Научная статья на тему 'Дескриптивные характеристики взаимосвязи профессиональной мотивации и личностных свойств военного'

Дескриптивные характеристики взаимосвязи профессиональной мотивации и личностных свойств военного Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
524
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ / ДЕСКРИПТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / PERSON'S MOTIVATIONAL INSTALLATIONS / PROFESSIONAL MOTIVATION / DESCRIPTIVE CHARACTERISTICS / PERSONAL FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасов Д. Ю.

В статье представлены результаты идеографического исследования психологических характеристик, специфичных в системе взаимосвязи мотивационных установок профессиональной деятельности с личностными свойствами испытуемых, избравших для освоения профессию «военный».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION BETWEEN PROFESSIONAL MOTIVATION AND PERSONAL QUALITIES OF THE MILITARIAN

Results are presented of ideographic research of psychological characteristics and the motivational installations specific to examinees, selected for development a trade "militarian" in this paper.

Текст научной работы на тему «Дескриптивные характеристики взаимосвязи профессиональной мотивации и личностных свойств военного»

3. Женщина, способная (и часто вынужденная) «захватывать» должность управленца, должна проявить большую независимость или агрессивность, чем мужчины, претендующие на карьерный рост.

4. Формирование маскулинных качеств у женщин, наделенных властными полномочиями, способствует сохранению себя в профессии, но, видимо, приводит к нарушению личностной идентичности и повышенной невротизации, а также к «выхолащиванию» эмоций, в том числе и по отношению к близким.

5. Выраженные феминные качества у женщин-руководи-телей приводят к формированию синдрома эмоционального выгорания и, вследствие этого, к дисфункциональности производственных отношений.

6. Женщины-руководители, отличающиеся более высоким стремлением, чем мужчины, сбалансировать карьеру, саморазвитие и семью, испытывает большие перегрузки, за что расплачиваются и повышенной раздражительность, и большим эмоциональным истощением, и соматическими нарушениями.

7. Наделенные властью женщины более ответственны и закрыты, чем женщины, свободные от управленческой должности, и более прямолинейны и требовательны, чем мужчины-руководители. Также у них выше уровень агрессивности, что видимо вызвано тем, что женщинам-руководителям приходится бороться в мире мужчин и по правилам мужчин, чтобы доказать всем свою компетентность и полноценность. Вероятно, и инграциации могут являться формой скрытой агрессии.

Библиографический список

1. Бендас, Т.В. Гендерная психология лидерства. - Оренбург, ИПК ОГУ, 2000.

2. Eagly A.H. Gender and leadership style: a meta-analysis / A.H. Eagly, B.T. Johnson // Psychological bulletin. - 1990. - Vol. 108. - № 2.

3. Eagly A.H. Gender and effectiveness of leaders: a metaanalysis / A.H. Eagly, S.J. Karon, M.G. Makhijani // Psychological bulletin. - 1995. - Vol. 117. -№ 1.

4. Walsh, S. Ensuring women's psychological well-being at work: integrating clinical and organizational perspectives / S. Walsh, С. Cassell // Work and organizational psychology: european contribution of the nineties. Erlbaum. - 1995.

5. Wayne, S.J. Developing leader-member exchanges. The influence of gender and ingratiation / S.J. Wayne, R.C. Liden, R.T. Spairowe // American behavioral scientist. - 1994. - Vol. 37. - № 5.

Статья поступила в редакцию 15.12.09

УДК 152.3 (082)

Д. Ю. Тарасов, соискатель кафедры психологии НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ДЕСКРИПТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ВОЕННОГО

В статье представлены результаты идеографического исследования психологических характеристик, специфичных в системе взаимосвязи мотивационных установок профессиональной деятельности с личностными свойствами испытуемых, избравших для освоения профессию «военный».

Ключевые слова: профессиональная мотивация, мотивационные установки личности, дескриптивные характеристики,

личностные свойства.

Профессиональной деятельности отводится значительная часть в жизни человека. От адекватности выбора этой деятельности и ее эффективного осуществления зависят положение человека в обществе, его материальный достаток, физическое и психическое здоровье, а главное - степень удовлетворенности человека собственной жизнью. Вместе с тем, происходящие в нашей стране изменения социально-экономической ситуации не только создают разноплановые возможности для эффективного профессионального самоопределения личности, но и выдвигают комплекс весьма сложных требований к будущим специалистам. Ключевое противоречие профессионального самоопределения личности в современных условиях обусловлено тем, что, с одной стороны, изменения в структуре и содержании профессиональной деятельности вызваны развитием самого общества - возникновение новых материалов, технологий, изменение орудий и средств труда, дифференциация и интеграция трудовых функций, неизбежно приводят к изменению профессиональной деятельности и появлению новых видов профессий. В тоже время, «жизненный» цикл многих профессий колеблется в диапазоне от 5 до 15 лет, затем они либо исчезают, либо кардинально трансформируются, модифицируясь до неузнаваемости. С другой стороны, изменения индивидуальной деятельности как результата освоения средств и собственно объекта труда непосредственно связаны с профессиональным развитием личности. Очевидно, что осознанный подход к выбору профессии и стабильность этого выбора будут зависеть, в первую очередь, от степени сформированности у субъекта профессионального самоопределения определенных личностных качеств, свойств и характеристик, а так же адекватности профессиональной мотивации.

Несмотря на значительные достижения современной науки и практики в области психологии труда и профессиональной деятельности, на наличие обширного массива работ, связанных с изучением личности специалиста, в настоящее время явно недостаточно теоретических положений о влиянии устойчивых личностных свойств на выбор профессии, о личностно-мотивационных характеристиках как детерминант профессиональной деятельности, о взаимосвязи личностных свойств с профессиональной мотивацией. Анализ современных подходов к развитию деятельности дает основание полагать, что именно личностно-мотивационные характеристики способствуют возникновению и реализации потребности субъекта в достижении вершин избранной профессиональной деятельности. Влияние мотивации на эффективность профессиональной деятельности рассматривается в работах многих отечественных исследователей - А.Н. Леонтьева, Е.П. Ильина, Е.А. Климова, А.Г. Асмолова, А.К. Марковой, В.Г. Леонтьева, В.С. Мерлина, В.К. Вилюнаса, Н.С. Пряжникова и др. Так, данные экспериментальных исследований, проведенных под руководством В.Г. Асеева (), А.А. Реана (1999), свидетельствуют, что положительная мотивация может в определенной мере компенсировать недостаток способностей человека. Продуктивным в изучении мотивации, на наш взгляд, является представление исследователей о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизи-рованные структуры. Структура мотивации в процессе деятельности подвержена изменениям, а значит, создание специальных условий для развития мотивации позволяет субъекту труда достичь более высоких результатов в профессиональной деятельности [1; 2; 3]. В понимании значимости профессиональной мотивации особое место отводится теории установки,

концептуальные основы которой представлены в трудах Д.Н.Узнадзе (2001). С точки зрения ученого, интегрирующая функция в системе мотивов принадлежит установке, от адекватности которой зависит степень успешности личности в деятельности. Система мотивов через установку на деятельность, как субъективное отражение объективных потребностей в труде, является активационным фактором выбора профессионального пути и профессионализации личности [5; 6;

7].

Исходя из актуальности проблемы и ее недостаточной разработанности в психологической науке, нами было осуществлено исследование личностно-мотивационных характеристик субъектов выбора с последующим анализом специфики взаимосвязи между параметрами. В данном исследовании взаимосвязь профессиональной мотивации и личностных свойств рассматривается не абстрактно, а в определенном профессиоведческом контексте - у субъектов, остановивших свой выбор на профессии военного. Актуальность исследования профессии военного связана с ее особым историческим значением и общественным статусом, что позволяет рассматривать ее как чрезвычайно уникальную профессию современности. Во-первых, это одна из наиболее древних профессий, в которой, несмотря на качественно-количественные преобразования средств и орудий труда в их исторической ретроспективе, практически не изменились целевые установки, содержание профессиональной деятельности специалиста и общественная значимость самой профессии. Во-вторых, это - одна из профессий, в которой деятельность имеет экстремальный характер, когда присутствуют, по выражению К.М. Гуревича (1970), «катастрофогенные» ситуации, а значит, она доступна для освоения не каждому желающему субъекту профессионального самоопределения [8].

Заметим, что вопрос о мотивации особенно важен при рассмотрении влияния личностных свойств на успешность деятельности военного, т.к. именно в этом виде профессиональной деятельности наиболее отчетливо проявляется ориентация на поставленную специалисту задачу. При этом ключевое внимание субъекта труда сконцентрировано не на интересах собственной личности, а, в первую очередь, на интересах дела, выполняемой деятельности. В этом случае основная профессиональная задача военного - получить объективно ценные результаты, и именно те, которые необходимы другим людям, обществу в целом [9].

При подборе прикладных методов исследования и последующем анализе эмпирических данных мы руководствовались, в первую очередь, принципом системности, сформулированным в работах Э.Г. Юдина, Б.Ф. Ломова, позволяющим описать целостный портрет и охватить разные аспекты личности [10; 11]. В свою очередь, изучение целостности предполагает использование структурного подхода, при котором производится анализ не только отдельных мотивационно-личностных характеристик (элементов, компонентов), но и взаимосвязей между ними, благодаря которым эта целостность только и возникает. Использование принципов целостности, системности и сравнительного анализа позволяют анализировать влияние множества внутренних (субъективных) и внешних (объективных) факторов на развитие личности в профессиональной деятельности. В качестве субъективных факторов мы рассматривали внутренние детерминанты развития профессиональной деятельности, к числу которых нами отнесены личностно-мотивационные характеристики субъектов профессионального выбора. Выявление особенностей профессиональной мотивации осуществлялось с помощью методики О.Ф. Потемкиной «Изучение социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере», позволяющей выявить степень выраженности мотивационных установок личности по дихотомическим параметрам: 1) процесс - результат; 2) альтруизм - эгоизм; 3) труд - деньги; 4) свобода - власть [12]. Для исследования личностных свойств испытуемых использованы 16-факторный опросник Р.Б. Кэттелла [12; 13] и стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик [14].

Объективным критерием в нашем исследовании выступали требования к профессионально-важным качествам, зафиксированные в психографическом компоненте профессио-граммы «военный» [9, с. 92-96]. Для относительной чистоты эксперимента к исследованию привлечены курсанты первого курса военного института (п=254), мотивация и личностные свойства которых пока не претерпели изменений под влиянием процесса освоения профессиональной деятельности. Взаимосвязь между мотивационной установкой на профессиональную деятельность и личностными свойствами испытуемых выявлялась с помощью корреляционного анализа. На основании полученных данных строились корреляционные плеяды и осуществлялся качественный анализ корреляционных связей.

В процессе интеркорреляционного анализа выявлено, что такие мотивационные установки на профессиональную деятельность как «труд» и «деньги» не показали значимых связей с параметрами личностных свойств испытуемых. Данный факт может свидетельствовать о либо том, что труд как ценность и основной мотив деятельности, обусловлен не личностными свойствами, а какими-либо другими психологическими характеристиками испытуемых, которые не включены в предметную область наших исследований; либо о том, что собственно трудовая деятельность для испытуемых в настоящее время не актуальна, т.к. отсрочена во времени. Именно этим, видимо, можно объяснить и отсутствие «здесь и сейчас» связи личностных свойств с установкой на «деньги», т. к. финансовые доходы и заработная плата для юношей в период обучения в вузе - в будущем, а в настоящем они находятся на содержании у государства и частичной материальной поддержки родственников.

Качественный анализ статистических данных позволяет охарактеризовать специфику личностных свойств субъектов, выбравших для освоения профессию военного, но имеющих различную мотивационную установку на профессиональную деятельность. Так, для курсантов, ориентированных на «процесс» (рис. 1) деятельности, обнаружена тенденция (обнаружены связи для 5 % уровня значимости) к радикализму (шкала «восприимчивость к новому»), низкой напряженности (шкала «наличие внутренних напряжений») и высокой нормативности поведения (шкала «социальная нормированность и организованность»). Можно предположить, что военные, которыми движет интерес к делу и важна процессуальная сторона деятельности, отличаются такими личностными свойствами, как склонность к экспериментированию и нововведениям, скептицизм, спокойствие и невозмутимость, осознанное соблюдение норм и правил поведения, ответственность.

Эмпирические данные свидетельствуют, что курсантам, у которых доминирует мотивационная установка на «результат» деятельности (рис. 2), свойственна тенденция к открытости (шкала «общительность») и социальной смелости. Открытость личности проявляется такими качествами как внимательность к людям, естественность и непринужденность в поведении, активность в устранении конфликтов, конструктивная критичность и самокритичность. Социально смелому человеку свойственны активность, склонность к риску, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и объектами, он держится свободно, оптимально реагирует на угрозу в социальных ситуациях. Однако, конфигурация связей в корреляционной плеяде указывает и на наличие определенной противоречивости в структуре личностных свойств субъектов, ориентированных на результат профессиональной деятельности. Как видно из плеяды, параметр «социальная смелость» имеет тесные связи по шкалам «эмоциональная устойчивость» (положительная связь для 1 % уровня значимости), «самоконтроль» (отрицательная связь для 1 % уровня значимости), «социальная нормированность» (положительная связь для 5 % уровня значимости). В свою очередь, шкала «социальная нор-мированность» характеризуется наличием положительной связи (1 % уровень значимости) со шкалой «общительность» и отрицательной - со шкалой «самоконтроль» (1 % уровень значимости), характеризующейся наличием отрицательной

связи (1 % уровень значимости) со шкалой «эмоциональная устойчивость». Психологический смысл обозначенных связей можно интерпретировать следующим образом: чем выше у субъекта склонность к социальной смелости, эмоциональной устойчивости, коммуникативной открытости, тем ниже уровень развития самоконтроля. Иными словами, субъекту, обладающему такими личностными характеристиками, как решительность, настойчивость в достижении цели, ответственность, работоспособность, реалистичность, одновременно свойственны и недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, низкий уровень ответственности перед выполнением социальных обязательств, спонтанность в поведении, подчиненность аффекту.

Учитывая тесный (1 % уровень значимости) отрицательный характер связи шкалы «самоконтроль» с обозначенными шкалами, можно предположить, что субъект, обладающий низким уровнем самоконтроля с доминантной мотивационной установкой на «результат», выбравший для освоения профессию военного, будет в большей мере склонен к имитации результативности и инициированию в профессиональной деятельности механизма психологической защиты по типу рационализация, компенсация/гиперкомпенсация или реактивные образования. Заметим, что именно эти типы психологических защит личности чаще всего проявляются в юношеском возрасте [15]. Следует отметить, что предположение о включении механизма психологической защиты требует дополнительной проверки. В тоже время, так как в соответствии с профессиограммой военного специалиста мотивационная установка на «результат» является наиболее предпочтительной, можно предположить, что субъекты с низким уровнем самоконтроля демонстрируют ее в большей мере как социально желательную, а не реально у них имеющуюся. На это указывает и тенденция к обратной зависимости шкалы «самоконтроль» (опросник Р.Б. Кэттелла) со шкалой «сверхконтроль» (СМИЛ), а также качественный анализ эмпирических данных: выявлено, что у испытуемых с доминантной установкой на результат в 98 % случаев преобладают показатели, свидетельствующие о индифферентности и недостатке самоконтроля. Корреляционная плеяда взаимосвязи мотивационной установки на «альтруизм» с личностными свойствами представлена на рис. 3.

Рис. 1. Корреляционная плеяда взаимосвязи личностных свойств с мотивационной установкой на процесс профессиональной деятельности.

Рис. 2. Корреляционная плеяда взаимосвязи личностных свойств с мотивационной установкой на результат профессиональной деятельности

Выявлено, что для субъектов, с преобладанием мотива альтруизма, характерна тенденция к эмоциональной лабильности, импульсивности и тревожности. При этом именно параметр «тревожность» можно рассматривать в качестве определяющей характеристики, так как по данной шкале выявлены наиболее тесные связи со шкалами «индивидуалистичность», «пессимистичность» и «социальная интроверсия». Заметим, что альтруизм рассматривается как наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека [16]. В профессии военного альтруизм имеет особый смысл. Согласно профессиограмме военного, смысловой аспект его деятельности состоит в обеспечении безопасности личности, общества и государства [9], а значит, альтруистические установки исходно заданы в этой профессии. В соответствии с этим, можно предположить, что выбор юношей военной профессии представляет собой достаточно осознанный и свободный выбор, особенно в современных социокультурных условиях. Однако, исходя из содержательной и количественной интерпретации шкал методик Р.Б. Кэттелла и СМИЛ, для альтруистически ориентированного военного (в нашем случае) в большей мере будут свойственны психологическая амбивалентность личности, некоторая конфликтность, неустойчивость самооценки и притязаний, сензитивность, незрелость установок и суждений, пассивная личностная позиция, инертность в принятии решений, подозрительность и как следствие избирательность в контактах с одновременной зависимостью от мнения большинства. Подобный психологический профиль дает основание полагать, что у юношей, презентующих альтруистическую мотивационную установку, альтруизм будет скорее социально желательным и в большей мере декларативным, а не реальным мотивом профессиональной деятельности. С точки зрения Л.Н. Собчик, альтруистические декларации личности есть ни что иное, как маскировка эгоистических установок посредством включения механизма психологической защиты по типу «вытеснение» в форме ритуализа-ции [14; 17].

Взаимосвязи мотивационной установки на «эгоизм» и личностных свойств, специфичных для испытуемых, выбравших профессию военного, представлены в корреляционной плеяде на рисунке 4. Характер связей свидетельствует, что чем выше у испытуемого мотивационная установка в профессиональной деятельности на эгоизм, тем более выражена тенденция к высокому уровню развития интеллекта, к низкой пессимистичности и индивидуалистичности, к низкой тревожности.

Следует отметить, что, несмотря на наличие обратной связи между установкой на эгоизм и шкалой «пессимистичность», не выявлено положительной связи между обозначенной мотивационной установкой и шкалой «оптимистичность». Этот факт, на наш взгляд, указывает на выраженную тенден-

цию к реалистичности у эгоистически ориентированного военного

Альтруизм

10,140

т, -0,520

Импульсивность «—2-------►

Эмоциональная

лабильность

Отношение к людям

0,138

Тревожность

10,785 I

0,591

Пессимистичность

Индивиду алистичность

Социальная

интроверсия

Условные обозначения:

^ ^ Прямая взаимосвязь.

Курсив - 5 % уровень значимости. Жирный - 1 % уровень значимости

Эгоизм

------

Общий уровень интеллекта

Пессимистичность

О,139

Тревожность 0,148 |р,785^^

0,139^

0,142

0,147

Инд ив иду алистичность

0,640^

-0,520

Отношение к людям

Социальная интроверсия

0,783

Самоконтроль

Условные обозначения:

^ ^ Прямая взаимосвязь. ^

Курсив 5 % уровень значимости. Жирный — 1 °/о уровень значимости

Обратная взаимосвязь

Рис. 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи личностных свойств с мотивационной установкой на эгоизм

0,149

Свобода

-------Ї—* ^

0,160\ -0,67£>'

Самоконтроль "'^0,142 у''

Социальная нормированность и организованность

Открытость,

замкнутость

+-0.158 Смелость

Условные обозначения:

^ ^ Прямая взаимосвязь. ^ ~ ~

Курсив — 5 % уровень значимости. Жирный — 1 % уровень значимости

0,156

Обратная взаимосвязь

Рис. 5. Корреляционная плеяда взаимосвязи личностных свойств с мотивационной установкой на свободу

Рис. 3. Корреляционная плеяда взаимосвязи личностных свойств с мотивационной установкой на альтруизм

Качественный анализ связей, эмпирических данных шкальных показателей и их содержательной интерпретации позволяет представить профиль личностных свойств, которыми характеризуется военный, имеющий преобладание мотивационной установки на «эгоизм»: развитое абстрактное мышление; сообразительность и быстрая обучаемость; высокомерие, эгоцентричность и излишнее самомнение; упрямство и обидчивость; авторитарность, склонность к доминированию и настойчивость в преодолении сопротивления окружающих; недисциплинированность, пренебрежение к общественным нормам, подозрительность и осторожность в поступках; недостаточная сензитивность; жесткость, переходящая временами в черствость; отсутствие склонности к рефлексии, недостаточная самокритичность и самоконтроль.

Выявлено, что у военных с доминированием установки на «свободу» (27 % испытуемых), выражена высокая тенденция к самоконтролю (точность выполнения социальных требований, целенаправленность, способность доводить дело до конца) и одновременно подверженность чувствам, робость и замкнутость, беспринципность и неорганизованность, безответственность (рис. 5).

Власть ;-о,5с ▼ 0,139 14 Уровень развития воображения (практичность-мечтательность)

Восприимчивость к новому (консерватизм-радикализм)

0,150

Социальная нормированность и организованность

-0,678

Самоконтроль

Условные обозначения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

---►Прямая взаимосвязь.-^- — Обратная взаимосвязь

Курсив — 5 °/о уровень значимости.

Жирный — 1 % уровень значимости

Рис. 6. Корреляционная плеяда взаимосвязи личностных свойств с мотивационной установкой на власть

Подобный характерологический парадокс, наблюдаемый в нашей выборке испытуемых, вероятно, обусловлен принудительным характером (скорее всего, со стороны родственников) профессионального выбора. Как полагает Р.Б. Кэттелл, свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению [12; 13]. Очевидно, выбор профессии военного в данном случае можно рассматривать как «страховочный» вариант или способ включения механизма психологической защиты личности по типу рационализации или замещения.

Испытуемые, выбравшие профессию военного и характеризующиеся преобладанием мотивационной установки на «власть» отличаются консерватизмом и выраженной тенденцией к практичности (рис. 6). При этом, чем выше у них уровень консерватизма, тем более выражены беспринципность, безответственность, внутренняя конфликтность представлений о себе, непостоянство и подверженность влиянию случая и обстоятельств, склонность к недисциплинированности и пренебрежению к социальным требованиям. Обнаруженная по отношению к мотивационной установке на «власть» система личностных свойств не противоречит представленным в научной литературе данным о специфике личностных характеристик человека, обладающего мотивацией власти [3; 7; 12; 17].

Подводя краткий итог, отметим:

1. Субъекты, избравшие для освоения профессию «военный», и обладающие различными мотивационными установками на профессиональную деятельность, характеризуются различной структурой личностных свойств.

2. Специфика структуры и содержания личностных свойств испытуемых, мотивированных в профессиональной

деятельности на «результат», «альтруизм», «свободу», дает новки как особые защитные механизмы личности субъектов,

основание рассматривать обозначенные мотивационные уста- избравших для освоения профессию «военный».

Библиографический список

1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.

2. Реан, А.А. Психология изучения личности. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999.

3. Ильин, Е.П. Мотивы и мотивация. - СПб.: Питер, 2002.

4. Узнадзе, Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001.

5. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009.

6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: ИЦ «Академия», 2005.

7. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: ИЦ «Академия», 2003.

8. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008.

9. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - СПб.: Питер, 2004.

10. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. - 1975. - № 2.

11. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.: Наука. 1978.

12. Посохова С.Т. Справочник практического психолога: Психодиагностика / С.Т. Посохова, З.Ф. Семенова, В.А. Чикер. - М.: Сова АСТ, 2005.

13. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: учеб.-метод. пособие. - СПб.: Речь; М.: Ин-т психотерапии и клин. психологии, 2004.

14. Собчик, Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. - СПб.: Речь, 2004.

15. Грановская, Р. М. Психологическая защита. - СПб.: Речь, 2007.

16. Шалионов, Г.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дис.... канд. психол. наук. - СПб. 1997.

17. Собчик, Л. Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. - СПб.: Речь, 2002.

Статья поступила в редакцию 15.12.09

УДК 159.92З.

О. А Кожевникова, канд. психол. наук, доц. СибГУПС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТЕСС: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования профессиональных стрессов в педагогической деятельности. Приведены результаты экспериментального исследования, направленного на выявления факторов, влияющих на возникновение профессиональных стрессов в деятельности педагогов высшей школы. Представлены возможные пути профилактики и коррекции стрессов в работе преподавателей.

Ключевые слова: профессиональным стресс, виды профессиональных стрессов, социально-психологические причины формирования профессиональных стрессов в деятельности педагогов высшей школы, пути профилактики и коррекции.

Рабочие или профессиональные стрессы могут нарушить деятельность организации, приводя к потере персонала. Стресс может нарушить структурно-организационных связи, организационную культуру, характер самой работы, личностные особенности сотрудников, а также характер их межличностных взаимодействий. Стресс негативно сказывается как на конкретных людях - их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.

На сегодняшний день проблема изучения профессионального стресса довольно актуальна, она разрабатывается в работах как зарубежных (Сьюзен Картрайт, Кэрри Л. Купер, Касл.С., Кокс Т., Маккей К и др.) так и отечественных ученых (Небылицын В. Д., Бодров В.А., Куликов Л.В., Михайлова В.Р., Леонова А.Б., Кузнецова А.С. и др.).

В трудовой деятельности выделяют три вида стрессов, а именно, рабочий, организационный и профессиональный стрессы. Рабочий стресс связан с причинами, возникающими на рабочем месте (нарушение условий труда, места работы). Организационный стресс рассматривается в работах Куликова Л.В. и определяется как «негативное влияние на работника особенностей той организации, в которой человек трудится» [1, с. 12]. Профессиональный стресс возникает из-за причин, связанных с профессией. В литературе существует путаница в данных понятиях, одни исследователи считают их синонимичными, другие наиболее часто употребляют понятие профессиональный стресс.

Итак, профессиональный стресс - «это связанное с выполняемой профессиональной деятельностью напряжённое состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов» [2, с. 8].

Макаренко О.В. различает три разновидности профессионального стресса: информационный; эмоциональный; коммуникативный [2]. В.А. Бодров причины возникновения профес-

сиональных стрессов подразделяет на непосредственные и главные [3]. К непосредственным причинам автор относит сложность и опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для жизни и здоровья, дефицит времени, конфликты с руководством и т.п. Т.е. к данным факторам относятся события связанные с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности. К главным причинам В. А Бодров относит индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда [по 2].

Кроме того В.А. Бодров выделяет дополнительные факторы, к которым относит несоответствие ряда организационных характеристик трудовой деятельности представлениям и установкам конкретного индивида. Сюда автор относит социальные и организационные (экономические спады, экологические изменения, политические и военные кризисы и т.п.), так и личностные (семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, снижение трудоспособности) стрессоры. Исходя из выделенных групп, В.А. Бодров разработал классификацию источников профессионального стресса. Значительная часть факторов, провоцирующих стресс, связана с выполнением профессиональных обязанностей [по 2].

Макаренко О.В. выделяет следующие факторы способные вызвать профессиональный стресс: организационные и организационно-личностные [2].

К организационным факторам, способным вызвать стресс, относятся: несоответствующая профессиональным требованиям нагрузка (перегрузка или, наоборот, слишком малая рабочая нагрузка); конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования); неопре-делённость ролей (работник не уверен в том, чего от него ожидают); неинтересная работа (те, кто занят более интересной работой, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям); плохие физические

27З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.