Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВОК В ОТНОШЕНИИ НАСИЛИЯ У ПОДРОСТКОВ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВОК В ОТНОШЕНИИ НАСИЛИЯ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная установка / насилие / агрессия / подросток / гендер / установки в отношении психологического насилия / установки в отношении физического насилия / social attitude / violence / aggression / teenager / gender / attitudes towards psychological abuse / attitudes towards physical violence.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Купченко Виктория Евгеньевна, Лукина Дарья Дмитриевна

Статья содержит описание структуры установок в отношении к насилию у подростков. Теоретически обоснована проблема формирования насильственного поведения с позиции актуализации значимости изучения установок по отношению к насилию именно в подростковом возрасте. Выборка эмпирического исследования включает 64 подростка 14–17 лет, учащихся средней общеобразовательной школы. Методический инструментарий включает авторскую анкету, направленную на выявление у подростков различных установок в отношении насилия, методику «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева. Результаты показывают, что 52 % мальчиков-подростков обладают позитивными установками в отношении насилия, 94 % девочек-подростков имеют негативные установки в отношении насилия. Подростки с позитивными установками вне зависимости от пола имеют схожую выраженность индивидуальных норм для альтернатив насилию. Мальчики с позитивными установками в отношении насилия в большей степени готовы применять психологическое насилие, осуществлять воздействие через виртуальную среду, использовать физическое насилие. Девочки с позитивными установками в отношении насилия в большей степени готовы оказывать психологическое насилие и применять физическую силу в отношении других людей. Выявлена взаимосвязь между индивидуальными нормами для альтернатив насилию и установками в отношении психологического насилия, установками в отношении физического насилия и установками в отношении посягательства на чужие вещи у девочек-подростков. У мальчиков-подростков значимых корреляций между установками в отношении насилия не обнаружено. Перспективами исследования в дальнейшем выступает изучение личностных, семейных и межличностных предикторов насильственного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER FEATURES OF ATTITUDES REGARDING VIOLENCE AMONG TEENAGERS

The article includes a description of the structure of attitudes towards violence among adolescents. The problem of the formation of violent behavior is theoretically substantiated from the standpoint of actualizing the significance of studying attitudes towards violence in adolescence. The sample of the empirical study includes 64 adolescents aged 14–17, students of a secondary general education school. The methodological toolkit includes the author's questionnaire aimed at identifying different attitudes towards violence in adolescents, the methodology “Personal aggressiveness and conflict” by E. P. Ilyin, P. A. Kovalev. The results reflect that 52 % of adolescent boys have positive attitudes towards violence, 94 % of adolescent girls have negative attitudes towards violence. Adolescents with positive attitudes, regardless of gender, have a similar severity of individual norms for alternatives to violence. Boys with positive attitudes towards violence are more willing to use psychological violence, influence through a virtual environment, and use physical violence. Girls with positive attitudes towards violence are more likely to inflict psychological violence and use physical force against other people. The relationship between individual norms for alternatives to violence and attitudes towards psychological violence, attitudes towards physical violence and attitudes towards encroachment on other people's things in adolescent girls has been revealed. In adolescent boys, no significant correlations were found between attitudes towards violence. The prospects for research in the future are the study of personal, family and interpersonal predictors of violent behavior in adolescents. The relationship between individual norms for alternatives to violence and attitudes towards psychological violence, attitudes towards physical violence and attitudes towards encroachment on other people's things in adolescent girls has been revealed. In adolescent boys, no significant correlations were found between attitudes towards violence. The prospects for research in the future are the study of personal, family and interpersonal predictors of violent behavior in adolescents.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВОК В ОТНОШЕНИИ НАСИЛИЯ У ПОДРОСТКОВ»

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2023. № 2. С. 18-28. УДК 159.923

DOI: 10.24147/2410-6364.2023.2.18-28

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВОК В ОТНОШЕНИИ НАСИЛИЯ У ПОДРОСТКОВ

В. Е. Купченко1, Д. Д. Лукина2

1 Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия) 2 Омский авиационный колледж им. Н. Е. Жуковского (Омск, Россия)

Статья содержит описание структуры установок в отношении к насилию у подростков. Теоретически обоснована проблема формирования насильственного поведения с позиции актуализации значимости изучения установок по отношению к насилию именно в подростковом возрасте. Выборка эмпирического исследования включает 64 подростка 14-17 лет, учащихся средней общеобразовательной школы. Методический инструментарий включает авторскую анкету, направленную на выявление у подростков различных установок в отношении насилия, методику «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева. Результаты показывают, что 52 % мальчиков-подростков обладают позитивными установками в отношении насилия, 94 % девочек-подростков имеют негативные установки в отношении насилия. Подростки с позитивными установками вне зависимости от пола имеют схожую выраженность индивидуальных норм для альтернатив насилию. Мальчики с позитивными установками в отношении насилия в большей степени готовы применять психологическое насилие, осуществлять воздействие через виртуальную среду, использовать физическое насилие. Девочки с позитивными установками в отношении насилия в большей степени готовы оказывать психологическое насилие и применять физическую силу в отношении других людей. Выявлена взаимосвязь между индивидуальными нормами для альтернатив насилию и установками в отношении психологического насилия, установками в отношении физического насилия и установками в отношении посягательства на чужие вещи у девочек-подростков. У мальчиков-подростков значимых корреляций между установками в отношении насилия не обнаружено. Перспективами исследования в дальнейшем выступает изучение личностных, семейных и межличностных предикторов насильственного поведения подростков.

Ключевые слова: социальная установка; насилие; агрессия; подросток; гендер; установки в отношении психологического насилия; установки в отношении физического насилия.

GENDER FEATURES OF ATTITUDES REGARDING VIOLENCE AMONG TEENAGERS

V. E. Kupchenko1, D.D. Lukina2

1 Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

2 Zhukovsky Omsk Aviation College (Omsk, Russia)

The article includes a description of the structure of attitudes towards violence among adolescents. The problem of the formation of violent behavior is theoretically substantiated from the standpoint of actualizing the significance of studying attitudes towards violence in adolescence. The sample of the empirical study includes 64 adolescents aged 14-17, students of a secondary general education school. The methodological toolkit includes the author's questionnaire aimed at identifying different attitudes towards violence in adolescents, the methodology "Personal aggressiveness and conflict" by E. P. Ilyin, P. A. Kovalev. The results reflect that 52 % of adolescent boys have positive attitudes towards violence, 94 % of adolescent girls have negative attitudes towards violence. Adolescents with positive attitudes, regardless of gender, have a similar severity of individual norms for alternatives to violence. Boys with positive attitudes towards violence are more willing to use psychological violence, influence through a virtual environment, and use physical violence. Girls with positive attitudes towards violence are more likely to inflict psychological violence and use physical force against other people. The relationship between individual norms for alternatives to violence and attitudes towards psychological violence, attitudes towards physical violence and attitudes towards encroachment on other people's things

© Купченко В. Е., Лукина Д. Д., 2023 18

in adolescent girls has been revealed. In adolescent boys, no significant correlations were found between attitudes towards violence. The prospects for research in the future are the study of personal, family and interpersonal predictors of violent behavior in adolescents. The relationship between individual norms for alternatives to violence and attitudes towards psychological violence, attitudes towards physical violence and attitudes towards encroachment on other people's things in adolescent girls has been revealed. In adolescent boys, no significant correlations were found between attitudes towards violence. The prospects for research in the future are the study of personal, family and interpersonal predictors of violent behavior in adolescents.

Keywords: social attitude; violence; aggression; teenager; gender; attitudes towards psychological abuse; attitudes towards physical violence.

1. Введение

На сегодняшний день насилие остается распространенным явлением в сферах общественных отношений, проявляясь на различных уровнях социальной организации: государственном уровне, уровне больших и малых социальных групп, уровне межличностного общения. Прямое насилие распространено в сферах межличностного взаимодействия: детско-родительских отношениях, отношениях между сиблингами, между учениками, в отношениях начальник-подчиненный и др. Обзор зарубежных исследований позволяет нам констатировать наличие такого феномена как «молодежное насилие» («Youth Violence»). Отмечается, что «молодежное насилие является сложной социальной проблемой» [1], включая в себя насилие между сверстниками, между партнерами по знакомствам и между группами, и является второй по значимости причиной смерти среди молодежи в США [2]. Всемирная организация здравоохранения обращает внимание на преднамеренность действий в совершенном акте насилия, указывая на широкий спектр негативных последствий для объекта воздействия. Результаты проживания насилия выражаются в деструктивных психологических и физических последствиях [3; 4]. Особое место в изучении данного явления занимает специфика именно подросткового насилия [5]. На неутешительную статистику указывают цифры, фиксирующие рост числа насилия с участием подростков, способных применять насильственные действия в отношении сверстников, животных, людей других возрастов, самого себя [2]. Результаты исследования, проведенного в сорока развивающихся странах, показывают, что травле и издевательствам подвергаются 8,6-45,2 % мальчиков и 4,8-35,8 % девочек [6].

2. Проблема и ее теоретическое обоснование

Высокая распространенность насилия в обществе и его деструктивные воздействия на

человека создают необходимость понимания механизмов его возникновения и поддержания, теоретического и эмпирического анализа социальных и психологических причин проявления. Общепризнано, что система ценностей и убеждения являются важными определяющими факторами индивидуального поведения [7]. Существуют факты мировых исследований о взаимосвязи аттитюдов и насильственного поведения [6; 8]. Позитивные аттитюды родителей в отношении физического наказания детей являются значимым предиктором для его использования [9].

Анализ англоязычной литературы отражает широкий интерес ученых к вопросу формирования ценностей и аттитюдов (в отношении жизни, здоровья, власти, окружающей среды, школы) в детском и юношеском возрасте [10], учитывая сензитивность данного периода в плане подверженности влияниям со стороны семьи, сверстников, СМИ [11; 12]. Установки могут проявляться в отношении разных аспектов агрессии, например, установки в отношении применения физической силы, психологического насилия, кибербул-линга, посягательства на чужие вещи [12]. Анализ зарубежной литературы показал, что существуют две наиболее разработанные теоретические модели в описании насильственных установок: теория репрезентации аттитюдов К. Лорда и М. Липпера [13] и общая модель агрессии К. Андерсона [14]. Согласно первой концепции устойчивость аттитюда в отношении какого-либо стимула зависит как от восприятия стимула, так и от его «субъективной репрезентации» в памяти [11, с. 119]. Общая модель агрессии К. Андерсона постулирует цикличность отношений «индивид -среда». Согласно данной модели в цикл такого взаимодействия включены исходные переменные окружения (информационные сигналы, награда, наказание, фрустрация, провокация) и индивида (черты характера, состояния индивида, убеждения, установки, ценности,

скрипты); текущее внутреннее состояние индивида (когниции, эмоции и возбуждение); выходные данные (поведение) [14]. Согласно исследованиям А. Бандуры аттитюды могут сформироваться на основе опыта личного переживания насилия, а также опыта свидетельства подобных актов [15].

Установка выступает значимым звеном в сознании человека, представляя собой готовность индивида к определенным реакциям на внешнюю среду. Ключевым вопросом является проблема формирования аттитюда в связи с его способностью участвовать в обработке информации и реализации моделей поведения. В русскоязычной научной литературе присутствует описание исследования аттитю-дов студентов в отношении насилия, проведенного И. А. Фурмановым [16]. Нас интересует категория подростков, требующая особого внимания в силу сензитивности в плане формирования личности. Сформировавшиеся в подростковом возрасте позитивные установки в отношении насилия в сочетании с особенностями личности могут привести к серьезным последствиям как для самой личности, так и для общества в целом. Более того, проявившись в подростковом возрасте, аттитюды по отношению к насилию являются весьма устойчивыми образованиями, сохраняясь на протяжении всей жизни [17].

3. Организация исследования

Целью данного исследования выступило определение гендерных особенностей структуры установок в отношении насилия у подростков. Поставленная цель нами реализовалась посредством решения задач: определить и сравнить установки в отношении насилия у девочек-подростков и мальчиков-подростков; выявить структуру установок в отношении насилия у мальчиков и девочек подростков.

В качестве теоретической гипотезы выступило предположение о том, что структура установок в отношении насилия у подростков имеет свою гендерную специфику. Общую выборочную совокупность составили 64 подростка 14-17 лет (35 подростков женского пола и 29 подростков мужского пола). Подростки являются учащимися одной из средних общеобразовательных школ г. Омска.

В качестве методического инструментария мы использовали авторскую анкету, направленную на выявление у подростков различных установок в отношении насилия. Данная анкета состоит из 36 вопросов, обра-

зующих 5 шкал: установки в отношении применения физической силы, установки в отношении психологического насилия, установки в отношении посягательства на чужие вещи, установки в отношении кибербуллинга и индивидуальные нормы для альтернатив насилию [18]. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин и П. А. Ковалев) использована для изучения склонности подростка к конфликтности и агрессивности. При статистической обработке полученных эмпирических данных осуществлялся подсчет среднего арифметического (Х), критериев Z Колмогорова - Смирнова, V Манна - Уитни, ¿-Стьюдента, г-критерия Спирме-на, г-критерия Пирсона.

4. Результаты исследования

На первом этапе исследования выборка подростков разделена на две группы. Первая группа состоит из подростков с наличием позитивных установок в отношении насилия, в данную группу вошли подростки, получившие больше половины баллов из максимальной суммы возможных по таким шкалам, как установки в отношении применения физической силы, установки в отношении психологического насилия, установки в отношении посягательства на чужие вещи, установки в отношении кибербуллинга. Во вторую группу вошли подростки с наличием негативных установок в отношении насилия. Установлено, что у большей части мальчиков (52 %) имеются позитивные установки в отношении насилия, в свою очередь у девочек (94 %) преобладают негативные установки в отношении насилия. Установки в отношении насилия у девочек-подростков представлены на рис. 1.

Из рис. 1 следует, что девочки-подростки имеют достаточно большую выраженность альтернативных вариантов поведения (81 % у девочек с негативными установками в отношении насилия и 72 % у девочек с позитивными установками). Девочки обеих групп схожи в низкой выраженности установок в отношении посягательства на чужие вещи (34 % у девочек с позитивными установками в отношении насилия, 29 % у девочек с негативными установками). Можно предположить, что полученные данные связаны в целом с особенностями воспитания самих девочек, ориентацией на бережное отношение к вещам, их сохранение.

Основываясь на подсчете значимости различий средних, можно сделать вывод, что де-

вочки с позитивными установками в отношении насилия в большей степени готовы проявлять психологическое насилие ^ = 3,000 при р < 0,05) и применять физическую силу в от-

ношении других людей ^ = 1,500 при р < 0,01). На следующем этапе рассмотрена выраженность установок в отношении насилия у мальчиков-подростков (см. рис. 2).

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Психологическое Физическое Посягательство Кибербуллинг Альтернативное насилие насилие на чужие вещи поведение

Установки

• Девочки с позитивными установками в отношении насилия

• - - ■• Девочки с негативными установками в отношении насилия

Рис. 1. Выраженность установок в отношении насилия у девочек-подростков (%)

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

74

69

55 60 -е 68

51 ✓ ✓

•----- ----•--- _____ --- 51

43 44 41

Психологическое Физическое Посягательство Кибербуллинг Альтернативное

насилие насилие на чужие вещи Установки поведение

•-• Мальчики с позитивными установками в отношении насилия |

9-- -• Мальчики с негативными установками в отношении насилия

Рис. 2. Выраженность установок в отношении насилия у мальчиков-подростков (%)

Из рис. 2 следует, что группы мальчиков также имеют схожую выраженность индивидуальных норм для альтернатив насилию (74 % у мальчиков с негативными установками в отношении насилия и 68 % у мальчиков с позитивными установками).

В свою очередь, при помощи сравнительного анализа между мальчиками-подростками

также выявлены значимые различия в установках. Мальчики с позитивными установками в отношении насилия используют больший арсенал средств готовности применять насилие. Они в большей степени готовы применять психологическое насилие ^ = 2,321 при р < 0,05), осуществлять воздействия через виртуальную среду ^ = 2,538 при р < 0,05),

использовать физическое насилие (^ = 3,538 прир < 0,001).

Для более полного анализа тендерных особенностей рассмотрена выраженность ус-

тановок в отношении насилия внутри каждой группы. Рассмотрим группу подростков мужского и женского пола с позитивными установками в отношении насилия (см. рис. 3).

80% 70% 60% 69 .72

59 61 68

51 60 51

50%

55 54

40% 30% N /

Л '

34

20%

10%

0%

Психологическое Физическое Посягательство Кибербуллинг Альтернативное насилие насилие на чужие вещи поведение

Установки

• [Мальчики с позитивными установками в отношении насилия

• - - ■• Щевочки с позитивными установками в отношении насилия

Рис. 3. Структура установок у подростков с позитивным отношением к насилию (%)

Из рис. 3 видно, что подростки с позитивными установками имеют схожую выраженность индивидуальных норм для альтернатив насилию (72 % у девочек и 68 % у мальчиков). Необходимо отметить, что подростки в одинаковой степени готовы применять физическую силу (61 % у девочек и 60 % у мальчиков) и психологическое насилие (59 % у девочек и 55 % у мальчиков). Можно предположить, что полученные результаты связаны с оценкой данных способов как наиболее традиционных и эффективных для оказания воздействия, получения желаемого результата. Данному восприятию могло предшествовать наличие опыта, закрепляющего в сознании молодых людей позитивные установки в отношении использования подобного поведения.

На уровне статистической тенденции мальчики с позитивными установками в большей степени готовы оказывать воздействие через Интернет-ресурсы (и = 4,000 при р < 0,1). Можно предположить, что мальчики лучше адаптированы к глобальной сети, знают, как остаться анонимными, больше прово-

дят времени за онлайн-играми. В свою очередь, девочки с позитивными установками в отношении насилия в меньшей степени готовы демонстрировать кибербуллинг.

Нами также рассмотрена выраженность установок в отношении насилия у группы подростков мужского и женского пола с негативными установками в отношении к насилию (см. рис. 4).

По полученным результатам (рис. 4) можно наблюдать, что у подростков с негативными установками высоко выраженными являются индивидуальные нормы для альтернатив насилию (81 % у девочек и 74 % у мальчиков) и установки в отношении психологического насилия (43 % у мальчиков и 39 % у девочек). Мальчики несколько больше готовы применять различные способы психологического насилия, что может быть обусловлено возрастными особенностями молодых людей, изначально присущей мужскому роду силой и властью, которые закладываются в ребенка на ранних этапах развития.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

81

39

36

39

29

Психологическое Физическое Посягательство на Кибербуллинг Альтернативное насилие насилие чужие вещи поведение

Установки

•-• Мальчики с негативными установками в отношении насилия |

Девочки с негативными установками в отношении насилия

Рис. 4. Структура установок у подростков с негативным отношением к насилию (%)

При помощи сравнительного анализа данных подростков с негативными установками обнаружены значимые гендерные различия в ряде установок. Мальчики с негативными установками в отношении насилия в большей степени готовы применять физическое насилие (П = 134,000 прир < 0,05) и наносить ущерб чужим вещам (П = 113,500 при р < 0,01). Можно предположить, что готовность применять физическое насилие мальчиками с негативными установками обусловлена самими особенностями молодого человека, повышенной конфликтностью, чувством

взрослости. Культура, воспитание в семье, стереотипы традиционно закладывают с детства представления у мальчиков о силе, мужестве и способах решения жизненных проблем.

Для более подробного анализа поставлена задача выявления структуры установок в отношении насилия отдельно у мальчиков и девочек подростков. С данной целью мы провели корреляционный анализ. Первоначально рассмотрим взаимосвязь установок у девочек-подростков (см. рис. 5).

Индивидуальные нормы для альтернатив насилию

Установки в отношении психологического насилия

Установки в отношении физического насилия

Установки в отношении посягательства на чужие вещи

Рис. 5. Значимые взаимосвязи между установками в отношении насилия у девочек-подростков: ____при р < 0,05 (обратная); _ при р < 0,05 (прямая); - при р < 0,01 (прямая)

По полученным данным в группе девочек выявлены взаимосвязи между индивидуальными нормами для альтернатив насилию и установками в отношении психологического

насилия (г = -0,347 при р < 0,05), установками в отношении физического насилия (г = -0,350 при р < 0,05) и установками в отношении посягательства на чужие вещи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(г = -0,404 при р < 0,05). Также в группе девочек-подростков получена положительная значимая взаимосвязь между установками в отношении психологического насилия и установками в отношении физического насилия (г = 0,414 при р < 0,05), между установками в отношении физического насилия и установками в отношении посягательства на чужие вещи (г = 0,439 при р < 0,01). Значимых корреляций между установками в отношении разных форм насилия у мальчиков-подростков не обнаружено.

5. Обсуждение результатов исследования

Преобладание установок по отношению к насилию у мальчиков может объясняться тем, что в целом общество направлено на формирование у девушек феминных качеств, в том числе и посредством стереотипов, тем самым пресекая различного рода проявления агрессии, и как крайних форм - насилие. В свою очередь, к проявлению мальчиками агрессии и насилия общество относится более терпимо. Социум допускает такое поведение молодых людей, ссылаясь на особенности и потребности самого возраста, что может способствовать формированию и закреплению установок. Полученные данные согласуются с данными зарубежных исследований, согласно которым мужчины более благосклонны к проявлениям насилия в разных сферах (интимной, телесной, военной, правовой) [17].

Можно предположить, что девочки-подростки с позитивными установками в большей степени готовы применять психологическое насилие в связи с большей «приемлемостью» данных форм насилия в современном обществе. Девочки придумывают клички, распространяют их, настраивают против человека других людей, рассказывают чужие секреты, оставаясь при этом анонимными. Для девочек с негативными установками в меньшей степени свойственны установки в отношении психологического насилия. Подростки осознают его последствия, готовы применять данный способ не так явно. Установки в отношении психологического насилия могут транслироваться как через особенности взаимоотношений между родителями, так и через СМИ, различные телепередачи, сериалы, закрепляясь в виде привычных моделей поведения.

Рассматривая различия в установках в отношении применения физической силы,

можно предположить, что девочки с позитивными установками в отношении насилия в большей степени готовы применять силу в виде ударов, пинков, так как данное поведение может расцениваться как наиболее эффективное для получения желаемого результата. Причинами таких установок может быть пример значимых взрослых, деформации в формировании ребенка. Девочки с негативными установками в меньшей степени готовы действовать данным образом, что может быть связано с их сформировавшимся представлением о социальном образе девушки и противопоставлением физического насилия женственности, приоритетом мирного существования в целом.

Можно предположить, что мальчики-подростки с позитивными установками в большей степени используют психологическое насилие в связи с тем, что данное поведение может способствовать повышению авторитета в глазах сверстников, укреплению собственной позиции, получению превосходства над более «слабыми» людьми. У подростков мужского пола с негативными установками использование психологического насилия наблюдается гораздо реже.

Рассматривая различия в установках в отношении кибербуллинга, можно сказать о том, что в настоящее время современная молодежь все больше готова к применению насильственных действий именно через Интернет. Это может быть связано как с развитием самой информационной системы, различных сайтов, сообществ, так и с тем, что данный способ насилия может охватить большую аудиторию, гарантировать быстроту распространения информации, анонимность. Подростки часто не боятся ответных действий со стороны жертвы, официальных санкций со стороны надзорных органов.

Причиной различий в установках в отношении применения физической силы, может быть то, что молодые люди с позитивными установками больше ориентированы на демонстрацию своей реальной силы, хотят произвести впечатление на окружающих, самоутвердиться. Мальчики с негативными установками в отношении насилия стремятся к самоутверждению, самореализации другими способами, не за счет слабых и не за счет нанесения физических увечий, способны осознавать последствия оказываемых воздействий, воспринимать данное поведение в опре-

деленных ситуациях как крайность, недопустимую для молодого человека. В целом на формирование установок в отношении физического насилия может оказывать влияние культура, в которой ребенок вырос, отношение к физическому насилию значимых взрослых, а также средства массовой информации.

Отрицательные корреляционные взаимосвязи в подгруппе девочек-подростков говорят о том, что чем выше индивидуальные нормы для альтернатив насилию, тем ниже установки в отношении психологического, физического насилия, посягательства на чужие вещи. Данные связи можно объяснить тем, что у девочек-подростков с малых лет окружающие формируют образ девушки, какой она должна быть (чуткой, мягкой, проницательной), помимо этого готовят ее к будущей семейной жизни, приобщая к традициям собственной семьи. Данное воспитание, ожидания общества в выполнении социальной роли способствуют формированию установок в отношении применения альтернативных насилию вариантов поведения. Зачастую девочки-подростки не рассматривают применение методов насилия и не стремятся идти вразрез с образцами поведения социума, так как знают, что за отклонения в поведении могут последовать порицания, оказывающие негативное влияние.

Наличие негативного опыта в семье, использование родителями методов насилия, трансляция приемлемости данного поведения, сцены насилия из средств массовой информации способствуют формированию позитивных установок в отношении насилия. Полученная положительная значимая взаимосвязь между установками в отношении психологического насилия и установками в отношении физического насилия говорит о том, что чем более выражены установки в отношении психологического насилия, тем сильнее установки в отношении физического насилия. Полученную связь можно объяснить тем, что данные виды насилия могут являться сопутствующими друг другу. Являясь эмоциональными, несдержанными, девушки готовы от психологического насилия, которого, на их взгляд, может быть не совсем достаточно для получения необходимого, перейти к использованию физической силы, также и наоборот. Выраженность установок в отношении применения физической силы сочетается с готовностью портить чужие вещи.

Формирование у мальчиков-подростков какой-либо из представленных установок в отношении насилия не ведет к развитию или снижению других установок, так как значимых корреляций между ними не было обнаружено.

6. Выводы

1. Девочки с позитивными установками в отношении насилия в меньшей степени, чем мальчики, готовы применять насилие через Интернет. Мальчики с негативными установками в отношении насилия в большей степени, чем девочки, готовы применять физическое насилие и посягать на чужие вещи.

2. Выявлена положительная взаимосвязь между установками в отношении физического и психологического насилия, установками в отношении применения физической силы и посягательства на чужие вещи у девочек-подростков. Отрицательные взаимосвязи выявлены у девочек между индивидуальными нормами для альтернатив насилию и установками в отношении психологического, физического насилия, посягательства на чужие вещи. Значимых взаимосвязей между установками в отношении насилия у мальчиков-подростков не обнаружено.

7. Заключение

Полученные эмпирическое данные ценны при использовании в области просвещения специалистами по проблеме подросткового насилия, организации профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на выявление установок в отношении насилия, развитие личностных характеристик подростков, препятствующих проявлению насильственных действий. Результаты могут выступать основой для совершенствования взаимодействий с родителями подростков, имеющих позитивные установки в отношении насилия, а также условий для самореализации и самовыражения подростков. Необходимо отметить, что при организации разноплановой работы с подростками важно учитывать, в первую очередь, гендерную специфику выраженности аттитюдов. Перспективой данного исследования может стать реализация комплексного подхода к изучению предикторов насильственного поведения в области изучения личностных переменных, факторов семейного воспитания и межличностного взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Davidson M., Canivez G. Attitudes Toward Violence Scale: Psychometric Properties With a High School Sample // Journal of Interpersonal Violence. - 2012. - Vol. 27, iss. 18. -DOI: 10.1177/0886260512447578.

2. Youth violence: A report of the Surgeon General // Department of Health and Human Services. - 2001. - URL: http://www.docstoc. com/docs/34353300/Youth-Violence-A-Report-of-the-Surgeon-General-2001.

3. Longobardi C. et. al. Violence in school: An investigation of physical, psychological and sexual victimization reported by Italian adolescents // Journal of school violence. - 2019. - Vol. 18 (1). - P. 49-61. - DOI: 10.1080/ 15388220.2017.1387128.

4. Caravita S., Colombo B., Stefanelli S., Zigliani R. Emotional, psychophysiological and behavioral responses elicited by the exposition to cyberbullying situations: Two experimental studies // Psicología Educativa. - 2016. -Vol. 22 (1). - P. 49-59. - DOI: 10.1016/ j.pse.2016.02.003.

5. Dementiy L. I. Kupchenko V. E. Personality predictors of coping with school violence among adolescents // International Journal of Psychology. Special Issue: 31st International Congress of Psychology, 24-29 July 2016. -Yokohama, Japan. - July 2016. - Vol. 51. -P. 25.

6. Galal Y., Emadeldin S. Prevalence and correlates of bullying and victimization among school students in rural Egypt // Journal of the Egyptian Public Health Association. - 2019. -Vol. 94 (1). - P. 18.

7. Burt M. A. Cultural myths and supports for rape // Journal of Personality and Social Psychology. - 1980. - Vol. 38. - P. 217-230. -DOI: 10.1037//0022-3514.38.2.217.

8. Cavalcanti J. G., Pimentel C. E. Personality and aggression: A contribution of the General Aggression Model // Estudos de Psicologia (Campinas). - 2016. - Vol. 33 (3). - P. 443-451. -DOI: 10.1590/1982-02752016000300008.

9. Xing Y., Wang M., Wang Y., Wang F. Exploring the reciprocal relations between mothers' and fathers' use and attitudes of corporal punishment in China: A cross-lagged analysis // Child Abuse & Neglect. - 2019. - Vol. 88. -P. 171-178. - DOI: 10.1016/j.chiabu.2018. 11.006.

10. Halstead J. M. The Development of Values, Attitudes and Personal Qualities / A Review of Recent Research Professor. - National Foundation for education Research, 2000. - 100 p.

11. Carnagey N. L., Bushman B.J., Anderson C. A. Video game violence desensitizes players to real world violence // Manuscript submitted

for publication N. L. Carnagey, B. J. Bushman, & C. A Anderson, 2003.

12. Silva G. R., Lima M. L., Barreira A. K., Acioli R. M. Prevalence and factors associated with bullying: differences between the roles of bullies and victims of bullying // J Pediatr (Rio J). - 2020. - Vol. 96, iss. 6. - P. 693701. - DOI: 10.1016/j.jped.2019.09.005.

13. Lord C. G., Lepper M. R. Attitude Representation Theory // Advances in experimental social psychology. - 1999. - Vol. 31. - P. 265-343.

- DOI: 10.1016/S0065-2601(08)60275-0.

14. Anderson C. A, Benjamin A. J., Wood P. K., Bonacci A. M. Development and testing of the Velicer attitudes toward violence scale: Evidence for a four-factor model // Aggressive Behavior. - 2006. - Vol. 32 (2). - P. 122136. - DOI: 10.1002/ab.20112.

15. Bandura A. Social learning theory. - Eng-lewood Cliffs, NJ : Prentice - Hall Inc, 1977.

16. Фурманов И. А. Аттитюды студентов в отношении насилия // Интеграция образования. - 2020. - Т. 24, № 4. - C. 622-640. -DOI: 10.15507/1991-9468.101.024.20200 4.622-640.

17. Ferreira M., Lopes F., Aparicio G., Cabral L., Duarte J. Teens and dating: study of factors that influence attitudes of violence Teens and dating: study of factors that influence attitudes of violence // Aten Primaria. - 2014. -Vol. 46. - P. 187-190. - DOI: 10.1016/S02 12-6567(14)70089-7.

18. Dementiy L. I., Kupchenko V. E., Fourma-nov I. A. Teenager's Gender Attitudes Regarding Violence // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. - 2020. - P. 42-49.

- DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.04.6.

REFERENCES

1. Davidson M., Canivez G. Attitudes Toward Violence Scale: Psychometric Properties With a High School Sample. Journal of Interpersonal Violence, 2012, Vol. 27, iss. 18. DOI: 10.1177/0886260512447578.

2. Youth violence: A report of the Surgeon General. Department of Health and Human Services, 2001, available at: http://www. docstoc.com/docs/34353300/Youth-Violence-A-Report-of-the-Surgeon-General-2001.

3. Longobardi C. et. al. Violence in school: An investigation of physical, psychological and sexual victimization reported by Italian adolescents. Journal of school violence, 2019, Vol. 18 (1), pp. 49-61. DOI: 10.1080/15388 220.2017.1387128.

4. Caravita S., Colombo B., Stefanelli S., Zigliani R. Emotional, psychophysiological and behavioral responses elicited by the exposition to cyberbullying situations: Two experimental

studies. Psicología Educativa, 2016, Vol. 22 (1), pp. 49-59. DOI: 10.1016/j.pse.2016.02.003.

5. Dementiy L.I. Kupchenko V.E. Personality predictors of coping with school violence among adolescents. International Journal of Psychology. Special Issue: 31st International Congress of Psychology, 24-29 July 2016, Yokohama, Japan, July 2016, Vol. 51, p. 25.

6. Galal Y., Emadeldin S. Prevalence and correlates of bullying and victimization among school students in rural Egypt. Journal of the Egyptian Public Health Association, 2019, Vol. 94 (1), p. 18.

7. Burt M.A. Cultural myths and supports for rape. Journal of Personality and Social Psychology, 1980, Vol. 38, pp. 217-230. DOI: 10.1037//0022-3514.38.2.217.

8. Cavalcanti J.G., Pimentel C.E. Personality and aggression: A contribution of the General Aggression Model. Estudos de Psicologia (Campinas), 2016, Vol. 33 (3), pp. 443-451. DOI: 10.1590/1982-02752016000300008.

9. Xing Y., Wang M., Wang Y., Wang F. Exploring the reciprocal relations between mothers' and fathers' use and attitudes of corporal punishment in China: A cross-lagged analysis. Child Abuse & Neglec, 2019, Vol. 88, pp. 171178. DOI: 10.1016/j.chiabu.2018.11.006.

10. Halstead J.M. The Development of Values, Attitudes and Personal Qualities / A Review of Recent Research Professor. National Foundation for education Research, 2000. 100 p.

11. Carnagey N.L., Bushman B.J., Anderson C.A. Video game violence desensitizes players to real world violence. Manuscript submitted for publication N.L. Carnagey, B.J. Bushman, C.A. Anderson, 2003.

Информация о статье Дата поступления 28 февраля 2023 Дата принятия в печать 23 мая 2023

Сведения об авторах

Купченко Виктория Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55 E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5893-0225.

12. Silva G.R., Lima M.L., Barreira A.K., Acioli R.M. Prevalence and factors associated with bullying: differences between the roles of bullies and victims of bullying. J Pediatr (Rio J), 2020, Vol. 96, iss. 6, pp. 693-701. DOI: 10.1016/j.jped.2019.09.005.

13. Lord C.G., Lepper M.R. Attitude Representation Theory. Advances in experimental social psychology, 1999, Vol. 31, pp. 265-343. DOI: 10.1016/S0065-2601(08)60275-0.

14. Anderson C.A., Benjamin A.J., Wood P.K., Bonacci A.M. Development and testing of the Velicer attitudes toward violence scale: Evidence for a four-factor model. Aggressive Behavior, 2006, Vol. 32 (2), pp. 122-136. DOI: 10.1002/ab.20112.

15. Bandura A. Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ : Prentice -Hall Inc Publ., 1977.

16. Furmanov I.A. Attityudy studentov v otnoshenii nasiliya. Integratsiya obrazovaniya, 2020, Vol. 24. no. 4, pp. 622-640. DOI: 10.155 07/1991-9468.101.024.202004.622-640. (In Russian).

17. Ferreira M., Lopes F., Aparicio G., Cabral L., Duarte J. Teens and dating: study of factors that influence attitudes of violence Teens and dating: study of factors that influence attitudes of violence. Aten Primaria, 2014, Vol. 46, pp. 187-190. DOI: 10.1016/S0212-6567(14)70089-7.

18. Dementiy L.I., Kupchenko V.E., Fourmanov I.A. Teenager's Gender Attitudes Regarding Violence. European Proceedings of Social and Behavioral Sciences, 2020, pp. 42-49. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.04.6.

Article info

Received February 28, 2023 Accepted May 23, 2023

About the authors

Kupchenko Victoria Evgenievna - PhD in

Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of General and Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). Postal address: 55, Mira pr., Omsk, 644077, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5893-0225.

Лукина Дарья Дмитриевна - методист Омского авиационного колледжа им. Н. Е. Жуковского (Омск, Россия). Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, ул. Ленина, 24. E-mail: [email protected].

Для цитирования

Купченко В. Е., Лукина Д. Д. Тендерные особенности установок в отношении насилия у подростков // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2023. - № 2. - С. 1828. DOI: 10.24147/2410-6364.2023.2.18-28.

Lukina Daria Dmitrievna - Methodist, Zhukovsky Omsk Aviation College (Omsk, Russia). Postal address: 24, Lenina ul., Omsk, 644024, Russia. E-mail: [email protected].

For citations

Kupchenko V.E., Lukina D.D. Gender Features of Attitudes Regarding Violence among Teenagers. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2023, no. 2, pp. 18-28. DOI: 10.24147/2410-6364.2023.2.18-28. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.