Научная статья на тему 'Мотивация достижения успеха, личностные характеристики и особенности асимметрий у подростков-фигуристов'

Мотивация достижения успеха, личностные характеристики и особенности асимметрий у подростков-фигуристов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
810
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ / СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МЕЖПОЛУШАРНЫЕ АСИММЕТРИИ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / FIGURE SKATING / SPORTS PSVCHOLOGV / INTERHEMISPHERIC ASVMMETRV / MOTIVATION FOR SUCCESS / VOLITIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Москвин Виктор Анатольевич, Москвина Нина Викторовна, Цангль Наташа

Изучены особенности мотивации достижения успеха у фигуристов-одиночников с учетом индивидуальных психологических особенностей и профилей функциональных асимметрий, основываясь на тесте Элерса, Айзенка и личностном тесте Р. Кеттелла. Установлено, что мальчики-подростки 13-14 лет с правыми показателями пробы «перекрест рук» могут обнаруживать более высокий уровень мотивации достижения успеха и волевых качеств по сравнению с мальчиками-подростками с левыми показателями пробы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVA TION OF ACHIEVEMENT OF SUCCESS, PERSONALITY CHARACTERISTICS AND PECULIARITIES OF ASYMMETRY IN TEENAGERS-FIGURERS

The features of the motivation for achieving success in single-figure skaters are studied, taking into account individual psvchological characteristics and functional asvmmetrv profiles, based on the test of Ehlers, Evsenck, and the personal test of R. Cattell. It has been established that adolescent bovs aged 13-14 with right-handed "cross-arms" can show a higher level of motivation to achieve success and strong-willed qualities compared to adolescent bovs with left-handed test scores.

Текст научной работы на тему «Мотивация достижения успеха, личностные характеристики и особенности асимметрий у подростков-фигуристов»

УДК 796.912.081

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА, ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ АСИММЕТРИЙ У ПОДРОСТКОВ-ФИГУРИСТОВ

В.А. Москвин, Н.В. Москвина, Н. Цангль

Изучены особенности мотивации достижения успеха у фигуристов-одиночников с учетом индивидуальных психологических особенностей и профилей функциональных асимметрий, основываясь на тесте Элерса, Айзенка и личностном тесте Р. Кеттелла. Установлено, что мальчики-подростки 13-14 лет с правыми показателями пробы «перекрест рук» могут обнаруживать более высокий уровень мотивации достижения успеха и волевых качеств по сравнению с мальчиками-подростками с левыми показателями пробы.

Ключевые слова: фигурное катание, спортивная психология, межполушарные асимметрии, мотивация достижения успеха, волевые качества.

Мотивационная сфера спортсмена имеет большое значение в спорте и в спортивной психологии. Выявление причин, по которым молодые спортсмены теряют мотивацию к занятиям, останавливаются в своем развитии и в итоге бросают занятия спортом, заслуживает особого внимания спортивных психологов. Мотивация к занятию спортом связана со многими психическими качествами [1, 2], в том числе и с их волевыми характеристиками [5-8]. Ранее нами было отмечено, что у лиц мужского пола с левополушарным доминированием по данным психодиагностических исследований могут быть констатированы более высокие уровни произвольной регуляции, организованности, склонности к риску, направленности на достижение успеха и более высокие уровни антиципации (или предвиденья хода развития будущих событий) [6]. В спортивной психологии такое качество как умение предвидеть и прогнозировать развитие будущих событий считается важной личностной характеристикой. С учетом всего вышеизложенного нами было проведено исследование по выявлению связей регуляторных функций с мотивацией к достижению успеха и других личностных характеристик у подростков -фигуристов (одиночники).

Методы исследования. Использовался метод диагностики признаков парциального доминирования по А.Р. Лурия [3, 4] (как метод психофизиологической и нейропсихологической диагностики индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии человека). При реализации метода психологического тестирования были использованы тест Т. Элерса (на исследование особенностей мотивации достижения успеха), подростковый вариант теста Г. Айзенка и подростковый вариант методики Р. Кеттелла (HSPQ - для исследования

индивидуальных психологических особенностей фигуристов). Статистическая обработка данных проводилась с использованием и-критерия В илкокс она-Манна-Уитни.

В исследовании приняли участие фигуристы-одиночники в возрасте 13-14 лет (мальчики-подростки, п=45). Испытуемые были разделены на две подгруппы: в первую вошли испытуемые с левым показателем пробы «перекрест рук» (п=23), что отражает парциальное доминирование правой лобной доли, имеющей отношение к регулятивному блоку мозга по А.Р. Лурия [3, 4]. Во вторую группу вошли испытуемые с правым показателем пробы «перекрест рук» по А.Р. Лурия, что отражает парциальное доминирование левой лобной доли, имеющей отношение к регулятивному блоку мозга (п=22). Все испытуемые имели примерно одинаковый возрастной и социальный статус. Исследование выполнено на базе школ фигурного катания г. Вены (Австрия).

Гипотеза исследования. Мальчики-подростки 13-14 лет с правыми показателями пробы «перекрест рук» (что отражает парциальное доминирование левой лобной доли регулятивного блока мозга) могут обнаруживать более высокий уровень мотивации достижения успеха по сравнению с подростками с левыми показателями этой пробы.

Цель исследования. Изучить особенности мотивации достижения успеха у фигуристов-одиночников (мальчиков-подростков 13-14 лет) с учетом индивидуальных психологических особенностей и профилей функциональных асимметрий.

Результаты и обсуждение.

Тест Т. Элерса. В совокупности характеристик эффективной спортивной деятельности важным фактором является мотивация достижения успеха. Реальный спортсмен с высоким уровнем мотивационной сферой всегда стоит в центре любой спортивной ситуации, а эффективная деятельность в любой сфере предполагает высокую степень мотивации.

Изучение закономерностей и особенностей мотивационной сферы делает возможным прогноз поведения личности в той или иной ситуации. Поэтому мотивационная сфера является одним из наиболее важных компонентов личности, она становится главным объектом изучения для психологической науки в целом и в изучении поведенческой психологии в спорте в частности.

По Т. Элерсу, мотивация к достижению успеха может проявляться следующим: личность с более высокой мотивацией к успеху предпочитает средний или низкий уровень риска, высокого уровня риска она избегает. При сильной мотивации ожидание успеха обычно выше, чем при слабой мотивации, в своей деятельности лица с сильной мотивацией прилагают больше старания и энергии для достижения успеха, они проявляют стремление к успеху.

По шкалам опросника Т. Элерса были получены следующие статистически достоверные различия (по усредненным показателям). В ходе проведенного исследования были выявлены различия в степени выраженности уровня мотивации достижения успеха у «право-полушарных» (п=23) и «левополушарных» (п=22) испытуемых, которые составили 15,2 и 18,6 балла соответственно, различия достоверны (р<0,05). Таким образом, показатели мотивации первой группы соответствуют среднему уровню мотивации достижения успеха (у «правополушарных», п=23) и более высокому уровню мотивации достижения успеха у второй группы фигуристов (у «левополушарных», п=22).

Тест Айзенка (подростковый вариант). У «правополушарных» фигуристов по шкале «нейротизм-психическая стабильность» этот показатель составил 17,2 балла, что соответствует повышенному уровню нейротизма и указывает на их более высокую эмоциональность. В группе «левополушарных» этот показатель составил 9,5 балла, что соответствует нормативным показателям (р<0,05). Различий по другим шкалам между группами в данной методике выявлено не было.

Данные подросткового варианта теста Р. Кеттелла. По факторам HSPQ были получены данные: у «левополушарных» фигуристов (в отличие от «правополушарных) отмечен более высокий уровень эмоциональной устойчивости (фактор С - 4,4 и 6,3 стэна соответственно, р<0,05), эти подростки более самодостаточны и менее зависимы от группы (фактор Q2 - 4,5 и 7,6 стэна соответственно, р<0,05), они также обнаруживают более высокий уровень самоконтроля или волевых качеств (фактор Q3- 5,3 и 7,2 стэна соответственно, р<0,05).

Таким образом, проведя анализ полученных данных, можно сделать следующие выводы: показатели мотивации группы «правополушарных» соответствуют среднему уровню мотивации достижения успеха и более высокому уровню мотивации достижения успеха группы («лево-полушарных» подростков, п=22). Психодиагностические показатели у «правополушарных» фигуристов (п=23) обнаруживают более высокие показатели нейротизма в методике Айзенка, что указывает на их большую эмоциональность и более низкий уровень нервно-психической устойчивости, что свидетельствует о меньшей устойчивости к стрессу. У «левополушарных» фигуристов (п=22) отмечен более высокий уровень эмоциональной устойчивости (фактор С в тесте HSPQ), эти подростки более самодостаточны и менее зависят от группы (фактор Q2), они также обнаруживают более высокий уровень самоконтроля (фактор Q3 теста HSPQ), что говорит о более высоком уровне развития волевой регуляции, в отличие от «правополушарных» фигуристов (выявленные различия достоверны).

Выводы. Показатели у «правополушарных» и «левополушарных» подростков-фигуристов имеют значимые различия, связанные с

индивидуальными особенностями межполушарных асимметрий. У подростков-спортсменов с доминированием левого полушария выявлены связи между полушарным доминированием и склонностью к авторитарности в поведении, наличием высокого уровня мотивации к успеху, склонностью к риску и к соперничеству, более высокий уровень организаторских способностей. В деятельности правополушарных спортсменов менее выражены организаторские способности, они более ориентированы на избегание неудач, нежели на достижение успеха. Необходимо также отметить, что данные особенности (связь более высокого уровня произвольной регуляции и мотивации достижения успеха) более четко выражены у лиц мужского пола, у женщин эти связи не всегда столь однозначны.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что мотивационная и волевая сфера спортсменов подросткового возраста связана с психофизиологическими особенностями (индивидуальной межполушарной асимметрией) подтверждена полностью, цель исследования достигнута.

Исследование выполнено при поддержке РФФИ (отделение гуманитарных и общественных наук), проект № 16-06-50146-а (ф): «Комплексное исследование индивидуальных особенностей регуляторных процессов человека в норме и патологии (онтогенетические и психофизиологические аспекты)»

Список литературы

1. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 228 с.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2009. 352 с.

3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга (3-е изд.). М.: Академический Проект, 2000. 512 с.

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. 374 с.

5. Москвин В.А., Москвина Н.В. Индивидуальные особенности волевой регуляции у спортсменов-подростков // Спортивный психолог. 2016. № 3(42). С. 52-57.

6. Москвин В.А., Москвина Н.В. Проблема волевой регуляции спортсменов в курсе подготовки спортивных психологов // Education&Science-2016: proc. intern. res.-pract. Conference for workers of science and education. Part 3. St. Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publ., 2016, Р. 9-12.

7. Родионов А.В. Практика психологии спорта. Ташкент: Lider Press, 2008. 236 с.

8. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Asymmetry and individual charachteristics of strong-willed regulation teenage athletes // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. № 5-6. P. 22-24.

Москвин Виктор Анатольевич, д-р психол. наук, проф., 1700018v@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),

Москвина Нина Викторовна, канд. психол. наук, доц., 1700018v@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),

Цангль Наташа, спортивный психолог, 1700018v@mail.ru, Австрия, Вена

MOTIVA TION OF ACHIEVEMENT OF SUCCESS, PERSONALITY CHARACTERISTICS AND PECULIARITIES OF ASYMMETRY IN TEENAGERS-FIGURERS

V.A. Moskvin, N. V. Moskvina, N. Zangl

The features of the motivation for achieving success in single-figure skaters are studied, taking into account individual psychological characteristics and functional asymmetry profiles, based on the test of Ehlers, Eysenck, and the personal test of R. Cattell. It has been established that adolescent boys aged 13-14 with right-handed "cross-arms" can show a higher level of motivation to achieve success and strong-willed qualities compared to adolescent boys with left-handed test scores.

Key words: figure skating, sports psychology, interhemispheric asymmetry, motivation for success, volitional qualities

Moskvin Victor Anatolievich, doctor of psychological sciences, professor, 1700018v@mail. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism,

Moskvina Nina Victorovna, candidate of psychological sciences, associate professor, 1700018v@mail. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism,

Zangl Natasha, sports psychologist, 1700018v@mail. ru, Vienna, Austria

УДК 796.85

ДОПУСТИМЫЕ НОРМЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

В.Г. Никитушкин, Д.С. Алхасов

Изучены количественные характеристики тренировочных нагрузок спортсменов и установлены их соотношения удельного веса по основным разделам в многолетнем тренировочном плане учебно-тренировочных групп и групп совершенствования спортивного мастерства в восточных единоборствах на основании математических формул и логистической кривой «целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству».

Ключевые слова: многолетняя спортивная подготовка, восточные единоборства, разделы подготовки, тренировочная нагрузка.

В структуре многолетней спортивной подготовки в различных видах единоборств, удельный вес тренировочной нагрузки для юных спортсменов распределяется в соответствии с основными видами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.