Педагогика
УДК 338.054.23 (37.035.1)
магистрант 1 курса Курганская Мария Юрьевна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры
экономической теории и экономического образования Пертая Мария Владимировна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
ТЕНДЕРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ЕЁ ОСЛАБЛЕНИЯ
Аннотация. Работа посвящена проблеме неэффективного функционирования экономики вследствие тендерной дискриминации на рынке труда. Приведены данные статистки, свидетельствующие о присутствии данного явления на рынке труда в России. Авторы рассматривают упущенные экономические возможности из-за присутствия неравенства на рынке труда. Опираясь на Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, они подбирают конкретную методическую базу внеурочного занятия для внедрения гендерно-трудовой проблематики в систему общего образования. По мнению авторов, в перспективе это будет способствовать ослаблению тендерного неравенства на российском рынке труда и послужит импульсом для экономического роста.
Ключевые слова: тендерное неравенство, рынок труда, упущенные выгоды, Национальная стратегия, внеурочная деятельность.
Annotation. The work is devoted to the problem of inefficient functioning of the economy due to gender discrimination in the labor market. The data of the statistics, which testify to the presence of this phenomenon on the labor market in Russia, are given. The authors consider the lost economic opportunities due to the presence of inequality in the labor market. Drawing on the National Strategy for Women's Action for 2017-2022, they are selecting a specific methodological base for the off-hour lesson for the introduction of the gender-labor perspective in the general education system. According to the authors, in the future this will help to reduce gender inequality in the Russian labor market and will serve as an impetus for economic growth.
Keywords: gender inequality, labor market, lost profits, National strategy, after-hour activities.
Введение. Тендерная дискриминация на рынке труда как явление до сих пор не исчезла и является актуальной темой для многих национальных экономик. Тендерное неравенство в экономической сфере ведёт к неэффективному распределению трудовых ресурсов страны и снижает темпы экономического роста, поэтому злободневность затрагиваемой проблемы не вызывает сомнений. Исключительно уместной данная работа является в российских условиях, так как распоряжением Правительства Российской Федерации № 410-р 8 марта 2017 года была принята Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы [5]. Этот документ должен способствовать воплощению в жизнь в Российской Федерации принципа реального равенства возможностей для самореализации женщин и мужчин. Достижение запланированного результата планируется осуществить в том числе путём проведения информационных кампаний в общеобразовательных организациях.
Общественность в РФ на данном историческом этапе склонна уменьшать социальную значимость женщины, ограничивая её роли материнством, ведением домашнего хозяйства и одновременно недооценивать карьерный и личностный рост «слабого» пола. Экономика как наука выделяет несколько векторов в борьбе с дискриминацией женщин на рынке труда [15]. Одним из направлений является увеличение спроса на труд женщин. Конкретным инструментом этого направления может выступать организация просветительских кампаний по информированию граждан о законности прав на одинаковые возможности при трудоустройстве как мужчин, так и женщин. Однако эффект от подобных мероприятий часто (например, в странах ОЭСР) снижается из-за доминирования в сознании общества неписаных правил, традиций.
Действия по коррекции массовых традиционных устоев нужно начинать практиковать со школьной скамьи. Повышение участия женщин в общественно-политической жизни России Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 г.г. предлагает реализовать за счёт организации просветительских программ, в том числе, посредством деятельности образовательных учреждений. Данная статья обладает практической значимостью, потому что описанный здесь пример организации внеурочной деятельности в школе направлен на изменение существующих гендерно-трудовых стереотипов. Это в перспективе позволит ослабить тендерную дискриминацию на российском рынке труда и в общем повысить темпы функционирования экономики РФ.
Объектом настоящего исследования является тендерная дискриминация на рынке труда, предметом -организация внеурочной деятельности в школе при изучении данной темы. Цель изучения указанного вопроса - поиск возможностей уменьшения тендерного неравенства для увеличения темпов экономического роста через внедрение проблематики тендера в общеобразовательную систему. Для этого необходимо решить такие задачи: изучение состояния тендерной дискриминации на российском рынке труда; ознакомление с упущенными экономическими выгодами вследствие существования на рынке труда тендерной дискриминации; доказательство оптимальности внеурочной деятельности как пространства внедрения темы трудовой дискриминации по тендерному признаку; подборка наиболее подходящего направления внеурочной деятельности и конкретного курса; выяснение, какая возрастная категория учащихся больше подходит для знакомства с тендерными вопросами рынка труда; определение методической базы для введения обозначенной темы в школьный курс.
Изложение основного материала статьи. В качестве главного нормативного документа, который предотвращает нарушение прав трудящихся, на нашем отечественном рынке труда, выступает статья 3 первой главы части первой Трудового кодекса РФ «Запрещение дискриминации в сфере труда». Этот раздел декларирует равенство возможностей для каждого гражданина РФ при реализации его прав на труд [12]. Кроме того, в РФ права тендеров в сфере труда регулируют Конвенции №100 и № 156 МОТ, ратифицированные в 1956 и в 1998 годах соответственно [19].
Однако в реалиях российской экономики часто появляется противоречие между правовой базой и практикой, и, к сожалению, это можно заметить также в функционировании национального рынка труда.
На рынке труда России, как и в целом на международной арене, отмечается отставание доли женского населения, включённого в состав рабочей силы, от доли мужчин. Однако акценты в российской экономике стоят несколько иначе: процент участия женщин в трудоспособном возрасте выше общемирового (63,8% в 2016 г. против примерно 50%), а процент участия мужчин чуть ниже (75,9% против 76,1% в 2016 г.) [11, с15; 4]. Поэтому в нашей стране разрыв между трудоустроенными лицами двух полов меньше, чем в других странах.
Так, средняя величина тендерного разрыва с 2005 по 2016 год в России составляла 11,44 процентных пункта (далее п.п.), а наименьшее значение показателя за указанный период достигало 9,6 п.п. в 2005 году. Уже в отличие от мирового тренда, расхождение с 2005 года непрерывно росло и в 2016 году достигло своего пика в 12,1 п. п. Эта динамика выглядит ещё более угнетающей на фоне происходящего старения населения России [16]. Повышение вовлечения женщин в производственный процесс компенсировало бы снижение численности производительных сил в результате старения работников.
Если изучать занятость в неформальном секторе российской экономики, то в 2015 году по статистике Росстата в нём были задействованы 2,7% работающих женщин и 2,9% работающих мужчин. Структура теневой экономики была наполнена на 47% женским контингентом и на 53% мужским [3, с 63]. Доля участия женщин (2,7%) намного ниже общемировых показателей, вероятно, это свидетельство большей социальной защищённости россиянок. Впрочем, реалистичность таких данных можно поставить под вопрос, потому что обычно официально не работающие женщины вынуждены искать место трудоустройства в неформальном секторе.
На рынке труда в РФ явно присутствует профессиональная сегрегация. В 2016 году женскими традиционно были такие отрасли, как: оптовая и розничная торговля (60,8%), финансовая деятельность (67,7%), предоставление коммунальных услуг (69,2%), гостиницы и рестораны (73,5%), здравоохранение (78,2%) и образование (82,2%). Мы видим, что лидерами в этом списке являются образование и здравоохранение, однако в 2000 году первое место со здравоохранением разделял сектор гостиниц и ресторанов [10].
Нужно показать и другие изменения в структуре сегрегации, происходившие в течение последних пятнадцати лет. Максимальный отток женского персонала с 2000 года произошёл в строительной сфере и составил 8,8 п.п. А отраслью, которая наоборот, то есть больше других пополнилась лицами женского пола, было предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. К 2016 году прирост в ней составил 18,1 п.п. В целом, буквально каждый вид экономической деятельности потерял женщин в составе своего профессионального коллектива. Исключение из 16 отраслей составили только 5 сфер: оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность, государственное управление, образование и предоставление коммунальных услуг. Однако существенное приращение среди них претерпели лишь предоставление коммунальных услуг и государственное управление (рост на 5,8 п.п.).
Анализируя приведённые выше данные, мы приходим к выводу об усугублении профессиональной сегрегации на рынке труда России и углублении дискриминации женщин в доступе к конкретным специальностям.
К положительным показателям нашего национального рынка труда относится тендерный дисбаланс по уровню зарегистрированной безработицы за период 2005-2016 года. В 2016 году разрыв между женщинами и мужчинами был 0,43 п.п. (5,3% для женщин и 5,7% для мужчин) в пользу женщин. Однако уже с 2010 года происходит неуклонное сокращение этого позитивного разрыва (с 1,05 п.п. до 0,43 п.п.) [10].
Также нужно осознавать, сколько времени вынуждены тратить безработные женщины и мужчины на новое трудоустройство. Согласно данным российской статистики, в 2016 году среднее время поиска работы у женщин и мужчин составляли 7,8 месяца и 7,4 месяца соответственно. То есть, разность между женским и мужским населением по этому критерию равнялась 0,4 месяца не в пользу первых. Иначе говоря, безработные женщины в России пребывали в поиске другого места работы на 12-13 дней больше мужчин. К счастью, данное значение существенно улучшилось с 2000 года, когда оно насчитывало 0,9 месяца или 27-28 дней.
Косвенно к проблеме безработицы причастна проблема неполного рабочего времени. Статистическая информация о численности работников российских организаций, работающих неполный рабочий день по соглашению с работодателем, за 2014 год свидетельствует, что самое сильное давление испытывали сотрудники сферы гостиниц и ресторанов, научных исследований и разработок, предоставления коммунальных услуг и образования. Доля лиц, трудящихся неполное рабочее время, равнялась для них соответственно 9,2%, 4,9%, 3,7% и 3,3%. Такие данные наводят на предположение о дискриминации в отношении женщин в данном случае. Именно на них приходится основная часть списочного состава первой, третьей и четвёртой отраслей [9].
В экономической реальности России сохраняется разница в уровнях средней начисленной заработной платы женщин и мужчин, это обстоятельство подчёркивается также правительством страны [8]. В среднем женская зарплата составляла только 73% мужской зарплаты в 2015 году. Такие цифры смотрятся неудовлетворительно даже на фоне низких мировых показателей. Самый глобальный тендерный разрыв наблюдается в возрасте 35-39 лет, когда доля женской зарплаты составляет лишь 67% от мужской. Поразительно, что уже на стадии начала карьеры (20-24 года) тендерное расхождение оплаты труда равно 20%, причём это минимальный показатель для всех учитываемых возрастных групп.
Если рассуждать о категориях персонала, то здесь тоже возникает разность в зарплате. Она максимальна среди рабочих (37%) и минимальна среди специалистов (28%). В период с 2013 по 2015 год происходило сокращение диспропорции в категориях «рабочие» и «другие служащие» (улучшение на 1% и 2% соответственно), в то время как категории «руководители» и «специалисты» демонстрировали негативный тренд усиления неравенства (ухудшение обеих на 3%) [3].
Женщины в России больше мужчин восприимчивы к получению образования, однако равный уровень образованности вовсе не обеспечивает им одинаковое вознаграждение за труд. Наиболее остро ситуация складывается для обладателей среднего (полного) общего образования, где разрыв не в пользу женщин составляет 37%. Самым многообещающим является положение лиц со средним профессиональным
образованием, для них обнаруживается неравенство в 28%. Впрочем, остальные уровни образования в 2015 году показали несоответствие зарплат по тендерному признаку не менее чем на 30%.
Реальное равенство полов можно увидеть в области пенсионного обеспечения граждан РФ. Соотношение среднего размера пенсий женщин к размеру пенсий мужчин в течение последних пятнадцати лет колеблется между значениями 93% и 95%. В 2015 году наблюдается самая лучшая отметка данного промежутка.
Россиянки, так же, как и женщины заграницей, меньше внимания уделяют формальной работе и больше времени посвящают неоплачиваемой работе по дому. Об этом говорит статистика распределения суточного фонда времени работающих в городской местности лиц в возрасте 15 лет и более в будние дни за 2015 год [3].
Работа занимает 34% общего фонда времени у мужчин, а у женщин она составляет лишь 29,8%. Мужское население активнее задействует связанное с работой внерабочее время (5,3% против 4,0% у женщин); свободное время (11,9% против 9,0% у женщин); время на удовлетворение физиологических потребностей (43,1% против 42,8% у женщин). Женщины опережают мужчин только по времени ведения домашнего хозяйства: у женщин 11,2%, у мужчин 3,7%. Такое распределение не только препятствует самореализации женщин в профессиональной сфере, но и наносит ущерб эффективности их действий на рабочем месте.
Чтобы глубже понять суть проблемы, познакомимся с качественной стороной мероприятий, которые посещают граждане в нерабочее время. Так, 58,2% женщин и 41,8% мужчин в 2014 году посетили хотя бы одно культурно-развлекательное мероприятие. Если углубиться до вида мероприятий, то из 7 разновидностей лишь по подпункту «спортивное мероприятие» мужчинам удалось опередить женщин: 62,7% и 37,3%. Остальные подразделы (кинотеатр; театр; концерт; музей; кафе; религиозное учреждение) демонстрируют значительное преимущество женщин в уровне культуры и социальной активности. Этот факт мог бы стать хорошей основой для привнесения в российскую действительность цепочек благоприятного взаимовлияния. Тогда бы матери с высокими культурно-общественными навыками стали примером для воспитываемых дочерей.
Последствия существования дискриминации по половому признаку на рынке труда негативные и серьёзные. Из-за неё страдают не только сами дискриминируемые женщины, но и трудоустраивающие фирмы, и в целом экономика страны. Самым общим итогом тендерной дискриминации в рамках народного хозяйства является неэффективное распределение производительных сил. Но для осознания масштабов влияния, необходимо на примерах оценить степень воздействия этой внерыночной силы на экономику. Сотрудники Международного Валютного Фонда указывают на наличие пяти основных макроэкономических последствий тендерного неравенства и приводят соответствующую статистику, опираясь на работы конкретных исследователей [15].
Возникают конкретные макроэкономические потери в связи с отсутствием у женского населения возможностей для полной реализации своего трудового потенциала. В отдельных регионах, по оценкам, потери подушевого ВВП из-за тендерной дифференцированное™ рынка труда составляют до 27%. В то же время, есть большой задел для роста ВВП стран с помощью увеличения доли женщин, вовлечённых в состав рабочей силы, до уровня доли работающих мужчин. В частности, данный зазор составляет: в США 5%, в Японии 9%, в Объединённых Арабских Эмиратах 12%, в Египте 34%.
По данным Международной организации труда в мире насчитывается 865 миллионов женщин, которые могли бы привнести более ощутимый вклад в их национальные хозяйства. Из этого числа 812 миллионов проживают либо в развивающихся странах, либо в странах с формирующимся рынком. Если в Северной Америке женское население создаёт до 40% ВВП, то в таких регионах, как Индия, Ближний Восток и Южная Азия женский вклад в два раза меньше и равняется 20%. В целом, уничтожение тендерного неравенства способно повысить общемировой экономический рост на 8% или 12 трлн. долл. к 2025 году по данным компании МсКтшеу [18]. Однако по последним оценкам Международной организации труда в 2017 году сокращение тендерного разрыва в занятости мужчин и женщин на 0,25% повысит мировой ВВП на 3,9% или 5,8 трлн. долл. к 2025 году [4].
Повышение доли женщин, входящих в состав рабочей силы, может сгенерировать импульс для экономического роста в тех странах, где быстрое старение населения приводит к сокращению объёмов производительных сил. Так, если бы в Японии коэффициент включённости женщин в состав рабочей силы достигнул его среднего значения среди стран Большой семёрки, то потенциальный годовой темп роста экономики страны повысился бы примерно на 0,25 процентных пункта. Принимая во внимание более высокую степень образованности женщин, увеличение доли их участия в производстве привело бы к росту общего уровня квалификации производительных сил.
Ситуация со стареющим населением актуальна и для экономической реальности России. Согласно прогнозам консалтинговой компании МсЮшеу численность трудоспособного российского населения с 2014 по 2025 год сократится на 5 млн. человек (с 76 млн. до 71 млн.), но повышение участия женщин в производстве ВВП позволит сократить эти потери до 2 млн. человек [18].
Если расширить перспективы женщин на получение и контроль доходов, то можно повысить уровень экономического развития в развивающихся странах. Далее это приведёт к возрастанию доли девочек, обучающихся в школах.
По сравнению с мужчинами, женская часть населения активнее инвестирует большую часть доходов семьи в детское образование. Как выяснила Международная организация труда, оплачиваемая и неоплачиваемая работа женщин скорее выступает самым сильным стимулом сокращения бедности в странах с развивающейся экономикой. Таким образом, возрастание доли участия женщин в рабочей силе и параллельный рост их доходов создадут предпосылки для увеличения расходов семей на школьное образование. На таком фоне может возникнуть цепочка благоприятного взаимовлияния, когда образованные матери станут ролевыми моделями для своих дочерей, в чьё образование они вкладывают средства. Препятствием экономического роста в развивающихся странах является ограничение женских возможностей, а наличие экономического роста как такового, напротив, способствует улучшению условий.
По причине неравного доступа к ресурсам и факторам производства наблюдается потеря производительности в фирмах, которые находятся в собственности женщин. Исследователи установили, что главной причиной отрыва по производительности компаний, где владельцами выступают мужчины, является степень доступности производственного сырья. Согласно мнению представителей Всемирного банка,
сокращение этого отставания посредством обеспечения равной доступности продуктивного сырья могло бы способствовать общему увеличению объёмов выпуска продукции.
Неравные условия трудоустройства для женского и мужского населения влекут за собой неэффективное использование имеющегося кадрового фонда, и, как следствие, происходит снижение темпов экономического роста.
Были найдены подтверждения существованию положительного эффекта в достижениях фирмы, когда в верхнем эшелоне руководства или в совете директоров присутствуют женщины. Так, работа компании МсЮшеу свидетельствует о возрастании рейтинга фирмы по девяти показателям качества организационной среды (контроль, координация, условия труда, ценности компании и лидерство), если в числе сотрудников высшего руководства представлено три и более женщин. Впрочем, ранее в других исследованиях уже был установлен факт наличия положительной зависимости финансовых результатов компании от тендерного разнообразия трудового коллектива.
Можно улучшить качественность корпоративного управления в целом за счёт тендерного разнообразия, потому что это повлечёт расширение спектра мнений. В дополнение нужно сказать о вероятности лидерства компаний с женским руководством на таких потребительских рынках, где доминирующие позиции занимают покупательницы-женщины. Также, если пересмотреть в пользу женщин состав лиц, в чьи обязанности входит принятие решений, можно было бы снизить процент финансовых операций с высокой степенью риска (часто эти сделки проводят трейдеры-мужчины).
Возвращаясь к анализу данных российской статистики, мы вынуждены признать, что положение женского населения Российской Федерации по-прежнему не отвечает требованиям Декларации Организации Объединённых Наций № 70/1 от 25 сентября 2015 г. по обеспечению эффективного и всестороннего вовлечения женщин в экономическую жизнь общества. Согласно Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, российское государство планирует реализацию комплекса мер по предотвращению общественно-политической дискриминации женщин. Одним из инструментов по борьбе с тендерным неравенством в рамках Стратегии выбрано проведение информационно-просветительских кампаний. Площадками для реализации таких мероприятий должны стать образовательные учреждения, и, в том числе, общеобразовательные организации.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 (статьи 12, 28) общеобразовательная организация обязана самостоятельно разрабатывать для себя основную образовательную программу, определяющую содержание, цели и задачи общего образования [14]. При этом учреждение должно опираться на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС общего образования) и примерную основную образовательную программу [13].
Реализация основной образовательной программы общеобразовательного учреждения происходит посредством урочного и внеурочного видов учебной деятельности. Как указано в Письме Минобрнауки России «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14.12.2015 № 09-3564, внеурочная деятельность носит обязательный характер, и данная директива поддаётся логическому обоснованию. Именно внеурочная деятельность школы в большей степени направлена на личностное развитие школьников (в спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном и общекультурном аспектах). Необходимо подчеркнуть, что эти два вида учебной деятельности - урочная и внеурочная - дополняют друг друга и, только будучи применяемы совместно, позволяют максимизировать продуктивность процесса обучения [17].
Изучение темы «Тендерная дискриминация на рынке труда» в школе должно воздействовать на ценностно-смысловые составляющие личности ребёнка, способствовать взращиванию в нём позиции гражданской свободы. Поэтому именно внеурочная деятельность является наиболее подходящим пространством для внедрения данной тематики в систему общего образования.
Основной целью изучения в школе тендерной дискриминации на рынке труда является постепенная трансформация общественного мнения и осознания законности равных трудовых прав для обоих тендеров. Казалось бы, сложность предлагаемого материала подразумевает его внедрение только на завершающем этапе общего образования, то есть в рамках старшей школы. Однако стоит обратить внимание на то, что в данном возрасте старшеклассники вступают в период ранней юности, когда главенствующую роль для них начинают играть собственные ценности, а внешнее влияние имеет всё меньшее воздействие [2, с. 94-118]. Во младшем же школьном возрасте, напротив, важнейшими внешними факторами развития самосознания ребёнка выступают семья и школа.
Поэтому наиболее подходящим промежутком для общественного воздействия на формирование новой модели тендерных ролей является подростковый возраст, в котором у школьников только начинает складываться собственное мировоззрение. Если говорить конкретно - самое начало подросткового возраста (10-11 лет). На этой стадии в сознании ребёнка уже заложены некоторые социальные традиции, но личностного их принятия или непринятия ещё не произошло.
Реализация внеурочной деятельности в контексте осуществления основной образовательной программы учреждения происходит на основе плана внеурочной деятельности на учебный год. Содержательным наполнением данного плана определяются временные объёмы, формы организации, структура и состав внеурочных направлений. Так как оптимальным возрастом для внедрения в школьное образование темы «Тендерная дискриминация на рынке труда» мы обозначили начало подросткового возраста, то в качестве гипотетической площадки размещения указанной тематики использовались годовой и недельный планы внеурочной деятельности для У-У11 классов [7]. Как будет показано ниже, включение тендерной трудовой тематики в общее образование возможно провести, например, на базе ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга, осуществляющего апробацию ФГОС основного общего образования.
В рамках различных направлений внеурочной деятельности планы данного учреждения включают внеурочный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» или «ОДНКНР», раскрывающий духовно-нравственный аспект внеурочной деятельности. Именно при прохождении этой программы в У классе затрагивается тендерный аспект через рассмотрение женской и мужской социальных ролей. Поэтому для школы №86 введение темы «Тендерная дискриминация на рынке труда» актуально как раз на этой стадии изучения курса «ОДНКНР». Такая рекомендация сохраняется в целом для всех организаций общего образования, организующих внеурочную деятельность школьников по данной программе.
ГБОУ СОШ №86 осуществляет обучение школьников V класса курсу «ОДНКНР» по нескольким пособиям, в том числе, по учебнику Бунеева Р.Н. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 5 кл.», который ориентирован на ФГОС. Здесь особенно важно, что тематическая градация этого пособия позволяет указать конкретное место вероятного внедрения темы «Тендерная дискриминация на рынке труда» [1, с. 3]. А именно, речь идёт о параграфах 6-7 «Образцы женского поведения» второй главы («Какие правила мужские, а какие - женские?»). В конце этого раздела, на страницах 75-77, ученикам предлагается выполнить два активных упражнения, нацеленные на формирование у детей модели женского поведения в аспектах домашнего быта и профессиональной карьеры.
Первое упражнение базируется на описании разговора трёх старушек, которые обсуждают сложившиеся жизненные практики двух соседских семей [1, с. 75-77]. В одной семье женщина выполняет исключительно обязанности матери, ведёт домашнее хозяйство, а материальное обеспечение семьи полностью возложено на мужа. Одна из бабушек к такому положению вещей относится негативно, другая - позитивно, а третья вообще ставит в пример другую соседскую семью, где мать успевает и за домом хорошо следить, и на работе быть успешным врачом.
При анализе данного текста появляется возможность раскрыть образ многогранности социальных функций женщины и позитивно обособить в нём профессиональную роль. Для этого в организуемом с учениками диалоге необходимо максимально отразить положительные моменты, связанные с выходом женщины на рынок труда. Это - поступление дополнительных доходов в семью, личностная самореализация на рабочем месте, в целом повышение общественной выгоды и т.д. Конечно, о минусах погружения женщины в профессиональную деятельность тоже нужно упомянуть, чтобы дети не забывали, что всё-таки первостепенное значение женщины для общества заключается в её способности быть матерью.
Во втором упражнении автор учебника намерен побудить учащихся к рассуждению о реальных ситуациях из жизни троих разных детей. Родители первого мальчика много работают, однако устройством домашнего быта семьи занимается только мама (вплоть до починки электроприборов), и это очень сильно её утомляет. У второй девочки история противоположная: также работают и мать, и отец, но мама больше погружена в профессию, так как она занимает руководящую должность. Вследствие этого всю работу по дому (вплоть до приготовления пищи) выполняет папа. В семье третьей девочки развивается наиболее неблагоприятный сценарий, когда отец не трудоустроен и ведёт разгульный образ жизни, а мать одна «горбатится» на работе и также имеет пристрастие к алкогольным напиткам. Поэтому девочка вынуждена сама брать на себя функции по присмотру за младшим братом и по поддержанию хозяйства в доме.
Именно второе упражнение позволяет закрепить на частных примерах критическое осмысление социальных ролей женщины, которое в первом упражнении было лишь обозначено в общих чертах. Так, при обсуждении примера из жизни первого мальчика необходимо говорить о перекосе в распределении домашних обязанностей не в пользу женщины, из-за чего снижается эффективность выполнения домашних работ и, как следствие, страдает даже эффективность пребывания матери на рабочем месте. Важно, что семья в таком случае несёт двойные потери, от обоих этих последствий.
Анализ истории второй девочки должен продемонстрировать ученикам подводные камни полного погружения женщины в карьеру. Надо объяснить детям, что при таком образе жизни не происходит смены видов деятельности, женщина не только чрезмерно устаёт, но и упускает возможность реализации себя в бытовой сфере. Однако тут важно акцентировать внимание школьников и на плюсах вовлечения мужчины в домоводство. Это также можно проиллюстрировать примерами скандинавских стран, где отпуск по уходу за ребёнком поровну делится между матерью и отцом.
Наконец, разговор о жизненном примере третьей девочки выведет детей на понимание того, что залогом успешной самореализации женщины во всех спектрах является приоритетное участие мужчины в материальном обеспечении семьи. У мамы девочки из третьего примера явно присутствуют психологические проблемы, которые побуждают её к алкоголизму и демотивируют к работе по домашнему хозяйству. Это происходит вследствие трудовой незанятости мужа и по причине неудовлетворённости женщины своей профессией или занимаемой должностью.
К сожалению, авторская формулировка заданий к описанным упражнениям не даёт прямого выхода на гендерно-трудовую проблематику. Однако, текстовое наполнение этих упражнений непосредственно её содержит, и поэтому, чтобы при разборе предложенных в упражнениях ситуаций вывести учеников на переосмысление тендерного аспекта в сфере труда, школьному педагогу нужно самостоятельно сформулировать грамотные устные инструкции. При соответствующем выборе слов и точном понимании цели задания результат будет достигнут.
Выводы. В сегодняшней реальности происходит историческое переосмысление роли женщины, происходит трансформация её экономической значимости. Например, становится ясно, что нельзя преуменьшать вклад женщин в создание ВВП, что вытеснение женщин с рынка труда приводит к неэффективному распределению ресурсов в экономике. Реализация положений Национальной стратегии действий в интересах женщин должна способствовать коррекции массовых традиционных устоев российского общества. Осуществление Национальной стратегии будет проводиться, в том числе, в рамках организации информационных кампаний и деятельности образовательных учреждений.
Как было показано в данной статье, наиболее подходящим возрастом для внедрения в школу гендерно-трудовой проблематики является начало подросткового возраста (10-11 лет) или категория учащихся V класса. В этот период у ребёнка только начинает формироваться мировоззрение и личное мнение по множеству жизненных позиций.
Осуществление Национальной стратегии будет производиться в течение двух последовательных этапов. Ближайший этап (2017 - 2018 года) предполагает формирование плана мероприятий, механизма их осуществления и подготовку конкретной методической базы. А осуществление запланированных действий по улучшению положения женского населения в России (среди нескольких сфер также выделены экономическая и социальная) будет проходить только на втором этапе 2019-2022 года. Однако, уже сейчас структура отечественного образования имеет хороший задел для воплощения в реальность информационно-просветительских мер по осознанию законности равных прав для женщин и мужчин.
Например, для ведения информационной борьбы с тендерной дискриминацией на российском рынке труда можно использовать внеурочную программу общего образования «ОДНКНР», куда с лёгкостью можно интегрировать данную тематику. Так, упражнения на стр. 75-77 учебника Бунеева Р.Н. «Основы духовно-
нравственной культуры народов России. Светская этика. 5 кл.» могут стать качественной площадкой для изучения учащимися темы трудовой тендерной дискриминации. Правильная трактовка текстового материала данных упражнений была бы успешна как практика проведения просветительской деятельности образовательными учреждениями на тему тендера.
Литература:
1. Бунеев, Р.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений [Текст] / Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева - М.: Баласс. 2012. - 128 с.
2. Шапатина, О.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методический комплекс для специальности 030301.65 Психология [Текст] / О.В. Шапатина, Е. А. Павлова - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2007. - 204 с.
3. Женщины и мужчины России [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - 2016. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_50/Main.htm (дата обращения: 24.01.17)
4. Миклашевская, А. Женщинам не дают двигать экономику / А. Миклашевская // Коммерсантъ. -31.03.2018. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3591183 (дата обращения: 01.04.18)
5. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы [Электронный ресурс] // Портал Евразийское женское сообщество. - Режим доступа: http://eawfpress.ru/about/organizatsiyam/strategia2017.php. (дата обращения: 28.03.17)
6. Письмо Минобрнауки России «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14.12.2015 № 09-3564 [Электронный ресурс]: Портал Городской методический центр - Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/izo/normativnye-dokumenty/pismo-minobrnauki-rossii-o-vneurochnoj-deyatelnosti-i-realizatsii-dopolnitelnykh-obshcheobrazovatelnykh-programm-ot-14.html. (дата обращения: 28.03.17)
7. План внеурочной деятельности государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №86 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год [Электронный ресурс]: Сайт ГБОУ СОШ №86 - Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/up%20out%2016-17.pdf (дата обращения: 01.04.17)
8. Пугачёва А., Пашаева Я. Тендерный доход [Электронный ресурс] / А. Пугачёва, Я. Пашаева // Коммерсантъ. - 28.02.2017. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3228787 (дата обращения: 04.02.17)
9. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - 2015. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm (дата обращения: 24.01.17)
10. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - 2017. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_13/Main.htm (дата обращения: 01.04.18)
11. Труд и занятость в России [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - 2017. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_36/Main.htm (дата обращения: 01.04.18)
12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2001. - 31.12. - Режим доступа: http://rg.ru/2001/12/31/trud-dok.html. (дата обращения: 09.04.16)
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Федеральный портал «Российское образование». - 2010. - 50 с. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf (дата обращения: 28.03.17)
14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2012. - N303 - Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 28.03.17)
15. Эльборг-Войтек К., Невяк М., Кочхар К., Фабрицио С., Кподар К., Уинжендер Ф., Клементе Б., Шварц Г. Женщины, труд и экономика. Макроэкономические выгоды тендерного равенства [Электронный ресурс] / К. Эльборг-Войтек , М. Невяк, К. Кочхар, С. Фабрицио, К. Кподар, Ф. Уинжендер, Б. Клементе, Г. Шварц // Документ персонала МВФ для обсуждения. - 2013. - N 10 - Режим доступа: https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/sdn/2013/sdn1310r.pdf (дата обращения: 29.12.16)
16. Гонтмахер Е.Ш. Проблема старения населения в России / Е.Ш.Гонтмахер // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - N 1. - С. 22-29.
17. Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 100-104.
18. Окунь, С. Каждая кухарка может добавлять государству / С. Окунь // Коммерсантъ. - 2015. -N 177. - С. 1.
19. Сыченко, Е.В. Реализация положений конвенции МОТ №103 «Об охране материнства» в трудовом законодательстве России [Текст]/Е.В. Сыченко//Журнал правовых и экономических исследований. - 2012. -№2. - С. 64-68
Педагогика
УДК: 378.2
доктор экономических наук, профессор Лаврентьев Валентин Александрович
Нижегородский государственный университет имени Н. И.Лобачевского (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Курылев Александр Игоревич
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье проводятся авторские исследования о необходимости повышения финансовой грамотности среди молодежи нашей страны и рассматривается вопрос о включении такого предмета, как финансовая грамотность в общеобразовательную систему для улучшения положения личности в обществе, а так же разбираются традиционные подходы к преподаванию финансовых дисциплин и вместе с тем более эффективные методы, приводится перечень знаний, которыми должен обладать финансово - подготовленный человек.
Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовый рынок, финансовое образование, студенты, экономическая сфера.
Annotation. The article presents the author's study on the need to improve financial literacy among the youth of our country and the need to introduce such a subject as financial literacy in the system of General education to improve the position of the individual in society, as well as understanding of traditional approaches to teaching financial disciplines and at the same time more effective methods, a list of knowledge that should have financially trained individuals.
Keywords: financial literacy, financial market, financial education, students, economic sphere.
Введение. В настоящее время, когда общество не мыслит своего развития без финансовых рынков и институтов, многие граждане нашей страны, в том числе и молодые люди не могут спланировать свои доходы и расходы, даже на короткую перспективу, и зачастую возлагают на себя финансовые риски, не осознавая возможных последствий. Неосведомленность граждан негативно сказывается не только на их личном благосостоянии, но и на неправильном выбором контрагента на финансовом рынке, на выборе финансовой услуги, в принятии неверных решений в сфере финансов личного характера, или отсутствие этих решений при занимании пассивной позиции, по отношению к личным финансам, а так же оказывает огромное негативное влияние на развитие финансовых рынков и в целом всей экономики страны. Все приведенные выше аргументы обуславливают необходимость повышения финансовой грамотности среди различных слоев населения нашей страны, особенно молодежи.
Молодое поколение плохо разбирается в финансовых вопросах, из-за отсутствия жизненного опыта, отсутствия обучения в данной сфере, так как осмысление финансовой информации потребует немалых усилий и навыков. Соответственно, молодые люди выходят во взрослую жизнь совершенно неподготовленными для обеспечения личной финансовой устойчивости, предпочитают избегать принятия на себя какой-либо ответственности, становятся инфантильными в финансовых вопросах и не готовы концентрировать внимание, чтобы осмыслить сложную финансовую информацию, либо вообще считают ее не нужной и бесполезной. Авторами был проведен опрос среди студентов вузов и учащихся старших классов, результаты которого показали, более половины из них ничего не знает о программах государственного софинансирования пенсионных накоплений, о страховании вкладов населения, около трети всех опрошенных рассчитывают, что государство в любой ситуации компенсирует им потери.
Но в условиях кризиса и санкций, объявленных России странами ЕС и США, быть финансово неграмотным совсем невыгодно. У людей растет спрос на получения знаний в сфере экономики и финансов.
Формулировка цели статьи. Воспитание молодого человека, который обладает рассудительным, здравомыслящим финансовым разумом, человека, умеющего принимать решения и знающего как обеспечить личную финансовую безопасность, а также собственное благосостояние, человека, который готов вносить свой вклад в отечественную экономику и способствовать стабильному развитию экономической системы на мировом уровне - это одна из приоритетных задач современного образования. [3] Повышение финансовой грамотности молодых людей сможет облегчить им адаптацию во взрослой жизни, стать трамплином в карьере.
Финансовая грамотность представляет собой комплексность знаний, установок, умений, навыков в сфере финансов, а также совокупность личностных характеристик в социально-педагогической сфере, все это помогает человеку сформировать и успешно выполнять разные социально-экономические роли. Финансовая грамотность помогает определить уровень финансовых взаимоотношений учащегося с социумом, а также является составляющей его социальной компетентности. Полученные знания, навыки, умения и установки в финансовой сфере образуют деятельный, когнитивный, ценностно-мотивационный компоненты финансовой грамотности.
Деятельный компонент подразумевает организаторские, аналитические, исследовательские умения и навыки, которые позволяют осуществить организацию личной деятельности в сфере финансов, и определить способы по совершенствованию финансовой деятельности.
Когнитивный компонент подразумевает систему знаний в сфере личных финансов, полученные знания помогают адекватно оценить реальные финансовые ситуации, найти и применить нужную информацию для их разрешения, а также помогают развить финансовую компетентность, в процессе самообразования.
Ценностно - мотивационный компонент подразумевает личностно важные мотивы, ответственность в деятельности финансов, положительный взгляд на повышение финансовой грамотности, проявление доверия к финансовым институтам и самостоятельность.
Изложение основного материала статьи. Анализ личностной финансовой грамотности, проведенный авторами статьи, показал следующие результаты: 12,5% опрошенных считают себя финансово грамотными людьми, 55% скорее считают себя финансово грамотными людьми, а вот 27,5% скорее не считают себя