4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
I
- ^
И. В. Боровкова, аспирант, кафедра теории и истории культуры, Государственный университет культуры и искусств, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
КРИЗИС ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ГЕНДЕРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
В настоящее время большое внимание исследователей привлекают тендерные проблемы культуры. В наши дни теория пола не стремится убрать грань различий между мужчиной и женщиной, осознавая, что это — уже пройденный этап, связанный с движением феминизма. Одной из актуальных задач для исследований является определение ценностей и установок, которые ведут к формированию стереотипов и их трансформаций в контексте культуры.
Одним из первых к теме культурной обусловленности половых различий обратился психоаналитик Роберт Столлер, который и ввел сам термин в 1958 г. Его концепция строилась на разделении «биологического» и «культурного»: «изучение пола, — считал Р. Столлер, — является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера — может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа культурно-исторических явлений».1
В первую очередь, за основу методологии гендерных исследований принимается анализ власти и доминирования, утвержда-
Социально-культурные процессы,
происходящие в современном мире, приводят к трансформации образов «мужского». Первоначальный этап этих трансформаций был связан с успехами феминизма, вследствие чего все более стиралась грань различия в понимании того, что такое «мужское» и «женское».
емых в обществе через социально-культурные роли полов. Большое значение имеет также описание разницы в статусах полов, определение отношений мужчин и женщин через категории доминирования и власти. В свете данной задачи необходимо выявить, какие роли, нормы, ценности и культурные символы использует общество через системы социализации, чтобы выстроить конкретное представление феминности и маскулинности в культуре.
= Как показывает авторский анализ существующих публикаций, гендерная проблематика зачастую сводится к «женской» теме. Вместе с тем, все больший интерес вызывают «мужские» аспекты ген-дерной темы. Это обусловлено рядом причин, в ряду которых можно назвать усталость от крайностей феминистского подхода в освещении социально-культурных проблем, а также трансформация традиционного понимания маскулинности, произошедшая в культуре ХХ в. Особенно актуально рассмотрение «мужских» аспектов гендера для России, так как сложная демографическая ситуация, диспропорции в соотношении
№ 8 (26)АВГУСТ 2012
дискуссия
журнал научных публикаций
мужского и женского населения порождают множество мифов о «настоящем мужчине». Россия все более втягивается в глобальные процессы, что обуславливает необходимость выявить их влияние на ментальность отечественной культуры, в том числе и в гендерной проблематике.
Вместе с тем слож- _
ные и противоречивые социально-культурные процессы, происходящие в современном мире, приводят к трансформации образов «мужского». Первоначальный этап этих трансформаций был связан с успехами феминизма, вследствие чего все более стиралась грань различия в понимании того, что такое «мужское» и «женское».
В настоящее время меняется не только самоидентификация мужчины и женщины, но подвергаются трансформации образы «мужского» и «женского». Речь идет уже не о сближении и равноправии полов, а о глубоких изменениях в самоидентификации мужчин и женщин, а также о смене гендер-ных образов.
Данные образы воплощают ценностные смыслы и представления о социальных ролях мужчин и женщин. Происходит утрачивание обществом традиционных ценностей, а вместе с ними и стереотипов внешности.
Традиционные ценности: религия, мораль, семья — утратили в свете идей либерализма свое значение. В связи с отказом от традиционных ценностей происходит утрачивание также гендерных стереотипов.
В традиционном обществе акцентируются биологические различия между мужчиной и женщиной. На базе биологических различий складываются и социальные представления о ролях полов, которые формируют особую гендерную модель поведения и стереотипы (мужчина — муж и отец, сильный защитник, женщина — супруга и мать, опекаемая и нуждающаяся в защите). Традиционные гендерные роли характеризуются строгой иерархией: мужское начало связывается с главенством, властью; женское представляется как второстепенное, подчиненное. Эта иерархия воспринимается как естественная и данная свыше. Как правило, в традиционных культурах женщины не
Современные исследования говорят о феномене «номадического», кочующего гендера. В моде это выражается в стиле унисекс и в модном типаже транссексуалов.
приравнены к мужчинам в своих юридических, социальных, экономических и политических правах; для женщин ограничен доступ к ресурсам, экономическим и политическим возможностям, ограничено представление интересов своей общности.
В традиционной патриархальной культуре мужчина занимает ступень выше, чем женщина. Патриархат как «социальный институт определяет женщине "вторичное"место в обществе, заставляя их поверить, что такое положение отражает естественное состояние, так как в существующем мире "женское" всегда подчинено "мужскому"».2
В настоящее время, как уже отмечалось, под давлением либерализма происходят существенные изменения, связанные с кризисом традиционных ценностей в социально-культурной сфере. К тому же успехи феминизма привели к победе идеалов тендерного равноправия. Эти процессы оказали большое влияние на изменение стереотипов.
Произошло изменение не только женщин, но и кардинальным образом изменяется самоидентификация мужчин, а также
4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
взгляд общества на ценность мужского. На андроидную структуру гендера оказывает существенное влияние массовая культура, которая включает в себя множество таких факторов, как СМИ, реклама, мода, телевидение, социальные сети.
Влияние каждого из них имеет свою целевую аудиторию, свою «нишу», но в целом оно очень существенно в масштабах всего общества. Это изменение образа мужского проявляется во многих чертах.
В традиционных обществах половое различие можно определить по одеянию каждого из субъектов. Теперь же, в условиях современной культуры, это не так просто. Так, например, бренды высокой моды создают одежду «унисекс», которая ориентирована на представителей новых субкультурных общностей, где нет четких границ, что такое «мужское» и что такое «женское» в оформлении внешнего облика. Современные исследования говорят о феномене «но-мадического», кочующего гендера. В моде это выражается в стиле унисекс и в модном типаже транссексуалов.
Модные образы, продвигаемые рекламой, задают ориентиры, влияющие на представление о том, каков идеальный тип современного успешного человека, мужчины и женщины. Зачастую, как отмечалось автором выше, эти образы сливаются в некий идеальный тип, воплощающий черты обоих биологических полов: длинные ноги, высокий рост, спортивная худощавая фигура, короткие волосы, татуировки и прочее.
Навязываемые рекламой образы, тиражирующие свои ценности и нормы, играют значительную роль в идентификации личности.
Навязываемые рекламой образы, тиражирующие свои ценности и нормы, играют значительную роль в идентификации личности. Специалисты в сфере рекламы не могут не учитывать гендерные стереотипы, существующие в той или иной культуре. Современные тенденции глобализации, несущие унифицированный тип, сталкиваются с национальными и этническими традициями, а также культурными ценностями, присущими тем или иным народам. Вследствие разрушения данной стереотипизации в образах рекламы, она теряет свою эффективность. Те представления, которые заложены в системе общечеловеческих ценностей, продвигаемых глобальной культурой, не всегда могут быть восприняты в той или иной этно-культурной или национальной среде. В российской рекламе пива активно насаждается, хотя и в завуалированной форме, так как закон запрещает показ человека, образ мужчины — настоящего «мужика». Это брутальный мужчина, верный идеалам мужской дружбы. Данный тип мужчины можно охарактеризовать как маскулинный образ. Традиционно под «маскулинностью» обществом понимается комплекс психологических и характерологических особенностей, приписываемых именно мужчинам. К ним можно отнести силу, твердость, решительность, жестокость. Данный мужской тип был очерчен И. С. Коном: «Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин».3
Круг интересов данного типа мужчин — охота, рыбалка, баня, спортивные мероприятия. Это мир чисто «мужских» интересов, мир без женщин, для которых отводится в рекламе место заботливой мамы, хозяйки либо модной сексапильной красавицы. Через показ «женского» своеобразным образом «просвечивает» образ настоящего мужчины, поскольку рядом с такой женщиной может быть только традиционный мужской типаж.
С другой стороны, реклама может предвосхищать актуальные тенденции, про-
№ 8 (26)АВГУСТ 2012
ДИСКУССИЯ Ж
журнал научных публикаций "
двигая в культуре новые образы «мужского» и «женского». Так, ранее обнаженное мужское тело выступало только как символ идеального человека, героического и возвышенного. В настоящее время все больше женщин делают покупки самостоятельно, они экономически успешны и мо-
В современной культуре мужчина заимствует много женских черт, в том числе и в потреблении. Ярким представителем такого образа является «метросексуал».
ценностей происходит утрачивание жестких гендерных стереотипов, что приводит к изменениям в образах мужского и женского в культуре. Данный процесс в условиях глобализации происходит постепенно, но с большим масштабом. Влияние феминизма сказалось не только на женщинах, но
гут иметь рядом с собой мужчину только как сексуального партнера. Отсюда — распространение клубной культуры, которая насаждает культ свободного секса, где женщина имеет право на свободный выбор партнера, а также мужского стриптиза, основными зрителями которого являются также женщины. Все больше обнаженного мужского тела потребители видят в образах рекламы различных товаров, предназначенных как для мужчин, так и для женщин.
В современной культуре мужчина заимствует много женских черт, в том числе и в потреблении. Ярким представителем такого образа является «метросексуал». Данный термин был введен британским журналистом Марком Симпсоном. Он служил для обозначения современных мужчин любой сексуальной ориентации, имеющих ярко выраженный эстетический вкус и тратящих подчас много времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни.
Социальные сети лидируют среди других факторов влияния на формирование ценностей в современной культуре. Ведение твиттеров, блогов и журналов оказывает огромное влияние на обширную аудиторию Интернет-пользователей. Вследствие своей текучести и непостоянства интернет-аудитория привносит в гендерные образы некую неопределенность. Так, под «маской» мужского может выступать в блоге и в ЖЖ женщина, а также — наоборот. В Интернете пользователь может присвоить себе любую гендерную идентичность. Пользователи мужчины могут свободно реализовывать свои интересы на женских сайтах, например, посвященных моде, кулинарии и не чувствовать неловкости за свои «не мужские» интересы.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с отказом от традиционных
и на мужчинах. Либеральные ценности подорвали устои института брака, на первое место выходят интересы личности, партнерских свободных отношений. Доминирование и власть мужчины в настоящее время — это «табу» для развитых демократий. Современные средства массовой информации: телевидение, интернет, реклама — продвигают новые образы мужчин, которые далеки от традиционных представлений о маскулинности. В современной России подобные трансформации мужского образа воспринимаются неоднозначно. Они являются приемлемыми и популярными в определенных кругах шоу-бизнеса, рекламы, моды. В целом, особенно в провинции, новые трансформации мужских образов вступают в противоречие с неомифологией «настоящего мужчины». Этот мифологизированный образ «настоящего мужчины» активно поддерживается женской, а также и мужской аудиторией. К тому же, в мусульманских регионах России в настоящее время сохраняется инерция традиционных, в первую очередь религиозных, ценностей.
Таким образом, автор считает, что данная проблема чрезвычайно актуальна и остра для современной России, где наслаиваются многие социально культурные процессы. Трансформация мужских образов является проблемой, которая затрагивает значительную часть населения и требует серьезного рассмотрения в свете культурологического подхода. ^
1. Центр Гендерных Исследований / Под общей редакцией Л. Д. Ерохина, С. В. Коваленко. — Владивосток, 2006. С. 133.
2. Вовченко О. М. Гендерное равенство как социально-философская проблема. — М., 2000. С. 195.
3. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. — М.: Экс-мо, 2008. С. 491.