания осуществлялось на санитарно-профилактическом (96 ч) и лечебном (36 ч) факультетах.

В 1928 г. на II конференции профилактических кафедр медицинских вузов страны были приняты основные установки проф А. В. Молькова по преподаванию школьной гигиены. Наиболее совершенной формой организации учебного процесса был признан опыт кафедры Московского университета.

В 1934 г. был выпущен первый учебник 'Школьная гигиена" под редакцией А. В. Молькова, написанный коллективом кафедры и выдержавший 5 изданий, а в 1939 г. был издан первый практикум по школьной гигиене.

Все последующие учебники и руководства для практических занятий по гигиене детей и подростков, в том числе и современные, были написаны сотрудниками кафедры.

Для совершенствования подготовки врачей всех профилей по вопросам гигиены детей и подростков кафедра использует различные средства. Традицией становится проведение научно-методических конференций. В 1976 г. прошла Всесоюзная конференция по совершенствованию преподавания гигиены детей и подростков на санитарно-гигиеническом, педиатрических и лечебном факультетах, посвященная 50-летию кафедры гигиены детей и подростков I МММ им. И. М. Сеченова, на которой она получила статус центра учебно-методи-ческой работы по данной дисциплине. Осенью 2001 к. к 75-летию кафедры гигиены детей и подростков проведена Всероссийская конференция с международным участием "Преподавание гигиены детей и подростков в высшей школе. Проблемы и пути решений: 1886—1926—2001 гг.". Конференция дала мощный импульс совершенствованию подготовки медицинских кадров по вопросам гигиены и охраны здоровья детей и подростков. В ней участвовали: профессорско-преподавательские кадры, научные сотрудники, врачи по гигиене детей и подростков, педиатры, подростковые врачи, педагоги из России, стран СНГ и Балтии.

С 1976 г. начали проводиться научные исследования по проблеме "Совершенствование форм и методов обучения студентов медицинского вуза", что позволило успешно осуществлять методическую работу и совершенствовать учебный процесс, заложить основы разработки моделей специалиста по гигиене детей и подростков, составить программы повышения квалификации для ассистентов, доцентов и профессоров по гигиене детей и подростков, а также сквозную программу преподавания гигиены детей и подростков на санитарно-гигиени-ческих факультетах.

С 1989 г. по теме "Методические подходы к совершенствованию обучения и контроля знаний по гигиене детей и подростков" на кафедре проводятся исследования по разработке рейтинговой систе-

мы оценки знаний и оценке педагогической эффективности и физиологической стоимости использования компьютерных обучающих систем.

После принятия новой концепции подготовки врачей, перестройки работы санитарно-эпидемиологической службы страны, принятия новых государственных образовательных стандартов кафедра подготовила и представила к утверждению Мин-здравмедпромом Российской Федерации новую программу по гигиене детей и подростков, программу первичной специализации (интернатуры) врача-гигиениста и первичной специализации врача по гигиене детей и подростков.

Основная научная проблема, над которой кафедра работает с момента основания, — "Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков".

Исследования поданной проблеме были начаты еще в 1929 г. под руководством А. В. Молькова: изучалось физическое развитие детей Москвы и Тулы, поселка Глухово, детского населения Дагестана и Марийской АССР (Д. А. Арон, М. Д. Большакова, Г. Л. Сальникова, Л. А. Сыркин и др.). Исследования проводились в этих районах страны в 1935—1936 гг. и 1938—1939 гг. Было показано, что улучшение условий воспитания и быта положительно сказалось на уровне физического развития детей. В послевоенные годы при изучении физического развития дошкольников была выявлена зависимость развития речи от уровня физического развития ребенка (В. И. Теленчи). Дальнейшие динамические исследования физического развития и состояния здоровья детей и подростков Тулы (1957, 1963, 1973,) и Орла (1953, 1965, 1975) позволили доказать наличие акселерации роста и развития, установить новый уровень окостенения скелета кисти у детей 8—17 лет в сравнении с 1936 и 1947 гг. (А. 3. Белоусов, В. Н. Кардашенко, Е. П. Стром-ская, Л. П. Кондакова-Варламова, М. В. Прохорова, Н. Г. Дьячкова и др.). В последующем была научно обоснована и разработана комплексная методика оценки физического развития индивидуума (В. Н. Кардашенко и Е. П. Стромская). В дальнейшем исследования физического развития и состояния здоровья детей и подростков, проводимые с 1976 г. под руководством проф. В. Н. Кардашенко, позволили выявить степень значимости и информативности морфофункциональных показателей в определении биологической зрелости организма, показать взаимосвязь между уровнем физического развития и состоянием здоровья растущего организма, установить замедление в процессах акселерации детей (Н. Г. Дьячкова, С. Г. Дроно-ва, Т. Ю. Вишневецкая, Л. В. Баль, А. И. Кузнецова). В последующем в современных социально-экономических условиях в Москве, Шатуре, Тар-ку-Сале, Московской области под руководством проф. В. Р. Кучмы продолжается изучение физического развития и состояния здоровья детского населения (В. Р. Кучма, Н. Н. Суханова, Т. Ю. Вишневецкая, Н. А. Скоблина, П. Б. Ананьев). В последние годы сформировалось новое направление — "Изучение особенностей физического развития и состояния здоровья социальных сирот" (О. Ю. Милушкина, И. В. Дашкина).

Вторая проблема, успешно разрабатываемая кафедрой, — проблема гигиены обучения и воспитания. П. М. Ивановский обосновал и впервые при-

менил в научных исследованиях метод естественного гигиенического эксперимента. Под его руководством были начаты исследования по гигиеническому обоснованию физического воспитания в школе, организации закаливания в детском саду, применению ультрафиолетового облучения (П. М. Ивановский, М. В. Антропова, Л. П. Варламова), обоснованию режима дня в лесных школах для детей с туберкулезной интоксикацией, невротическими расстройствами, больных ревматизмом (Е. Н. Очкина, Н. Г. Дьячкова, М. В. Прохорова, Н. А. Матвеева, А. Р. Разиков, Л. В. Ерико-ва). Эти исследования на кафедре также успешно продолжаются применительно к детям с девиант-ными формами поведения. Сотрудниками кафедрами впервые в стране получены объективные и достоверные данные о распространенности среди детей 6—7 лет одной из девиантных форм поведения — синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Обоснованы гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса для таких детей в условиях как обычных школ, так и коррекционных учебных и учебно-лечебных детских учреждений (В. Р. Кучма, А. Г. Платонова). Дано научное обоснование использования современных форм физического воспитания дошкольников (В. Р. Кучма, Д. С. Исаева, Т. Ю. Вишне-вецкая). Проводятся исследования (А. Ю. Макарова, С. Б. Соколова) по физиолого-гигиенической характеристике влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся различных учебных заведений (школы, гимназии, кадетские корпуса).

Значительное место занимают исследования по гигиене обучения учащихся профессионально-технических училищ и техникумов. С широким привлечением клиницистов и физиологов были проведены исследования, позволившие показать влияние обучения и режима работы в условиях химического и печатного производства на состояние здоровья подростков и молодых рабочих, составить гигиенические рекомендации к режиму и условиям обучения, разработать вопросы профессиональной пригодности (А. 3. Белоусов, Э. Э Саркисянц, Н. С. Подгорнова, Т. Ш. Миннибаев, В. А. Доскин, Е. Н. Ковальчук, Ю. Д. Калашников, А. И. Кузнецова, Г. В. Алимов, Н. Д. Бобрищева-Пушки-на, Н. Л. Ямщикова).

Впервые в нашей стране на кафедре была начата разработка проблемы "Университетской гигиены". Под руководством А. 3. Белоусова были развернуты, а затем под руководством проф. Э. Э. Саркисянц продолжены исследования состояния здоровья, заболеваемости и работоспособности студентов в вузах различного профиля. Изучено влияние различных режимов и характера обучения на функциональное состояние и работоспособность студентов и разработаны гигиенические рекомендации. Выполнены работы по разработке основных путей и средств совершенствования режима дня и повышения работоспособности студентов медицинских вузов, обоснованы оптимальные размеры аудиторной мебели для студентов (Э. Э. Саркисянц, Т. Ш. Миннибаев. Н. А. Должанская, О. П. Сарад-жева).

В последние годы сотрудники кафедры изучают влияние эколого-гигиенической ситуации ряда территорий на состояние здоровья детей и подро-

стков (В. Р. Кучма, С. Р. Гильденскиольд, Л. А. Ще-плягина, Е. В. Нарышкина, Н. А. Скоблина, П. Б. Ананьев), исследуют социально-гигиениче-ские факторы риска развития патологии у детей в современных экономических условиях. Результаты исследований позволили представить в Совет при Президенте Российской Федерации по экологической политике, санитарно-эпидемиологическую службу России материалы для аналитических докладов по оценке состояния окружающей среды и изменениям здоровья населения в промышленных центрах России и обоснования необходимости создания в стране системы социально-гигиенического мониторинга. Сотрудники кафедры одними из первых в стране дали научно-методическое обоснование системы мониторинга состояния здоровья детей и подростков. Для целей мониторинга состояния здоровья детей и подростков в современных социально-экономических условиях разработаны и успешно апробированы анкеты изучения социально-гигиенических условий жизни ребенка, вопросов питания, употребления алкоголя, курения, других вредных привычек, физической деятельности детей вне школы, самооценки состояния здоровья.

На протяжении всего существования кафедры ее сотрудники активно разрабатывали следующие основные направления:

1. Методологические и методические основы преподавания гигиены детей и подростков в системе высшего медицинского образования страны.

2. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков.

3. Гигиеническое обоснование физического воспитания в школе, организация закаливания в детских дошкольных учреждениях.

4. Гигиена обучения и воспитания, в том числе детей с отклонениями в состоянии здоровья и поведении.

5. Профессиональная пригодность подростков, вопросы их профессиональной консультации.

6. Университетская гигиена.

В 90-х годах прошлого столетия к ним прибавилось изучение влияния эколого-гигиенической обстановки на здоровье детей и подростков в современных социально-экономических условиях, разработка методических основ социально-гигиени-ческого мониторинга.

Сегодня деятельность кафедры гигиены детей и подростков развивается по следующим направлениям: образование; разработка и реализация программ мониторинга физического развития детей и подростков, социально-гигиенического мониторинга различных групп детского населения; подготовка и издание учебно-методической, норматив-но-справочной литературы по гигиене и охране здоровья детей и подростков.

В 1996 г. кафедра приступила к последипломной подготовке врачей общей практики (семейных врачей), а в 1997 г. санитарных врачей.

Отличием программ послевузовского профессионального образования кафедры гигиены детей и подростков ММА им. И. М. Сеченова является реализуемый на практике системный подход к образовательному процессу, в рамках которого учебно-консультационные услуги предоставляются пользователям в комплексе с соответствующим ин-

формационным, нормативным и методическим обеспечением.

Программы послевузовского профессионального образования кафедры рассчитаны в первую очередь на специалистов-практиков, стремящихся повысить свой профессиональный уровень, получить оперативные и четкие разъяснения по всем вопросам, связанным с изменениями в законодательстве.

В современных условиях по различным разделам гигиены детей и подростков реально обучались врачи-гигиенисты, преподаватели вузов и научные сотрудники, а также помощники санитарных врачей по гигиене детей и подростков.

Для улучшения подготовки врачей лечебных специальностей разработаны специальные программы и проводятся занятия с врачами-ординаторами кафедры семейной медицины, врачами-педиатрами и медицинскими сестрами образовательных учреждений, подростковыми врачами. Это обусловлено тем, что данная категория медицинских работников в своей деятельности часто должна решать проблемы, связанные с гигиеной и охраной здоровья детей и подростков. Педиатры отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях практически в полном объеме должны владеть знаниями и умениями в области гигиены детей и подростков. Кроме этого, на кафедре гигиены детей и подростков проходят подготовку врачи-интерны и аспиранты, которые под руководством преподавателей кафедры изучают теоретические основы и практические вопросы, связанные с охраной и укреплением здоровья подрастающего поколения. В настоящее время актуальным становится обучение так называемых декретированных контингентов (руководящих работников образовательных учреждений и учителей).

Обладая высоким потенциалом, кафедра гигиены детей и подростков предлагает уровень знаний и технологий, соответствующий самым высоким стандартам.

На кафедре работают ведущие специалисты в области охраны и укрепления здоровья: 5 докторов медицинских наук и 4 кандидата медицинских наук.

Учебно-методическая работа кафедры направлена на разработку основополагающих для учебного процесса документов — образовательного стандарта, образовательно-профессиональных программ, учебных планов, рубежных и экзаменационных тестов, а также на разработку методических пособий для слушателей и преподавателей, т. е. всего блока документов, необходимых для успешного ведения учебного процесса.

За период работы кафедры подготовлены, согласованы и утверждены в соответствующих инстанциях: "Государственный образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности № 0400303 "гигиена детей и подростков", "Типовой учебный план и образовательно-профессиональная программа первичной специализации (интернатуры) выпускников высших медицинских учебных заведений и медицинских факультетов университетов по специальности гигиена детей и подростков" и "Программа углубленной подготовки по специальности гигиена детей и подростков (040303.01)". Разработаны и утвержде-

ны учебные планы и программы по 14 циклам тематического усовершенствования, сертификационным циклам и первичной специализации ординаторов кафедры семейной медицины по разделу гигиены детей и подростков. Подготовлен сборник программ, учебно-методических планов очно-заочного обучения, материалов и вопросов тестового контроля знаний руководителей, специалистов и работников предприятий, характер деятельности которых связан с воспитанием и обучением детей и подростков. Для врачей-интернов разработаны дневники — индивидуальные планы подготовки врачей-интернов по специальностям "гигиена детей и подростков" и "общая гигиена".

В 1999 г. было подготовлено и издано Всероссийским учебно-научно-методическим центром медицинского и фармацевтического образования Минздрава России современное подробное руководство "Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков", в 2001 г. издательство "Медицина" выпустило учебник "Гигиена детей и подростков" для студентов старших курсов, интернов, клинических ординаторов медицинских вузов, а издательство "Мастерство" — "Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды" (учебник для студентов медицинских училищ и колледжей).

С 1998 г. кафедра работает на базе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, что дает возможность использовать в учебной и научной работе кафедры потенциал института (библиотека научной литературы и информационно-методических документов, научные лаборатории, испытательные центры предметов детского обихода, издательская продукция, поликлиническое отделение оптико-физиологических методов коррекции зрения, школа-лаборатория № 1998 "Лукоморье" и др.). Заведующие отделами и лабораториями, а также ведущие научные сотрудники института являются и преподавателями кафедры.

В настоящее время активно развивается дистанционное обучение, которое дает людям, живущим в различных регионах, возможность пользоваться одними и теми же ресурсами. Кафедра, используя андрогогические подходы, активно занимается разработкой теоретических основ и организационно-методическим обеспечением дистанционного обучения медицинских работников по вопросам гигиены и охраны здоровья детей и подростков, а также гигиенического воспитания и обучения работников и специалистов образовательных и оздоровительных учреждений для детей. Практически все основные учебно-методические материалы кафедра имеет как на бумажных, так и электронных носителях, что крайне важно для развития дистанционных форм обучения.

Сегодня кафедра гигиены детей и подростков вступает в новый этап своего развития. В связи с реформой санитарно-эпидемиологической службы и вступлением высшей школы нашей страны в Болон-ский процесс мы видим наше будущее в осуществлении деятельности по целенаправленному развитию послевузовского образования специалистов (государственных служащих территориальных управлений Роспотребнадзора, врачей по гигиене детей и подростков ФГУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии", пе-

диатров, семейных и подростковых врачей, аспиран- ников в совершенствовании профессиональных зна-тов, ординаторов и интернов) в целях максимального ний на протяжении всей трудовой деятельности, удовлетворения потребностей этих категорий работ- поступила 23.09.05

С И. Н. САХАРОВА, г. Н. АТРОЩЕНКО. 2006 УДК 613.955:616-053.2]:572.51

И. Н. Сахарова, Г. Н. Атрощенко

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

Нарастающая в современной школе интенсификация учебного процесса предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья и функциональному развитию ребенка. Однако, по данным ряда авторов [1, 6], только 10% учащихся могут считаться здоровыми, 50% детей имеют морфо-функциональные отклонения и 40% — хронические болезни. Корни подобных проблем следует искать в дошкольном возрасте, так как именно на данном возрастном этапе формируются основы здоровья и функционирования всех органов и систем. Даже незначительные воздействия на организм ребенка в этот период онтогенеза могут привести к серьезным нарушениям в его организме [ 1 ]. Известно, что уже в дошкольном детстве отмечается начало формирования некоторых хронических болезней (ревматизм, бронхиальная астма, хроническая пневмония, аллергические и нервно-психи-ческие расстройства). В связи с этим необходима ранняя оценка здоровья детей, включая и их физическое развитие. Это важно еще и потому, что при поступлении в школу больной, ослабленный ребенок встретится с целым комплексом трудностей обучения. По данным М. М. Безруких и С. П. Ефимовой [3], затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% младших школьников. У этих детей отмечается нарушение функционального развития различных систем организма. Особенно неблагоприятное воздействие школьные трудности оказывают на здоровье часто болеющих детей (ЧБД), у которых поломка адаптивных механизмов при поступлении в школу не компенсируется с возрастом. Поэтому проблема ЧБД привлекает внимание не только медиков и гигиенистов, но и педагогов.

Следует отметить высокий уровень ЧБД среди детского населения. Поданным ряда авторов [4, 5], они составляют от 20 до 65% детской популяции. В среднем каждый четвертый ребенок болеет в течение года 3—4 раза. Чрезвычайно высокий уровень заболеваемости приходится на первые 5 лет жизни ребенка.

Контингент ЧБД составляют в основном дети, подверженные острым респираторным заболеваниям. В основе развития повторных ОРЗ у детей лежат социальные и медико-биологические факторы, снижающие адаптационные возможности организма. Среди социальных факторов следует в первую очередь отметить состояние окружающей среды [2, 7], а среди биологических — патологическое течение беременности и родов, аномалии конституции, хронические очаги инфекции у матери, а также отягощенную наследственность по болезням органов дыхания, эндокринной и иммунной систем.

Частые заболевания у детей отрицательно сказываются на состоянии их здоровья. Отмечается, что у ЧБД по сравнению с эпизодически болеющими детьми (ЭБД) значительно чаще встречаются отклонения от нормы функционального состояния организма. Частые заболевания детей являются факторами риска и для их гармоничного физического развития.

Целью нашего исследования было изучение динамики физического развития ЧБД дошкольного возраста. Изучалось физическое развитие 525 детей в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. О физическом развитии судили по длине и массе тела, которые определяли по общепринятой методике. Индивидуальную оценку физического развития проводили путем сопоставления полученных результатов с центильными таблицами. Это позволило выявить детей как с нормальным физическим развитием, так и с его отклонениями.

По медицинским картам было установлено, что из 525 детей к контингенту ЧБД относится 151 ребенок, что составляет 28,8%. Все остальные дети (374 ребенка) были отнесены нами к группе эпизодически болеющих. Среди ЧБД мальчиков больше, чем девочек. Наибольшее количество ЧБД (от 38,9 до 61,1%) выявляется в возрастной группе 5—6 лет. К 7 годам их количество заметно снижается.

Изучение динамики физического развития ЧБД в сравнении с ЭБД показало, что длина тела как часто, так и ЭБ мальчиков закономерно нарастает от 3 до 7 лет (табл. 1). Однако темпы прироста длины тела этих 2 групп детей различны. У ЧБ мальчиков продольный рост начинается раньше и максимальная прибавка в росте приходится на период от 4 до 5 лет. За этот год они вырастают на 7,1 см. У ЭБ мальчиков интенсивный прирост длины тела наблюдается в возрасте от 5 до 6 лет и составляет 11,8 см. После периода "вытягивания" (у ЧБ мальчиков с 5 лет, у ЭБ — с 6 лет) погодовые приросты длины тела заметно снижаются и выравниваются.

Таблица 1

Динамика роста детей в возрасте от 3 до 7 лет

Мальчики Девочки

часто болеющие эпизодически болеющие Р часто болеющие эпизодически болеющие Р

91,31 ± 2,5 89,9 ~ 1,8 > 0,05 90,2 ± 2,6 88,4 ± 2,2 > 0,05

97,2 ±2,1 95,1 ± 1,5 > 0,05 98,2 ±2,1 95,1 ± 1,5 > 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

104,3 ±3,3 101,8 ±2,1 < 0,05 102,5 ±1,4 105,8 ± 1,2 <0,05

109,1 ± 2,0 113,6 ± 1,2 < 0,05 110,3 ± 1,9 108,6 ± 1,9 > 0,05

112,3 ± 1,9 116,2 ± 1,8 < 0,05 114,2 ± 1,4 117,1 ± 1,1 < 0,05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.