Научная статья на тему 'Гендерная специфика социальных представлений студентов об агрессивности'

Гендерная специфика социальных представлений студентов об агрессивности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
287
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ЖЕНСКАЯ И МУЖСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ / FEMALE AND MAN'S AGGRESSION / SOCIAL REPRESENTATIONS / AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нечепуренко Т. В.

В работе на основе методики П. Вержеса для выявления структуры социальных представлений анализируются гендерная специфика социальных представлений студентов об агрессивности вообще, а также о женской и мужской агрессивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender specificity of social representations of students about aggressivity

On the basis of P. Verges's technique for revealing of structure of social representations gender specificity of social representations of students about aggressivity in general, and also about female and man's aggressivity are analyzed.

Текст научной работы на тему «Гендерная специфика социальных представлений студентов об агрессивности»

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ОБ АГРЕССИВНОСТИ

Т.В. Нечепуренко

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия 117198

В работе на основе методики П. Вержеса для выявления структуры социальных представлений анализируются гендерная специфика социальных представлений студентов об агрессивности вообще, а также о женской и мужской агрессивности.

Ключевые слова: социальные представления, агрессивность, женская и мужская агрессивность.

В знаменитом обзоре литературы по тендерным различиям Маккоби и Джек-лин [1 сделали вывод, что агрессия — это единственное социальное поведение, гендерная специфика которого однозначно доказана. Все три метаанализа психологической литературы, проведенные в 1980-х гг. (Игли, Штеффен, 1986; Хайд, 1984; Хайд, 1986), также содержали вывод о существовании гендерных различий в агрессивном поведении [1].

В исследованиях зарубежных авторов (Кэмпбэлл, Мункер, Джорман, 1993) было установлено, что одним из существенных различий между женской и мужской агрессивностью является то, что женщины рассматривают агрессию как экспрессию — как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения [3].

В нашем исследовании агрессивности, выполненном в рамках системно-функциональной концепции А.И. Крупнова, также были получены данные о том, что студенты мужского пола гораздо более, чем представительницы женского пола, склонны использовать агрессию в инструментальных целях — для достижения успехов в какой-либо деятельности или в сфере личных интересов. Кроме того, по нашим данным, юноши оказываются значительно более подвержены влиянию эгоцентрических мотивов, побуждающих к агрессии, таких как неприятие другого человека, стремление показать свою силу и власть, излишняя подозрительность, намерение проучить, наказать обидчика за содеянное и т.п. Нами были получены данные о том, что гендерная специфика корреляционных и факторных структур агрессивности во многом отражается в связях переменных когнитивного компонента [7]. В связи с этим перед нами встала задача глубже проанализировать ген-дерные различия на когнитивном уровне, обратившись к тем смыслам, которые содержатся в разделяемых представлениях современных студентов об агрессивности. На наш взгляд, наиболее адекватным инструментом для исследования данной проблемы является концепция социальных представлений С. Московиси.

Московиси впервые обозначил идею социальных представлений более сорока лет назад. Его теория рассматривает представление не как элемент индивидуальной психики отдельного человека, а как нечто общее, типичное в индивидуальных сознаниях членов некой социальной группы [5]. Московиси подчеркивал социальный характер представления, указывая, что оно закрепляется лишь благодаря передаче его от поколения к поколению и в процессе репродукции становится безличным в той мере, в какой отделяется от каждого и разделяется всеми [6]. Таким образом, социальные представления являются фактом надындивидуальной реальности, которая рождается и постоянно трансформируется в микро- и мак-росоциальных взаимодействиях [4].

В рамках данной концепции сосуществуют различные направления в методологии исследования социальных представлений. Так, уже в конце 1960-х гг. Ж.-К. Абрик, один из первых последователей Московиси и представитель структурного подхода, сформулировал идею о ядре и периферии социального представления. Ядро — это наиболее стабильная, сопротивляющаяся изменениям часть представления, вокруг которой формируются и организуются другие элементы. Таким образом, ядро организует представление и придает ему смысл. Периферийный слой составляют элементы, которые обладают большей гибкостью для изменений, защищая от них смысловое ядро, а также обеспечивают связь представления с реальностью.

П. Вержес специально для выявления структуры социальных представлений разработал методику, согласно которой анализируют ассоциации, связанные у представителей некой социальной общности с тем или иным объектом представления. Анализ полученных ассоциаций проводят, опираясь на два параметра: 1) частоту появления того или иного понятия в ответах респондентов и 2) ранг появления понятия. Пересечение двух параметров — медианы частоты и среднего ранга понятий образуют четыре области. Ядро представления образуют элементы, которые в первую очередь называет большинство респондентов. Остальные элементы образуют периферическую систему, которая также делится на первую и вторую периферические системы. Элементы, важные или по своему рангу, или по частоте упоминания, образуют первую периферическую систему. Это потенциальная зона изменения, поскольку является источником потенциального изменения и трансформации представления. Она объединяет, с одной стороны, элементы, высказанные меньшинством в первую очередь в отношении объекта представления; с другой стороны, она включает элементы, которые ассоциируются с объектом значительным числом респондентов, но не в первую очередь. Элементы с высоким рангом и низкой частотой (наименее важные ассоциации, разделяемые небольшим числом респондентов), образуют вторую или собственно периферическую систему [2].

В соответствии с описанной методикой мы попросили студентов различных факультетов Российского университета дружбы народов и МВТУ им. Баумана написать по пять слов или словосочетаний, которые приходят им в голову, когда они слышат об агрессивности, мужской агрессивности и женской агрессивности. Всего мы опросили 244 студента в возрасте от 16 до 23 лет (средний возраст —

18 лет). Далее мы разделили их по половому признаку на две группы, включающих одинаковое количество человек (по 122), обучающихся на одном факультете, по одной специальности, на одном курсе и одного возраста.

Таким образом, учитывая количественные и качественные параметры ассоциаций, выработанных респондентами, мы получили гипотетические структуры мужского и женского представления об агрессивности вообще, а также отдельно о женской и мужской агрессивности. На первом этапе анализа результатов мы сначала выделили корни во всех словах, ассоциируемых испытуемыми с предложенными объектами представления. Затем мы подсчитали, как часто в каждой группе упоминаются слова с тем или иным корнем или основой. Дальнейшему семантическому анализу мы подвергли только те понятия, которые указали не менее 5% испытуемых одной из групп. Подробные описания ядра и периферии социальных представлений об агрессивности и мужской агрессивности были даны нами в других публикациях [8; 9].

Для большей систематизации и наглядности результатов мы составили таблицы общих и специфичных гендерных элементов представлений юношей и девушек об агрессивности, мужской агрессивности и женской агрессивности (табл. 1—3). В данной статье мы подробно остановимся на анализе лишь некоторых элементов выявленных структур, которые наиболее ярко подчеркивают их гендерную специфику.

Таблица 1

Общие и гендерно специфичные элементы представлений юношей и девушек об агрессивности

Структура Элементы социального представления

социального представления общие специфичные специфичные

для юношей для девушек

Представление Ядро -зло- ненав- бес-, беш-

об агрессивно- представления нерв-

сти удар-

мат-

I раздраж- — гнев

периферическая драк- жесток-

система насил-

ярость

-держ-

-неуравновешен-

ненав-

нерв-

крик-

обид-

груб-

ссор-

II — гнев негатив-

периферическая жесток-

система насил-

война

уби-, уб|-

неадекватн-, не адекватн-

-бив-, -бит-, -бью-

Примечание: во всех таблицах полужирным курсивом отмечены элементы, встречающиеся как у юношей, так и у девушек и вошедшие в одни и те же области структуры социальных представлений; курсивом отмечены элементы, встречающиеся как у юношей, так и у девушек, но вошедшие в разные области структуры социальных представлений.

Таблица 2

Общие и гендерно специфичные элементы представлений юношей и девушек о мужской агрессивности

Структура Элементы социального представления

социального представления общие специфичные специфичные

для юношей для девушек

Представле- Ядро драк-, драч- удар- груб-

ние о мужской представления сил- рук-

агрессивности -насил- зло-, злы-

жест-

I крик- зло-, злы- страшн-, страх

периферическая алкогол- груб- брань-

система мат- уби-, убь- боль-, бол-

кров- удар-

спор- хам-

кулак- повыш-

войн-, воин-

применение силы

II — жест- -нерв-

периферическая хам- -контрол-

система войн-, воин- -бои-, -бие-, -бив-

Таблица 3

Общие и гендерно специфичные элементы представлений юношей и девушек о женской агрессивности

Структура социального представления Элементы социального представления

общие специфичные для юношей специфичные для девушек

Представление о женской агрессивности Ядро представления стерв- -зло- -нерв-

крик- -дур- завист-, завид-

истер- волос- ревность

оскорб-

I периферическая система слезы завист-, завид- -зло-

месть, мсти- ненависть обид-

ногт- волос-

ярость

II периферическая система обид-, обиж- оскорб-

царап- -бит-, -бие- посуд-

глуп- стресс-

пощечин- неадекватн-

жестокость визг-

В исследовании мы выявили, что юноши и девушки однозначно сходятся во мнении, что агрессивность — это прежде всего зло (табл. 1). Полагая зло ядерным элементом как агрессивности вообще, так и агрессивности, принадлежащей противоположному полу, и юноши, и девушки в случае представления агрессивности, принадлежащей собственному полу, вытеснили зло в первую периферическую систему — зону изменений представления. Другими словами, мы можем наблюдать действие удивительной игры восприятия: абстрактная агрессивность и агрессивность противоположного пола — это однозначное зло в любом случае; агрессивность, демонстрируемая представителями своего пола (а значит, и самим субъектом восприятия) может и не быть злом, а восприниматься в первую очередь

как физическое действие (в случае юношей) или же как следствие нахлынувших чувств (в случае девушек).

Исходя из анализа представлений юношей о мужской агрессивности (табл. 2), мы пришли к выводу, что они представляют себе ее исключительно физически, т.е. как нанесение ударов, использование силы для насильственного принуждения другого человека к совершению желаемого действия. Таким образом, применение силы для них носит характер инструментальности и может использоваться как средство разрешения спора, выступающего, с одной стороны, как самостоятельное выражение агрессивности, а с другой — как повод к непосредственной физической агрессии в случае «несостоятельности в ходе какого-либо спора».

В представлении девушек столь выраженный физический характер мужской агрессивности сопряжен с применением силы, рукоприкладством и болью, что вызывает у них такую эмоцию, как страх.

Крайне интересным в отношении как раз гендерной специфики восприятия является то, что если в контексте мужской агрессии юноши более чем в 5% случаев упоминали кулак, то девушки называли руку. Мы предполагаем, что определяющим моментом в возникновении данной гендерной специфики является субъ-ектность или объектность того, по отношению к кому кулак или рука применяется. Кулаки ассоциируются с дракой (см. русские пословицы «после драки кулаками не машут», «дело дошло до кулаков/до драки»). Дерутся двое — это «взаимные побои» [10. С. 182]. Рукоприкладство же — это «нанесение побоев» [10. С. 686]. На периферии представлений девушек о мужской агрессивности мы действительно находим слова с корнем -бои-, -бие-, -бив- (побои, избиение, избиение женщины, избивание). Наличие в представлении девушек указанных элементов указывает на аспект объектности, переживаемой женщиной в столкновении с мужской агрессивностью.

В телесной семантике руки во многом связаны с темой контроля. Так, например, выражения «взять себя в руки» или «держать себя в руках» означают «взять над собой контроль», «контролировать себя». Или, например, «прибрать кого-либо к рукам» означает «всецело подчинить себе кого-либо» [10. С. 686], т.е. иметь над ним контроль, так что «распустить руки» помимо значения рукоприкладства имеет и второе значение — «потеря самоконтроля», а «неумение держать себя в руках» — «неумение себя контролировать». Тема контроля в восприятии девушками мужской агрессивности звучит и далее, когда мы обращаемся к периферии представления, где мы видим ряд слов с корнем -контрол-: «неконтролируемость ситуации», «нет контроля над собой», «неконтролируемые действия», «бесконтрольность», «неконтролируемые действия», «неконтролируемые эмоции», «потеря самоконтроля», «отсутствие самоконтроля». Интересно, что тема контроля присутствует в восприятии девушек лишь мужской агрессивности, в отличие от их представлений о женской агрессивности или об агрессивности вообще.

В сопоставлении с «телесно ориентированными» элементами представлений юношей и девушек о мужской агрессивности оказался исключительно интересным анализ аналогичных элементов представлений о женской агрессивности (см. табл. 3). У юношей в ядре, а у девушек в первой периферической системе пред-

ставления мы находим слова с корнем -волос- («волосы», «вырывать волосы», «дерганье за волосы», «клочья волос» и т.п.). Слова с корнем -ногт-, -ногот-(«ногти», «царапание ногтями», «когти-ногти», «ногти по лицу (очень редко пощечины)» и т.п.) — оказались в периферической системе у представителей обоих полов. Волосы и ногти являются наиболее природными, животными аспектами в теле человека. Волосы ассоциируются с шерстью, а ногти — с когтями. Интересно, что именно эти части человеческого тела оказались связаны в сознании молодых людей с женской агрессивностью. Женщина, как существо более природное, традиционное, склонное к бессознательному, проявляет и агрессию соответствующую — более архаичную, в то время как телесным проявлением мужской агрессивности оказались руки — одна из наиболее осознаваемых и развитых частей тела современного человека.

Общими в ядре представления юношей и девушек о женской агрессивности оказались такие характеристики, как «стервозность» и «истеричность». Слезы, крики, царапанье ногтями — типичные ассоциации обоих полов. Интересно, что месть как характерный для женщины повод к агрессии, также оказалась разделяемым представлением. Таким образом, эмоциональность и реактивность агрессии оказались важными характеристиками женской агрессивности.

Среди чувств, сопряженных в женском представлении с женской агрессивностью, оказались зависть, ревность и обида. В представлениях юношей, в противовес полному отсутствию упоминания ими эмоциональных компонентов в представлении о мужской агрессивности, женская агрессивность вызвала ряд ассоциаций, связанных с чувствами обиды, зависти и ненависти.

Таким образом, основным отличием женской агрессивности от мужской действительно оказалось то, что если мужская агрессия носит характер физич-ности и инструментальности, то агрессия женщины является следствием половодья чувств, которые захватывают ее с головой и целиком руководят ею.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бёрн Ш. Гендерная психология. — СПб.; М., 2001.

[2] Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. — М., 2007.

[3] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001.

[4] Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. — М., 1987.

[5] Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений и дискурсивная психология // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26. — № 5. — С. 16—25.

[6] Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 1. — С. 3—18.

[7] Нечепуренко Т.В. Гендерная специфика структуры агрессивности студентов // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». — 2008. — № 2. — С. 71—78.

[8] Нечепуренко Т.В. Гендерные особенности социальных представлений об агрессивности // Личность в природе и обществе: Материалы межвузовских психологических чтений. 25 марта 2008 г. — М.: РУДН, 2008. — С. 104—106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Нечепуренко Т.В. Гендерные особенности социальных представлений современных студентов об агрессивности // Письмо И.П. Павлова к молодежи — духовно-нравственный

ориентир современной науки и образования: Материалы 3-й Международной конференции студентов и молодых ученых, 24—25 апреля 2008 г. — Рязань: Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2008. — С. 113—121. [10] Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — 23-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1991.

GENDER SPECIFICITY OF SOCIAL REPRESENTATIONS OF STUDENTS ABOUT AGGRESSIVITY

T.V. Nechepurenko

Social and Differential Psychology Chair Peoples' Friendship University of Russia Miklucho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117198

On the basis of P. Verges's technique for revealing of structure of social representations gender specificity of social representations of students about aggressivity in general, and also about female and man's aggressivity are analyzed.

Key words: social representations, aggression, female and man's aggression.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.