ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
УДК 37.036
С. Д. Давыдова
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА В ЦЕЛОСТНОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: феномен целостного человека; экологически ориентированное сознание; духовная культура; мифологическая модель мира; знаково-символическая природа мифологического сознания; мифология и искусство; духовно-творческий потенциал мифологической модели мира.
АННОТАЦИЯ. Раскрываются теоретические вопросы о сущности мифа, мифологии, мифологической модели мира в контексте духовной культуры человечества и отдельного человека. Обосновывается многогранный потенциал мифологической модели мира в духовно— творческом воспитании растущей личности, роль древних мифов народов Урала в этом процессе. Рассматриваются проявления мифологической модели мира в разных жанрах фольклора, народного декоративноприкладного творчества и профессионального искусства. Даются методические рекомендации учителям по вопросам целостного духовнотворческого воспитания младших школьников на материале мифологии и мифоцентрических произведений.
S. D. Davidova
MYTHOLOGICAL WORLD MODEL IN INTEGRAL JUNIOR SCHOOLCHILDREN EDUCATION
KEY WORDS: phenomenon of an integral man; environment oriented consciousness; spiritual culture; mythological world model; sign and symbolic nature of mythological consciousness; mythology and art; spiritual and creative potential of mythological world model.
ABSTRACT. This article discusses theoretical issues of myth essence, mythology, a mythological world model in the context of both human spiritual culture and a particular person. Multifaceted potential of a mythological world model in spiritual and creative education is grounded, and the role of Urals peoples’ ancient myths in this process. Manifestations of mythologi-
cal world model in different folklore genres, decorative and applied arts and professional art are studied. Methodological recommendations are given to teachers on integral spiritual and creative junior schoolchildren education on the mythology and mythocentric artworks material.
Современная эпоха глобального кризиса в сферах экологии, экономики, социальных отношений, культуры и духовности выдвинула взаимосвязанные проблемы выживания и защиты мира Природы и мира Человека, восстановления конструктивных взаимодействий в системе «Человек — Природа — Общество — Культура». В контексте этих проблем рассматриваются и решаются вопросы, связанные с постановкой целей и задач в отечественной педагогической науке и практике.
В настоящее время в современной отечественной педагогике сложилось несколько подходов к воспитанию личности (культурологический, социализирующий, герменевтический, антропологический, аксиологический и др.). Не отрицая социальной значимости каждого из них, ученые признают необходимость разработки и реализации целостного подхода в изучении человека. В русле теории систем феномен целостного человека понимается как достигнутое согласие, внутренняя гармония с самим собой и единение с внешним миром.
Системообразующим элементом человеческой целостности, ее онтологическим основанием выступает духовность, потому что через нее происходит восстановление гармонической связи человека с бытием, осуществляется диалог с природой и культурой, рождающий чувство сопричастного отношения Человека к Миру [1, с. 13].
Одна из важнейших проблем в воспитании целостного человека — формирование экологически ориентированного сознания у подрастающего поколения, основанного на кардинальной смене теоретико-практической парадигмы мировидения и миропонимания, свя-
занной с отказом от гносеологической логики «объект-объектных» и «субъект-объектных» отношений Человека и Природы.
Новое экологическое мышление опирается не на гносеологическую, а на онтологическую логику, в соответствии с которой и Человек и Природа выступают как субъекты, обладающие всеобщими, общеприродными закономерностями саморазвития. Человек является частью Природы (Космоса, Вселенной). Поскольку он наиболее разумная ее часть, то на нем и лежит ответственность за сохранение и устойчивое развитие Природы и Человека, установление между ними субъект-субъектного взаимодействия [8, с. 61—62].
Из нового экологического мышления вытекает и проблема экологии детства, связанная с организацией образовательной среды, созданием концепций, программ, технологий, которые бы не вступали в противоречие с природными возможностями ребенка, а максимально соответствовали закономерностям их развития. Вместе с тем нельзя сводить сущность природы человека только к психофизиологической стороне. Природа человека целостна, биопсихосоциаль-на, включает психофизиологические и социокультурные аспекты. Поэтому наряду с законами природного устройства человека, функциональным ориентиром для научной и практической педагогики должна стать и область культурогенеза. Развитие сущностной природы ребенка невозможно без приобщения его к культуре, так как духовные ценностные смыслы могут быть обретены лишь при взаимодействии с ней. Важнейшей составляющей духовной жизни человека является его стремление жить в настоящем, прошлом и
будущем, знать и понимать историю и культуру своих предков, относиться к ним как к своим корням, которые помогают выжить, сохранить достоинство и возможности творческой самореализации даже в кризисные времена.
Особенно близка природе ребенка дошкольного и младшего школьного возраста традиционная (архаическая) культура этнических сообществ, так как она органически взаимодействует с окружающим природным ландшафтом, географическим ареалом и климатическими условиями. Важнейшим свойством традиционной культуры является ее синкретизм, проявляющийся в нерас-члененности, целостности всех форм бытия и структуры самой культуры. Человек традиционной культуры характеризуется глубокой психологической включенностью в мир природы, нацелен на сотрудничество с ней, а не на покорение ее.
Для традиционной (архаической) культуры характерна мифологическая модель мира, характеризующаяся целостностью его восприятия; чувственным переживанием действительности, ее представленностью в сознании не в общих понятиях, а в конкретно-эмоциональных образах; совпадением мира знаков и мира вещей, их принадлежностью одновременно двум мирам — материальному и знаково-символическому.
В мифах древний человек создавал свою модель мироздания, отражающую в конкретно-чувственных образах и символах переживание, понимание, объяснение им Мира и своего места в нем. Если животные ведут свою деятельность по исследованию окружающей среды, движимые инстинктами выживания и сохранения вида, то человек, конструируя в своем сознании модель мироздания, руководствуется преимущественно духовными интенциями. Ему необходимо более глубокое и широкое понимание окружающего его сверхсложного мира, чтобы определить свое место в нем, по-
ступать в соответствии с гармонией Космоса, заветами предков, строить свою жизнь по законам вечности, а не сюими-нутных интересов, не разрушая связь макрокосмоса и микрокосмоса.
Слово «миф» — по-гречески буквально означает сказание, предание, но это не жанр словесности, а определенное мироощущение и миропонимание, которое выражается также в обрядах, ритуалах, песнях и танцах. Аналогичным образом, мифология — это не только совокупность мифов, созданных каким-либо народом или разными народами, но и по своей внутренней сущности — мифологические модели мира, исторически первые формы духовной культуры человечества.
Культуролог А. С. Кармин полагает, что противопоставлять духовную и материальную культуру некорректно: вся
культура в целом духовна, так как представляет собой смысловой мир человека. Вместе с тем, по его мнению, о духовной культуре как особой области можно говорить, если иметь в виду такие ее культурные формы, как мифология, религия, философия, искусство, которые ориентированы на выработку знаний, ценностей и идеалов. Таким образом видим, что ученый связывает мифологию с первой исторической формой духовной культуры человечества, в которой древние люди воспринимали и осознавали окружающий мир, запечатлевали накопленный ими жизненный опыт, фантазию и воображение, сохраняли традиции и передавали их из поколения в поколение [3, с. 317, 320].
Мифологическая модель мира — это творчески отраженный сознанием первобытного человека при помощи созданных им и унаследованных от предков мифов окружающий его мир, особая система координат, в терминах и семантике которых переживалось, понималось, интерпретировалось мироздание (небо, земля, подземный мир) и место человека в нем.
Кроме того, мифология — не только исторически первая форма духовной культуры людей первобытного общества и древних цивилизаций, но и исторически развивающееся явление, которое, трансформируясь в разные эпохи, сохраняется в духовной культуре человечества как неотъемлемая часть его сознания и бытия, дополняя научно-рациональные способы освоения мира иррациональными, знаково-символическими, художественно-эстетическими аспектами.
Мифологическое сознание и мышление характеризуются эмоциональностью, одушевлением предметов и явлений, сопричастным отношением ко всему в окружающем мире, верой в реальность событий, о которых рассказывают мифы.
Важнейшей особенностью мифологического мышления является его образный, знаково-символический характер. Мифологическое мышление оперирует знаками разного типа и уровня сложности: иконические знаки (имеющие сходство с обозначаемым объектом); конвенциональные знаки (основанные на «общественном договоре»); знаки-индексы (указывающие на причинно-следственные связи); знаки-символы (предполагающие многозначный характер интерпретации и сложный характер восприятия). Простые знаки-символы имеют ограниченное количество вариативных значений. Сложные знаки-символы вырастают на основе художественной образности мифологического сознания и обладают неисчерпаемостью многозначностью значений. Таков образ Прометея в греческой мифологии, который обрел свое сложное символическое значение, пройдя через художественные тексты разных исторических эпох, наращивая первоначальный символический потенциал до многозначного художественного образа-символа [5].
Анализ древних мифов показывает, во-первых, что между мифами разных
народов мира много общего по темам, сюжетам, особенностям мироощущения и миропонимания. Во-вторых, мифы затрагивают предельно широкий круг коренных вопросов мироздания: о происхождении мира (космогонические мифы), богов (теогонические мифы), человека (антропогонические мифы); звезд, солнца и луны (астральные, солярные, лунарные мифы; о цикличном характере жизни природы (календарные мифы); о жизни животных и растений, о превращениях людей в тех или других из них; о возникновении ремесел, земледелия, добывании огня, установлении правил и обычаев (мифы о культурных героях); о смерти и загробном мире, о «конце мира» (эсхатологические мифы) и др. [7, с. 11—20].
Как историко-культурный и художественно-эстетический феномен мифология несет в себе огромный потенциал духовно-творческого воспитания человека, является необходимой ступенью в развитии сознания и самосознания, формирования первичного целостного представления о мире и своем месте в нем.
В мифологической модели мира отражаются многие черты, необходимые для экологического, культурного, нравственного, эстетического воспитания растущей личности, развития у нее поэтического восприятия мира природы, ощущения своей сопричастности к традициям, обычаям, верованиям предков. Как первоначальная форма духовной культуры человечества мифология не утратила свой огромный педагогический потенциал и по сей день.
О сензитивности учащихся младшего школьного возраста к освоению духовного опыта человечества (мифов разных народов, жанров эпоса и фольклора, народной культуры и искусства) свидетельствуют педагогическая практика и исследования ученых (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Ю. Б. Гиппенрейтер,
В. С. Мухина, В. А. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.). Повышенная эмоциональная отзывчивость и сенсорная открытость; высокий уровень познавательной активности; новая по отношению к дошкольнику «внутренняя позиция»; способность к когнитивной и эмоциональной идентификации себя со значимыми сверстниками, взрослыми, художественными образами, а также к обособлению; рефлексивное принятие и освоение социальных ролей; механизмы интериори-зации и экстериоризации — все эти важнейшие особенности являются объективными предпосылками и надежным фундаментом инкультурации, социализации и индивидуализации растущей личности.
Особенности мифологического мышления вступают в резонанс с возрастными особенностями ребенка младшего школьного возраста, отвечают его потребности быть сопричастным миру Природы (Космоса, Вселенной), развивают эмоции, ум, фантазию и воображение на материале мифов и мифоцентрических художественных произведений. Являясь огромным пластом культуры, средоточием мудрости народного опыта, древние мифы объективировали в себе систему идеалов, нравственных и мировоззренческих представлений, этно-национальных и общечеловеческих ценностей. Именно этим, прежде всего, определяется их неисчерпаемый общекультурный, экологический, воспитательный и развивающий потенциал.
Под влиянием мифологии и выросших из нее архаического и героического эпоса, разных жанров фольклора, символики народной культуры и искусства у растущей личности может складываться проникнутая мифологическим мироощущением модель мира как образ, сквозь призму которого человек воспринимает мир, адаптируется к нему, соотносит себя с мирозданием и определяет свое место в нем.
Формирование у младших школьников в процессе освоения мифологии мифологической модели мира сложно, но необходимо, так как она выполняет, во-первых, адаптационно-защитную функцию (обеспечивает успешную адаптацию к окружающей среде, формирование адаптационно-деятельных моделей поведения), а во-вторых, способствует становлению и развитию у растущей личности ценностных доминант, определяющих уровень ее духовности [6, с. 291—
297].
В истории европейской цивилизации огромную роль сыграла греческая мифология — грандиозная мифологическая система, оказавшая влияние на развитие истории художественной культуры разных эпох и современности. Велико значение мифологических систем Древнего Египта, Индии, Китая.
Славянская мифология дошла до нас в значительно пострадавшем виде, но ее изучение совершенно необходимо, так как она являет собой корни нашего мировоззрения. Отголоски славянских мифов звучат в былинном эпосе русского народа, в разных жанрах фольклора, в декоративно-прикладном искусстве. Отражение тем, сюжетов и образов мифологии древних славян имеет место и в профессиональном искусстве: ощущается в произведениях русских писателей (Н. В. Гоголя, С. М. Городецкого, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Островского, А. С. Пушкина и др.), в музыке русских композиторов (в операх «Садко» и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, в балете «Весна священная» И. Ф. Стравинского, в пьесе «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, в пьесе «Кикимора» из цикла «Восемь русских народных песен» А. Н. Лядова и др.).
Мифологическая модель мира древних славян отражает взаимосвязь макрокосмоса и микрокосмоса, природы и человека. Центральным образом, во-
площающим эту универсальную взаимосвязь, является образ «Мирового Древа», с которым следует познакомить младших школьников, помочь им постичь его семантическую и символическую многозначность, а также эстетическую выразительность. Рассказ учителя о Мировом Древе должен сопровождаться рассматриванием детьми иллюстративного материала, а также вопросами и заданиями, подводящими их к пониманию его роли в мировоззрении наших предков. Следует обратить внимание учащихся на внешний вид Мирового Древа, рассмотреть его членения по вертикали и горизонтали, раскрыть символику чисел три, четыре и семь.
Членение Мирового Древа по вертикали отражает взаимосвязь трех зон Вселенной (небесного, земного и подземного миров). С верхней частью Мирового Древа, его кроной, обычно связано изображение реальных и фантастических птиц (в славянской мифологии присутствуют также солнце и луна, птица Гамаюн и звонкоголосая Сирин); со средней частью, стволом, часто сопрягается изображение трудолюбивых пчел, копытных животных (коней, оленей, лосей), а также людей; с нижней частью, корнями, связывается изображение змей, воды, рыбы, фантастических демонов хтонического типа.
В беседе учителя с учащимися важно акцентировать их внимание на символической многозначности числа три, стимулировать работу их мышления и воображения предложением по-разному интерпретировать его значение:
• триада богов различных сфер мироздания — небесной, земной и подземной;
• прошлое — настоящее — будущее, предки (корни), нынешнее поколение (ствол) и потомки (крона) во временном измерении человека и человечества;
• три части тела (туловище, голова, ноги) в анатомии человека;
• три этапа любого динамического процесса, предполагающего возникновение, развитие и завершение и т. п.
Аналогичным образом, в беседе эвристического характера младшие школьники убеждаются в том, что членение Мирового Древа по горизонтали также может быть интерпретировано по — разному: четыре стороны света; четыре времени года, а также как идея статической целостности. В соединении динамической энергии числа три и статической уравновешенности числа четыре рождается еще одно сакральное для мифологического мышления число семь, как синтез динамического и статического аспектов жизни Вселенной, Космоса, Человека, символ гармонического мироустройства [7, с. 398—405].
Осмыслению и переживанию образа Мирового древа как центрального в мифологической модели мира способствуют вопросы и задания:
— Рассмотрите ряд различных изображений Мирового Древа и сравните их между собой. Что общего? В чем различие?
— Раскройте символический смысл Мирового Древа по вертикали и горизонтали.
— Как образ Мирового Древа помогает понять мировоззрение наших предков, их представления об устройстве мироздания, взаимоотношениях природы и человека?
— Опираясь на словесные описания и различные изображения, попытайтесь создать в рисунке собственный образ Мирового Древа.
Притягательная сила мировоззрения наших предков, прежде всего, в том, что природа была для них родным домом, они обожествляли ее, жили в любви и согласии с ней. Свое жилище, народный праздничный костюм, изделия своего творчества древний человек стремился образно осмыслить, связать их как маленькую Вселенную с Космосом. Семантика и символика крестьянского дома и
его украшений была подчинена идее Мирового Древа — триединства мира. Крыша связывалась с небом, клеть — с землей, а подклет (погреб) — с подземным миром. Венчающий крышу русской избы конь — охлупень олицетворялся с энергией животворящего солнца, движущегося по небу, а также с добрыми силами, охраняющими дом, где обитают люди.
Мифологическая модель мира определила и характер народного творчества, чрезвычайно богатого символикой.
В украшении жилища, в народной резьбе, росписи по дереву и вышивке использовались символы солнца (круглые розетки, кони, круг с крестом); воды (волнистая горизонтальная линия); земли (прямая горизонтальная линия, ромб в круге или прямоугольнике); дождя (волнистая вертикальная линия); плодородие земли (кресты, ромбы с завитками в виде листьев и цветов).
Мифологические представления о мире выразились и в характере праздничного женского костюма русской крестьянки. Головные уборы символизировались с небесным миром и украшались изображениями солнца, звезд, птиц. Названия многих головных уборов имеют птичье происхождение: кокошник (от слова «кокош» — петух), кика или кичка (утка), сорока. Свисающие украшения (нити жемчуга, височные кольца, бусы, ожерелья) символизировали дождевые струи или капли росы, связывающие небо и землю [2, с. 54—55].
Женский народный костюм включал в качестве основного компонента рубаху, а также сарафан, поневу, передник. Подол женской рубахи, понева (распашная юбка в клетку), а также верхняя часть рубахи (плечи) выражали идею земли и были богато украшены различными комбинациями знаков плодородия и пашни.
Постижение младшими школьниками проявлений мифологической модели
мира в семантике и символике крестьянского жилища, народного костюма, резьбе и росписи по дереву осуществляется при помощи разнообразных методов и приемов, в процессе практической деятельности учащихся — анализе артефактов народной культуры и искусства, интерпретации их семантики и символики; овладении умениями графического и живописного изображения знаков — символов природных явлений; применении их в росписи шаблонов полотенца, прялки, пасхального яйца; изготовлениями эскизов народного костюма, создании его отдельных элементов и целиком в процессе шитья одежды для кукол и др.
Особенно важно и необходимо приобщение растущей личности к культуре и искусству того региона, в котором она живет.
Этническая карта Урала достаточно сложна, на его земле жили и до сих пор живут люди разных национальностей. Естественно, что и мифология Урала — это мифологические представления различных этносов, населяющих край, включающая в себя и мифологию русских людей. Поскольку народы Урала жили не изолированно друг от друга, а окружающий природный ландшафт, растительный и животный мир, климатические условия сохраняли относительную общность, то в их мифах, легендах и преданиях также много сходства между собой. Так, например, первобытный тотемизм (вера в связь племени с каким-нибудь животным, считавшимся прародителем, помощником, покровителем людей) характерен для многих этносов Урала. Искусство петроглифов (древних наскальных изображений), художественное литье, Пермской земли и святилища обских угров (хантов и манси) свидетельствуют о том, что в качестве тотемного представителя у архаических народов Урала выступал прежде всего лось. Его образы занимают значительное
место в раннесредневековом искусстве бронзового литья Пермской земли («пермский звериный стиль»). Считалось также, что лосиные рога в доме служат оберегом от злых духов.
Искусство архаических народов Урала свидетельствует и о том, что в качестве священных животных выступали олени, а также водоплавающие птицы — утки, гуси, лебеди.
Характерный сначала для ханты и манси тотемный представитель медведь стал затем общим и для других этносов Урала, прежде всего для русского народа [9, с. 11—17].
Закреплению представлений младших школьников о тотемных животных Уральского края, осознанию мифологического мироощущения предков, не отделяющих себя от мира природы, способствует: ознакомление детей с разнообразным иллюстративным материалом; чтение мифов и сказок разных этносов Урала, в которых есть персонажи священных животных и птиц; рисование и лепка их фигурок из глины или теста; включение тотемных представителей в игры, хороводы, пляски и праздники народного календаря, изготовление для них масок и других внешних атрибутов.
Следует познакомить младших школьников с эпическими преданиями разных народов Урала о богатырях, защитниках родной земли и своего народа.
В народном эпосе (архаическом и героическом) отразились духовные основания жизни этноса — мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности. Именно поэтому так велика его роль в выработке у растущей личности жизненных идеалов на основе ознакомления с подвигами героев эпоса как вдохновляющего примера для восхищения и подражания.
Знакомясь с эпическими героями разных этносов Урала дети узнают, что все они служили родной земле и своему народу, но подвиги их различны. Так,
например, заслуги Перу-богатыря (главного героя эпических преданий коми-пермяков) перед своим народом связаны с подвигами охотника, который с помощью лука и стрел заставил раскаленное Солнце умерить свой жар и служить своим теплом земной жизни природы и человека. Другой богатырь коми-пермяков — Ку-дым-Ош — прославился как герой, который научил своих соплеменников выращивать хлеб и выплавлять железо из найденных залежей руды.
Главный герой мордовских эпических сказаний пахарь-богатырь Тюштян прославился как мудрый, сильный и справедливый правитель своего народа, одолевая его врагов с помощью ума, колдовства и богатырской мощи.
Иные подвиги совершал богатырь Мир-сусне-хум в эпических преданиях обских угров. На крылатом коне он путешествовал по всем сферам Вселенной, помогая людям излечиваться от болезней, следя за справедливостью в этом мире, защищая униженных и обездоленных.
Былины русского народа пришли на Урал вместе с заселявшими его русскими людьми. Их герои-богатыри (Илья-Му-ромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович) выступают как доблестные защитники Русской земли от различных ее врагов. Былинные богатыри и их противники противопоставляются прежде всего по своему духовному облику, моральнонравственным качествам. «Былинный богатырь, — отмечает С. Г. Лазутин, — как правило, добр, справедлив, честен, миролюбив, благороден и скромен. И наоборот, его противник — зол, бесчестен, воинственен, самоуверен и коварен»
[4, с. 36].
Для сравнительного анализа младшими школьниками богатырей разных народов Урала целесообразны вопросы и задания типа:
1. Назовите известные вам имена эпических богатырей уральской земли. Какому народу и как служил каждый из них?
2. Составьте краткий рассказ об одном из богатырей. Кем он был, с какими поступками связаны его заслуги перед своим народом?
3. Сравните между собой двух героев-богатырей разных народов Урала. В чем сходство? В чем отличие?
4. Сопоставьте между собой героев русских былин — Святогора, Микулу Се-ляниновича, Вольгу, Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Опишите характер, происхождение, отличительные особенности каждого из них.
5. Создайте живописный образ полюбившегося героя-богатыря.
Постижение младшим школьником многовековых представлений народов о героизме и мужестве, чести и достоинстве, о необходимости защищать родную землю от врагов помогает ему в выработке собственного мировоззрения и определении траектории жизненного пути, основанных на любви к своему народу и готовности к сотрудничеству с разными народами Планеты.
При ознакомлении младших школьников со сказками разных народов Урала необходимо помочь им пережить и осознать воплощенные в художественных образах мироощущение и миропонимание того или иного этноса, его отношение к миру природы и человеку.
Так, например, в поэтичной мансийской сказке «Добрый Сали» рассказывается о дружбе трудолюбивого охотника и рыбака Захара с красивым и добрым оленем, помогающим ему и его семье преодолевать трудности жизни в суровых условиях Северного Урала.
Мансийская сказка полна светом доброты и любви. При ее анализе важно акцентировать внимание детей на этническом и региональном своеобразии, описании природы Северного Урала, постепенно подвести детей к осознанию ее общечеловеческого гуманистического смысла. Целесообразны вопросы и задания типа:
116
1. О каких отношениях древнего человека и окружающей его природы мы узнали из этой мансийской сказки?
2. Что можно сказать об особенностях характера и жизни мансийского народа, выраженных в образах Захара и его семьи? Подтвердите свои ответы текстом сказки.
3. Как отразилось в сказке особое отношение мансийского народа к оленям? Чем оно обусловлено?
4. Внимательно прочтите описания разных времен года на Северном Урале, внешнего облика красавца оленя. Охотник Захар замечал красоту окружающей природы или был озабочен трудностями выживания? Подтвердите свое мнение текстом сказки.
5. В чем главный смысл мансийской сказки «Добрый Сали»? Чем привлекательна и поучительна она для современного человека любой национальности?
6. Нарисуйте понравившийся вам эпизод сказки «Добрый Сали». Не забудьте, что ее персонажи живут на Северном Урале.
Огромный воспитательный потенциал несут в себе и авторские сказки П. П. Бажова, воспевшего своеобразие красоты Уральского края, богатство его удивляющих весь мир природных ископаемых (малахита, хрусталя, яшмы, золота, серебра и др.), создавшего образы скромных тружеников-мастеров, тонко чувствующих красоту природного камня и воплощающих ее в изделиях собственного творчества.
В ярких художественных образах мастеровых показано свойственное для мифологической модели мира отношение трудового человека к изготовлению вещей, которое имело сакральный характер. Ведь для мифологического сознания вещь не только материальный предмет, предназначенный для реализации определенных функций, но и вещь — символ, несущая большую информацию о мироустройстве и человеке.
Мастер не жалел времени и сил, чтобы создать вещь, которая будет существовать не как «мертвый» предмет, а как «живой» собеседник человеку, имеющий душу и память об уме, сердце и руках мастера, с любовью создавшего ее («Каменный цветок», «Горный мастер», «Живинка в деле», «Иванко Крылатко» и др.).
В сказе «Каменный цветок» эта мечта художника звучит в устах Данилы-мастера: «Не могу из головы выбросить эту чашу... Вот мне и припало желание так сделать, чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать».
Образы мастеровых в уральских сказах П. П. Бажова дают современным школьникам возможность понять внутренний мир человека — творца, способствуют воспитанию у растущей личности отношения к труду как важной жизненной ценности, постижению той истины, что счастье и удача приходят к людям, которые умеют обрести «живинку» в деле, к тому, кто готов потерять покой и сон, чтобы добиться совершенства в выполнении своей работы.
Подытожим сказанное. Педагогическая ценность мифологической модели мира в целостном воспитании младших школьников обусловлена:
• направленностью на формирование экологически ориентированного сознания у растущей личности;
• соответствием мифологической модели мира и технологий ее постижения природным особенностям и возможностям детей младшего школьного возраста;
• целостностью мифологического мировосприятия, отражающего универсальную взаимосвязь макро- и микрокосмоса;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
117
глубокой психологической связью человека с миром природы, который не ставит себя над ней, а ощущает себя ее частью;
• символизмом мифологического мышления, обеспечивающим возможности развития эмоционально-образной и интеллектуальной сфер растущей личности в их органическом единстве;
• богатством проявлений мифологической модели мира в эмоционально насыщенных и художественно значимых образах народной культуры и искусства, способствующих развитию фантазии и воображения у детей, реализации их природной готовности к творчеству;
• возможностью в процессе постижения мифологической модели мира формирования у младших школьников этнической, региональной, планетарной картин мира как образов, сквозь призму которых воспринимается мироздание и определяется свое место в нем.
Изложенный материал позволяет утверждать, что постижение младшими школьниками мифологической модели мира может стать фактором успешного формирования у них экологически ориентированного сознания; способствовать гармонизации отношений с окружающей природной средой, с другими людьми и с самим собой; формировать духовные ценности (мировоззренческие, нравственные, эстетические) как надежные основания их гуманистических взаимоотношений с представителями своего этноса, региона, страны, выстраивания отношений сотрудничества и партнерства с разными народами Планеты.
1. ГАВРИЛОВЕЦ, К. В. Целостность человека как педагогическая категория / К. В. Гавриловец, Т. Е. Титовец // Педагогика. — 2007. — №10.
2. ГОРЯЕВА, Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н. А. Горяева, О. В. Островская. — М. : Просвещение, 2000.
3. КАРМИН А. С. Культурология / А. С. Кармин. — СПб. : Лань, 2003.
4. ЛАЗУТИН, С. Г. Поэтика русского фольклора / С. Г. Лазутин. — М. : Высшая школа, 1989.
5. ЛОСЕВ, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. — М. : Искусство, 1995.
6. ЛУРЬЕ, С. В. Историческая этнология / С. В. Лурье. — М. : Академический проект ; Гаудеамус, 2004.
7. МИФЫ народов мира : энциклопедия : в 2 т. — М. : Сов. энциклопедия, 1991. — Т. 1.
8. ПАНОВ, В. Е. Этнопсихологические аспекты детства / В. Е. Панов // Мир психологии. — 1997. — №1.
9. ПЕТРУХИН, В. Я. Мифы финно-угров. — М. : ООО «Изд-во Астрель» ; ООО «Изд-во АСТ», 2003.
Получено 2 3.01.09 © Давыдова С. Д., 200 9