Научная статья на тему 'Гендерная и профессиональная социализация детей в учебниках для начальных и подготовительных классов (2000-е гг. )'

Гендерная и профессиональная социализация детей в учебниках для начальных и подготовительных классов (2000-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
274
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / КАНАЛЫ ТРАНСЛЯЦИИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ / УЧЕБНИКИ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колосова Е. А.

В статье рассматривается проблема трансляции гендерных стереотипов детям дошкольного и младшего школьного возраста. Анализируются возможности учебников для начальных и подготовительных классов как каналов такой трансляции, определяются средства гендерной социализации дошкольников, используемые в учебниках как источниках информации, на примере описания мира профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерная и профессиональная социализация детей в учебниках для начальных и подготовительных классов (2000-е гг. )»

ГЕНДЕРНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В УЧЕБНИКАХ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ (2000-е гг.)

GENDER AND PROFESSIONAL SOCIALIZATION IN TEXTBOOKS FOR ELEMENTARY SCHOOLS AND PREPARATORY CLASSES IN 2000s

Колосова Е.А.

Доцент кафедры теории и истории социологии РГГУ, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, кандидат социологических наук E-mail: [email protected]

Kolosova E.A.

Associate Professor at the Department of Theory and History of Sociology of the Russian State University for the Humanities, Head of the Department of Sociology, Psychology and Children's Reading Pedagogics of the Russian State Children's Library, Candidate of science (Sociology) E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается проблема трансляции тендерных стереотипов детям дошкольного и младшего школьного возраста. Анализируются возможности учебников для начальных и подготовительных классов как каналов такой трансляции, определяются средства гендерной социализации дошкольников, используемые в учебниках как источниках информации, на примере описания мира профессий.

Annotation. The article examines the problem of gender stereotype translation to preschool and elementary school children. The author analyses the possibility of elementary and preschool textbooks as channels of such gender stereotype translation. Means of gender socialization of preschool children used by textbooks as sources of information are defined through the description of the world of professions.

Ключевые слова: гендерная социализация, профессиональная социализация, гендерные роли, гендерные стереотипы, каналы трансляции гендерных стереотипов, учебники, контент-анализ.

Keywords: gender socialization, professional socialization, gender roles, gender stereotypes, channels of gender stereotype translation, textbooks, content analysis.

Колосова Е.А. | Гендерная и профессиональная социализация детей в учебниках...

Социализация детей младшего школьного возраста осуществляется во многом через языковые (форма и содержание текстов) и визуальные (рисунки, фотографии) средства школьного учебника. Школьная литература выполняет свою социализирующую функцию по подготовке ребенка к миру труда и профессии и наряду с остальными факторами помогает детям усваивать нормы и ценности жизни, образцы поведения в детском и взрослом сообществе, а также существующие в обществе гендерные стереотипы.

В современном обществе все больше меняются ценностные ориентиры, размываются границы между женским и мужским, наблюдается трансформация функций семьи и брака, а детско-родительские отношения приобретают новые свойства и качества. В то же время, с одной стороны, считается, что в процессе гендерной социализации младшие школьники и дошкольники должны получить четкие представления о традиционных ролях женщины и мужчины в семье и обществе - соответственно матери - хозяйки -хранительницы очага и добытчика - защитника.

С другой стороны, признается, что дети должны осознавать происходящие изменения в социальных ролях мужчин и женщин, вариативность в социальных практиках. Согласно позиции автора данной статьи, на раннем этапе социализации дети, прежде всего, должны если не выработать, то получить традиционные гендерные установки, усвоить гендерные роли именно через существующие в обществе стереотипы [2, с. 81].

Трансляция гендерных стереотипов детям младшего школьного и дошкольного возрастов посредством учебников изучена методом контент-анализа, который позволил с помощью количественных индикаторов проверить гипотезы, основанные на несистематическом бытовом наблюдении [4, с. 51-52]. При подготовке статьи был проведен контент-анализ следующих пособий:

• Математика. 2 класс. В 2 ч. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова [и др.]. - М.: Просвещение, 2007-2010.

• Рамзаева, Т.Г. Русский язык. 2 класс / Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2007-2010. - (Классическая начальная школа).

• Рамзаева, Т.Г. Русский язык. 3 класс / Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2007-2010. - (Классическая начальная школа).

• По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников 4-6 лет / Р.Н. Бунеева, Е.В. Буне-ева, Т.Р. Кислова. - М.: Баласс; Школьный дом, 2012.

• Вахрушев, A.A. Здравствуй, мир! : пособие для дошкольников (5-6 лет) / А.А. Вах-рушев, Е.Е. Кочемасова - М.: Баласс; Школьный дом, 2013.

За единицу анализа были приняты учебные задачи, иллюстрации, тексты упражнений, действующими лицами которых выступают люди (взрослые), занимающиеся какой-либо профессиональной деятельностью. В школьном учебнике по математике в первой части таких единиц оказалось 35, во второй - 33, в учебнике русского языка для 2 класса -34, в учебнике русского языка для 3 класса - 40, в пособии для дошкольников 4-6 лет - 19, в пособии для дошкольников 5-6 лет - 67.

Каждая из отобранных единиц анализировалась по следующим параметрам:

• действующие лица: мужчины / женщины / люди обоего пола / люди без указания пола;

• действия героев, связанные с различными видами профессий: механическими (техническими), вычислительными, научными, художественными (артистическими), литературными (музыкальными), профессиями на открытом воздухе, профессиями социальной сферы.

Анализ количественных показателей позволяет судить о следующих выявленных в школьном учебнике по математике закономерностях. Задач с действующими лицами мужского пола больше, чем задач, в которых профессиональной деятельностью занимаются женщины или люди обоего пола. На втором месте задачи, в которых пол действующего лица не указывается. Задач с указанием действующих лиц обоего пола крайне мало.

В учебниках по математике профессиями на открытом воздухе больше занимаются мужчины - сюда относятся летчики, моряки, военные и т.п., а технические профессии, как правило, описываются без указания пола, к ним относятся: механики, рабочие, строители, плотники, маляры. Научные профессии также связывают с мужским полом (геолог, археолог и др.), то же касается литературных профессий (поэт, писатель). При этом профессии социальной сферы ассоциируются с женским полом в большинстве случаев (учительница, продавщица, швея) [1, с. 53-54].

Что касается учебников по русскому языку, здесь следующая ситуация: профессии на открытом воздухе чаще всего связаны с мужским полом, как и технические профессии -в отличие от образов в учебниках по математике. Художественные профессии приписывают мужскому полу, а литературные профессии описываются либо без указания пола, либо с указанием на людей обоего пола.

На страницах пособия «Здравствуй, мир!» профессиями на открытом воздухе также больше занимаются мужчины, как и техническими профессиями: водители, механики, мастерские рабочие, строители, плотники, маляры. Литературные профессии также связывают с мужским полом (поэт, писатель). Часто встречаются сельскохозяйственные профессии, связанные с мужским полом (оленевод, пастух, пахарь, садовод, рыболов, тракторист, мельник). При этом профессии социальной сферы ассоциируются исключительно с женским полом (учительница, библиотекарь, почтальон, продавщица, швея).

В пособии «По дороге к Азбуке» профессиями на открытом воздухе, как и следовало ожидать, занимаются мужчины (военный, моряк, кок, юнга). Технические профессии в данном пособии не упомянуты ни разу. Музыкальные профессии связаны с мужским полом (музыканты в оркестре, конферансье, солисты хора, артисты). Социальные профессии в основном представлены героями женского пола (учительница, воспитательница детского сада, нянечка, врач, парикмахер), а вот повар - это всегда мужчина - и в тексте, и на картинке.

Таким образом, в учебниках как для младших школьников, так и для дошкольников однозначно сконструирован образ «мужской профессии» - роли летчиков, моряков, военных и женской - роли продавщиц, специалистов, занятых в текстильной промышленности, работниц на фабрике или заводе по производству товаров первой необходимости (хлеб, молоко). Женские профессии в редких случаях предстают и в технологически устаревшей форме - домашняя пряха, ткачиха, доярка. Люди обоего пола, как правило, задействованы в строительстве домов, ремонте, преподавательской деятельности, медицине, а также в деятельности, связанной с музыкой и литературой.

Колосова Е.А. | Гендерная и профессиональная социализация детей в учебниках.

Важно отметить, что картинок, связанных с профессиональной деятельностью, в учебниках по математике встречается гораздо больше, чем в учебниках по русскому языку. При этом на картинках чаще изображены так называемые мужские профессии. Пособие для дошкольников «По дороге к Азбуке» содержит гораздо меньше картинок, связанных с профессиями, чем пособие «Здравствуй, мир!».

На наш взгляд, дети, обучающиеся по таким учебникам и учебным пособиям, усваивают не только азы изучаемого предмета, но и получают установки сегрегации социальных сфер и доминирования мужского пространства. Учебник директивен для школьника и старшего дошкольника. Функция трансляции разделения социальных сфер на мужские и женские является латентной. Очевидно, что авторы учебных пособий не ставили перед собой цели описать их предметно. Как носители стереотипов авторы лишь воспроизвели существующие в российском обществе типизированные андроцентрические акценты, укорененные в сознании взрослых.

Антрополог М. Мид опровергла суждение о том, что мужчина и женщина созданы для выполнения определенных социальных ролей. Мужские и женские роли сложились на основе культурных и социальных особенностей каждого отдельного общества, и то, что воспринимается нами как должное в поведении мужчин и женщин сегодня, формировалось столетиями, продолжает трансформироваться и в будущем может измениться [2, с. 83].

Проанализированные учебники являются, скорее, консервативными каналами социализации, усиливающими и поощряющими формирование стереотипных моделей поведения в обществе. Однако в процессе переизданий в учебные книги вносятся коррективы, которых требует жизнь: появляются образы новых отношений между мужчинами и женщинами в быстро меняющемся мире.

Однако в учебники не допускаются новые профессии (например, программисты, работники банков, риелторы, социологи и многие другие). Детей не знакомят с вопросами организации, оплаты труда. Указывают на наличие традиционных, подчас устаревших профессий, на их гендерную принадлежность [3, с. 161-162].

Представления о мужском профессиональном мире до сих пор традиционно связываются в учебниках с отвагой, смелостью, желанием защищать Родину, а о женском (как в текстах, так и на иллюстрациях), в первую очередь, с трудом, направленным на оказание социальных услуг. Мир профессий в современных учебниках и учебных пособиях представлен все еще ограниченно, односторонне и сегментированно.

Список литературы:

1. Колосова, Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования / Е. А. Колосова ; Российская государственная детская библиотека. - Москва, 2011.

2. Колосова, Е. А. Каналы трансляции гендерных стереотипов старшим дошкольникам: детские журналы и энциклопедии / Е. А. Колосова // Детский сад от А до Я: теория и практика. - 2012. - № 12.

3. Майорова-Щеглова, С. Н. Роль учебников в профессиональной социализации младших школьников / С. Н. Майорова-Щеглова, Е. А. Колосова // «На фоне

Пушкина воспитанное детство»: педагогика визуального в учебнике и на картине : сб. науч. тр. и материалов / под ред. М. В. Тендряковой, В. Г. Безрогова. -Москва, 2011. - (Труды Международного научного семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики»; вып. 8).

4. Щеглова, С. Н. Как изучать детство. Социологические методы исследования современных детей и современного детства / С. Н. Щеглова. - М.: Юнпресс, 2000.

Spisok literatury:

1. Kolosova, E. A. Praktiki detskogo chtenija: rezul'taty kompleksnogo issledovanija / E. A. Kolosova ; Rossijskaja gosudarstvennaja detskaja biblioteka. - Moskva, 2011.

2. Kolosova, E. A. Kanaly transljacii gendernyh stereotipov starshim doshkol'nikam: detskie zhurnaly i jenciklopedii / E. A. Kolosova // Detskij sad ot A do Ja: teorija i praktika. - 2012. - № 12.

3. Majorova-Shheglova, S. N. Rol' uchebnikov v professional'noj socializacii mladshih shkol'nikov / S. N. Majorova-Shheglova, E. A. Kolosova // «Na fone Pushkina vospi-tannoe detstvo»: pedagogika vizual'nogo v uchebnike i na kartine : sb. nauch. tr. i materialov / pod red. M. V. Tendrjakovoj, V. G. Bezrogova. - Moskva, 2011. - (Trudy Mezhdunarodnogo nauchnogo seminara «Kul'tura detstva: normy, cennosti, praktiki»; vyp. 8).

4. Shheglova, S. N. Kak izuchat' detstvo. Sociologicheskie metody issledovanija sovre-mennyh detej i sovremennogo detstva / S. N. Shheglova. - M.: Junpress, 2000.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.