Научная статья на тему 'Кризис традиционных ценностей в современной культуре как концептуальная основа гендерных трансформаций'

Кризис традиционных ценностей в современной культуре как концептуальная основа гендерных трансформаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
952
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / МУЖСКОЙ ОБРАЗ / МАСКУЛИННОСТЬ / МЕТРОСЕКСУАЛ / КУЛЬТУРА / МОДА / СУБКУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / A MAN''S IMAGE / A GENDER / MASCULINITY / METROSEXUAL / CULTURE / FASHION / SUBCULTURE / VALUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Боровкова И. В.

Статья посвящена одной из самых актуальных тем в гендерной проблематике: трансформации традиционных представлений о мужском образе в современной культуре. В статье анализируется проблема изменений гендерных ролей в связи с девальвацией традиционных ценностей, что, в свою очередь, повлекло за собой трансформацию мужских образов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional values crisis in the modern culture as a concept basis of gender transformation

The article is devoted to the one of the most relevant topics in a gender problems, it is the transformations of a man's image in modern culture. The article considers the changing of social roles between two sexes in connection with the loss of traditional values, and this problem the transformation of man’s images.

Текст научной работы на тему «Кризис традиционных ценностей в современной культуре как концептуальная основа гендерных трансформаций»

4 ДИСКУССИЯ

Щ журнал научных публикаций

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

I

- ^

И. В. Боровкова, аспирант, кафедра теории и истории культуры, Государственный университет культуры и искусств, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

КРИЗИС ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ГЕНДЕРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

В настоящее время большое внимание исследователей привлекают тендерные проблемы культуры. В наши дни теория пола не стремится убрать грань различий между мужчиной и женщиной, осознавая, что это — уже пройденный этап, связанный с движением феминизма. Одной из актуальных задач для исследований является определение ценностей и установок, которые ведут к формированию стереотипов и их трансформаций в контексте культуры.

Одним из первых к теме культурной обусловленности половых различий обратился психоаналитик Роберт Столлер, который и ввел сам термин в 1958 г. Его концепция строилась на разделении «биологического» и «культурного»: «изучение пола, — считал Р. Столлер, — является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера — может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа культурно-исторических явлений».1

В первую очередь, за основу методологии гендерных исследований принимается анализ власти и доминирования, утвержда-

Социально-культурные процессы,

происходящие в современном мире, приводят к трансформации образов «мужского». Первоначальный этап этих трансформаций был связан с успехами феминизма, вследствие чего все более стиралась грань различия в понимании того, что такое «мужское» и «женское».

емых в обществе через социально-культурные роли полов. Большое значение имеет также описание разницы в статусах полов, определение отношений мужчин и женщин через категории доминирования и власти. В свете данной задачи необходимо выявить, какие роли, нормы, ценности и культурные символы использует общество через системы социализации, чтобы выстроить конкретное представление феминности и маскулинности в культуре.

= Как показывает авторский анализ существующих публикаций, гендерная проблематика зачастую сводится к «женской» теме. Вместе с тем, все больший интерес вызывают «мужские» аспекты ген-дерной темы. Это обусловлено рядом причин, в ряду которых можно назвать усталость от крайностей феминистского подхода в освещении социально-культурных проблем, а также трансформация традиционного понимания маскулинности, произошедшая в культуре ХХ в. Особенно актуально рассмотрение «мужских» аспектов гендера для России, так как сложная демографическая ситуация, диспропорции в соотношении

№ 8 (26)АВГУСТ 2012

дискуссия

журнал научных публикаций

мужского и женского населения порождают множество мифов о «настоящем мужчине». Россия все более втягивается в глобальные процессы, что обуславливает необходимость выявить их влияние на ментальность отечественной культуры, в том числе и в гендерной проблематике.

Вместе с тем слож- _

ные и противоречивые социально-культурные процессы, происходящие в современном мире, приводят к трансформации образов «мужского». Первоначальный этап этих трансформаций был связан с успехами феминизма, вследствие чего все более стиралась грань различия в понимании того, что такое «мужское» и «женское».

В настоящее время меняется не только самоидентификация мужчины и женщины, но подвергаются трансформации образы «мужского» и «женского». Речь идет уже не о сближении и равноправии полов, а о глубоких изменениях в самоидентификации мужчин и женщин, а также о смене гендер-ных образов.

Данные образы воплощают ценностные смыслы и представления о социальных ролях мужчин и женщин. Происходит утрачивание обществом традиционных ценностей, а вместе с ними и стереотипов внешности.

Традиционные ценности: религия, мораль, семья — утратили в свете идей либерализма свое значение. В связи с отказом от традиционных ценностей происходит утрачивание также гендерных стереотипов.

В традиционном обществе акцентируются биологические различия между мужчиной и женщиной. На базе биологических различий складываются и социальные представления о ролях полов, которые формируют особую гендерную модель поведения и стереотипы (мужчина — муж и отец, сильный защитник, женщина — супруга и мать, опекаемая и нуждающаяся в защите). Традиционные гендерные роли характеризуются строгой иерархией: мужское начало связывается с главенством, властью; женское представляется как второстепенное, подчиненное. Эта иерархия воспринимается как естественная и данная свыше. Как правило, в традиционных культурах женщины не

Современные исследования говорят о феномене «номадического», кочующего гендера. В моде это выражается в стиле унисекс и в модном типаже транссексуалов.

приравнены к мужчинам в своих юридических, социальных, экономических и политических правах; для женщин ограничен доступ к ресурсам, экономическим и политическим возможностям, ограничено представление интересов своей общности.

В традиционной патриархальной культуре мужчина занимает ступень выше, чем женщина. Патриархат как «социальный институт определяет женщине "вторичное"место в обществе, заставляя их поверить, что такое положение отражает естественное состояние, так как в существующем мире "женское" всегда подчинено "мужскому"».2

В настоящее время, как уже отмечалось, под давлением либерализма происходят существенные изменения, связанные с кризисом традиционных ценностей в социально-культурной сфере. К тому же успехи феминизма привели к победе идеалов тендерного равноправия. Эти процессы оказали большое влияние на изменение стереотипов.

Произошло изменение не только женщин, но и кардинальным образом изменяется самоидентификация мужчин, а также

4 ДИСКУССИЯ

Щ журнал научных публикаций

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

взгляд общества на ценность мужского. На андроидную структуру гендера оказывает существенное влияние массовая культура, которая включает в себя множество таких факторов, как СМИ, реклама, мода, телевидение, социальные сети.

Влияние каждого из них имеет свою целевую аудиторию, свою «нишу», но в целом оно очень существенно в масштабах всего общества. Это изменение образа мужского проявляется во многих чертах.

В традиционных обществах половое различие можно определить по одеянию каждого из субъектов. Теперь же, в условиях современной культуры, это не так просто. Так, например, бренды высокой моды создают одежду «унисекс», которая ориентирована на представителей новых субкультурных общностей, где нет четких границ, что такое «мужское» и что такое «женское» в оформлении внешнего облика. Современные исследования говорят о феномене «но-мадического», кочующего гендера. В моде это выражается в стиле унисекс и в модном типаже транссексуалов.

Модные образы, продвигаемые рекламой, задают ориентиры, влияющие на представление о том, каков идеальный тип современного успешного человека, мужчины и женщины. Зачастую, как отмечалось автором выше, эти образы сливаются в некий идеальный тип, воплощающий черты обоих биологических полов: длинные ноги, высокий рост, спортивная худощавая фигура, короткие волосы, татуировки и прочее.

Навязываемые рекламой образы, тиражирующие свои ценности и нормы, играют значительную роль в идентификации личности.

Навязываемые рекламой образы, тиражирующие свои ценности и нормы, играют значительную роль в идентификации личности. Специалисты в сфере рекламы не могут не учитывать гендерные стереотипы, существующие в той или иной культуре. Современные тенденции глобализации, несущие унифицированный тип, сталкиваются с национальными и этническими традициями, а также культурными ценностями, присущими тем или иным народам. Вследствие разрушения данной стереотипизации в образах рекламы, она теряет свою эффективность. Те представления, которые заложены в системе общечеловеческих ценностей, продвигаемых глобальной культурой, не всегда могут быть восприняты в той или иной этно-культурной или национальной среде. В российской рекламе пива активно насаждается, хотя и в завуалированной форме, так как закон запрещает показ человека, образ мужчины — настоящего «мужика». Это брутальный мужчина, верный идеалам мужской дружбы. Данный тип мужчины можно охарактеризовать как маскулинный образ. Традиционно под «маскулинностью» обществом понимается комплекс психологических и характерологических особенностей, приписываемых именно мужчинам. К ним можно отнести силу, твердость, решительность, жестокость. Данный мужской тип был очерчен И. С. Коном: «Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин».3

Круг интересов данного типа мужчин — охота, рыбалка, баня, спортивные мероприятия. Это мир чисто «мужских» интересов, мир без женщин, для которых отводится в рекламе место заботливой мамы, хозяйки либо модной сексапильной красавицы. Через показ «женского» своеобразным образом «просвечивает» образ настоящего мужчины, поскольку рядом с такой женщиной может быть только традиционный мужской типаж.

С другой стороны, реклама может предвосхищать актуальные тенденции, про-

№ 8 (26)АВГУСТ 2012

ДИСКУССИЯ Ж

журнал научных публикаций "

двигая в культуре новые образы «мужского» и «женского». Так, ранее обнаженное мужское тело выступало только как символ идеального человека, героического и возвышенного. В настоящее время все больше женщин делают покупки самостоятельно, они экономически успешны и мо-

В современной культуре мужчина заимствует много женских черт, в том числе и в потреблении. Ярким представителем такого образа является «метросексуал».

ценностей происходит утрачивание жестких гендерных стереотипов, что приводит к изменениям в образах мужского и женского в культуре. Данный процесс в условиях глобализации происходит постепенно, но с большим масштабом. Влияние феминизма сказалось не только на женщинах, но

гут иметь рядом с собой мужчину только как сексуального партнера. Отсюда — распространение клубной культуры, которая насаждает культ свободного секса, где женщина имеет право на свободный выбор партнера, а также мужского стриптиза, основными зрителями которого являются также женщины. Все больше обнаженного мужского тела потребители видят в образах рекламы различных товаров, предназначенных как для мужчин, так и для женщин.

В современной культуре мужчина заимствует много женских черт, в том числе и в потреблении. Ярким представителем такого образа является «метросексуал». Данный термин был введен британским журналистом Марком Симпсоном. Он служил для обозначения современных мужчин любой сексуальной ориентации, имеющих ярко выраженный эстетический вкус и тратящих подчас много времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни.

Социальные сети лидируют среди других факторов влияния на формирование ценностей в современной культуре. Ведение твиттеров, блогов и журналов оказывает огромное влияние на обширную аудиторию Интернет-пользователей. Вследствие своей текучести и непостоянства интернет-аудитория привносит в гендерные образы некую неопределенность. Так, под «маской» мужского может выступать в блоге и в ЖЖ женщина, а также — наоборот. В Интернете пользователь может присвоить себе любую гендерную идентичность. Пользователи мужчины могут свободно реализовывать свои интересы на женских сайтах, например, посвященных моде, кулинарии и не чувствовать неловкости за свои «не мужские» интересы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с отказом от традиционных

и на мужчинах. Либеральные ценности подорвали устои института брака, на первое место выходят интересы личности, партнерских свободных отношений. Доминирование и власть мужчины в настоящее время — это «табу» для развитых демократий. Современные средства массовой информации: телевидение, интернет, реклама — продвигают новые образы мужчин, которые далеки от традиционных представлений о маскулинности. В современной России подобные трансформации мужского образа воспринимаются неоднозначно. Они являются приемлемыми и популярными в определенных кругах шоу-бизнеса, рекламы, моды. В целом, особенно в провинции, новые трансформации мужских образов вступают в противоречие с неомифологией «настоящего мужчины». Этот мифологизированный образ «настоящего мужчины» активно поддерживается женской, а также и мужской аудиторией. К тому же, в мусульманских регионах России в настоящее время сохраняется инерция традиционных, в первую очередь религиозных, ценностей.

Таким образом, автор считает, что данная проблема чрезвычайно актуальна и остра для современной России, где наслаиваются многие социально культурные процессы. Трансформация мужских образов является проблемой, которая затрагивает значительную часть населения и требует серьезного рассмотрения в свете культурологического подхода. ^

1. Центр Гендерных Исследований / Под общей редакцией Л. Д. Ерохина, С. В. Коваленко. — Владивосток, 2006. С. 133.

2. Вовченко О. М. Гендерное равенство как социально-философская проблема. — М., 2000. С. 195.

3. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. — М.: Экс-мо, 2008. С. 491.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.