УДК 159.9
doi 10.24411/2221-0458-2021-87-52-60
СПОСОБЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ТУВИНСКИХ
ПОДРОСТКОВ
Салчак А.М.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
WAYS OF COPING BEHAVIOR OF TUVAN TEENAGERS
A.M. Salchak Tuvan State University, Kyzyl
В статье приведён теоретический анализ способов совладающего поведения и механизмов психологической защиты, рассмотренных в трудах зарубежных и отечественных авторов. В эмпирическом исследовании раскрывается специфика жизнестойкости и способы совладающего поведения подростков, мальчиков и девочек, из осиротевших и полных семей в Республике Тыва. В данном исследовании приняли участие 459 человек из них 296 девочек и 163 мальчиков в возрасте с 11 до 16 лет. В ходе эксперимента были использованы методики: способы совладающего поведения Р. Лазаруса, тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева. По предварительным данным исследования в подростковый период возрастает интерес к группе сверстников: подростки чаще ищут поддержку у других, чтобы справиться с эмоциональными, физическими, социальными переменами данного периода развития. Данная тенденция является характерной особенностью детско-родительских отношений в зависимости от пола и типа семьи
Ключевые слова: способы совладающего поведения; подростки; мальчики; девочки
The article presents a theoretical analysis of coping methods and mechanisms of psychological protection of foreign and domestic authors. The empirical study reveals the specifics of resilience and ways of coping behavior of adolescent boys and girls from orphaned and full families in the Republic of Tuva. 459 people took part in this study, including 296 girls and 163 boys aged 11 to 16 years. During the experiment, the following methods were used: methods of coping behavior of R. Lazarus, the resilience test of S. Muddy in the adaptation of D. A. Leontiev. According to preliminary research data, interest in a peer group increases during adolescence: teenagers are more likely to seek support from others in order to cope with
52
emotional, physical, and social changes of this period of development. This trend is a characteristic feature of child-parent relations depending on gender and type of family Keywords: coping behaviors; teenagers; boys; girls
Стратегия совладающего поведения и механизмов психологической защиты являются феноменом, который исследуется специалистами разных направлений психологии, однако эта проблема является одной из мало систематизированных и разработанных в изучении психологии личности, на что неоднократно указывали отечественные психологи А.Г. Асмолов, Ф.В. Бассин, Б.В. Зейгарник, А.В. Петровский и др. В рамках психоанализа защитные механизмы позиционировались как способ преодоления единичных травмирующих событий с целью снятия внутреннего конфликта.
Таблица 1
Достоверные различия способов совладающего поведения подростков разного пола
из полных семей
В данном исследовании изучались особенности способов совладающего поведения и жизнестойкости мальчиков и девочек из разных типов семей. Для сравнения жизнестойкости и способов совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях была предпринята попытка сравнить полные и неполные семьи разных типов. Первыми рассматривались показатели полных семей. В таблице 1 представлены достоверные различия по методике «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса подростков из полных семей.
Копинг-стратегии Девочки из полных Мальчики из полных к
семей семей « к т о
вреднее Стандартное Среднее Стандартное 1> -м Н Й л о нм
отклонение отклонение к J ср -ö F 3 еи и 3 о ач рн ^ со
Конфрантация 51,39 12,92 54,87 10,25 -5,20 0,01
Дистанцирование 53,47 11,10 57,40 8,72 -6,34 0,01
Самоконтроль 45,22 12,18 49,72 7,98 -7,17 0,01
Поиск социальной поддержки 45,22 9,67 48,60 8,09 -5,77 0,01
Принятие ответственности 47,98 10,18 48,79 8,58
Бегство-избегание 52,31 11,88 56,49 9,46 -6,51 0,01
Планирование 46,32 9,49 48,94 8,66 -4,43 0,01
Положительная переоценка 51,19 11,84 54,26 8,55 -4,87 0,01
Исследование по методике «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус) выявило значимые различия практически по всем шкалам: конфронтация, дистанцирование,
самоконтроль, поиск социальной поддержки, бегство и избегание, планирование и положительная переоценка. По критерию «принятие ответственности» не оказалось достоверных различий в способах совладающего поведения подростков из полных семей. Это может быть обусловлено тем, что в подростковом возрасте происходит отбор оптимального для человека репертуара способов совладающего поведения в жизни,
В таблице 3 представлены результаты исследования способов совладающего поведения (Р. Лазарус) мальчиков и девочек из осиротевших семей. Девочки значительно чаще выбирают следующие копинг-стратегии:
который происходит в процессе взаимодействия с разными группами окружающих: сверстников, старших, младших и, конечно, важную роль при этом играет родительская семья.
Как видно по таблице 2, значимые различия по уровню жизнестойкости подростков из полных семей выявлены по шкале принятия риска (у девочек показатели значимо выше, чем у мальчиков). Возможно, значимые различия в шкале принятия риска связаны тем, что девочки отражают поведения матери, которая в свою очередь, принимает рискованные решения, ощущая поддержку со стороны супруга.
конфронтация t=4,51(p < 0,01); самоконтроль t=7,64 (р < 0,01); t=2,56 (р < 0,05); у мальчиков из осиротевших семей наиболее часто используемой стратегией является «поиск социальной поддержки» t=- 3,34ф < 0,01).
Таблица 2
Достоверные различия показателей жизнестойкости подростков из полных семей
(адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой)
Шкалы Девочки из полных семей Мальчики из полных семей t- критерий Students уровень значимое ти
Среднее Стандартное отклонение вреднее Стандартное отклонение
Вовлеченность 30,97 9,87 30,92 7,20
Контроль 27,76 8,61 28,06 7,70
Принятие риска 16,20 8,07 14,21 4,36 4,05 0,01
Кизнестойкость 71,97 18,26 73,40 16,32
Таблица 3
Достоверные различия способов совладающего поведения (Р. Лазарус) подростков
из осиротевших семей
Копинг-стратегии Девочки из осиротевших семей Мальчики из осиротевших семей t-критерий Students уровень значимости
Среднее Стандартное отклонение Среднее Стандартное отклонение
Конфронтация 52,63 10,62 48,83 8,66 4,51 0,01
Дистанцирование 53,93 10,37 52,50 9,04
Самоконтроль 48,77 13,82 41,28 14,73 7,64 0,01
Поиск социальной поддержки 43,48 9,00 46,17 11,23 -3,34 0,01
Принятия ответственности 48,53 11,52 46,22 12,96 2,56 0,05
Бегство-избегание 51,75 12,47 52,39 7,84
Конфронтация 46,49 9,55 45,56 15,06
Положительная переоценка 49,53 10,59 48,44 14,07
Значимые различия по методике «Способы совладающего поведения» (таб. 3) выявлены в следующих способах: конфронтация, самоконтроль, поиск социальной поддержки и принятие ответственности. Понятие конфронтации означает столкновение или
противостояние мнений. По
классификации К. Олдвина, одним из видов стрессоров является травма, сильное воздействие на человека (несчастный, случай, смерть близкого, катастрофа) [1]. И данная психологическая травма может являться каждодневным стрессом для подростка, и из-за этого они могут испытывать конфронтацию со стороны матери, окружающих и самого себя.
При совладении с трудностями подростки часто обращаются за помощью
к социуму (сверстники, друзья, родственники), часто стремятся поделиться своими трудностями с другими, в надежде, что окружающие пожалеют, поддержат, например, советом. Кроме того, им важно одобрение окружающих, а также подростки из осиротевших семей часто «боятся» осуждения социума, так как очень зависимы от их мнения.
Достоверные различия по шкалам жизнестойкости у подростков из осиротевших семей описаны в таб. 4. По результату методики жизнестойкости у мальчиков и девочек из осиротевших семей значимые различия выявлены в следующих шкалах: вовлеченность, контроль и жизнестойкость. Возможно, это связано с тем, что мальчики из осиротевших семей больше испытывают
«ответственность» чем девочки из осиротевших семей выбирая шкалы «вовлеченность», «контроль» и «жизнестойкость». Также важно отметить по результату, что методики «Способы совладающего поведение» Р. Лазаруса у мальчиков из осиротевших семей (таб. 33.) значимые различия выявлены по шкале социальная поддержка. В неполных семьях матери
вынуждены выполнять и материнские, и отцовские функции, поэтому образ матери противоречив, неоднозначен. Матери, испытывающие неуверенность в воспитании своих детей, стремятся компенсировать отсутствие отца, более строгим отношением к подростку, стараясь быть одновременно и отцом, и матерью.
Таблица 4
Достоверные различия показателей жизнестойкости подростков из осиротевших семей (адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой)
Шкалы Девочки из осиротевших семей Мальчики из осиротевших семей t-критерий students уровень значимости
Среднее Стандартное отклонение Среднее Стандартное отклонение
вовлеченность 29,15 9,24 33,00 9,38 -4,82 0,01
контроль 27,15 7,25 31,11 7,19 -5,61 0,01
принятие риска 15,04 5,86 15,56 5,03
жизнестойкость 69,47 19,77 80,00 17,92 -9,10 0,01
Исследование особенностей
способов совладающего поведения подростков разного пола из разведенных семей представлены в таблице 5. Как мы видим из таблицы 5, значимые различия между мальчиками и девочками из разведенных семей выявлены по следующим способам совладающего
поведения: конфронтация,
дистанцирование, самоконтроль,
принятие ответственности. Необходимо отметить, что это их кардинально отличает от подростков из полных семей, у которых значимых различий в данных способах совладающего поведения не выявлено.
Таблица 5
Достоверные различия способов совладающего поведения (Р. Лазарус) подростков
разного пола из разведенных семей
Шкалы Девочки из разведенных семей Мальчики из разведенных семей 5S и
вреднее Стандартное уклонение реднее Стандартное отклонение t- критери students Уровень значимост
Конфронтация 51,94 12,49 48,55 13,22 3,82 0,01
Дистанцирование 54,70 11,22 49,40 11,28 6,34 0,01
Самоконтроль 46,09 13,63 42,00 13,38 4,44 0,01
Поиск соц. поддержки 45,42 10,94 45,90 9,66
Принятия ответственности 48,14 10,47 43,30 12,64 5,87 0,01
Бегство-избегание 52,94 11,05 52,05 8,03
Планирование 44,72 11,70 39,60 10,89 6,03 0,01
Положительная переоценка 51,17 11,93 51,60 8,54
Прослеживается сходство в способах совладающего поведения у девочек из разведенных и осиротевших семей в данных компонентах. По результатам исследования Крюковой Т.Л., оказывается, что «подростки из неполной семьи (треть из них) выбирают
Достоверные различия показателей
продуктивный стиль, а остальные -непродуктивный. Преобладающими
копинг-стратегиями среди подростков из неполных семей являются решение проблемы, работа и достижение, также социальная поддержка» [4].
Таблица 6
нестойкости подростков из разведенных
Шкалы Девочки из разведенных семей Мальчики из разведенных семей t- критерий students уровень значимо сти
Среднее Стандартное отклонение Среднее Стандартное отклонение
Вовлеченность 29,73 7,27 30,45 6,80
Контроль 26,83 6,10 28,75 6,71 -3,09 0,01
Принятия риска 19,19 13,51 15,75 5,12 3,99 0,01
Жизнестойкость 69,86 15,93 74,90 14,29 -5,10 0,01
По результатам теста разного пола из разведенных семей
«Жизнестойкость» (таб. 6.) у подростков выявлены значимые различия в
следующих компонентах: контроль, принятия риска, жизнестойкость. У мальчиков-подростков из разведенных семей достоверно выше, чем у девочек из разведенных семей, вовлеченность, убежденность, интерес к жизни. Контроль, как компонент
жизнестойкости, у мальчиков достоверно выше, т.к. в разведенных семьях им приходится рано брать на себя мужские роли, чаще приходится самим определять выбор собственной деятельности и своего пути. Возможно, именно этим можно объяснить и различие общего уровня жизнестойкости мальчиков-подростков из разных по составу семей.
В подростковый период возрастает интерес к группе сверстников: подростки чаще ищут поддержку у других, чтобы справиться с эмоциональными, физическими, социальными переменами данного периода развития. Данная тенденция является характерной особенностью детско-родительских
отношений в зависимости от пола и типа семьи. Например, в полных семьях значимые различия по уровню жизнестойкости подростков из полных семей выявлены по шкале принятия риска (у девочек показатели значительно выше, чем у мальчиков). Возможно,
Библиографический список
1. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / перевод с
значимые различия в шкале принятия риска связаны с тем, что девочки отражают поведение матери, которая, в свою очередь принимает рискованные решения, ощущая поддержку со стороны супруга. По результатам методики жизнестойкость у мальчиков и девочек из осиротевших семей значимые различия выявлены в следующих шкалах: вовлеченность, контроль и
жизнестойкость. Это связано с тем, что мальчики из осиротевших семей больше испытывают «ответственность» чем девочки из осиротевших семей, выбирая шкалы вовлеченность, контроль и жизнестойкость. Можно отметить, что мальчики из осиротевших семей более жизнестойкости, чем мальчики из полных семей. У девочек из полных семей шкала «принятия риска выше, чем у мальчиков из полных семей, а у девочек из осиротевших семей значимые различия не обнаружены. Это связано с тем, что девочки из осиротевших семей менее жизнестойки, чем девочки из полных семей. Способы совладающего поведения и жизнестойкость тувинских подростков меняется в зависимости от пола и типа семьи.
английского В. В. Старовойтова. - 2-е издание. - Москва : Академический Проект,
2006. - 232 с. - («Психологические технологии») - Текст : непосредственный.
2. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. - Москва, 1977. - Текст : непосредственный.
3. Карагачёва, М. В. Социально-педагогическая рефлексия студентов психолого-педагогических специальностей / М. В. Карагачёва, С. И. Кедич, В. Л. Ситников. - Текст : непосредственный // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. - Санкт-Петербург, 2012.
4. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения / Крюкова Т. Л. ; Костромской государственный университет Н. А. Некрасова. -Кострома : Авантитул, 2004 (Кострома : Авантитул). - 343 с. - Текст : электронный.
5. Комарова, А. В. Профилактика девиантного поведения детей и молодежи региональные модели и технологии / А. В. Комарова, В. Л. Ситников, Т. В. Слотина. - Текст : непосредственный // Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвящается 75-летию Гуманитарно-педагогической академии. -2019 - С. 114-121.
6. Куулар, А. М. Жизнестойкость подростков из неполных семей на примере Республики Тыва / А. М. Куулар - Текст : непосредственный // Научные труды Тувинского государственного университета : сборник материалов ежегодной научно-практической конференции
преподавателей, сотрудников и аспирантов ТувГУ. - 2018. - С. 79-181.
7. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Расказова. - Москва : Смысл, 2006. - 63 с. - Текст : непосредственный.
8. Салчак, А. М. Отражение образа отца у старших подростков в Республике Тыва / А. М. Салчак. - Текст : непосредственный // Вестник университета. - № 6. - С. 191-196.
9. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - Санкт-Петербург, 1996. - 350 с. - Текст : непосредственный.
10. Ситников, В. Л. Социально-психологическая перцепция в системе образования / В. Л. Ситников, Л. А. Регуш, С. И. Кедич, А. В. Комарова, Н. В. Парнюк, Н. Б. Казначеева, М. В. Карагачева. -Санкт-Петербург, 2016. - 350 с. - Текст : непосредственный.
References
1. Bowlby, J. The creation and destruction of emotional connections / Translated from the English by V.V. Starovoitova - 2nd ed. -Moscow.: Academic Project, 2006, 232 p. (In Russian)
2. Bruner, J. Psychology of cognition. Moscow, 1977. (In Russian)
3. Karagacheva, M.V., Kedich S.I., Sitnikov V.L. Socio-pedagogical reflection of students of psychological and pedagogical specialties. Scientific notes of the Trans-Baikal State University. Series: Pedagogy and Psychology, St. Petersburg, 2012. (In Russian)
4. Kryukova, T. L. Psychology of coping behavior. Kostroma State University named
after .N. A. Nekrasov - Kostroma : Avantitul, 2004 (Kostroma : Avantitul), 343 p. (In Russian)
5. Komarova, A.V., Sitnikov V.L., Slotina T. V. Prevention of deviant behavior of children and youth regional models and technologies. Collection of articles based on the materials of the International Scientific and Practical Conference, dedicated to the 75th anniversary of the Humanitarian Pedagogical Academy, 2019, Pp. 114-121. (In Russian)
6. Kuular A.M. Resilience of adolescents from single-parent families on the example of the Republic of Tuva. Collection of materials of the annual scientific and practical conference of teachers, staff and graduate students of
Tuvan State University, 2018, Pp. 79-181 (In Russian)
7. Leontiev, D.A., Rasskazova E.I. Test of resilience. Moscow. : Sense, 2006, 63 p. (In Russian)
8. Salchak, A.M. Reflection of the image of the father in older adolescents in the Republic of Tuva. Journal of Tuvan State University, No. 6, pp. 191-196. (In Russian)
9. Sidorenko, E. V. Methods of mathematical processing in psychology. Saint-Petersburg, 1996, 350 p. (In Russian)
10. Sitnikov, V.L., Regush L.A., Kedich S.I., Komarova A.V., Parnyuk N.V., Kaznacheeva N.B., Karagacheva M.V. Socio-psychological perception in the education. Saint-Petersburg, 2016, P. 150 -162 (In Russian)
Салчак Ая Михайловна - старший преподаватель кафедры психологии, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: [email protected]
Aya M. Salchak - Senior Lecturer, Department of Psychology, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.11.2021