ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК [159.922.1+159.959]-053.4"465.05/.07"
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Елисеева Антонина Петровна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии образования
Титова Анастасия Васильевна,
студент
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
В статье рассматриваются особенности развития памяти мальчиков и девочек дошкольного возраста. Психологи определили дошкольный возраст как самый продуктивный для развития мнемических процессов. Менее изученными учёными являются гендерные различия психических процессов, таких как память, ребёнка дошкольного возраста. Целью нашего исследования явилось изучение и выявление гендерных особенностей развития мнемических процессов у детей старшего дошкольного возраста. В работе представлены результаты эмпирического исследования, которые показали, что у девочек преобладает зрительная и слуховая память, у мальчиков - словесно-логическая память.
Ключевые слова: мнемические процессы, виды памяти, старший дошкольный возраст, гендерные особенности.
GENDER FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF MNEMIC PROCESSES IN LATE PRESCHOOL CHILDREN
Eliseeva Antonina Petrovna,
Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Pedagogy and Psychology ofEducation Department
Titova Anastasia Vasilievna,
student
Katanov Khakass State University (Abakan)
The article discusses the features of memory development of boys and girls of preschool age. Psychologists have identified preschool age as the most productive for the development of mnemic processes. Less studied by scientists are gender differences in mental processes, such as memory, of a preschool child. The purpose of our study was to study and identify gender-specific features of the development of mnemic processes in late preschool children. The paper presents the results of an empirical study, which .showed that visual and auditory memory predominates in girls, and verbal-logical memory in boys.
Key words: mnemic processes, types of memory, late preschool age, gender characteristics.
Зарубежными и отечественными психологами были выделены периоды жизни человека, в которых развитие памяти происходит более интенсивно. Психологические исследования, направленные на изучение памяти детей, показывают, что с возрастом происходят её количественные и качественные изменения [1].
В старшем дошкольном возрасте ведущим познавательным процессом является память.
Именно в данном возрастном периоде происходит интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению.
Исследования Л. И. Божович показывают, что важной памятью является образная [2]. Изменения, происходящие в познавательных процессах (мышление, восприятие) детей, приводят к её развитию. Дети обычно выделяют яркие признаки предмета, при этом не об-
ращая внимание на другие, которые могут быть не менее важными. В результате их представления отрывочны. Дети быстро запоминают и воспроизводят материал, но бессистемно. Развитие мышления способствует систематизации представлений.
В. А. Аверин, занимаясь изучением памяти дошкольника, отмечает, что память в данном возрастном периоде имеет непроизвольный характер, то есть он не ставит перед собой задачу что-либо запомнить. Запоминание происходит в деятельности, ребёнок запоминает то, что вызвало у него интерес, привлекло внимание [3].
Произвольная память развивается в игровой деятельности ребёнка, но прибегают они к нему только в том случае, если это требуют от него взрослые или возникает определенная задача. Запоминание возникает на основе припоминания, ребёнок понимает, что если он не запомнит, то не сможет и воспроизвести. При этом он еще не владеет приемами запоминания, их ему подсказывают взрослые [4].
Отечественные учёные, занимающиеся исследованием поведения мальчиков и девочек, выявили различия, которые по мере взросления становятся очевидными. Для мальчиков характерно стремление к независимости, и они предпочитают коллективные игры. Девочкам присущи доверительные отношения, зависимость в поведении, подражание взрослым. Они эмоциональны, тонко воспринимают окружающий мир, мальчики же ищут во всем смысл и, поняв его, проявляют готовность к действию. Девочки быстрее адаптируются к новой обстановке, легко внушаемы, непроизвольная память развита у них лучше, чем у мальчиков [5].
Учёными отмечается, что существуют и гендерные особенности в развитии памяти. У девочек развитие левого полушария идет быстрее, чем правого. Это означает, что правое полушарие отвечает за произвольность, словесно-логическую память, за положительные эмоции, левое - за интуицию, образную память, негативные эмоции.
Зарубежные психологи Э. Маккоби и К. Жаклин занимались исследованием ген-дерных различий памяти детей и подростков. Ими были выявлены различия в вербальной памяти. Результаты показали, что девочки лучше запоминали зрительный материал, на слух усваивали больше слов и предложений. Различий памяти по цифрам и буквам выявлено не было. Исследования показали, что у мальчиков лучше развита пространственная и образная память. По социальной памяти различий выявлено не было [6].
Исследование Дж. Грусека показало, что мальчики запоминают материал технического характера лучше, чем вербальный, а у девочек не возникает трудностей ни в первом, ни во втором случаях [7].
Интенсивное развитие памяти происходит в старшем дошкольном возрасте. Исходя из этого, следует учитывать различия в развитии мнемических процессов в зависимости от пола ребёнка. Выявление гендерных особенностей развития памяти детей старшего дошкольного возраста явилось целью нашей работы.
Наше исследование было проведено в МБДОУ «ЦРР-детский сад «Сказка», г. Абакан, Республика Хакасия. Формирование выборки происходило стратометрическим способом на основании следующих характеристик: возраст детей 5-6 лет, мальчики и девочки. В эмпирическом исследовании приняли участие 40 детей (20 девочек и 20 мальчиков) старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие методики: «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия), методика «Запомни рисунки» (Р. С. Немов); методика «Опосредованное запоминание» (модифицированный вариант методики А.Н. Леонтьева).
Для определения уровня развития процессов памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение) мы использовали методику «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия. Методика
направлена на оценку состояния слуховой памяти и её основных характеристик: восприимчивости ребёнка; его утомляемости; запоминания ребенком текстов и последующего его воспроизведения. Результаты мы представили в таблице 1.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что у 10 девочек дошкольного возраста (50 %) и 6 мальчиков (30 %) - высокий уровень развития слуховой памяти. Дети воспроизводили от 9 до 10 слов и при отсроченном воспроизведении - от 8 до 10 слов.
У 8 девочек (40 %) и 9 мальчиков (45 %) -средний уровень развития мнемических процессов, дети могли воспроизвести от 6 до 8 слов, по прошествии времени - от 5 до 7 слов.
У 2 девочек (10 %) и 5 мальчиков (25 %) -уровень развития мнемических процессов ниже среднего. Дети данной группы могли воспроизвести от 3 до 5 слов и 3-4 слова при отсроченном воспроизведении. Низкий уровень слуховой памяти в обеих группах выявлен не был. Из полученных результатов следует, что у девочек слуховая память развита лучше, чем у мальчиков.
Для установления достоверности различий нами была выполнена математико-статистическая обработка данных с использованием пакета статистических программ «SPSS».
Прежде чем приступить к определению достоверности статистических различий, необходимо провести проверку на нормальность распределения. Для этих целей нами использовался критерий Колмогорова-Смирнова и Ша-пиро-Уилка. Критерии показали, что выборка имеет асимметричное распределение, следовательно, мы можем использовать непараметрический U-критерий Манна-Уитни для установления статистически достоверных различий.
Метод математической статистики U-крите-рий Манна-Уитни, который показал, что данные различия значимы (иЭмп = 124,5; икр = 127, р < 0,05).
Для определения объёма кратковременной зрительной памяти мы использовали методику
«Запомни рисунки» Р. С. Немова. Результаты мы представили в таблице 2.
Результаты эмпирического исследования говорят о том, что у 10 девочек старшего дошкольного возраста (50 %) и у 4 мальчиков (20 %) - высокий уровень кратковременной зрительной памяти. Дети узнавали от 8 до 10 изображений за заданный промежуток времени. У 7 девочек (35 %) и у 10 мальчиков (50 %) обнаружен средний уровень. Данным детям требовалось дополнительное время, но при этом они узнавали от 7 до 5 геометрических фигур. Для 3 девочек (15 %) и для 6 мальчиков (30 %) характерен низкий уровень кратковременной памяти. Детям было трудно справиться с заданием, даже при дополнительном времени максимальное количество изображений, которое они могли узнать, было не более трех. Полученные данные показывают, что у девочек старшего дошкольного возраста зрительная память развита лучше, чем у мальчиков.
Для подтверждения полученных результатов мы использовали метод математической статистики и-критерий Манна-Уитни, который показал, что данные различия значимы (Иэмп = 123,5; икр = 127, р < 0,05).
Для выявления уровня развития опосредованной памяти мы использовали методику «Опосредованное запоминание» (модифицированный вариант методики А. Н. Леонтьева), результаты применения которой мы оформили в таблице 3.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что высокий уровень словесно-логической памяти характерен для 10 мальчиков (50 %) и 6 девочек (30 %). Дети сразу понимали инструкцию и быстро справлялись с заданием. В итоге ими было набрано от 8 до 10 баллов. Средний уровень развития данного вида памяти выявлен у 10 девочек (50 %) и у 8 мальчиков (40 %). При выполнении задания у детей возникали определенные трудности, они не всегда могли подобрать нужную карточку. Низкий уровень был выяв-
лен у 2 мальчиков (10 %) и у 4 девочек (20 %). Дети не могли понять задание и выбрать соответствующую карточку, требовалась помощь взрослого.
Стоит заметить, что по данной методике мальчики показали лучшие результаты. Для подтверждения результатов исследования мы использовали метод математической статистики и-критерий Манна-Уитни, который пока-
зал, что данные различия значимы (иЭмп = 124; икр = 127, р < 0,05).
Таким образом, результаты исследования показали, что существуют особенности развития мнемических процессов у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, а именно: у девочек преобладает зрительная и слуховая память, у мальчиков превалирует словесно-логическая память.
Таблица 1
Уровень слуховой памяти у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста по методике «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия
Уровни слуховой памяти Девочки Мальчики Уровень различий
Кол-во % Кол-во % р = 0,039*
Высокий 10 50 6 30
Средний 8 40 9 45
Ниже среднего 2 10 5 25
Низкий - - - -
Примечание: * - значимые различия (при p < 0,05)
Таблица 2
Уровни кратковременной зрительной памяти у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста по методике «Запомни рисунок» Р. С. Немова
Уровни кратковременной зрительной памяти Девочки Мальчики Уровень различий
Кол-во % Кол-во % р = 0,037*
Высокий 10 50 5 20
Средний 7 35 8 50
Низкий 3 15 6 30
Примечание: * - значимые различия (при p < 0,05)
Таблица 3
Уровни опосредованной памяти у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
по методике «Опосредованное запоминание» (модифицированный вариант методики А. Н. Леонтьева)
Уровни опосредованной памяти Девочки Мальчики Уровень различий
Кол-во % Кол-во % р = 0,038*
Высокий 6 30 10 50
Средний 10 50 8 40
Низкий 4 20 2 10
Примечание: * - значимые различия (при р < 0,05)
Библиографический список
1. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. 512 с.
2. Божович Л. И. Личность ребёнка и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008. 398 с.
3. Аверин В. А. Психология развития детей дошкольного возраста. СПб.: Михайлов, 2000. 63 с.
4. Блонский П. П. Память и мышление. СПб.: Питер бук. 2001. 287 с.
5. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. М.: ЛИНКА. 1998. 184 с.
6. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие.Спб.:Питер, 2006. 431с.
7. Берн Ш. Гендерная психология. Спб.: Прайм-Еврознак, 2002. 320 с. © Елисеева А. П., Титова А. В., 2023