Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТУВИНСКИХ ПОДРОСТКОВ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТУВИНСКИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЗАВИСИМОСТЬ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салчак Ая Михайловна, Бегзи Алдынай Каримовн

В статье рассматриваются особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. Среди детей подросткового возраста формы проявления девиантного поведения также разнообразны: от незначительных проступков до общественно-опасных деяний. Изучение проблемы формирования девиантного поведения в научной литературе показывает то, что, несмотря на большое количество трудов по девиантному поведению подростков, данная категория проблемы является одной из самых сложных и неоднозначных. Также в статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей девиантного поведения тувинских подростков. Исследовательской базой выступает МБОУ СОШ Гимназия №9 города Кызыла Республики Тыва. Выборку составили учащиеся 10-го класса. Всего было охвачено 20 человек в возрасте 15-16 лет, из них 10 юношей и 10 девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER FEATURES OF DEVIANT BEHAVIOR OF TUVAN TEENAGERS

The article discusses the features of deviant behavior in adolescence. The forms of demonstration of deviant behavior are also diverse among adolescent children: from minor misconduct to socially dangerous acts. The study of the following problem of deviant behavior in the scientific literature shows that, this category of the problem is one of the most complex and controversial despite the large number of works on the deviant behavior of adolescents. The article also presents the results of an empirical study of the characteristics of the deviant behavior of Tuvan adolescents. The research base is The secondary school Gymnasium No. 9 of the city Kyzyl, Republic of Tuva. The informants consisted of 10th grade students. In total, 20 people aged 15-16 were asked, including 10 boys and 10 girls.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТУВИНСКИХ ПОДРОСТКОВ»

УДК 316.356.4 (571.52)

doi 10.24411/2221-0458-2022-103-15-22

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТУВИНСКИХ ПОДРОСТКОВ

Салчак А.М., Бегзи А.К.

Тувинский государственный университет, Кызыл

GENDER FEATURES OF DEVIANT BEHAVIOR OF TUVAN TEENAGERS

A.M. Salchak, A.K. Begzi Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассматриваются особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. Среди детей подросткового возраста формы проявления девиантного поведения также разнообразны: от незначительных проступков до общественно-опасных деяний. Изучение проблемы формирования девиантного поведения в научной литературе показывает то, что, несмотря на большое количество трудов по девиантному поведению подростков, данная категория проблемы является одной из самых сложных и неоднозначных. Также в статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей девиантного поведения тувинских подростков. Исследовательской базой выступает МБОУ СОШ Гимназия №9 города Кызыла Республики Тыва. Выборку составили учащиеся 10-го класса. Всего было охвачено 20 человек в возрасте 15-16 лет, из них 10 юношей и 10 девушек.

Ключевые слова: девиантное поведение; подростки; социализация; зависимость; агрессивное поведение; отклоняющееся поведение

The article discusses the features of deviant behavior in adolescence. The forms of demonstration of deviant behavior are also diverse among adolescent children: from minor misconduct to socially dangerous acts. The study of the following problem of deviant behavior in the scientific literature shows that, this category of the problem is one of the most complex and controversial despite the large number of works on the deviant behavior of adolescents. The article also presents the results of an empirical study of the characteristics of the deviant behavior of Tuvan adolescents. The research base is The secondary school Gymnasium No. 9 of the city Kyzyl, Republic of Tuva. The informants consisted of 10th grade students. In total, 20 people aged 15-16 were asked, including 10 boys and 10 girls.

Keywords: deviant behavior; adolescents; socialization; addiction; aggressive behavior; deviant behavior

В настоящее время развитие общественных отношений в нашей стране показывает, что происходит активная деформация институтов социализации. По данной причине у многих подростков возникают предпосылки к формированию отклоняющегося поведения. Изучение научных трудов различных авторов показывает, что причинами развития отклоняющегося поведения подростков могут быть различные факторы от психобиологических до социальных. В исследовательских подходах к изучению причин появления и распространения девиантного поведения, термин

«девиантное поведение» принято понимать как многократно повторяющиеся действия и поступки, противоречащие наиболее важным общественным нормам, которые причиняют ущерб окружающим людям и личности самого человека.

Основные труды по изучению девиантного поведения были разработаны следующими учеными: Д. Гарландом (David Garland), Дж. Янгом (Jock Young), Дж. Феррел (J. Ferrel), К. Хейвордом (K. Hayward), Р. Куинни (Quinney) и В. Чемблиссом (Chambliss), М. Брустеном, Ф. Заком и др. Девиации в дореволюционной России исследовались врачами П.Г. Розановым, Ф.К. Тереховко, И.О. Зубовой,

педагогами А.Н. Остроготским, юристами А.Ф. Кони, психологами Н.П. Бруханским, Я.Г. Лейбовичем.

Особенности психологического и физического развития подростков обуславливает сензитивность к

формированию девиантного поведения, что обусловлено следующими причинами: в этот период происходит активное установление самооценки и

самоутверждения личности, также в подростковом возрасте активно происходит процесс сепарации, в подростковом возрасте налаживаются взаимоотношения со сверстниками, подростки сталкиваются с новыми социальными ролями. В связи с особенностями психологического и физического характера группу риска с точки зрения предрасположенности к девиантному поведению составляют лица подросткового возраста.

Анализ различных трудов психологов по девиантному поведению показывает, что у каждого автора свое определение девиантного поведения. Общим для всех является то, что, под девиантным поведением принято понимать многократно повторяющиеся действия и поступки, противоречащие наиболее важным общественным нормам, которые

причиняют ущерб окружающим людям и личности самого человека.

Я. С. Дикусар считает, что одной из причин девиантного поведения подростка может явиться задержка его психического или физического развития в связи со сложностями, возникающими в процессе социализации [1].

Для исследования факторов формирования девиантного поведения подростков нами было проведено эмпирическое исследование среди подростков. В качестве исследовательской базы нами была выбрана Гимназия №9 города Кызыла. Выборку составили учащиеся 10-го класса. Всего

70%

65%

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

исследованием было охвачено 20 человек в возрасте 15-16 лет, из них 10 юношей и 10 девушек.

Для исследования особенностей формирования девиантного поведения нами были выбраны: методика Г. Айзенка «Психоэмоциональное состояние», тест-опросник СДП (склонности к девиантному поведению) разработанный коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев).

Результаты исследования по методике Г. Айзенка «Психоэмоциональное состояние». По данной методике оцениваются 3 критерия: тревожность, фрустрация, агрессивность.

27%

15%

13%

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень ■ Юноши ■ Девушки

Рис. 1. Уровень тревожности подростков

Исследование тревожности важно тем, что личностными факторами формирования девиантного поведения выступают повышенная тревожность,

фрустрация, и уровень агрессивности. По результатам исследования по методике Айзенка, низкий уровень тревожности выявлен у 65% юношей и 60% девушек,

средний уровень тревожности отмечается у 27% девушек и 20% юношей. Высокий уровень тревожности выявлен у 10 и 13%

подростков, это означает, что у них превышен допустимый уровень

тревожности.

80% 60% 40% 20% 0%

53%

62%

32%

29%

15%

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень ■ Юноши ■ Девушки

Рис. 2. Уровень фрустрации подростков

У 53% юношей и 62% девушек выявлен низкий уровень фрустрации, они устойчивы к неудачам, не боятся трудностей; у 32% юношей и 29% девушек средний уровень фрустрации, фрустрация

имеет место; 15% и 9% подростков показывают высокий уровень фрустрации, у них отмечается низкая самооценка, они избегают трудностей, боятся неудач, фрустрированы.

80% 60% 40% 20% 0%

30%

45%

29%

Низкий уровень Средний уровень ■ Юноши ■ Девушки

Рис. 3. Уровень агрессивности

25%

Высокий уровень

Средний уровень агрессивности отмечается у 45% юношей по сравнению с 29% девушек, низкий уровень агрессивности показали 63% девушек, по сравнению с 30% юношей. Высокий

уровень агрессивности показали 25% юношей, в отличие от них у девушек только 8% показали высокий уровень агрессивности.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Исследование склонности к девиантному поведению подростков

75%

56%

15%

10%

СОП

ДП

ЗП

60%

АП

Отсутств. ■ Легкой ст Выс. ст

Рис. 4. Результаты исследования склонности к девиантному поведению Условное обозначение: СОП- социально-обусловленное поведение; ДП- делинквентное поведение; ЗП- зависимое поведение; АП- агрессивное поведение

По результатам исследования склонности к девиантному поведению, по шкале социально обусловленное поведение у 75% подростков выявлена склонность легкой степени, по данной шкале средние значения соответствуют возрастной норме для подростков, для которых характерно общение, как ведущий вид деятельности [3]. Высокая степень выраженности девиантного поведения по данной шкале выявлена у 10% подростков. Возможно, что это связано с тем, что подросток находится под влиянием социума и чувствует зависимость от мнения значимых взрослых людей и сверстников.

По второй шкале рассматривается склонность к делинкветному поведению подростков, у 12% подростков выявлена

высокая степень предрасположенности к делинквентному поведению. Под делинквентным поведением понимаются административные проступки, прогулы занятий без уважительных причин, распитие спиртных напитков и т.д.

По шкале ЗП (зависимое поведение) оценивается склонность к зависимому поведению, злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до формирования зависимости. Предрасположенность к зависимому поведению была выявлена у 25% подростков.

Итак, на основании анализа теоретических работ отечественных и зарубежных ученых, мы выделили

факторы, детерминирующие склонность к девиантному поведению у подростков: физиологические изменения,

происходящие в подростковом возрасте, в частности, гормональная перестройка молодого организма; задержка

психического или физического развития; сложности во взаимоотношениях с окружающими, выражающиеся в трудностях взаимодействия с

одноклассниками и друзьями; переживание череды неудач и проблем вместе с

Библиографический список

1. Дикусар, Я. С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / Я. С. Дикусар. Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. №4. С.28-32.

2. Куулар, А. М. Жизнестойкость подростков из неполных семей на примере Республики Тыва / А. М. Куулар. Текст : непосредственный // Научные труды Тувинского государственного университета : Сборник материалов ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов ТувГУ 2018. С. 79-181

3. Иванова, О. А. Факторы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте / О. А. Иванова. Текст : непосредственный // Научные исследования XXI века. 2021. № 4(12). С. 135-138.

4. Салчак, А. М. Отражение образа отца у старших подростков в Республике Тыва / А.

невозможностью справиться с ними вследствие отсутствия позитивной модели поведения и неспособности применить адекватные средства и способы поведения в трудных ситуациях; отсутствие

благополучной семьи, антиобщественное поведение самих родителей; деструктивные модели семейного воспитания; наличие эмоциональной поддержки и

взаимопонимания в асоциальных группах подростков.

М. Салчак. Текст : непосредственный // Вестник университета. № 6. С. 191-196.

5. Смирнова, М. В. Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков в благополучных семьях / М. В. Смирнова. Текст : непосредственный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 2951-2955.

6. Татьянченко, Н. П. Личностные детерминанты в формировании девиантного поведения у студентов техникума / Н. П. Татьяченко. Текст : непосредственный // Психолог. 2018. № 4. С. 38 - 45.

7. Липай, Т. П. О проявлении стигматизации в процессе образования / Т. П. Липай. Текст : непосредственный // Социологические исследования. 2004. № 10 (246). С. 140-141.

8. Хагуров, Т. А. Методология девиантологических исследований феномена массовой культуры и порождаемого ею типа человека / Т. А. Хагуров, под редакцией М. Е. Поздняковой. Текст : непосредственный // Девиантное поведение: методология и

методика исследования. Москва : Реглант, 2004. С. 27-37.

9. Шипунова, Т. В. Социальное исключение, отчуждение, насилие и агрессия как механизмы воспроизводства девиантности / Т. В. Шипунова. Текст : непосредственный // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 4 (33). С. 120-136.

References

1. Dikusar, Ya.S. Vliyanie sem'i na formirovanie deviantnogo povedeniya nesovershennoletnikh [The influence of the family on the formation of deviant behavior of minors] / The Scientific Journal of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2017. No.4. - pp. 28-32. (In Russian)

2. Kuular A.M. Zhiznestoykost' podrostkov iz nepolnykh semey na primere Respubliki Tyva [Resilience of adolescents from single-parent families on the example of the Republic of Tuva] / In the collection: Scientific works of Tuvan State University. Collection of materials of the annual scientific and practical conference of teachers, staff and graduate students of TuvSU. 2018. pp. 79-181. (In Russian)

3. Ivanova, O. A. Faktory formirovaniya deviantnogo povedeniya v podrostkovom vozraste [Factors of deviant behavior formation in adolescence] / Scientific research of the XXI century. 2021. No. 4(12). Pp. 135-138. (In Russian)

4. Salchak, A.M. Otrazhenie obraza ottsa u starshikh podrostkov v Respublike Tyva [Reflection of the image of the father in older adolescents in the Republic of Tyva] / The Scientific Journal of Tuvan State University. No. 6. pp. 191-196. (in Russian)

5. Smirnova, M. V. Faktory, vliyayushchie na formirovanie deviantnogo povedeniya podrostkov v blagopoluchnykh sem'yakh [Factors influencing the formation of deviant behavior of adolescents in prosperous families] / Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2017. Vol. 39. pp. 29512955. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Tatianchenko, N.P. Lichnostnye determinanty v formirovanii deviantnogo povedeniya u studentov tekhnikuma [Personal determinants in the formation of deviant behavior among college students] / Psychologist. 2018. No. 4. pp. 38-45. (In Russian)

7. Lipai, T. P. O proyavlenii stigmatizatsii v protsesse obrazovaniya [On the manifestation of stigmatization in the process of education] / Sociological research. 2004. No.10 (246). Pp. 140-141. (In Russian)

8. Hagurov, T. A. Metodologiya deviantologicheskikh issledovaniy fenomena massovoy kul'tury i porozhdaemogo eyu tipa cheloveka [Methodology of deviantological studies of the phenomenon of mass culture and the type of person generated by it] / Deviant behavior: methodology and methodology of research / edited by M. E. Pozdnyakova. -Moscow: Raglant, 2004. Pp. 27-37. (In Russian)

9. Shipunova, T. V. Sotsial'noe isklyuchenie, otchuzhdenie, nasilie i agressiya kak mekhanizmy vosproizvodstva deviantnosti [Social exclusion, alienation, violence and aggression as mechanisms of reproduction of deviance] / Journal of Sociology and Social Anthropology. 2005. No. 4 (33). Pp. 120-136. (In Russian)

Салчак Ая Михайловна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Тувинского государственного университета, г. Кызыл, Россия, e-mail: aika_kuular@mail.ru

Бегзи Алдынай Каримовна, магистрант 2 курса кафедры психологии Тувинского государственного университета, г. Кызыл, Россия, e-mail: aldynai.begzi@mail.ru

Aya M. Salchak, senior lecturer, Department of Psychology, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: aika_kuular@mail.ru

Altynai K. Begzi, master student of the Department of Psychology, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: aldynai.begzi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 1.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.