Научная статья на тему 'Туркменистан и гендерный подход'

Туркменистан и гендерный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
793
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ СТРУКТУРА / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / СЕЛЬСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ / УСЛОВИЯ ТРУДА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПЛАТА ТРУДА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ / ДОСТУПНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ / GENDER STRUCTURE / GENDER EQUALITY / RURAL EMPLOYMENT / WORKING CONDITIONS / SOCIAL SECURITY / VOCATIONAL TRAINING / REMUNERATION OF LABOUR / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL AREAS / THE AVAILABILITY OF PRODUCTION RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тойлыева Лейла

Представляем Вашему вниманию еще две статьи из сборника Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) «Гендерное равенство, социальная защита и развитие сельских регионов: взгляд из Восточной Европы и Центральной Азии», изданного по итогам прошедшей в Минске 25-26 февраля 2016 г. встрече экспертов экономистов, социологов и специалистов по гендерной проблематике из 12 постсоветских стран Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии, на которой были подняты и рассмотрены вопросы, находящиеся на пересечении таких тем, как гендерное равенство, социальная защита и развитие сельских районов в регионе. На сегодняшний день существует недостаток документированных знаний, исследований и общественной полемики, которые, используя междисциплинарный подход, сосредотачивались бы именно на этих вопросах в контексте данного региона. Между тем, эти вопросы имеют критически важное значение для социально-экономического развития региона. Одной из причин того, что вопросы необходимости учета гендерного фактора в сельском хозяйстве и сельском развитии и содействия проведению большего количества исследований в этой области остаются на периферии исследований и общественной полемики, является широко распространенное в обществе мнение о том, что все вопросы, касающиеся гендера, были уже решены в прошлом и не являются проблемой для сельского развития и социальной защиты. Действительно, в постсоветских странах женщины, даже в сельских районах, по-прежнему имеют относительно высокий уровень грамотности и образования и высокий уровень экономической активности. Однако, если выйти за пределы средних показателей и по возможности дезагрегировать имеющиеся статистические данные по признаку пола и по месту проживания, то обнаружится, что в критических областях (например, в отношении формальной занятости, доступа к социальным услугам, таким как учреждения по уходу за детьми или пенсионное обеспечение, а также в отношении участия в местном самоуправлении и т.д.) сельские женщины часто находятся в наименее благоприятном положении. Некоторые сферы, такие как доступ к производственным ресурсам (земельным ресурсам, кредитам, сельскохозяйственной технике, услугам по распространению сельскохозяйственных знаний и т.д.), имеют первостепенное значение для уровня жизни сельских домохозяйств, но, как правило, не рассматриваются с учетом гендерной проблематики. Во всех странах региона женщины составляют большинство сельского населения и значительную часть рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве. Тем не менее, всеобъемлющая тенденция преобладание сельских женщин на неформальных, низкоквалифицированных и низкооплачиваемых работах. Доступ сельских женщин к активам и производственным ресурсам значительно ниже по сравнению с сельскими мужчинами. За последние десятилетия резко сократилось участие сельских женщин в общественной жизни, а щедрое социальное обеспечение больше не является нормой. Сельские женщины представляют собой важный ресурс для экономического развития, хотя в значительной степени и неучтенный, поскольку их вклад в экономику носит зачастую невидимый характер и остается незамеченным. Этот вклад необходимо признать и подробнее изучить взаимосвязи между вопросами гендерного равенства и развитием сельских районов в контексте рассматриваемого региона. Специалисты, принимавшие участие в минской встрече, по существу образуют региональную сеть экспертов, обладающих богатым опытом и компетенцией, а также глубоким знанием ситуации в регионе. Несмотря на то, что их взгляды и мнения порой существенно различаются, они помогают создать более полное представление об основных проблемах в отношении социального развития и развития сельских районов в регионе. При этом все эксперты сходятся в одном: без пристального внимания к созданию достойных рабочих мест и социальной инфраструктуры в сельской местности, а также без проведения политики, учитывающей гендерные вопросы, дальнейшее улучшение положения сельских женщин, их семей и сельских общин останется несбыточной мечтой. На встрече в Минске эксперты указали на необходимость более эффективной передачи знаний и обмена опытом между странами региона, подчеркнув, что этот потенциал может служить в качестве движущей силы в процессе разработки научно обоснованной политики, отвечающей потребностям социально уязвимых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We present to Your attention four articles from the collection of the Food and agriculture organization of the United Nations (FAO), «Gender equality, social protection and rural development: a view from Eastern Europe and Central Asia», published the results held in Minsk on 25-26 February 2016 the meeting of experts economists, sociologists and specialists in gender issues from 12 post-Soviet countries of Eastern Europe, South Caucasus and Central Asia, which was raised and discussed issues at the intersection of topics such as gender equality, social protection and rural development in the region. To date, there is a lack of documented knowledge, research and public debate, which, using an interdisciplinary approach, focused on these issues in the context of this region. Meanwhile, these issues are of critical importance for socio-economic development of the region. One of the reasons that the need of gender mainstreaming in agriculture and rural development and facilitating more research in this area remain on the periphery of research and public debate, is the widespread public perception that all gender issues were already solved in the past and are no problem for the rural development and social protection. Indeed, in post-Soviet countries women, even in rural areas still have a relatively high level of literacy and education and high level of economic activity. However, if we go beyond averages and to disaggregate statistics by sex and place of residence, it is found that in critical areas (for example in relation to formal employment, access to social services such as care for children or retirement security, as well as to participate in local government, etc.), rural women are often in a less favourable situation. Some areas, such as access to productive resources (land, credit, agricultural machinery services, agricultural extension, etc.) are of paramount importance for the livelihoods of rural households, but generally are not considered from a gender perspective. In all countries women make up the majority of the rural population and a significant part of the labour force engaged in agriculture. However, a comprehensive trend is the predominance of rural women in informal, low-skilled and low-paying jobs. Rural women's access to assets and productive resources is much lower compared to rural men. Over the past decade sharply reduced the participation of rural women in public life, and a generous social security is no longer the norm. Rural women constitute an important resource for economic development, although largely unreported, because their contribution to the economy is often invisible in nature and goes unnoticed. This contribution must be recognized and further explore the relationship between gender equality and rural development in the context of the region. Experts who took part in the Minsk meeting, essentially form a regional network of experts with a wealth of experience and competence as well as deep knowledge of the situation in the region. Despite the fact that their views and opinions sometimes differ significantly, they help to create a more complete idea of the main issues in relation to social development and rural development in the region. All the experts agree on one thing: without careful attention to the creation of decent jobs and social infrastructure in rural areas, and without policies based on gender issues, to further improve the situation of rural women, their families and rural communities will remain a pipe dream. At the meeting in Minsk, the experts pointed out the need for more effective transfer of knowledge and exchange of experience among countries in the region, stressing that this potential can serve as a driving force in the process of developing evidence-based policy that meets the needs of disadvantaged groups.

Текст научной работы на тему «Туркменистан и гендерный подход»

Таджикистан 2010 года. Образовательный уровень населения РТ. Том ^размещено по адресу: $Гаи]/1тд/526Ь8592е834й:аассес26а22 965ea2b_1355500088.pdf).

3. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2014а. Демографический ежегодник Республики Таджикистан. (размещено по адресу: http://stat.tj/ru/img/7Ь6f49435ed5 ae6ec685562d6e28583a_1426678896.pdf).

4. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2014Ь. Женщины и мужчины Республики Таджикистан. (размещено по адресу: №р:/Ма^ tj/ru/img/d976061967cd7672af7e-083fead26bda_1420539196.pdf).

5. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2015а. Численность населения РТ на 1 января 2015 года. Душанбе. (размещено по адресу: http://stat.tj/ru/img/65a709121b af8a64bf15d33f398aafde_1435736807.pdf).

6. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2015Ь. Таджикистан в цифрах. (размещено по адресу: http://www.stat.tj/ru/ img/695c206e2Ь1ce86f333f33f dc268a469_1439617140.pdf).

7. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2015с Оценка бедности в Таджикистане: методологическая записка. (размещено по адресу: http://www.stat.tj/ru/img/

07f755a0540d47f1ba5c1ab373be64ff_1436004752. pdf).

8. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2015d. Информационный бюллетень по продовольственной безопасности и бедности. № 2, 2015. (размещено по адресу: http://www.stat.tj/ru/ img/9ebc521 cb615be2812a13 bca74a6a46c_1444195767.pdf).

9. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2016. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан (январь-декабрь 2015). (размещено по адресу: http://www.stat.tj/ru/ img/3c8b737e693be8769270f0 f588a0a0e5_1455852583.pdf).

Лейла Тойлыева —

независимый эксперт с большим опытом работы в государственных и общественных организациях. Как специалист с высшим экономическим образованием в течение ряда лет руководила отделом исследований домашних хозяйств Ашгабатского отделения Туркменмиллихасабат, национальной статистической службе страны. Её многолетняя деятельность в рамках общественных организаций была направлена на поддержку местных сообществ, особенно на селе; оказание им помощи в решении экологических проблем, становлении малого бизнеса и экономического усиления женщин. В этих сферахЛейла реализовала проекты в сотрудничестве с Международным комитетом Красного Креста (ICRC), Международной организацией по миграции (ЮM), Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Региональным офисом Управления ООН по наркотикам и преступности (UNЮDC).

ТУРКМЕНИСТАН И ТЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД

Туркменистан — одна из пяти стран Центральной Азии и вторая среди них по площади (491 210 кв. км).1 В состав Туркменистана входит 5 велаятов (областей), г. Ашхабад, являющийся столицей государства, приравненный по статусу к велаяту, 20 городов и 65 этра-пов (районов). Большую часть территории страны (80%) занимают пустынные земли.

Численность населения Туркменистана (по состоянию на 10 февраля 2016 года) составляла 5 419 037 человек, из них мужчин 49,2% ( 2 667 307 человек), а женщин — 50,8% (2 751 730 человек).2

В 1991 году, как и все бывшие страны СССР, Туркменистан стал суверенным государством. За годы независимости экономика Туркменистана трансформировалась в одну из наиболее быстро растущих экономик мира, сохраняя с 2007 года темпы в среднем 11 процентов ежегодно (в соответствии с официальными данны-ми).3 Устойчивый рост экономики, поддерживаемый в течение длительного периода времени, способствовал росту доходов: к концу 2012 года уровень ВВП на душу населения составил более 6000 долларов США, что соответствует группе стран с доходами выше среднего уровня.4

Большую часть государственных доходов обеспечивает экспорт природного газа. Вторым по значимости источником валютных поступлений является сельскохозяйственный сектор, который составляет 13-14% ВВП. Орошаемое земледелие (производство хлопка, пшеницы, выращивание бахчевых и плодоовощной продукции) и животноводство (овцеводство, коневодство, птицеводство и верблюдоводство) обеспечивают трудовую занятость почти половине населения страны (Рис.1).

В 1995 году на Генеральной Ассамблее ООН Туркменистану присвоен статус нейтрального

государства. Страна принимала на себя международные права и обязанности в соответствии с нейтральным статусом, отказывалась от участия в военных блоках и, как следствие, обретала международные гарантии собственной безопасности. На сегодняшний день «защитные» функции нейтралитета ушли на второй план, выдвинув в качестве приоритета миротворческую международную функцию Туркменистана.

Туркменистан поставил новые задачи, сформулированные в Национальной программе социально-экономического развития Туркменистана на 2011-2030 годы. Основной целью данной Программы является значительное повышение уровня жизни населения и вхождение Туркменистана в число экономически развитых стран мира с высоким показателем индекса человеческого развития.

Внутренняя государственная политика направлена на сбалансированное развитие областей Туркменистана и строится с учетом территориальных особенностей и индивидуального потенциала каждого велаята (области), и в конечном итоге направлена на повышение благосостояния, уровня и качества жизни населения. При этом важной задачей национальных программ является формирование и достижение единых стандартов социально-бытовых условий для людей, живущих в больших и малых городах и селах.

Агропромышленный комплекс Туркменистана ориентирован на дальнейший рост производства сельхозпродукции через внедрение передовых водосберегающих технологий, 100-процентную переработку сельхозпродукции внутри страны, реализацию программ им-портозамещения для обеспечения продуктовой независимости. В 2014 году государству сдано более 1 миллиона 200 тысяч тонн высококаче-

ственной пшеницы и более 1 миллиона 100 тысяч тонн хлопка-сырца. Повсеместно во всех регионах увеличивается поголовье скота и птицы.

Государственная Национальная программа социально-экономического развития на 20112030 годы и Национальная программа развития «Село» нацелены на всеобъемлющий экономический рост при сохранении экономической самостоятельности. Более 25 тысяч гектаров земель в целом по стране выделены под строительство современных благоустроенных поселков и сел, которые создаются в каждом велая-те. Возведение жилых домов, прокладка дорог,

Структура ВВП по отраслям

В^^ . сельское хозшво

12,7; 13%

Трудовая занятость насления по отраслям

Рис.1 Диаграмма занятости населения по отраслям и структура ВВП

Источник: Central Intelligence Agency. The WorldFactbook. https://www.cia.gov/library/ publications/the-world- factbook/geos/tx.html

МСХЖ — 60 лет!

- 7

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 3 / 2017

^^ JOINT INTERNATIONAL PROJECT

строительство предприятий, развитие современной инфраструктуры — школ, оснащенных мультимедийными технологиями, детских садов, Домов здоровья и культуры, предприятий торговли, связи и др., а также создание новых рабочих мест — все это относится к инвестиционным проектам на селе. Гражданам страны оказывается всемерная поддержка в получении льготных кредитов для строительства жилых домов в новых селах.

За 10 месяцев 2014 года на объектах, строящихся в рамках реализации «Национальной программы Президента Туркменистана по преобразованию социально-бытовых условий населения сел, поселков, городов этрапов и этрап-ских центров на период до 2020 года» освоено инвестиций на сумму 6,2 миллиарда манат, что превышает аналогичный уровень 2013 года на 21,7%. В 2014 году было сдано в строй свыше 400 объектов общей стоимостью более 9 миллиардов долларов США. Общая же стоимость многочисленных строительных проектов, реализация которых продолжается в Туркменистане, составляет около 48 миллиардов долларов США.

Успешно интегрируясь в мировое политическое, экономическое и правовое пространство, Туркменистан ведет сегодня большую, целенаправленную работу в правозащитной сфере, углубляя международное сотрудничество по широкому спектру направлений, важнейшим из которых выступает обеспечение гендерного равенства.

В соответствии с Конституцией Туркменистана и общепринятыми нормами международного права, принцип «создания равных прав и свобод для мужчин и женщин и недопущения какого-либо ограничения по признаку пола» признан одним из главных приоритетов государственного курса.5

Туркменистан неукоснительно следует международным обязательствам, вытекающим из общепризнанных норм и руководящих принципов ООН по правам человека. В 1997 году страна ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), в 2009 году — Факультативный протокол Конвенции. Туркменистан также присоединился к Пекинской Декларации и Платформе действий, принятым на IV Всемирной конференции по положению женщин (1995). Национальные программы социально-экономического развития Туркменистана взаимоувязаны с Целями Устойчивого Развития (ЦУР), в которых ген-дерное равенство выделено как одна из основных целей и, в частности, связаны с задачами по охране здоровья женщин и детей, образования, поощрения равенства между полами, расширения прав и возможностей женщин.

В 2015 году в стране был принят новый Закон «О государственных гарантиях обеспечения равных прав и равных возможностей женщин и мужчин», и разработан «Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Туркменистане на 2015-2020 годы».

Степень участия женщин в процессе принятия решений служит важным показателем, определяющим гендерное равенство в обществе. В Туркменистане формальные квоты для избрания женщин не существуют, однако реальные возможности участия женщин в политической жизни страны подтверждают следующие факты: в Меджлисе (парламенте) Туркменистана, по итогам выборов депутатов пятого созыва (15 декабря 2013 года), были избраны 33 женщины, что

составляет 26,4% от общего числа депутатов6, что выше среднемирового значения (22,8%). Председателем, вице-председателем Меджлиса, а также председателем одного из восьми комитетов являются женщины.7 Среди выборных представителей местных органов самоуправления женщины составляют 16,67% на областном; 20,21% на городском и районном, и 18,68% на сельском уровне.8

Доля женщин, занятых в экономике, в 2013 году составила более 44%.9 Женщины участвуют в управлении делами государства и во внешнеполитической деятельности. Например, в числе дипломатических работников Постоянный представитель Туркменистана при ООН, а также Посол Туркменистана в Китайской Народной Республике — женщины.10

Среди работников крупных и средних предприятий Туркменистана (по состоянию на январь-октябрь 2014 года) в среднем по стране более 40 процентов работников составляют женщины. Из общего числа женщин 38,7 процента заняты в образовании, 14,8 процента — в здравоохранении и сфере социальных услуг, 10,7 процента — в обрабатывающей промышленности.11 Новым направлением среди туркменских женщин стало участие в развитии предпринимательства.

В Туркменистане создана широкомасштабная система социальной защиты для каждого гражданина, каждой семьи, в первую очередь многодетной. Граждане, независимо от уровня материального благосостояния, пользуются бесплатно (в пределах лимита) природным газом, электричеством, питьевой водой, а семьи получают пособия на детей.

Законом Туркменистана «О государственных пособиях» от 17 июля 1998 года установлены следующие виды социальных пособий: по беременности и родам; по уходу за ребенком; в связи с временной утратой трудоспособности; по инвалидности; при потере кормильца. Специальная система гарантий установлена законодательством страны в отношении женщин-матерей. Пособие по беременности и родам назначается женщинам в размере 100% от заработной платы в течение всего отпуска — 112 календарных дней, независимо от продолжительности трудового стажа, места их работы, в том числе сезонно и временно работающим.12

Малообеспеченным семьям выплачивается пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.13

Право на пенсию имеют женщины по достижению 57 лет и мужчины, достигшие возраста 62 года. Лицам, не получающим пенсии, выплачиваются социальные пособия.14 Законом Туркменистана «О пенсиях» (1998 г.) в стаж работы и стаж пенсионного страхования для назначения пенсии включается обучение в высших, средних специальных и профессиональных заведениях, а также уход неработающей матери за малолетними детьми до достижения ребенком трех лет (в общей сложности не более шести лет). Женщины, родившие и воспитавшие трех детей до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию с уменьшением возраста, установленного законом на 1 год, четырех — на 2 года, пятерых и более детей либо ребенка-инвалида — на 3 года.15

Целенаправленное стимулирование труда женщин осуществляется и системой налоговых льгот. На 30% меньше платят налоги работающие женщины, имеющие трех и более детей. Освобождены от налогообложения матери, имеющие 5 и более детей.

В стране действует целостная система охраны материнства и детства, которая предусматривает обязательное наблюдение женщин в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также детей, особенно в первые пять лет их жизни. Наблюдение за состоянием здоровья матерей и детей до 1 года осуществляют Дома здоровья. Для охраны репродуктивного здоровья семьи, наблюдения и консультации беременных женщин, ухода за матерями и новорожденными в Туркменистане функционируют 208 женских консультаций и детских домов здоровья. Об эффективности мер по охране здоровья беременных женщин свидетельствует тот факт, что у свыше 92% женщин беременность завершается благополучными родами.16

В Туркменистане каждая третья семья насчитывает 5 и более детей.17 В силу существующих национальных традиций женщины занимаются воспитанием детей и ведут домашнее хозяйство. Беременным женщинам, работающим на сельскохозяйственных работах в полевых условиях, устанавливается укороченный рабочий день продолжительностью шесть часов с сохранением средней заработной платы. По общепринятым правилам эта часть экономически активных женщин в статистической отчетности относится к незанятой части населения. Многодетность поощряется системой льгот и привилегий. Например, ежегодно многодетные матери, родившие восемь и более детей, удостаиваются почетного звания «Ene mahri» («Материнская нежность»). Кроме того, этим многодетным семьям Лидер нации вручает ключи от жилых домов повышенной комфортности. Орденом «Zenan kalby» («Женская душа») награждаются женщины за выдающийся вклад на производстве, в науке, образовании и здравоохранении.

При разработке Национальной программы действий были приняты во внимание и учтены рекомендации Комитета по ликвидации всех форм дискриминации женщин, сделанные во время диалога в октябре 2012 года на его пятьдесят третьей сессии. «Национальная программа действий по обеспечению гендерного равенства в Туркменистане на 2015-2020 годы» представляет собой комплексный документ, в котором определяются задачи и стратегии реализации, а также ответственные за их разработку и выполнение соответствующие структуры, в том что касается продвижения гендерного равенства в различных аспектах жизни женщин.18 Несмотря на определенные успехи последних лет, еще многое предстоит сделать для достижения полного гендерного равенства и расширения прав и возможностей всех женщин и девочек. Среди приоритетных мероприятий:

• Продолжение мониторинга законов Туркменистана на предмет соответствия положениям и обязательствам, взятым на себя Туркменистаном в результате подписанных и ратифицированных страной конвенций и договоров, подготовка новых редакций и разработка новых нормативно-правовых актов.

• Изучение международного опыта и методологии проведения выборочных опросов и методов сбора и обработки данных по гендер-ной тематике, адаптация методологии и разработка инструментария для проведения данного обследования, определение пилотных объектов, подготовка интервьюеров, тренинги для членов Рабочей группы по методологии сбора данных, рабочие встречи, консультации.

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 3 / 2017

www.mshj.ru

• Продолжение информационных мероприятий для различных категорий (для работников государственных структур, научных работников, студенческой молодежи, представителей правоохранительных органов, органов местной власти, общественных объединений) — серии семинаров и круглых столов по международным стандартам и механизмам защиты прав человека, в том числе прав женщин, расширение сети Информационных Центров по правам человека, в том числе по вопросам прав женщин, с участием национальных и международных экспертов. Создание экономической базы для реализации гендерного равноправия должно стать одной из важнейших целей в развитии страны. Это особенно актуально для сельскохозяйственного сектора, где положение женщин выдвигает задачи, аналогичные тем, что имеются в других странах региона:

• Женщины в сельском хозяйстве составляют основу производства продовольствия, питания и доходов семей;

• Их крайне волнуют вопросы, связанные со здоровьем, образованием и занятостью;

• В малообеспеченных семьях на репродуктивную сферу (воспитание детей, уход за детьми и другими членами семьи, домашнюю работу, и т.д.) женщина тратит большое количество времени (до 70%);

• Женский труд во многих случаях остается незамеченным и малооплачиваемым. Очевидно, что для более успешной реализации потенциала женщин необходимо их более активное вовлечение в процессы принятия решений, как на государственном, так и на местном уровнях, в качестве представителей местной администрации и исполнительной власти, представителей общественных организаций и местных сообществ.

Необходимо также привлекать женщин к управлению почвенными и водными ресурсами на уровне фермерских хозяйств, что может быть осуществлено после проведения информационных/учебно-практических семинаров для сельских жителей. Эту работу можно было бы осуществлять через создание полевых школ дайхан (крестьян) или специальных информационно-образовательных тренингов, либо в системе Министерства сельского и водного хозяйства, либо в формате проекта с общественной организацией. Работу по привлечению женщин важно сочетать с повышением информированности специалистов (в том числе и лиц, принимающие решения) о гендерных подходах.

Необходимо продолжать деятельность по повышению осведомленности населения, особенно сельского, по вопросам прав женщин, а также улучшать их доступ к различным ресурсам, будь то земля, водные ресурсы, финансовые или передовые малозатратные технологии для ведения сельского хозяйства. Общественные организации и ресурсные центры могут быть также вовлечены в процесс обучения сельского населения.

Заслушивание выступлений на состоявшейся при поддержке ФАО встрече экспертов в Минске (25-26 февраля 2016 года) выявило вопросы, актуальные для всего региона. В первую очередь это касается статистических данных — например, отсутствие единой статистической платформы, отражающей гендерные вопросы в развитии сельских территорий и аграрном сек-

торе на уровне стран региона. В то же время, было полезно узнать о наличии достойных и успешных практик в странах региона.

Для определения единого подхода к реализации задач ФАО в региональном масштабе целесообразно было бы оказать техническую поддержку государственным статистическим службам по проведению гендерно-чувствитель-ных исследований на селе, отражающих индикаторы ФАО, и с единым форматом страновых выходных аналитических таблиц.

Что касается рамок конкретной страны, то в целях достижения гендерного равноправия и расширения возможностей женщин села, было бы целесообразно осуществление следующих направлений и мероприятий:

• организовать региональные женские бизнес-форумы и ярмарки-продажи товаров и изделий, произведенных женщинами села, в целях расширения женских инициатив и возможностей развития малого бизнеса среди сельских женщин, особенно для регионов с устойчивыми местными традициями;

• провести независимые исследования среди женщин в сельских сообществах на предмет определения их приоритетов в развитии отраслей/сфер сельскохозяйственного производства с оценкой существующих платформ и возможностей для участия женщин в управлении природными и человеческими ресурсами на селе, сфере организации малого бизнеса на селе, экономической заинтересованности в развитии личностного роста, повышении социальных благ женщин на селе;

• разработать систему мер по повышению профессионального образования женщин села и организации малого бизнеса на селе по производству конкурентно способной продукции (особенно по переработке сельхозпродукции с выходом на торговые рынки), с учетом возрастных и социальных критериев женщин, в шаговой доступности от места проживания, без отрыва от семьи;

• разработать льготную систему кредитов для приобретения оборудования и сельхозтехники женщинами села, для развития устойчивого аграрного производства, создания рабочих мест в сельских сообществах с участием женщин (например, ткацкое производство, обработка шерсти домашних животных и производство сухофруктов, консервирование и другая заготовка сельхозпродукции).

Примечания

1 Государственный комитет Туркменистана по статистике.

2 (Прим. Редактора: Оценочные данные Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН: Отдел народонаселения): http://countrymeters.info/ru/ Turkmenistan

3 Всемирный Банк.

4 Там же. 57

5 Turkmenistan: Золотой Век. a.

6 Обзорный анализ, С.50

7 Там же.

8 Там же.

9 TDH. a.

10 Там же.

11 Turkmenistan: Золотой Век. b.

12 Периодический доклад. а.

13 Там же.

14 Там же.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18 Информация, представленная Туркменистаном в связи с заключительными замечаниями CEDAW.

Список литературы

1. Всемирный Банк. Обзор по Туркменистану. (размещено по адресу: Ь|Ир:/М\ш. «гогИЬапк. огд/ш/соип^уЛигктеп^ап/оуемеш).

2. Государственное информационное агентство Туркменистана СГО^. а. Мировое признание позитивной гендерной политики Туркменистана (размещено по адресу: http://tdh.gov.tm/index. рИр/ги/2013-04-29-11-55-24/2013-04-13-07-33-53/14181-2015-09-01-20-08-04).

3. Государственное информационное агентство Туркменистана (ГО^. Ь. Состоялась презентация плана действий по обеспечению тендерного равенства. 04.08.2015 (размещено по адресу: Ь|Пр:/М\трагаЬ|аип1:о/Ыех.рЬ|р?ор^оп=сот_ content&view=aгticle&id=12788:2015-04-08-sos-^уа1а$-рге2е^аауа-р1апа^еу$^у- po-oЬespech-eniyu-gendeгnogo-гavenstva&catid=11&Item id=1016).

4. Государственный комитет Туркменистана по статистике. О Туркменистане. (размещено по адресу: http://www.stat.gov. tm/ru/main/info/turkmenistan/).

5. Информация, представленная Туркменистаном в связи с заключительными замечаниями, CEDAW/C/TKM/CO/3-4/ADD.1, 2 марта 2015 г. (размещено по адресу: http://hrlibrary.umn.edu/rus-sian/cedaw/Rturkmenistan_2015.html).

6. Обзорный анализ достижений и проблем осуществления Пекинской декларации и Платформы действий (1995) и итоговых документов двадцать третьей специальной сессии Генеральной Ас-самблеи(2000) за период с 1995 года.Туркменистан. 2014. (размещено по адресу: https://www.unece. oгg/fileadmin/DAM/Gendeг/documents/).

7. Объединенный первоначальный и второй периодический доклад Туркменистана о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. а. (размещено по адресу: http://tbinternet.ohchг.огg/_layouts/ Кеа1у-bodyexternal/TBSearch.aspx?Lang=en&TreatyID=3& DocTypeID=29).

8. Объединенный третий и пятый периодический доклад Туркменистана о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.Ь. (размещено по адресу: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/ treatybodyex-ternal/TBSearch.aspx?Lang=en&TreatyID=3&DocTyp еЮ=29).

9. Тurkmenistan: Золотой Век (электронный ресурс). а. Туркменистан избран в структуру ООН по вопросам гендерного равенства, 17.04.2015. (размещено по адресу: http://turkmenistan.gov. ^^=8643).

10. Тurkmenistan: Золотой Век (электронный ресурс). Ь. Летопись-2014: Развитие велаятов и Ашхабада. 06.01.2015. (размещено по адресу: http://www.turkmenistan. gov.tm/?id=7984).

11. Тurkmenistan: Золотой Век (электронный ресурс). с В Ашхабаде были обсуждены вопросы гендерного равенства 06.02.2016. (размещено по адресу: http://www.turkmenistan.gov. ^^=10334).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Центральный совет Союза женщин Туркменистана. Официальный сайт: http://zenan.gov. ^А:отепШ45

МСХЖ — 60 лет!

- 9

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 3 / 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.