УДК 378.147.15
РЕАЛИЗАЦИЯ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Е. Г. Харитонова
кандидат исторических наук, начальник отдела научно-исследовательской работы
Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижнем Тагиле
Аннотация. Рассмотрена блочно-модульная система обучения как перспективное направление модернизации системы образования. Применение модульных технологий в учебном процессе обусловлено современными реалиями: с одной стороны, преобразованиями в системе высшего образования (в частности, сокращением объема часов, преподаватели вузов вынуждены осветить максимум учебного материала за короткий срок); с другой стороны, изменениями условий на рынке труда (в частности, повышением требований к качеству профессионального обучения).
В целях демонстрации возможностей использования блочно-модульной системы предложен проект одного занятия по курсу «Основы социального образования», внедренного в учебный процесс для студентов направления подготовки «Социальная работа» на базе филиала ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г. Нижнем Тагиле.
Ключевые слова: блочно-модульное обучение, концепция модульного обучения, модуль, система высшего образования, модульное планирование, учебный элемент, учебный материал.
IMPLEMENTATION OF A BLOCK-MODULE SYSTEM OF EDUCATION IN HIGHER EDUCATION
E. G. Kharitonova
Candidate of Historical Sciences, director of department
of scientic-research work
Russian state vocational pedagogical university in Nizhny Tagil,
Nizhny Tagil, Russia
Abstract. The relevance of the topic of the article is determined by modern realities: on the one hand, changes in the system of higher education (in particular, reducing the number of hours when University teachers have an urgent need to give a maximum of educa-
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
93
tional material in a short time); on the other hand, changes in the conditions of the labor market (in particular, increasing the requirements for the quality of vocational training).
The practical significance of the article lies in the fact that using the design method, the author offers a project of one lesson on the course "Fundamentals of social education", implemented in the educational process for students of the training direction "social work" on the basis of the branch of the Russian state professional pedagogical University in Nizhny Tagil.
Keywords: block-modular training, the concept of modular training, module, higher education system, modular planning, training element, training material.
В современных условиях образование представляет собой одну из наиболее сложных систем. Вариативность учебных планов, альтернативные учебники и программы, необходимость достижения максимальных результатов при минимуме учебного времени на изучение большого объема материала - все это создает определенные трудности в преподавании учебных дисциплин, особенно если речь идет о заочном обучении [12, с. 115]. Поэтому перед преподавателями высшей школы часто встает проблема поиска такой технологии обучения, которая позволит решить вышеперечисленные проблемы. С нашей точки зрения, одним из решений может стать использование блочно-модульной технологии обучения.
Впервые концепция модульного обучения была предложена американским исследователем Дж. Расселом, определяющим модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных обучающемуся конкретных действий [19, с. 3]. При этом подразумевается, что обучающийся, выполняя шаг за шагом (блок за блоком) предложенные задания, в конечном итоге, должен полностью овладеть учебным материалом [14, с. 136]. Кроме того, модульное обучение предполагает расширять материал официальных учебников и жестких образовательных программ профессиональными методическими материалами, помогающими и преподавателю, и студенту [1, с. 154].
Принципиальное отличие модульного обучения от других форм состоит в том, что учебный материал разбивается на отдельные модули (блоки), каждый из которых является не только источником информации, но и методом для ее усвоения. Блок - определенная часть целостной деятельности, представляющая собой совокупность функционально объединенных модулей. Модуль - это завершенная часть
94
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
курса (темы, раздела), которая заканчивается контролем знаний обучающихся. Учебный модуль может состоять из подмодулей (пакетов обучающих модулей), они в свою очередь складываются из более мелких единиц - учебных элементов (УЭ). Каждый модуль имеет свою дидактическую цель, которая отражает полноту учебного материала. Это означает, что в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации, дается разъяснение к этой информации, определяются условия погружения в учебный материал, приводятся теоретические и практические задания, рекомендации к ним.
Главной целью блочно-модульного обучения является «достижение высокого уровня конечных результатов обучения (т. е. овладение достаточным количеством умений, знаний и навыков, и, соответственно, выход на определенные компетенции), комфортный темп работы обучающегося, определение им самим своих возможностей, а также гибкое построение содержания обучения» [18, с. 20]. Таким образом, модульный подход представляет собой максимально интенсивный путь решения образовательных задач.
В настоящее время особенности блочно-модульного обучения -предмет исследования в работах следующих ученых: М. У. Асророва [1], Е. С. Беляев [2], Л. И. Варенова [3], А. К. Волков [4], В. А. Ермоленко [5], С. А. Кайнова [6], Ю. Ю. Ковалева [7], А. М. Лозинская [8], Н. Т. Мамирова [9], А. А. Муравьева [10], М. Ю. Олешков [11], А. Н. Соколова [13], П. И. Третьяков [15], Е. Г. Харитонова [16], М. А. Чоша-нов [18] и др.
Все вышеперечисленные авторы в той или иной степени подчеркивают такие преимущества блочно-модульного обучения, как максимальная гибкость и нацеленность на высокий конечный результат, возможность выстраивать индивидуальные траектории обучения, учитывая потребности конкретного обучающегося, а также целевые установки учебной программы.
Рассмотрим практическое использование модульной методики в системе высшего образования на примере занятия по предмету «Основы социального образования», разработанного в филиале ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г. Нижнем Тагиле для студентов направления подготовки «Социальная работа».
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
95
Дисциплина «Основы социального образования» входит в базовую часть профессионального цикла и рассчитана на выработку профессиональных знаний, практических умений и навыков в деятельности специалиста по социальной работе в системе образования.
Отметим, что в соответствии с программой в результате освоения предмета «Основы социального образования» у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:
общекультурные:
ОК-20 - готов к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия;
профессиональные:
ПК-2 - способен обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан;
ПК-12 - готов соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности;
ПК-18 - способен составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований;
ПК-30 - готов к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения.
Учебно-тематическое планирование предмета «Основы социального образования» состоит из трех крупных блоков (модулей), что отражено как в учебной программе соответствующего курса, так и в одноименном учебно-методическом пособии [17]:
Модуль 1. Институциональные особенности социального образования.
Модуль 2. Становление и развитие системы формального и неформального социального образования в России: история и современность.
Модуль 3. Теоретико-методологический и практический аспекты социального образования: отечественный и зарубежный опыт.
96
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
Предлагаемый проект занятия входит в качестве учебного элемента (подмодуля) в модуль 1 и также включает в себя несколько УЭ:
УЭ-1 - Интегрирующая цель.
УЭ-2 - История становления и развития гражданского общества в России.
УЭ-3 - Социальное образование как механизм формирования гражданского общества.
УЭ-4 - Завершающий контроль, рефлексия.
УЭ-5 - Домашнее задание.
Основные материалы, используемые на занятии: распечатанные материалы лекции из учебного пособия Е. Г. Харитоновой «Основы социального образования» [17] (по одному экземпляру на группу), карточки с заданиями.
Ведущая форма занятия - групповая работа: студентам предлагается разделиться на 3 группы.
Рассмотрим более детально содержание каждого учебного элемента модуля 1 «Институциональные особенности социального образования».
В начале занятия перед студентами ставится его интегрирующая цель: в процессе работы над учебными материалами изучить историю становления и развития гражданского общества в России и рассмотреть социальное образование в качестве механизма формирования гражданского общества (УЭ-1).
Выполнение следующего учебного элемента предполагает решение студентами (предварительно разделенными на группы) заданий на карточках (УЭ-2) (табл. 1).
Таблица 1
Учебный элемент «История становления и развития гражданского общества в России»
Учебный материал Руководство по усвоению
с указанием задания учебного материала
1 2
Карточка (Группа 1)
1. Охарактеризуйте известные Вам Изучите распечатанный учебный
теории происхождения граждан- материал.
ского общества в России. Ответьте на вопросы, указанные
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
97
Окончание табл. 1
1 2
2. Каким образом шло становление института общественных организаций в России? 3. Приведите примеры общественных организаций XIX в. в карточке. Подготовьтесь к устному ответу. Готовьтесь оценить своих партнеров по группе (по пятибалльной шкале)
Карточка (Группа 2)
1. Какие социальные проблемы решали общественные организации XIX и XX вв.? 2. Когда появился термин «третий сектор»? 3. Что подразумевалось под «им-портозависимой» моделью развития российского гражданского общества в 1990-е гг.? Изучите распечатанный учебный материал. Ответьте на вопросы, указанные в карточке. Подготовьтесь к устному ответу. Готовьтесь оценить своих партнеров по группе (по пятибалльной шкале)
Карточка (Группа 3)
1. Согласны ли Вы с утверждением, что для 2000-х гг. стал характерен процесс импортозамещения институтов и ресурсов российского «третьего сектора»? Свою позицию обоснуйте. 2. Что является основой гражданского общества? 3. Согласны ли Вы с мнением Г. С. Белолюбской о том, что «гражданское общество - это самоорганизующееся общество, а НКО представляет собой первый, начальный уровень самоорганизации»? Свою позицию обоснуйте Изучите распечатанный учебный материал. Ответьте на вопросы, указанные в карточке. Подготовьтесь к устному ответу. Готовьтесь оценить своих партнеров по группе (по пятибалльной шкале)
На выполнение данного учебного элемента всем группам отводится 30 минут. Далее следует устная проверка заданий. Преподаватель выступает в роли тьютера. В конце обсуждения вопросов УЭ-2 он, делая пометки в своем блокноте, выставляет каждому студенту -
98
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
члену той или иной группы - две оценки: первая - оценка, которой тьютер оценил индивидуальную работу обучающегося в группе; вторая - коллективная оценка, которую ставят члены трех групп своему партнеру. После чего преподаватель предлагает группам выполнить еще одно задание - УЭ-3 (табл. 2)
Таблица 2
Учебный элемент «Социальное образование как механизм формирования гражданского общества»
Учебный материал с указанием задания Руководство по усвоению учебного материала
Карточка (Группа 1)
1. Перечислите социальные функции гражданского общества. 2. Какие институты гражданского общества в России непосредственно связаны с реализацией социальной политики? Изучите распечатанный учебный материал. Ответьте на вопросы, указанные в карточке. Подготовьтесь к устному ответу. Готовьтесь оценить своих партнеров по группе (по пятибалльной шкале)
Карточка (Группа 2)
1. Какую роль в развитии гражданского общества играет принцип субсидиарности? 2. Каким образом через внеучеб-ную деятельность студентов осуществляется развитие их социальной компетенции? Изучите распечатанный учебный материал. Ответьте на вопросы, указанные в карточке. Подготовьтесь к устному ответу. Готовьтесь оценить своих партнеров по группе (по пятибалльной шкале)
Карточка (Группа 3)
1. Дайте определение термину «социальное образование». 2. Чем отличаются друг от друга формальное и неформальное образование? Изучите распечатанный учебный материал. Ответьте на вопросы, указанные в карточке. Подготовьтесь к устному ответу. Готовьтесь оценить своих партнеров по группе (по пятибалльной шкале)
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
99
Выполнение и проверка УЭ-3 строится по тому же принципу, что и работа с предыдущим учебным элементом. После этого аудитория приступает к завершающему этапу - рефлексии (УЭ-4).
Преподаватель задает студентам вопрос о том, насколько полно, по их мнению, была достигнута поставленная в начале занятия цель. Кроме того, на данном этапе выводятся средние баллы по полученным за два задания ответам в группах. По желанию, преподаватель может выставить в учебный журнал две оценки (индивидуальную и коллективную).
На заключительном этапе освоения модуля преподаватель задает студентам домашнее задание - УЭ-5. Варианты заданий представлены в табл. 3.
Таблица 3
Варианты домашнего задания для студентов в рамках модуля 1
_Вариант домашнего задания № 1_
Традиционный семинар «Институциональные особенности социального образования»
Вопросы для обсуждения
1. Понятие социального образования. Его компоненты, функции, направления.
2. Подходы к определению сущности социального образования. Цели и функции социального образования.
3. Роль социального государства в формировании системы социального образования.
4. Роль социального партнерства в формировании практик социального образования в современной России.
5. Влияние средств массовой информации на стимулирование развития социального образования_
_Вариант домашнего задания № 2_
Составьте глоссарий / Дайте развернутые определения следующих терминов:
благотворительная деятельность, волонтерство, гражданское общество, общественная организация, социальное государство, социальное образование, социальное партнерство, социальная политика, «третий сектор»_
100
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
Новые подходы к обучению, как правило, появляются в ответ на трансформацию в различных сферах жизни общества - политической, социально-экономической, научной, образовательной. XXI в. в этом смысле не стал исключением: в условиях становления новой экономики и производства, роста потребности общества в специалистах высшей и средней квалификации, а также повышения требований, предъявляемых обществом к качеству профессионального обучения, возникли предпосылки совершенствования содержания образовательных программ, организации учебного процесса и технологий обучения.
Одним из наиболее перспективных направлений модернизации системы образования посредством применения новых подходов к проектированию методической системы является использование в учебном процессе модульных технологий. В целом опыт построения учебного процесса в рамках блочно-модульной методики показывает, что и студентам, и преподавателю эта система обучения интересна.
Несмотря на то, что многие исследователи считают, что использование модульного обучения позволяет обеспечить совершенствование организации образовательного процесса прежде всего в профессиональных учебных заведениях, в настоящее время блочно-модуль-ное обучение находит применение на всех уровнях образования (от начального и среднего до высшего).
Стоит выделить следующие проблемы применерия в вузе блоч-но-модульной системы.
Во-первых, на плечи преподавателя ложится трудоемкая подготовительная работа к занятиям (распечатка материалов, выбор необходимых источников, проверка большого количества письменной работы, подбор разнообразных заданий, направленных на формирование необходимых компетенций), он должен быть готов грамотно управлять студентами на протяжении всей работы с модулем.
Во-вторых, студентам также приходится адаптироваться к блочно-модульному обучению, они должны быть готовы к интенсивному учебному процессу, к самостоятельной познавательной деятельности, к индивидуальной и групповой работе. Студенты учатся работать в группах/парах, оценивать собственную работу на занятии и работу своих од-ногруппников, работать с большим объемом информации в ограниченный период времени, конспектировать, анализировать, делать выводы.
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
101
Однако, несмотря на вышеперечисленные трудности, блочно-модульная методика обучения обладает особенностями, которые делают ее максимально привлекательной для внедрения в учебную деятельность вуза. Так, именно в процессе реализации модульных технологий можно наблюдать четко организованную деятельность студентов (индивидуально, в парах, группах), предельно мягкие формы контроля в процессе усвоения нового материала, усиливается самоконтроль и самооценка проделанной работы. Разработанный и внедренный в учебную деятельность филиала ФГАОУ ВО РГППУ в г. Нижнем Тагиле проект занятия по курсу «Основы социального образования» наглядно показывает широкие возможности использования блоч-но-модульной системы обучения в вузе.
Список литературы
1. Асророва, М. У. Модульные технологии обучения в вузе / М. У. Асророва. Текст: электронный // Актуальные задачи педагогики: материалы 7-й Международной научной конференции, Чита, апр., 2016 г. Чита: Молодой ученый, 2016. С. 154-156. URL: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/189/10062/.
2. Беляев, Е. С. Технология модульного обучения в школе / Е. С. Беляев, Н. П. Никитина, И. Н. Тройкина. Текст: электронный // Молодой ученый. 2017. № 22. С. 151-154. URL: https://moluch.ru/archive/ 156/44028.
3. Варенова, Л. И. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения / Л. И. Варенова, В. Ж. Куклин, В. Г. Наводнов. Москва: Изд-во Моск. гос. акад. печати, 1993. 67 с. Текст: непосредственный.
4. Волков, А. К. Концепция модульного обучения в высшей школе / А. К. Волков, Ю. Д. Романова. Текст: непосредственный // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2004. № 2. С. 3-11.
5. Ермоленко, В. А. Блочно-модульная система подготовки специалистов в профессиональном лицее / В. А. Ермоленко, С. Е. Дань-кин. Москва: Изд-во Исслед. центра проблем непрерывного образования Рос. акад. образования, 2002. 162 с. Текст: непосредственный.
102
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
6. Кайнова, С. А. Модульная система обучения: новые педагогические технологии в профессиональном образовании / С. А. Кайнова. Текст: непосредственный // Профессиональное образование. 2004. № 4. С. 5-12.
7. Ковалева, Ю. Ю. Методические основы применения модульного обучения в системе иноязычной подготовки студентов неязыковых специальностей / Ю. Ю. Ковалева. Текст: непосредственный // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 5 (6). С. 300-305.
8. Лозинская, А. М. Модульно-рейтинговая технология обучения физике / А. М. Лозинская. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 219 с. Текст: непосредственный.
9. Мамирова, Н. Т. Применение блочно-модульной технологии в развитии профессиональной деятельности студентов / Н. Т. Мамирова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2013. № 9. С. 385-387.
10. Муравьева, А. А. Компетенции и обучение для рынка труда / А. А. Муравьева. Текст: непосредственный // Труд за рубежом. 2003. № 3. С. 106-128.
11. Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М. Ю. Олешков. Нижний Тагил: Изд-во Нижнета-гил. гос. соц.-пед. акад., 2011. 144 с. Текст: непосредственный.
12. Путилова, Е. Г. Методика блочно-модульного обучения в вузе (на примере преподавания курса «История государственных учреждений России» в СГИ НТГСПА) / Е. Г. Путилова. Текст: непосредственный // Шаг в историческую науку: материалы региональной научной конференции, Екатеринбург, апр., 2010 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2010. Вып. 10. С. 115-119.
13. Соколова, А. Н. Организация исследовательской деятельности студентов математических направлений подготовки в условиях модульной системы обучения / А. Н. Соколова. Текст: электронный // Концепт. 2012. № 2. С. 37-44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/or-ganizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-matematicheskih-nap-ravleniy-podgotovki-v-usloviyah-modulnoy-sistemy.
14. Стумбрис, Е. Г. Реализация блочно-модульного подхода к обучению истории в старших классах / Е. Г. Стумбрис. Текст: непосред-
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)
103
ственный // Шаг в историческую науку: материалы региональной научной конференции, Екатеринбург, 20 апр., 2006 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2006. Вып. 6. С. 135-138.
15. Третьяков, П. И. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография / П. И. Третьяков, И. Б. Сен-новский. Москва: Новая школа, 2001. 352 с. Текст: непосредственный.
16. Харитонова, Е. Г. Из опыта реализации методики блочно-модульного обучения в вузе по направлению «Социальная работа» (на примере преподавания курса «История и система государственного и муниципального управления в России» в филиале ФГАОУ ВО РГППУ, г. Нижний Тагил) / Е. Г. Харитонова. Текст: электронный // Мир педагогики и психологии. 2019. № 2 (31). URL: http://scipress.ru/ pedagogy/articles/iz-opyta-realizatsii-metodiki-blochno-modulnogo-obuc-heniya-v-vuze-po-napravleniyu-sotsialnaya-rabota-na-primere-prepodava-niya-kursa-istoriya-i-sistema-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravle-niya-v-rossii-v-filiale-fgaou-vo-rgppu-g-nizhnij-tagil.html.
17. Харитонова, Е. Г. Основы социального образования: учебно-методическое пособие / Е. Г. Харитонова. Казань: Бук, 2019. 128 с. Текст: непосредственный.
18. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие / М. А. Чошанов. Москва: Народное образование, 1996. 160 с. Текст: непосредственный.
19. Russell, J. D. Modular Insttuction / J. D. Russell. Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company, 1974. 164 p. Text: print.
104
ИНСАЙТ. 2020. № 1 (1)