Научная статья на тему 'Основные гендерные характеристики и социальная защита сельского населения Молдовы'

Основные гендерные характеристики и социальная защита сельского населения Молдовы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
211
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ СТРУКТУРА / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / СЕЛЬСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ / УСЛОВИЯ ТРУДА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПЛАТА ТРУДА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ / ДОСТУПНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ / GENDER STRUCTURE / GENDER EQUALITY / RURAL EMPLOYMENT / WORKING CONDITIONS / SOCIAL SECURITY / VOCATIONAL TRAINING / REMUNERATION OF LABOUR / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL AREAS / THE AVAILABILITY OF PRODUCTION RESOURCES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Времиш Мария

Представляем Вашему вниманию еще две статьи из сборника Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) «Гендерное равенство, социальная защита и развитие сельских регионов: взгляд из Восточной Европы и Центральной Азии», изданного по итогам прошедшей в Минске 25-26 февраля 2016 г. встрече экспертов экономистов, социологов и специалистов по гендерной проблематике из 12 постсоветских стран Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии, на которой были подняты и рассмотрены вопросы, находящиеся на пересечении таких тем, как гендерное равенство, социальная защита и развитие сельских районов в регионе. На сегодняшний день существует недостаток документированных знаний, исследований и общественной полемики, которые, используя междисциплинарный подход, сосредотачивались бы именно на этих вопросах в контексте данного региона. Между тем, эти вопросы имеют критически важное значение для социально-экономического развития региона. Одной из причин того, что вопросы необходимости учета гендерного фактора в сельском хозяйстве и сельском развитии и содействия проведению большего количества исследований в этой области остаются на периферии исследований и общественной полемики, является широко распространенное в обществе мнение о том, что все вопросы, касающиеся гендера, были уже решены в прошлом и не являются проблемой для сельского развития и социальной защиты. Действительно, в постсоветских странах женщины, даже в сельских районах, по-прежнему имеют относительно высокий уровень грамотности и образования и высокий уровень экономической активности. Однако, если выйти за пределы средних показателей и по возможности дезагрегировать имеющиеся статистические данные по признаку пола и по месту проживания, то обнаружится, что в критических областях (например, в отношении формальной занятости, доступа к социальным услугам, таким как учреждения по уходу за детьми или пенсионное обеспечение, а также в отношении участия в местном самоуправлении и т.д.) сельские женщины часто находятся в наименее благоприятном положении. Некоторые сферы, такие как доступ к производственным ресурсам (земельным ресурсам, кредитам, сельскохозяйственной технике, услугам по распространению сельскохозяйственных знаний и т.д.), имеют первостепенное значение для уровня жизни сельских домохозяйств, но, как правило, не рассматриваются с учетом гендерной проблематики. Во всех странах региона женщины составляют большинство сельского населения и значительную часть рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве. Тем не менее, всеобъемлющая тенденция преобладание сельских женщин на неформальных, низкоквалифицированных и низкооплачиваемых работах. Доступ сельских женщин к активам и производственным ресурсам значительно ниже по сравнению с сельскими мужчинами. За последние десятилетия резко сократилось участие сельских женщин в общественной жизни, а щедрое социальное обеспечение больше не является нормой. Сельские женщины представляют собой важный ресурс для экономического развития, хотя в значительной степени и неучтенный, поскольку их вклад в экономику носит зачастую невидимый характер и остается незамеченным. Этот вклад необходимо признать и подробнее изучить взаимосвязи между вопросами гендерного равенства и развитием сельских районов в контексте рассматриваемого региона. Специалисты, принимавшие участие в минской встрече, по существу образуют региональную сеть экспертов, обладающих богатым опытом и компетенцией, а также глубоким знанием ситуации в регионе. Несмотря на то, что их взгляды и мнения порой существенно различаются, они помогают создать более полное представление об основных проблемах в отношении социального развития и развития сельских районов в регионе. При этом все эксперты сходятся в одном: без пристального внимания к созданию достойных рабочих мест и социальной инфраструктуры в сельской местности, а также без проведения политики, учитывающей гендерные вопросы, дальнейшее улучшение положения сельских женщин, их семей и сельских общин останется несбыточной мечтой. На встрече в Минске эксперты указали на необходимость более эффективной передачи знаний и обмена опытом между странами региона, подчеркнув, что этот потенциал может служить в качестве движущей силы в процессе разработки научно обоснованной политики, отвечающей потребностям социально уязвимых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We present to Your attention two articles from the collection of the Food and agriculture organization of the United Nations (FAO), «Gender equality, social protection and rural development: a view from Eastern Europe and Central Asia», published the results held in Minsk on 25-26 February 2016 the meeting of experts economists, sociologists and specialists in gender issues from 12 post-Soviet countries of Eastern Europe, South Caucasus and Central Asia, which was raised and discussed issues at the intersection of topics such as gender equality, social protection and rural development in the region. To date, there is a lack of documented knowledge, research and public debate, which, using an interdisciplinary approach, focused on these issues in the context of this region. Meanwhile, these issues are of critical importance for socio-economic development of the region. One of the reasons that the need of gender mainstreaming in agriculture and rural development and facilitating more research in this area remain on the periphery of research and public debate, is the widespread public perception that all gender issues were already solved in the past and are no problem for the rural development and social protection. Indeed, in post-Soviet countries women, even in rural areas still have a relatively high level of literacy and education and high level of economic activity. However, if we go beyond averages and to disaggregate statistics by sex and place of residence, it is found that in critical areas (for example in relation to formal employment, access to social services such as care for children or retirement security, as well as to participate in local government, etc.), rural women are often in a less favourable situation. Some areas, such as access to productive resources (land, credit, agricultural machinery services, agricultural extension, etc.) are of paramount importance for the livelihoods of rural households, but generally are not considered from a gender perspective. In all countries women make up the majority of the rural population and a significant part of the labour force engaged in agriculture. However, a comprehensive trend is the predominance of rural women in informal, low-skilled and low-paying jobs. Rural women's access to assets and productive resources is much lower compared to rural men. Over the past decade sharply reduced the participation of rural women in public life, and a generous social security is no longer the norm. Rural women constitute an important resource for economic development, although largely unreported, because their contribution to the economy is often invisible in nature and goes unnoticed. This contribution must be recognized and further explore the relationship between gender equality and rural development in the context of the region. Experts who took part in the Minsk meeting, essentially form a regional network of experts with a wealth of experience and competence as well as deep knowledge of the situation in the region. Despite the fact that their views and opinions sometimes differ significantly, they help to create a more complete idea of the main issues in relation to social development and rural development in the region. All the experts agree on one thing: without careful attention to the creation of decent jobs and social infrastructure in rural areas, and without policies based on gender issues, to further improve the situation of rural women, their families and rural communities will remain a pipe dream. At the meeting in Minsk, the experts pointed out the need for more effective transfer of knowledge and exchange of experience among countries in the region, stressing that this potential can serve as a driving force in the process of developing evidence-based policy that meets the needs of disadvantaged groups.

Текст научной работы на тему «Основные гендерные характеристики и социальная защита сельского населения Молдовы»

СОВМЕСТНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ ^^

In all countries women make up the majority of the rural population and a significant part of the labour force engaged in agriculture. However, a comprehensive trend is the predominance of rural women in informal, low-skilled and low-paying jobs. Rural women's access to assets and productive resources is much lower compared to rural men. Over the past decade sharply reduced the participation of rural women in public life, and a generous social security is no longer the norm.

Rural women constitute an important resource for economic development, although largely unreported, because their contribution to the economy is often invisible in nature and goes unnoticed. This contribution must be recognized and further explore the relationship between gender equality and rural development in the context of the region.

Experts who took part in the Minsk meeting, essentially form a regional network of experts with a wealth of experience and competence as well as deep knowledge of the situation in the region. Despite the fact that their views and opinions sometimes differ significantly, they help to create a more complete idea of the main issues in relation to social development and rural development in the region. All the experts agree on one thing: without careful attention to the creation of decent jobs and social infrastructure in rural areas, and without policies based on gender issues, to further improve the situation of rural women, their families and rural communities will remain a pipe dream.

At the meeting in Minsk, the experts pointed out the need for more effective transfer of knowledge and exchange of experience among countries in the region, stressing that this potential can serve as a driving force in the process of developing evidence-based policy that meets the needs of disadvantaged groups. Ключевые слова: гендерная структура, гендерное равенство, сельская занятость, условия труда, социальная защищенность, профессиональное образование, оплата труда, социально-экономическое развитие сельских районов, доступность производственных ресурсов.

Keywords: gender structure, gender equality, rural employment, working conditions, social security, vocational training, remuneration of labour, socio-economic development of rural areas, the availability of production resources.

Мария Времиш —

аналитик и эксперт по социальной статистике Центра Социологических Исследований и Маркетинга С.П. CBS-AXA S.R.L. Специализируется на исследованиях в социальной сфере: анализ уровня жизни, социальное исключение, миграция, гендерное равноправие, положение сельского населения. Автор ряда аналитических работ, таких как «Национальный отчет по человеческому развитию», «Расширенный миграционный профиль», «Оценка воздействия социальной политики на бедность», «Анализ эффективности государственных пособий и социальной помощи для целевых групп»и других. Имеет обширный опыт работы с различными учреждениями ООН с 2000 года, через участие в проектах Программы развития ООН (ПРООН), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Международной организации по миграции (МОМ), Международной организации труда (МОТ) и Всемирного Банка.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ МОЛДОВЫ

Население Республики Молдова на 1 января 2015 года насчитывало 3,5 миллионов человек, из них 51,9% составляли женщины и 48,1% мужчины. Население преимущественно сельское, из общего количества жители села составляют 57,6%. Женщины на селе составляют 51,1%, соответственно мужчины — 48,9%1.

Мужчины преобладают в возрастных группах 0-15 лет, и в группе населения трудоспособного возраста 52% мужчин по сравнению с 48% женщин2. В группе населения в возрасте выше трудоспособного доля женщин в два раза превышает долю мужчин и равняется 69,0%. Приблизительно те же тенденции сохраняются и в сельской местности, где процентное соотношение женщин и мужчин составляет 68,6 и 31,4%.

Женщины в Молдове живут на 7,9 лет дольше, чем мужчины, средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет 75,4 года для женщин и 67,5 лет для мужчин. Этот разрыв объясняется высоким уровнем преждевременной смертности мужчин, особенно в трудоспособном возрасте. Наблюдаются различия в средней продолжительности жизни жителей в городских и сельских районах: мужчины в городе живут в среднем на 4,5 лет дольше, чем в сельской местности, для женщин этот разрыв составляет 3,5 года.3

МСХЖ — 60 лет!

Показатели рождаемости и смертности также отличаются в зависимости от места жительства: в городе это 9,3 и 8,7, а на селе — 12,0 и 12,9 соответственно. Таким образом, естественный прирост на селе отрицательный, несмотря на то, что рождаемость выше.4

В стране отмечается прогрессирующий процесс старения. Еще в начале 1990-х годов коэффициент старения превысил критическое значение 13,0, а в последние годы достиг наиболее высоких значений, составив 16,2 (в 2014 году). Село больше подвержено старению, по сравнению с городом, так как на селе коэффициент старения составляет 16,4, а среди сельских женщин — 19,4.5

Ниже официального порога бедности в Молдове находится 11,4% населения, причем сельская бедность намного выше городской: 16,4 против 5,0% соответственно (8,4% — в малых городах, и 2,2% — в больших, таких как Кишинев и Бельцы). Бедность в Молдове имеет устойчивые тенденции к сокращению, в том числе благодаря трансфертам мигрантов из-за рубежа, которые составляют около 1/3 всех доходов сельских домохозяйств6. Следует отметить, что в стране сохраняется высокий уровень миграции. По данным Обследования рабочей силы, в 2014 году приблизительно 340 тысяч человек работали за рубежом, из них 64% мужчин и 36% женщин7. Больше всего

мигрируют в поисках работы жители села, которые составляют 72% от общего количества мигрантов. Контингент мигрантов молодой, 56,6% составляет возрастная группа до 34 лет, в селе этот процент выше — 60,4%. Миграция затрагивает и высокообразованных людей: 11% мигрантов имеют высшее образование, среди женщин этот процент выше и составляет 14,5%.

Также имеет место внутренняя миграция: на фоне уменьшения населения страны в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста городского населения, особенно столицы, в которой сосредоточено около 1/5 от общей численности населения и 45% всего городского населения страны. Внутренняя миграция обусловлена тем, что Кишинев предлагает более широкие возможности трудоустройства по сравнению с другими населенными пунктами, а также относительно более высокое качество жизни.

Известно, что после окончания среднего уровня образования значительная часть молодежи, которая выезжает на учебу в города, после получения образования в села не возвращается. Последние пять лет наблюдалась более высокая концентрация молодых людей в городах, особенно в возрасте 2529 лет8. Было также отмечено, что за последние пять лет сельское население сократилось

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 / 2017

joint international project

на 32376 человек, а городское увеличилось на 26315 человек, что представляет собой устойчивую тенденцию демографического перераспределения между селом и городом. Более 90% внутренних мигрантов трудоспособные, в возрасте 20-49 лет, состоящие из 58% женщин и 42% мужчин. Около 2/3 населения, сменивших место жительства в 2014 году, происходят из сельской местности9.

Средняя номинальная заработная плата в 2014 году составила 4172 лея (267 долларов США10), в сельском хозяйстве — 2774 лея (178 долларов США). Зарплата женщин составила 88% относительно зарплаты мужчин, средняя пенсия по старости составила 1114,7 лея (71 доллар США), что в целом по республике составляло 83% от прожиточного минимума, в сельском хозяйстве — 70,6%".

На 1 января 2015 пенсионеры составили 690,3 тысяч человек (19,4% от всего населения). На учете в органах социальной защиты состояли 669,9 тысяч, среди них пенсионеры по старости — 75,7%, включая несельскохозяйственный сектор — 46% и сельскохозяйственный сектор — 29,7%. Из общего количества пенсионеров по старости мужчины составляли 29,5%, женщины — 70,5%.

Система социального страхования в Молдове работает в соответствии с законом № 489- XIV от 8 июля 1999 года «О государственной системе социального страхования»; законом № 156-XIV от 14 октября 1998 года «О пенсиях государственного социального страхования»;законом «О годовом бюджете государственного социального страхования», а также в соответствии с другими законодательными и нормативными актами, регулирующими деятельность в сфере социальной защиты.

В соответствии с законом, государственная система включает в себя следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Пенсии для работников и работниц сельского хозяйства предоставляются в соответствии с условиями, изложенными в общей системе социального обеспечения, и нет никаких специальных схем социального страхования для этой категории населения. В соответствии с Законом о пенсиях, к категории сельскохозяйственных работников относятся: (i) владельцы и / или арендаторы сельскохозяйственных земель; (ii) члены сельскохозяйственных или других форм ассоциаций в сельском хозяйстве; (iii) лица, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность в пределах отдельного домашнего хозяйства или форм ассоциаций сельского хозяйства.

Величина выделяемой пенсии определяется выслугой лет; величиной застрахованного дохода (заработной платы), размера взносов в государственное социальное страхование и других факторов, которые изложены в законодательной базе.

Правовая база включает в себя положения о защите малообеспеченных пенсионеров, которая касается в основном фермеров и самозанятых. В соответствии с Законом о пенсиях государственного социального страхования,

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 5 / 2017

если размер пенсии по возрасту, рассчитанный в соответствии с законом, является меньше минимального размера пенсии по возрасту, назначается минимальная пенсия.

В 2003 году законодательно12 был установлен порядок ежегодной индексации пенсии, представляющей собой средний размер между ежегодным ростом показателя потребительских цен и ежегодным ростом средней заработной платы по стране за предыдущий год. Коэффициент индексации устанавливается ежегодно правительством, и индексация пенсий осуществляется только для части пенсий, выплачиваемых из бюджета государственного социального страхования, для всех типов пенсий. Минимальные пенсии также индексируются ежегодно.

Система социального страхования, как правило, охватывает всех жителей Республики Молдова. Для фермеров, по сравнению с другими категориями населения, в законодательных актах существуют конкретные положения о социальных отчислениях и пособиях.

Размеры социальных отчислений дифференцированы по категориям плательщиков: работодатели, работники и самозанятые. На 2015 год ставки взносов обязательного государственного социального страхования устанавливаются в приложении 3 к Закону о бюджете государственного социального стра-хования13 и представлены в Таблице 1.

В соответствии с законом, взносы социального страхования работодателя, занимающегося исключительно сельскохозяйственной деятельностью, за лиц, работающих по индивидуальному трудовому договору или иным договорам о выполнении работ или оказании услуг, рассчитываются в размере 22% от фонда заработной платы и других вознаграждений. Из рассчитанной суммы 16% отчисляются со счета предприятия, а остальные 6% субсидируются из государственного бюджета.

Взносы работодателей предприятий, занятых в других сферах, составляют 23%. Таким образом, следует отметить, что сельскохозяйственные работодатели, которые отчисляют

16% в счет взносов социального страхования, пользуются льготами за счет шестипроцентного гранта от государства. Эти преимущества также относятся и к корпоративным сельскохозяйственным предприятиям, в которых работает только 12% занятых в сельском хозяйстве. Следует отметить, что налоговые льготы не всегда стимулируют рост сектора и могут замедлять структурные трансформации экономики, оказывая определенное негативное влияние на решения предпринимателей работать в других отраслях экономики.

Физические лица — землевладельцы и лица, арендовавшие землю, обрабатывающие землю индивидуально (учредители фермерских хозяйств), с 2009 года не включены в перечень обязательного страхования. Они имеют возможность добровольного страхования путем заключения с Национальной кассой социального страхования индивидуального государственного договора, оплачивая 1584 лея в год (101 доллар США14), но не менее 1/12 этой суммы ежемесячно. Сумма страхового вклада в 4 раза ниже выплачиваемой другими лицами.

Другая правовая норма, направленная на владельцев или арендаторов сельскохозяйственных земель, — это возможность ретроспективного социального страхования, которая состоит из уплаты страхового социального взноса в размере 1584 лея за каждый год, что дает право на определенное социальное обеспечение (минимальную пенсию по возрасту и пособия на погребение)15.

Несмотря на более благоприятные условия в системе социального обеспечения, фермеры, особенно женщины, получают самые низкие пенсии по сравнению с другими группами населения. С 1 апреля 2015 года размер минимальной пенсии по возрасту для работников сельского хозяйства составил 767,22 лея (49 долларов США); для остальных получателей пенсии по возрасту — 861,80 лея (55 долларов США)16. Величина средней пенсии по возрасту женщин в сельскохозяйственном секторе в 2014 году была около 60 долларов США и составила 94% от средней пенсии

Таблица 1.

Размер тарифа государственного социального страхования

Категории плательщиков 2014 2015

1. Работодатель — плательщик за лица, занятые в сельском хозяйстве,

Работодатель 16%+ 16%+

Государство 6%+ 6%+

Работник 6% 6%

2. Работодатель — плательщик за лица, занятые по индивидуальному трудовому договору

Работодатель 23°% + 23% +

Работник 6% 6%

3. Владельцы сельскохозяйственных угодий, которые обрабатывают земли индивидуально (годовое добровольное страхование) 1428 MDL 1584 MDL

4. Лица, которые осуществляют индивидуальную деятельность (индивидуальные предприниматели) 5748 MDL 6372 MDL

5. Физические лица, не относящиеся ни к одной категории (добровольное страхование) 5748 MDL 6372 MDL

Источник: Закон государственного бюджета социального страхования 2010-2015.

www.mshj.ru

совместный международный проект

мужчин этого сектора, а также 83% от величины средней пенсии женщин в несельскохозяйственном секторе. Следует отметить, что из количества пенсионеров сельскохозяйственного сектора (по возрасту) женщины составляют 67,7%, а мужчины — 32,3%.

Правовая база также содержит дискриминационные элементы, которые имеют непосредственное влияние на величину суммы пенсии социального страхования для фермеров, которая напрямую зависит от стажа вклада. Правовые положения, касающиеся возможности ретроактивного страхования дифференцированы для владельцев и арендаторов сельхозугодий и других лиц. Владельцы и арендаторы земель сельскохозяйственного назначения могут быть застрахованы задним числом с 2009 года, а другие лица — с 1999 года.

Тем не менее, несмотря на низкие пенсии, следует отметить, что низкая ставка отчислений на социальное страхование для работодателей, а также для тех, кто обрабатывает самостоятельно землю, приводит к существенному перераспределению средств на выплату пенсий в пользу пенсионеров сельскохозяйственного сектора, которые составляют около 40% из всего количества пенсионеров по возрасту. Кроме того, процент взносов сельскохозяйственных работодателей в общем объеме вкладов, переданных в бюджет государственного социального страхования, составляет около 4%, а доля финансирования, предоставляемого для выплаты пенсий для этих категорий работников, составляет более 30% от общего объема ресурсов для выплаты пенсий17.

Одним из факторов, вызывающим эту диспропорцию, является резкое сокращение количества налогоплательщиков18 с введением принципа добровольного страхования для фермеров в 2009 году, в условиях, когда около 30% занятого населения работает в сельском хозяйстве и только 12% работающих в сельском хозяйстве занято на предприятиях19, тогда как остальные работают в домашних хозяйствах, занятых производством сельскохозяйственной продукции исключительно для собственного потребления, или являются владельцами / арендаторами сельскохозяйственных земель, также работая самостоятельно. Вследствие этого коэффициент замещения в сельском хозяйстве20 в 2014 году составил 34%, по сравнению со средним коэффициентом замещения в экономике (27% за тот же год21). Подобное распределение средств пенсионной системы может вызвать такие побочные эффекты, как недоверие плательщиков к пенсионной системе и уклонение от уплаты взносов социального страхования, что в дальнейшем может существенно повлиять на общую устойчивость системы социального обеспечения.

Минимальная пенсионная политика направлена на защиту бедных пожилых женщин и мужчин в целях обеспечения минимального уровня жизни. В то же время, это ослабля-

ет связь между взносами и величиной пенсий и, следовательно, обесценивает взносы. Кроме того, ежегодная индексация минимальных пенсий подрывает финансовую устойчивость пенсионной системы. Отсутствие стимулирующего механизма взносов в фонд социального страхования является одной из главных причин уменьшения количества вкладчиков в сельском хозяйстве.

В этом контексте, введение механизма стимулирования выплаты взносов может быть решением для поддержания устойчивости системы. Важно усилить связи между социальными взносами и выплатами на индивидуальном уровне, в соответствии с принципом «равным взносам — равные пенсии». В то же время, для решения пенсионной проблемы аграрного сектора могут быть рассмотрены примеры из опыта других государств, где работники сельского хозяйства включены в отдельную систему, что повлияло бы на увеличение коэффициента замещения в экономике и обеспечение старости как женщин, так и мужчин фермеров.

Примечания

1 Национальное бюро статистики Республики Молдова. а.

2 Трудоспособный возраст: 16-56 лет для женщин, 16-61 год для мужчин.

3 Национальное бюро статистики Республики Молдова. b.

4 Национальное бюро статистики Республики Молдова. с.

5 Национальное бюро статистики Республики Молдова. d.

6 Согласно официальной методологии измерения бедности в Молдове, человек считается бедным, если сумма ежемесячных потребительских расходов ниже порога абсолютной бедности, который в 2014 году составил 1257,0 MDL (молдавских леев) или 89,5 долларов США по среднему обменному курсу Национального банка Молдовы.

7 Национальное бюро статистики Республики Молдова. е.

8 Национальное бюро статистики Республики Молдова. 2014.

9 http://www.mmpsf.gov.md/sites/default/files/ document/attachments/rsa2014ru.pdf, С. 20.

10 По курсу Национального Банка на 31 декабря 2014 года, 100 долларов США = 1561,52 MDL.

11 http://www.mmpsf.gov.md/sites/default/files/ document/attachments/rsa2014ru.pdf, С. 40, 57-58.

12 Ст. 13 (1) Закона № 156-XIV от 14 октября 1998 года о пенсиях государственного социального страхования.

13 Закон № 73 от 12 апреля 2015 года.

14 По курсу Национального Банка на 31 декабря

2014 года, 100 долларов США = 1561,52 MDL.

15 Договор социального страхования от 15 марта 2005 года, http://www.cnas.md/libview. php?l=ru&idc=185&id=670

16 Постановление Правительства № 61 от 6 марта

2015 года об индексации выплат социального

страхованияи некоторых государственных социальных выплат, http://lex.justice.md/viewdoc. php?action=view&view=doc&id=357300&lang=2

17 Всего взносы сельского хозяйства в бюджете государственного социального страхования: 2013 г. — 3,7%, 2012 г. — 3,6%, 2011г. — 3,7%; доля финансирования пенсии в этой сфере: 2012 г. — 33,4%, 2011 г. — 34,8% (Ежегодный социальный отчет за 2013 г., 2012 г., www.mmpsf gov.md).

18 От 200 тысяч в 2008 году до 2 тысяч в 2012 году.

19 В 2013 году из 337,9 тысяч лиц, занятых в сельском хозяйстве, только 39,5 тысяч были заняты в предприятиях сельского хозяйства.

20 Соотношение между средней пенсией по возрасту и средней заработной платой. Рекомендуемый уровень данного показателя- 40% (Европейский кодекс социального обеспечения, Ст. 65).

21 http://www.mmpsf.gov.md/sites/default/files/ document/attachments/rsa2014ru.pdf

Список литературы

1. Национальное бюро статистики Республики Молдова.2014. Youth in the Republic of Moldova,

2013. (размещено по адресу: http://www.statistica. md/ newsview.php?l=ro&id=4480&idc=168).

2. Национальное бюро статистики Республики Молдова. 2015a. Indices of demographic dependence, 2000-2014. (размещено по адресу: http://statbank.statistica.md/pxweb/Database/EN/02 %20P0P/P0P02/P0P02.asp).

3. Национальное бюро статистики Республики Молдова. 2015b. Labour Force in the Republic of Moldova: Employment and Unemployment, Tables 1 and 5. (размещено по адресу: http://www. statistica.md/public/files/publicatii_electronice/ ocupare_somaj/Forta_Munca_2015.pdf).

4. Национальное бюро статистики Республики Молдова. a. Resident population by sex and areas, as of January 1, 1970-2015. (размещено по адресу:http://statbank. statistica.md/).

5. Национальное бюро статистики Республики Молдова. b. Life expectancy at birth by years, sex and areas, 1958-2014. (размещено по адресу:http://statbank. statistica.md/).

6. Национальное бюро статистики Республики Молдова. c. Vital statistics rate by years, indicators and areas, 1940-2014. (размещено по адресу:http://statbank. statistica.md/).

7. Национальное бюро статистики Республики Молдова. d. Ageing factor of population, 1980-2014. (размещено по адресу:http://statbank. statistica.md/).

8. Национальное бюро статистики Республики Молдова. e. Population aged 15 years and over, working or looking for work abroad by level of education, age groups, sex, area and quarters, 2000-2014. (размещено по адресу:http://statbank. statistica. md/).

9. Министерство труда, социальной защиты и семьи. Ежегодный социальный отчет, 2012, 2013,

2014. (размещено по адресу: http://www.mmpsf. gov.md/sites/ default/files/document/attachments/ rsa2014ru.pdf).

МСХЖ — 60 лет!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 57

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 / 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.