Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal
ISSN 250-3585
УДК: 159.943:617.58-089.873
ВВК: 88 532 54 578 65 Психологические науки
ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ С
АМПУТАЦИЕЙ НИЖНИХ 63
КОНЕЧНОСТЕЙ.
© Н.П. Булгаков
Булгаков Н.П. - аспирант каф. психологии здоровья и коррекционной психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ) E-mail: [email protected]
Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, д.3, Российская Федерация
РЕЗЮМЕ
В статье описан профиль совладающего поведения людей с ампутацией нижних конечностей.В качестве критериев совладающего поведения выступают параметры жизнестойкости и социально-психологической адаптации. Выявлено, что структура социально-психологических факторов совладающего поведения в ситуации ампутации нижних конечностей включает в себя социальную фрустрацию и систему социально-психологических установок и оценивается как на структурном уровне совладания (когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты), так и на содержательном уровне (продуктивные, относительно продуктивные, непродуктивные).
№3 (3) 2016
Ключевые слова: совладающее поведение, жизнестойкость, www.j-chr.coi социально-психологическая адаптация.
64
Ситуацию ампутации
рассматриваем как кризисную ситуацию, вызывающую кардинальную перестройку привычных способов поведения. (Карпова Э.Б., Чулкова В.А, 2007,).
Ситуация - это изначально некая совокупность средовых явлений, объединенная субъектом в единое целое из разрозненного фона происходящих явлений. В ее восприятии и переживании личностью есть доля фактической реальности, на которой основываются далее уже субъективные значения и смыслы (Эвнина К. Ю., 2013)
Ситуацию соматической болезни как разновидность жизненных ситуаций рассматривают Бурлачук Л.Ф.и Коржова Е.Ю. Если жизненный путь, состоящий из множества ситуаций, рассматривать в континууме здоровья-болезни, то окажется, что на полюсах этого континуума окажутся совершенно разные личности, т.е. имеются в виду в первую очередь различные системы ценностей, различный приоритет жизненных значимостей. Для больного человека наиболее значимыми представляются ситуации, имеющие отношение к его заболеванию, его возникновению, течению и исходу (Бурлачук Л.Ф.и Коржова Е.Ю., 1998).
Ампутация нижних конечностей по всем традиционно выделяемым признакам относятся к категории трудных жизненных ситуаций. Таким образом, ампутация конечностей в нашем исследовании рассматривается не как болезнь, а как кризисная эмоциогенная социальная ситуация. Отношение к ампутации определяет стратегию адаптивного или дезадаптивного поведения личности в настоящем и будущем.
Если говорить о наиболее распространенных типах ампутаций, то окажется, что чаще всего такие операции касаются нижних конечностей. Кэтрин Отт указывает, что в настоящее время соотношение количества операций по ампутации ног к операциям по ампутации рук составляет четыре к одному. При этом
наиболее распространенной причиной ампутации является артериальная недостаточность, которая ведет к некрозу тканей [Ott, p. 14]. В операциях по ампутации нижних конечностей также могут быть обозначены два их основных типа. Первый - это удаление части ноги ниже колена (транстибиальная ампутация), второй, соответственно, это удаление части ноги выше колена (трансфеморальная ампутация). В дополнение к этому ампутация может быть одиночной (когда операция проводится только на одной ноге) либо парной (операция проводится на обеих ногах). Таким образом, могут быть обозначены пять основных типов ампутации нижних конечностей: одиночная ампутация ниже колена, одиночная ампутация выше колена, парная ампутация ниже коленей, парная ампутация выше коленей, парная ампутация выше и ниже коленей[Pohjolainenetal., р. 76].
В соответствии с исследованиями Е.В. Битюцкой, рассмотрим признаки трудной жизненной ситуации при ампутации нижних конечностей. Как указывает Е. В. Битюцкая, категорию трудной жизненной ситуации характеризуют два типа признаков (или параметров) (Битюцкая Е. В., 2007) Первый тип - общие признаки. К ним относятся следующие параметры:
1. Значимость. Трудная жизненная ситуация охватывает значимые для личности сферы ее жизнедеятельности. Ампутация нижних конечностей затрагивает сферу здоровья, работоспособности и материального благополучия и, наконец, факт жизни в целом.
2. Беспокойство. Трудная жизненная ситуация нарушает привычное состояние личности, вызывая сильные эмоциональные переживания, постоянные размышления о сложившейся ситуации. Ампутация нижних конечностей вызывает изменения привычного состояния организма, эти процессы всецело охватывают эмоциональные и ментальные переживания личности.
3. Повышенные затраты
собственных ресурсов. Ампутация нижних конечностей нарушает привычные механизмы адаптации личности, поэтому требует повышения ресурсов личности для ее преодоления, начиная от познавательных, эмоциональных и мотивационно-волевых процессов (повышенного внимания, ресурсов осуществления мыслительных операций и так далее) и заканчивая повышенными физическими, физиологическими и химическими затратами организма.
Второй тип признаков - частные признаки. Они варьируются в зависимости от типа и содержания ситуации, а также, безусловно, от типа личности, в этой ситуации оказавшейся. Достаточно четко наличие частных признаков прослеживается в ситуации ампутации нижних конечностей как событии: неподконтрольность, неопределенность, необходимость быстрого реагирования на ее условия, затруднения в прогнозировании, трудности принятия решения, оценка собственных знаний и опыта как недостаточных. (Битюцкая Е. В., 2007)
Ампутация нижних конечностей представляет собой трудную жизненную ситуацию, предъявляющую личности новые условия существования и нарушающую привычные механизмы адаптации. Психологическая
регуляция личности основывается на результатах ориентировочной деятельности, направленной на формирование представлений о ситуации, о себе и о собственной роли в происхождении и развитии ситуации. Эффективность психологической
регуляции обеспечивается достаточной осознанностью и реалистичностью сформированных представлений.
Личностными конструктами,
обеспечивающими этот процесс, являются аутентичность, доверие себе, оптимизм, жизнестойкость и ответственность в сочетании с базовыми ценностями жизни и здоровья. (Эвнина К.Ю., 2014)
В связи с этим актуальным является исследование механизмов развития
стресса, который испытывают люди с ампутацией нижних конечностей, а также стратегий и ресурсов, направленных на совладание с ним. Наиболее перспективным как с теоретической, так и с практической точки зрения является изучение копинг-поведения.
«Копинг», или «преодоление стресса», рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям (Лазарус Р.,1966)
По мнению Р. Лазаруса и С. Фолкмана, взаимодействие среды и личности регулируется двумя ключевыми процессами: когнитивной оценкой и копингом. Понятие когнитивной оценки является центральным для подхода Лазаруса к преодолению стресса. Многое, помнениюавторов,зависитоткогнитивной интерпретации стрессора. Они выделяют следующие стадии когнитивной оценки: первичную и вторичную. Сначала стадии стресс воспринимается и оценивается в субъективных параметрах (масштаб угрозы или повреждения, приписываемые событию, или оценка масштабов его влияния). За восприятием и оценкой стрессора следуют нагрузочные эмоции (злость, страх, подавленность, надежда большей или меньшей интенсивности). Далее включаются более сложные процессы регуляции поведения: цели, ценности и нравственные установки. В результате личность сознательно выбирает и инициирует действия по преодолению стрессового события (Абабков В.А., 2004)
В случае неуспешного копинга стрессор сохраняется и возникает необходимость дальнейших попыток совладания.
Структуру копинг-процесса можно представить следующим образом: стрессовое воздействие - когнитивная оценка (восприятие события) -возникновение эмоции (нарушение гомеостаза) - выработка стратегии преодоления (копинг) - оценка результата действий (успешное / неуспешное
65
совладание) (Исаева Е.Р., 2009)
Таким образом, стресс начинается сразу после восприятия и когнитивной оценки стрессового события. В зависимости от того, как оно будет расценено индивидом (положительно/отрицательно, угроза/ потеря) практически одновременно возникают соответствующие эмоции. Индивид оценивает свои возможности по преодолению стресса (можно изменить/ по-влиять на события или нельзя) и в соответствии со своими представлениями, знаниями и предпочтениями осуществляет собственно копинг (действия, направленные на избегание/
устранение источника стресса или приспособления к ситуации). После этого вновь происходит оценка ситуации и результата выбранного поведения.
Успешное совладание
рассматривается как успешная адаптация. Если поведение не принесло удовлетворяющего результата, то индивид предпринимает новые попытки (Исаева Е.Р., 2009)
К настоящему времени в зарубежной психологии сложились три основных подхода к пониманию совладающего поведения: психодинамический,
диспозиционный и ситуационный (Таблица 1).
Таблица 1
Теоретические подходы к проблеме совладающего поведения
66
Подход Представители Основная идея
Психодинамический подход N. Haan Совладающее поведение рассматривается в рамках концепции механизмов психологической защиты
Диспозиционный подход C. Holahan, R. Moos, R. McCrae, N. Endler, D.Parker, J.Amirkhan Рассматривает совладающее поведение в рамках концепции личностных черт
Ситуационный подход R. Lazarus, S. Folkman, H. Feifel, S.Strack Рассматривает совладающее поведение в ситуационном контексте
Э. Хайм (НешЕ., 1988) выделяет три сферы иерархической структуры психики, в которых происходит реализация копинг-стратегий поведения: эмоциональную, когнитивную и поведенческую. При этом все виды копинг-стратегий поведения разделяются с учетом степени их адаптивных возможностей на адаптивные, частично (относительно) адаптивные и неадаптивные.
Согласно такой систематизации среди стратегий эмоционального копинга адаптивными являются протест и оптимизм; частично адаптивными -эмоциональная разрядка и пассивная кооперация; неадаптивными - подавление эмоций, покорность, самообвинение и агрессивность. К адаптивным стратегиям
когнитивного копинга относится проблемный анализ, установка на собственную ценность и сохранение самообладания; к частично адаптивным - относительность, придача смысла и религиозность; к неадаптивным -смирение, растерянность, диссимуляция и игнорирование. Поведенческий копинг представлен такими адаптивными формами, как сотрудничество, оптимизм; частично адаптивными-компенсацией, отвлечением и конструктивной активностью; неадаптивными - активным избеганием и отступлением (НешЕ., 1988).
На основании результатов проведенного теоретического анализа зарубежных подходов к пониманию проблемы совладающего поведения
личности можем сделать вывод о том, к настоящему моменту в современной психологии нет единого подхода к пониманию проблемы совладающего поведения личности. Однако, следует отметить, что ряд современных зарубежных исследователей (R.Moss, J.Schaefer) придерживаются комплексного подхода, позволяющего рассматривать как индивидуально-личностные
особенности совладающего поведения, так и ситуационные (М.Р. Хачатурова, 2012).
В отечественной психологии копинг-поведение изучается с конца 90-х, тогда появились первые публикации по проблеме совладания в России (Китаев-Смык Л.А.,1977, Абульханова-Славская К.А., 1980). В российской психологии в настоящее время все чаще используют понятие «совладающее поведение» (Анцыферова Л.И., 1994).
Анализ проблемы совладающего поведения личности в отечественной психологии рассматривает
совладание в различных контекстах, о чем свидетельствуют данные библиометрического анализа за последние 10 лет: совладающее поведение в контексте социальных явлений, возрастные особенности совладающего поведения, гендерные особенности совладания, понятие совладания в концепции здоровья личности, совладающее поведение в профессиональной деятельности, особенности совладания при психических расстройствах и стрессовых состояниях и др.
В современной отечественной психологии Л. И. Анцыферова (1994) определяет совладание как упрощенное определение трудных жизненных ситуаций, которые понимаются как обстоятельства жизни, требующие от человека таких действий и условий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы (Анцыферова Л.И., 1981).
Рассматривая совладающее
поведение в контексте субъектно-
деятельностного подхода, Ю. В. Постылякова (2005) отмечает, что в ситуациях, не поддающихся воспринимаемому контролю личности, могут быть использованы адаптивные стратегии избегания или эмоционально-ориентированная стратегия совладания со стрессом.
Рассматривая вопрос
классификации стратегий совладающего поведения, А. И. Приходько выделила три основных критерия: эмоциональный / когнитивный / поведенческий, успешный / неуспешный (Булюбаш И.Д., Морозов И.Н., Приходько М.С., 2011).
В соответствии с положениями комплексного подхода, содержание совладающего поведения определяется, с одной стороны, индивидуально-личностными особенностями, с другой-особенностями социальной ситуации (М.Р. Хачатурова, 2012).
Индивидуально-личностные факторы совладающего поведения включают в себя параметры временной перспективы (F.Zimbardo, J.Boyd, I.Brissette и др.);жизнестойкость и смысложизненные ориентации (Д.А.Леонтьев, Е.И.Рассказова, D. Khoshaba, S. Maddi и др.); мотивацию достижения (E.Skinner, K.Edge, A.Thompson, P.Gaudreau и др.); параметры саморегуляции и локусконтроля (В.И. Моросанова, К.Муздыбаев, Т.Л.Крюкова, R.E.Smith, L. Caplan, C. Schooler) и др. (М.Р. Хачатурова, 2012).
По мнению некоторых авторов, копинг-стратегии возникают в фрустрирующих ситуациях, закрепляются в арсенале поведения при повторении сходных ситуаций, актуализируются в них и обеспечивают адаптацию личности (Налчаджан А.А) Специфические ситуации, способствующие образованию и актуализации копинг стратегий, Л.Р. Гребенников относит к разряду экзистенциально значимых для личности, эксквизитных (термин введен Ф.В. Бассиным), Это такие ситуации, в которых противоречие, как определенный момент развития, предельно обострен и требует
67
68
своего снятия, а характер разрешения противоречия определяет направление в развитии личности. Эксквизитные ситуации характеризуются рядом признаков:
• наличием стимула, несущего угрозу, и другого стимула (внешнего или внутреннего), препятствующего спонтанному реагированию на первый;
• наличием нервно-психического напряжения, качество и интенсивность которого зависят от выраженной потребности в разрешении противоречия, особенностей ситуации, свойств личности и текущего состояния, опыта разрешения подобных ситуаций;
• возможностью освоения новых форм регуляции и новых уровней взаимодействия со средой. (Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю., 1998)
Копинг-ресурсы можно
классифицировать на три основные группы - макросоциальные
(макросредовые), микросоциальные (микросредовые) и личностные (индивидуально-психологические)
Макросредовую группу копинг-ресурсов можно подразделить также на два уровня: первый - это уровень организации, системы, включающий социальные нормы, правила, системы социальной защиты, воспитания, социального, правового и медицинского обеспечения; второй - это уровень специалиста, к числу которых относим психологов, педагогов, медработников, социальных работников.
Микросоциальные (микросредовые) ресурсы включают прежде всего семью, близких, друзей, коллег, т. е. социально-поддерживающую сеть.
К личностным (индивидуально-психологическим) адаптивным ресурсам (копинг-ресурсам) относят социально-нравственные качества (Я-концепция, мотивация, моральная нормативность); эмоционально-волевые качества
(стрессоустойчивость, волевой контроль поведения, психологическая устойчивость личности, локус-контроль, эмпатия, способность оказывать и воспринимать
социальную поддержку), когнитивные качества (уровень когнитивного развития, резервы психических функций), типологические (тип ВНД, сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов) и регуляторные качества (уровень профессиональной подготовленности, знания, умения, навыки, опыт).
К личностно-средовым
дезадаптивным ресурсам (копинг-ресурсам) мы относим нервно-психическую неустойчивость, низкий волевой контроль поведения, отсутствие поддержки в виде социально-поддерживающей сети, а также психологические особенности личности, обеспечивающие стрессонеустойчивость. (Рыбников В.Ю., Ашанина В.Н., 2009)
Факторы, влияющие на процесс образования копинг-стратегий, можно условно разделить на внешние (средовые) и внутренние (личностные). К личностным можно отнести в частности ценностные ориентации. Учитывая, что мотивацию мы определяем через ценностные ориентации, можно утверждать, что мотивация на лечение реализуется в копинг-поведении.
Эмпирическое исследование
особенностей совладающего поведения осуществлялось на базах ФГУП «Курское протезно-ортопедическое предприятие», Курского дома-интерната ветеранов войны и труда, а также поликлиник г. Курска в 2012-2014 г.г. Общий объем выборки составил 217 человек в возрасте 51-74 года. В экспериментальную группу вошли 107 человек с ампутацией нижних конечностей (50 женщин, 57 мужчин). В соответствии с задачами исследования экспериментальная группа была разделена на исследовательские выборки по двум критериям: 1) по степени выраженности ампутации (ампутация на уровне бедра (60 человек); ампутация на уровне голени-57 человек; ампутация одной нижней конечности у 63 человек; ампутация двух нижних конечностей у 44 человек); 2) по причине ампутации (ампутация нижних конечностей
вследствие травмы - 36человек, ампутация вследствие хронического соматического заболевания-71 человек). Контрольную группу составили 110 испытуемых в возрасте 59,2±10,37 лет (54 женщины, 56 мужчин). Группы уравнивались по уровню образования (все испытуемые имеют среднее профессиональное образование).
Эмпирические методы
исследования представлены: методикой «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера (адаптация Т.Н. Крюковой); опросником копинг-поведения Э. Хайма, тестом
смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; тестом жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева), опросником социально-психологической адаптации К.Роджерса, Р. Даймодна.
В результате исследования особенностей совладающего поведения людей с ампутацией нижних конечностей выявлено значимое (р<0,05) преобладание поведенческих стратегий совладания, ориентированных на избегание (46,33±8,06) по сравнению с испытуемыми без ампутации (Рис. 1).
69
• значимость различий
Рис. 1. Гистограммы средних значений уровня выраженности стратегий совладающего поведения у людей с ампутацией нижних конечностей
В качестве критериев совладающего поведения выступают параметры жизнестойкости и социально-психологической адаптации. В результате исследования параметров жизнестойкости у людей с ампутацией
нижних конечностей выявлено значимое снижение показателей контроля (иэмп=3981,50; р=0,03) и принятия риска (иэмп=3018,5; р=0,03) по сравнению людьми с отсутствием ампутации (Рис. 2).
70
*- значимость различий
Рис. 2. Гистограмма средних значений параметров жизнестойкости у людей с ампутацией нижних конечностей.
Полученные данные указывают на наличие внутреннего напряжения в ситуации ампутации за счет отсутствия стойкого совладания и восприятия ситуации как глобальной и чрезвычайно значимой. Низкий уровень жизнестойкости у людей с ампутацией нижних конечностей (Х=50,12±7,88) обеспечивается низкой вовлеченностью, проявляющейся через чувство отвергнутости и ощущение себя «вне» жизни, и контролем, проявляющемся в ощущении собственной беспомощности.
Социально-психологическая адаптация, выступающая как
критерий совладающего поведения, рассматривается в двух аспектах: уровневом (количественный показатель) и структурном (качественный уровень). У людей с ампутацией нижних конечностей выявлен низкий уровень социально-психологической адаптации (Х=54,58±11,02) обеспечивается низкой эмоциональной комфортностью
(Х=48,74±8,26) и самопринятием (Х=54,76±19,14) при среднем уровне интернальности (Х=57,36±14,70), принятия других (Х=60,66±8,11), доминирования (Х=54,35±14,62) (Рис. 3).
*- значимость различии
Рис. 3. Гистограмма средних значении уровня социально-психологическоИ адаптации и жизнестойкости людей с ампутацией нижних конечностеИ
Люди с отсутствием ампутации характеризуются значимо более высоким уровнем социально-психологической адаптации (Шмп=2897,5; р=0,00), обеспечиваемым высокой эмоциональной комфортностью (Х=63,34±11,27),
самопринятием (Х=63,11±16,25) и принятием других (Х=66,70±5,94). Уровень жизнестойкости значимо выше, однако также соответствует диапазону низких значений (Рис. 7).
ВЫВОДЫ.
Профиль совладающего
поведения людей с ампутацией нижних конечностей реализуется на двух уровнях: структурном, включающем когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты; и качественном, характеризующемся эффективностью совладания (продуктивный, относительно продуктивный, непродуктивный). Улюдей с ампутацией нижних конечностей профиль совладающего поведения характеризуется преобладанием поведенческих стратегий совладания, ориентированных на избегание, являющихся продуктивными. Преобладание эмоционального
компонента в структуре совладающего поведения людей с ампутацией
нижних конечностей характеризуется относительной продуктивностью.
При этом реализация когнитивных стратегий совладающего поведения людей с ампутацией нижних конечностей является непродуктивной.
Критериальное совладающего поведения ампутацией нижних реализуется через
жизнестойкости психологической личности. Низкий психологической
содержание людей с конечностей показатели социально-адаптации социально-
уровень
адаптации людей с ампутацией нижних конечностей обеспечивается низкой эмоциональной
самопринятием интернальности, доминирования. низкий уровень
комфортностью и при среднем уровне принятия других, При этом выявлен жизнестойкости, характеризующийся низкой вовлеченностью и контролем. Люди с отсутствием ампутации характеризуются значимо более высоким уровнем, обеспечиваемым высокой эмоциональной комфортностью,
самопринятием и принятием других. Уровень жизнестойкости значимо выше, однако также соответствует диапазону низких значений.
71
и
ЛИТEРAТУРA
72
1. Абабков В.А. Защитные психологические механизмы и копинги: анализ взаимоотношений. - СПб.: Речь, 2004.
- 158 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
3. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы// Психология формирования и развития личности. - 1994. - с. 80. - 215.
4. Битюцкая, Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование. -2007. - № 4. -С. 87-93.
5. Булюбаш И.Д., Морозов И.Н., Приходько М.С. Психологическая реабилитация пациентов с последствиями спинальной травмы. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2011. - 272 с.
6. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
7. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
8. Запесоцкая И.В. Особенности конфликтных ситуаций и стратегий их преодоления в подростковом возрасте // Дис. ... к.психол. наук. - Москва, 2006
9. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. - СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2009.
- 136 с.
10. Карпова Э.Б., Чулкова В.А. Онкологическое заболевание как психологический кризис // Ананьевские чтения - 2007: матер.научно-практ. конф. СПб университета. - 2007. - С. 556-557.
11. Китаев-Смык Л.А. Вероятностное прогнозирование и индивидуальные особенности реагирования человека в экстремальных условиях. В кн.: Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. -М., 1977.
12. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процессы. - М.: Медицина, 1966. -
466 с.
13. Лазарус Р. Транзактная теория и научное исследование эмоции и копинга. - М.: Медицина, 1987. - 67 с.
14. Постылякова, Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности / Ю.В. Постылякова // Психологический журнал / Ред. А.Л. Журавлев. - 2005. - том 26 №6 2005 ноябрь-декабрь. - с.35-44.
15. Рыбников В.Ю, Ашанина Е.Н. // Журнал Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - №2.
16. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: дис. д-ра.мед. наук. -СПб.: ПНИ им. В.М. Бехтерева, 1994.
17. Фолкман С. Персональный контроль, стресс и копинг-процессы. - М.: Медицина, 1984. - 54 с.
18. Хачатурова М.Р. Личностные ресурсы совладания с организационным конфликтом // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 3. С. 16-31. URL: http://orgpsyjoumal.hse. ru/2012--3/62021393.html
19. Эвнина К.Ю. Психологические аспекты трудной жизненной ситуации // Дружининские чтения: сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции, 23-25 мая 2013 г., г. Сочи, Сочинский государственный университет -2013 - С. 205-209.
20. Heim E. Coping und Adaptivitat: Gibt es geeignetes oder ungeeignetes coping / E. Heim // Psychotherapie, Psy- chosomatik, Medizinische Psychologie. -1988. — № 1.
21. Ott K. The Sum of Its Parts: An Introduction to Modern Histories of Prosthetics / K. Ott // Artificial Parts, Practical Lives. Modern Histories of Prosthetics / Ed. by K. Ott, D. Serlin, S. Mihm. - New York: New York University Press, 2002.
22. Pohjolainen T., Alaranta H., Karkkainen M. Prosthetic use and functional and social outcome following major lower limb amputation / T. Pohjolainen, H. Alaranta, M. Karkkainen // Prosthetics and Orthotics International. - 1990. - № 14. - pp. 75-79.
PECULIARITIES OF COPING BEHAVIOR OF PEOPLE WITH LOWER LIMB
AMPUTATIONS.
Nikolay P. Bulgakov Bulgakov Nikolay P. - graduate student of the department of psychology of health and correctional psychology, Kursk State Medical University. E-mail: [email protected]
Address: 1K. Marks-st, 3, Kursk, 305041, Russian Federation.
Abstract
This article describes the profile of people coping with the amputation of the lower extremities. As criteria of the coping are parameters of hardiness and social and psychological adaptation. It was found that the structure of the socio-psychological factors of coping behavior in a situation of lower limb amputation includes social frustration and a system of socio-psychological installations and is assessed as at the structural level of coping (cognitive, emotional and behavioral components), and on the content level (productive, relatively productive, unproductive).
Keywords: coping behavior, vitality, social and psychological adaptation.
REFERENCE
1. Ababkov V.A. Zaschitnyie psihologicheskie me-hanizmyi i kopingi: analiz vzaimootnosheniy. - SPb.: Rech, 2004. - 158 s.
2. Abulhanova-Slavskaya K.A. Deyatelnost i psi-hologiya lichnosti. - M.: Nauka, 1980. - 335 s.
3. Antsyiferova L.I. K psihologii lichnosti kak razvi-vayuscheysya sistemyi// Psihologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti. - 1994. - s. 80. - 215.
4. Bityutskaya, E. V. Trudnaya zhiznennaya situ-atsiya: kriterii kognitivnogo otsenivaniya // Psiho-logicheskaya nauka i obrazovanie. -2007. - # 4. -S. 87-93.
5. Bulyubash I.D., Morozov I.N., Prihodko M.S. Psi-hologicheskaya reabilitatsiya patsientov s posledst-viyami spinalnoy travmyi. - Samara: Izdatelskiy Dom «Bahrah-M», 2011. - 272 s.
В. Burlachuk L.F., Korzhova E.Yu. Psihologiya zhiznennyih situatsiy: Uchebnoe posobie. - M.: Ros-siyskoe pedagogicheskoe agentstvo, 1998. - 263 s.
7. Gurvich I.N. Sotsialnaya psihologiya zdorovya. -SPb.: Izd-vo SPbGU, 1999.
8. Zapesotskaya I.V. Osobennosti konfliktnyih situ-atsiy i strategiy ih preodoleniya v podrostkovom voz-raste // Dis. ... k.psihol. nauk. - Moskva, 2006
9. Isaeva E.R. Koping-povedenie i psihologicheska-ya zaschita lichnosti v usloviyah zdorovya i bolezni. - SPB.: Izd-vo SPbGU, 2009. - 136 s.
10. Karpova E. B., Chulkova V. A. Onkologicheskoe zabolevanie kak psihologicheskiy krizis // Anan-evskie chteniya - 2007: mater.nauchno-prakt. konf. SPb universiteta. - 2007. - S. 556-557.
11. Kitaev-Smyik L.A. Veroyatnostnoe prog-nozirovanie i individualnyie osobennosti reagi-rovaniya cheloveka v ekstremalnyih usloviyah. V kn.: Veroyatnostnoe prognozirovanie v deyatelnosti che-loveka. -M., 1977.
12. Lazarus R. Psihologicheskiy stress i koping-protsessyi. - M.: Meditsina, 1966. - 466 s.
13. Lazarus R. Tranzaktnaya teoriya i nauchnoe
issledovanie emotsii i kopinga. - M.: Meditsina, 1987.
- 67 s.
14. Postyilyakova, Yu.V. Resursyi sovladaniya so stressom v raznyih vidah professionalnoy deyatel-nosti / Yu.V. Postyilyakova // Psihologicheskiy zhur-nal / Red. A.L. Zhuravlev. - 2005. - tom 26 #6 2005 noyabr-dekabr. - s.35-44.
15. Ryibnikov V.Yu, Ashanina E.N. // Zhurnal Psi-hopedagogika v pravoohranitelnyih organah. - 2009.
- #2.
16. Sirota N.A. Koping-povedenie v podrostkovom vozraste: dis. d-ra.med. nauk. - SPb.: PNI im. V.M. Behtereva, 1994.
17. Folkman S. Personalnyiy kontrol, stress i kop-ing-protsessyi. - M.: Meditsina, 1984. - 54 s.
18. Hachaturova M.R. Lichnostnyie resursyi sovladaniya s organizatsionnyim konfliktom // Organi-zatsionnaya psihologiya. 2012. T. 2. # 3. S. 16-31. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru/2012--3/62021393.html
19. Evnina, K. Yu. Psihologicheskie aspektyi trud-noy zhiznennoy situatsii // Druzhininskie chteniya: sbornik materialov XII Vserossiyskoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii, 23-25 maya 2013 g., g. Sochi, Sochinskiy gosudarstvennyiy universitet - 2013 - S. 205-209.
20. Heim, E. Coping und Adaptivitat: Gibt es geeignetes oder ungeeignetes coping? / E. Heim // Psychotherapie, Psy- chosomatik, Medizinische Psychologie. -1988. — # 1.
21. Ott K. The Sum of Its Parts: An Introduction to Modern Histories of Prosthetics / K. Ott // Artificial Parts, Practical Lives. Modern Histories of Prosthet-ics / Ed. by K. Ott, D. Serlin, S. Mihm. - New York: New York University Press, 2002.
22. Pohjolainen T., Alaranta H., Karkkainen M. Prosthetic use and functional and social outcome following major lower limb amputation / T. Pohjolainen, H. Alaranta, M. Karkkainen // Prosthetics and Orthotics International. - 1990. - # 14. - pp. 75-79.
73