УДК 930.1
DOI: 10.28995/2073-6401-2020-2-69-80
Динамика сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков
Елена А. Колосова
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлены сравнительные результаты исследований детей и подростков, посвященных теме Великой Отечественной войны, полученные в 2015 и 2020 годах. Главными источниками передачи информации о Великой Отечественной войне для юных были и остаются семья и школа. Увеличение роли внешкольных мероприятий обусловлено рядом факторов. Новые механизмы сохранения памяти о Великой Отечественной войне до сих пор не вытеснили традиционные, а стали для них важным информационным подспорьем. Заинтересованность детей и подростков темой показывает, что проблема сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне решается комплексно, на уровне различных институтов и показывает положительную динамику, несмотря на то что речь идет о событиях далекой войны, очевидцев которой скоро совсем не останется.
Ключевые слова: историческая память, война, детство, чтение.
Для цитирования: Колосова Е.А. Динамика сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020. № 2. С. 69-80. DOI: 10.28995/2073-6401-2020-2-69-80
The dynamics in the remembrance work and the memory actualization of the Great Patriotic War among modern children and adolescents
Elena A. Kolosova
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article presents comparative results of two studies of the children and adolescents on the theme of the Great Patriotic War, obtained in 2015 and 2020. The main sources of providing information about the Great Patriotic War for the young were and remain the family and the school. The increased role of extracurricular activities is due to a number of factors. New mechanisms for the Great Patriotic War commemoration have not yet supplanted the tra-
© Колосова Е.А., 2020 ISSN 2073-6401 • Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020. № 2
ditional ones, but have become an important information tool for them. The interest of children and adolescents in the topic shows that the issue of the remembrance work and the memory actualization of the Great Patriotic War is being addressed comprehensively, at the level of various institutions, and shows positive dynamics, despite the fact that we are talking about the events of a distant war, which will soon leave no eyewitnesses.
Keywords: historical memory, war, childhood, reading
For citation: Kolosova, E.A. (2020), "The dynamics in the remembrance work and the memory actualization of the Great Patriotic War among modern children and adolescents", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies"Series, no. 2, pp. 69-80, DOI: 10.28995/2073-6401-2020-2-69-80
Введение
В истории нашей страны есть одна из самых печальных и известных дат - 22 июня 1941 г., - которая сохранилась в памяти народа как символ мужества, героизма, общего горя и сильных бедствий, выпавших на долю современников Великой Отечественной войны. Тема этой войны была и остается одной из ведущих в литературе прошлого и настоящего нашей страны. Уходящие от нас события Великой Отечественной войны повышают ценность художественных произведений, хранящих свидетельства нашей истории.
Великая Отечественная война - целая историческая эпоха, вместившая экономические, политические, идеологические, военные, социальные, психологические теории и практики, идеалы, цели, интересы, невиданный патриотизм и героизм [Афанасьева, Мерку-шин 2005, с. 11]. Новое подрастающее поколение детей, родившихся в начале XXI в., воспринимает эту войну как далекую историю.
Общество проходит через четыре стадии: шока, отрицания, боли и, наконец, восстановления. Во время войны (стадия шока) было не до обсуждений: лишь бы выжить, лишь бы спастись. Несколько лет после ее окончания существовало негласное табу: о пережитом не пели, не говорили с трибун, не было минут молчания и собраний ветеранов - слишком живым и болезненным казалось недавнее прошлое (стадия отрицания). С конца 1950-х гг. начинается осмысление травмы, погружение в нее, появляются книги и фильмы, со всей остротой выражающие чувства свидетелей войны (стадия боли). Люди плачут при просмотре хроники, всюду звучат песни о войне. Родившиеся в семидесятые годы - из людей того поколения, в котором война отзывается все еще очень сильно. Именно в это время (вплоть до начала 90-х) было создано большинство
произведений о войне, которые впоследствии стали классическими. Последний, завершающий этап - восстановление. Наше общество находится именно в этой стадии, еще не до конца пройденной и осмысленной. Не вина детей, выросших вне контекста военных песен, фильмов и книг, что у них не возникает особых эмоций от текстов, которые активно читались их ровесниками двадцать-тридцать лет назад: рана общества понемногу затягивается [Савушкина 2015].
Историю своей страны необходимо знать каждому новому поколению и не забывать ради будущего. Историческая память о войне 1941-1945 гг. - общенародная ценность, которая формирует духовный капитал России, ее целостность и историческую значимость на мировой арене. В самом общем виде историческая память - это устойчивая система представлений о прошлом, бытующих в общественном сознании. Ей свойственна не столько рациональная, сколько эмоциональная оценка прошлого. С этих позиций историческая память делит события на хорошие и плохие, она обладает инерционной устойчивостью, сравнительно стабильна, но подвержена и изменениям. Представления о прошлом, сформированные прежде, могут меняться под влиянием различных факторов на микро-, мезо- и макроуровнях [Колосова 2016, с. 100].
Основными каналами трансляции исторической памяти были и остаются семья, школа, библиотека, СМИ и государство. В современном обществе механизмы сохранения и актуализации пластов исторической памяти трансформируются и появляются новые механизмы формирования исторической памяти с использованием информационных технологий.
Программа исследования
В 2020 г. Россия отмечает 75-летний юбилей победы в Великой Отечественной войне. Российская государственная детская библиотека в рамках комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию читателей инициировала всероссийское социологическое исследование «Тема Великой Отечественной войны в чтении детей и подростков» (проведено в декабре 2019 г.). В 70-летний юбилей победы было проведено межрегиональное исследование «Тема Великой Отечественной войны в чтении детей и подростков», которое проходило в Липецке, Ставрополе, Севастополе, Симферополе и Москве под руководством РГДБ (в опросе приняли участие 585 детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет: 59% - девочки, 41% - мальчики). В основу нового исследования легла анкета, разработанная в 2015 г. Для опроса детей в библиотеках страны во всех
8 федеральных округах анкета была размещена на ресурсе для проведения опросов, хранения и обработки данных1.
Всего в опросе 2019 г. приняло участие 10 044 детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет: 57% - девочки, 43% - мальчики. Средний возраст респондентов - 12,5 лет.
Анкета была ориентирована на получение сведений об отношении детей и подростков к теме Великой Отечественной войны, чтении книг о войне (мотивация, круг чтения), передаче памяти о войне в семье, школе, библиотеке, источниках получения книг о войне, о фильмах, посвященных данной тематике, а также сравнение результатов двух исследований для получения динамики сохранения и актуализации исторической памяти о Великой Отечественной войне.
Основной целью исследования было выявить, насколько современные дети и подростки испытывают необходимость в изучении истории войны; осуществляется ли передача памяти о событиях войны и ее участниках в семьях; читают ли дети и подростки книги о войне и как относятся к произведениям военной тематики.
Задачи исследования:
- изучить отношение современных детей и подростков к теме Великой Отечественной войны;
- проанализировать виды читательских практик, связанных с темой войны, в том числе получить представление о новых видах читательских практик, связанных с использованием Интернета;
- представить особенности читательского поведения детей и подростков, связанного с военной тематикой.
Рабочие гипотезы:
- для большинства детей и подростков война - событие давно минувших дней;
- современные дети и подростки слабо ориентируются в литературе, связанной с темой Великой Отечественной войны;
- семья и школа являются главными каналами передачи памяти о Великой Отечественной войне молодому поколению;
- репертуар чтения о войне фрагментирован, раздроблен, при этом в нем практически отсутствует современная литература на эту тему;
- визуальная культура (фильмы и сериалы о войне) повышает обращаемость к литературе о войне.
1 Сайт для сбора и обработки социологической информации Webanketa. com. Форма для заполнения [Электронный ресурс]. URL: https://webanketa. com/forms/68vkcd1g74qkedv361gkcchm/ (дата обращения 1 декабря 2019).
Отношение подрастающего поколения к Великой Отечественной войне
Что означают для современных детей и подростков слова «Великая Отечественная война»? Как показали ответы на этот вопрос, прежде всего - «великий подвиг России, который нельзя забывать» (этот вариант выбрали 73,3% в 2019 г., 77% в 2015 г.). На втором месте - «память о погибших в сражениях за Родину» (57,4% - 2019 г., 61% - 2015 г.); далее «трагическое и страшное событие в судьбе нашей Родины» (40,8% - 2019 г., 33% - 2015 г.); и «уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны» (37,4% - 2019 г., 42% -2015 г.). Для пятой части респондентов Великая Отечественная война - «неотъемлемая часть моей жизни, истории моей семьи, истории моей страны» (21,9% - 2019 г., 20% - 2015 г.). И только для 12% это история давно минувших дней (в 2015 г. - 10%). Для каждого эта Война значит что-то свое, но при этом есть некие общие представления о том, что она значит для истории нашей страны.
У взрослого населения, когда они слышат слова «Великая Отечественная война», возникают схожие мысли и чувства. Для 26% -гордость за страну, людей; для 24% - горе, скорбь, боль, слезы; для 18% - радость победы, День Победы; для 9% - смерть, гибель людей; для 7% - тяжелое время, страдания людей, страх, ужас. Только 6% назвали благодарность ветеранам, всем, кто воевал, уважение к ним2. Для детей, которые живут в мирное время и не знали тягот войны, общение с живыми свидетелями войны бесценно, и больше половины опрошенных испытывают к ним благоговейное уважение.
Таблица 1
«Что для тебя значат слова "Великая Отечественная война"?»
Количество
Ответы респондентов, %
2019 г. 2015 г.
Великий подвиг России, который нельзя забывать 73,3 77
Память о погибших в сражениях за Родину 57,4 61
Трагическое и страшное событие в судьбе нашей Родины 40,8 33
2 Празднование Дня Победы: Отношение к Дню Победы и к освещению войны в СМИ // ФОМнибус: опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 28 апреля 2019 г. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Статпогрешность не превышает 3,6% [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/Proshloe/14203 (дата обращения 20 декабря 2020).
Елена А. Колосова Окончание табл. 1
Количество
Ответы респондентов, %
2019 г. 2015 г.
Уважение к ныне живущим ветеранам 37,4 42
и участникам воины
Чувство боли и страдания за безвременно ушедшие 25,9 27
жизни миллионов людей
Сострадание к людям, которых затронула война 22,1 17
Неотъемлемая часть моей жизни, истории 21,9 20
моей семьи, истории моей страны
История давно минувших дней 12,7 10
Главный институт, посредством которого государство реализует патриотическое воспитание - школа. Школьное образование дает ученикам знания о таком важном и трагическом событии в жизни страны, как Великая Отечественная война. Современная школа по-прежнему пользуется стандартным традиционным набором средств для воспитания гражданина и патриота: патриотические игры, встречи с заслуженными людьми, поздравления ветеранов с Днем Победы, помощь им, классные часы с патриотической тематикой, походы по местам боевой славы, тематические уроки истории и литературы и т. д. 79,6% опрошенных детей ответили, что получают такую информацию о Великой Отечественной войне от учителей. В 2015 г. от учителей получали информацию 70% опрошенных школьников. Таким образом, участие школы в патриотическом воспитании подрастающего поколения возросло за последние пять лет.
Школа не является единственным местом получения информации для детей. Память о событиях тех лет передается из поколения в поколение в каждой семье, поэтому большинство респондентов (76,4%) указали родителей и родственников, однако роль семьи заметно снизилась за последние годы, в 2015 г. этот ответ выбрали 84% респондентов. Согласно исследованию 2015 г., проведенному Фондом «Общественное мнение» на тему «Великая Отечественная война в семейной истории», 79% россиян указали, что среди их родственников были те, кто воевал. Однако назвать фронты или операции, в которых участвовали их близкие, смогли только 29% опрошенных. Носителями памяти о войне являются в основном представители старших поколений - они лучше помнят, где воева-
ли их родные (45%), чаще хранят дома фотографии, награды, письма, другие семейные реликвии, связанные с войной (42%), им чаще доводилось слушать рассказы, воспоминания близких о событиях тех лет (71%)3.
Читательские практики школьников
В процессе передачи исторической памяти важна непосредственная коммуникация, обсуждение исторических событий, героев, подвигов. Чаще всего дети обсуждают тему Великой Отечественной войны в кругу семьи, среди родителей и родственников -(65,5% - 2019 г., 75% - 2015 г.), на школьных уроках, с учителями обсуждают тему войны (66,7% - 2019 г., 61% -2015 г.) респондентов. В полтора раза увеличилось участие библиотекарей в обсуждении темы войны с подрастающим поколением (50,8% - 2019 г., 36% - 2015 г.), 23,5% обсуждают эту важную тему с ветеранами (в 2015 г. таких ответов было больше - 33%). Поскольку с каждым годом все меньше остается очевидцев той страшной войны, данный вариант будет набирать все меньше процентов. Треть опрошенных обсуждают эту сложную тему с друзьями и знакомыми. Отметим, что в 2019 г. только 7,6% детей и подростков ответили, что ни с кем не обсуждают тему войны 1941-1945 гг., в 2015 г. таких была четверть опрошенных.
Ежегодно в День Победы в школах и на других, самых разных культурно-образовательных площадках проходит большое количество мероприятий, посвященных этой теме. Наиболее часто дети, судя по их ответам на соответствующий вопрос анкеты, в рамках такого рода мероприятий встречались с ветеранами, посещали выставки, участвовали в школьных конференциях. По сравнению с результатами 2015 г. значительно сократились встречи с ветеранами и увеличилось количество библиотечных мероприятий, приуроченных к славной дате.
Также в свободных ответах дети указали участие в акции «Бессмертный полк», посещение концертов, митингов и парада в честь Дня Победы.
3 Великая Отечественная война в семейной истории // ТелеФОМ»: телефонный опрос граждан РФ 18 лет и старше по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. 19 апреля 2015. 320 городов, 160 сел. 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8% [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/Proshloe/12142 (дата обращения 20 декабря 2020).
Таблица 2
«Какие мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, ты посещал?»
Ответы Количество респондентов, %
2019 г. 2015 г.
Библиотечные мероприятия (занятия в клубах, кружках, студиях библиотеки, выставки и т. п.) 71,3 52
Встречи с ветеранами 52,8 72
Выставки 49,2 52
Школьные конференции 37,2 38
Чтение литературы о войне, книг, связанных с военной тематикой, всегда входило в сферу читательских интересов детей и подростков. Эта литература, с одной стороны, входила в школьную программу нескольких поколений россиян и является обязательной к прочтению, с другой стороны, это так называемая классика, к чтению которой приобщают родители, выросшие на этих книгах.
В качестве источников информации о Великой Отечественной войне дети в основном указывали книги (77,6%) и школьные учебники (61,1%). Однако роль кинофильмов, сериалов также весьма велика (68,5%), поскольку значительную часть информации современные дети получают из телевизора и интернета (51,3%). Отметим, что увеличилось количество школьников, которые читают книги о войне после просмотра фильма или сериала. Менее популярными источниками информации оказались теле- и радио передачи (37,4), газеты и журналы (20,2%). Данное соотношение практически не изменилось за последние пять лет. Примечательно, что при засилье интернета этот источник информации не превысил значение в 50% ответов и не вытеснил традиционные источники (печатные книги и учебную литературу).
Среди источников получения книг о Великой Отечественной войне лидирующие позиции у юных респондентов занимают школьные и городские библиотеки (60% и 58% соответственно). Серьезно возросло участие школы и в снабжении школьников литературой о войне и учебной литературой, в которой дети знакомятся с событиями военных лет. Гораздо меньше тех, кто может воспользоваться собственной домашней библиотекой в поисках книг о Великой Отечественной войне (42% - 2015 г., 32% - 2019 г.). Отметим,
что отдельно респондентами были выделены сельские библиотеки как места получения книг, поскольку в выборку попали не только школьники, проживающие в городах, но и сельские жители.
Таблица 3
«Источники получения книг о Великой Отечественной войне»
Количество
Ответы респондентов, %
2019 г. 2015 г.
Городские библиотеки 58 61
Школьные библиотеки 60 51
Дома, в домашней библиотеке 32 42
В книжном магазине 11 16
У друзей 8 9
У знакомых, родственников 17 22
Сельская библиотека 7,5 -
Сегодня на книжном рынке существует много как отечественных, так и зарубежных книг о Великой Отечественной войне - это и переиздания произведений советских авторов, и книги современных писателей, поэтому представляется интересным узнать, какие же из этих книг выбирают дети.
В подавляющем большинстве назывались книги отечественных авторов, составивших «золотой» фонд советской литературы о Великой Отечественной войне, часть из которых включена в школьную программу по литературе и в списки внеклассного чтения. В десятку самых часто упоминаемых книг вошли такие, как: А.Т. Твардовский «Василий Теркин», В.П. Катаев «Сын полка», Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие», Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке», М.А. Шолохов «Судьба человека», Ю.В. Бондарев «Горячий снег», Е.Я. Ильина «Четвертая высота», Б.Л. Васильев «В списках не значился», М.А. Шолохов «Они сражались за Родину», К.М. Симонов «Живые и мертвые». Однако стоит отметить, что современная литература о Великой Отечественной войне среди самых популярных книг встречается нечасто. Во многом это зависит от возможностей регионов, насколько хорошо комплектуются библиотеки (есть ли в них современные авторы), доступны ли книжные магазины (особенно актуально для отдаленных регионов), и, конечно, осведомленность о новых книгах по этой тематике
(владение информацией учителями, родителями и библиотекарями для популяризации новых книг о войне среди школьников).
дети и подростки ищут в книге приключения, динамичный сюжет, ярких героев. Им важно, чтобы было «не скучно». Наиболее привлекательным в книгах о войне, которые прочитали опрошенные дети и подростки, оказался интересный сюжет (53,4%), яркие характеры, необычные судьбы (45,3%). И очень интересно для ребенка, познающего мир, - каков же предел человеческих возможностей. Поэтому преодоление трудностей человеком как самый привлекательный фактор в книге отметили 53,7% юных читателей. Каждого третьего респондента привлекает описание военного быта и неизвестные факты истории, и меньше привлекает сам главный герой (если это взрослый персонаж). детям и подросткам всегда интереснее читать о жизни своих сверстников, так им легче представить себя на месте главного героя. Такие предпочтения практически не изменились за последние пять лет, однако чуть меньше школьники отмечают неизвестные факты истории, которые они обнаружили на страницах книг (30% - 2015 г., 21% - 2019 г.), полагаем, что это связано с тем, что многое дети и подростки могут легко узнать из интернета, поэтому в этом случае книга не настолько уникальна.
Из юных героев, о которых знают современные школьники, чаще других упоминались имена Зои и Шуры Космодемьянских, Александра Матросова, Вали Котика, Зины Портновой, Нади Богдановой, Лени Голикова, Люси Герасименко, Марата Казея, Муси Пинкензона, Саши Бородулина, Толи Шумова, Кости Кравчука. Очевидно, судьбы сверстников, отдавших жизнь за Отечество, все так же не безразличны юным читателям, истории их подвигов не могут не вызывать сопереживания и восхищения.
Современные дети утверждают, что обращаются к теме войны не только по заданию в школе (35%), а больше для того, чтобы расширить свой кругозор, для домашнего чтения (71%). Еще 10% респондентов написали, «чтобы больше знать об истории своей страны, Родины, о Великой Отечественной войне в целом, о людях, сражавшихся за нашу родину, о подвигах великих бойцов».
Из книг дети и подростки также получают информацию, связанную с историей войны, фактами, датами и описаниями мест воинской славы. В самом конце анкеты мы предложили респондентам вспомнить дни воинской славы. Помимо дат, которые официально относятся к дням воинской славы (27 января «День снятия блокады города Ленинграда (1944 год)»; 2 февраля «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)»; 23 февраля «День защитника Отечества»; 9 мая «День Победы советского народа в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов (1945 год)»; 23 августа «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год)»; 5 декабря «День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год)), опрошенные дети и подростки относили также памятную дату России 22 июня «День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941 год)».
Чаще других назывались 9 мая, День защитника Отечества, Сталинградская битва и День снятия блокады города Ленинграда. Битва под Москвой и Курская битва менее известны среди детей и подростков. Дети и подростки знают не только даты, которые отмечаются в России, с особым трепетом и благодарностью относятся к воинам-победителям, но и помнят важные события войны, увековеченные в истории нашей страны.
Заключение
Полученные результаты свидетельствуют о том, что отношение детей и подростков к теме Великой Отечественной войны не меняется. Несмотря на то что все большее количество лет отделяет современных школьников от событий тех лет, для большинства Великая Отечественная война - великий подвиг России, который нельзя забывать.
Современные дети и подростки хорошо ориентируются в литературе, связанной с темой Великой Отечественной войны, однако в основном читают книги так называемой советской классики и мало знакомы с современными изданиями о войне.
Семья и школа остаются главными каналами передачи памяти о Великой Отечественной войне молодому поколению, при этом значительно увеличилось участие школы в этом процессе.
Визуальная культура повышает обращаемость к литературе о войне за счет большого количества фильмов и сериалов на эту тему. Увеличилось количество школьников, которые обращаются к книге после просмотра одноименного фильма или сериала.
Таким образом, роль различных институтов в сохранении и актуализации исторической памяти о Великой Отечественной войне несколько трансформировалась. Увеличилось влияние школы и библиотеки, при этом такой современный источник, как интернет, не вытеснил традиционные источники получения информации для детей (книги и учебники), а служит дополнением, которое успешно применяется в школах и библиотеках для привлечения внимания подрастающего поколения.
Литература
Афанасьева Меркушин 2005 - Афанасьева А.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 11-22.
Колосова 2016 - Колосова Е.А. Проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016. № 2. С. 99-104.
Савушкина 2015 - Савушкина Н. Сороковые роковые 2015 // Библиогид. Сайт рекомендательной библиографии РГДБ [Электронный ресурс]. URL: http:// bibliogid.ru/krug-chteniya/obzory/2184-sorokovye-rokovye (дата обращения 20 декабря 2020).
References
Afanas'eva, A.I. and Merkushin, V.I. (2005),"The Great Patriotic War in the historical memory of Russians", Sociologicheskie issledovaniya, no 5, pp. 11-22.
Kolosova, E.A. (2016) "Issues of the remembrance work and the memory actualization of the Great Patriotic War among modern children and adolescents", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 2, pp. 99-104.
Savushkina, N. (2015), "Forties the Fateful 2015", available at: http://bibliogid.ru/ krug-chteniya/obzory/2184-sorokovye-rokovye (Accessed 20 December 2020).
Информация об авторе
Елена А. Колосова, кандидат социологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]
Information about the author
Elena A. Kolosova, Cand. of Sci. (Sociology), Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Sq., Moscow, Russia, 125993; [email protected]