УДК 159.922
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 3
С. С. Савенышева, В. Ф. Чижова
МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОР ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА1
Изучение влияния родительского отношения на психическое развитие ребенка ведется в нашей стране и за рубежом уже длительное время. Актуальность выбранного периода в исследовании связана с тем, что психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте отличается наиболее высоким темпом, и в значительной степени зависит от различных факторов среды, среди которых отношения с близким взрослым играют ведущую роль (в раннем возрасте, как правило, с матерью). Исследования влияния родительского отношения и стилей воспитания в большей мере сосредоточены на изучении дошкольного и школьных возрастов.
Если проанализировать современные исследования влияния родительского (чаще материнского) отношения на психическое развитие ребенка раннего возраста, то можно отметить, что они ведутся в следующих направлениях.
Влияние стилей воспитания на психическое развитие ребенка. В основе стиля воспитания, особенностей детско-родительского взаимодействия, по мнению большинства авторов, лежит родительское отношение [1]. Исследователями разрабатываются различные классификации стилей воспитания, анализируется их влияние на развитие ребенка. Специалисты, занимающиеся исследованием стилевых особенностей воспитания, выделяют следующие основные параметры взаимодействия родителя с ребенком: автономия — контроль; отвержение — принятие; степень эмоциональной близости, привязанности; непоследовательность — последовательность; требовательность и т. д. [2, с. 30]. В отечественной психологии достаточно подробно изучалось негативное влияние некоторых стилей воспитания на развитие дошкольника. В литературе обосновывается патогенность отдельных типов воспитания для нервно-психического развития ребенка (их роль в формировании неврозов у детей), а также для формирования некоторых индивидуально-психологических особенностей ребенка [3-8]. В большинстве работ говорится, что «эмоциональное отвержение» родителя, жестокое обращение с ребенком, так называемое «халатное» воспитание, гиперопека, ситуация безнадзорности или недостаток заботы о ребенке особенно способствуют эмоциональному неблагополучию ребенка и поведенческим нарушениям. В настоящее время исследователи рассматривают психологическое взаимодействие матери и ребенка уже не как односторонний процесс влияния родителя на развитие ребенка, а как двусторонний процесс, где каждый является активным партнером психологического взаимодействия [9, 10].
Савенышева Светлана Станиславовна — канд. психол. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]
Чижова Валерия Фанильевна — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]
1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 13-06-00480 на тему «Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза». © С. С. Савенышева, В. Ф. Чижова, 2013
Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста подробно анализируется в русле теории привязанности. В ее основе лежит понятие об эмоциональном комфорте, необходимом для психического развития, наличие потребности в безопасности и роль матери в их обеспечении, а также влияние этих факторов на формирование личности [9, 11]. На основе заботы и поддержки матери в первый год жизни у ребенка образуется привязанность к ней, как к объекту, эту поддержку обеспечивающему. Качества матери как объекта привязанности (ее физическая и психологическая доступность, а также качество и своевременность оказываемой поддержки) служат источником формирования поведения привязанности и базовой структуры личности (привязанности), обеспечивающей отношение субъекта к миру и своему существованию в нем (базовая модель мира «Я-другой»). Формирование безопасной эмоциональной привязанности матери и ребенка в раннем возрасте обеспечивает основу для его последующего здорового эмоционального и социального развития. Исследования детей со сформированной в раннем возрасте надежной привязанностью демонстрируют более высокий уровень развития этих детей в последующие годы (способность к решению проблем, более высокий уровень игры, преобладание позитивных эмоций, любопытство, уверенность в себе, интерес к учебе, компетентность в общении со сверстниками, социальное лидерство), тогда как дети с ненадежной привязанностью чаще обнаруживают девиантное поведение и другие психопатологические симптомы [9, 12].
В исследованиях последних лет, как в рамках теории привязанности, так и в отечественных концепциях общения, активно анализируются качества матери, необходимые для создания оптимальных условий для развития ребенка [13-17].
Большое значение отношениям ребенка с матерью в раннем возрасте придают психологи психоаналитического направления — А. Фрейд, Д. Винникот, Д. Стерн, М. Малер, М. Кляйн и др. [18].
Актуальность нашего исследования связана также с тем, что в последние десятилетия наблюдаются активные изменения в институте семьи, происходит смена семейных ценностей, изменения традиций в воспитании ребенка. Многие отмечают увеличение интереса к теме воспитания детей, но также увеличение таких отклоняющихся стилей воспитания, как гиперопека и гиперсоциализирующий стиль воспитания. В практике воспитания детей наблюдается тенденция, проявляющаяся в значительном интересе родителей к развитию когнитивной сферы ребенка, начиная с младенческого и раннего возраста, зачастую в ущерб другим сторонам развития. Наряду с этим отмечается усиление формализма в воспитании, когда родители не умеют и не стремятся играть с ребенком, заменяя эмоциональное игровое взаимодействие интеллектуальными занятиями.
Целью нашего исследования являлось изучение взаимосвязи отношения матери к ребенку, особенностей взаимодействия с ним в период раннего детства с особенностями психического развития ребенка.
Гипотеза исследования состоит в том, что различные параметры родительского отношения могут по-разному сказываться на показателях психического развития ребенка раннего возраста.
Выборка. В исследовании приняли участие 116 матерей в возрасте от 20 до 36 лет (средний возраст составил 26,9 лет), с разным семейным статусом (состоящих в официальном браке — 68,1%, в гражданском браке — 25%, незамужних — 6,9%),
с различным образовательным уровнем (высшее образование — 56%, незаконченное высшее — 25%, среднее — 19%) и 116 их детей в возрасте от 12 до 24 месяцев (средний возраст составил 14 месяцев).
Методики: биографическая анкета (включающая данные о возрасте, образовании, семейном положении), методика «Рисунок семьи», опросник установок на воспитание PARI (Parental attitude research instrument) Е. С. Шеффер, Р. К. Белл, методика диагностики нервно-психического развития детей 2-3 года жизни К. Л. Печоры и Г. В. Пантюхиной, дневник наблюдений для оценки домашней обстановки (НОМЕ) Bradley & Caldwell (модификация).
Результаты
Изучение особенностей психического развития детей раннего возраста, проведенное с помощью методики диагностики нервно-психического развития детей К. Л. Печоры и Г. В. Пантюхиной, показало, что наиболее высокий уровень развития обнаруживается у детей по показателям понимания речи и игры и действий с предметами. В области средних значений находятся показатели моторики (движений), тогда как показатели активной речи и навыков находятся на уровне ниже среднего. Наименьшие результаты были выявлены по показателю сенсорного развития (см. табл. 1). Интересно обратить внимание на показатели речевого развития: понимание речи в два раза опережает активную речь детей (в сопоставлении с нормативами). Также стоит отметить высокую вариативность данных по уровню развития понимания речи и низкую — по моторному развитию у детей раннего возраста исследуемой выборки.
Табпица 1. Особенности психического развития детей раннего возраста (полученные с помощью методики К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной)
Параметры Среднее Стандратное отклонение
Понимание речи 1,526 0,909
Активная речь 0,741 0,440
Сенсорное развитие 0,534 0,501
Игра и действия с предметами 1,284 0,602
Движения 0,991 0,065
Навыки 0,716 0,453
Общий показатель 5,793 1,685
Изучение отношения матерей к ребенку раннего возраста показало следующее. Анализ отношений в семье с помощью проективной методики «Рисунок семьи» выявил, что для матерей детей раннего возраста характерен в целом близкий эмоциональный контакт с ребенком (более близкий, чем с супругом). Частотный анализ обнаружил, что только для 12,9% характерна большая эмоциональная дистанция с ребенком, тогда как для половины матерей характерен тесный эмоциональный контакт с ребенком, что соответствует потребностям детей в возрасте 1-2 лет. Ана-
лиз тревожности и конфликтности в семье выявил, что они находятся на уровне ниже среднего (см. табл. 2).
Таблица 2. Особенности восприятия отношений в семье женщинами (матерями) (по методике «Рисунок семьи»)
Параметры Среднее Стандратное отклонение
Эмоциональный контакт с ребенком 2,685 0,851
Эмоциональный контакт с супругом 2,388 0,985
Тревожность 1,690 0,833
Конфликтность 1,638 0,864
Изучение установок на воспитание с помощью опросника PARI показало, что в отношении к семейной роли можно отметить высокий уровень установок на сверхавторитет родителей с одной стороны, но при этом установку на несамостоятельность матери (ориентацию на помощь других). Анализ установок, относящихся к блоку позитивного эмоционального контакта, показывает высокую выраженность установки на вербализацию в развитии ребенка, достаточно высокие показатели отмечаются у параметра «развитие активности ребенка», что характеризует стремление молодых мам к раннему развитию ребенка. Интересно отметить достаточно высокую выраженность установки на уравнительные отношения, тогда как стремление к партнерским отношениям находится на среднем уровне. Изучение установок на воспитание, относящихся к блоку эмоциональной дистанции с ребенком, показывает, что установки на излишнюю строгость, раздражительность и уклонение от контакта с ребенком находятся на среднем уровне. Анализ установок блока излишней концентрации на ребенке показывает высокую выраженность установки «опасение обидеть ребенка», остальные установки находятся в области средних значений (см. табл. 3).
Изучение особенностей отношения и взаимодействия с ребенком с помощью наблюдения (HOME) позволило выявить следующие особенности. Матери в исследуемой выборке демонстрировали высокий уровень эмоциональной чувствительности и адекватность в выборе подходящих по возрасту игрушек для детей, но при этом разнообразие повседневной стимуляции находится в области средних значений. Можно отметить, что для матерей детей раннего возраста характерна адекватность требований к ребенку, они редко используют ограничения его активности, редко критикуют и наказывают его. Родительское внимание, использование поощрений, вербальная чувствительность находятся на уровне выше среднего (см. табл. 4).
Исследование взаимосвязей показателей психического развития детей раннего возраста и параметров отношения к ним их матерей, а также особенностей их взаимодействия с детьми позволило обнаружить следующее.
Анализ взаимосвязей параметров отношения к ребенку и семье (полученных с помощью методики «Рисунок семьи») с показателями психического развития ребенка обнаружил, что при более высокой эмоциональной дистанции с ребенком, а также при восприятии матерями семейной ситуации как тревожной и/или конфликтной наблюдается более низкий уровень понимания речи, игры и действий с предметом у ребенка, но более высокий уровень развития сенсорики (p < 0,05).
Таблица 3. Выраженность установок на воспитание у женщин (матерей) по методике PARI
Параметры Среднее Стандратное отклонение
Зависимость от семьи 14,155 2,939
Ощущение самопожертвования 13,836 3,039
Семейные конфликты 13,733 2,796
Сверхавторитет родителей 15,103 2,382
Неудовлетворенность ролью хозяйки 12,000 2,801
Безучастность мужа 13,422 2,554
Доминирование матери 12,948 3,296
Несамостоятельность матери 15,112 2,825
Вербализация 16,931 2,373
Чрезмерная забота 13,284 2,995
Подавление воли 13,974 2,209
Опасение обидеть 14,957 2,074
Раздражительность 12,647 3,138
Излишняя строгость 12,448 2,297
Исключение внесемейных влияний 13,405 2,588
Подавление агрессивости 13,569 2,999
Партнерские отношения 12,931 2,317
Развитие активности ребенка 14,948 2,491
Уклонение от контакта с ребенком 12,224 2,838
Подавление сексуальности 11,931 3,021
Чрезмерное вмешательство в мир ребенка 14,017 2,892
Уравнительные отношения 14,802 2,690
Стремление ускорить развитие ребенка 13,500 2,070
Таблица 4. Особенности взаимодействия матери с ребенком (по результатам наблюдения по методике HOME)
Параметры Среднее Стандратное отклонение
Эмоциональная чувствительность матери 7,621 1,496
Вербальная чувствительность 7,052 1,450
Родительское внимание 7,164 1,582
Использование ограничений, требований 7,466 1,465
Использование поощрений 7,017 1,689
Обеспечение ребенка подходящими игрушками 7,940 1,246
Разнообразие повседневной стимуляции 6,397 1,593
Анализ взаимосвязей параметров взаимодействия матери с ребенком с показателями его психического развития выявил положительные связи со всеми параметрами взаимодействия, за исключением параметра «использование ограничений». В наибольшей степени с психическим развитием ребенка связано качество и количество материнского внимания и вербальная чувствительность (по 5 связей), а также эмоциональная чувствительность (4 связи).
Так, при более высокой эмоциональной и вербальной чувствительности матери, а также достаточности внимания к ребенку с ее стороны наблюдается более высокий уровень развития активной речи ^ < 0,01), навыков ^ < 0,01), сенсорного развития ^ < 0,01) и общего уровня развития ребенка.
Адекватность в использовании поощрений и обеспечение ребенка подходящими по возрасту игрушками тесно связаны с развитием активной речи ^ < 0,05) и навыков ребенка раннего возраста ^ < 0,05), а также общим уровнем психического развития ^ < 0,05).
Ожидаемыми можно назвать взаимосвязи сенсорного развития с обеспечением подходящими по возрасту игрушками ^ < 0,05) и разнообразием повседневной стимуляции ^ < 0,05), а также взаимосвязи понимания речи ребенка с вербальной чувствительностью матери и использованием поощрений с ее стороны ^ < 0,01).
Развитие движений ребенка раннего возраста положительно связано только с показателем материнского внимания ^ < 0,05).
Таким образом, в наибольшей степени связаны с особенностями материнского взаимодействия с ребенком такие показатели психического развития ребенка раннего возраста, как активная речь, сенсорное развитие и развитие навыков, а в наименьшей степени — игра и действие с предметом, а также уровень развития моторики.
Изучение взаимосвязей психического развития ребенка с установками на воспитание обнаружило, что наиболее тесно связаны с установками на воспитание такие параметры развития, как понимание речи, игра и действие с предметом, сенсорное развитие и развитие моторики. Рассмотрим полученные связи более подробно.
Уровень развития понимания речи ребенком положительно связан с установкой на вербализацию ^ < 0,05) и уравнительные отношения ^ < 0,01); и отрицательно с установками стремления ускорить развитие ребенка ^ < 0,01), подавления агрессивности ^ < 0,01), неудовлетворенности ролью хозяйки ^ < 0,05) и установкой на допустимость семейных конфликтов в семье ^ < 0,01). То есть, чем больше женщина будет стимулировать вербальную активность ребенка, но не ускорять его развитие до более взрослого, стремиться к общению с ним на равных, не подавляя проявления его агрессивности (которые он еще не в состоянии контролировать), тем более высоким будет уровень понимания речи ребенком. Отношение к своей роли в семье, удовлетворенность от необходимости заниматься домашним хозяйством и недопустимость большого количества конфликтов в семье, то есть то, что создает благоприятную семейную атмосферу, также оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка.
Развитие игры и предметных действий положительно связано с установками на уравнительные ^ < 0,01) и партнерские отношения ^ < 0,05), отрицательно с таким установками, как стремление ускорить развитие ребенка ^ < 0,01), подавление
агрессивности (р < 0,01), излишняя строгость (р < 0,01), неудовлетворенность ролью хозяйки дома (р < 0,05), установкой на семейные конфликты (р < 0,01). Таким образом, развитие игры и предметных действий (так же, как и уровень развития понимания речи ребенком) будет более высоким, если женщина не стремится ускорять его развитие (ей нравится взаимодействовать с маленькими детьми), ориентируется на партнерские отношения и общение с ним на равных, не подавляя проявлений его агрессивности, не испытывает неудовлетворенность от необходимости заниматься домашним хозяйством и не считает допустимым большое количество конфликтов в семье.
Уровень развития моторики детей раннего возраста тесно связан с установками на развитие активности ребенка (р < 0,01), на партнерские отношения (р < 0,05), вербализацию (р < 0,01), несамостоятельность матери (р < 0,05), ее доминирование (р < 0,01), исключение внесемейных влияний (р < 0,01). Таким образом, ориентация на партнерские отношения с ребенком (но при этом также и стремление к доминированию), поддержка его активной речи, направленность на его развитие (но не на ускорение), поиск поддержки у близких при воспитании ребенка, но при этом исключение влияний со стороны в воспитании ребенка играют значительную роль в развитии моторики.
Связи показателя сенсорного развития обнаружили несколько противоположную тенденцию: более высокий уровень сенсорики обнаружен у детей, матери которых имеют выраженные установки на ускорение развития ребенка (р < 0,01), уклонение от контактов с ребенком (р < 0,05), на семейные конфликты (р < 0,01), не удовлетворены ролью хозяйки дома (р < 0,05). Таким образом, установки на воспитание, которые можно скорее отнести к негативным установкам, которые по нашим данным не способствуют развитию предметных действий и понимания речи ребенком, при этом могут оказаться способствующими его сенсорному развитию.
Анализ взаимосвязей образования матери с параметрами психического развития детей обнаружил отрицательную связь с активной речью ребенка (р < 0,05), то есть дети, чьи матери имеют более высокий уровень образования, в возрасте 1-2 лет демонстрируют более низкий уровень развития активной речи.
Обсуждение
Выявленный у детей нашей выборки низкий уровень сенсорного развития и различных навыков (самообслуживания) может быть связан с тем, что современные родители в меньшей степени обращают внимание на данные стороны в развитии детей, уделяя большее внимание когнитивным навыкам и умениям. В развитии детей раннего возраста можно отметить более высокий уровень развития понимания речи по сравнению с активной речью. Это частично согласуется с результатами наших наблюдений за дошкольниками, когда в процессе исследования интеллектуального развития с помощью методики диагностики интеллектуального развития WISC Д. Векслера обнаруживается специфическое соотношение результатов субтестов общей осведомленности и словарного: высокого уровня осведомленности современных детей и низкого активного словарного запаса. Таким образом родители современных детей вкладывают в них большой объем знаний, но не создают условий для их активизации. Возможно, это связано также со стилями воспитания,
например, повышенным вниманием к нуждам ребенка и стремлением предугадать его желания, когда мама догадывается раньше, чем ребенок говорит. Высокая вариативность данных по показателю развития понимания речи ребенком может объясняться его большей подверженностью средовым воздействиям в отличие от показателя развития моторики, у которого обнаружена наиболее низкая вариативность данных.
Исследование отношения матери к ребенку и особенностей взаимодействия матери с ребенком выявило тесный эмоциональный контакт матери с ребенком в исследуемой выборке, высокий уровень чувствительности и родительского внимания, адекватность в требованиях и поощрениях, а также организации предметной среды. Для матерей характерны поощрение вербальной активности ребенка и направленность на общее развитие активности ребенка и не свойственна чрезмерная концентрация на ребенке. Интересно отметить, что установки на излишнюю строгость, раздражительность и уклонение от контакта с ребенком у женщин, воспитывающих детей раннего возраста, находятся на среднем уровне, тогда как исследования беременных женщин показывают, что данные установки находятся в период ожидания рождения ребенка на более низком уровне, особенно установка на избегание контакта [19]. Возможно, ситуация реального воспитания изменяет представления о воспитании ребенка и отношении к нему у женщин.
Полученные данные о том, что показатели психического развития ребенка оказались тесно связаны с родительским вниманием, эмоциональной и вербальной чувствительностью матерей (в наибольшей степени данные характеристики влияют на развитие активной речи, сенсорное развитие и навыки ребенка), частично согласуются с данными, полученными в зарубежных исследованиях Bradley & Caldwell [12]. По данным исследований, оценка домашнего окружения по методике HOME предсказывает интеллектуальную продуктивность младенцев, дошкольников и младших школьников. Но в раннем возрасте лучше всего предсказывают будущий IQ и академические достижения те субшкалы HOME, которые оценивают родительское внимание и возможность разнообразия повседневной стимуляции [12].
В нашем исследовании выявлено, что родительские установки по-разному связаны с различными параметрами психического развития ребенка раннего возраста: при выраженности у матерей установок на семейные конфликты, на подавление агрессивности ребенка, излишнюю строгость, стремление ускорить развитие и слабой выраженности установки на уравнительные отношения с ребенком наблюдается более низкое развитие понимания речи, предметных действий у ребенка и более высокий уровень сенсорного развития. Подобное противоречие требует более детального изучения. Можно предположить, что такой ребенок больше предоставлен самому себе, ему недостает внимания, он вынужден проявлять большую чувствительность к окружающей среде и, особенно, к матери, что и оказывается фактором, стимулирующим сенсорное развитие. Подобные результаты получены при исследовании эмоциональной сферы детей раннего возраста [20].
Интересно сопоставить данные корреляционного анализа, полученного по установкам на воспитание и рисунку семьи: в обоих случаях конфликтность в семье отрицательно влияет на развитие игровой деятельности и понимание речи ребенком раннего возраста. Полученные данные еще раз демонстрируют большое значение благоприятной ситуации в семье для психического развития ребенка. Как отмечает
Р. В. Овчарова, «внимательность супругов друг к другу, не конфликтность в общении способствуют позитивному принятию ими своих родительских функций: самостоятельности в воспитании, отсутствию строгости и раздражительности по отношению к ребенку, отсутствию ощущения «мученичества» в выполняемой роли родителя. В дальнейшем это выражается в стремлении к демократическим отношениям с ребенком, учете его субъективных качеств, потребностей, стремлений, желаний, некоторой самостоятельности в принятии решений. Все перечисленное является благоприятными факторами для психического развития ребенка» [21].
Полученные данные об отрицательной связи уровня образования с уровнем развития активной речи ребенка в возрасте 1-2 лет согласуются с результатами некоторых отечественных и зарубежных исследований, которые объясняют его более сложной речью у женщин с высшим образованием, что приводит к более позднему развитию активной речи ребенка, они также отмечают изменение этой связи в возрасте после 2-х лет [22].
Полученные в нашем исследовании данные свидетельствуют о важной роли семейных факторов и родительских установок для психического развития детей раннего возраста. Они могут быть использованы при оказании психологической поддержки семьям, имеющим детей раннего возраста.
Литература
1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. психол. наук. М., 1986. 206 с.
2. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2002. 150 с.
3. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: «Медицина», 1977. 272 с.
4. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: «Питер», 1999. 656 с.
5. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986. 160 с.
6. ЛичкоА. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999. 416 с.
7. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Дону: «Феникс», 1998. 448 с.
8. Фромм Э. Душа человека. М.: «Издательство ACT», «Транзиткнига», 2004. 572 с.
9. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 288 с.
10. Спирева Е. Н. Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 211 с.
11. Боулби Дж. Привязанность: пер. с англ. М.: «Гардарики», 2003. 477 с.
12. Шеффер Д. Дети и подростки. СПб.: «Питер», 2003. 976 с.
13. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М.: «Смысл», 2003. 152 с.
14. Барановская Т. И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (Лонгитюдное исследование): дис. ... канд. психол. наук. Иваново, 2002. 324 с.
15. Исенина Е. И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери // Журнал практического психолога. 2003. № 4-5. С. 49-63.
16. Поветьева М. Н. Связь типа родительского отношения с личностными качествами родителя и ребенка: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 236 с.
17. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 240 с.
18. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. 528 с.
19. Савенышева С. С. Особенности супружеских отношений и отношений к ребенку в период беременности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Вып. 4. 2010. С. 106-112.
20. Довгая Н. А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. 24 с.
21. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. М.: МПСИ, 2006. 496 с.
22. Белогай К. Н., Сонина Н. А. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. М.: Психол. инст-т РАО, 2008. URL: http://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30148.shtml (дата обращения: 10.04.2013).
Статья поступила в редакцию 20 марта 2013 г.