УДК 130.2:392
ГЕНДЕРНЫЕ МОДЕЛИ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЕВРОПЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ
О.Ю. ШИБАРШИНА
Статья представлена доктором философских наук, профессором Гараниной О.Д.
Проведен анализ распределения доминирующих тендерных ролей в древнегреческой, славянской, кельтской мифологических системах. Показано влияние тендерных моделей, презентированных в европейской мифологии на формирование национального тендерного поведения. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы о распределении доминирующих ролей: древнегреческая мифология - мир был сотворен в результате союза богов; славянская мифология - в сотворении мира главенствующую роль играет мужской образ; кельтская мифология - мир сотворен женским персонажем. Показано, что мифологическая модель гендерного поведения в различных странах выступила в значительной степени архетипом национального гендерного поведения.
Ключевые слова: гендер, гендерное поведение, мифологическая система.
В современном обществе уже сложились определенные стереотипы гендерного поведения, и для каждой страны (или группы стран) они своеобразны. Это своеобразие обусловлено историческими, социокультурными, этническими, географическими факторами, а также традициями и обычаями, сложившимися в процессе жизнедеятельности людей определенных регионов. Развитие знания о контекстах спецификации гендерного поведения в разных странах предполагает обращение к глубинным пластам содержания человеческой культуры, отраженным в национальных мифологических системах.
Мифологическое сознание является древнейшей формой осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф - способ обобщения мира в форме наглядных образов. С помощью мифов люди стремились объяснить различные природные, социальные и эмоциональные явления. Мифы были призваны упорядочить жизнь древних людей, объяснить смыслы предметов, событий, процессов мира как места бытия человека. Уже в те древние времена человечество разрабатывало содержание мифов не просто как совокупность сказок и выдумок, а как целостное мировоззрение. Современные специалисты говорят о мифологии как о многофункциональном феномене человеческой мысли, придавая мифотворчеству особую роль в формировании национальной культуры.
Национальная культура - это «иносказательный образ» идеала человеческого поведения той или иной страны. Благодаря мифологии в каждой стране сформировался свой менталитет, в котором особую роль играют гендерные взаимоотношения. Мужчины и женщины относятся друг к другу так, как завещали им предки через целые системы мифов, пантеонов, героев и существ. Можно предположить, что в соответствии с традициями древнего гендерного поведения, отраженными в мифах, во многом формировались и современные модели межполовых взаимоотношений.
Проведем анализ гендерного распределения ролей на примере наиболее развитых мифологических систем Европы. Все мифы условно можно подразделить на три группы [1]:
• космогонические мифы - это мифы о сотворении мира: здесь хаос противопоставляется упорядоченности;
• эсхатологические мифы - это мифы об окончании мира, «конце света»;
• антропогонические мифы - это мифы о сотворении человека.
Эти три группы выделены по нескольким причинам. Во-первых, они характерны почти для всех развитых мифологических систем. Во-вторых, гендерное распределение ролей в этих мифах проектируется на гендерную модель поведения людей: космогонические - на построение семьи как своего собственного маленького мира, антропогонические - на рождение и воспитание детей, а эсхатологические - на негативные и кризисные ситуации.
Каждая из мифологических групп будет обозначена маркером-буквой, которая будет означать главенствующую роль представителя определенного пола в мифических ситуациях:
• М - мужчина;
• Ж - женщина;
• С - союз мужчины и женщины;
• А - андрогин (существо либо бесполое, либо наделенное признаками обоих полов);
• Б - обезличенная категория (т.е. события или предметы появляются или случаются сами собой).
Анализ содержания европейской мифологии позволил провести маркировку основных мифологических групп (систем) в соответствии с эксплицированным в них распределением ген-дерных ролей.
1. Древнегреческая мифология:
- космогонические мифы - С;
- эсхатологические мифы - Б;
- антропогонические мифы - М.
2. Славянская мифология:
- космогонические мифы - М;
- эсхатологические мифы - Б;
- антропогонические мифы - М.
3. Кельтская мифология:
- космогонические мифы - Ж;
- эсхатологические мифы - Б;
- антропогонические мифы - Б.
Согласно проведенной маркировке можно сделать следующие выводы:
1. Древнегреческая мифология: мир был сотворен в результате союза богов (Геи - Земли и Урана - Неба), мир должен разрушиться, если погибнут все боги, люди были сотворены мужским образом (Прометей лепил людей из глины).
2. Славянская мифология: в сотворении мира главенствующую роль играет мужской образ (Бог, плавающий в лодке, по молениям Дьявола сотворил в бескрайнем океане Землю), наступление «конца света» обезличенно (следствие определенной цепочки событий), люди также были сотворены мужским персонажем (Богумир - бог, сотворивший людей).
3. Кельтская мифология: мир сотворен женским персонажем (Великая Мать существовала прежде начала мира, она же мир и сотворила), разрушение мира обезличенно (цепочка определенных событий), появление людей также обезличенно (они либо появились с сотворением мира, либо же пришли «с других земель»).
Среди различных богов в каждом пантеоне распределены обязанности. Определение «сфер влияния» богов и богинь также важно для характеристики распределения гендерных ролей. Анализ гендерного распределения основных «сфер влияния» в указанных мифологических системах позволил сделать следующие выводы:
1. Древнегреческая: близкая к патриархату модель, богам подвластны стихии подземного царства, богиням - чувства, репродуктивные функции.
2. Славянская: близкая к равенству модель, богам подвластно практически все, но часть функций передается женским образам.
3. Кельтская: близкая к патриархату модель, богам подвластны стихии, чувства и потусторонний мир (некоторые функции выполняют женские персонажи), богиням - репродуктивные функции и чувства (некоторые функции выполняют мужские персонажи).
Мифологическая модель гендерного поведения в различных странах явилась в значительной степени архетипом, прообразом национального гендерного поведения. Далее проанализируем традиции взаимоотношения полов в странах, которым принадлежат рассмотренные мифологические системы.
Греция
Мифологичекая модель: близкая к патриархату.
Реальные гендерные отношения [2; 3].
Греция и по сей день остается страной с патриархальным укладом. Современные гречанки кажутся нам очень раскованными и гордыми, однако это лишь следование моде на эмансипацию. На самом же деле, женщины в Греции сильно зависимы от мужчин. Это происходит потому, что сформировавшийся архетип зависимой женщины продолжался в течение всей истории.
С давних времен греческая женщина попадает под мужскую «пяту». Она не выходит из дома, ее жизнь заключается в служении мужу и детям. В наши дни мужчина в греческой семье является главным, женщина должна почитать и уважать своего мужа, но не пресмыкаться, как это принято в мусульманских семьях. Вопреки многим мнениям, греки - верные мужья. Мечта мужчины-грека - жить в огромной семье: жена, дети, мать, отец, бабушка и дедушка, теща, тесть, шурины, невестки (ассоциация с большой семьей богов Олимпа).
Права обоих супругов практически равны, кроме тех, которые касаются только женщины: все домашнее хозяйство лежит на плечах женщины. Мужчины, конечно, могут помочь женщине, когда на нее наваливается слишком много работы.
В воспитании детей оба супруга принимают участие, но если это мальчик, то отец проводит с ним намного больше времени, чем мать. Отец старается воспитать в мальчике настоящего мужчину, он берет на себя все обязанности, связанные с воспитанием малыша и разгружает свою супругу.
Греческая модель гендерных отношений сохранилась до сих пор. Патриархальный строй семьи, который можно наблюдать в современной Греции, во многом соответствует гендерной модели поведения, продиктованной примером жителей Олимпа. Также стоит отметить, что такая модель была поддержана современной религией Греции - христианством.
Россия, Украина, Белоруссия, Польша, Словения, Словакия (славянские страны)
Мифологическая модель: близка к равноправию.
Реальные гендерные отношения [4].
Славянская культура охватывает большую территорию, поэтому гендерные модели поведения могут различаться в тех или иных странах: в Польше, например, значительное влияние западной культуры привело к появлению «жестокого и деспотичного» патриархата, а в России и Украине мужчины всегда уважали и берегли не только невест, но и жен. Выделим общие тенденции в гендерных отношениях стран славянского происхождения.
Культура славянских народов в плане половых отношений своеобразна. В самом общем виде это своеобразие можно оценить как приверженность традиционным ценностям, более патриархальному типу устройства семьи в сравнении с другими европейскими культурами. Такое отношение сохраняется и сейчас: русская женщина мечтает видеть около себя «богатыря», за которым она будет как за каменной стеной, который будет её опорой, который поведет её за собой. Даже вступление женщины в брачные отношения звучит как «выйти замуж», т.е. быть за мужем. Это говорит о том, что в сознании славянской женщины закреплен положительный стереотип патриархальных отношений. С другой стороны, русские мужчины ищут среди женщин не только красивую, добрую и хозяйственную, но и ту, которая в любой ситуации будет «надежным тылом». Именно последнее свойство отличает славянских женщин от других. В этой связи можно сказать, что для славян характерно некоторое равноправие в отношении полов, с уклоном в сторону патриархата.
Мужской образ у славян многообразен. Настоящий мужчина — это «мужик», и не в крестьянском смысле, а по своей внутренней силе и независимости, имеющий на все свой взгляд и отстаивающий его, сильная и властная личность. Как правило, мужчины славяне должны обладать каким-либо особенным качеством: умом, силой или богатством. Причем если одно их них у него присутствует, то два других традиционно могут быть рудиментными. Предназначение
славянского мужчины - быть защитником. Именно не воином, а защитником. Однако такое позиционирование мужской роли могло появиться у славянских народов (преимущественно в России) после нападения татаро-монгольского ига. Также у славян большим уважением пользуется мужчина в возрасте. Многие боги, хранители тайн или демиурги изображались стариками.
Женский образ у славян односложен. Одно из главных качеств - ум. Но ум означает вовсе не интеллект или занятия умственным трудом, а скорее житейскую мудрость, умение понять другого человека, встать на его точку зрения, быть гибкой в принятии решений и проявлять толерантность, быть верным другом мужа, иметь сердечную доброту и внимание к другим людям. Иначе говоря, имеются в виду социально-этические характеристики человека, его способность адаптироваться в социуме, особенно в семье. Главное жизненное предназначение славянской женщины - быть «тылом», где мужчине можно отдохнуть от житейских бурь и волнений, прийти в себя, чтобы завтра снова быть готовым к бою.
Взаимоотношения полов можно наилучшим образом проследить в традиционном семейном укладе славянских народов. Традиционно социальная роль мужчины в славянской семье — это роль главы семейства, защитника, покровителя, добытчика, кормильца, помощника в тяжелом физическом труде. А жена обязательно должна родить детей, заниматься их здоровьем и воспитанием, хранить и беречь семейное тепло, создавать атмосферу любви. Стоит заметить, что в славянских семьях для мужчин нормальна физическая помощь жене в домашнем хозяйстве, но труд резко разделяется на мужской и женский. Мужчина женский труд выполнять не будет (даже при необходимости), но женщина мужской труд выполнить способна. Также славянская женщина - прежде всего мать, поэтому все родительские заботы падают на её плечи. При этом она может быть не только матерью своим детям, но и внукам. Помимо всего вышеперечисленного, необходимо подчеркнуть такую особенность славянской семьи, как неопределенность, размытость ее социальных границ, которая сохранилась и в наши дни. Издревле главной причиной вступления в брак являлась любовь, а не расчет, поэтому сейчас женщина с высшим образованием может быть женой мужчины, имеющего всего лишь среднее образование.
Особое внимание необходимо уделить эмоциональной и интимной стороне супружества славян. В этой культуре резко разделяются любовь и секс. При этом любовь понимается как отношения между людьми, а секс — это только физическая «связь». Вообще понятие любви у славян своеобразное, что также является характерной особенностью гендерных взаимоотношений. «Любовь» для славян часто включает в себя отказ от своего собственного «Я» ради другого и выражается в самоотдаче, самопожертвовании. Истинная любовь — это отказ от собственной свободы, от эгоистического самоутверждения личности, растворение себя в любимом человеке. Причем это присуще как мужской модели, так и женской модели гендерного поведения.
Славянская культура, можно сказать, одна из самых «мягких» в плане гендерных взаимоотношений. Патриархальные основы прослеживаются в семейном укладе, но в основе лежит желание взаимопомощи. Особой ценностью в гендерных отношениях славян является любовь.
Ирландия, Великобритания, Франция, Германия (кельтская мифология)
Мифологическая модель: близкая к патриархату.
Реальные гендерные отношения [5; 6; 7].
Прежде чем говорить о странах, на территории которых существовала кельтская культура, стоит сказать, что отголоски её слышатся по всей Европе, но именно кельтские традиции сохранились по большей части в Ирландии. Однако постараемся выделить общие элементы гендерных отношений кельтской культуры.
Отношения мужчин и женщин у кельтских народов формировались необычно. В основе всего находится женщина, но её власть всегда оспаривалась мужчинами, которые впоследствии побеждали. Таким образом, патриархальные традиции взяли верх над правами женщин у самого начала времен, однако архетип женской праматери сохранился в женском сознании, что можно заметить и сейчас: всеобщая женская эмансипация Европы.
Мужчины в кельтской культуре - решатели. Другими словами, волевое решение или же инициатива о создании семьи принадлежит именно мужчине. На женский взгляд, им не хватает романтичности и хороших манер, тем не менее они надежны и заботливы. Женщины - исполнители. Женское ролевое поведение заключается не только в деторождении, но и в повиновении мужчине. Положение женщины в обществе определялось по отношению к её родственникам-мужчинам. Вместе с тем у женщин в кельтской культуре было гораздо больше свободы, чем, например, в Греции.
Семейные отношения кельтов складывались согласно патриархальным устоям, однако в отношении собственности были свои особенности. Например, в Ирландии право на собственность, приобретенную в браке, имели как мужья, так и жены, хотя права женщин были более ограничены. Семья выступает главной ценностью, однако родственники и супруги живут отдельно. Большие праздники в кельтской традиции - это время встречи всех живущих поколений семьи. Можно заметить, что подобная традиция сохранилась и до сих пор. Отношения между супругами и между родственниками всегда дружеские и очень крепкие. Мужчина занимался не только добычей внешних благ для семьи, но и брал на себя часть домашних обязанностей. Женщина же занималась исключительно воспитанием и обеспечением благосостояния детей. Этой сферы мужчина не касается никогда. Даже сейчас мужчины в Ирландии стараются увильнуть от процесса воспитания ребенка, особенно в первые годы жизни малыша. Также и женщина не имела права решать что-либо в вопросах «семейного бюджета» и судьбы семьи. В наши дни в Ирландии фактически только отец имеет настоящие права, потому что только отец может решить, где будет жить ребенок, куда он может пойти учиться. Только отец может решить вопрос о лечении ребенка и давать согласие на сложную операцию. Кроме этого, отец совершенно спокойно может бросить семью, уехать в другую страну, забрать детей у матери и при возвращении опять восстановить все свои права. Помимо этого, пока женщина состоит в браке, все финансовые вопросы решаются мужчиной. Женщина в Ирландии может рассчитывать только на средства, которые супруг может выделить для нее на то, чтобы вести хозяйство и одевать детей.
Кельтская культура утверждает особую ценность семьи. Мужчина и женщина созданы для создания семейных отношений, поэтому все гендерные роли в этой культуре основаны именно на правилах семейного уклада. Патриархальность основана не на роли женщины-наложницы, а на роли женщины-исполнителя.
Проанализировав все вышеизложенные системы гендерных отношений в различных странах, можно прийти к выводу: современные модели взаимоотношения женщин и мужчин, семейный уклад и основные ценности в гендерной диспозиции разных стран во многом отражают аналогичные категории, представленные в соответствующих мифологических системах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Найдыш В.М. Мифология. - М.: КноРус, 2010.
2. Современные греки [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek Buks/Psihol/Mats/08.php (дата обращения: 26.05.13).
3. Женский образ античности и современной Греции [Электронный ресурс]. URL: http://do2.gendocs.ru/docs/index-419971.html?page=7 (дата обращения: 26.05.13).
4. Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность [Электронный ресурс]. URL: http://www.xliby.ru/kulturologija/russkie_stereotipy_povedenija_tradicii_mentalnost/p1.php (дата обращения: 6.05.13).
5. Отношения между мужчинами и женщинами в Австрии [Электронный ресурс]. URL: http://www.reisen.ru/Austria/info/Austria_info_61.html (дата обращения: 6.05.13).
6. Семьи Ирландии [Электронный ресурс]. URL: http: //www.molomo.ru/inquiry/family_french.html (дата обращения: 6.05.13);
7. Европа, чем мужчины хуже женщин? [Электронный ресурс]. URL: http: //korrespondent.net/world/15083-germaniya-chem-muzhchiny-huzhe-zhenshchin (дата обращения: 6.05.13).
GENDER PATTERNS OF MYTHOLOGICAL SYSTEMS OF EUROPE AND MODERNITY
Shibarshina O.Y.
The author performed the breakdown analysis of dominating gender roles in different mythological systems. The author showed the influence of the gender mythological model on formation of the national gender behavior. For performing the analysis, the most developed mythological systems were chosen, i.e. the Classical Greek mythology, the Slavic mythology, the Celtic mythology. The performed research allowed to make the following conclusions about the allocation of dominating roles. The Classical Greek mythology: the World was created as the result of the union of gods. The Slavic mythology: a male character plays the leading role in the Creation. The Celtic mythology: the World was created by a male personage. The study showed that the mythological model of the gender behavior in different countries is to a great extend the archetype of the national gender behavior.
Key words: gender, gender behavior, mythological system.
Сведения об авторе
Шибаршина Ольга Юрьевна, окончила РГРА (2002), кандидат социологических наук, доцент НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» (филиал, г. Рязань), автор 16 научных работ, область научных интересов - социальная философия, философская антропология, гендерология, социология молодежи.