Научная статья на тему 'Плюрализм образов маскулинности в культуре XXI в'

Плюрализм образов маскулинности в культуре XXI в Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
423
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛЮРАЛИЗМ / ГЕНДЕР / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / МУЖСКОЙ ОБРАЗ / МАСКУЛИННОСТЬ / КУЛЬТУРА / PLURALISM / GENDER / TRANSFORMATION / VALUES / IMAGE OF A MALE / MASCULINITY / CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Боровкова Ирина Владимировна

В наши дни гендерная проблематика обретает новые аспекты изучения в русле гуманитарных наук. Одной из наиболее новых и актуальных является мужская тема в гендерных исследованиях. В современной культурной ситуации происходит трансформация мужских образов в культуре, связанная со сменой парадигмы ценностей. В статье анализируются социально-культурные истоки плюрализма в трактовке «мужского», а также представлены различные модификации мужских образов в современной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLURALISM OF MASCULINITY IMAGES IN CULTURE OF 21ST CENTURY

Nowadays subject matter concerning gender finds new research aspects in the field of Humanities. One of the newest and timely topics is one that studies masculinity in researches of gender. In the contemporary cultural situation there is a transformation of male images, which is caused by the change of value paradigm. The article discusses social and cultural background of pluralism in interpretations of what is “male", and observes some modifications of male images in the modern culture.

Текст научной работы на тему «Плюрализм образов маскулинности в культуре XXI в»

УДК 304.2 : 316.346.2-055.1 Боровкова Ирина Владимировна

аспирант кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского университета культуры и искусств dom-hors@mail.ru

ПЛЮРАЛИЗМ ОБРАЗОВ МАСКУЛИННОСТИ В КУЛЬТУРЕ XXI В.

Borovkova Irina Vladimirovna

PhD student of the Theory and History of Culture Department, Saint Petersburg University of Culture and Arts

dom-hors@mail.ru

PLURALISM OF MASCULINITY IMAGES IN CULTURE OF 21ST CENTURY

Аннотация:

В наши дни гендерная проблематика обретает новые аспекты изучения в русле гуманитарных наук. Одной из наиболее новых и актуальных является мужская тема в гендерных исследованиях. В современной культурной ситуации происходит трансформация мужских образов в культуре, связанная со сменой парадигмы ценностей. В статье анализируются социально-культурные истоки плюрализма в трактовке «мужского», а также представлены различные модификации мужских образов в современной культуре.

Ключевые слова:

плюрализм, гендер, трансформация, ценности, мужской образ, маскулинность, культура.

Summary:

Nowadays subject matter concerning gender finds new research aspects in the field of Humanities. One of the newest and timely topics is one that studies masculinity in researches of gender. In the contemporary cultural situation there is a transformation of male images, which is caused by the change of value paradigm. The article discusses social and cultural background of pluralism in interpretations of what is “male", and observes some modifications of male images in the modern culture.

Keywords:

pluralism, gender, transformation, values, image of a male, masculinity, culture.

Одной из актуальных тем в гендерной проблематике является трансформация мужского образа в культуре рубежа XX-XXI вв. Современная культура все более плюралистична. Это распространяется и на такие, казалось бы, устойчивые представления, как образ «мужского» в культуре. Отказ от диктата традиционных ценностей, прежде всего религиозных, успехи феминизма в развитых демократических странах, глобализация культуры, вызвали к жизни многообразие представлений о «мужском», столь невозможное ранее. Вместе с тем традиционные образы маскулинности продолжают сохраняться, сосуществуя с новыми трансформациями. Сохранение традиционной маскулинности связано со многими причинами. Это и инерция ментальности значительной части населения как женщин, так и мужчин. Она характерна, например, для таких стран, как Россия. С другой стороны, традиционное представление о маскулинности связано с идеей власти и доминирования, как отмечали еще основоположники психоанализа. Многообразие образов мужского отражает борьбу различных тенденций в современных социально-культурных условиях.

Сосуществование различных типов «мужского» в культуре характеризует сложную картину культурного плюрализма.

Понятие и смысл культурного плюрализма были проанализированы американским антропологом Ф. Боасом. Главным тезисом Ф. Боаса в научной полемике стало возражение против применения общих теорий и схем при изучении культуры. Плюрализм рассматривался им как существование одного или нескольких форм поведения, начал, сфер знаний, которые существуют индивидуально - не зависимо друг от друга, как многообразие тенденций, существующих в едином культурном пространстве [1, с. 101].

На протяжении последних десятилетий хХ в. активно происходил процесс трансформации мужских образов в культуре, прежде всего развитых западных стран. Этот процесс не был однозначным по своим социально-культурным последствиям. Одновременно, как отмечалось выше, сохранялись устойчивые стереотипы «мужского» в культуре. Они подвергались критике со стороны либеральных идеологов, сторонников феминизма. Одним из важнейших пунктов этой критики был тезис о том, что традиционно образ «мужского» связан с агрессивностью, доминированием, стремлением к авторитарности во всех проявлениях общественной и частной жизни. Так, традиционный образ маскулинности идеологи либерализма проецировали на современную политику. Все более популярным становится положение о том, что маскулинный образ политики проигрывает по сравнению с более гуманитарным «женским».

Исторически маскулинность в традиционном смысле как выражение базовых качеств мужественности предшествовала появлению новых мужских образов в современной культуре.

Вместе с тем под воздействием социокультурных влияний на протяжении последних десятилетий ХХ в. образ мужчины менялся, перетекая их одной стадии трансформации в другую. Многие из них оказались приближены к «женскому» образу. Это было обусловлено тем, что вследствие многих социально культурных и экономических причин грань различия между образами «мужского» и «женского» стирается в культуре.

В 90-е гг. ХХ в. с падением «железного занавеса» в Россию хлынули многие формы массовой культуры, в том числе и «глянцевые» журналы. Они продвигали новый образ жизни, пропагандирующий культуру потребления высших слоев среднего класса, новые ценности и образы культуры, в том числе и гламур.

Гламур - это она из самых противоречивых субкультур. Конкретизация данного определения еще до конца не определена. Гламур нечто амбивалентное, переходящее от элитарных форм культуры потребления к массовым образам. Корни данного явления восходят к Великобритании 1970-1980 гг. Данный термин был введен британским журналистом М. Симпсоном. Он служил для обозначения современных мужчин любой сексуальной ориентации, у которых был ярко выраженный эстетический вкус и умеющих тратить подчас много времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни.

Классический метросексуал, по словам М. Симпсона, «молодой человек с приличным доходом, живущий в столице (метрополии) или рядом - поскольку именно там расположены все лучшие магазины, клубы, спортивные центры и парикмахерские. Он может быть геем, гетеросексуалом или бисексуалом, но это совершенно неважно, так как его единственная сексуальная ориентация - любовь к самому себе и поиск наслаждений для себя» [2, с. 22].

В настоящее время, исходя из различных публикаций как в научной литературе, так и в массовых изданиях, можно выделить такие трансформации мужских образов, как ретросексуал, техносексуал и уберсексуал.

Термин «ретросексуал» весьма красноречив. Он близок к традиционной маскулинности и обозначает гетеросексуального мужчину, который придерживается традиционных взглядов на отношения с женщинами. В свете современных трансформаций мужских образов такой традиционный образ в различных изданиях, в первую очередь посвященных моде, рассматривается как «ретро».

Образ техносексуала характеризует мужчин, которые отдают предпочтение технике и всему, что с ней связано. Термин получил свое рождение от Р. Монтальво, американского физика и математика. По его словам, техносексуал - это человек, отдающий предпочтение информатике, своеобразный «современный городской нарцисс» [3, с. 118]. Они целеустремленны в науку и исследования. Представители данного образа не являются приверженцами моды. Они носят то, в чем им комфортно и удобно. Но есть и слабые стороны у мужчин-техносексуалов с точки зрения современных концепций равных возможностей. Его представители чаще всего не могут найти общий язык с женской половиной общества.

В свете новых тенденций развития в современной культуре возможно зарождение новых мужских образов. Образ, который на сегодняшний день вызывает больший интерес в мире моды и средствах массовой информации, - это образ уберсексуала. Слово «уберсексуал» происходит от сочетания немецкого предлога uber («над», «сверх») и латинского слова sexus («пол»). Впервые оно было употреблено в книге под названием «Будущие мужчины». Авторы продвигают мысль о том, что именно уберсексуалам принадлежит миссия снять противоречия между различными трансформациями образов «мужского» в культуре. В будущем, как отмечают авторы, все минусы перешли в плюсы и убрана часть «приторности» и «эгоизма»: «Мужественность, безвозвратно утраченная метросексуалами, столь увлеченными собственным внешним видом, может быть возвращена обществу лишь при помощи уберсексуальных мужчин» [4, с. 154]. Именно убер-сексуал привнесет в культуру что-то новое, благодаря чему отношения полов будут развиваться более гармонично, без крайностей, свойственных нашему времени.

Таким образом, изменение социальной роли женщины, ставшей активным конкурентом мужчины в общественной и экономической жизни, социально-культурное и экономическое развитие общества, смена ценностных парадигм привели к глубоким трансформациям гендерных ролей и стереотипов. Это дало импульс изменениям не только женщин, но и мужчин.

Трансформации мужских образов нашил свое яркое воплощение в образах моды, рекламы и в средствах массовой информации, таких как глянцевые журналы, Интернет.

Мода и реклама, в свою очередь, оказывают существенное влияние на формирование новых мужских образов. Это влияние транслируется через средства массовой информации: журналы, СМИ, телевидение, образы массового искусства.

Различные мужские образы сосуществуют в пространстве современной культуры. Каждый из них своеобразен и отражает свою систему ценностей. Они имею свою нишу в куль-

туре, часто связанную с той или иной субкультурой, как и мужская часть общества в целом, выбирающая их. В целом это соответствует плюралистичности современной культуры.

Ссылки:

1. Аверкиева Ю.П. Франц Боас (1858-1946) // Краткие сообщения Института этнографии. 1946.

2. Simpson M. Here come the mirror men. London, 1994.

3. Jane Magazine. 2005. June, 18.

4. Salzman М., Matathia I. and O'Reilly A. The Future of men. Palgrave Macmillan, 2005.

References (transliterated):

1. Averkiyeva Y.P. Frants Boas (1858-1946) // Kratkie soobshcheniya Instituta etnografii. 1946.

2. Simpson M. Here come the mirror men. London, 1994.

3. Jane Magazine. 2005. June, 18.

4. Salzman M., Matathia I. and O'Reilly A. The Future of men. Palgrave Macmillan, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.