УДК 37.06
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ГРАЖДАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ
С. Ю. Намятов
магистрант [email protected]
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
Е. Г. Харитонова
кандидат исторических наук, начальник отдела научно-исследовательской работы
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета, Нижний Тагил, Россия
Аннотация. Обозначена актуальность темы статьи, которая определяется современными реалиями, когда в условиях обострения международной ситуации, слома ценностной структуры общества на первый план выходит проблема сохранения памяти у молодежи о прошлом нашего государства. Проведено исследование темы исторической памяти на базе филиала ФГАОУ ВО РГППУ в Нижнем Тагиле с использованием метода анкетирования. Поставлены вопросы сохранения исторической памяти у молодежи в целом и формирования исторической памяти у обучающихся Нижнего Тагила и Свердловской области о Великой Отечественной войне в частности.
В результате проведенных исследований сделаны выводы о том, что развитие исторической памяти у граждан тесно связано с формированием их патриотических качеств. В ходе обработки материалов получено научное обоснование конкретного проекта по сохранению памяти у обучающихся Нижнего Тагила и Свердловской области о Героях Великой Отечественной войны - передвижной выставки «Имена Победы», подготовка и реализация которого ведется в филиале с 2016 г.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, историческая память, Великая Отечественная война, обучающиеся, образовательная организация, проект.
44
ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)
TO QUESTION OF HISTORICAL MEMORY AND CIVIL PATRIOTISM OF STUDENTS
S. Y. Namyatov
master's student [email protected]
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
E. G. Kharitonova
Candidate of Historical Sciences, head of the research Department Branch [email protected]
Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute. The branch of Russian State Vocational Pedagogical University, Nizhny Tagil, Russia
Abstract. The relevance of the topic of the article is determined by modern realities: in the context of the aggravation of the international situation, the breakdown of the value structure of society, the problem of preserving the memory of young people about the heroic and tragic pages of the history of our state. Using questionnaire method, the authors explore the theme of historical memory on the basis of the Branch of Russian state vocational pedagogical university in Nizhny Tagil by appealing to the issues of preserving the historical memory of young people in general, and the formation of historical memory of students of Nizhny Tagil and Sverdlovsk region about the Great Patriotic war in particular.
As a result of the research, the authors came to the conclusion that the development of the historical memory of citizens is closely related to the formation of their patriotic qualities. In addition, the processed interview materials served as a scientific justification for a specific project to preserve the memory of students in Nizhny Tagil and the Sverdlovsk region about the heroes of the Great Patriotic war - the mobile exhibition "Names of Victory", which has been prepared and implemented in the Branch since 2016.
Keywords: patriotic education, historical memory, the Great Patriotic war, students, educational organization, project.
Власть всегда проявляла интерес к вопросам сохранения памяти у граждан. Это отражается в так называемой «политике памяти» или «символической политике», когда, используя различные механизмы, власть может вырабатывать определенную позицию в отношении того или иного исторического явления или события.
Часто политику памяти путают с исторической политикой - понятием, относящимся скорее к сфере политологии и использующимся в политической практике. Ясность в вопросы разграничения данных явлений вносит исследователь А. И. Миллер, по мнению которого историческая политика - это совокупность методов, используемых го-
ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)
45
сударством в сфере истории и политики памяти в интересах правящей элиты [6]. Кроме А. И. Миллера среди современных исследователей проблем политики памяти и исторической памяти можно назвать А. И. Афанасьеву [1], О. В. Богомазову [2], О. Б. Леонтьеву [3], Л. Н. Мазур [4], О. Ю. Малинову [5], Л. П. Репину [8], Е. А. Ростовцева [9], Е. Г. Харитонову [10, 11] и др.
Кроме власти (государственных органов) в политике памяти принимают участие и другие акторы: СМИ, общественные и религиозные организации, музеи, архивы, библиотеки, театры. К числу акторов относятся также семья и образовательные организации. Если семья отвечает за формирование и развитие личной (индивидуальной, семейной) исторической памяти, то образовательные организации, посредством отечественной системы образования работают с коллективной (групповой) памятью.
Между тем, формирование исторической памяти у граждан тесно связано с патриотизмом: у человека, не знающего знаковых событий истории своей семьи, края, страны, не могут сформироваться такие важные качества, как любовь к своей родине, готовность ее защищать, не говоря уже об активной гражданской позиции и осознании своего места в обществе. Перечисленные качества являются ключевыми для подрастающего поколения перед вступлением во взрослую жизнь.
Например, считается, что в семье у подростка закладывается база по истории своей страны (через семейную историю). Школа дает фактологические знания об истории России в целом. Вуз должен отточить эти знания, превратив в компетенции, чтобы выпускники умели транслировать их в своей профессиональной деятельности (что представляется особенно актуальным для выпускников педагогических вузов).
Однако так ли «четко» на практике работает данная схема?
Ответить на этот вопрос с 2015 г. пытаются преподаватели и студенты филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) в Нижнем Тагиле. Так, в 2016 г. в рамках круглого стола «Молодежь и проблемы сохранения исторической памяти в России» (одной из секций всероссийского форума «Молодежь. Инициатива. Развитие») преподаватели, студенты и внешние эксперты анализировали результаты анкетирования «Историческая память в жизни учащейся молодежи», проведенного в 2015 г. [11].
46
ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)
Всего в данном анкетировании приняли участие 315 респондентов, среди которых учащиеся 11-х классов школ Нижнего Тагила (школы № 1, 5, 6, 7, 10, 25, 45, 50, 86, 95), студенты Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса, а также студенты трех факультетов филиала РГППУ в Нижнем Тагиле (социально-гуманитарный факультет, факультет филологии и массовых коммуникаций, факультет спорта и безопасности жизнедеятельности).
В ходе дискуссии были озвучены несколько проблем: неоднозначная трактовка понятия «историческая память» в трудах современных исследователей, трудности с измерением данного явления, а также затруднения у большинства респондентов с называнием «мест памяти» родного города.
В 2016-2017 гг. анкетирование по исторической памяти в филиале было проведено вновь, но уже с целью изучения вопроса сохранения памяти о героях Великой Отечественной войны. В результате выяснилось, что 32 % респондентов не знают ни одной из семи улиц Нижнего Тагила, названных в честь героев войны; остальные смогли назвать одну-три улицы, при этом не зная, какие именно подвиги совершили герои, чьими именами названы данные улицы.
Анализ анкетирования выявил две ключевые проблемы наших студентов в области сохранения памяти о героях Великой Отечественной войны: во-первых, для большинства из них война слишком обезличена; во-вторых, признавая важность вопроса сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне, студенты уверены в том, что им должна заниматься власть (государственные органы). Как видим, места семье и образовательным организациям в этом процессе нет.
После проведенного мини-исследования было принято решение оформить заявку на грант Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь», целью которого стало увековечение памяти героев Великой Отечественной войны. Основной задачей данного проекта было создать передвижную (мобильную) выставку «Имена Победы», посвященную тагильчанам - героям Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Нижнего Тагила. Для этого нужно было собрать информацию о тагильчанах, чьи имена увековечены
ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)
47
в названии улиц этого города; систематизировать текстовый и иллюстративный материал для оформления выставки «Герои СССР, имена которых живут в названиях улиц города»; разработать и организовать мобильную выставку «Имена Победы».
Первоначально, социальными партнерами проекта выступили нижнетагильская Центральная городская библиотека, образовательные организации (колледжи, школы) Нижнего Тагила, Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты.
Получив финансовую поддержку от Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь», передвижная выставка была создана. При этом география «Имен Победы» постоянно расширялась. Кроме Нижнего Тагила проект был реализован в городах Полевском, Нижней Туре, Алапаевске, Ревде, а также в поселках Белоярском, Верх-Нейвинске, Верхней Синячихе, Черноисточинске и Николо-Павловском, т. е. в населенных пунктах, где есть улицы, названные в честь Героев Великой Отечественной войны. В данных муниципалитетах, так же как и в Нижнем Тагиле, прорабатывались документы местных архивов, собиралась информация о Героях, оформлялись стенды и разрабатывались маршруты пешеходных экскурсий, организовывались выездные выставки в образовательные организации вышеперечисленных городов и поселков.
Всего за 2018-2019 гг. (срок реализации проекта) стенды передвижной выставки были представлены свыше трехсот раз, а посетителями выставки стали свыше пяти тысяч школьников и студентов средне-профессиональных образовательных организаций Нижнего Тагила и вышеперечисленных муниципалитетов. Кроме того, неоднократно выставка «Имена Победы» участвовала в конкурсах на лучшую экскурсию и выставочную деятельность музея, занимая призовые места.
В целом имеющийся опыт изучения исторической памяти в филиале ФГАОУ ВО РГППУ в Нижнем Тагиле показывает, что у преподавателей и студентов есть потенциал в данном направлении: с 2010-х гг. в институте проводятся соответствующие анкетирования и опросы. Аудитория респондентов постоянно расширяется (от студентов от-
48
ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)
дельных факультетов вуза до школьников и студентов Нижнего Тагила и Свердловской области).
Кроме того, имеющийся теоретический задел по теме сохранения исторической памяти у обучающихся позволяет решать проблему формирования гражданско-патриотических качеств у молодежи посредством реализации конкретных проектов. Одним из них является проект «Имена Победы», подготовка к которому велась с 2016 г. на базе филиала.
Географический охват и массовость реализованного в 2018-2019 гг. проекта, поддержанного Федеральным агентством по делам молодежи, позволяет говорить не только о заинтересованности грантодаю-щих организаций в сохранении исторической памяти и формировании гражданского патриотизма у обучающихся, но и о понимании руководителями образовательных организаций Нижнего Тагила и Свердловской области, учителями, родителями, школьниками, студентами важности данной темы для подрастающего поколения.
Список литературы
1. Афанасьева, А. И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян / А. И. Афанасьева, В. И. Меркушин. Текст: непосредственный // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 253.
2. Богомазова, О. В. Проблемное поле историографии и «история памяти»: краткий обзор современных исследовательских направлений / О. В. Богомазова. Текст: непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 16 (371). С. 120-126.
3. Леонтьева, О. Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX - начала ХХ вв. / О. Б. Леонтьева. Самара: Книга, 2011. 448 с. Текст: непосредственный.
4. Мазур, Л. Н. События советского прошлого в исторической памяти современной молодежи: механизмы формирования, поддержания и трансформации / Л. Н. Мазур. Текст: непосредственный // Событие в истории, памяти и нарративах идентичности / под ред. Л. П. Репиной. Москва: Аквилон, 2017. С. 309-339.
ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)
49
5. Малинова, О. Ю. Политика памяти как область символической политики / О. Ю. Малинова. Текст: непосредственный // Методологические вопросы изучения политики памяти: сборник научных трудов / отв. ред. А. И. Миллер, Д. В. Ефременко. Москва; Санкт-Петербург: НесторИстория, 2018. С. 27-54.
6. Миллер, А. И. Историческая политика в Восточной Европе начала XXI века / А. И. Миллер. Текст: непосредственный // Историческая политика в XXI веке / под ред. А. И. Миллера, М. А. Липман. Москва: Новое литературное обозрение, 2012. С. 7-32.
7. Миллер, А. И. Политика памяти и историческая наука / А. И. Миллер, О. Ю. Малинова, Д. В. Ефременко. Текст: непосредственный // Российская история. 2018. № 5. С. 128-140.
8. Репина, Л. П. Образы времени и исторические представления в цивилизационном контексте: Россия - Восток - Запад / Л. П. Репина; под ред. Л. П. Репиной. Москва: Кругъ, 2010. 960 с. Текст: непосредственный.
9. Ростовцев, Е. А. Направления исследований исторической памяти в России / Е. А. Ростовцев, Д. А. Сосницкий. Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. Вып. 2. С.106-126.
10. Харитонова, Е. Г. Историческая память в жизни учащейся молодежи / Е. Г. Харитонова. Текст: непосредственный // Гуманизация образования. 2016. № 3. С. 11-16.
11. Харитонова, Е. Г. Историческая память и гражданское общество в России: материалы спецкурса / Е. Г. Харитонова. Москва: Перо, 2016. 334 с. Текст: непосредственный.
50
ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)