17. Чибаков А. С. Исследование развития познавательной активности учащихся в условиях среднего профессионального образования // Научный диалог. - 2016. - № 4 (52). - С. 395-406.
18. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher. - Espacios. - 2017. - Т. 38. - № 25. - С. 9.
Педагогика
УДК 338.054.23 (37.035.1)
магистрант 2 курса Курганская Мария Юрьевна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат экономических наук, доцент Пертая Мария Владимировна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОСЛАБЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА
Аннотация. Работа посвящена проблеме гендерной дискриминации на рынке труда в отношении российских женщин. Приведены данные статистки, отражающие неравенство в уровне занимаемых должностей и в распределении работы по дому. Авторы рассматривают причину непропорционального распределения суточного фонда времени женщин и мужчин. Опираясь на предпосылки массового введения раздельного обучения в СССР в 1943 г., они делают вывод о постепенном искажении гендерных моделей в сознании российского общества. Авторы считают необходимым введение гендерной проблематики в систему общего образования. В перспективе это будет способствовать ослаблению гендерного неравенства на российском рынке труда и послужит импульсом для экономического роста.
Ключевые слова: гендерное неравенство, уровень должностей, домашние обязанности, гендерные модели поведения, школьное образование.
Annotation. The work is devoted to the problem of gender discrimination in the labor market against Russian women. There is data of statistic that represent the disparity in the level of posts held and in the distribution of housework.
The authors consider the reason of the disproportionate distribution of the daily fund of time for women and men. Relying on the prerequisites for the mass introduction of separate education in the USSR in 1943, they conclude that there is gradual distortion of gender models in the minds of Russian society. The authors consider it is necessary to introduce a gender perspective into the general education system. In the future, this will help to reduce gender inequality in the Russian labor market and will serve as an impetus for economic growth.
Keywords: gender inequality, level of posts, household duties, gender patterns of behavior, school education.
Введение. Гендерная дискриминация на рынке труда как явление до сих пор не исчезла и является актуальной проблемой для многих национальных экономик. Гендерное неравенство в экономической сфере ведёт к неэффективному распределению трудовых ресурсов страны и снижает темпы экономического роста, поэтому злободневность затрагиваемой проблемы не вызывает сомнений. Исключительно уместной данная работа является в российских условиях, когда распоряжением Правительства Российской Федерации № 410-р в лице Председателя Правительства Д.А. Медведева 8 марта 2017 года была принята Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы [4]. Этот документ должен способствовать практическому воплощению в России принципа реального равенства возможностей для самореализации женщин и мужчин.
Общественность в РФ на данном историческом этапе склонна уменьшать социальную значимость женщины, ограничивая её роли материнством, ведением домашнего хозяйства, и, одновременно, недооценивать карьерный и личностный рост слабого пола. Экономика как наука выделяет несколько векторов в борьбе с дискриминацией женщин на рынке труда [5]. Одним из таких направлений является увеличение спроса на труд женщин. Конкретным инструментом этого направления может выступать организация просветительских кампаний по информированию граждан о законности прав на одинаковые возможности при трудоустройстве как мужчин, так и женщин. Однако эффект от подобных мероприятий часто (например, в странах ОЭСР) снижается из-за доминирования в сознании общества неписаных правил, традиций.
Повышение участия женщин в общественно-политической жизни России Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 г.г. предлагает реализовать за счёт организации просветительских программ, в том числе, посредством деятельности образовательных учреждений. Действительно, мероприятия по коррекции массовых традиционных устоев нужно начинать практиковать с самой школьной скамьи, когда в сознании ребёнка уже заложены некоторые социальные традиции, но личностного их принятия или непринятия ещё не произошло. Однако в этой статье мы хотим обратить внимание на ещё один фактор, обуславливающий важность изучения гендерной проблематики в рамках системы общего образования. На наш взгляд, это будет не только способствовать коррекции традиций и неписанных правил в массовом сознании российского общества, но и в перспективе послужит мощным стимулом для экономического роста национального хозяйства РФ.
Изложение основного материала статьи. Если обратиться к наиболее значимой проблеме гендерного неравенства в России - возникновению разрыва в сфере оплаты труда (в среднем женская зарплата составляла только 73% от мужской в 2015 году [3]), мы увидим, что дискриминация женщин здесь складывается по двум основным причинам. Во-первых, женщины реже мужчин занимают руководящие должности; во-вторых, в бытовой сфере существует неравномерное распределение домашних обязанностей и в целом перекос у женщин в распределении суточного фонда времени не в пользу трудовой занятости.
Так, ознакомимся с результатами исследования Grant Thornton International «Women in business 2017: New perspectives on risk and reward», в ходе которого было опрошено 10000 топ-менеджеров из 36 стран мира по различным отраслям промышленности и сферы услуг [1]. Здесь утверждается, что Россия продолжает лидировать по количеству женщин на руководящих постах среди стран всего мира (47% управленческих позиций занимают женщины). Однако, останавливаясь подробнее на уровне должностей и сферах деятельности, мы видим, что речь идёт скорее о среднем, а не высшем эшелоне руководства.
Около 23% женщин-менеджеров возглавляют в компаниях службы персонала, 19% находятся на должности финансового директора, 12% - на позиции исполнительного директора. Но на вершинах карьерной лестницы женщины встречаются крайне редко: в качестве руководителя ИТ-службы 4%; президента компании 3%; управляющего вице-президента 3%; директора компании 3%. Таким образом, неравномерное присутствие женщин и мужчин на руководящих должностях для российской экономики - всё ещё актуальная реальность, а более благополучно ситуация выглядит только среди менеджеров среднего звена. Поэтому различия по уровню должностей продолжают негативно влиять на гендерный разрыв в области оплаты труда женщин и мужчин в России.
Далее поговорим о роли российских женщин в организации домашнего быта. В нашей стране женщины меньше времени посвящают формальной работе и большее внимание уделяют неоплачиваемой работе по дому - об этом свидетельствует статистическая информация о распределении суточного фонда времени работающих в городской местности лиц в возрасте 15 лет и более в будние дни за 2015 год [3].
Работа занимает 34% общего фонда времени у мужчин, в то время как у женщин она составляет лишь 29,8%. Мужское население больше задействует связанное с работой внерабочее время (5,3% против 4,0% у женщин); свободное время (11,9% против 9,0% у женщин); время на удовлетворение физиологических потребностей (43,1% против 42,8% у женщин). Женщины опережают мужчин только по показателю времени ведения домашнего хозяйства: у женщин 11,2%, у мужчин 3,7%. Очевидно, что такое распределение препятствует самореализации женщин в профессиональной сфере.
Примечательно, что категория «ведение домашнего хозяйства» разбивается на 7 составляющих частей, и сразу по шести из них (покупка товаров; приготовление пищи, мытьё посуды; стирка, глажка, шитьё; уход за помещением; уход за детьми; прочие виды труда) временные затраты женщин превышают затраты мужчин. Исключение составляет только подпункт «получение бытовых услуг», где у мужчин насчитывается 2 мин., а у женщин 1 мин.
В то же время в категории «свободное время» складывается полностью противоположная картина. Она включает в себя 9 подпунктов, по восьми из которых выигрывают мужчины (посещение кино; просмотр телевидения; чтение; хобби; занятие спортом; передвижение к месту отдыха; прочие виды отдыха; общественная деятельность). Лишь подпункт «прогулки» у мужчин занимает 5 мин., а у женщин 7 мин., впрочем, это может быть связано с подразделом предыдущего абзаца «уход за детьми». Получается, российские женщины вынуждены много времени посвящать работе по дому, в то время как их мужья-мужчины имеют большой запас свободного времени.
Таким образом, мы не можем не заметить диспропорции в ежедневном женском расписании, которые препятствуют полноценному выходу женщины на рынок труда и продвижению её по карьерной лестнице. Кроме того, именно данные перекосы становятся причиной недостаточно высокого, по сравнению с мужчинами, уровня женских доходов в России.
Обобщая две изначально указанные нами причины различия в уровнях оплаты труда женщин и мужчин (разница в должностях и разница в домашней занятости), мы понимаем, что в целом российской женщине просто не хватает времени, чтобы обеспечить себе столь же высокий уровень дохода, как у мужчины. Женщина в России слишком перегружена в бытовой сфере, причём пункты её «перегруза» часто не относятся к чисто женским ролям в семье. Например, пункты «покупка товаров» и «уход за детьми», несомненно, относятся и к мужским обязанностям тоже. Покупки в магазинах зачастую требуют больших физических усилий при транспортировке, а забота о детях обязательно включает их взаимодействие с отцом как с образцом и воспитателем мужских качеств (не говоря уже о физических усилиях при взращивании детей -трудностях передвижения коляски в младенческом возрасте и т.д.).
Мы наблюдаем сплошное недовыполнение российскими мужчинами своих прямых обязанностей в области бытовой семейной жизни, которое неуклонно передаётся следующим поколениям. В этом, на наш взгляд, существует большая доля вины школы как агента социализации, потому что с 1954 года система общего образования в России практически полностью перестала транслировать своим воспитанникам модели женской и мужской гендерных ролей.
Дело в том, что в 1954 году в массовом порядке прекратило своё существование раздельное обучение мальчиков и девочек, введённое во всех советских школах в 1943 году [2]. К предпосылкам введения мужских и женских школ тогда относились не только различия в умственном и физическом развитии детей разного пола, но также то обстоятельство, что при совместном обучении мальчиков и девочек они начинают взаимно приобретать черты друг друга. Так, мальчики становятся более женственными, а девочки - более мужественными. Из-за этого начинается размывание моделей женского и мужского поведения. И далее «на выходе» мы получаем поколение слабохарактерных мужчин, не видящих чётко своего места в трудовом быту, предпочитающих избегать ответственности при воспитании потомства, и чрезмерно сильных характером женщин, готовых взвалить весь быт семьи и воспитание детей себе на плечи.
С 1954 года, с отменой раздельного обучения, школы в СССР полностью перестали транслировать детям образцы женского и мужского поведения. Этот пробел никак не был компенсирован, даже соответствующего урока в предметном расписании не появилось. Более того, как мы видим из предыдущего абзаца, с этого времени школы стали буквально способствовать размыванию гендерных моделей в детском сознании. На наш взгляд, последствия именно этого явления до сих пор претерпевает на себе экономическое хозяйство России.
Выводы. Российские мужчины стабильно недовыполняют свои семейные обязанности по воспитанию детей и помощи в некоторых бытовых операциях. В то же время женщины в РФ сильно загружены домашней работой, и им просто не хватает времени для полноценной реализации своего трудового потенциала. Отсюда возникают различия в уровнях оплаты труда женщин и мужчин (женщина получает меньше оплаченных часов) и разница в уровне занимаемых ими должностей. Таким образом складывается гендерная дискриминация на рынке труда.
В данной статье мы настаиваем на необходимости включения в систему общего образования изучения гендерных ролевых моделей как главного инструмента по борьбе с гендерной дискриминацией на рынке труда. С помощью специального курса у детей можно сформировать ясное представление о том, кто и какие функции выполняет в семье. В будущем такие поколения возвратят в институт семьи здравое распределение домашних обязанностей, и это позволит женщинам больше времени посвящать работе. Таким образом, российская экономика испытает толчок к сокращению гендерных разрывов в уровне оплаты труда и уровне
занимаемых должностей. А когда гендерное неравенство ослабнет, эффективность функционирования экономики России повысится.
Литература:
1. Women in business 2017: New perspectives on risk and reward [Электронный ресурс] // Grant Thornton International. - 2017. - Режим доступа: https://www.fbk.ru/upload/docs/grant-thornton_women-in-business_2017-report.pdf (дата обращения: 16.09.2018)
2. Гончарова, Г. Д. Период раздельного обучения в СССР в 1943-1945 гг. и его отражение в литературе и кинематографе [Текст] / Г. Д. Гончарова // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 28 с.
3. Женщины и мужчины России [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - 2016. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_50/Main.htm (дата обращения: 24.01.17)
4. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы [Электронный ресурс] // Портал Евразийское женское сообщество. - Режим доступа: http://eawfpress.ru/about/organizatsiyam/strategia2017.php. (дата обращения: 28.03.17)
5. Эльборг-Войтек К., Невяк М., Кочхар К., Фабрицио С., Кподар К., Уинжендер Ф., Клементс Б., Шварц Г. Женщины, труд и экономика. Макроэкономические выгоды гендерного равенства [Электронный ресурс] / К. Эльборг-Войтек, М. Невяк, К. Кочхар, С. Фабрицио, К. Кподар, Ф. Уинжендер, Б. Клементс, Г. Шварц // Документ персонала МВФ для обсуждения. - 2013. - N 10 - Режим доступа: https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/sdn/2013/sdn1310r.pdf (дата обращения: 29.12.16)
Педагогика
УДК: 378.016:796.011.2
старший преподаватель Логинов Денис Васильевич
Институт физической культуры, спорта и туризма,
Сибирский федеральный университет, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева,
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск);
кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич
Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск); старший преподаватель Петрова Светлана Сергеевна
Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В РОССИИ, СТРАНАХ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
Аннотация. Современные образовательные программы подготовки специалистов призваны обеспечить единение национальных и международных стандартов образовательной деятельности. В статье рассматриваются действующие в различных странах мира образовательные программы по физическому воспитанию студенческой молодежи. Проведен структурный анализ 237 научных работ, посвященных данной проблематике. В ходе анализа обнаружены, как схожести, так и отличия в образовательных программах обучения студентов в России и развитых странах Европы и Северной Америки. Основная направленность образовательных программ по физическому воспитанию студентов в России связана со спортизацией процесса обучения. В западных странах современные программы физического воспитания студентов направлены на борьбу с распространением ожирения у молодых людей.
Ключевые слова: Высшее образование; образовательные программы; студенты; физическое воспитание; индивидуализация и спортизация.
Annоtation. Modern educational programs are designed to ensure the unity of national and international standards of educational activities. The article deals with the existing in different countries of the world educational programs on physical education of students. The structural analysis of 237 scientific works devoted to this problem is carried out. The analysis revealed both similarities and differences in educational programs of students in Russia and developed countries of Europe and North America. The main focus of educational programs on physical education of students in Russia is associated with the sportization of the learning process. In Western countries, modern physical education programs for students are aimed at combating the spread of obesity in student youth.
Keywords: Higher education; educational programs; students; physical education; individualization and sportization.
Введение. Анализ научных работ специалистов в области модернизации высшего образования показывает, что уже в течение последних 10-15 лет наблюдается противоречие между возрастающими требованиями общества к качеству образования и степенью профессиональной подготовленности выпускников вузов к успешной деятельности в современных социально-экономических условиях [3; 12]. В области физического воспитания личности выявлены существенные противоречия между качеством подготовки будущих специалистов и требованиями социальной практики, между преобладающим информационно-продуктивным (пассивным) характером обучения и запросом общества на компетентных специалистов, обладающих навыками успешного использования современных и инновационных подходов к физическому воспитанию молодых людей [1; 13]. В.Г. Шилько отмечает, что существующее определенное моральное старение действующих в отечественном образовании физкультурно-образовательных парадигм и социокультурная ограниченность методологических конструкций реализации процесса обучения молодых людей предопределяют необходимость значимых преобразований в физическом воспитании студенческой молодежи [14]. В условиях требуемой модернизации существующей сегодня системы высшего образования, воспитание, в том числе и физическое, становится одним из главных направлений деятельности любого образовательного учреждения [6]. По мнению Т.В. Скобликовой, успешное развитие современного общества