Научная статья на тему 'ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ'

ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
204
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ПОДРОСТКИ / DEFENSIVE COPING BEHAVIOR / COPING STRATEGIES / DEFENSE MECHANISMS / RESILIENCE / HEARING IMPAIRED ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова А. В., Разуваева Т. Н.

Статья посвящена изучению особенностей защитно-совладающего поведения у слабослышащих подростков с разным уровнем жизнестойкости. Анализируется связь между защитно-совладающим поведением и уровнем жизнестойкости. Выявлено, что у слабослышащих подростков с низким уровнем жизнестойкости преобладают такие формы защитно-совладающего поведения, как: поиск социальной поддержки, бегство-избегание, отрицание, регрессия, подавление, дистанцирование; а у слабослышащих подростков с высоким уровнем жизнестойкости - планирование решения проблем, интеллектуализация, проекция, принятие ответственности и положительная переоценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTIVE AND COPING BEHAVIOR IN HEARING IMPAIRED INDIVIDUALS WITH DIFFERENT LEVELS OF RESILIENCE

The article is devoted to the study of the features of defensive coping behavior in hearing impaired adolescents with different levels of resilience. The relationship between defensive-coping behavior and the level of resilience is analyzed. It was revealed that hearing impaired adolescents with a low level of resilience are dominated by such forms of protective-coping behavior as: seeking social support, escape-avoidance, denial, regression, suppression, distancing; and for hard of hearing adolescents with a high level of resilience - planning for problem solving, intellectualization, projection, acceptance of responsibility and positive reappraisal.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 2500-3585

peer-reviewed • open access journal

DOI: 10.21626/]-Лг/2020-4(25)/6 Психологические науки

УДК: 159.943-056.26

Защитно-совладающее поведение у лиц с нарушением слуха с разным уровнем жизнестойкости.

© А.В. Морозова, Т.Н. Разуваева

АОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский 41

университет» (НИУ «БелГУ»), Педагогический институт, Белгород, Россия.

E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению особенностей защитно-совладающего поведения у слабослышащих подростков с разным уровнем жизнестойкости. Анализируется связь между защитно-совладающим поведением и уровнем жизнестойкости. Выявлено, чтоуслабослышащихподростковснизкимуровнемжизнестойкости преобладают такие формы защитно-совладающего поведения, как: поиск социальной поддержки, бегство-избегание, отрицание, регрессия, подавление, дистанцирование; а у слабослышащих подростков с высоким уровнем жизнестойкости - планирование решения проблем, интеллектуализация, проекция, принятие ответственности и положительная переоценка.

Ключевые слова: защитно-совладающее поведение, копинг-стратегии, механизмы защиты, жизнестойкость, слабослышащие

подростки. №4 (25) 2020

__www.j-chr.com

ПСИХОЛОГИЯ

клинико-пс

И БОЛЕЗНИ:/;

1ги1еский подход ^

см'

KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

X ЮБИЛЕЙНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРЯКТИЧвКАЯКОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

КУРСКА

42

№4 (25) 2020 www.j-chr.com

Защитно-совладающее поведение, по утверждению Г.С. Корытовой, представляетсобойструктурно-уровневую систему, состоящую из большого количества элементов (механизмов психологической защиты, поведенческих копинг-стратегий, личностных и средовых копинг-ресурсов), связанных между собой отношениями иерархии и выступающих системами низшего порядка по отношению к интегративной системе психозащиты и совладания [5]. Это означает, что защитно-совладающее поведение обладает свойствами, общими для систем всех уровней, но при этом имеет свою специфику функционирования на каждом из уровней.

Р. Лазарус и С. Фолкман, исследуя особенности преодоления трудных жизненных ситуаций, стресса, определили копинг-стратегии как «совладание или подчинение себе неблагоприятных жизненных событий», «поведенческие ответы человека на возникающие стрессовые ситуации для их эффективного преодоления, что способствует сохранению психического и физического здоровья» [6, с.93].

Р. Лазарус и С. Фолкман, классифицируя стратегии, используют противоположные критерии:

эмоциональный или проблемный копинг; когнитивный или поведенческий; успешный илинеудачный.Взаимодействие этих вариантов определяет весь спектр возможных стратегий [7].

С.Д. Зайцева и К.И. Засядько посвятили свое исследование изучению особенностей защитно-совладающего поведения подростков, имеющих нарушение слуха [3]. Они установили, что слабослышащим подросткам свойственно использовать такие механизмы защиты,

как: «компенсация», «реактивные образования», «отрицание» и «вытеснение». В отличие от своих здоровых сверстников их репертуар стратегий совладания более узок и характеризуется неадаптивными формами выражения - «активного избегания», «отступления». Авторы приходят к выводу о том, что подростки с нарушением слуха обладают сниженным адаптационным потенциалом по сравнению со здоровыми сверстниками. Такие результаты по-видимому связаны с особенностями развития и ранней слуховой депривацией детей, которая повышает напряженность механизмов защиты и определяет ригидность копинг-стратегий.

Сальвадор Мадди и Сьюзен Кобейс первыми описывали "hardiness" или жизнестойкость как систему интегрированных убеждений о себе и о мире, которые позволяют даже в тяжелых стрессовых условиях сохранять внутреннею уравновешенность,

стойкость духа и гармонию разума и тела. При этом такая система позволяет принять свои слабые стороны и преобразовать их так, чтобы было проще перерабатывать стрессовые факторы собственной жизни и трансформировать негативный фактор уязвимости в новые возможности деятельности. С. Мадди в структуре жизнестойкости выделяет три компонента - принятие риска, контроль и вовлечённость [4, с. 63].

В отечественной психологии наибольший вклад в исследование данного феномена внес Д.А. Леонтьев. Он перевел понятие "hardiness" как жизнестойкость, придавая ему особую эмоционально заряженную окраску, так как понятие «жизнестойкость» включает в себя два слова - «жизнь», что само по себе

¡^ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬб И БОЛЕЗНИ:

_CÜ-5 клинико-психологичесгий подход

КУРСКЯЙ

KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

X ЮБИЛЕИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОЖ

1ИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

насыщено смыслом, и «стойкость» [8].

Д.А. Леонтьев исходил из междисциплинарного подхода,

давая определение такого явления, как жизнестойкость личности, он характеризовал этот феномен мерой преодоления личностью самой себя. Составляющими феномена жизнестойкости по Д.А. Леонтьеву являются открытость всему новому и убежденность в своей личностной готовности справляться с новыми ситуациями [8].

С. Мадди выявлено, что сенситивными периодами для развития жизнестойкости и её компонентов являются ранее детство и подростковый возраст, именно тогда кривая активности может быть более пластичной и меняться под воздействием внешних и внутренних факторов [2]. К наиболее значимым факторам, по мнению автора, относятся влияния со стороны родителей и значимых лиц. После формирования в эти периоды жизнестойкость как феномен становится более устойчивым и меньше поддается изменениям. Именно это обусловило выбор нами подросткового возраста для исследования.

Целью нашего исследования стало выявление особенностей защитно-совладающего поведения у лиц с нарушением слуха с разным уровнем жизнестойкости.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В качестве инструментов применялись следующие методики: тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой; опросник Р. Плутчика, Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»; методика «Человек под дождём» Е.В. Романова и Т.И. Сытько; опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса [1; 8]. Для математической обработки полученных данных мы воспользовались программой SPSS, а именно корреляционным анализом Спирмена.

База исследования: белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23. В исследовании приняли участие 14 слабослышащих подростков.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Исследование особенностей

защитно-совладающего поведения

у лиц с нарушением слуха показало, что для всех подростков свойственно прибегать к таким стратегиям, как: бегство-избегание сложной ситуации, поиск социальной поддержки и реже -дистанцирование. Среди механизмов защиты подростки предпочитают: отрицание, регрессию, реже -реактивное образование. Стратегиями, которые реже всего используются слабослыащими подростками, оказались самоконтроль и положительная переоценка (см. рис.1.).

43

№4 (25) 2020 www.j-chr.com

психологияН<

клинико-пс^Иг

И БОЛЕЗНИ:/;

1ги1еский подход

1ЙСМ

KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

X ЮБИЛЕЙНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРЖТИЧШКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

КУРСКЗ°

44

Рис. 1. Стратегии защитно-совладающего поведения у подростков с нарушением слуха

Дальнейшее исследование показало, личной ответственности за решение что только единицы подростков готовы проблемы, найти положительный момент продумать, как лучше подойти к решению в возникновении сложностей (см. рис.2.) возникших трудностей, принять факт

Рис. 2. Копинг-стратегии подростков с нарушением слуха.

№4 (25) 2020 Распределение механизмов подростков представлено на рисунке 3.

-№-№-№.]-сЬгхот психологической защиты в выборке

^»ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬб И БОЛЕЗНИ:

_CÜ-5 клинико-психологичесгий подход

КУРСКЯЙ

KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

X ЮБИЛЕИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОЖ

1ИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

Рис.3. Механизмы психологической защиты подростков с нарушением слуха

Как видим, реже всего используются такие механизмы, как проекция и интеллектуализация. Следовательно, чаще всего подростки с нарушением слуха используют менее адаптивные механизмы защит.

Общий уровень жизнестойкости, по результатам исследования, у большинства слабослышащих подростков находится на низком уровне (50%). Такие подростки боятся пробовать что-то новое, браться за сложные задачи, они подчиняются внешним обстоятельствам и «плывут по течению». Тех же подростков, которые имеют высокий уровень жизнестойкости (14%), а следовательно, активную жизненную позицию, меньше всего. Средний уровень обнаружен у 36% подростков, который достаточно активную позицию в жизни, но отсутствие или низкий контроль над ситуацией.

жизнестоикости слабослышащих предполагает

ОБСУЖДЕНИЕ.

Корреляционный анализ

механизмов защитно-совладающего поведения и жизнестойкости подростков с нарушением слуха показал наличие между ними достоверных связей разного уровня значимости (см. рис.4).

В частности, обнаружена достоверная прямая связь на высоком уровне значимости таких механизмов психической защиты, как интеллектуализация и проекция, и высокого уровня жизнестойкости. Отрицательные обратные связи были обнаружены между высоким уровнем жизнестойкости и такими механизмами защиты, как регрессия и отрицание. Это значит, что чем выше уровень жизнестойкости у подростка, тем реже им используются механизмы защиты отрицания и регрессии (см.рис.4.). Низкий уровень жизнестойкости имеет прямую положительную связь на высоком уровне

45

№4 (25) 2020 www.j-chr.com

ПСИХОЛОГИЯНОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ш

клинико-пс^Вло,ги|еский подход ^

X ЮБИЛЕЙНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРЖТИЧЕВКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

КУРСКА

KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

значимости с механизмами защиты - связь с механизмами защиты

регрессия, отрицание, подавление. интеллектуализации и реактивное

Принятие риска как и контроль образование. А вовлеченность - прямую

компоненты жизнестойкости, положительную связь с компенсацией и

имеют прямую положительную замещением (см. рис.4).

46

Рис. 4. Корреляционная плеяда жизнестойкости и механизмов защиты.

№4 (25) 2020 www.j-chr.com

Высокий уровень жизнестойкости имеет прямую положительную связь на высоком уровне значимости с такими стратегиями совладания, как: планирование и решение проблемы, принятие ответственности, положительная переоценка, и обратную отрицательную связь - со стратегиями:

дистанцирование, бегство-избегание.

Низкий уровень жизнестойкости имеет прямую положительную связь на высоком уровне значимости с такими стратегиями совладания, как: бегство-избегание, дистанцирование, поиск социальной поддержки.

¡^ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВьА И БОЛЕЗНИ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_CÜ-5 клинико-психологичесгий подход

КУРСКЯЙ

KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

X ЮБИЛЕИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОЖ

1ИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

47

Рис. 5. Корреляционная плеяда жизнестойкости и копинг-стратегий.

Принятие риска как один из компонентов жизнестойкости имеет прямую положительную связь на высоком уровне значимости со стратегиями положительной переоценки и принятие ответственности. Контроль, являясь компонентом жизнестойкости, имеет прямые положительные связи на высоком уровне значимости со стратегиями: планирование и решение проблемы, принятие ответственности и самоконтроль, и отрицательную связь со стратегиями: поиск социальной поддержки, бегство- избегание.

Вовлеченность имеет прямые положительные связи на высоком уровне значимости со стратегиями: планирование и решение проблемы, конфронтация. Вовлеченность имеет обратную отрицательную связь со стратегией бегство-избегание (см.рис.5.).

ВЫВОДЫ.

Защитно-совладающее поведение у слабослышащих подростков связано с уровнем их жизнестойкости. Подростки, имеющие высокий уровень жизнестойкости, чаще используют следующие механизмы и стратегии

№4 (25) 2020 www.j-chr.com

психологияН<

клинико-пс^Иг

И БОЛЕЗНИ:/;

1ги1еский подход

1Й<м

KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

X ЮБИЛЕЙНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРЖТИЧЯКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

КУРСКЗ°

№4 (25) 2020 www.j-chr.com

защитно-совладающего поведения:

интеллектуализация, проекция,

планирование и решение проблемы, принятиеответственности,положительная переоценка. Подростки же с низким

уровнем жизнестойкости предпочитают регрессию, отрицание, подавление, бегство-избегание, дистанцирование, поиск социальной поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

48

1. Вассерман Л.И. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями [Текст] / Л.И. Вассерман. - СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2009. - 38 с.

2. Евтушенко Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен [Текст] / Е.А. Евтушенко. - М.: Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - № 1 (58), 2016. - С. 72-78.

3. Зайцева С.Д. Исследование защитно-совладающего поведения подростков с нарушениями в коммуникативной сфере [Текст] / С.Д. Зайцева, К.И. Засядько// Вестник ТГУ, т.15, вып.1, 2010.- С. 40-43.

4. Закерничная Н.В. Теоретическое осмысление понятия в отечественных исследованиях [Текст] / Н.В. Закерничная //- Учёные записки ЗабГУ, 2016. -Том 11, № 5. - С. 61- 66.

жизнестойкости и зарубежных

5. Корытова Г.С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия [Текст] / Г.С. Корытова, Ю.А. Еремина // Томск: Вестник Томского государственного педагогического университета, 2015.

С. 42- 48.

6. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-стратегии [Текст] / Р. Лазарус. -СПб.: Питер, 2000. - 257 с.

7. Лазарус Р. Стресс, оценка и копинг [Текст] / Р.Лазарус. - М.: Медицина, 2001. - 218 с.

8. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности сширокой областьюприменения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков. [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. -М.: Смысл, 2006. - 63с.

^»ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВьА И БОЛЕЗНИ:

_CÜ-5 клинико-психологичесгий подход

КУРСКЯЙ

KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

X ЮБИЛЕИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОЖ

1ИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

PROTECTIVE AND COPING BEHAVIOR IN HEARING IMPAIRED INDIVIDUALS WITH DIFFERENT LEVELS OF RESILIENCE

© Anastasia V. Morozova, Tatiana N. Razuvaeva

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Belgorod State University", Pedagogical Institute, Belgorod, Russia.

E-mail: [email protected]

Abstract

The article is devoted to the study of the features of defensive coping behavior in hearing impaired adolescents with different levels of resilience. The relationship between defensive-coping behavior and the level of resilience is analyzed. It was revealed that hearing impaired adolescents with a low level of resilience are dominated by such forms of protective-coping behavior as: seeking social support, escape-avoidance, denial, regression, suppression, distancing; and for hard of hearing adolescents with a high level of resilience - planning for problem solving, intellectualization, projection, acceptance of responsibility and positive reappraisal.

Keywords: defensive coping behavior, coping strategies, defense mechanisms, resilience, hearing impaired adolescents.

49

REFERENCE

1. Wasserman L.I. Methodology for psychological diagnostics of ways of coping with stressful and problematic situations for the personality [Text] / L.I. Wasserman. - SPb .: NIPNI them. Bekhtereva, 2009 .-- 38 p.

2. Evtushenko E.A. Viability of personality as a psychological phenomenon [Text] / E.A. Evtushenko. - M .: Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology. - No. 1 (58), 2016. - P. 72-78.

3. Zaitseva S.D. Study of protective coping behavior of adolescents with impairments in the communicative sphere [Text] / S.D. Zaitseva, K.I. Zasyadko // Bulletin of TSU, vol. 15, issue 1, 2010.- pp. 40-43.

4. Zakernichnaya N.V. Theoretical understanding of the concept of resilience in domestic and foreign research [Text] / N.V. Zakernichnaya // -Scientific notes of ZabGU, 2016. -Vol. 11, No. 5. - P. 61-66.

5. Korytova G.S. Protective coping behavior: retrospective reconstruction of the concept [Text] / G.S. Korytova, Yu.A. Eremina // Tomsk: Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, 2015. - pp. 42-48.

6. Lazarus R. Psychological stress and coping strategies [Text] / R. Lazarus. - SPb .: Peter, 2000 .-- 257 p.

7. Lazarus R. Stress, assessment and coping [Text] / R. Lazarus. - M .: Medicine, 2001 .-- 218 p.

8. Leontiev D.A. Vitality test. Methodical guidance on a new method of psychological diagnostics of a personality with a wide field of application. Designed for professional research psychologists and practitioners. [Text] / D.A. Le-ontiev and E.I. Rasskazova. - M .: Smysl, 2006 .- 63p.

№4 (25) 2020 www.j-chr.com

ПСИХОЛОГИЯ

клинико-пс

И БОЛЕЗНИ: /;

1ги1еский подход ^

см'

KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

X ЮБИЛЕЙНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРЖТИЧШКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

КУРСКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.