УДК 305
DOI: 10.28995/2073-6401-2022-1-227-236
Гендерные аспекты в изучении чтения подростков и юношества: по материалам социологических исследований 2013-2021 гг.
Елена А. Колосова Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье приведены результаты исследований детей и подростков по проблемам чтения, проведенных в 2021 г. Особое внимание уделено изучению гендерных различий в чтении детей разного пола. Чтение девочек и чтение мальчиков имеет серьезные различия, что обусловлено целым рядом факторов. Сильнее всего гендерные различия проявляются в подростковом возрасте. Существует объективная необходимость использовать разные методы и технологии по приобщению к чтению девочек и мальчиков.
Ключевые слова: гендер, исследования, детство, чтение
Для цитирования: Колосова Е.А. Гендерные аспекты в изучении чтения подростков и юношества: по материалам социологических исследований 2013-2021 гг. // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022. № 1. Ч. 2. С. 227-236. Б01: 10.28995/2073-6401-20221-227-236
Gender aspects in the study of reading by adolescents and youth. Based on the materials of sociological research 2013-2021
Elena A. Kolosova Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article presents the results of studies of children and adolescents on reading problems conducted in 2021. Special attention is paid to the study of gender differences in the reading of children of different sexes. Girls' reading and boys' reading differ greatly due to a number of factors. Gender
© Колосова Е.А., 2022 ISSN 2073-6401 • Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022. № 1, часть 2
otherness is most pronounced in adolescence. There is an objective need to use different methods and technologies to introduce girls and boys to reading.
Keywords: gender, research, childhood, reading
For citation: Kolosova, E.A. (2022), "Gender aspects in the study of reading by adolescents and youth. Based on the materials of sociological research 2013-2021", RSUH/RGGUBulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 1, part 2, pp. 227-236, DOI: 10.28995/2073-6401-2022-1-227-236
Изучение детского чтения является важным именно для тендерных исследований, поскольку позволяет получить новые ракурсы и лучше понять процессы формирования тендерной идентичности у девочек и мальчиков. Особенно ярко это видно в контексте изучения разных видов и жанров литературы, что также позволяет более детально увидеть другие грани этого процесса.
В социологических исследованиях чтения, как правило, изучается ряд таких параметров, как объем чтения (например, количество прочитанных книг за определенный период времени), его частота, источники информации и получения литературы. Вместе с тем в проблематике изучения состояния и характеристик чтения девочек и мальчиков разного возраста ценность представляют и другие его характеристики, например наличие любимых книг и «литературных героев», поскольку именно эти произведения оказывают наибольшее влияние на социализацию личности. Большое значение имеет также изучение контекста и среды, где растет ребенок, в том числе роль семьи, общение со старшими, проведение им досуга, наличие любимых занятий и др. [Чудинова, Колосова 2021].
В 2021 г. было проведено два крупных исследования, посвященных чтению детей и подростков, реализованных при участии специалистов Российской государственной детской библиотеки (РГДБ). Первое исследование «Чтение и библиотека в жизни детской и взрослой аудитории» было проведено в июне-сентябре 2021 г., организаторы - РГДБ и Российская Национальная библиотека. Была запущена онлайн-анкета, разосланы письма во все региональные библиотеки, в опросе приняли участие читатели библиотек из 82 регионов. Собрано 11 тыс. анкет, подростки и юношество составили треть от всей выборки (3412 человек). Гораздо больше получилось собрать подростков (12-14) - 2484 чел., и только 928 чел. - юношество (15-17). Что касается соотношения по гендеру, то соотношение мальчиков и девочек составило 37,5% к 62,5% соответственно. С одной стороны, это связано с тем, что чтение традиционно является более предпочтительной формой досуга среди женской аудитории.
С другой стороны, это еще и показатель, что основными посетителями библиотек являются представители женского пола.
В основном вопросы анкеты были связаны с практиками посещения библиотек, но ряд вопросов касался и предпочитаемых форматов чтения и жанрово-тематических предпочтений. В частности, 50% опрошенных детей и подростков-посетителей библиотек предпочитают читать в бумажном формате, для 40% не имеет значения, в каком формате читать. Но можно с уверенностью сказать, что девочки отдают большее предпочтение бумажной книге (53% девочек к 45% мальчиков).
Второе исследование было проведено Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу РГДБ в 2021 г. В опросе приняли участие 806 детей и подростков (402 учащихся 1-4 классов - 7-10 лет; 404 учащихся 5-9 классов -11-15 лет) из 8 федеральных округов РФ.
Данные были получены по следующим характеристикам: семейное чтение, объем чтения, объем домашней библиотеки, любимые авторы, мотивация (отношение к чтению).
Растет роль родителей в семейном чтении. За прошедшие 15 лет стало гораздо больше младших школьников, которые сказали, что им читают книги вслух в семье. В 2006 г. таких было 46,2%, в 2021 г. - 69%. Увеличение произошло на 22,8%.
Основными «чтецами» для детей по-прежнему остаются мамы. Чтение мам слушает почти каждый второй ребенок (45%); в 2006 г. таких было треть (34,8%). Увеличение произошло на 10,2%. Чуть больше стали читать детям и другие члены семьи (бабушки, папы, братья/сестры). Роль матери в приобщении к чтению по-прежнему велика и оказывает непосредственное влияние на выбор книг для детей младшего школьного возраста.
Личная подборка книг есть у 54% опрошенных подростков, чаще всего в нее входит от 11 до 30 книг (38%). Обширная библиотека (более 100 изданий) есть у 12% детей и подростков, преимущественно это девочки.
Учащиеся лицеев и гимназий (65%) чаще говорят о наличии собственной библиотечки, чем ученики обычных школ (52%). По мере приближения к старшей школе книг становится больше: среди 9-классников подборка книг есть у 59% против 47% среди 5-классников.
95% подростков читали летом помимо школьной программы, в том числе 26% прочли, по их словам, 7 и более книг. Каждый ученик средних классов за лето прочел около 4 книг. Для сравнения, каждый взрослый россиянин - 5. Девочки, как и раньше, читают немного больше мальчиков по сравнению с данными 2006, 2013 гг.
[Детское чтение 2014]. Чем старше класс, тем меньше читают подростки: доля прочитавших за лето 7 книг и более снижается с 32% в группе 5-классников и до 19% в группе 9-классников.
Девочки проявляют большую склонность к чтению в сравнении с мальчиками. Так, среди девочек о том, что им нравится читать, сказали 76%, среди мальчиков - 60%. Читают по требованию 33% девочек против 48% мальчиков.
В 9-м классе доля читающих по личной инициативе составляет 60% против 70-71% в 5-8-х классах. Доля читающих ради хорошей отметки среди 9-классников составляет 56% - сопоставимо с 5-классниками (62%), тогда как в остальных классах она ниже (табл. 1).
В возрастной группе от 11 до 15 лет самые популярные жанры: фантастика (57%) и приключения (56%). Меньше интересны смешные рассказы (41%), «страшилки» (40%) и др.
Гендерная идентичность оказывает заметное влияние на выбор книг. Девочки больше, чем мальчики, любят фантастику, «страшилки», романтическую литературу. Мальчики чаще сверстниц выбирают книги про войну, о компьютерах и технике. Эта тенденция сохраняется на протяжении последних 8 лет (табл. 2).
Кроме того, выбор книг не в последнюю очередь связан с психологическими особенностями развития личности подростков разного пола. В подростковом возрасте для девушек важно межличностное общение со сверстниками. Если же на особенности развития накладываются, помимо гендерного фактора, проблемы со здоровьем, можно предположить, что выбор книг будет еще более узким и специализированным.
Проекты, направленные на социализацию и реабилитацию детей с ОВЗ, являются одним из приоритетных направлений библиотечной деятельности и, что особенно важно, привлекают внимание не только узкого круга - детей с особенностями в развитии и их близких, - но и других пользователей библиотек, общественных и государственных организаций, СМИ [Хорошавина 2021].
Первую строчку рейтинга интернет-контента, потребляемого подростковой аудиторией от 11 до 15 лет, по итогам опроса занимает юмор (54%). В ТОП-5, помимо юмора, входят блоги (40%), ленты социальных сетей (36%), новости (34%), информация об известных личностях (29%) и о музыкальных группах/исполнителях (29%). Выбор проблематики коррелирует с полом. Так, юмор более интересен мальчикам, а фанфики - девочкам. Каждый пятый (21%) читает в интернете художественную литературу, еще 17% -научно-популярные книги, 14% - литературные сайты - преимущественно девочки (табл. 3).
Отношение к чтению подростков от 11 до 15 лет, в % от опрошенных
Всего Мал. Дев. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.
ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ
Мне нравится читать 68 29 60 37 76 20 70 20 71 26 71 26 70 29 60 33
Я читаю, потому что привык 33 64 34 63 33 66 48 50 24 73 30 69 33 65 32 65
У нас. в семье все читают 55 45 59 40 51 49 55 43 62 38 54 46 52 47 52 48
Я читаю, потому что этого требуют у чителя и родители 41 58 48 50 33 66 57 40 30 69 40 60 36 64 41 56
Я читаю, чтобы получить хорошую оценку 50 48 52 45 47 50 62 35 46 47 49 50 38 60 56 41
Ненавижу читать, скучное занятие 20 78 24 74 16 83 22 74 19 78 19 79 15 84 25 73
Обычно я читаю от нечего делать 44 54 47 51 41 58 40 57 44 54 43 55 48 49 43 57
Чтение сейчас никому не нужно 10 86 И 84 9 89 7 92 13 85 7 86 13 83 10 87
Жанрово-тематические предпочтения подростков от 11 до 15 лет,
в % от опрошенных
Всего Мал. Дев. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.
Фантастические, «волшебные» 57 52 63 59 60 61 59 48
Приключенческие 56 58 57 54 63 61 53 52
Веселые, смешные 41 39 42 51 37 43 40 30
Страшные, таинственные 40 30 51 33 39 41 44 44
О природе, животных 30 29 32 50 31 30 17 25
О дружбе, сверстниках 27 18 36 28 31 24 25 27
Про войну, сражения, полководцев 23 33 12 18 22 20 28 30
Научно-популярные 22 23 20 2 12 20 28 25
Романтические, про любовь 19 8 32 6 15 14 31 30
О компьютере и технике 19 33 5 23 23 16 22 И
Рейтинг тем, читаемых подростками в интернете, в %
Все Мал. Дев. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.
Юмор 54 60 49 60 53 66 52 54
Блоги 40 35 45 44 40 37 35 44
Ленты социальных сетей 36 34 39 22 37 35 38 52
Новости 34 39 29 23 33 33 42 38
Информация об известных личностях 29 24 35 24 28 27 30 37
О музыкальных группах и исполнителях 29 27 31 20 26 27 41 29
Творчество, посвященное любимым героям (фанфикиДапйсТлоп) 28 21 35 27 23 27 27 37
Художественная литература (романы, повести и др.) 21 13 29 16 23 21 22 22
Образовательные сайты (для подготовки к урокам) 18 19 17 13 14 25 13 25
Энциклопедии («Википедия» и др.), словари, справочники 17 20 14 26 12 15 15 17
Научно-популярные книги (нон-фикшн) 16 18 14 16 18 12 20 13
Литературные сайты (о книгах, о писателях, сайты современных писателей) 14 И 18 13 9 14 15 19
Тематические форумы/сообщества по интересам И 13 10 5 5 13 18 16
Каждый второй подросток (54%) обращается к социальным сетям при поиске сведений о книгах. Девочки как наиболее продвинутые читатели активнее используют этот ресурс для получения такой информации.
Сайтами библиотек с целью получения информации о литературе пользуются 15%. Эта доля вдвое выше среди 5-классников (23%) в сравнении с 9-классниками (10%). здесь также видно доминирование читательниц женского пола. Тогда как мальчики чуть более активно ищут такого рода информацию на форумах и в блогах.
С нашей точки зрения, ситуация крайне противоречива. Девочки демонстрируют лучшие показатели по чтению, чем мальчики. Между девочками и мальчиками существует значительный «ген-дерный разрыв».
Чтение и образы феминности и маскулинности - того, каким должен выглядеть мальчик или девочка, - обусловлены существующей гендерной политикой, гендерными комплексами и стереотипами. С одной стороны, эти образы формируют черты будущего гендерного облика мужчины или уже устаревшие модели и образцы гендерного поведения. Большую роль в процессе гендерной социализации играет чтение и литература для детей всех возрастов (не только детские книги, но и учебники) [Майорова-Щеглова, Колосова 2011].
Создаваемая массовая литературная культура во многом подталкивает либо к устаревшим гендерным стереотипам («место женщины - на кухне и в детской»), либо к некоторым современным (главная задача женщины - нравиться мужчине, поэтому она должна соответствовать новым стандартам, создаваемым СМИ).
Описанная картина показывает, что существуют различия в отношении к чтению у детей разного пола, а следовательно, и сами траектории приобщения к чтению мальчиков и девочек должны различаться. Специалистам, работающим с детьми, следует уделять особое внимание подбору книг, которые будут предложены детям. Вся мировая литература преимущественно посвящена проблемам гораздо более близким девочкам, что во многом объясняет их непреходящий интерес к чтению как к одному из популярных форм досуга. Однако существуют отдельные серии книг для мальчиков, главными героями которых также являются мальчишки, сталкивающиеся с различными жизненными ситуациями. Такая литература нуждается в популяризации и продвижении.
Поскольку девочки гораздо меньше, согласно результатам представленных исследований, нуждаются в руководстве и поддержке со стороны взрослых (учителей, детских и школьных биб-
лиотекарей), особое внимание следует уделять чтению мужской половине и искать особые подходы к малочитающим мальчикам, для которых ситуация во многом осложняется стереотипом «чтение - это не мужское занятие», что продолжает транслироваться во многих семьях. Очевидно, что на сегодняшний день участие отцов в процессе приобщения к чтению детей разного пола недостаточно, при том что такого рода совместная деятельность взрослых и детей одного пола имеет важнейшее значение для всего процесса социализации новых поколений.
Благодарности
Работа выполнена в рамках проекта РГГУ «Гендерные исследования как междисциплинарная академическая основа для эффективной научной коммуникации в современных социальных и гуманитарных науках» (конкурс «Проектные научные коллективы РГГУ»).
Acknowledgements
The work was carried out within the framework of the RSUH project "Gender studies as an interdisciplinary academic basis for effective scientific communication in modern social sciences and humanities" (competition "RSUH Project research Teams").
Литература
Детское чтение 2014 - Детское чтение в России / авт.-сост. М.А. Веденяпина, О.П. Мезенцева, Е.А. Колосова и др.; ред. Е.А. Армадерова, Л.Н. Косенко, М.В. Карданова; Рос. гос. детская б-ка. М., 2014. 114 с.
Майорова-Щеглова, Колосова 2011 - Майорова-Щеглова С.Н., Колосова Е.А. Роль учебников в профессиональной социализации младших школьников // «На фоне Пушкина воспитанное детство»: Педагогика визуального в учебнике и на картине: Сб. науч. трудов и материалов / Под ред. М.В. Тендряковой, В.Г. Безрогова. М., 2011. С. 156-162.
Хорошавина 2021 - Хорошавина Е. Библиотека без барьеров: инструкции и советы профессионалам по работе с особенными детьми: Метод. пособие / Рос. гос. библиотека для слепых. М., 2021. 76 с.
Чудинова, Колосова 2021 - Чудинова В.П., Колосова Е.А. Детское чтение в ракурсе гендерных исследований // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 2. С. 89-98. DOI: 10.28995/2073- 6401-2021-289-98
References
Armaderova, E.A. (ed.)., Kosenko, L.N. and Kardanova, M.V. (auth.-comp.) (2014), Detskoe chtenie v Rossii [Children's reading in Russia], Ros. gos. detskaya b-ka, Moscow, Russia.
Chudinova, V.P. and Kolosova, E.A. (2021), "Children's reading from the perspective of gender studies", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 2, pp. 89-98.
Khoroshavina, E. (2021), Biblioteka bez bar'erov: instruktsii i sovety professionalam po rabote s osobennymi det'mi: metodicheskoe posobie [Library without barriers. Instructions and tips for professionals to work with exceptional children. A methodological guide], Ros. gos. biblioteka dlya slepykh, Moscow, Russia. Maiorova-Shcheglova, S.N. and Kolosova, E.A. (2011), "The role of textbooks in the professional socialization of primary schoolchildren", Tendryakova, M.V., Bezrogov, V.G. (eds.), "Na fone Pushkina vospitannoe detstvo": Pedagogika visual'nogo v uchebnike i na kartine. Sbornik trudov i materialov [Childhood Raised Against the Background of Pushkin. Pedagogy of the Visual in the Textbook and in the Picture. Collection of scientific papers and materials], Moscow, Russia, pp. 156-162.
Информация об авторе
Елена А. Колосова, кандидат социологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]
Information about the author
Elena A. Kolosova, Cand. of Sci. (Sociology), Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; [email protected]