Научная статья на тему 'Гендерные особенности web-сайтоб'

Гендерные особенности web-сайтоб Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
275
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сазанов Ярослав Сергеевич

В статье анализируются гендерные особенности web-сайтов как с точки зрения тематики сайтов, так и с точки зрения пользователей Интернета. Виртуальные ресурсы современного общества во многом воспроизводят гендерные отношения и гендерные стереотипы реального общества. Однако процессы глобализации в виртуальной реальности происходят гораздо быстрее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности web-сайтоб»

дснии. В оценке этой ситуации взаимодействия также отмечается наибольший процент отрицательных реакций респондентов (13,1 %) и наименьший процент равнодушной реакции (39,6 %), что свидетельствует о том, что эта ситуация является наиболее проблематичной и вызывающей неоднозначную (амбивалентную) оценку.

В двойственном восприятии людей с огра-

ниченными возможностями, амбивалентных установках по отношению к ним видятся скрытые возможности улучшения процесса и сглаживания последствий социальной интеграции инвалидов, где интегрированное образование выступает одним из основных институтов и представляет собой закономерный и логичный вариант трансформации институтов общего и специального образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреев Л. В. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте Программы ЮНЕСКО -«Образование для всех» : опыт России / Л. В. Андреев, Д. И. Бойков, Е. Ф. Войлоко-ва [и др.]. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 81 с.

2. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М. : Просвещение, 1995. -475 с.

3. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования : механизмы реализации / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. — Сер. -«Научные доклады : независимый экономический анализ», N° 205. — М. : Моск. обществ, науч. фонд ; Центр социальн. политики и тендерных исследований, 2008. — 224 с.

4. ООН и инвалиды — Развитие и права человека для всех [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/russian/disabilities/backgrounde08.pdf. — Загл. с экрана.

5. Романов П. В. Политика инвалидности : Социальное гражданство инвалидов в современной России / П. В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова. — Саратов : Науч. кн., 2006. — 260 с.

6. Худоренко Е. А. Лица с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования и инклюзии / Е. А. Худоренко // Социол. исследования. — 2010. — N° 9. — С. 65 — 70.

Поступила 13.07.11.

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ WEB-САЙТОВ

Я. С. Сазанов

В статье анализируются тендерные особенности web-caйтoв как с точки зрения тематики сайтов, так и с точки зрения пользователей Интернета. Виртуальные ресурсы современного общества во многом воспроизводят тендерные отношения и тендерные стереотипы реального общества. Однако процессы глобализации в виртуальной реальности происходят гораздо быстрее.

В настоящее время Интернет «пестрит» тематическими сайтами, на которых каждый желающий может познакомиться с интересующей его информацией, скачать необходимые файлы или просто найти единомышленников в той или иной области жизнедеятельности. Мы обратили внимание на то, что большинство интернет-сайтов имеют тендерную специфику с точки зрения тематики и с точки зрения пользователей.

Прежде чем перейти к анализу сайтов, обратимся к теории вопроса. В социальных науках можно выделить две теоретические позиции относительно роли и сущности Интернета: антропоморфизм и медиамор-физм. Антропоморфизм восходит к идеям оргаиопроекции, согласно которым орудия и вещи, создаваемые человеком с по- мощью орудий, есть проекция его органов (Э. Капп, М. Маклюэн, П. Флоренский). Медиамор-

Я. С. Сазанов, 2011

Сер ия «Социологические науки»

131

физм, напротив, предполагает, что в глобальных сетях возникают принципиально отличные от человеческих организованности (Ж. Бодрийяр, М. Кастельс, И. Пригожин, Э. Тоффлер). Напряжение между этими двумя позициями, по мнению автора, будет определять стратегию развития информационно-коммуникативных средств и их теоретико-методологический анализ в будущем.

Существует некоторый опыт проведения эмпирических исследований Интернета с точки зрения тендера. Как правило, изучение тендерных аспектов интернет-пространства можно осуществлять на трех уровнях: тендерные особенности использования технических средств Интернета; тендерные особенности интернет-ресурсов и тендерные отличия интернет-пользователей. К самым первым со всей уверенностью можно отнести исследование О. Н. Арестовой и А. Е. Вой-скунского «Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей» [1].

Зарубежные исследователи чаще обращаются к изучению тендерных особенностей восприятия и использования технических средств Интернета. Так, современные исследования английских ученых доказывают, что оформление, навигация, частота обновления информации так же важны для восприятия одного и того же сайта разными тендерными группами. Было выявлено, что мужчины и j женщины по-разному относятся к одним и | тем же сайтам. Ученые из британского университета Гламоргана (University of Glamorgan) пришли к выводу, что в своей массе мужчинам и женщинам нравятся совершенно разные веб-сайты. Первые предпочитают прямые линии, спокойные цвета и в небольшом количестве, «формальные» шрифты, j Представительницы прекрасного пола боль-I ше тяготеют к округлым формам, буйству красок и «легкомысленному» оформлению. Мужчины, в отличие от женщин, также предпочитают формальный язык текстов. А еще в процессе исследований выяснилось, что каждый пол тянется на сайты, разработанные представителями своего пола [3].

В обществе сферы и области жизнедеятельности являются гендерно маркированными. Так, политика, экономика, спорт, автомобили, компьютеры, техника, мобильная связь, игры, алкоголь считаются более мужскими, а психология, семья, воспитание, косметика, кулинария, мода, шопинг — женскими сферами. Но существуют и гендерно нейтральные сферы: архитектура, искусство, образование, отдых, секс, книги, кино, дизайнерское направление, садоводство и. д. Подобное мар-

кирование можно отнести и к сайтам Интернета.

Проанализируем с точки зрения тендерной специфики сайты в Интернете. Сегодня идет постоянное увеличение числа женщин среди пользователей Сети, что интересно в соотношении того факта, что значительное время Интернет оставался исключительно мужской средой. По современным прогнозам многих зарубежных и отечественных исследователей существует тенденция превращения его в смешанную сферу. Можно заметить, что на типично «мужских» сайтах активно регистрируются женщины, они стали также проявлять интерес не только к автомобилям, но и к технике, программному обеспечению, играм, спорту и т. д. Примером может служить такой сайт, как http://www.oavto.ru/, где представлена необходимая информация из области автоиндустрии. На сайте есть раздел под названием «Женский уголок», где не только есть интересные советы по вождению, но и представлены исследования, касающиеся женщин за рулем. Также появились и женские сайты автолюбительниц (http:// www.womencar.ru/s.php/59.htm), где содержатся статьи, посвященные вождению и мировые новости из автоиндустрии.

С учетом того, что персональный компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни, сайт http: / /www.psyberia.ru/psyhodiary/ computer содержит раздел, посвященный компьютерной грамотности женщин. Вероятно, авторы сайта считают, что представительницы «слабого» пола еще не полностью владеют азами работы с компьютером, поэтому для них здесь находится программное обеспечение, которое может пригодиться при использовании компьютера. На «женских» сайтах стали размещать и программное обеспечение, касающееся их повседневной жизни (диета, личное здоровье, различные дневники и т. д.). Такой ресурс предоставляет возможность скачать необходимый софт.

На просторах Интернета также были обнаружены сайты и форумы, где главной темой является любовь к сигаретам. Курение долгое время считалось только мужским занятием, однако сегодня активными курильщиками являются и женщины. На сайтах информация посвящена не только продвижению сигарет, здесь существуют форумы, где женщины активно делятся опытом и своими историями о курении (сколько сигарет они выкуривают в день, с какого возраста начали курить и т. д.). Если войти по первой ссылке, то можно увидеть фотографии курящих женщин и красочно-романтичные рассказы о дамах с сигаретами [2].

132

ВЕСТНИК Мордовского университета ¡2011 | №3

Многих представительниц прекрасного пола можно заметить и на форумах, касающихся мобильной связи (http:// www.forum.china-iphone.ru/). Женщинам стало интересно получать ответы на волнующие их вопросы, они также являются активными собеседниками по многим темаШ

В свою очередь мужчины так же активно включаются в сферы жизни, которые раньше считались прерогативой женского пола. Мужчины-пользователи активно регистрируются на сайтах, посвященных воспитанию детей. Примером может служить сайт http://www.otzy.ru/ где рассматриваются вопросы отцовства. На сайте есть полезная информация для будущих пап, дневники отцов и форум, где можно задать вопрос или просто поделиться опытом в воспитании ребенка.

Одним из новых направлений, которое активно осваивается мужчинами, стала косметика и парфюмерия. Современные мужчины стали должным образом уделять внимание внешности, ухаживать за собой. Сегодня это повседневная норма. Появление различных кремов и гелей в мужском обиходе раньше выглядело бы неприемлемым, но глобальные тенденции задают правила для всех [5]. В современном мире появился такой тип мужчин, как метросексуалы, — это современные модники, характерными чертами которых являются нарциссизм, связь с городской культурой потребления и по-новому определяемая сексуальная ориентация. Именно этот набор признаков был свойствен и денди XIX в. — вспомним тщеславие Браммел-ла и консьюмеризм графа д'Орсе, или как Барбе д'Оревильи писал о денди-андроги-нах, натурах «неопределенного духовного пола» [7]. Возникновение такого направления в моде, как унисекс, сейчас никого не удивляет, что можно проследить в стиле одежды, в парфюме и в моде в целом.

Что касается таких тематик сайтов, как кино, книги, образование, работа, бизнес, музыка (за исключением некоторых направлений), кулинария, здесь можно обнаружить, что оба пола имеют примерные соотношения [9]. Такие направления очень тесно связывают и мужчин, и женщин, так как появляются общие интересы, общие темы для общения. Сейчас никого не удивит тот факт, что во главе компании может стоять женщина. Все больше женщин достигают таких успехов в бизнесе, которые раньше показались бы ошеломительными. Скажем одну из крупнейших в мире компаний (PepsiCo) возглавляет женщина — уроженка Индии Индра Нуйи [8]. Сайты, содержащие информацию для

обоих полов, все более приобретают популярность, так как на этом «поле» сходятся две точки зрения, два разных мира.

Все эти тенденции говорят о некоторой «унификации» интернет-пространства. То, что раньше принадлежало одному из полов, становится общедоступным для другого. В глобальном мире современному человеку независимо от половой принадлежности необходимо уметь оперировать большим количеством информации, которая присутствует на тематических сайтах. Использование интер-нет-ресурсов сопровождается некоторыми особенностями со стороны пользователей, а именно анонимностью, затрудненностью эмоциональных компонентов участников коммуникации, что максимально сглаживает не только тендерные, но и социальные отличия в целом.

Появление Интернета привело к распространению глобализации, переходу в информационное общество. Приведем мнения двух ученых, которые занимались проблемой глобализации. Ж. Бодрийяр высказал мнение о том, что «...глобализация ведет мир к все большей дискриминации. Будет класс привилегированных — в основном из белой расы, хотя он может включать и представителей других культур. То есть будут хозяева создающейся сети — денег, ииформации, технологий — и будут изгои, которых абсолютное большинство. Иными словами, глобализация — это отход от демократии, и неравенство будет нарастать по мере обострения демографических проблем. До сих пор мы имели дело с традиционными противоречиями — слаборазвитые страны, третий мир и так далее. Эти противоречия разрешались через мировые кризисы» [Цит. по: 6].

М. Кастельс утверждал, что «...элиты ин-формационального общества могут рассматриваться как пространственно ограниченная сетевая субкультура, в которой формируется стиль жизни, позволяющий им унифицировать собственное символическое окружение по всему миру». Складывающиеся в пространстве потоков слои материальной поддержки формируют инфраструктуру того общества, которое М. Кастельс называет ии-формациональным. Говоря о глобализации, М. Кастельс писал, что информациональное общество развивается на фоне ускоряющихся и противоречивых процессов глобализации, процессов, затрагивающих все точки земного шара, вовлекая или исключая из общего социального, символического и экономического обмена [4].

Таким образом, развитие тендерных исследований web-pecypcoв позволит шире по-

Серия «Социологические науки»

133

пять предназначение Интернета, глубже изучить особенности применения тендерного подхода к его анализу. Современное понимание тендера может быть изменчивым, это показывают структурные и информационные особенности сайтов. Тс сферы жизнедеятельности, которые были под влиянием одного из

полов, становятся общедоступными для другого, стираются четкие грани между мужским и женским, что ясно прослеживается и в ин-териет-пространстве. Более глубокое объяснение обнаруженных фактов требует дополнительных широкомасштабных социологических исследований.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ассоциация научных и учебных организаций — пользователей компьютерных-сетей передачи данных — РЕЛАРН : исследование интернет-пользователей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.relarn.ru. — Загл. с экрана.

2. Женщины — любительницы тонких сигарет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.smokingirl.ru/blogs/O/personalnyi-blog-ES-lyubitelnicy-sigaret—Q. — Загл. с экрана ; http:// www.smokingirl.info/cgi-bin/indexxgi?action=forum&board=brands&op=display&num:=:104. — Загл. с экрана ; http://www.ph4.ru/lady_ladysoft.ph4?a=wsoft. — Загл. с экрана.

3. Исследование британских ученых web-сайтов : тендерные особенности оформления [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rus.delfi.lv/news/technology/internct/ article.php?id=l 1946177. — Загл. с экрана.

4. Кастелъс М. Информационная эпоха : экономика, общество и культура / М. Кастельс ; пер. с англ. ; под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М. : ГУ-ВШЭ, 2000. — 608 с.

5. Косметика для мужчин : косметические средства для мужчин [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cosmothcr.narod.ru/articles/cosmctics_for_mankind.html. — Загл. с экрана ; http://www.aem-spb.ru/service/men_cosmetics.html. — Загл. с экрана ; www.lambre.name/ stat/stat_moda_for_men.htm. — Загл. с экрана.

6. Самарская Е. А. Жан Бодрийяр и его вселенная знаков [Электронный ресурс] / Е. А. Самарская. — Режим доступа: http://www.ec-dejavu.net/b-2/Baudrillarcl.html. — Загл. с экрана.

7. Современные тенденции развития мужчин : понятие метросексуал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.goroskop.ru/publish/open_article/3893. — Загл. с экрана.

8. Финансовые известия : Компанию возглавит Индра Нуйи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.finiz.ru/economic/articlel043361. — Загл. с экрана.

9. Электронный журнал, сайты кино, домашней работы и любителей книг : косметические средства для мужчин [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.jur-jur.ru/. — Загл. с

экрана ; http://www.denisfilimonov.ru/2005/12/01/bytmuzhskayaizhenskayarabota.html. — Загл.

с экрана ; http://www.kinopoisk.ru/, www.booklandija.ru. — Загл. с экрана.

Поступила 13.07.11.

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.