Научная статья на тему 'Чтение как фактор ранней социализации современных российских детей'

Чтение как фактор ранней социализации современных российских детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
491
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / ЧТЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колосова Елена Андреевна

Статья посвящена особенностям детского чтения как фактора ранней социализации современных младших школьников и основана на вторичном анализе данных и на контент-анализе учебников и энциклопедий для младших школьников. Структура книжных предпочтений современных младших школьников, обнаруженная в ходе исследования, является показательной с точки зрения социализации. Автор делит процесс социализации на три взаимосвязанных действия воспитание, образование и самосоциализация, которые влияют на многостороннее развитие личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reading as a factor of early socialization of modern Russian children

The article deals with the characteristics of childrens reading as a factor of primarily socialization of modern pupils and based on armchair research and content-analysis of text-books and encyclopedias for pupils. The structure of book preferences of modern pupils, found during the research, is extremely significant from socialization point of view. The author divides the process of socialization into three interrelated actions education, self-education and bringing up, that influence on the versatile development of the childs personality.

Текст научной работы на тему «Чтение как фактор ранней социализации современных российских детей»

Е.А. Колосова

ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ

Статья посвящена особенностям детского чтения как фактора ранней социализации современных младших школьников и основана на вторичном анализе данных и на контент-анализе учебников и энциклопедий для младших школьников. Структура книжных предпочтений современных младших школьников, обнаруженная в ходе исследования, является показательной с точки зрения социализации. Автор делит процесс социализации на три взаимосвязанных действия -воспитание, образование и самосоциализация, которые влияют на многостороннее развитие личности ребенка.

Ключевые слова: детство, чтение, социализация, источники информации, обучение в школе, самообразование, гендерные стереотипы.

Детство - первая и важнейшая стадия социализации. Социализация ребенка представляет собой постепенное включение его в группу взрослых, приобщение к культуре с самого раннего детства. Опыт первых лет жизни ребенка в большей степени, чем наследственность, накладывает отпечаток на последующую социализацию и на самоформирование личности1. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и образования, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни, обеспечивая передачу культуры от поколения к поколению2.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. значительно меняется общий контекст развития детства. Сложные процессы, происходящие в книгоиздании вследствие развития рыночных механизмов, приводят к значительным изменениям в книжной культуре. С одной стороны, книжная продукция, в том числе детская, становится более разнообразной, но с другой стороны, на нее постоянно рас-

тут цены, что сильно ограничивает возможности приобретения книг семьями, школами, библиотеками. Вместе с тем увеличение числа телевизионных каналов, новых возможностей, которые предоставляет видеотехника, развитие мировой сети Интернет, приводит к тому, что «экранная культура» начинает все сильнее влиять на чтение детей и подростков3.

Своеобразие отношения детей младшего школьного возраста к книге требует руководства со стороны педагога, особой системы воспитания читателя. Детский писатель должен строить свое произведение таким образом, что его отношение к героям и событиям всегда будет понятно читателю, и ребенок будет вставать на точку зрения автора. Эмоциональная заинтересованность возникает у ребенка, как правило, когда он при чтении не только переживает действия и поступки героев, но и начинает чувствовать своеобразие конкретного образа, лишь ему присущие особенности4.

В основе системы воспитания маленького читателя лежат принципы, вытекающие из особенностей восприятия литературы как искусства слова, из особенностей эстетического восприятия ребенка и специфики художественного образа детской книги. Методы и приемы воспитания читателя развивают эмоциональную и мыслительную активность, сохраняют эмоциональную целостность переживаний маленького читателя, что без сомнения оказывает очень важное влияние на социализацию через чтение художественной литературы.

Сегодня меняется не только процесс чтения детьми печатной продукции, меняются все характеристики чтения в целом, а также отношение детей и подростков ко всему комплексу медиа - периодике, телевидению, радио, а также к мультимедиа и интернету. «Уходит» та часть подросткового чтения, которое было «для души» и, вероятно, для самообразования. Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и компьютерные игры. Так что можно говорить о том, что происходит частичное «замещение» книжной культуры «визуальной»5.

Самые значительные изменения в развитии новой телекоммуникационной среды происходят в крупных городах, поскольку там многие дети и подростки уже живут в насыщенной информационной среде или периодически в ней находятся.

У современных школьников есть большие возможности выбора того или иного способа и средства для проведения досуга, есть и свои любимые медиаматериалы (чаще всего это видеофильмы). Чтение оказывается одним из чувствительных социальных индикаторов, отображающих изменения в образе жизни и новых коммуникативных привычках и способах поведения детей.

Неоспорима роль семьи в формировании отношения к книге у детей младшего школьного возраста, к чтению в целом, дополнительному (учебники), самообразовательному (развивающая литература) в частности. Книги дети младшего школьного возраста, как правило, берут в домашней библиотеке, состав которой отражает вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов нередко нескольких поколений, и в свою очередь определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребенка на достаточно долгий период.

Тематика читательских интересов современных школьников выявлена в ходе вторичного анализа данных всероссийского исследования 2001-2002 гг., организованного Российской государственной детской библиотекой в 7 областных и краевых центрах России (Владимир, Брянск, Москва, Самара, Саратов, Ставрополь, Тамбов), в 14 городах и 38 поселках, селах, деревнях и хуторах этих регионов. Было опрошено 1503 школьника в возрасте от 6 до 15 лет (Исследование № 1).

Опрос, проведенный весной 2001 г. в Иваново, Мурманске, Рязани, Смоленске, Твери и в некоторых районах Московской области (опрошено 594 школьника - Исследование № 2), также дает достаточно интересные показатели в отношении жанрово-тематического разнообразия круга реального чтения школьников.

Если попробовать обобщить данные в отношении гендерных предпочтений, получаем следующее: народным сказкам большее предпочтение отдают девочки, а богатырские сказки и былины пользуются большим успехом у мальчиков. Классику отечественной литературы в большинстве своем называли девочки (в 2-3 раза чаще, чем мальчики) - Пушкин, Некрасов, Куприн, Гоголь, Есенин, Карамзин, Лермонтов, Толстой. И только один автор этого периода оказался в почете у мальчиков - это Тургенев.

С классикой советской литературы дело обстоит похожим образом, большинство предпочтений отдано девочками и только произведения С. Михалкова пользуются одинаковым спросом среди детей обоего пола. В выборе исторической литературы дети были не так категоричны, здесь есть и авторы, пользующиеся большим успехом у девочек (С. Мосияш, С. Голицын, А. Дорофеев, А.О. Ишимова, Л. Обухова, С. Романовский, В. Ян), так и книги, пользующиеся большим успехом у мальчиков (А. Митяев, О. Тихомиров), а также книги, интересные в равной степени и тем и другим (С. Алексеев, Н. Головин).

Книги про войну, как это ни странно, больше упоминаются читателями женского пола, а вот фантастика, что вполне законо-

мерно, интересна в большинстве своем мальчикам (А. Беляев), но есть авторы, привлекательные для девочек (К. Булычев).

Энциклопедии и справочная литература пользуются большим успехом у девочек, хотя в целом количество выборов свидетельствует о том, что дети обоего пола заинтересованы в получении дополнительной справочной информации по интересующим их вопросам.

Зарубежная литература также востребована как читателями женского пола (Андерсен, Берроуз, Линдгрен, Твен, Шекспир), так и читателями мужского пола (Дефо, Верн).

Несомненно, что такие пристрастия в книжных предпочтениях не случайны, на выбор и обращение к определенной книге влияет множество факторов, не последним из которых является детское воспитание, причем не только внутрисемейное, но и школьное, поскольку в начальной школе учитель выполняет не только образовательную функцию, но и воспитательную.

Обнаруженная пестрота читательских предпочтений отчасти обусловлена, отчасти поддержана разнообразием современной издательской продукции. Исследователи детского чтения утверждают, что активно идет процесс индивидуализации читательских интересов, а также более тонкого определения или поиска своего читательского «сектора». И как следствие, практика увеличения числа изданий для детей поддерживает эту тенденцию и создает условия для ее реализации6.

В книжных предпочтениях наблюдаются региональные отличия, в первую очередь они могут быть обусловлены уровнем развития издательского дела в конкретной местности, книжной торговли, наполнения библиотечных фондов и т. п. Чтение, без сомнения, зависит от школьных программ, наличия в доме тех или иных книг, а также от возможности родителей делать книжные покупки. По отношению к личности читателя это так называемые внешние факторы7.

В период школьного обучения учителя активно продолжают начатую родителями традицию формирования разного типа поведения у мальчиков и девочек, исходя из утвердившихся гендерных стереотипов.

Сочетание количественного пересчета и качественного, смыслового и содержательного анализов учебников по математике и русскому языку для учащихся младших классов позволяет нам сделать вывод о наличии в текстах клише, соответствующих гендерным стереотипам распределения ролей в семье и ожиданий от детей разного пола. В проанализированных учебниках мужской профессиональный мир представляется детям

наполненным отвагой, смелостью, желанием защищать родину, а женский связан в первую очередь с трудом, направленным на оказание социальных услуг, так называемый социальный сервис. Совместные действия людей двух полов в трудовой деятельностью связаны со строительством и творческими профессиями.

На наш взгляд, дети, обучающиеся по таким учебникам, усваивают не только азы математики или русского языка, но и получают установки сегрегации социальных сфер и доминирования мужского пространства. Эта функция языка учебников является латентной, но очевидно, что авторы учебных пособий не ставили данную цель перед собой намеренно. Как носители стереотипов мышления авторы лишь воспроизвели существующие в русском языке типизированные андроцентрические акценты, которые укоренены в сознании взрослых. Учебные пособия выступают внешним консервативным социальным фактором, усиливающим и поощряющим стереотипные модели поведения в обществе. Некоторые такие языковые схемы снабжают ребенка программами его повседневной жизни «здесь и сейчас», другие предназначены для более поздних биографических ступеней.

Самообразование, а именно обращение школьников к развивающей литературе, одна из форм познавательной деятельности человека, которая возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Наряду со школьной литературой, развивающая литература (в частности, детские энциклопедии) также является важнейшим источником влияния на школьников вне учебной деятельности. Усвоение определенных культурных образцов посредством самообразования составляет содержание процесса социализации личности. Поскольку самообразование выступает как средство подготовки к труду и овладения социальными навыками, в нем имеет место совпадение индивидуально-личностного и социально значимого, что важно учитывать в контексте ранней профессиональной социализации младших школьников.

Развивающая литература в большинстве случаев, так же как учебники, выступает внешним консервативным социальным фактором, усиливающим и поощряющим стереотипные модели поведения в обществе, но в меньшей степени.

Дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из средств массовой информации (телевидение, газеты), а также из различного рода детской литературы. Символическое содержание, представленное в них, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.

Также важным является вопрос о месте интернета в социализации младших школьников и есть ли угроза «ухода» книги в прошлое и замена ее электронными источниками. Поводов для опасения нет, поскольку в основном интернетом дети пользуются для просматривания игровых сайтов и игры в сетевые игрушки, а не чтения. Книга не становится менее актуальной, она все еще остается в качестве главного источника информации. Но меняется характер информации, она преимущественно двух видов: для учебы или для отдыха.

Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, в том числе и профессиональной. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». В частности, существуют гендерные стереотипы в отношении профессий, которые в той или иной степени влияют на выбор будущей профессии младшего школьника.

Детская развивающая литература, как и детские учебники, является каналом трансляции и формирования социокультурных стереотипов. Важным отличием двух этих источников влияния на социализацию школьников является то, что в силу многократных переизданий и обновлений учебники в большей степени отражают тенденции современного мира, в отличие от развивающей литературы, в которой есть элемент законсервиро-ванности. Так, тенденция к ослаблению гендерных стереотипов гораздо четче прослеживается в учебниках, нежели в развивающей литературе.

В целом процесс социализации, который является решающим в формировании личности, можно разложить на три взаимосвязанных действия - воспитание, образование и самосоциализацию. Ребенок развивается многосторонне, с одной стороны, посредством воспитания в семье, с другой - обучения в школе по обязательной программе, и наконец, самообразования, накопления информации, которая необходима конкретному, отдельно взятому ребенку.

Механизмами социализации в данном случае будут служить те книги, к которым ребенок обращается в процессе социализации. Так, воспитание будет происходить через книги в семье, обучение - через учебники и дополнительную литературу, а самосоциализация - с помощью так называемой развивающейся литературы, к которой он обратится по совету сверстников, при содействии взрослых, возможно через действие рекламы книжных издателей.

Через чтение постепенно происходит приобщение к информации, образованию, культуре. Детское чтение, осуществляя такие социальные функции, как информационная, образовательная, воспитательная, коммуникативная, досуговая, стремится к достижению основной цели социализации, а именно усвоение человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Примечания

Поликанова Е. П. Социализация личности // Философия и общество. 2003. № 2. С. 95-96.

Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. М., 2006. С. 78.

Чтение детей и подростков в конце ХХ века / По материалам региональных исследований библиотек. М.,1999. C. 5. Беленькая Л. Ребенок и книга // Я вхожу в мир искусств. 2005. № 3. С. 69-72.

Чудинова В.П. Чтение «компьютерных мальчиков»: результаты исследования [Электронный ресурс] // В.П. Чудинова, Е.И. Голубева, Н.Н. Сметанникова. Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в свете «библиотчной» социологии: Сб. ст. // Сайт русской ассоциации чтения. - Электрон. данные. - 2006. - Режим доступа: http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm, свободый. -Загл. с экрана. - данные соответствуют 23.11.08. Голубева Е.И. Что предпочитают читать наши дети [Электронный ресурс] // Там же.

Голубева Е.И., Чудинова В.П. Детское чтение в России: реальность, опасения, прогнозы/Детское чтение и его поддержка государством [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российской Государственной Детской библиотеки. - 2007. - Электрон. данные. -Режим доступа: // www.rgdb.ru/research/y_read_2.asp, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 01.02.2007.

1

2

3

4

5

6

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.