Психолог
Правильная ссылка на статью:
Шабаева А.В., Митина Г.В., Хасанова М.И. — Взаимосвязь родительских установок с самоотношением подростков // Психолог. - 2019. - № 4. DOI: 10.25136/2409-8701.2019.4.30562 URL: https ://nbpubMLcom/fcary_read_article.php?id=30562
Взаимосвязь родительских установок с самоотношением подростков
Шабаева Антонина Владимировна
кандидат психологических наук
доцент кафедры педагогики и психологии, ЧОУ ВО "Восточная экономико-юридическая гуманитарная
академия"
450071, Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Мзнделеева, 215/4
И [email protected] Митина Галина Владимировна
кандидат философских наук
доцент кафедры общей и социальной психологии, ФГБОУ ВО Башкирский государственный
педагогический университет им. М. Акмуллы
450008, Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 3-а
Хасанова Минсьлу Илгизаровна Л
педагог-психолог, Муниципальное автономоное общеобразовательное учреждение «Лицей № 155» городского округа города Уфы Республики Башкортостан \
450073, Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Натальи Ковшовой, 10/1 \ \
Статья из рубрики "Психология развития"
Аннотация.
Цель исследования - изучить взаимосвязь родительских установок и драйверов с самоотношением подростков. Предметом исследования выступили родительские установки, драйверы и самоотношение подростков. Эмпирическим объектом исследования явилась выборка подростков в возрасте от 13 до 15 лет в количестве 50 человек (26 девочек-подростков и 24 мальчика-подростка), а также 60 родителей, из них 30 матерей и 30 отцов. По итогам эмпирического исследования получены научные факты о характере взаимосвязи между родительскими установками, драйверами и самоотношением подростков. В рамках программы исследования использовались методики диагностики самоотношения, родительских установок, иррациональных установок, опросник по драйверам. Для обработки данных использовался корреляционный анализ Ч. Спирмена и непараметрический критерий оценки значимости различий между группами и Манна-Уитни. Материалы и сделанные на их основе выводы пополняют научный арсенал знаний о подростках и возможностях оказания им психологической помощи в личностном развитии. Основные выводы исследования включают следующие положения: 1. Партнерские отношения между отцами и детьми
положительно связаны с адекватным самоотношением подростков.2. Для мальчиков-подростков более значимы установки обоих родителей, а для девочек-подростков важнее установки матерей.3. Внутренняя неустойчивость девочек-подростков, проявление у них саморефлексии и самообвинения взаимосвязаны с родительскими установками долженствования.4. Компонент «Отраженное самоотношение» мальчиков-подростков в большей степени связан с воспитанием матери, чем с воспитанием отца.5. У мальчиков-подростков излишняя строгость отца положительно связана с «Самопринятием», а излишняя строгость матери связана с «Отраженным самоотношением».
Ключевые слова: самопринятие, самоуважение, драйверы, иррациональные установки, родительские установки, подросток, самоотношение, самообвинение, самоценность, самоуверенность
DOI:
10.25136/2409-8701.2019.4.30562
Дата направления в редакцию:
24-08-2019
Дата рецензирования:
25-08-2019
Одной из наиболее актуальных проблем современной психологической науки и практики является исследование самоотношения и его роли в развитии гармоничной личности. Недостаток разработанности подходов к исследованию самоотношения как в отечественной, так и в зарубежной психологии приводит к различным путям понимания генезиса самоотношения личности. Н. А. Бердяев, Д. И. Фельдштейн, В. А. Ядов под самоотношением понимают самосознание. М. Розенберг, В. Ф. Сафин самоотношение отождествляют с самооценкой. Р. Бернс, С. Куперсмит, М. И. Лисина и др. рассматривают самоотношение как интегративную самооценку. Г. Каплан, И. С. Кон, Х. Маркус под самоотношением подразумевают самоуважение. С самопринятием идентифицируют самоотношение Д. Марвел, К. Роджерс. Д. Марвел и Л. Уэллс понимают под самоотношением любовь к себе. Работы Р. Бернса, И. С. Кона, С. Куперсмита, С. Р. Пантелеева, О. А. Тихомандрицкой, И. И. Чесноковой и др., рассматривают становление самоотношения как эмоционально-ценностной составляющей «Я»-концепции. И. С. Кон, Н. И. Сарджвеладзе, В. В. Столин рассматривают самоотношение как систему установок, направленных на себя. Значимость формирования устойчивого самоотношения описаны у Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Опираясь на концепции данных авторов, можно определить самоотношение как чувство, направленное на свою личность, выражающееся при позитивном самоотношении в любви и самоуважении, эмпатии к собственному «Я», отношении к себе как к ценности.
В связи с существованием противоречащих теорий, рассматривающих феномен самоотношения, возникает необходимость в более подробном его изучении. Также требует рассмотрения вопрос взаимозависимости самоотношения с другими
психологическими явлениями.
Основным фундаментом формирования позитивного самопринятия личности в раннем возрасте является одобрение ребенка в детско-родительских отношениях. Первоначально формирование самоотношения личности происходит неосознанно, выступает как некритично перенесенное вглубь личности отношение значимых взрослых. М. И. Лисина подчеркивает, что в раннем возрасте отмечается слабое развитие когнитивного компонента самоотношения при доминирующем эмоционально-ценностном,
выражающем позитивное отношение ребенка к себе. Т. В. Архиреева-^ придерживается мнения, что этап формирования самоуважения начинается у детей в период дошкольного возраста. Самоуважение уже представляет собой формирование условного отношения других людей к ребенку.
Ряд исследователей, среди которых И. С. Кон, В. С. Мухина, И. И. Чеснокова и др. утверждают, что подростковый возраст является критическим периодом для формирования самоотношения. Критичность периода связана с появляющимися особенностями возрастного развития: повышенная чувствительность к воздействиям внешней среды, готовность к усвоению новых форм поведения и знаний, возникновение наиболее эффективных форм взаимодействия в системе «ребенок-взрослый» и «ребенок - ребенок», достаточно высокий уровень интеллекта, потребность в понимании самого себя.
Для ребенка отношения родителей являются ценным ресурсом знаний об устройстве семьи и ее функционировании. Родительские установки и ожидания играют важную роль в механизмах семейной системы, они позволяют ребенку бессознательно или осознанно формировать представления о собственном жизненном пути, о нормах приемлемого поведения, а также представление о способах достижения цели в рамках его жизненного сценария. По мнению Д. И. Фельдштейна основная задача детства - переход во взросление. Перестраивание модели поведения, появление новых социальных обязанностей и изменения в системе взаимоотношений ведут к формированию новой «Я-концепции» личности. Поэтому поддержка со стороны родителей не менее важна на
данном жизненном этапе, чем в период младшего школьного возраста --15!.
Таким образом, теоретическая актуальность изучения проблемы самоотношения обусловлена ключевой ролью данного феномена в развитии личности. Сопровождение переходного периода социальным кризисом обостряют потребность подростка в углубленном понимании отношения к себе.
Проблемой изучения родительских установок и самоотношения подростков в настоящее время занимается ряд российских ученых. Они рассматривают отдельные аспекты и факторы этого процесса. Изучением влияния стиля материнского воспитания на
самоотношение личности подростков занимаются Н. С. Борзилова, А. Г. Ткаченко-2^. Гендерные различия самоотношения современных подростков описывают исследователи Е. А. Денисова, Н. А. Воробьева-3^. Особенности самосознания подростков в семьях с
разными детско-родительскими отношениями рассматривает Е. А. Евтушенко-4-. Вопросом влияния детско-родительских отношений на становление подростка
занимаются К. Е. Кузьмина Е. А. Овсянникова и Н. С. Ткаченко-10-. Самоотношение
подростков с делинквентным поведением изучают С. М. Колкова и Н. Н. Вишнякова-5!.
Проблемой родительских установок занимается А. И. Крайлюк-6-. Самоотношение подростка в условиях совместно-распределенной учебной деятельности изучает Н. В.
Котина [7-8]. Изучением родительских установок матерей занимаются Е. Н. Персиянцева
Е. Н. Петрова t12!, Н. А. Сергеева и Н. А. Кустова^14!. Внимание Н. И. Семенихиной
приковано к исследованию взаимосвязи стиля родительского воспитания, его восприятия подростком и уровня его самооценки.
Несмотря на вышеперечисленные современные исследования, в отечественной и зарубежной психологии существует недостаток исследований, направленных на изучение взаимосвязи родительских установок с самоотношением подростков. Этот факт является существенным поводом для изучения данного вопроса.
Предмет и цель исследования. Противоречие между актуальностью исследования взаимосвязи родительских установок с самоотношением подростков и недостаточной разработанностью вопроса позволило нам сформулировать цель исследования - изучить взаимосвязь родительских установок и драйверов с самоотношением подростков. Предметом исследования выступили родительские установки, драйверы и самоотношение подростков. Эмпирическим объектом исследования явилась выборка подростков в возрасте от 13 до 15 лет в количестве 50 человек (26 девочек-подростков и 24 мальчика-подростка), а также 60 родителей, из них 30 матерей и 30 отцов.
Методы и методики исследования. В соответствии с целью работы была разработана программа исследования, в рамках которой были использованы следующие методики: 1. Методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева; 2. Тест-опросник изучения родительских установок (Методика PARI) Е.С. Шефер, Р. К. Белл; 3. Опросник по драйверам (Мэри Кокс) адаптирован А. Конопляник; 4. Методика диагностики иррациональных установок Альберта Эллиса.
Данные, полученные по каждой из методик эмпирического исследования, проходили проверку на наличии различий с помощью непараметрического критерия U Манна-Уитни и взаимосвязей с помощью корреляционного анализа r-Спирмена в пакете компьютерной программы SPSS Statistica 23.0.
Результаты исследования. На первом этапе эмпирического исследования были рассмотрены показатели самоотношения подростков мальчиков и девочек. Данные по методике исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева представлены в таблице 1.
Таблица 1
Различия по уровню показателей самоотношения у девочек-подростков и у мальчиков-
подростков
Средние значения
Шкалы опросника Девочки (n = 26) Мальчики (n = 24) U- критерий Статистическая значимость
Внутренняя честность 6 6,54 387 0,117
Самоуважение 5,69 6,58 397 0,093
Саморуководство 6,35 6,29 323,5 0,817
Отраженное самоотношение 5,77 5,54 309 0,953
Самоценность 7,04 6,42 259 0,294
Г" у- У- л г- -» А Г-
самопринятие 5,61 5 264,5 0,346
Самопривязанность 5,65 5,88 327 0,763
Внутренняя конфликтность 5,23 4,04 188,5 0,015*
Самообвинение 4,65 4 265,5 0,359
При икр (0,05) = 226, при икр (0,01) = 191 При * уровне значимости 0,05 (двусторонняя)
При сравнении компонентов самоотношения у мальчиков-подростков и девочек-подростков видна следующая тенденция. Все показатели самоотношения находятся как у мальчиков, так и у девочек в диапазоне нормативных значений.
Значимое различие показателей самоотношения было выявлено по одной шкале -«Внутренняя конфликтность» (U = 188,5, при p<0,05). У девочек внутренняя конфликтность выше, чем у мальчиков. Но оба показателя лежат в пределах значимости нормы, что свидетельствует о том, что внутренние сомнения, несогласие с собой и переживание чувства вины у подростков не проявлено. Но баллы у девочек-подростков выше и это значит, что у них существует вероятность к более сильным внутренним переживаниям и терзаниям, которые могут привести к упадку сил и отразится в депрессивном настрое по отношению к собственным мыслям и действиям. Нормальные показатели шкалы «Внутренняя конфликтность» информируют о том, что у подростков есть склонность к рефлексии и к глубокому проникновения в себя, адекватному образу «Я» и отсутствует механизм вытеснения.
На следующем этапе эмпирического исследования проведено сравнение установок родителей. Полученные результаты представлены в таблице 2. Из всех шкал, взятых их теста-опросника PARI, опросника по драйверам и методике диагностики иррациональных установок, статистические различия выявлены по двум показателям.
Таблица 2
Различия между установками матерей и отцов
Шкала Средние значения U- критерий Статистическая значимость
Матери (n = 30) Отцы (n = 30)
Раздражительность, вспыльчивость 10,73 11,87 312 0,045*
Будь совершенством 2,65 3,48 252 0,005*
При * уровне значимости 0,01 (двусторонняя)
При ** уровне значимости 0,05 (двусторонняя) При икр (0,01) = 292 икр (0,05) = 338
Первая шкала «Раздражительность, вспыльчивость» (U = 312, при p<0,05) относящаяся к тесту-опроснику PARI указывает на то, что у отцов данный показатель выше, чем у
матерей. Раздражительность мужчин обусловлена биологическими особенностями, поэтому между подростками и отцами может возникнуть эмоциональная дистанция. Вторая шкала, по которой были выявлены отличия, относится к опроснику по драйверам. Значимые различия между драйверами матерей и отцов выявлены в установке «Будь совершенством» (U = 252, при p<0,01). Шкала «Будь совершенством» превалирующая у мужчин подтверждает то, что мужской пол преследует желание быть в лидирующей позиции, избегает ошибок и боится критики в свой адрес. При этом по отношению к другим людям они более требовательны, с чем и связано недовольство по отношению к выполняемой роли супруги. Вероятность того, что мужчины были менее искренны в своих ответах, также не исключена. Желание быть совершенным в глазах окружающих и давать социально одобряемые ответы, могут преследоваться той же установкой «Будь совершенством». Для более точного рассмотрения данного факта возможны дальнейшие из уч е ния .
На третьем этапе эмпирического исследования проведен корреляционный анализ взаимосвязей родительских установок и драйверов с компонентами самоотношения у подростков по критерию Ч. Спирмена. С целью углубленного изучения взаимосвязей выборка была разделена на четыре группы: I. Матери и дочери; II. Матери и сыновья; III. Отцы и дочери; IV. Отцы и сыновья.
В результате изучения взаимосвязи показателей матерей с их детьми были получены следующие корреляции, представленные в таблице 3 и 4.
Таблица 3
Корреляционный анализ показателей драйверов, родительских и иррациональных установок матерей и самоотношения девочек подростков
Показатели Коэффициент корреляции (rs)
Самоценность и Ограниченность интересов 0,769**
Самопринятие и Создание безопасности -0,544**
Самоценность и Семейные конфликты -0,692**
Самообвинение и Долженствование в отношении других -0,713**
Самоуверенность и Самооценка рационального мышления -0,545*
Саморуководство и Сверхавторитет -0,593*
Саморуководство и «Безучастность» мужа -0,557*
Саморуководство и Долженствование в отношении других 0,534*
Отраженное самоотношение и Семейные конфликты -0,645*
Самоценность и Самооценка рационального мышления -0,603*
Самоценность и Зависимость матери -0,615*
Самоценность и Партнерские отношения 0,540*
Самоценность и Раздражительность -0,646*
Самопринятие и Ограниченность интересов 0,574*
Самопривязанность и Излишняя строгость 0,696*
Самопривязанность и Преодоление сопротивления 0,568*
Внутренняя конфликтность и Раздражительность 0,561*
Самообвинение и «Безучастность» мужа 0,535*
При * корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя) При ** корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя) При гекр (0,01) = 0,68 гекр (0,05) = 0,54
Таблица 4
Корреляционный анализ показателей драйверов, родительских и иррациональных установок матерей и самоотношения мальчиков-подростков
Показатели Коэ ффиц иент корреляции (^)
Отраженное самоотношение и Ощущение самопожертвования 0,733**
Отраженное самоотношение и Подавление сексуальности 0,739**
Отраженное самоотношение и Излишняя строгость 0,630**
Отраженное самоотношение и Чрезмерная забота 0,611**
Отраженное самоотношение и Самооценка рационального мышления -0,721**
Самоуверенность и Зависимость матери -0,630**
Самоуверенность и Раздражительность -0,665**
Отраженное самоотношение и Создание безопасности 0,599*
Отраженное самоотношение и Подавление агрессии 0,640*
Отраженное самоотношение и Сверхавторитет 0,546*
Внутренняя конфликтность и Зависимость матери 0,533*
Внутренняя конфликтность и Будь сильным -0,502*
Самообвинение и Неудовлетворенность ролью домохозяйки 0,558*
Самообвинение и Вербализация 0,568*
Самообвинение и Уравновешенные отношения 0,585*
Самообвинение и Излишняя строгость -0,535*
Самообвинение и Катастрофизация 0,499*
При * корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя) При ** корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя) При гекр (0,01) = 0,64 гекр (0,05) = 0,50
В I группе матерей и их дочерей было обнаружено 18 взаимосвязей: из них 4 корреляции на уровне значимости р<0,01. Выявлены отрицательные корреляции между компонентами самоотношения девочек-подростков и установками их матерей: «Самоценность» и «Семейные конфликты» (ге = -0,692), «Самопринятие» и «Создание безопасности» (ге = -0,544), «Самообвинение» и «Долженствование в отношение других»
(ге = -0,713). А также положительная корреляция между компонентами «Самоценность» и «Ограниченность интересов женщины» (ге = 0,7б9). Если взять во внимание корреляции родительских установок матерей, связанных с компонентом самоотношения «Самоценность» у дочерей, при р<0,05, то насчитывается 4 связи. Значимыми установками, взаимосвязанными с данным компонентом, становятся «Самооценка рационального мышления» (ге = -0,б03), «Зависимость матери» (ге = -0,б15), «Партнерские Отношения» (ге = 0,540), «Раздражительность» (ге = -0,б4б). Семейные конфликты, в которых участвуют матери, неблагоприятно отражаются на самоценности девочек-подростков. Иррациональные установки матерей о долженствовании в отношении других и его взаимосвязи с самообвинением девочек-подростков говорит, скорее всего, о том, что требование матерей соблюдения долга по отношению к обществу, к семье, к школе обязательны. Следует подчеркнуть, что женский пол больше склонен к саморефлексии и обвинению себя по отношению к другим, в соответствии с этим, матери часто стараются выполнить свой долг перед другими, что вызывает у них чрезмерные переживания и тревогу.
В группе II матерей и сыновей выявлены 17 взаимосвязей: из них 7 корреляций на уровне значимости р<0,01. Обнаружены отрицательные корреляции между компонентами самоотношения мальчиков-подростков и установками матерей: «Самоуверенность» и «Зависимость матери» (гб = -0,630), «Самоуверенность» и «Раздражительность» (ге = -0,бб5), «Отраженное самоотношение» и «Самооценка рационального мышления» (ге = - 0,721). А также положительные корреляции: «Отраженное самоотношение» и «Ощущение самопожертвования матери» (ге = 0,733), «Отраженное самоотношение» и «Излишняя строгость» (ге = 0,б30), «Отраженное самоотношение» и «Чрезмерная забота» (ге = 0,б11), «Отраженное самоотношение» и «Подавление сексуальности» (ге = 0,739). Излишняя строгость, суровость матерей имеет отрицательную корреляцию с самообвинением мальчиков-подростков. При увеличении излишней строгости снижается самообвинение у мальчиков-подростков. Чрезмерная забота матери также положительно сказывается на отраженное самоотношение мальчиков-подростков, скорее всего, на примере общения с матерью, мальчики-подростки понимают, какое им бы хотелось иметь отношение к себе со стороны других окружающих людей. Вполне вероятно, что чрезмерная забота о других членах семьи у матерей вызывает ощущение самопожертвования. Ощущение самопожертвования матерей также положительно взаимосвязано с компонентом «Отраженное самоотношение». В связи с чем, напрашивается заключение, что мальчикам-подросткам такое внимание со стороны родителя приятно. Положительная корреляция с признаком подавление сексуальности со стороны матерей вполне может означать, что представления мальчиков-подростков по данному вопросу совпадает с мнением матерей и не вызывает пренебрежения или непринятия. Судя по полученным результатам, компонент самоотношения «Отраженное самоотношение» мальчиков-подростков в большей степени зависит от воспитания матери, чем от воспитания отца в семье, так как из 17 полученных связей 8 приходится на компонент «Зеркального Я» или «Отраженного самоотношения» (рис.1).
пакшителкнн {р
Рис. 1. Корреляционные связи установок матерей с компонентами самоотношения
мальчиков-подростков
У мальчиков-подростков большое число корреляций с показателем «Отраженное самоотношение» соотносятся с установками матерей. Отраженное самоотношение связано с идентификацией по половой и гендерной принадлежности подростка. В связи с этим, возникают два предположения, либо мальчики-подростки имеют проявления женственности и тянутся больше к матерям, либо большинство матерей имеют больше маскулинные или андрогенные проявления и более авторитетны в глазах детей-подростков, чем отцы в семье. Отрицательная корреляция установки «Самооценка рационального мышления» и компонента самоотношения подростков-мальчиков «Отраженного самоотношения», говорит, о том, что при рационализации со стороны матери поступков ребенка снижается показатель отраженного самоотношения. Скорее всего, это связано с безусловной любовью матери. Другим значимым компонентом самоотношения мальчиков-подростков становится «Самоуверенность». Он коррелирует с «Зависимостью» матерей (rs = -0,630) и «Раздражительностью» (rs = -0,665). Раздражительность и вспыльчивость, а также зависимость и несамостоятельность матерей подрывает уверенность мальчиков-подростков.
В группе III отцов и дочерей выявлено 2 корреляции, при значимости на уровне p<0,05. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 5.
Таблица 5
Корреляционный анализ показателей родительских иррациональных установок отцов и
самоотношения девочек-подростков
Показатели Коэффициент корреляции (rs)
Самопринятие и Партнерские отношения 0,476*
Внутренняя конфликтность и Долженствование в отношении других -0,532*
При * корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя)
При гекр (0,01) = 0,48 гекр (0,05) = 0,58
Анализируя полученные результаты можно сказать, что девочки при общении на равных партнерских отношениях с отцами повышают «Самопринятие» и, следовательно, принимают свои недостатки и достоинства, рассматривая их как личностные особенности. Как и в ситуации с матерями, при высоком долженствовании в отношении к подростку-девочке возникает неудовлетворенность по отношению к своим поступкам, что выражается во внутренней неустойчивости, склонности к саморефлексии и самокопанию.
В группе IV между отцами и сыновьями выявлено 2б корреляций: из них 2 отрицательные и 7 положительных на уровне значимости р<0,01. Результаты пре дс та в ле ны в та б лице б.
Таблица б
Корреляционный анализ показателей родительских и иррациональных установок отцов и
самоотношения мальчиков-подростков
Показатели Коэффициент корреляции )
Внутренняя честность и Долженствование в отношениях других 0,839**
Самоуверенность и Партнерские отношения 0,834**
Самопривязанность и Уклонение от контакта с ребенком 0,817**
Самоценность и Радуй других 0,805**
Отраженное самоотношение и Создание безопасности 0,741**
Самоценность и Зависимость матери 0,736**
Самопринятие и Излишняя строгость 0,755**
Внутренняя конфликтность и Партнерские отношения -0,845**
Внутренняя честность и Уравновешенные отношения -0,743**
Внутренняя честность и Чрезмерное вмешательство -0,710*
Самоуверенность и Чрезмерная забота 0,711*
Самоуверенность и Ограниченный интерес 0,б83*
Саморуководство и Сверхавторитет 0,б38*
Саморуководство и Партнерские отношения 0,б38*
Самоценность и Ограниченность интересов 0,б10*
Самоценность и Семейные конфликты 0,732*
Самоценность и Излишняя строгость 0,б37*
Самоценность и Чрезмерная забота 0,71б*
Самоценность и Создание безопасности 0,702*
Самопринятие и Исключение внесемейных влияний 0,707*
Самопринятие и Создание безопасности 0,б18*
Самопринятие и Семейные конфликты 0,б47*
Самообвинение и Радуй других -0,ббб*
Самообвинение и Подавление сексуальности -0 705*
Самообвинение и Создание безопасности -0,675*
Самообвинение и Семейные конфликты -0,625*
При * корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя) При ** корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя) При гекр (0,01) = 0,76 гекр (0,05) = 0,61
Значимыми положительными взаимосвязями являются: «Внутренняя честность» и «Долженствование в отношении других» (ге = 0,839), «Самоуверенность» и «Партнерское отношение» (ге = 0,834), «Отраженное самоотношение» и «Создание безопасности» (ге = 0,741), «Самоценность» и «Зависимость матери» (ге = 0,736), «Самоценность» и «Радуй других» (ге = 0,805), «Самопринятие» и «Излишняя строгость» (ге = 0,755), «Самопривязанность» и «Уклонение от контакта с ребенком» (ге = 0,817). К отрицательным корреляциям можно отнести: компонент самоотношения мальчиков-подростков «Внутренняя конфликтность» и установка отцов «Партнерские отношения» (ге = -0,845), компонент самоотношения мальчиков-подростков «Внутренняя честность» и установка отцов «Уравновешенные отношения» (ге = -0,743). На рис.2 наглядно представлены полученные взаимосвязи между компонентами самоотношения подростков-сыновей и установками отцов.
Рис. 2. Корреляционные связи установок отцов с компонентами самотношения
мальчиков-подростков
Излишняя строгость, как матери, так и отца положительно сказывается на самоотношении мальчиков-подростков. Это воспитывает в подростках мужского пола ответственность, дисциплинированность и упорство, а также закаляет силу воли. При высоком показателе у отца иррациональной установки «Долженствования по отношению к окружающим» возрастает и внутренняя честность у мальчиков-подростков, что говорит о стремлении быть более честным с собой и менее зависимым от других. Отцовская требовательность, как и излишняя строгость, оказывает положительный эффект на воспитание подростков мужского пола.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что отцы более требовательны к сыновьям, чем к дочерям. Скорее всего, это обусловлено тем, что воспитание девочек-подростков остается обязанностью матерей, а мальчиков-подростков больше отцов. Партнерские отношения, выстроенные между отцами, как с мальчиками, так и с девочками-подростками, положительно сказываются на формировании адекватного самоотношения подростков. Зависимость и несамостоятельность матери, оцененное со стороны отцов, и компонент самоотношения «Самоценность» у мальчиков-подростков взаимосвязаны. И чем крепче мать вовлечена в семейные отношения, по мнению отца, тем больше ценит себя мальчик-подросток, как уникального человека. Также на самоценность оказывает воздействие отцовская установка «Радуй других». Желание отца угождать членам своей семьи, а в частности быть внимательным к сыну, тоже благоприятно сказывается на самоотношении подростка мужского пола. Уклонение отца от контакта с ребенком может побудить к избеганию внутренних изменений. Чем выше самопривязанность у мальчиков-подростков, тем ригиднее желание совершенствовать свои навыки и личностные качества, а также выше желание сохранить имеющиеся оценки, взгляды на самого себя.
Новизна и область применения результатов. По итогам эмпирического исследования получены научные факты о характере взаимосвязи между родительскими установками, драйверами и самоотношением подростков; полученный объем фактических данных позволяет определить важные направления коррекционно-развивающей работы с подростками и их родителями по оптимизации процесса формирования позитивного самоотношения; материалы и сделанные на их основе выводы пополняют научный арсенал знаний о подростках и возможностях оказания им психологической помощи в личностном развитии.
Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать следующие выводы:
1. Девочки-подростки более склонны к внутренней конфликтности, чем мальчики-подростки.
2. У отцов показатели по установкам «Раздражительность, вспыльчивость» и драйверу «Быть совершенством» выше, чем у матерей.
3. Партнерские отношения между отцами и детьми положительно связаны с адекватным самоотношением подростков.
4. Для мальчиков-подростков более значимы установки обоих родителей, а для девочек-подростков важнее установки матерей, чем отцов.
5. Внутренняя неустойчивость девочек-подростков, проявление у них саморефлексии и самообвинения взаимосвязаны с родительскими установками долженствования.
6. Компонент «Отраженное самоотношение» мальчиков-подростков в большей степени связан с воспитанием матери, чем с воспитанием отца. Отраженное самоотношение связано с половой и гендерной идентификацией подростка.
7. У мальчиков-подростков излишняя строгость отца положительно связана с компонентом «Самопринятие», а излишняя строгость матери связана с «Отраженным самоотношением».
8. Раздражительность и вспыльчивость, а также зависимость и несамостоятельность матерей снижает показатель уверенности мальчиков-подростков.
9. При высоком показателе у отца иррациональной установки «Долженствования по отношению к окружающим» возрастает и внутренняя честность у мальчиков-подростков, что говорит о стремлении быть более честным с собой и менее зависимым от других.
10. Желание отца быть внимательным к сыну благоприятно отражается на самоотношении подростка мужского пола. Уклонение отца от контакта с ребенком может побудить подростка к избеганию внутренних изменений.
Библиография
1. Архиреева Т. В., Полевая Е. В. Мотивация к отцовству как детерминанта отношения отца к ребенку // Семейная психология и семейная терапия. 2006. №1. С. 75-89.
2. Борзилова Н. С., Ткаченко А. Г. Влияние стиля материнского воспитания на самоотношение личности подростков // Молодой ученый. 2016. №13 (117). С. 885890.
3. Денисова Е. А., Воробьева Н. А. Гендерные различия самоотношения современных подростков // Журнал «Вектор науки ТГУ» Сер. Педагогика, психология. 2017.
№ 3(30). С. 48-53.
4. Евтушенко Е. А. Особенности самосознания подростков в семьях с разными детско-родительскими отношениями // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб.ст. по матер. LIII междунар.науч.-практ. конф. 2015. № 6 (52). URL: https://sibac.info/conf/pedagog/liii (дата обращения: 30.04.2019).
5. Колкова С. М., Вишнякова Н. Н. Самоотношение подростков с делинквентным поведением // Психология обучения. 2015. № 6. С. 42-49.
6. Крайлюк А. И. Родительские установки: теоретические аспекты // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Сер.: Пегагогика, психология. 2015. Том.21. №3. С. 78-82.
7. Котина Н. В. Самоотношение подростка в условиях совместнораспределенной учебной деятельности// Вестник МГПУ, Педагогика и психология. 2016. № 3 (37). С. 109-116.
8. Котина Н. В. Изменение самоотношения детей младшего подросткового возраста в условиях совместно-распределенной учебной деятельности: Автореф. дис...канд. психол. наук. Ярославль. 2016. 226 с.
9. Кузьмина К. Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе // Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2015. № 11(ноябрь). URL: https://e-koncept.ru/2015/15406.htm (дата обращения: 05.05.2019).
10. Овсяникова Е. А., Ткаченко Н. С. Влияние детско-родительских отношений на выбо[ подростками копинг-стратегии // Научные ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 26 (197). Вып.24. С. 162-169.
11. Персиянцева Е. Н. Родительские установки матерей с разным уровнем качества жизни // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 22. С. 558.
12. Петрова Е. Н. Сравнительный анализ родительских установок у матерей // Субъект поз на ния , де я те льно сти и о бще ния в из ме ня ющ е мс я о б ще ств е . Ма те риа лы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученных. 2015. С. 257-259.
13. Семенихина Н. И. Исследование взаимосвязи стиля родительского воспитания, и его восприятия подростком и уровня его самооценки // Международный электронный научн.жур-л. 2015. №3(15). URL:
https ://cybeгlenmka.гu/artide/v/issledovame-vzaimosvyazi-stNya-гoditelskogo-vospitaniya-ego-vospriyatiya-podrostkom-i-urovnya-ego-samootsenki (дата обращения 18.05.2019)
14. Сергеева Н. А., Кустова Н. А. Личностные качества и родительские установки матерей, воспитывающих детей с органиченными возможностями по сосотоянию здоровья // Личность и общество: проблемы взаимодействия Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2014. С. 182-184.
15. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: в 2 т. М. 2005. 208 с.