Научная статья на тему 'Гендерная безопасность в средней общеобразовательной школе как одно из направлений формирования личностных универсальных учебных действий'

Гендерная безопасность в средней общеобразовательной школе как одно из направлений формирования личностных универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
126
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мохова В. О.

В статье рассматриваются вопросы функционирования сексистских гендерных стереотипов и возможные пути их разрушения; роль средней общеобразовательной школы в формировании сексизма; возможности школы по формированию гендерного равенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерная безопасность в средней общеобразовательной школе как одно из направлений формирования личностных универсальных учебных действий»

ГЕНДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

© Мохова В.О.*

Волжский государственный инженерно-педагогический университет, г. Нижний Новгород

В статье рассматриваются вопросы функционирования сексистских гендерных стереотипов и возможные пути их разрушения; роль средней общеобразовательной школы в формировании сексизма; возможности школы по формированию гендерного равенства.

Сложно переоценить значение современных психологических исследований для изучения гендерных стереотипов и, в частности, сексистских установок в обществе. Проблема более низкого положения в обществе женщины по сравнению с мужчиной поднималась учеными задолго до появления термина «гендер», но благодаря возникновению гендерной специфики в исследованиях, стали понятны механизмы функционирования сексистских установок и способы их разрушения.

Так как ценностно-смысловые установки обучающихся в средней школе входят в личностный блок универсальных учебных действий, формирование адекватных установок, способствующих гендерной равноправности, находится в ведении учителя и школьной воспитательной системы. К сожалению педагоги не всегда обладают достаточными знаниями для того чтобы отследить собственные сексистские установки, что затрудняет для них работу над осознанием детьми гендерных стереотипов и принятия ими позиции гендерного равноправия. Поставим целью данной статьи освещение вопроса функционирования сексистских гендерных стереотипов и возможные пути их разрушения.

В качестве исторического примера борьбы за равноценность женщины рассмотрим основополагающие работы середины IX и начала и середины XX вв.

Первая из них - книга Дж.Ст. Милля «О подчинении женщины» была издана в России в 1869 году. Для нашей страны это был период, когда основной сферой жизнедеятельности женщины считалась семья. С трудом выходя за рамки семьи, женщина получала помимо бесценного опыта упреки в низкой компетентности, низких способностях, занятии не своим делом, самые незначительные должности и минимальную оплату за свой труд.

Милль указывает на то, что отношения двух полов друг к другу, в которых один пол всецело подчинен другому, является не только заведомо лож-

* Аспирант кафедры Психологии профессионального развития.

ным но и тормозящим прогресс всего общества в целом. Одним из первых, Милль справедливо замечает, что никакие данные исследований не могут прояснить вопрос о способностях женщины. Позже, в начале XX века эта же мысль прозвучит у О. Вейнингера. Изначально женщина находится в более скудных, по сравнению с мужчиной, условиях, ее развитие деформируется. Поэтому мы не можем увидеть истинного ее потенциала или судить о нем.

Новаторством является и обсуждение способностей женщины по части овладения профессиями, а также признания причин, по которым мужчины столь неохотно впускают женщин в профессиональную самореализацию: «Не допуская женщин к широкому выбору деятельности, они (мужчины) как будто боятся, что женщина потеряет вкус к тому, что считается ее естественным призванием... Пусть бы кто-нибудь сделал такое заявление: обществу необходимо, чтобы женщины выходили замуж и производили потомство; они не хотят этого делать, и поэтому нужно их принудить» [6].

Книга Л. Браун под названием «Женский вопрос», вышедшая в 1902 году являет собой пример исторического исследования положения женщины в обществе. Подробно описывая развитие правовых отношений между мужчиной и женщиной, изменения в отношении к женщине, произошедшие с возникновением христианства, Браун указывает на то, что во все времена положение женщины - угнетаемое и подчиненное, а разница состоит лишь в степени угнетения и подчинения. Доступ к образованию тесно связывается с состоятельностью. Если духовное совершенствование состоятельных женщин Италии и Испании было стихийным и само собой разумеющимся, то положение женщин Франции, Англии, Германии было совсем иным. Здесь женщины получали образование через вторые и третьи руки, и расширяли его часто в ответ на экономическую необходимость обеспечить себя. Именно эти страны Браун считает колыбелью женского движения - осознанного стремления женщины к правам, образованию, возможности самообеспечения [3].

К проблеме различий между мужским и женским положением в обществе обращались философы и социологи. Симона де Бовуар в 1949, в книге «Второй пол», приводит подробный анализ мужских предубеждений против женщин, откровенно говорит о месте, которое женщина занимает в обществе, и о тех зачастую неразрешимых сложностях, с которыми сталкивается женщина на протяжении своей жизни. Именно С. де Бовуар предложила рассматривать женщину как «становление», не ограничивая образ статикой вчерашнего или сегодняшнего дня [2].

Проблема неравенства женщины и мужчины, описанная С. де Бовуар, к сожалению, является актуальной и в наши дни. Каждой современной женщине знакомы следующие ситуации, описанные С. де Бовуар: для замужней женщины зарплата обычно представляет собой не основной, а дополнительный доход; экономическая независимость от мужчины не дает положения, идентичного положению мужчины; следование нормам моды и ухода за своим телом требуют значительных затрат; замкнутые в своем мире жен-

щины придают преувеличенное значение своим женским занятиям, и это приводит к их бесконечному усложнению [2].

Гендерные установки окружают нас постоянно. Мнение педагогов относительно способностей, характера, норм поведения тесно связано с восприятием ребенка как мальчика или девочки. Допустимое поведение становится относительным понятием. Тем не менее, вред, наносимый гендерными стереотипами, часто представляется педагогам как не существенный, не стоящий отдельного внимания и затраты ресурсов. К сожалению, эта позиция далека от действительности.

Экклз и ее коллегами была предложена модель самореализующихся пророчеств (самореализующееся пророчество - тенденция, выраженная в том, что ожидания вызывают поведение, их подтверждающее [1]), начало которой закладывалось родительскими стереотипами гендерной роли. Согласно этой модели, гендерные стереотипы оказывают влияние на следующие факторы:

1. на то, чему родители приписывают школьные успехи своих детей (способностям или старательности);

2. на эмоциональные реакции родителей на успехи детей в разных областях знаний;

3. на то значение, которое родители придают приобретению своими детьми различных навыков и знаний;

4. на те советы, которые дают родители по поводу приобретения детьми различных навыков и знаний;

5. на те виды деятельности, в которые родители вовлекают своих детей, и на те игрушки, которые они им покупают.

Ожидалось, что перечисленные выше факторы окажут влияние:

1. на уверенность детей в своих способностях;

2. на заинтересованность детей в приобретении различных навыков;

3. на эмоциональные реакции детей (чувства) при принятии участия в различных видах активности;

4. на суммарное количество времени и сил, которые дети будут посвящать освоению и демонстрации различных навыков [1, с. 218-219].

Таким образом, уверенность в своих способностях, заинтересованность в обучении, желание продемонстрировать свои возможности - напрямую зависят от гендерных стереотипов, которыми окружены обучающиеся.

Процесс изменения социальных установок идет очень медленно, порой в течение 30 лет психологи не находят никаких отличий в характере сексистских стереотипов. Сексизм не однороден по своей природе, имеет разные проявления и обоснования. Формы сексизма, выделенные Т. Нельсоном:

- старомодный сексизм - поддержка традиционных гендерных ролей, различное обращение с мужчинами и женщинами, стереотипы о меньшей компетентности женщин;

- современный сексизм - отрицание дискриминации женщин и игнорирование программ и законов, создаваемых в помощь женщинам, разделение убеждений старомодного сексизма;

- амбивалентный сексизм, который подразделяется на доброжелательный и агрессивный сексизм [7].

Амбивалентные сексисты придерживаются позитивных взглядов на некоторых женщин (доброжелательный сексизм), они же имеют негативные позиции по отношению к другим женщинам (враждебный сексизм). Доброжелательные сексисты - защитники женщин, восхищающиеся ролями матерей и жен, идеализирующие женщин как объекты любви. Тогда как выходящая за рамки стереотипов женщина, заслужит осуждение амбивалентных сексистов, то есть реакцию враждебного сексизма. Отличие амбивалентного сексиста от не сексиста в том, что несексисты не поддерживают гендерные стереотипы и не разделяют женщин на хорошую и плохую категории [7].

Возможна ли корректировка имеющихся предубеждений против женщин или против мужчин? Прогноз по избавлению общества от сексизма благоприятен - после осознания своих установок люди способны корректировать свое поведение и отношение. Для осознания установок необходимо повышение информированности о проблеме сексизма на всех этапах обучения. Если преподаватели и обучающиеся будут отдавать себе отчет - какое поведение, как по отношению к женщине (мизогиния), так и по отношению к мужчине (мизанд-рия), является сексистским, какие последствия последуют за реализацией сексистских установок, это повлечет за собой снижение проявлений сексизма.

Большая часть телевизионного контекста несет в себе сексистские установки, появление которых не регулируется законодательно, это ведет к укреплению сексистских установок в обществе, а также к опасному восприятию их как нормальных и традиционных. Тем важнее транслирование педагогами информации, позволяющей расширить представления учащихся о традиционных и возможных социальных ролях мужчины и женщины.

Включение проблематики сексизма в блок формирования личностных универсальных учебных действий как формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, позволит, прежде всего, повысить уровень информированности самих преподавателей, что повлечет за собой изменение их поведения в работе и повседневной жизни, сделает процесс обучения более «гендерно гигиеничным». В оптимальном варианте, обучающиеся получат новые знания о гендерных стереотипах и о сексизме не только в организованной форме - на классных часах, родительских собраниях и специальных мероприятиях-акциях, психологических тренингах, но и в стихийной форме -в виде контекста, присутствующего во время урока.

Исследования доказывают, что большее количество информации о проблеме сексистских установок и последствиях их реализации в обществе может помочь снизить уровень сексизма. Существуют объективные причины, по которым сексистские установки корректируются медленно и неохотно. Пе-

риод «бесполого сексизма» и негативное отношение женщин нашей страны к феминизму делают из самих женщин - современных сексистов - они не хотят говорить о своем положении в обществе, видя в феминизме только угрозу для себя. На основе исторических гендерных исследований, возможно обнаружение тех факторов, которые помогали смягчить или скорректировать секситст-кие установки по отношению к женщине в разные исторические периоды, а также разработка обучающих и социальных программ, направленных на нейтрализацию сексистских установок в современном обществе.

Список литературы:

1. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 318 с.

2. Бовуар С. де. Второй пол: Т. 1 и 2 / Пер. с франц.; общ. ред. и вступ. ст. С. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. - М.; СПб., 1997. - 832 с.

3. Браун Л. Женский вопрос. - 1902. - 433 с.

4. Вейнингер О. Пол и характер. - М.: ТЕРРА, 1992. - 480 с.

5. Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. - М.: ОГИ, 1997. - 464 с.

6. Милль Дж.Ст. О подчинении женщины / Пер. с англ. М. Лялиной; под ред. В.С. Лялина. - СПб.: Изд. книгопродавца В.И. Губинского, 1896. - 121 с.

7. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 384 с.

ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

© Радионова Е.В.*

Г осударственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова,

г. Ярославль

В статье на основе результатов социологического исследования сформулированы наиболее актуальные для современной социально-педагогической ситуации проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, выполняющие функции классного руководителя. Исследование проведено в школах Заволжского района города Ярославля.

Все чаще в обществе высказывается мнение, что будущее человечества должно быть связано не с технотронным, а с гуманистическим обществом, высшей целью которого является формирование и развитие личности.

В Концепции модернизации российского образования обозначены общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существен-

* Аспирант кафедры «Социология и психология», заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 47 г. Ярославль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.