Н.В. Скиндер
СТЕРЕОТИПЫ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ КАК ПРИЧИНА ГЕНДЕРНОЙ
СЕГРЕГАЦИИ
Тендерная сегрегация по признаку пола является одной из наиболее часто обсуждаемых проблем. Интерес к этой проблеме связан с ее во многом центральным положением в поддержании и воспроизводстве гендерного неравенства. Высокий уровень сегрегации считается значимым фактором диспропорций в неравенстве возможностей полов в сфере занятости. Анализ гендерных аспектов сегрегации важен как с точки зрения социальной справедливости, так и со стороны повышения эффективности использования трудовых ресурсов.
Как динамическое явление гендерная сегрегация представляет собой тенденцию к устойчивому разделению мужчин и женщин по разным сферам деятельности, т.е. описывает некий процесс, заключающийся в том, что представители каждого пола по определенным причинам заняты в разных видах деятельности. В то же время гендерная сегрегация описывает текущее состояние рынка труда -ситуацию, при которой женщины и мужчины неравномерно распределены между различными видами деятельности. И в том, и в другом случаях речь идет об особенностях гендерной структуры занятости и ее изменений во времени.
Будучи, с одной стороны, одним из результатов развития современного общества, а с другой -источником многих его проблем, гендерная сегрегация сегодня привлекает к себе пристальное внимание со стороны ученых, пытающихся разобраться в причинах, опосредующих возникновение и поддержание сегрегации. Среди основных причин данного явления ученые называют существование гендерных стереотипов в сфере занятости.
Впервые в научный оборот понятие стереотипа было введено У. Липпманом в работе «Общественное мнение» (1922 г.). Он понимал под стереотипами создаваемые культурой образы людей из других групп, которые призваны объяснить поведение этих людей и дать ему оценку, и трактовал стереотипы как избирательный и неточный способ восприятия действительности, ведущий к ее упрощению и порождающий предрассудки. Липпман высказал идею о том, что стереотипы являются неизбежными, будучи объективной функцией взаимодействия человека и окружающей его действительности и проекцией на мир собственных чувств, ценностей человека [1, р. 88-90, 95-96].
Следует отметить, что в дефинициях гендерных стереотипов не существует единства. Ряд западных исследователей в своих определениях делают упор на личностные характеристики мужчин и женщин и рассматривают «гендерные стереотипы как схематизированный набор представлений о персональных характеристиках мужчин и женщин» [2, с. 25-31]. В другой группе определений акцент приходится на сами концепты маскулинности и феминности, в данном случае под гендерными стереотипами понимают «схематизированные, обобщенные образы маскулинности и феминности» [2, с. 34-39]. Третья группа определений берет за основание гендерные отношения. «Гендерные стереотипы - это социально конструируемые категории "маскулинность" и "фемининность", которые подтверждаются различным, в зависимости от пола, поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов, и которые поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально одобряемой манере и ощущать свою целостность и непротиворечивость» [2, с. 41].
Последнее определение нам представляется наиболее точным. Из него следует, что гендерные стереотипы социально сконструированы. Они охватывают социальные представления о мужских и женских качествах, а также о подобающих мужчине и женщине поведении, занятиях и социальных ролях в обществе. Гендерные стереотипы предопределяют идентичность личности, учитывают присутствие не только социальной, но и культурно-символической составляющей.
К особенностям гендерных стереотипов необходимо отнести следующее:
- гендерные стереотипы - нормативны. С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы. В процессе социализации семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных и культурных
механизмов. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их тендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) тендерные различия;
- тендерные стереотипы относительно устойчивы и стабильны. Изменения тендерных стереотипов идут гораздо медленнее изменений социальных реалий. Так, в современных обществах давно отпала социальная необходимость разделения труда по признаку пола. Человеческое общество изменилось технически и технологически, социально и юридически. Тем не менее от женщин требуется и приветствуется концентрация в частной сфере, а от мужчин - преуспевание в сфере общественной;
- тендерные стереотипы носят эмоционально-оценочный характер. В разных обществах тендерные стереотипы различаются, однако в каждом обществе эти стереотипы асимметричны таким образом, что мужчины и все «мужское/маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все женское (феминное) определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное.
Базовая предпосылка тендерных теорий состоит в том, что статус женщины на рынке труда является следствием подчиненною положения женщин в семье и отражением патриархальной организации общества. Из естественното отличия женщин от мужчин - способности к деторождению - общество выводит все остальные различия в способностях, склонностях, навыках, которые мотут оказать влияние на трудовое поведение представителей разных полов, хотя в действительности эти различия мотут быть обусловлены исключительно особенностями социализации мужчин и женщин, начинающейся с самото рождения.
Р. Анкер [3, с. 312] в отношении женщин выделяет три труппы стереотипов, которые, по его мнению, мотут влиять на профессиональную деятельность.
Позитивные стереотипы - склонность к заботе о друтих, большая приспособленность к выполнению ручной работы и т.п. - закрепляют за женщинами в сознании общества и работодателей сферы деятельности, связанные с уходом, воспитанием, обучением, и профессии, тде требуется развитая мелкая моторика.
Негативные стереотипы - меньшая, по сравнению с мужчинами, выносливость, физическая сила, негативное отношение к риску, менее проявленные способности к точным и естественным наукам и друтие характеристики, приписываемые женщинам. Они «предписывают» женщинам не претендовать на руководящие позиции, на работу в тяжелых и опасных условиях, а также не заниматься трудом, требующим лотики и сосредоточенности.
Третья труппа стереотипов, отнесенных Анкером в разряд прочих, включает более высокую склонность женщин к исполнительской деятельности, меньшую потребность в получении высокото дохода, повышенную заинтересованность в надомном труде и т.д.
Таким образом, можно сказать, что тендерные стереотипы конструируют систему неравенства по полу. Они являются одним из способов социальной стратификации общества, который ортанизует систему социальной иерархии. Стереотипы не только устанавливают неравенство: они ето оправдывают, неравенство, следовательно, вытлядит вполне естественным.
Разделение ролевых функций женщины и мужчины в сфере занятости приводит к тендерной сетретации, имеющей две составляющие: горизонтальную и вертикальную. Под горизонтальной тендерной сетретацией понимают неравномерное распределение мужчин и женщин по отраслям экономики и профессиям, под вертикальной - неравномерное распределение по позициям должностной иерархии.
В рамках торизонтальной сетретации выделяют: профессиональную, отраслевую и межсекторную сетретацию.
Под профессиональной сетретацией понимается устойчивая тенденция трудоустройства мужчин и женщин по строто определенным профессиям. Разделение труда по половому признаку связано с представлениями о «мужской» и «женской» работе на основании тендерных различий, которые создаются социально с использованием тендерных стереотипов.
Под отраслевой сетретацией понимается различное распределение мужчин и женщин между отраслями экономики. Отраслевая сетретация так же, как и профессиональная, предполагает набор «женских» и «мужских» сфер занятости. В России «мужскими» отраслями являются сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт. Наивысшая концентрация женщин наблюдается в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство. Промышленность, оптовая и розничная тортовля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытовото обслуживания населения, а также наука и научное обслуживание относятся к катетории промежуточных отраслей.
Межсекторная сегрегация - это различное распределение мужчин и женщин между частными и государственными секторами экономики. Женщин больше на работах по найму в государственных структурах, меньше - на предприятиях и в ортанизациях акционерной, индивидуально-частной собственности.
Горизонтальная сетретация обладает такими свойствами, как инерционность и способность к самоподдержанию. В основе перераспределения мужчин и женщин между профессиями, отраслями мотут лежать различные факторы - культурно-идеолотические, социально-экономические, технолотические и пр. Изменение культурных стереотипов относительно мужской и женской занятости может способствовать постепенному проникновению женщин в традиционно мужские виды деятельности либо уходу мужчин из тех видов деятельности, которые начинают восприниматься как «женские». Примером воздействия со стороны идеолотических факторов может служить освоение женщинами мнотих мужских профессий в тоды первых пятилеток.
Социально-экономические факторы воздействуют на торизонтальную сетретацию, прежде всето, через изменение экономической конъюнктуры в тех или иных отраслях и профессиях, и, соответственно, изменение показателей безработицы и оплаты труда в них. Ухудшение экономической конъюнктуры обычно приводит к замещению мужчин женщинами. К аналотичным последствиям приводит и изменение пропорций в оплате труда между отраслями: мужчины перемещаются в направлении отраслей и профессий с более высокой оплатой труда, а женщины занимают их места в тех секторах, тде происходит относительное снижение заработной платы.
Наконец, технолотические факторы, как правило, связаны с относительным снижением квалификации, рутинизацией работ в том или ином виде деятельности. Смысл этой взаимосвязи сводится к тому, что доля женщин в составе занятых увеличивается тотда, котда падает средний уровень квалификации, необходимый для выполнения работы. Именно снижение квалификации объясняет падение уровня оплаты труда по мере увеличения доли женщин в числе занятых.
Помимо торизонтальной сетретации на рынке труда не менее редким явлением является вертикальная сетретация, которая отражает различия в должностном положении мужчин и женщин. В большинстве случаев, товоря о вертикальной сетретации, мы имеем в виду низкую доступность для женщин престижных профессий и должностей в сфере бизнеса и управления, связанных с ответственностью и принятием решений. Причем это утверждение справедливо как для характеристики особенностей их занятости в ортанах тосударственной власти, так и на предприятиях всех форм собственности.
Вертикальная сетретация прослеживается во всех отраслях и профессиях. Даже в такой феминизированной отрасли, как образование, доля женщин последовательно снижается при переходе к более высоким должностным позициям. В сфере высшего образования женщины составляют 68 % среди рядовых преподавателей вузов, на уровне деканов факультетов - 31 %, а в числе ректоров вузов их насчитывается всего лишь 7 % [4, с. 12].
Однако наиболее яркое проявление эти тенденции находят в сфере государственной власти. Здесь отчетливо прослеживается «пирамидальная» структура занятости женщин на различных властных уровнях. Среди высших государственных служащих женщины составляют всето 5,7 %, среди «тлавных» -15,5 %, «ведущих» - 31,1 %, в категории старших служащих их насчитывается практически половина -49,9 %, а в категории младших - свыше 80 % [5, с. 87].
Среди основных причин препятствий, не позволяющих женщинам занимать ответственные посты директивното уровня, чаще всето указывают на существование в обществе тендерных стереотипов. В чем это проявляется?
Во-первых, в том, что причины неуспеха женских карьер в области управления связаны с выработанными обществом поведенческими образцами, делающими акцент на эмоциональности, мяткости и зависимости, что противоречит базовому имиджу менеджера высокото уровня, основывающемуся на жесткости, индивидуальной независимости. Поэтому женщины сами чувствуют себя дискомфортно на соответствующих позициях и предпочитают вообще не стремиться к ним.
Во-вторых, желание видеть во тлаве компании мужчин основывается на существующем в массовом сознании тендерном стереотипе прирожденных способностей мужчин - они более интеллектуально развиты, ответственны, компетентны, целеустремлены, чем женщины.
В-третьих, существует и друтое объяснение малой представленности женщин в высших эшелонах управленческой власти: оно состоит в том, что женщины реже, чем мужчины, тотовы пойти на жертвы и приложить достаточно усилий, чтобы подняться до определенных высот в крупной корпорации.
Таким образом, структура профессиональной и отраслевой занятости отражает консерватизм тендерного уклада в социально-трудовых отношениях. До сих пор одним из тлавных оснований разделения
труда в сфере занятости продолжает выступать влияние тендерных установок, предопределяющих вид профессиональной деятельности женщин и зачастую связанных с выполнением семейных обязанностей, что приводит к концентрации женщин в определенных профессиях и отраслях зачастую низкооплачиваемых.
Кроме того, сферой приложения женского труда, несмотря на высокий профессионализм, остаются, как правило, должности, не требующие высокой квалификации, в то время как мужчины занимают должности, предусматривающие наличие высокого социального статуса, а именно, руководителей, предпринимателей, менеджеров. Можно сказать, что проблема гендерной сегрегации на рынке труда, обусловленная существованием гендерных стереотипов, продуцирует социальную дискриминацию в сфере занятости по признаку пола.
Литература
1. Lippman W. Public Opinion. N.Y., 1922.
2. Котлова Т.Е., Рябова Т.Б. Библиографический обзор исследований по проблемам тендерных стереотипов // Женщина в российском обществе. М., 2001.
3. Анкер Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор // Тендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. М., 2002.
4. Баскакова М.Е. Содействие в достижении равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин // Демоскоп. 2005. № 219-220.
5. Мальцева И.О., Рощин С.Ю. Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке труда. М., 2006.