Научная статья на тему 'Гендерные аспекты занятости и социальной защиты населения в контексте развития сельских территорий Республики Беларусь'

Гендерные аспекты занятости и социальной защиты населения в контексте развития сельских территорий Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ СТРУКТУРА / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / СЕЛЬСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ / УСЛОВИЯ ТРУДА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПЛАТА ТРУДА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ / ДОСТУПНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ / GENDER STRUCTURE / GENDER EQUALITY / RURAL EMPLOYMENT / WORKING CONDITIONS / SOCIAL SECURITY / VOCATIONAL TRAINING / REMUNERATION OF LABOUR / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL AREAS / THE AVAILABILITY OF PRODUCTION RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашкевич Ольга

Представляем Вашему вниманию семь статей из сборника Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) «Гендерное равенство, социальная защита и развитие сельских регионов: взгляд из Восточной Европы и Центральной Азии», изданного по итогам прошедшей в Минске 25-26 февраля 2016 г. встрече экспертов экономистов, социологов и специалистов по гендерной проблематике из 12 постсоветских стран Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии, на которой были подняты и рассмотрены вопросы, находящиеся на пересечении таких тем, как гендерное равенство, социальная защита и развитие сельских районов в регионе. На сегодняшний день существует недостаток документированных знаний, исследований и общественной полемики, которые, используя междисциплинарный подход, сосредотачивались бы именно на этих вопросах в контексте данного региона. Между тем, эти вопросы имеют критически важное значение для социально-экономического развития региона. Одной из причин того, что вопросы необходимости учета гендерного фактора в сельском хозяйстве и сельском развитии и содействия проведению большего количества исследований в этой области остаются на периферии исследований и общественной полемики, является широко распространенное в обществе мнение о том, что все вопросы, касающиеся гендера, были уже решены в прошлом и не являются проблемой для сельского развития и социальной защиты. Действительно, в постсоветских странах женщины, даже в сельских районах, по-прежнему имеют относительно высокий уровень грамотности и образования и высокий уровень экономической активности. Однако, если выйти за пределы средних показателей и по возможности дезагрегировать имеющиеся статистические данные по признаку пола и по месту проживания, то обнаружится, что в критических областях (например, в отношении формальной занятости, доступа к социальным услугам, таким как учреждения по уходу за детьми или пенсионное обеспечение, а также в отношении участия в местном самоуправлении и т.д.) сельские женщины часто находятся в наименее благоприятном положении. Некоторые сферы, такие как доступ к производственным ресурсам (земельным ресурсам, кредитам, сельскохозяйственной технике, услугам по распространению сельскохозяйственных знаний и т.д.), имеют первостепенное значение для уровня жизни сельских домохозяйств, но, как правило, не рассматриваются с учетом гендерной проблематики. Во всех странах региона женщины составляют большинство сельского населения и значительную часть рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве. Тем не менее, всеобъемлющая тенденция преобладание сельских женщин на неформальных, низкоквалифицированных и низкооплачиваемых работах. Доступ сельских женщин к активам и производственным ресурсам значительно ниже по сравнению с сельскими мужчинами. За последние десятилетия резко сократилось участие сельских женщин в общественной жизни, а щедрое социальное обеспечение больше не является нормой. Сельские женщины представляют собой важный ресурс для экономического развития, хотя в значительной степени и неучтенный, поскольку их вклад в экономику носит зачастую невидимый характер и остается незамеченным. Этот вклад необходимо признать и подробнее изучить взаимосвязи между вопросами гендерного равенства и развитием сельских районов в контексте рассматриваемого региона. Специалисты, принимавшие участие в минской встрече, по существу образуют региональную сеть экспертов, обладающих богатым опытом и компетенцией, а также глубоким знанием ситуации в регионе. Несмотря на то, что их взгляды и мнения порой существенно различаются, они помогают создать более полное представление об основных проблемах в отношении социального развития и развития сельских районов в регионе. При этом все эксперты сходятся в одном: без пристального внимания к созданию достойных рабочих мест и социальной инфраструктуры в сельской местности, а также без проведения политики, учитывающей гендерные вопросы, дальнейшее улучшение положения сельских женщин, их семей и сельских общин останется несбыточной мечтой. На встрече в Минске эксперты указали на необходимость более эффективной передачи знаний и обмена опытом между странами региона, подчеркнув, что этот потенциал может служить в качестве движущей силы в процессе разработки научно обоснованной политики, отвечающей потребностям социально уязвимых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We present to Your attention four articles from the collection of the Food and agriculture organization of the United Nations (FAO), «Gender equality, social protection and rural development: a view from Eastern Europe and Central Asia», published the results held in Minsk on 25-26 February 2016 the meeting of experts economists, sociologists and specialists in gender issues from 12 post-Soviet countries of Eastern Europe, South Caucasus and Central Asia, which was raised and discussed issues at the intersection of topics such as gender equality, social protection and rural development in the region. To date, there is a lack of documented knowledge, research and public debate, which, using an interdisciplinary approach, focused on these issues in the context of this region. Meanwhile, these issues are of critical importance for socio-economic development of the region. One of the reasons that the need of gender mainstreaming in agriculture and rural development and facilitating more research in this area remain on the periphery of research and public debate, is the widespread public perception that all gender issues were already solved in the past and are no problem for the rural development and social protection. Indeed, in post-Soviet countries women, even in rural areas still have a relatively high level of literacy and education and high level of economic activity. However, if we go beyond averages and to disaggregate statistics by sex and place of residence, it is found that in critical areas (for example in relation to formal employment, access to social services such as care for children or retirement security, as well as to participate in local government, etc.), rural women are often in a less favourable situation. Some areas, such as access to productive resources (land, credit, agricultural machinery services, agricultural extension, etc.) are of paramount importance for the livelihoods of rural households, but generally are not considered from a gender perspective. In all countries women make up the majority of the rural population and a significant part of the labour force engaged in agriculture. However, a comprehensive trend is the predominance of rural women in informal, low-skilled and low-paying jobs. Rural women's access to assets and productive resources is much lower compared to rural men. Over the past decade sharply reduced the participation of rural women in public life, and a generous social security is no longer the norm. Rural women constitute an important resource for economic development, although largely unreported, because their contribution to the economy is often invisible in nature and goes unnoticed. This contribution must be recognized and further explore the relationship between gender equality and rural development in the context of the region. Experts who took part in the Minsk meeting, essentially form a regional network of experts with a wealth of experience and competence as well as deep knowledge of the situation in the region. Despite the fact that their views and opinions sometimes differ significantly, they help to create a more complete idea of the main issues in relation to social development and rural development in the region. All the experts agree on one thing: without careful attention to the creation of decent jobs and social infrastructure in rural areas, and without policies based on gender issues, to further improve the situation of rural women, their families and rural communities will remain a pipe dream. At the meeting in Minsk, the experts pointed out the need for more effective transfer of knowledge and exchange of experience among countries in the region, stressing that this potential can serve as a driving force in the process of developing evidence-based policy that meets the needs of disadvantaged groups.

Текст научной работы на тему «Гендерные аспекты занятости и социальной защиты населения в контексте развития сельских территорий Республики Беларусь»

In all countries women make up the majority of the rural population and a significant part of the labour force engaged in agriculture. However, a comprehensive trend is the predominance of rural women in informal, low-skilled and low-paying jobs. Rural women's access to assets and productive resources is much lower compared to rural men. Over the past decade sharply reduced the participation of rural women in public life, and a generous social security is no longer the norm.

Rural women constitute an important resource for economic development, although largely unreported, because their contribution to the economy is often invisible in nature and goes unnoticed. This contribution must be recognized and further explore the relationship between gender equality and rural development in the context of the region.

Experts who took part in the Minsk meeting, essentially form a regional network of experts with a wealth of experience and competence as well as deep knowledge of the situation in the region. Despite the fact that their views and opinions sometimes differ significantly, they help to create a more complete idea of the main issues in relation to social development and rural development in the region. All the experts agree on one thing: without careful attention to the creation of decent jobs and social infrastructure in rural areas, and without policies based on gender issues, to further improve the situation of rural women, their families and rural communities will remain a pipe dream.

At the meeting in Minsk, the experts pointed out the need for more effective transfer of knowledge and exchange of experience among countries in the region, stressing that this potential can serve as a driving force in the process of developing evidence-based policy that meets the needs of disadvantaged groups.

Ключевые слова: гендерная структура, гендерное равенство, сельская занятость, условия труда, социальная защищенность, профессиональное образование, оплата труда, социально-экономическое развитие сельских районов, доступность производственных ресурсов. Keywords: gender structure, gender equality, rural employment, working conditions, social security, vocational training, remuneration of labour, socio-economic development of rural areas, the availability of production resources.

Ольга Пашкевич —

кандидат экономических наук, доцент, руководитель группы трудовых ресурсовсектора трудовых и социальных отношений Института системных исследований в Агро-Промышленном Комплексе (АПК) Национальной академии наук Беларуси. Принимала участие в экспертных совещаниях и сессиях Рабочей группы ФАО по вопросам женщин и семьи в сельском развитии в 2008- 2012 годах по направлениям: оценка женского трудового вклада в аграрных предприятиях Юго-Восточной Европы и Центральной Азии; влияние миграции на качество жизни сельских домохозяйств; гендерная статистика для оценки социально-экономического положения женщин и мужчин, проживающих в сельской местности Европы и Центральной Азии. Работала по международным проектам с ЮНЕСКО, университетом Карла Линнея (Швеция), стажировалась по программе «Развитие трудовых ресурсов» (г. Чикаго, Иллинойс, США). Имеет более 100 публикаций по вопросам формирования и развития рынка труда в сельской местности, внедрения результатов в практику хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций и учреждений образования аграрного профиля.

ТЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Экономические, социальные, демографические противоречия процессов развития села и сельскохозяйственного производства — одни из главных в социально- экономическом состоянии обще-стваи укреплении безопасности страны. Их разрешение обусловлено социально-политической важностью и общегосударственным значением, так как Республика Беларусь выступает активным участником международной региональной интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Содружества Независимых Государств (СНГ), привнося свой вклад

в решение мировой продовольственной проблемы.

Проблемы, касающиеся развития сельской местности, определены и решались в рамках Государственной программы возрождения и развития села на 2005— 2010 годы1 и Государственной программы устойчивого развития села на 2011 — 2015 годы.2 В настоящее время разработан проект Государственной программы «Развитие аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016—2020 годы». Основной целью Государственной программы является повышение производительности труда

и эффективности сельскохозяйственного производства, конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия на мировом агропродоволь-ственном рынке, насыщение внутреннего рынка отечественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в объеме и качестве, необходимом для полноценного питания граждан.

В основе гендерной политики Республики Беларусь лежат общепринятые международные нормы, закрепленные в Конвенциях ООН и других международных документах, направленные на преодоле-

1 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

2 Там же.

МСХЖ — 60 лет!

- 9

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 / 2017

^^ JOINT INTERNATIONAL PROJECT

ние всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку и создание условий, дающих каждому человеку право, независимо от пола, на всестороннюю реализацию личностного потенциала.3 В настоящее время в республике целенаправленно принимаются правовые, организационные, административные меры по обеспечению всестороннего развития женщин, повышению их социального статуса и соблюдению прав женщин наравне с мужчинами. При этом традиционно первостепенное внимание уделяется отраслевой и профессиональной структурам занятости женщин, условиям и оплате труда, возможностям квалификационного и карьерного роста, сокращению безработицы.

В Республике Беларусь гендерная статистика включает широкий круг показателей: население, семья, здравоохранение, образование, трудовая деятельность, экономика, общественная деятельность и ряд других. Гендерная статистика постоянно совершенствуется, расширяются возможности сравнительного анализа положения женщин и мужчин, издается статистический сборник «Женщины и мужчины Республики Беларусь».4

Структура населения по половому признаку характеризуется превышением численности женщин — 53,5% над мужчинами — 46,5%, в сельской местности соотношение — 52,3 и 47,7%. Превышение численности женщин в большей степени связано с большей продолжительностью их жизни, по сравнению с мужчинами (городское население — 79,2 и 69,1 года; сельское население — 76,1 и 64,1 года).

Анализ динамики численности занятых в сельской местности в различных отраслях экономики в 2014 году показывает, что наибольшее количество рабочих мест в сельской местности предоставляет сельское хозяйство (41,5%), образование (11,2%) и промышленность (13%). Это свидетельствует о том, что сельское хозяйство остается главной отраслью приложения труда в сельской местности республики.

Основными производителями аграрной продукции являются сельскохозяйственные организации (76,2%), крестьянские (фермерские) хозяйства (1,7%), а также хозяйства населения (22,1%).5 Следует отметить, что аграрная занятость является однородной и определяется преимущественно концентрацией сельского населения в крупных и средних сельскохозяйственных организациях.

Распределение работников сельского хозяйства по полу в республике показывает, что в структуре преобладают мужчины (57,8% в 2014 году). В обществе укоренились гендерные стереотипы, в соответствии с которыми различаются традиционно мужские и женские профессии, должности, сферы деятельности. Это приводит к сохранению диспропорций в распределении мужчин и женщин и обуславливает гендерный дисбаланс в кадровом составе отрасли.

Сравнительный анализ уровня образования работников сельского хозяйства показал, что дипломированных специалистов среди женщин больше, чем среди мужчин. Высшее и среднее специальное образование имеют более 30% женщин, работающих в сельском хозяйстве (в экономике — порядка 60%), и 23,2% мужчин — (в экономике — 42,2%).

В сельскохозяйственных предприятиях Республики Беларусь работают 10,9 тысяч женщин-руководителей или 45,6% общего числа руководителей в отрасли, в то время как мужчин — 13 тысяч или 54,4% соответственно.

Заработная плата в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве в настоящее время составляет около 76,1% среднереспубликанского уровня и 72,2% уровня в промышленности, а это один из самых низких показателей среди отраслей реального сектора экономики. Средняя заработная плата женщин в сельском хозяйстве составляет 89,6% средней заработной платы мужчин (данные 2013 года). За последние годы наблюдается тенденция гендерной дифференциации в оплате труда мужчин и женщин.

Потеря работы является, согласно за-конодательству6, страховым случаем, при наступлении которого работник приобретает право на получение выплат по государственному социальному страхованию. Недостатком материальной поддержки лиц, потерявших работу, является низкий размер пособия по безработице и жесткие условия его получения, что является причиной резкого снижения уровня жизни безработных в случае потери дохода. Кроме того, размер пособия не может удовлетворить минимальные потребности безработного, и это в свою очередь не стимулирует его обращаться в службу занятости.

В структуре безработных лица, проживающие в сельской местности, составляли 19,5% в 2014 году. Женщины составля-

ют 37,5% от числа зарегистрированных безработных.

Средняя продолжительность безработицы у женщин составляет 3,3 месяца (у мужчин — 2,6). Несмотря на то, что уровень мужской зарегистрированной безработицы превышает уровень женской безработицы, для женщин характерен более продолжительный период поиска работы. Среди них выше доля тех, кто находится в состоянии долгосрочной безработицы, по сравнению с мужчинами.

Анализ показывает, что на рынке труда в сложном положении оказываются женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, женщины-инвалиды, а также женщины, имеющие профессии, по которым в силу действующих конкурентных условий преимущество отдается мужчинам. Часть женщин, став безработными, покидает рынок труда или в последующем трудоустраивается с понижением социального статуса.

Одним из приоритетов государственной политики является создание условий для качественного развития человеческого потенциала, здоровой и достойной жизни населения. На реализацию данного приоритета направлена Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы.7

В республике выработаны и реализуются скоординированные и согласованные подходы к обеспечению продовольственной безопасности, доступу к продовольствию, а также просвещению по вопросам питания, что нашло свое отражение в «Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь»8 и «Концепции Государственной политики в области здорового питания населения Республики Беларусь до 2020 года».9 Это позволяет учесть территориальную дифференциацию и избежать негативных изменений на продовольственном рынке.

Важно отметить, что располагаемый доход в условиях рыночной экономики является ключевым фактором, определяющим потребляют ли представители домохозяйств продукты питания в количестве и ассортименте, соответствующих уровню обеспеченности продовольственной безопасности.

В Беларуси бюджет прожиточного минимума является критерием признания населения (домашних хозяйств) мало-обес печенным.10 Бюджет прожиточного

3 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.а.

4 Национальный статистический комитет Республики Беларусь. 2013.

5 Национальный статистический комитет Республики Беларусь. 2015.

6 Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 года N 125-З.

7 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 года N 73.

8 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004 года N 252.

9 Республиканское научное предприятие «Научно-практический центр НАН Беларуси по продовольствию».

10 Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года N 239-З.

10 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 2 / 2017

www.mshj.ru

минимума — стоимостная величина минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Анализ показывает, что по сравнению с 2000-ым в 2014 году удельный вес малообеспеченного городского и сельского населения значительно снизился. Из общей численности малообеспеченного населения около 43% составляют жители сельских территорий. Кроме того, в гендерном разрезе в структуре малообеспеченного населения на протяжении 2000—2014 годов преобладают женщины (порядка 55%).

В Республике Беларусь социальное обеспечение и социальная помощь, оказываемая населению, включает: минимальные социальные гарантии (минимальные размеры оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий); государственную адресную социальную помощь, которая предоставляется отдельным категориями граждан (семей) с целью поддержания их доходов на минимально гарантированном уровне, содействия в решении их трудных жизненных проблем. Пенсионное обеспечение включает: пенсии по возрасту и пенсии на льготных основаниях. Наряду с этим в республике осуществляется внедрение государственного социального стандарта в области социального обслуживания.11 Кроме того, следует отметить, что в республике принят Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества».12

Таким образом, исследование тендерных аспектов занятости и социальной защиты населения в контексте развития сельских территорий Республики Беларусь позволяет сделать следующие выводы.

Сельские территории Республики Беларусь обладают значительным ресурсным потенциалом. Однако на протяжении ряда лет сохраняется тенденция сокращения количества сельских населенных пунктов вследствие оттока населения, и особенно молодежи, в городскую местность. С целью ликвидации негативных тенденций в развитии сельской местности в республике реализуются программы поддержки сельских территорий. Сельское хозяйство является основной сферой занятости сельского населения, поэтому перспективы занятости в сельской местности зависят во многом от динамики и уровня экономической эффективности аграрного производства. Кроме того, аграрный сектор является сферой генерации нравственно-духовных ценностей, средоточия культуры нации, особого

образа жизни. Важная роль в сельской семье принадлежит женщине, деятельность которой напрямую связана с домашним хозяйством, семьей, традициями, воспроизводством и воспитанием потомства, обеспечением преемственности крестьянских поколений.

Реализация гендерной политики в Республике Беларусь базируется на правовых, организационных, административных основах гендерного равенства. Осуществление принципа равноправия обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, реализации права на труд и вознаграждения за него, общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин. В республике значительно расширены возможности самореализации женщин, обеспечено многообразие форм их участия в социально-трудовой деятельности. Принимаются действенные меры по улучшению труда сельских женщин, сокращаются должности и профессии с вредными условиями труда. На законодательном уровне дискриминационные положения в отношении женщин отсутствуют.

В Республике Беларусь выработаны своевременные меры экономического и социального характера, упреждающие развитие негативных последствий кризисных явлений: разработаны и реализуются стратегии занятости, системы социальной защиты и обеспечения продовольственной безопасности, которые позволяют избежать социальных потрясений и способны оперативно и эффективно реагировать на существующие и новые проблемы в обществе.

Список литературы

1. Декрет Президента Республики Беларусь № 3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества». (размещено по адресу: http:// president.gov.by/ru/ official_documents_ru/view/dekret-3-ot-2-aprelja-2015-g-11135/).13

2. Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года N 239-3 «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (в ред. Законов Республики Беларусь от 24 декабря 2007 года N 299-3, от 7 мая 2014 года N 148-3).(размещено по адресу: http://www.levonevski.net/pravo/razdel2/ num1/2d14.html).

3. Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 года N 125-3 «О занятости населения Ре-

спублики Беларусь» (с изм. и доп.).(размещено по адресу: http:// www.mintrud.gov.by/ru/zacon).

4. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. (Размещено по адресу:11Пр://т$11ртнп$к.Ьу/ргодгатт$/ fb78a49247bfa46c.html).

5. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы.(Размещено по адресу: http://mshp.minsk.by/prog/gosprog_ ustrazvitsela2011_2015.pdf).

6. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. a. Гендерная политика. (Размещено по адресу: http://www. mintrud.gov.by/ru/ gendernaya-politika).

7. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. b. Государственная социальная поддержка. (Размещено по адресу: http://www. mintrud.gov.by/ru/gsp).

8. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. 2013. Женщины и мужчины Республики Беларусь. Статистический сборник. Минск. Беларусь. (размещено по адресу: http://www.belstat.gov.by/en/ofitsialnaya-statistika/publications/statistical-publications-data-books-bulletins/public_compilation/ index_94/).

9. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. 2015. Сельское хозяйство Республики Беларусь. Статистический сборник. Минск. Беларусь. (Размещено по адресу: http://www.belstat.gov.by/en/ofitsialnaya-statistika/publications/statistical-publications-data-books-bulletins/public_compilation/ index_219/).

10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004года № 252 «О Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь». (Размещено по адресу: http://pravo.levonevsky.org/ bazaby11/republic34/text337.htm).

11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 года № 73 «Об утверждении государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы». (размещено по адресу: http://www.mintrud.gov.by/system/ extensions/spaw/uploads/files/Gosudarstvennaja-programma-na-2016-2020-1.pdf).

12. Республиканское научное предприятие «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию». Концепция Государственной политики в области здорового питания населения Республики Беларусь до 2020 года. (Размещено по адресу: http://www.new.belproduct. com/ assets/files/conception.pdf).

11 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Ь.

12 Декрет Президента Республики Беларусь № 3 от 2 апреля 2015 года.

13 Дата доступа здесь и далее — 16-22 февраля 2016 года.

МСХЖ — 60 лет!

- 11

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 / 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.