10. Костюченко, В.Ф. Совершенствование процесса предсоревновательной подготовки бегунов на 800 метров : дис. ... канд. пед. наук / Костюченко В.Ф. ; Ленинградский науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Л., 1978. - 170 с.
11. Костюченко, В.Ф., Особенности индивидуальной тренировочной деятельности спортсменок высокой квалификации в годичном цикле подготовки / Костюченко В.Ф., Врублевский Е.П. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3 (49). - С. 39-43.
12. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - Киев : Олимпийская литература, 1999. - 318 с.
13. Наборщикова, Ю.В. Функциональный контроль тренировочнореабилитационного процесса обучения адаптивному дзюдо юных спортсменов с поражением спинного мозга / Наборщикова Ю.В., Плотников В.И., Закиров Р.М. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (67). - С. 78-81.
14. Никитушкин, В.Г. Методология программно-нормативного обеспечения многолетний подготовки квалифицированных юных спортсменов / В.Г. Никитушкин. - М. : ВНИИФК, 1996. - 98 с.
15. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов физ. культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. -476 с. - (Высшее образование).
16. Шелков, О.М. Методологические основы педагогического обследования в соревновательной деятельности в паралимпийском спорте / О.М. Шелков, А.А. Баряев // Адаптивная физическая культура. - 2008. - № 3 (35). - С. 31-33.
17. Юламанова, Г.М.. Исследование значимости видов спортивной подготовки для спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата (на примере фехтования на колясках) / Г.М. Юламанова. Е.П. Емельянов, Э.Р. Румянцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 7 (53). - С. 114-118.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9:796.01
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА
Андрей Сергеевич Ганоль, ведущий специалист,
ФГУ Центр спортивной подготовки сборных команд России,
Москва
Аннотация
В статье исследуются гендерные особенности и структура мотивации выбора экстремальных видов спорта
Ключевые слова: гендерные особенности, мотивы, мотивация, потребности, экстремальные виды спорта.
GENDER FEATURES OF THE STRUCTURE OF MOTIVATION FOR EXTREME
SPORTS CHOICE
Andrey Sergeevich Ganol, leading expert,
The Center of sports preparation of combined teams of Russia,
Moscow
Annotation
The article analyses the structure and gender features of motivation for extreme sports choice.
Keywords: gender features, motives, motivation, needs, extreme sports.
Мотивы увлечения экстремальными видами спорта остаются до настоящего времени слабоизученными. Объектом исследования были выбраны - мужчины и женщины в возрасте от 14 до 65 лет занимающиеся (экспериментальная группа) и не занимающиеся (контрольная группа) экстремальными видами спорта.
С 2008 г. проводилось исследование по выявлению гендерных различий мотивации выбора экстремальных видов спорта и ее структуры. В нем приняло участие 66 человек спортсменов-экстремалов (в т.ч. 18 женщин). Исследование проводилось как в спортивных клубах экстремальных видов спорта Москвы и Санкт-Петербурга, так и со спорт-сменами-одиночками.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительный анализ групп не занимающихся экстремальными видами спорта (контрольная группа - 0) и атлетов (экспериментальная группа - 1) по методу вычисления уровня статистической достоверности различия средних по критерию ЬСтьюдента на уровне значимости р<0,05 показал, что существует достаточно много параметров личностных качеств отличающих спортсменов-экстремалов. Отличаются также и структура мотивов. Психологический портрет занимающихся экстремальными видами спорта в определенной степени описывается личностными качествами по шкалам следующих методик: многофакторного личностного опросника Р.Б. Кеттелла и опросника К.Леонгарда -
Н.Шмишека.
В экспериментальной группе более ярко и статистически достоверно, чем в контрольной проявляются:
- уверенность в себе, доминантность на уровне чуть выше средних оценок (шкала Е - «независимость - подчиненность»);
- смелость, склонность к риску, богатство эмоциональных реакций (шкала Н -«смелость - робость»);
- умение ладить с людьми, хорошо взаимодействовать в коллективе (шкала Ь -«подозрительность - доверчивость»), но это только в сравнении с контрольной группой -учитывая средние значения шкалы (3 - 5 стенов). Спортсмены-экстремалы достаточно «подозрительны» и «недоверчивы», их интересы направлены в основном на себя; тенденции к экспериментированию, сомнению в существующих принципах, радикализму (шкала Р1 - «радикализм - консерватизм»);
- несоблюдению правил, подчинение своим страстям (шкала Р3 - «высокий самоконтроль - низкий самоконтроль»);
- атлетам присуща большая подвижность, общительность, высокий жизненный тонус, но иногда стремление к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни («гипертимный тип»), хотя надо отметить, что 14,02 балла «экстремалов» попадают в диапазон всего лишь «наличие признаков по данному типу акцентуации»;
- наличие демонстративности поведения, авантюризму, артистизму, стремлению к лидерству, эмоциональная лабильность - быстрая смена настроений («демонстративный тип»);
- практически отсутствуют признаки слабости волевых усилий, подавленности настроения, медлительности и пр. («дистимичный тип»), при этом испытуемые контрольной группы более склонны домашней жизни, индивидуализму, ведению замкнутого образа жизни; способность восторгаться, восхищаться, контактность, активность, улыб-чивость, бесконфликтность («экзальтированный тип»).
Экспериментальная группа характеризуется более высокой «нервно-психической устойчивостью» (методика «Прогноз»). В выборе профессии мотивируется внутренне индивидуально значимыми мотивами (по методике «Мотивы выбора профессии» О.Н. Истратовой), чем внутренне социально значимыми и внешние отрицательными мотива-
ми;
Атлеты более мотивированы на успех, чем на избегание неудач (по методике Т. Элерса). При этом спортсмены более ориентированы на действие, чем на состояние (по методике Ю. Куля). А потребность аффилиации удовлетворяют «стремлением к людям» больше, чем боязнь быть отвергнутым (по методике Махрабяна). В мотивации достижения доминирует стремление к успеху.
Статистически достоверные различия указывают на следующие особенности женщин, избравших экстремальные виды спорта:
- возраст спортсменок (испытуемых) колеблется в диапазоне от 14 до 42 лет, со средним значением около 21 года;
- они ярко проявляются уверенность в себе (шкала Е - «независимость - подчиненность»);
- более доверчивы, у них более развито умение ладить с людьми, хорошо взаимодействовать в коллективе (шкала Ь - «подозрительность - доверчивость»);
- иногда проявляются богатое воображение, но некоторую беспомощность в практических делах (М - «непрактичность - практичность»);
- имеют некоторую склонность к экспериментированию, сомнению в существующих принципах, радикализму (Р 1 - «радикализм - консерватизм»);
- к несоблюдению правил, подчинению своим страстям (Р 3 - «высокий самоконтроль - низкий самоконтроль»);
- зачастую проявляют взволнованность, раздражительность, нетерпеливость, избыток побуждений, не находящих разрядки, возбужденность (Р 4 - «напряженность -релаксация»).
По типам акцентуаций (методика Леонгарда - Шмишека) спортсменки-экстремалы - это в большей степени «экзальтированный тип», способный восторгаться, восхищаться, достаточно контактный, активный, улыбчивый, бесконфликтный; с другой стороны им не чужд «дистимичный тип», у которого практически отсутствуют признаки слабости волевых усилий, подавленности настроения, медлительности и пр.
Женщины, избравшие экстремальные виды спорта, мотивированы более внутренне индивидуально значимые побуждениями, чем внешние отрицательными (по методике «Мотивы выбора профессии» Истратовой); они обладают относительно высокой нервнопсихической устойчивостью; ориентированы на успех (по Т. Элерсу) и более ориентированы на действие, чем на состояние (по Ю. Кулю); у них достаточно высока потребность аффилиации «стремление к людям» (по Мехрабяну); в мотивации достижения ярко проявлено стремление к успеху (по Мехрабяну).
Статистически достоверные различия указывают на следующие особенности мужчин, избравших экстремальные виды спорта: не отличаясь большой «сообразительностью» (шкала В - «ограниченное мышление - сообразительность») спортсмены-экстремалы имеют относительно высокие показатели по «эмоциональной устойчивости» (шкала С), проявляя стабильность в поведении, уживчивость в группе, не боязнь сложных ситуаций, при этом демонстрируют уверенность в себе, доминантность (Е - «независимость - подчиненность»), смелость, склонность к риску, повышенную готовность иметь дело в незнакомыми вещами (Н - «смелость - робость»), тенденции к экспериментированию, сомнение в существующих принципах, радикализм (Р 1 - «радикализм -консерватизм»), независимость во взглядах, самостоятельные решения, действия (Р 2 -«самостоятельность - внушаемость»); нередко за спортсменами водится несоблюдение общепринятых правил, подчинение своим страстям (Р 3 - «высокий самоконтроль - низкий самоконтроль»). По сравнению с женщинами-спортсменками мужчины более спокойны, уверенны в себе (О - «тревожность - спокойствие»).
По типам акцентуаций (методика Леонгарда - Шмишека) спортсмены - экстрема-лы, в сравнении с «не спортсменами», практически не отличаются от женщин - им также
преимущественно присущ в большей степени «экзальтированный тип» с добавлением «дистимичного типа». Но спортсменки ярче проявили себя по шкале «педантичный тип», что свидетельствует о наличии у них признаков (ниже среднего) относительно повышенной ригидности психических процессов, большей склонности к аккуратности и педантичности.
Сочетание высоких показателей нервно-психической устойчивости у спортсменов-экстремалов со склонностью спортсменок-экстремалов к аккуратности и педантичности вполне вероятно создает состояние «взаимного притяжения» и влияет на специфическую атмосферу экстремальных видов спорта. Тем не менее, это не единственные различие мужчин и женщин, избравших экстремальные виды спорта.
Статистически достоверные различия наблюдаются по возрасту - женщины, занимающиеся экстремальными видами спорта моложе своих коллег мужчин. Стаж занятий спортом у женщин - полтора года в среднем, а мужчин 4,38 года. Сказанное выше, скорее всего, объясняет тот факт, что «уровень спортивного мастерства» у мужчин в среднем по группе выше, чем у женщин.
По тесту «мотив выбора профессий», а также по методике В.И. Тропникова статистически достоверных различий нет.
Статистически достоверное различие наблюдается только по шкале «Мотив социального самоутверждения» (шСС) методики А.В. Шаболтаса - у мужчин сильнее стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями.
Что касается ценностных ориентаций в карьере (методика «Якоря карьеры» Э. Шейна), то на фоне более высоких показателей у мужчин по шкале предпринимательство, женщины больше тяготеют к какой-либо стабильности (вполне вероятно именно этот фактор говорит о невысоком количестве женщин в этом спорте и большей «текучести кадров»). При этом для женщин превалирующим мотивом является стабильность места жительства, главное - жить в своем городе (минимум переездов, командировок).
Корреляционный анализ данных групп женщин и мужчин выявил в каждой группе многочисленные статистически достоверные связи. Анализ связей с переменной «уровень спортивного мастерства» (УСМ) показал, что у женщин (рис 1.) более сложная личностно-мотивационная картина, чем у мужчин (рис. 2).
р ЛШ1 ЛШ7 Мс психич физич независ
/ \ щ
Е м кдР ЛШ9 шЭУ шСС шСМ шДУ
Рис. 1. Корреляционная плеяда личностно-мотивационных связей у женщин, избравших
экстремальные виды спорта
Многомерный регрессионный анализ данных атлетов, избравших экстремальные виды спорта, проведенный по всей выборке измеряемых параметров, выявил следующие уравнения линейной регрессии, где в качестве зависимой переменной выступает коррелят спортивной карьеры - уровень спортивного мастерства (УСМ).
Для женщин:
УСМж=- 9 ,17+1,73 Тпсихич+0,26 ЛШ7+0,16 Ми - 0,09 ЛШ6 - 0,47 КДР
Для мужчин:
УСМм=-3,36 +0,48 Янезавис +0,34 Б +0,17 ЛШ6 +0,15 шРВ +0,11 Стаж -0,03 Аф+ -0,41 Тславы
На основании этих уравнений линейной регрессии можно сделать вывод, что женщины, при выборе экстремальных видов спорта, более руководствуются личностными внутренними мотивами с ориентировкой на внутренние состояния, в отличие от мужчин, которые тяготеют к решению социально значимых задач - реализация себя в социуме, независимость, борьба, при этом не обязательно ради стяжания славы.
я
Г 03 ЛШ6 стаж СтабРаб
Я я
Интегр Предпр
Рис. 2. Корреляционная плеяда личностно-мотивационных связей у мужчин, избравших
экстремальные виды спорта
Многомерный регрессионный анализ был также проведен только с переменными мотивов (не учитывая личностные характеристики), что позволило выявить структуру и силу мотивов, влияющих на спортивную карьеру и выбор экстремальных видов деятельности отдельно женщин и мужчин.
На зависимую переменную УСМж оказывает воздействие 17 переменных. Наибольшее положительное влияние из них имеют следующие мотивы (в порядке убывания): вызов обществу (Явызов 1,22), физическое совершенство (Тфизич 1,05), эстетического удовольствия и острых ощущений (Тэстет 0,98), стабильность работы (ЯстабРаб 0,87), предпринимательство (Япредприн 0,60), гражданско-патриотический мотив (шГП 0,45), улучшения самочувствия и здоровья (Тздоров 0,41), мотивацию к успеху Т. Элерса (0,11).
Наибольшее отрицательное влияние (в порядке убывания) - следующие мотивы: рационально-волевой (рекреационный) мотив (шРВ -0,20), Мотив достижения успеха в спорте (шДУ -0,09), Мотив эмоционального удовольствия (-0,09), Мотив подготовки к профессиональной деятельности (шПД -0,09)
На зависимую переменную УСМм оказывает воздействие 42 переменных. Наибольшее положительное влияние из них имеют следующие мотивы (в порядке убывания): улучшения самочувствия и здоровья (Тздоров 3,54), эстетического удовольствия и острых ощущений (Тэстет 3,35), контроль за действием при неудаче (КДН 2,34), общения (Тобщения 1,97), познания (Тпознания 1,86), материальных благ (Тматер 1,28), развития характера и психических качеств (Тпсихич 1,24), свобода и независимость (Янезавис
1,14), внутренне социально значимые мотивы (Мс 1,11), коллективистская направленность (Тколлектив 1,11), стабильность работы (Ястаб 0,67), вызов обществу (Явызов 0,56), предпринимательство (Япредприн 0,46), мотив социального самоутверждения (шСС 0,42), интеграция стилей жизни (0,41), подготовки к профессиональной деятельности (шПД 0,40), мотивация к избеганию неудач Т. Элерса (ЭН 0,40), менеджмент (Яме-недж 0,36), мотив достижения успеха в спорте (шДУ 0,36), физическое совершенство (Тфизич 0,35) и др.
Наибольшее отрицательное влияние (в порядке убывания) - следующие мотивы: приобретения полезных для жизни умений и знаний (Тполезн -2,04), гражданско-
патриотический мотив (шГП -0,95), одобрения (Тодобр -0,74), внутренне индивидуально значимые мотивы (Ми -0,46) и др.
Мы видим, что структура мотивов у мужчин более сложна и разнообразна чем у женщин - картина обратная корреляционному анализу по личностным качествам, что еще раз свидетельствует о том, что мотивы женщин имеют более внутреннюю, личностную окраску, чем у мужчин, где больше превалируют внешние социальные мотивы.
ВЫВОД
Главный вывод исследования гендерных отличий мотивов выбора экстремальных видов спорта, пожалуй, может звучать так: развитие в современном мире экстремальных видов спорта направлено на удовлетворение достаточно большого спектра потребностей человека. Люди разного пола, возраста, интересов могут найти, и находят, здесь свою «экологическую нишу» для максимального полной реализации в социуме своих потребностей различных уровней иерархии - и базовых, и высших.
Все это говорит о высокой социальной значимости экстремальных видов спорта, перспективности их развития в человеческом социуме.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9+37.013.77
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ КУРСАНТОВ-СПОРТСМЕНОВ НА ЗАНЯТИЯХ БОЕВЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ
Георгий Федорович Глухов, соискатель,
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье освещается исследование в группах контактных видов единоборств (КВЕБ). В итоге, КВЕБ изучалась не как сложная деятельность, а как отражение причинно-следственных факторов личностной мотивационной сферы. В процессе констатирующего исследования выявился феномен дезинтеграции мотивационной сферы, который можно эффективно предупреждать посредством применения компетентностного и личностно-ориентированного подходов.
Ключевые слова: контактные виды единоборств, мотивационная сфера личности, компе-тентностный подход, личностно-ориентированный подход.
SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE COMPETENCE AND PERSONALLY ORIENTED APPROACHES APPLICATION TO CADET-ATHLETES'
FIGHTING COMBATS TRAINING
George Fedorovich Gluhov, the competitor,
The St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs ofRus-
sia
Annotation
This article highlights the study carried out inside the combative fights groups. As a result, this kind of combat has been studied not as complex activity but as reflection of the causative-consecutive factors of personal motivation aspect. In the course of the stating study there has been found the phenomenon of disintegration of the motivational sphere that can be prevented effectively through the application of the competence and personally oriented approaches.
Keywords: contact combat sport, motivational sphere of personality, competence approach, personally oriented approach.
Успешное обучение курсантов во многом определяется их мотивацией к образовательному процессу [1-5]. Одним из наиболее важных видов физической подготовки явля-